Бог, родители, ребенок

Бог, родители, ребенок

(10 голосов4.2 из 5)

Иерей Кирилл Ива­нов, кли­рик хра­ма Воз­не­се­ния Гос­под­ня в Кол­пи­но, отве­ча­ет на самые рас­про­стра­нен­ные, самые суще­ствен­ные для пра­во­слав­но­го чело­ве­ка вопро­сы, свя­зан­ные с бере­мен­но­стью и родами.

 

^ Как рождается душа?

— Отец Кирилл, есть ли какая-нибудь обще­цер­ков­ная точ­ка зре­ния на то, как фор­ми­ру­ет­ся чело­ве­че­ская душа? Когда и как это происходит?

— У бого­сло­вов раз­ные точ­ки зре­ния. Мне боль­ше импо­ни­ру­ет взгляд Фео­фа­на Затвор­ни­ка. Он гово­рит о том, что в созда­нии, в появ­ле­нии чело­ве­че­ской души и тела, как со-твор­цы участ­ву­ют, вме­сте с Богом, и роди­те­ли. Мы зна­ем, что тело фор­ми­ру­ет­ся из кле­ток отца и мате­ри. Но это не зна­чит, что Бог не при­ни­ма­ет уча­стия в сотво­ре­нии тела. Точ­но так же каким-то обра­зом в созда­нии души при­ни­ма­ют уча­стие и роди­те­ли. Имен­но поэто­му склон­ность к доб­ро­де­те­лям или ко гре­хам часто насле­ду­ет­ся от роди­те­лей. То состо­я­ние, в кото­ром роди­те­ли зачи­на­ют сво­их детей, — состо­я­ние бла­го­да­ти или, наобо­рот, состо­я­ние гре­хов­но­сти, — неиз­беж­но отра­жа­ет­ся на потом­стве, на детях.

Священник Кирилл Иванов

родил­ся в 1971 г. В про­шлом — врач-кар­дио­лог, пре­по­да­ва­тель про­пе­дев­ти­ки внут­рен­них болез­ней в СПбГП­МУ. Был духов­ни­ком и руко­во­ди­те­лем ПМПЦ “Жизнь”. Вме­сте с А. И. Тана­ко­вым и К. Ю. Бояр­ским явля­ет­ся авто­ром кни­ги “Как стать мамой. На при­е­ме в жен­ской кон­суль­та­ции. Бес­пло­дие и бере­мен­ность. Ком­мен­та­рии свя­щен­ни­ка” (М.: Ков­чег, 2010).

— С како­го момен­та мож­но счи­тать, что ребе­нок — это уже отдель­ный чело­век, уни­каль­ная личность?

— Извест­но — сей­час даже гине­ко­ло­ги и эмбрио­ло­ги с этим, в общем-то, не спо­рят, — что на гене­ти­че­ском уровне с момен­та зача­тия это уже уни­каль­ный орга­низм с уни­каль­ным набо­ром хро­мо­сом, кото­рые отве­ча­ют за гены, харак­тер­ные для кон­крет­но­го чело­ве­ка. С момен­та зача­тия опре­де­ля­ет­ся пол ребен­ка. Мы не можем ска­зать, что муж­ской орга­низм явля­ет­ся частью орга­низ­ма жен­щи­ны. Но даже если это девоч­ка, понят­но, что у нее может быть дру­гой резус-фак­тор, дру­гая груп­па кро­ви. Поэто­му ребе­нок одно­знач­но явля­ет­ся уни­каль­ной лич­но­стью и не явля­ет­ся частью тела жен­щи­ны, кото­рой она мог­ла бы рас­по­ря­жать­ся как, ска­жем, опу­хо­лью или чем-то другим.

— Обя­за­тель­но ли, что­бы рож­де­ние детей про­ис­хо­ди­ло в вен­чан­ном браке?

— Я бы ска­зал, что жела­тель­но. Когда у чело­ве­ка есть бла­го­сло­ве­ние на рож­де­ние детей, то понят­но, что это имен­но дар Божий. Конеч­но, Гос­подь посы­ла­ет детей и тогда, когда роди­те­ли о Боге совер­шен­но не дума­ют. Более того, имен­но через детей мно­гие и при­хо­дят к Богу. Но в том слу­чае, если брак не бла­го­слов­лен Цер­ко­вью, дети ока­зы­ва­ют­ся как бы похи­щен­ны­ми. Зна­е­те, если ребе­нок хочет от отца полу­чить что-то, он гово­рит ему: «Папа, я хочу машин­ку». Тогда отец эту машин­ку поку­па­ет или не поку­па­ет. Но ребе­нок ведь может и не обра­щать­ся к отцу, а ста­щить день­ги у него из кошель­ка и купить эту игруш­ку. Но той радо­сти, кото­рую он мог бы полу­чить, когда бы отец сам пода­рил игруш­ку, он уже не полу­чит, пото­му что ему при­дет­ся ее пря­тать, играть ею тай­ком. Нечто подоб­ное, мне кажет­ся, воз­ни­ка­ет и в слу­чае с семьей, с бере­мен­но­стью. В одном слу­чае роди­те­ли молят­ся о том, что­бы у них были дети, берут бла­го­сло­ве­ние, про­сят Бога, что­бы Он бла­го­сло­вил их брак, бла­го­сло­вил чадо­ро­дие и мно­го­ча­дие, как мы молим­ся в таин­стве Вен­ча­ния. Совер­шен­но дру­гая ситу­а­ция воз­ни­ка­ет, когда ребе­нок — побоч­ный про­дукт вза­и­мо­от­но­ше­ний муж­чи­ны и жен­щи­ны. Уже не будет, конеч­но, той радо­сти, кото­рая быва­ет у роди­те­лей, осо­знав­ших, что Бог услы­шал их молит­вы и даро­вал им ребенка.

— Но быва­ет же так, что роди­те­ли вен­ча­ют­ся, но о даро­ва­нии детей не молят­ся. А быва­ет наобо­рот: молят­ся о рож­де­нии детей не венчанные…

В пер­вом слу­чае молит­ва совер­ша­лась во вре­мя вен­ча­ния и супру­ги моли­лись вме­сте со свя­щен­ни­ком. Во вто­ром — людям необ­хо­ди­мо осо­знать, что самая силь­ная молит­ва о детях — имен­но вен­ча­ние. Мне дове­лось повен­чать супру­гов, кото­рые счи­та­ли себя бес­плод­ны­ми… Через год я кре­стил их двойню!

^ Особый путь, но не единственный

— Суще­ству­ет точ­ка зре­ния, что чадо­ро­дие это осо­бый путь жен­щи­ны ко спа­се­нию. Насколь­ко она корректна?

— Об этом пря­мо гово­рит апо­стол Павел: «…жена, пре­льстив­шись, впа­ла в пре­ступ­ле­ние; впро­чем спа­сет­ся через чадо­ро­дие, если пре­бу­дет в вере и люб­ви и в свя­то­сти с цело­муд­ри­ем» (2 Тим. 2, 14–15). Но как это пони­мать? Есть такая пого­вор­ка в Пра­во­сла­вии: вос­пи­тать ребен­ка — всё рав­но, что храм постро­ить. Ведь мы отно­сим­ся, по сло­вам апо­сто­ла Пав­ла, к нашим телам как к хра­мам Духа Свя­та­го (1 Кор. 3, 16). Поэто­му, если мать вос­пи­ты­ва­ет ребен­ка в вере, в бла­го­че­стии, в чисто­те, при­ви­ва­ет его к Церк­ви, то ребе­нок на самом деле ста­но­вит­ся хра­мом Божи­им. Это путь ко спа­се­нию и для нее, и для ребен­ка, и, воз­мож­но даже, для тех людей, кото­рые потом будут с ее ребен­ком общать­ся, и кото­рых он, может быть, при­ве­дет ко спа­се­нию. Мои небес­ные покро­ви­те­ли Кирилл и Мария Радо­неж­ские вос­пи­та­ли Сер­гия Радо­неж­ско­го. И, конеч­но, вос­пи­та­ние пре­по­доб­но­го — это был путь ко спа­се­нию не толь­ко Марии и Кирил­ла, и само­го Сер­гия, но и тысяч и мил­ли­о­нов рус­ских людей.

— Но ведь оче­вид­но, что у жен­щин есть дру­гие при­зва­ния. Она может и не иметь детей, и при этом быть хоро­шей христианкой.

— Каж­дый чело­век име­ет уни­каль­ные талан­ты, дары от Бога. Вне зави­си­мо­сти от того, муж­чи­на он или жен­щи­на, он дол­жен их реа­ли­зо­вать. Очень мне нра­вят­ся сло­ва Иоан­на Лествич­ни­ка о том, что каж­дый чело­век, вне зави­си­мо­сти от пола и воз­рас­та, может быть свя­щен­но­слу­жи­те­лем в сво­ем серд­це. Серд­це — это тот храм Божий, в кото­ром мы можем при­но­сить жерт­ву хва­лы Богу. В зави­си­мо­сти от духов­но­го устро­е­ния и от духов­но­го подви­га и роста чело­ве­ка, он в сво­ем серд­це может быть дья­ко­ном, или свя­щен­ни­ком, или епи­ско­пом. Такое слу­же­ние Богу гораз­до важ­нее и при­ят­нее, чем слу­же­ние внеш­нее без внутреннего.

— То есть, чадо­ро­дие не един­ствен­ный путь спа­се­ния для женщины?

— Не един­ствен­ный. Ска­жу боль­ше. Неко­то­рые — осо­бен­но это каса­ет­ся каких-нибудь сек­тан­тов, ино­вер­ных — гово­рят, что созда­ние семьи и вооб­ще интим­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния, бли­зость меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной нуж­ны толь­ко для того, что­бы иметь детей. Но это про­ти­во­ре­чит уче­нию Пра­во­слав­ной Церк­ви, уче­нию апо­сто­ла Пав­ла, кото­рый гово­рит: «во избе­жа­ние блу­да, каж­дый имей свою жену, и каж­дая имей сво­е­го мужа» (1 Кор. 7, 2). Конеч­но, рож­де­ние детей — это важ­ная и необ­хо­ди­мая цель бра­ка. Но на пер­вое место апо­стол постав­ля­ет не его, а сохра­не­ние чисто­ты и цело­муд­рия. То есть — огра­ни­че­ние нашей есте­ствен­ной потреб­но­сти тем, что бла­го­сло­вил Бог.

image32

Икона Богородицы “Поможение в родах”

почи­та­ет­ся как заступ­ни­ца роже­ниц. Образ полу­чил рас­про­стра­не­ние в Рос­сии в XVII-
XVIII вв., воз­мож­но, под вли­я­ни­ем ита­ло-гре­че­ской ико­но­пи­си. В Санкт-Петер­бур­ге почи­та­е­мый спи­сок нахо­дит­ся в в Свя­то-Тро­иц­ком Измай­лов­ском соборе.

^ Предохранение от Бога

— С Вашей точ­ки зре­ния, сколь­ко долж­но быть детей? Как опре­де­лить, сколь­ко их нуж­но и мож­но иметь этой вот кон­крет­ной паре?

— Чело­век это не может опре­де­лить, это опре­де­ля­ет Бог. Сколь­ко Он пошлет, столь­ко и долж­но быть. Дру­гое дело, что вста­ет вопрос о предо­хра­не­нии. В чем его смысл? В том, что, предо­хра­ня­ясь от посы­ла­е­мо­го Богом, чело­век предо­хра­ня­ет­ся от Само­го Бога. Он Ему не дове­ря­ет, счи­тая, что у него есть какие-то обсто­я­тель­ства, о кото­рых Бог не зна­ет: низ­кая зар­пла­та, малень­кая жил­пло­щадь, пла­ны карьер­но­го роста. Он рас­суж­да­ет так: дети у нас появят­ся в зави­си­мо­сти толь­ко от того, име­ем ли мы с супру­гой бли­зость или не име­ем, а Бог, может быть, об этом и не узна­ет. Как-то это само собой полу­чит­ся. И Бог, дей­стви­тель­но, нам не навя­зы­ва­ет­ся, в сто­ро­ноч­ке сто­ит, и люди живут без Бога.

— Когда все-таки предо­хра­нять­ся можно?

— В тех слу­ча­ях, когда люди не могут воз­дер­жи­вать­ся, а у супру­ги, у мамы, есть какие-то болез­ни, кото­рые не наду­ман­но, а дей­стви­тель­но ста­вят под угро­зу жизнь и ее, и ребен­ка, кото­ро­го она, может быть, будет вына­ши­вать. Вто­рой вари­ант: если уже есть дети, несколь­ко детей, и жена нахо­дит­ся в исто­щен­ном состо­я­нии, а воз­дер­жа­ние невоз­мож­но. Разу­ме­ет­ся, речь может идти толь­ко о том, что­бы предо­хра­нял­ся муж­чи­на, посколь­ку всё осталь­ное либо явля­ет­ся абор­тив­ным сред­ством, либо вре­дит здо­ро­вью жен­щи­ны, либо и то и другое…

— Но воз­дер­жа­ние — это все-таки уни­вер­саль­ный спо­соб предохранения…

— Да, конеч­но. Уни­вер­саль­ный. И толь­ко такое «предо­хра­не­ние» может быть бла­го­че­сти­вым. Но супру­ги долж­ны быть к это­му гото­вы. Апо­стол Павел гово­рит: «Не укло­няй­тесь друг от дру­га (речь идет имен­но о бли­зо­сти), раз­ве по согла­сию, на вре­мя, для упраж­не­ния в посте и молит­ве» (1 Кор. 7:5). Когда одно из этих усло­вий не выпол­ня­ет­ся, то супру­ги не могут друг от дру­га укло­нять­ся, не могут отка­зы­вать друг дру­гу в бли­зо­сти. Каким обра­зом это с испо­ве­дью свя­за­но? Часто при­хо­дят люди и гово­рят: «Вот, мы в пост допус­ка­ли бли­зость». Здесь важ­но пони­мать, что отка­зы­вать­ся от бли­зо­сти супру­ги име­ют пра­во толь­ко по вза­им­но­му согла­сию. Поэто­му, если один из супру­гов хочет постить­ся, а дру­гой не может это­го делать, то тот, кото­рый хочет постить­ся, не име­ет пра­ва воз­дер­жи­вать­ся. Он может сам не про­во­ци­ро­вать дру­го­го, пытать­ся жить воз­дер­жа­ни­ем, но если дру­го­му необ­хо­ди­мо это, мужу или, наобо­рот, жене, то пер­вый, кото­рый постит­ся, уже не име­ет пра­ва отка­зы­вать. Гре­ха здесь не будет. И я обыч­но гово­рю при­хо­жа­нам, что если не вы были ини­ци­а­то­ром бли­зо­сти в пост, то вы може­те даже в этом не испо­ве­до­вать­ся, пото­му что, наобо­рот, будет гре­хом, если вы буде­те отка­зы­вать, и из-за это­го, может быть, семья будет раз­ру­шать­ся, ваша вто­рая поло­ви­ноч­ка будет куда-то в дру­гую сто­ро­ну смот­реть, раз­жи­гать­ся каки­ми-то помыс­ла­ми, не дай Бог, до изме­ны дойдет.

Встре­ча Марии и Ели­са­ве­ты (Лк. 1, 39–56), состо­яв­ша­я­ся сра­зу после Бла­го­ве­ще­ния, не толь­ко укре­пи­ла Бого­ро­ди­цу в Ее слу­же­нии, не толь­ко про­сла­ви­ла Ее род­ствен­ни­цу как про­ро­чи­цу и мать про­ро­ка, но и пока­за­ла хри­сти­а­ни­ну, что ребе­нок от зача­тия избран и любим Богом. “Иоанн, когда еще был в чре­с­лах Заха­рии, — пишет пре­по­доб­ный Ефрем Сирин, — подоб­но и Левию в чре­с­лах Авра­ама, уже слу­жил Гос­по­ду и ожи­дал Его, как цвет меся­ца арекк, мол­ча­ли­во воз­ве­ща­ю­щий о гроз­ди, кото­рая исто­че­на сре­ди Иерусалима”.

— Мы зна­ем сколь­ко угод­но небла­го­по­луч­ных семей с мно­же­ством детей. Мы зна­ем и очень бла­го­че­сти­вые семьи, где один-два ребен­ка, и явно не пото­му, что роди­те­ли боль­ны, а пото­му что они реши­ли, что у них будет столь­ко-то детей. Они кор­мят их, вос­пи­ты­ва­ют в вере, дают обра­зо­ва­ние. Полу­ча­ет­ся, что вот те небла­го­по­луч­ные семьи более без­от­вет­ствен­но под­хо­дят к «дет­ско­му вопро­су». При этом они вопро­са­ми предо­хра­не­ния не обес­по­ко­е­ны. В этой логи­ке они дове­ря­ют Богу боль­ше, чем бла­го­по­луч­ные и благочестивые?

— Те люди, про кото­рых Вы гово­ри­те, рожа­ют детей не пото­му, что они волю Божию испол­ня­ют, а пото­му, что они, как живот­ные, сле­ду­ют инстинк­там. Дру­гое дело, что дети-то тоже не из воз­ду­ха появи­лись — Гос­подь их послал. И мы не зна­ем, поче­му у одних бла­го­че­сти­вых, кото­рые хоте­ли бы мно­го детей, родил­ся все­го один, два или вооб­ще ни одно­го, а у каких-нибудь пья­ниц — мно­го. Воз­мож­но, одна из при­чин — то, что Гос­подь хочет через детей, через мно­го­ча­дие, вот этих людей, кото­рые живут небла­го­че­сти­во, как-то заста­вить заду­мать­ся и изме­нить свою жизнь.

^ Еще ближе к Нему

— Самый рас­про­стра­нен­ный «пра­во­слав­ный» вопрос: мож­но ли бере­мен­ным поститься?

— Я здо­ро­вых моло­дых жен­щин все­гда бла­го­слов­ляю постить­ся. Но без над­ры­ва: если какие-то про­бле­мы воз­ни­ка­ют, мож­но послаб­ле­ние сде­лать. Но сколь­ко пости­лись мои при­хо­жан­ки, роды все­гда нор­маль­но про­хо­ди­ли, и даже лег­че было рожать. Пото­му что если бере­мен­ная постит­ся, у нее раз­мяг­ча­ют­ся родо­вые пути и воз­ни­ка­ет гораз­до мень­ше ослож­не­ний, чем у жен­щи­ны, кото­рая пита­ет­ся всем. Но одно дело — воцер­ко­в­лен­ная здо­ро­вая жен­щи­на, кото­рая пости­лась до бере­мен­но­сти. Дру­гое дело — здо­ро­вая жен­щи­на, кото­рая не пости­лась. Одно дело — боль­ная, кото­рая пости­лась. Дру­гое дело — боль­ная, кото­рая не пости­лась. Всё инди­ви­ду­аль­но. Кста­ти, в неко­то­рых слу­ча­ях, сам орга­низм жен­щи­ны в нача­ле бере­мен­но­сти начи­на­ет постить­ся: я имею в виду ток­си­коз пер­во­го три­мест­ра, когда воз­мож­на не толь­ко тош­но­та, но и рвота.

— Нуж­но ли жен­щине чаще при­ча­щать­ся во вре­мя беременности?

— Конеч­но, для чело­ве­ка, кото­рый вос­при­ни­ма­ет Бога не как нечто дале­кое, а как нечто близ­кое и род­ное, как чле­на семьи, частое по воз­мож­но­сти при­ча­ще­ние явля­ет­ся насущ­ной потреб­но­стью. Ну а во вре­мя бере­мен­но­сти, когда жен­щи­на дума­ет уже не толь­ко о себе, а и о ребен­ке, у нее, у пра­во­слав­ной мамы, долж­но быть посто­ян­ное жела­ние стать еще бли­же к Богу, еще боль­ше молить­ся, еще чаще причащаться.

— А есть какие-то огра­ни­че­ния для бере­мен­ных, по ана­ло­гии с «обыч­ным женским»?

— Не при­ча­щать­ся, не при­хо­дить в храм? Нет, это пред­рас­суд­ки. Жен­щи­ны ино­гда зада­ют вопрос: «А мож­но ли во вре­мя бере­мен­но­сти вен­чать­ся?» Если уж до бере­мен­но­сти не испро­си­ли бла­го­сло­ве­ния Божия на зача­тие и на рож­де­ние детей, то луч­ше, конеч­но, это рань­ше сде­лать, чем поз­же. Луч­ше вен­чать­ся во вре­мя бере­мен­но­сти, чем после.

^ Мама и другие

— Как пра­виль­но сооб­щить о бере­мен­но­сти мужу и родителям?

— Это зави­сит от вза­и­мо­от­но­ше­ний в семье и от отно­ше­ния в ней к чадо­ро­дию. Быва­ет так, что семья даже пра­во­слав­ная, в ней уже несколь­ко детей, но бабуш­ки-дедуш­ки пола­га­ют: «куда уж там боль­ше». В этом слу­чае, может быть, попоз­же сто­ит гово­рить, что­бы не вызвать нега­тив­ной реак­ции, от кото­рой сама мама (кото­рая вына­ши­ва­ет ребен­ка) будет рас­стра­и­вать­ся и нервничать.

— У бере­мен­ных жен­щин быва­ют раз­ные, ска­жем так, чуда­че­ства, частые пере­ме­ны настро­е­ния. И окру­жа­ю­щие от это­го тоже стра­да­ют. Как это пре­одо­леть? Что нуж­но делать?

— Вся жизнь наша — стра­да­ние. Через какие-то скор­би мы совер­шен­ству­ем­ся в тер­пе­нии и в сми­ре­нии. Для жен­щи­ны это подвиг, для близ­ких — тоже подвиг, воз­мож­ность лиш­ний раз про­явить свою любовь к это­му чело­ве­ку, к этой жен­щине, к супру­ге, к доче­ри, к мате­ри, к сестре.мы долж­ны иметь к бере­мен­ной жен­щине соот­вет­ству­ю­щее снис­хож­де­ние. Вот часто пожи­лые люди гово­рят: «Мне бы хоте­лось уже уме­реть, пото­му что я толь­ко обу­за для ближ­них. Я инва­лид», или: «…я уже ста­рая, не могу за собой уха­жи­вать». При­хо­дит­ся объ­яс­нять: «Вы пой­ми­те, вы нуж­ны вашим ближ­ним, пото­му что, уха­жи­вая за вами, они учат­ся любить». Точ­но так же, и, может быть, еще в боль­шей сте­пе­ни, мы учим­ся любить, тер­пя немо­щи бере­мен­ной женщины.

— Как Вы отно­си­тесь к при­сут­ствию муж­чин во вре­мя родов? Такая прак­ти­ка сей­час доста­точ­но рас­про­стра­не­на, в том чис­ле плат­но эту услу­гу ока­зы­ва­ют в род­до­мах. Это хоро­шо или нет?

— Я — кон­сер­ва­тор. Мне кажет­ся, это сугу­бо жен­ские дела — пусть рядом с роже­ни­цей будут мать, сест­ра, близ­кая подру­га — муж­чине там делать совер­шен­но нече­го. Я, прав­да, при­сут­ство­вал при родах вто­ро­го и тре­тье­го ребен­ка, но я был немно­жеч­ко в сто­роне, про­сто молил­ся, род­дом окроп­лял. Муж­чи­на в этот момент дол­жен быть не столь­ко с женой, сколь­ко с Богом. Пото­му что имен­но Он посы­ла­ет ребен­ка, хотя и не без уча­стия родителей.

^ Мама и ребенок

— Как отно­сить­ся к УЗИ, скри­нин­гу, ана­ли­зам на пато­ло­гии, в общем, к спо­со­бам вра­чеб­но­го мони­то­рин­га бере­мен­но­сти. Нуж­ны ли они?

— Я сво­им сту­ден­там все­гда гово­рил: «перед лабо­ра­тор­ны­ми и инстру­мен­таль­ны­ми мето­да­ми иссле­до­ва­ния сни­май­те шля­пу, но не голо­ву»! Мне само­му при­хо­ди­лось мно­го раз ста­вить диа­гно­зы вопре­ки иссле­до­ва­ни­ям. К сожа­ле­нию, сей­час и вра­чи и бере­мен­ные «сни­ма­ют голо­ву». Взять хотя бы тест на АФП (аль­фа­фе­то­про­те­ин). Это скри­нин­го­вый тест на пато­ло­гию пло­да. Дела­ют почти всем. За рубе­жом он доб­ро­воль­ный, и о нем подроб­но рас­ска­зы­ва­ют. Да, дей­стви­тель­но, изме­не­ние коли­че­ства это­го бел­ка может сви­де­тель­ство­вать о повы­шен­ном рис­ке поро­ков. Напри­мер, пони­же­ние — о рис­ке болез­ни Дау­на. Что сде­ла­ет жен­щи­на, если ей ска­жут, что риск болез­ни Дау­на у ребен­ка повы­шен в 50 раз? Она решит, что ребе­нок — Даун и пой­дет на аборт! Теперь обра­тим­ся к циф­рам. Повы­ше­ние рис­ка в 50 раз озна­ча­ет, что жен­щи­на име­ет при­мер­но 0,5% риск родить дау­нен­ка, или 199 про­тив 1, что родит­ся здо­ро­вый! Это уже совсем дру­гой раз­го­вор. А жен­щине гово­рят, что у нее Даун! Я мно­го таких успо­ка­и­вал после направ­ле­ния на аборт. Во всех слу­ча­ях роди­лись здо­ро­вые. Поэто­му надо с умом под­хо­дить к иссле­до­ва­ни­ям. И делать их не для уни­что­же­ния «непол­но­цен­ных», а для того, что­бы помочь жен­щине родить.

— Есть раз­лич­ные реко­мен­да­ции, кото­рые сво­дят­ся к тому, что буду­щая мать долж­на актив­но воз­дей­ство­вать на ребен­ка: клас­си­че­скую музы­ку слу­шать, читать ему хоро­шие книж­ки вслух, раз­го­ва­ри­вать с ребен­ком. Что из этих реко­мен­да­ций име­ет реаль­ную пользу?

— В меди­цине есть такие направ­ле­ния, как арт-тера­пия и музы­ко­те­ра­пия. Извест­но, что искус­ство вли­я­ет на орга­низм чело­ве­ка, на его настро­е­ние, на его пси­хи­ку. И, конеч­но, ребе­нок в утро­бе мате­ри тоже ко все­му это­му при­об­ща­ет­ся и на всё это реа­ги­ру­ет. Я перед Кре­ще­ни­ем ребен­ка гово­рю, что он, этот ребе­нок, не белый чистый лист, на кото­ром мож­но писать всё, что угод­но. Нет, напи­сать, конеч­но, мож­но всё, но надо пони­мать, что, во-пер­вых, ребе­нок уже повре­жден гре­хом, несет на себе послед­ствия того, что совер­ши­ли Адам и Ева. А во-вто­рых, он девять меся­цев нахо­дил­ся в утро­бе у мамы и вме­сте с ней либо ходил в храм и молил­ся, либо слу­шал кон­цер­ты клас­си­че­ской музы­ки, либо смот­рел бое­ви­ки, либо сидел в соц­се­тях. Опять же, если у мамы с мужем лады, и они любят друг дру­га, друг дру­гу усту­па­ют — и ребен­ку лег­че. А если мама руга­лась с папой во вре­мя бере­мен­но­сти, то и ребе­нок каким-то обра­зом это всё пере­жи­вал. Все поступ­ки мамы отра­жа­ют­ся на ребенке.

— Я слы­шал от мно­гих жен­щин (хотя это не абсо­лют­ное пра­ви­ло), что им тяже­ло любить ребен­ка до того, как его поло­жат на живот после родов. Тогда толь­ко она начи­на­ет думать о нем, а не о себе. А до того она сосре­до­то­че­на боль­ше на сво­ем здо­ро­вье. Это нор­маль­но или нет?

— Но жен­щи­на ведь может чув­ство­вать ребен­ка и до родов! Мы же любим Бога, Кото­ро­го не видим, по край­ней мере, стре­мим­ся к тому, что­бы любить Его. Но, дей­стви­тель­но, с того момен­та, как ребен­ка при­ло­жи­ли к гру­ди пер­вый раз, очень силь­но что-то меня­ет­ся в мате­ри. В цен­тре «Жизнь», кото­рый я воз­глав­лял, был такой слу­чай. Наша сотруд­ни­ца, кото­рая в род­до­ме рабо­та­ла, узна­ла, что одна из жен­щин хочет отка­зать­ся от ребен­ка. Вокруг нее уже ходи­ли док­то­ра, под­пи­сы­ва­ли какие-то доку­мен­ты, был «поку­па­тель», кото­рый был готов забрать ребен­ка. Она, врач, пошла на хит­рость. После того, как ребе­нок родил­ся, она при­нес­ла его к маме, кото­рая совер­шен­но не соби­ра­лась его при­ни­мать, не гото­ва к это­му была, и ска­за­ла: «Вы зна­е­те, ребен­ка сей­час мы не можем покор­мить. Не мог­ли бы вы его один раз к гру­ди при­ло­жить. А мы потом решим про­бле­му». Она при­ло­жи­ла… и не смог­ла отдать. Конеч­но, вра­ча это­го потом уво­ли­ли, было мно­го исте­рик, кри­ков, руга­ни. Но мама выпи­са­лась с ребенком.

Источ­ник: Вода живая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • ната­ли, 03.02.2017

    Понра­ви­лась статья.спасибо.Сподобалася лекцiя,дякую.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки