Медицина в Библии

Медицина в Библии

(6 голосов4.3 из 5)

Како­во отно­ше­ние Биб­лии к меди­цине? Прав­да ли, что веру­ю­щие долж­ны отка­зать­ся от лече­ния и упо­вать лишь на волю Гос­по­да? Бла­го­слов­ля­ет ли Гос­подь обра­ще­ние к медикам?

1. Вступ­ле­ние: рели­ги­оз­ное зна­че­ние болезней

Очень слож­но сопо­став­лять меди­ци­ну наших дней и совре­мен­ную меж­ду­на­род­ную клас­си­фи­ка­цию болез­ней с биб­лей­ски­ми вре­ме­на­ми. В Биб­лии клас­си­фи­ка­ция внут­рен­них болез­ней отсут­ству­ет, а меди­цин­ские наблю­де­ния весь­ма сум­мар­ны; они сво­дят­ся к тому, что види­мо: к кож­ным болез­ням, ране­ни­ям, пере­ло­мам, лихо­рад­ке, сопро­вож­да­ю­щей инфек­ци­он­ные забо­ле­ва­ния. Это, а так­же общие поня­тия сла­бо­сти и немо­щи, воз­буж­де­ния и при­пад­ка. Но, несмот­ря на это, взгляд Биб­лии на меди­ци­ну для нас все-таки очень важен, ибо он – ори­ен­тир для веру­ю­ще­го человека.

В биб­лей­ские вре­ме­на есте­ствен­ных при­чин болез­ней даже не ищут, кро­ме тех, кото­рые оче­вид­ны: ране­ния, паде­ния, одрях­ле­ние и сле­по­та при ста­ро­сти, напри­мер, как у Быто­пи­са­те­ля: “Когда Иса­ак соста­рил­ся, и при­ту­пи­лось зре­ние глаз его, он при­звал стар­ше­го сына сво­е­го Иса­ва” (Быт. 27:1). Глав­ная при­чи­на тако­го под­хо­да в том, что болезнь обыч­но рас­смат­ри­ва­лась как нака­за­ние за гре­хи. Так, уви­дев сле­по­рож­ден­но­го, уче­ни­ки спро­си­ли у Иису­са: “Рав­ви! Кто согре­шил, он или роди­те­ли его, что родил­ся сле­пым?” (Ин. 9:2). Болезнь мог­ла посы­лать­ся Богом пря­мо, напри­мер, перед каз­ня­ми еги­пет­ски­ми “Гос­подь ска­зал (Мои­сею): кто дал уста чело­ве­ку? Кто дела­ет немым, или глу­хим, или зря­чим, или сле­пым? Не Я ли Гос­подь (Бог)?” (Исх. 4:11).

Болезнь мог­ла воз­ник­нуть у чело­ве­ка с Божия соиз­во­ле­ния через посред­ство нечи­стой силы, как у Иова, когда “ото­шел сата­на от лица Гос­под­ня и пора­зил Иова про­ка­зою лютою от подош­вы ноги его по самое темя его” (Иов. 2:7). При­чи­ною болез­ни мог­ла так­же быть чело­ве­че­ская зависть. Так, у того же Иова мы встре­ча­ем: “Глуп­ца уби­ва­ет гнев­ли­вость, и несмыс­лен­но­го губит раз­дра­жи­тель­ность” (Иов. 5:2); а с дру­гой сто­ро­ны, “крот­кое серд­це – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей” (Притч. 14:30).

Вет­хий Завет ука­зы­ва­ет в каче­стве при­чи­ны болез­ни пре­сы­ще­ние, Кни­га пре­муд­ро­сти Иису­са, сына Сира­хо­ва, взы­ва­ет к нам из глу­би­ны веков: “Сын мой! В про­дол­же­ние жиз­ни испы­ты­вай твою душу, и наблю­дай, что для нее вред­но, и не давай ей того… Не пре­сы­щай­ся вся­кою сла­стью, и не бро­сай­ся на раз­ные сне­ди; ибо от мно­го­яде­ния быва­ет болезнь, и пре­сы­ще­ние дово­дит до холе­ры; от пре­сы­ще­ния мно­гие умер­ли, а воз­дер­жан­ный при­ба­вит себе жиз­ни” (Сирах. 37: 30–34). Одна­ко в любом слу­чае счи­та­ет­ся, что в конеч­ном ито­ге болезнь нис­по­сла­на Богом за грехи.

Для рели­ги­оз­но­го созна­ния глав­ней­шее заклю­ча­ет­ся в рели­ги­оз­ной эти­ке: что зна­чит болезнь для того, кто болен? Поче­му болезнь, пора­жая тело, так или ина­че задей­ству­ет и душу чело­ве­ка, в кото­рой сле­ду­ет видеть и образ Божий. И сей­час, хотя целый ряд болез­ней и сошел на нет, им на сме­ну при­шли дру­гие. Пото­му, несмот­ря на все колос­саль­ные дости­же­ния меди­ци­ны, вер­ны­ми и поныне оста­ют­ся сло­ва псал­мо­пев­ца и про­ро­ка Дави­да: “Дней лет наших – семь­де­сят лет, а при боль­шей кре­по­сти – восемь­де­сят лет; и самая луч­шая пора их – труд и болезнь, ибо про­хо­дят быст­ро, и мы летим” (Пс. 89:10). А это – уже религия.

Для пра­виль­но­го пони­ма­ния этой про­бле­мы, то есть вза­и­мо­от­но­ше­ния рели­гии и меди­ци­ны, невоз­мож­но обой­ти саму осно­ву, а имен­но биб­лей­скую антропологию.

 2. Биб­лей­ская антро­по­ло­гия: тело, душа, дух

Биб­лия не зани­ма­ет­ся ана­то­ми­ей и физио­ло­ги­ей, а пря­мо и чет­ко ука­зы­ва­ет на зем­ное в узком, а так­же в пла­не­тар­ном смыс­ле это­го сло­ва, про­ис­хож­де­ние чело­ве­ка: “И создал Гос­подь Бог чело­ве­ка из пра­ха зем­но­го, и вду­нул в лице его дыха­ние жиз­ни, и стал чело­век душею живою” (Быт. 2:7).

Извест­но, что про­пор­ция хими­че­ских эле­мен­тов чело­ве­че­ско­го тела и зем­ли при­мер­но одна и та же. Чело­век – не ино­пла­не­тя­нин, он не при­ше­лец из дру­гих миров: он – зем­ля и в зем­лю ухо­дит. Поэто­му Еккле­си­аст и ска­зал “в серд­це сво­ем о сынах чело­ве­че­ских, что­бы испы­тал их Бог, и что­бы они виде­ли, что они сами по себе живот­ные: пото­му что участь сынов чело­ве­че­ских и участь живот­ных – участь одна; как те уми­ра­ют, так уми­ра­ют и эти, и одно дыха­ние у всех, и нет у чело­ве­ка пре­иму­ще­ства перед ско­том; пото­му что все – суе­та! Все идет в одно место; все про­изо­шло из пра­ха и все воз­вра­тит­ся в прах” (Екк. 3: 18–20).

Одна­ко хотя чело­век и дышит одним и тем же воз­ду­хом, что и пре­зрен­ные в Биб­лии сви­нья и бро­дя­чий пес, и боль­ше пяти минут не может про­жить без это­го воз­ду­ха, ибо “одно дыха­ние у всех, и нет у чело­ве­ка пре­иму­ще­ства перед ско­том”, чело­век был постав­лен над миром. Тво­ря чело­ве­че­скую при­ро­ду, Бог дей­ству­ет осо­бен­ным обра­зом; то, что в бого­сло­вии назы­ва­ет­ся пред­веч­ным Сове­том Тро­и­цы, – как бы сосре­до­та­чи­ва­ясь, преж­де чем эту чело­ве­че­скую при­ро­ду сотво­рить: “И ска­зал Бог: сотво­рим чело­ве­ка по обра­зу Наше­му и по подо­бию Наше­му… И сотво­рил Бог чело­ве­ка по обра­зу Сво­е­му, по обра­зу Божию сотво­рил его; муж­чи­ну и жен­щи­ну сотво­рил их. И бла­го­сло­вил их Бог и ска­зал: пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няй­те зем­лю, и обла­дай­те ею, и вла­ды­че­ствуй­те над рыба­ми мор­ски­ми, (и над зве­ря­ми,) и над пти­ца­ми небес­ны­ми, (и над вся­ким ско­том, и над всею зем­лею) и над вся­ким живот­ным, пре­смы­ка­ю­щим­ся по зем­ле” (Быт. 1:26–28).

Чело­век пото­му спо­со­бен и при­зван быть не толь­ко в мире, но и сто­ять над миром, что Сам Бог “вдох­нул в лице его дыха­ние жиз­ни”. И вот это живое суще­ство, наде­лен­ное обра­зом Божи­им, ста­ло назы­вать­ся человеком.

Итак, чело­век состо­ит из двух основ­ных эле­мен­тов: мате­ри­аль­но­го тела и духов­ной бес­смерт­ной души.

В Вет­хом Заве­те тело и плоть обо­зна­че­ны одним сло­вом “басар”, в гре­че­ском же тек­сте Ново­го Заве­та для этих поня­тий есть два сло­ва: тело (гре­че­ский текст) (лат. Corpus) и плоть (гре­че­ский текст), то есть при­мер­но то, что теперь в гисто­ло­гии назы­ва­ет­ся “тка­нью” и пред­став­ля­ет собой ниже­сто­я­щее поня­тие – струк­тур­ную орга­ни­за­цию тела. Тело есть сово­куп­ность сла­жен­но дей­ству­ю­щих орга­нов, состо­я­щих из (гре­че­ский текст) ткани.

В Биб­лии плоть нико­гда не рас­смат­ри­ва­ет­ся как нечто дур­ное по сво­е­му суще­ству (о “плот­ском чело­ве­ке” апо­сто­ла Пав­ла ска­жем ниже). Иов Мно­го­стра­даль­ный, сетуя, напо­ми­на­ет Богу: “Вспом­ни, что Ты, как гли­ну, обде­лал меня, и в прах обра­ща­ешь меня… кожею и пло­тью одел меня, костя­ми и жила­ми скре­пил меня” (Иов. 10:9,11). Плоть вышла из рук Божи­их как бы из рук тка­ча, и Псал­мо­пе­вец сла­вит Бога: “Ты устро­ил внут­рен­но­сти мои и соткал меня во чре­ве мате­ри моей. Слав­лю Тебя, пото­му что я див­но устро­ен” (Пс. 138:13,14). Тем самым плоть достой­на и наше­го вос­хи­ще­ния, ибо она была вос­при­ня­та Сыном Божи­им: “Сло­во ста­ло пло­тию” (Ин. 1:14). Плоть спо­соб­на пре­об­ра­жать­ся Духом Божи­им. Даже апо­стол Павел, кото­рый в тер­мин “плоть” вно­сит неко­то­рую смыс­ло­вую двой­ствен­ность, гово­рит: “Никто нико­гда не имел нена­ви­сти к сво­ей пло­ти, но пита­ет и гре­ет ее, как и Гос­подь Цер­ковь; пото­му что мы чле­ны тела Его, от пло­ти Его и от костей Его” (Еф. 5:29–30).

В Посла­нии к Евре­ям (2: 14) апо­стол Павел еще боль­ше утвер­жда­ет досто­ин­ство пло­ти: “Как дети при­част­ны пло­ти и кро­ви, то и Он (Иисус, – еп. К.) так­же вос­при­нял оные, дабы смер­тью лишить силы име­ю­ще­го дер­жа­ву смер­ти, то есть диа­во­ла”. Поэто­му и в молит­вах, свя­зан­ных с При­ча­ще­ни­ем (до и после него), встре­ча­ют­ся не толь­ко выра­же­ния “тело” Хри­сто­во, но и “плоть”. Напри­мер, в молит­ве перед Свя­тым При­ча­ще­ни­ем свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий обра­ща­ет­ся к Иису­су Хри­сту: “Без­на­чаль­на­го Отца соприс­но­сущ­ный Сыне и собез­на­чаль­ный, пре­мно­гия ради бла­го­сти, в послед­ние дни в плоть обол­кий­ся…”. Или же в бла­го­дар­ствен­ной молит­ве свя­то­го Симео­на Мета­ф­ра­с­та гово­рит­ся: “Давый мне пищу плоть Твою волею… паче же прой­ди во уды моя, во вся соста­вы, во утро­бу, в серд­це… соста­вы утвер­ди с костьми вку­пе. Чувств про­све­ти про­стую пятерицу”.

Плоть пред­став­ля­ет­ся состав­ной частью наше­го телес­но­го суще­ства, когда чело­век здо­ров. Об этом гово­рят в кон­тек­сте такие биб­лей­ские выра­же­ния, как “плоть и кровь”, “кость и плоть”, “серд­це и плоть”. А в болез­нен­ном состо­я­нии чело­ве­ка сло­во “плоть” может обо­зна­чать все тело, как, напри­мер, у царя Дави­да: “Чрес­ла мои пол­ны вос­па­ле­ни­я­ми и нет цело­го места в пло­ти моей” (Пс. 37:8) или у апо­сто­ла Пав­ла, когда он жалу­ет­ся на “пакост­ни­ка пло­ти”, пишет к Гала­там: “Хотя я в немо­щи пло­ти бла­го­вест­во­вал вам в пер­вый раз, но вы не пре­зре­ли иску­ше­ния мое­го в пло­ти моей и не возг­ну­ша­лись им, а при­ня­ли меня…” (Гал. 4:14). Когда же апо­стол Павел в Посла­нии к Корин­фя­нам о духов­ном чело­ве­ке про­ти­во­по­став­ля­ет его чело­ве­ку плот­ско­му, то здесь дуа­лизм не антро­по­ло­ги­че­ский, а нрав­ствен­ный. Ска­зать, что чело­век – плот­ский, зна­чит харак­те­ри­зо­вать его с той сто­ро­ны его зем­но­го, телес­но­го, внеш­не­го аспек­та, кото­рая дает ему воз­мож­ность выра­жать себя толь­ко (или пре­иму­ще­ствен­но) посред­ством этой плоти.

Наше тело, по Биб­лии, не явля­ет­ся про­стой сово­куп­но­стью пло­ти и костей, пло­ти и кро­ви, кото­рой обла­да­ет чело­век во вре­мя сво­е­го зем­но­го суще­ство­ва­ния. Тело не толь­ко объ­еди­ня­ет все чле­ны, его состав­ля­ю­щие, – оно выра­жа­ет лич­ность в ее глав­ных состо­я­ни­ях. Суще­ство­ва­ние души после смер­ти даже в Цар­ствии Божи­ем не явля­ет­ся пол­но­цен­ным состо­я­ни­ем лич­но­сти. Поэто­му тело долж­но вос­крес­нуть, как Сам Гос­подь, ибо, по сло­ву Апо­сто­ла, “тела ваши суть чле­ны Хри­сто­вы” и “храм живу­ще­го в вас Свя­то­го Духа” (1Кор. 6:15,19).

В вет­хо­за­вет­ном пони­ма­нии тело достой­но того же ува­же­ния. что и плоть, пото­му что и то, и дру­гое выра­жа­ет чело­ве­ка во всей его сово­куп­но­сти. Новый Завет более под­чер­ки­ва­ет досто­ин­ство тела. Тогда как плоть воз­вра­ща­ет­ся в зем­лю, – тело посвя­ще­но Гос­по­ду. Досто­ин­ство тело не дости­га­ет на зем­ле сво­ей выс­шей сте­пе­ни: “Иисус Хри­стос уни­чи­жен­ное тело наше пре­об­ра­зит так, что оно будет сооб­раз­но слав­но­му телу Его” (Флп. 3:21), ста­нет “телом духов­ным” по обра­зу небес­но­го Ада­ма (1Кор. 15:44,49).

Поня­тие “душа” в биб­лей­ском смыс­ле это­го сло­ва отли­ча­ет­ся от наше­го обы­ден­но­го пони­ма­ния. Наше созна­ние чаще все­го пред­став­ля­ет чело­ве­ка состо­я­щим из тела и души, как сосуд с несме­ши­ва­ю­щи­ми­ся жид­ко­стя­ми (ска­жем, с водой и мас­лом). В Биб­лии душа име­ет очень мно­го зна­че­ний и все зави­сит от контекста.

В общем же, душа обо­зна­ча­ет все­го чело­ве­ка: посколь­ку он ожив­лен духом жиз­ни, но душа не явля­ет­ся “частью”, обра­зу­ю­щей в соеди­не­нии с телом чело­ве­че­ское суще­ство. Соб­ствен­но гово­ря, душа не оби­та­ет в теле, а выра­жа­ет­ся телом, кото­рое, в свою оче­редь, как и плоть, обо­зна­ча­ет все­го живо­го чело­ве­ка. Поэто­му поня­тия “жизнь” и “душа” часто ока­зы­ва­ют­ся рав­но­знач­ны­ми. Душа как субъ­ект сов­па­да­ет с нашим “Я” так же, как и биб­лей­ские “серд­це” или “плоть”, но с боль­шим оттен­ком внут­рен­ней углуб­лен­но­сти и жиз­нен­ной силы. Это “Я” выра­жа­ет­ся в раз­лич­ных видах дея­тель­но­сти, кото­рые даже не все­гда духов­ны. Так, напри­мер, в одной из притч Хри­сто­вых богач гово­рит: “Ска­жу душе моей: душа! Мно­го добра лежит у тебя на мно­гие годы: покой­ся, ешь, пей, весе­лись”. Но Бог ска­зал ему: “безум­ный! В сию ночь душу твою возь­мут у тебя” (Лк. 12:19–20).

Душа – это сим­вол жиз­ни, но не ее источ­ник. Источ­ник жиз­ни – Бог, дей­ству­ю­щий посред­ством сво­е­го Духа. “И вду­нул (Бог, – еп. К.) в лице его дыха­ние жиз­ни, и стал чело­век душею живою” (Быт. 2:7).

Отли­чие чело­ве­ка от дру­гих тва­рей в том, что он орга­нич­но соеди­ня­ет в себе два мира – мате­ри­аль­ный и духов­ный. Пото­му про­цесс их раз­де­ле­ния, или смер­ти, так стра­шен и томи­те­лен для чело­ве­ка, что он пере­ста­ет быть чело­ве­ком. Несо­мнен­но, душа нуж­да­ет­ся в теле, а тело в душе. Душа не совер­шен­на без тела, а тело не совер­шен­но без души.

Суще­ству­ет так­же тес­ная связь меж­ду духом и моз­го­вой дея­тель­но­стью. Вся­кая духов­ная дея­тель­ность свя­за­на с моз­го­вой; вся­кая моз­го­вая дея­тель­ность име­ет духов­ный аспект. Чело­ве­че­ская душа, исполь­зуя мозг, замут­нен­ный болез­нью или пре­бы­ва­ю­щий в состо­я­нии опья­не­ния, не смо­жет рас­суж­дать здра­во. Так же, как и самый вели­кий музы­кант не смог бы испол­нить шедевр на раз­би­том фор­те­пи­а­но. Душа не будет сво­бод­на в сво­ем выбо­ре, если ее пара­ли­зу­ет пло­хая рабо­та орга­низ­ма. Суще­ству­ет раз­ры­ва­е­мая толь­ко смер­тью орга­нич­ная связь меж­ду душой и телом. Через болезнь уже начи­на­ет про­яв­лять­ся власть смер­ти над чело­ве­ком, и поэто­му Биб­лия каса­ет­ся в основ­ном рели­ги­оз­но­го зна­че­ния болезней.

3. Болезнь и грех

Испы­та­ние болез­нью долж­но воз­бу­дить в чело­ве­ке созна­ние гре­ха. В про­си­тель­ных псал­мах это и отме­ча­ет­ся: моль­ба об исце­ле­нии все­гда сопро­вож­да­ет­ся при­зна­ни­ем гре­хов: “Нет цело­го места в пло­ти моей от гне­ва Тво­е­го; нет мира в костях моих от гре­хов моих. Ибо без­за­ко­ния мои пре­вы­си­ли голо­ву мою… Смер­дят, гно­ят­ся раны мои от безу­мия мое­го” (Пс. 37:4–6). Одна­ко вста­ет вопрос, явля­ет­ся ли каж­дая болезнь след­стви­ем лич­ных гре­хов боля­ще­го? И ответ на этот вопрос не все­гда ясен.

Меди­ци­на у биб­лей­ских наро­дов была в веде­нии жре­цов и в извест­ной мере она сохра­ня­ла связь с маги­ей. Биб­лия сво­е­му наро­ду запре­ща­ет при­ме­не­ние магии, свя­зан­ной с идо­ло­по­клон­ни­че­ством. Но в Вет­хом Заве­те связь свя­щен­ни­ка с вра­че­ва­те­лем была очень тес­ной. При рели­ги­оз­ном взгля­де на болезнь исце­ле­ние пони­ма­лось как зна­ме­ние того, что чело­век про­щен Богом, “ибо Я Гос­подь (Бог твой), цели­тель твой” (Исх. 15:26). В целом меди­цин­ские зна­ния были крайне поверх­ност­ны: не обна­ру­же­но ника­ких сле­дов суще­ство­ва­ния меди­цин­ско­го обра­зо­ва­ния в биб­лей­ской Пале­стине. В Биб­лии до эпо­хи Царств нет ника­ко­го упо­ми­на­ния о вра­чах. Как и в Древ­нем Егип­те, отку­да вышли евреи, меди­цин­ские обя­зан­но­сти в годы исхо­да неред­ко испол­ня­лись свя­щен­ни­ка­ми. Они осмат­ри­ва­ли боль­но­го в слу­чае про­ка­зы, нала­га­ли каран­тин, сле­ди­ли за сани­тар­ным состо­я­ни­ем ста­на и соблю­де­ни­ем лич­ной гиги­е­ны. Вся 13 гла­ва Кни­ги Левит посвя­ще­на диф­фе­рен­ци­аль­ной диа­гно­сти­ке кож­ных забо­ле­ва­ний, 14 гла­ва – диа­гно­зу и лече­нию про­ка­зы, 15 гла­ва содер­жит пред­пи­са­ния о чисто­те тела муж­чи­ны и женщины.

Из 2 Кни­ги Пара­ли­по­ме­нон (16: 12) извест­но, что Аса, царь Иудей­ский, “в болез­ни сво­ей взыс­кал не Гос­по­да, а вра­чей”. Лето­пи­сец упре­ка­ет Асу в том, что тот обра­тил­ся не к Гос­по­ду, но толь­ко к в вра­чам что­бы исце­лить­ся от болез­ни, кото­рая была карой Божией.

38 гла­ва Кни­ги Пре­муд­ро­сти Иису­са, сына Сира­хо­ва в свою оче­редь содер­жит насто­я­щий гимн меди­цине: “Почи­тай вра­ча честью по надоб­но­сти в нем; ибо Гос­подь создал его, и от Выш­не­го вра­че­ва­ние, и от царя полу­ча­ет он дар. Зна­ние вра­ча воз­вы­сит его голо­ву, и меж­ду вель­мо­жа­ми он будет в поче­те. Гос­подь создал из зем­ли вра­чев­ства, и бла­го­ра­зум­ный чело­век не будет пре­не­бре­гать ими… Для того Он (Бог, – еп. К.) и дал людям зна­ние, что­бы про­слав­ля­ли Его в чуд­ных делах Его: ими он вра­чу­ет чело­ве­ка и уни­что­жа­ет болезнь его. При­го­тов­ля­ю­щий лекар­ства дела­ет из них смесь, и заня­тия его не окан­чи­ва­ют­ся, и через него быва­ет бла­го на лице зем­ли. Сын мой! В болез­ни тво­ей не будь небре­жен, но молись Гос­по­ду, и Он исце­лит тебя. Оставь гре­хов­ную жизнь, и исправь руки твои, и от вся­ко­го гре­ха очи­сти серд­це. Воз­не­си бла­го­уха­ние и из семи­да­ла памят­ную жерт­ву, и сде­лай при­но­ше­ние туч­ное, как бы уже уми­ра­ю­щий.. И дай место вра­чу, ибо и его создал Гос­подь, и да не уда­ля­ет­ся он от тебя, ибо он нужен. В иное вре­мя и в их руках быва­ет успех. Ибо и они молят­ся Гос­по­ду, что­бы Он помог им подать боль­но­му облег­че­ние и исце­ле­ние к про­дол­же­нию жиз­ни” (Сир. 38:1–14). А уже сле­ду­ю­щий 15 стих гла­сит: “Но кто согре­ша­ет пред Сотво­рив­шим его, да впа­дет в руки вра­ча!”, – это зна­чит, про­сто пусть забо­ле­ет. Во вся­ком слу­чае, в еврей­ском тек­сте чита­ет­ся: “Кто гре­шит про­тив Созда­те­ля сво­е­го, будет над­ме­вать­ся и над врачом”.

В Новом Заве­те апо­стол Павел назы­ва­ет Луку “вра­чом воз­люб­лен­ным” (Кол. 4:14).

4. Виды болез­ней и лекарств

Меди­цин­ские зна­ния свя­щен­ни­ков, в чьих руках дол­гое вре­мя нахо­ди­лось вра­чеб­ное дело, были тра­ди­ци­он­ны­ми и эмпи­ри­че­ски­ми. Обряд жерт­во­при­но­ше­ния давал им неко­то­рые пред­став­ле­ния об ана­то­мии живот­ных; ана­то­мия же чело­ве­ка едва ли суще­ство­ва­ла как нау­ка, при­ни­мая во вни­ма­ние вет­хо­за­вет­ные обря­до­вые запре­ты при­тра­ги­вать­ся к мерт­ве­цу, не гово­ря уже о вскры­тии тру­па. В Биб­лии очень мало ссы­лок на ана­то­ми­че­ские и физио­ло­ги­че­ские факты.

Спе­ци­фи­че­ских назва­ний забо­ле­ва­ний так­же очень мало. В основ­ном упо­треб­ля­ют­ся сло­ва: болезнь, сла­бость, немощь. Кон­крет­но гово­рит­ся о про­ка­зе, пар­ше, лишае, чесот­ке. Мор, язва или чума часто упо­ми­на­ют­ся в Вет­хом Заве­те. Бубон­ная чума была бичом биб­лей­ских стран.

Выде­ле­ния или исте­че­ния из поло­вых орга­нов явля­лись при­чи­ной риту­аль­ной нечи­сто­ты (Лев. 15:2). Неко­то­рые из них были есте­ствен­ны­ми, неко­то­рые – резуль­та­том гоно­реи, и пото­му инфек­ци­он­ны­ми. Посколь­ку не было ника­ких спо­со­бов их раз­ли­че­ния, постоль­ку самым без­опас­ным было осте­ре­гать­ся всех этих видов. Не ясно, что зна­ли евреи о вене­ри­че­ских заболеваниях.

Сле­по­та была широ­ко рас­про­стра­не­на в Пале­стине и сосед­них стра­нах. Мож­но выде­лить две глав­ные болез­ни: тра­хо­ма – вирус­ный конъ­юнк­ти­вит, явля­ю­щий­ся до сих пор при­чи­ной сле­по­ты на Ближ­нем и Сред­нем Восто­ке, и атро­фия зре­ния, встре­ча­ю­ща­я­ся у ста­ри­ков, как, напри­мер, у Иса­а­ка (Быт. 27:1), свя­щен­ни­ка Илия (1Цар. 3:2) и дру­гих. Сле­по­та лиша­ла чело­ве­ка пра­ва на свя­щен­ство, но состра­да­ние к сле­пым вме­ня­лось в обя­зан­ность (Лев. 19:14), а оскор­бив­ший слеп­ца – про­кли­нал­ся (Втор. 27:18). Упо­ми­на­е­мое апо­сто­лом Пав­лом “жало в пло­ти” (2Кор. 12:7) отож­деств­ля­ет­ся с глаз­ной болезнью.

5. Врач в Библии

Что каса­ет­ся мето­дов лече­ния, то в этом отно­ше­нии Биб­лия дает крайне скуд­ные фак­ты. Мы чита­ем об омо­ве­ни­ях, пома­за­нии мас­лом, о нало­же­нии успо­ка­и­ва­ю­щих мазей на раны перед тем, как пере­вя­зать их (Ис. 1:6), о пла­сты­ре из смокв, накла­ды­ва­е­мом на нарыв (Ис. 38:21), об омо­ве­нии вином и мас­лом ран мило­серд­ным сама­ря­ни­ном (Лк. 10:34), о согре­ва­нии тела дру­гим телом, как Ави­са­га согре­ва­ла пре­ста­ре­ло­го Дави­да (3Цар. 1:2). В Биб­лии очень мало лекарств, при­ни­ма­е­мых внутрь. Вино со смир­ною, пред­ло­жен­ное Иису­су на Кре­сте, пред­на­зна­ча­лось для облег­че­ния боли. Смир­на, или мир­ра есть лег­кое сно­твор­ное. Апо­стол Павел сове­то­вал Тимо­фею упо­треб­лять немно­го вина для облег­че­ния его желу­доч­ных болей (1Тим. 5:23). Манд­ра­го­ры счи­та­лись спо­соб­ству­ю­щи­ми зача­тию. Боль­шин­ство же средств как в еврей­ской, так и в еги­пет­ской фар­ма­ко­пее были дие­ти­че­ски­ми, напри­мер, мука, моло­ко, уксус, вино, вода, мин­даль, смок­вы, изюм, апель­си­ны, мед. Об аптеч­ном искус­стве гово­рить­ся толь­ко в смыс­ле при­го­тов­ле­ния благовоний.

Важ­ней­шей хирур­ги­че­ской опе­ра­ци­ей сле­ду­ет счи­тать обре­за­ние, изна­чаль­но совер­шав­ше­е­ся крем­ни­е­вым ножом. Евну­хи, или кастра­ты, как пра­ви­ло, не допус­ка­лись до слу­же­ния Богу. В эпо­ху Царств евну­хи игра­ли зна­чи­тель­ную роль при дво­ре, как вооб­ще при восточ­ных дво­рах до само­го послед­не­го вре­ме­ни. О шиле для пока­лы­ва­ния уха гово­рит­ся в Кни­ге Исход (21: 6): “Пусть гос­по­дин (раба, – еп. К.)… поста­вит его к две­ри, или к кося­ку, и про­ко­лет ему гос­по­дин его ухо шилом, и он оста­нет­ся рабом его веч­но”. Вот и вся хирургия.

Вра­че­ва­тель­ное слу­же­ние Хри­ста Иису­са было при­ня­то апо­сто­ла­ми как насле­дие наря­ду с Его уче­ни­ем. Исце­ле­ние боль­ных рас­смат­ри­ва­лось как пер­вей­ший долг Церк­ви в началь­ную хри­сти­ан­скую эпо­ху. В чис­ле харизм апо­стол Павел так­же упо­ми­на­ет “дары исце­ле­ний” (1Кор. 12:9). По при­ме­ру апо­сто­лов и пре­сви­те­ры Церк­ви пре­по­да­ют пома­за­ние еле­ем во имя Гос­подне боль­ным, “и молит­ва веры исце­лит боля­ще­го” (Иак. 5:14–15). Но здесь речь идет уже о бла­го­дат­ном воз­дей­ствии Таин­ства, а это не тема мое­го доклада.

Ска­жу толь­ко, что со вре­ме­ни Иису­са Хри­ста зна­че­ние болез­ни видит­ся не в том, что она долж­на исчез­нуть с лица зем­ли, а в том, что Боже­ствен­ная сила, кото­рая ее в кон­це кон­цов побе­дит, уже дей­ству­ет на зем­ле. Ибо болезнь, хотя и име­ет некий смысл, все же оста­ет­ся злом. В эсха­то­ло­ги­че­ских откро­ве­ни­ях ее не будет, и листья дре­ва жиз­ни будут исце­лять наро­ды. (Откр. 22:2)

 

Прео­свя­щен­ный Кон­стан­тин (Горя­нов)

епи­скоп Тих­вин­ский, кан­ди­дат меди­цин­ских наук

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Наталия, 02.11.2015

    Бла­го­да­рю Вас за эту исце­ля­ю­щую статью!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки