Если в православной семье заболел ребенок. Протоиерей Виктор Грозовский

Если в православной семье заболел ребенок. Протоиерей Виктор Грозовский

(2 голоса5.0 из 5)

По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА

Санкт-Петербургский священник, протоиерей Виктор Грозовский — глава многочисленного семей­ства и опытный пастырь — рассказывает о духов­ной стороне болезни детей. В его рассказе раскрыва­ются духовные способы врачевания, которые не только не препятствуют обычному лечению, но и способствуют ему.

ISB N5-7373-0294-6
©Священник В.Грозовский, текст, 2006
©Издательство«Сатисъ», 2006

Содержание

  1. Предварительное слово
  2. I
  3. II
  4. III
  5. IV
  6. V
  7. VI
  8. VII
  9. VIII
  10. IX
  11. Эпилог
  12. Использованная литература

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Гос­подне. И молитва веры исцелит боляще­го, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

(Иак.5,14-15)

Мы не случайно взяли эпиграфом слова из цослания св. апостола Иакова, т.к. они являют­ся для нас первым руководством к действию. Речь идет о том, что первым делом при заболе­вании ребенка должна совершаться молитва.

Оставив всякую суету и растерянность (до­бавим — и рассеянность), родители заболевше­го дитяти прежде всего должны обратиться к Всемогущему Богу, для Которого нет ничего невозможного, встать на молитву. Важный мо­мент: молитва (обращение к Богу) произносит­ся в состоянии полного доверия к Нему, отбро­сив всякое сомнение в том, что действие Божие будет спасительным для души человеческой, поскольку Он Сам говорит: Не хочу смерти грешника. В отличие от врага рода человече­ского, который хочет погибели душ наших, Господь желает спасения нашего.

Автор брошюры не профессиональный врач, но, воспитывая девятерых детей, которых Бог послал (за что Его от всего сердца благодарит), имеет кое-какой медицинский и духовный опыт в общении со своими детьми, как взрос­лыми, так и еще с несформировавшимися те­лесно и духовно.

Конечно, этот опыт не приходит с первым и даже со вторым появившимся на свет ребеноч­ком, но при рождении девятого начинаешь уже кое-что понимать.

I

Болезнь детей указывает на то, что духовно-нравственная жизнь самих родителей почти всегда находится не на должном уровне, что препятствует проникновению в души Божией благодати и, наоборот, способствует рас­пространению греха. Это означает, что настало время каяться и повышать планку духовной жизни, дорогие родители. Но на эту тему мы поговорим чуть ниже.

Понятно, что страждущий родитель забо­левшего ребенка, которому попадется в руки сия брошюра, будет отыскивать в ней прежде всего не богословские рассуждения автора на темы духовно-нравственные, а «хвататься» за практические советы: как молиться Богу, что­бы дитя скорее выздоровело; каким конкретно святым, получившим от Бога врачующую бла­годать. Многие верующие люди знают, что в случае разных недугов и болезней можно обра­щаться не только непосредственно ко Господу, но и к Божией Матери и другим угодникам Бо- жиим. Приведем здесь несколько необходимых молитв.

  1. Молитва об исцелении болящего:

Владыко, Вседержителю, святый Царю, на- казуяй и не умервщвляяй, утверждаяй ниспа- дающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе. Боже наш, раба Твоего (имярек) немоществую- ща посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе ниспосли, при- коснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имярек), воздвигни его от одра бо- лезненнаго и от ложа озлобления цела и всесо- вершенна, даруй его Церкви Твоей благоугож- дающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе сла­ву возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

  1. Молитва пред иконою Пресвятыя Богоро­дицы, именуемою «Целительница»:

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия мо­литвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбо- носному Образу пение возсылающих со умиле­нием, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему.

По коемуждо бо прошению исполнение тво- риши, скорби облегчавши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляв­ши, от бесных бесы прогонявши, обидимыя от обид избавлявши, прокаженные очищавши и малые дети милуеши: еще же, Госпоже Влады­чице Богородице, и от уз и темниц свобождае- ши и всякия многоразличныя страсти врачуе- ши: вся бо суть возможно ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему.

О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и по­клоняющихся со умилением Пречистому Обра­зу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преслав- ной и Непорочней, ныне и присно, и во веки ве­ков. Аминь.

Также можно молиться за детей и перед иконами Божией Матери «Нечаянная радость» и «Скоропослушница». Владычица Матерь Божия Сама возвестила о том, что Она будет яв­лять милость и исполнение прошений прите­кающим к Ее образу «Скоропослушница».

  1. Великий угодник Божий Святитель Ни­колай Чудотворец был прославлен Богом даром чудотворений, в том числе и исцелений, напри­мер от болезни глаз.

Приведем здесь тропарь и кондак этому свя­тому (память 6/19 декабря и 9/22 мая).

Тропарь, гл. 4-й

Правило веры и образ кротости, воздержа­ния учителя яви тя стаду твоему яже вещей ис­тина; сего ради стяжал еси смирением высо­кая, нищетою богатая, отче священноначаль- ниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, гл. 3-й

В Мирех, святе, священнодействитель пока­зался еси: Христово бо, преподобие, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех тво­их, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Бо- жия благодати.

  1. В болезнях младенцев и детей часто обра­щаются к святителю Иулиану. Он исцелял и даже воскрешал детей. По древнему преданию, ему и молятся о детях (память ему 13/26 июля).
  2. В записях о новых чудесах святого Иоан­на Русского есть удивительные случаи: это и спасение безнадежно больных, бесноватых. Но уже давно заметили, что особую любовь святой Иоанн питает к детям. Из числа чудес, совер­шенных по молитвам святого, более всего пора­жают и радуют многочисленные случаи благо­датной помощи больным детям: исцеления от белокровия, парализованных, бесноватых, а также возвращение детей-наркоманов к здоро­вой жизни. (Память ему 27 мая/9 июня).
  3. При зубной боли мы обращаемся к свя- щенномученику Антипе, епископу Пергама Асийского (память 11/24 апреля). Это тот Ан- типа, о котором упоминается в Апокалипсисе (2, 13). Когда он был брошен мучителями в чрево раскаленного медного быка, то просил Бога о даровании ему благодати лечить людей в «неутешной зубной боли».
  4. При головной боли молятся Иоанну Пред­тече и Крестителю Господа нашего Иисуса Христа (7/20 января, 24/7 июля).
  5. При болезни желудка можно молиться ве­ликомученику Артемию (память 20 октяб­ря/2 ноября) и преподобному Феодору Студиту (11/24 ноября).
  6. При болезни ног — праведному Симеону Верхотурскому (12/25 сентября) и преподоб­ному Серафиму Саровскому (2/15 января и 19/1 августа).
  7. Об исцелении детей также молятся му­ченице Параскеве Пятнице (28 октября/10 но­ября) и праведному Симеону Богоприимцу (3/16 февраля), который является и покрови­телем их.
  8. Приведем еще одного святого, к которому прибегают с молитвой при болезни горла или в опасности удавления костью, — это священно- мученик Власий Севастийский (11/24 февраля).
  9. Наконец, необходимо обязательно ука­зать имя великомученика и целителя Панте­леймона (27 июля/9 августа), который еще при жизни в высшей степени обладал даром исце­ления от различных и многих недугов.

Мы привели здесь имена лишь немногих святых, к которым необходимо обращаться ро­дителям как взрослых, так и малых детей.

II

Теперь, когда первые меры предприняты (мо­литвы произнесены с верою во всемогущество Божие), кризис миновал, родителям стоит хоро­шенько задуматься о том, почему заболел ребе­нок, по своим ли грехам? А если он еще младе­нец безгрешный и не приобрел этих самых гре­хов? Так за что же он, бедный, страдает?

Вполне возможно, что за грехи родителей сегодня он мечется в горячке, бессильно изда­вая едва слышимый стон.

Ребенок и страдание. Как это осмыслить, как понести ношу незнаемого?

Люди часто задаются вопросом: за что стра­дают дети? Ну ладно — мы, грешные…

С точки зрения человеческой справедливо­сти этот вопрос неразрешим. Ответ на него да­ется только в перспективе вечности, в судьбах Божиих. У Федора Михайловича Достоевского это, кстати, один из главных вопросов. Вспом­ним «Братьев Карамазовых»… И ответ писате­лю был открыт только после смерти собствен­ного сына, когда он поехал за утешением в Оп- тину пустынь и беседовал со старцем Амвросием. Окончательно же он уразумел ду­ховный смысл невинных страданий лишь пе­ред собственной кончиной.

Нередко мы слышим ропот: если, мол, Бог справедлив, то как Он допускает страдание де­тей?

Да, Бог справедлив. Он не учит нас грешить. Он говорит: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).

Больные дети как бы принимают на себя подвиг мученичества и юродства ради того, чтобы Господь не до конца прогневался на этот мир, и мы, может быть благодаря им, еще имеем время на покаяние. Но мы, по нашей не­раскаянности, по нашей привычке не думать о своих грехах, а винить в них кого-то другого, не чувствуем этого.

Для нас не был бы труден вопрос, за что страдают дети, если бы в этом, как и во всем, мы взирали на Христа Спасителя, соизмеряли с Ним всю нашу жизнь. За что страдают дети? За что страдал Сам Спаситель? Ведь он безгре­шен. Каждый рождающийся в мир младенец несет на себе печать первородного греха. А 10

Господь и того не имел. Он — чище любого ре­бенка — страдал, и как!..

Вот и ответ на вопрос: за что страдают дети. За наши грехи. За наше нерадение о спасении их души, также о своем спасении. Задача роди­телей состоит в том, чтобы воспитать детей ду­ховно, открыть им дорогу к Богу и не замкнуть­ся только на обеспечении физического сущест­вования и удовлетворении все возрастающих материальных потребностей. Постоянная забота о земном, а не духовном может стать для ребен­ка препятствием на пути ко Христу, на пути спасения души. Потому-то Господь и назидает нас: Не препятствуйте им приходить ко Мне (Мф. 19, 14).

Если мы не приводим младенца в храм, не учим его молиться, если у нас дома нет иконы, Евангелия, если мы не стараемся жить благо­честиво, то, значит, мы препятствуем ребенку идти ко Христу. И в этом — наш самый глав­ный грех, который ложится и на наших детей.

Вот почему за наши грехи страдают дети, даже если они в них не виноваты.

Семья — это единый организм, единое тело. Духовный груз, который на ней лежит, часто распределяется между ее членами неравномер­но. Дети, часто бывает, расплачиваются своим здоровьем за грехи и ошибки родителей. Грех потому и есть величайшее зло, что от него стра­дают невиновные. Но искупаются грехи дру­гих. Но Он изъязвлен был за грехи наши и му­чим за беззакония наши; наказание мира на­шего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 5), — говорил величайший пророк Вет­хого Завета о Господе нашем Иисусе Христе, открывшем нам двери спасения.

Папы и мамы, все мы должны усвоить не­преложную истину о том, что перед правосу­дием Божиим весь мир лежит во зле. А коли так, то все люди преступают заповеди Божии, согрешают перед Создателем нашим, пролив­шим ради спасения нашего Пречистую Кровь Свою. Видя греховность свою, начнем сето­вать, сокрушаться, «болезновать сердцем» — как сказал афонский старец Арсений (Ми­нин), — просить у Небесного Отца прощения; постараемся при этом иметь слезы покаяния, ибо они угашают геенну огненную. Вот, доро­гие братья и сестры, святые отцы предлагают нам этот Евангельский путь к спасению души, забота о которой должна быть превыше всего прочего: Какая польза человеку, если он при­обретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26).

 

Спасение души — главная цель человеческо­го существования на нашей грешной земле. И одно из величайших средств на пути к этой цели — Таинство Покаяния. Не медлите, идите к Нему, Который зовет нас: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упо­кою вас (Мф. 11, 28). Но мы почему-то медлим, не спешим, не торопимся, словно нам тепло и уютно пребывать в греховном болоте. А Гос­подь нас все ждет и ждет и не спешит нас нака­зывать, потому Он Многомилостив, но долго- терпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3,9).

Комментарии?.. Просто следует добавить, что регулярная исповедь священнику родите­лей, да и детей (старше семи лет) — послужит хорошим барьером от проникновения в орга­низм (в душу и тело) человека греховного виру­са того или иного заболевания. Повторяем, только регулярная исповедь (не реже одного раза в месяц) может послужить хорошим (необ­ходимым) профилактическим средством.

Если вы почему-то не совершаете молитвен­ного правила (не молитесь утром, вечером и в продолжение дня), то вы совершаете ошибку, необходимо его (правило) исполнять. Библия, иконы с теплящимися лампадами, святая вода, просфора — необходимы в каждой православ­ной семье.

Почитайте праздники, любите детей, дети — родителей, живите в мире, и Бог мира дарует нам телесное и душевное здравие, а самое глав­ное — измените всю свою жизнь, повернитесь лицом к нашему Спасителю Господу Иисусу Христу, положитесь целиком на Его Божест­венную волю, не отступайте от Него, не оболь­щайтесь посулами врага рода человеческого, не стройте иллюзий и рая на земле — месте вре­менного нашего пребывания, а стремитесь в Дом Отца Небесного, у Которого обителей мно­го и Жизнь вечная.

III

Нам, конечно, не раз говорено Самим Госпо­дом, Божией Матерью, апостолами и святыми отцами, как можно достигнуть Царства Небесно­го. Мы же, ленивые и грешные люди, постоянно стремимся к счастью земному, которое ускольза­ет от нас. Казалось бы, всего уже достиг человек в этом мире: и бизнес идет, и палаты построены царские, и загородные дворцы-дачи, и жена кра­савица, и ласкателей-друзей вокруг полно. Да вот наследников Бог не дает или единственный, и тот на грани угасания жизни — какое уж тут счастье?

Благочестивый же и православный роди­тель (родительница) знает, что современное мирское понятие «счастье» имеет вполне зем­ное происхождение и складывается из облада­ния вполне конкретными материальными «ценностями», которые постоянно меняются и возрастают. И эта «погоня» за счастьем чем-то напоминает бегуна, стремящегося достигнуть линии горизонта. Поэтому христианин стре­мится к тому состоянию души, которое назы­вается блаженство.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога уз­рят (Мф. 5, 8).

Как можно увидеть Его, если человек посто­янно прячется от Него: не молится Ему, в Цер­ковь не ходит и заповедей Его не исполняет? Такой «верующий» остается невоцерковлен- ным и невежественным в религиозном отноше­нии человеком. Ему батюшка протянет святую просфору или какую-либо иную святыню — он не знает, что с ней делать.

Поэтому православной семьей можно на­звать лишь ту, которая просвещена светом Евангельской истины и не пребывает во тьме, а живет по заповедям Божиим и знает «Закон Божий» (учебник для школы и семьи) хотя бы на элементарном уровне.

А для православных родителей, которые считают себя таковыми лишь только по прин­ципу конфессионального выбора, попробуем в этой брошюре дать ответы на некоторые инте­ресующие их вопросы.

Святая Церковь постоянно молится и печет­ся о здравии пасомых ею людей; о том, чтобы они не были лишены Божественной благодати, о пребывании их в мире и единомыслии, о стремлении ко благотворению и т.д. — о спасе­нии душ наших.

Церковь молится и о упокоении душ усоп­ших своих чад, чтобы Всемилостивый Господь вселил их в место, где праведники пребывают.

Эти молитвы (о здравии и о упокоении чад Божиих) наибольшую силу имеют во время со­вершения Божественной литургии, которая на­чинается с проскомидии.

 

Проскомидия (греч. — «принесение») — так называется та часть Божественной литургии, которая состоит в приготовлении вещества для Таинства Евхаристии, т.е. в приготовлении хле­ба и вина, которые во время литургии прелага­ются в Тело и Кровь Христовы. Название про­скомидии (принесения) произошло от обычая приносить из домов своих в церковь вещи, нуж­ные для богослужения; таким образом, прино­сили хлеб, вино, елей, ладан. Это действие при­несения называлось проскомидия, а самый дар, который был приносим, назывался «просфора» (греч. — «приношение»). Из приношений, кото­рые бывали всегда обильны и превышали по­требность, избирались лучшие для Евхаристии (греч. — «благодарение»), а из прочих вынимае­мы были части в память принесших.

Таким образом, на проскомидии вынимают­ся частички из одной просфоры за здравие жи­вущих людей, а из другой — о упокоении усоп­ших. В том и другом случае частички вынима­ются только во имя Отца и Сына и Святого Духа — за православных. Далее эти частички, вынутые из просфор, полагаются на дискос, который пребывает на Престоле во время евха­ристического канона, а затем омываются Кро- вию Самого Господа нашего Иисуса Христа, на­ходящейся также на Престоле во Святой Чаше.

Впрочем, нам кажется достаточно этих не­скольких сведений о том, что такое просфора; о ее назначении и употреблении для всякого православно верующего христианина. Вку­шать эту святыню могут как здоровые, так и болящие люди. Здоровые могут пользовать ее, запивая святой водой (но непременно нато­щак) , болящие же (особенно дети) могут не со­блюдать это условие.

 

Мы упомянули о святой воде, которая, как и просфора, является церковной святыней.

По-гречески эта святыня называется Агиас- мой. Она бывает Великая и Малая, т.к. являет­ся результатом Великого и Малого освящения воды. Малое совершается в течение года неод­нократно, а Великое — только в праздник Кре­щения Господня. Хранить святую воду лучше всего рядом с домашним иконостасом (но не в холодильнике!). Благоговейное отношение к святыне позволяет верующему использовать ее в различных случаях: умываться, употреблять понемногу воду, окроплять жилище, вкушать, как духовное утешение, людям, отлученным от Причастия по епитимии.

Предлагая здоровым и болящим просфору и святую воду, мы прилагаем здесь и молитву по вкушению оных:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой свя- тый: просфора и святая Твоя вода во оставле­ние грехов моих, просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение стра­стей и немощей моих по беспредельному мило­сердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь».

Хотелось бы также упомянуть еще об одной церковной святыне — об Артосе. Артос по-гре- чески означает «хлеб квасной», в отличие от опресноков иудейских. Этот хлеб освящается особою молитвою в день Святой Пасхи. Он всю Светлую седмицу хранится в храме на аналое перед иконостасом, а в субботу пасхальную раздается верующим как святыня. Артос напо­минает о пребывании с нами воскресшего Спа­сителя.

Что касается такой святыни, как масло, ко­торое находится в теплящейся лампаде перед святым образом Спасителя, Божией Матери, Николая Угодника и других святых, Богу уго­дивших, то им можно помазывать различные части тела больного. И вот пример.

У одного верующего долго болела кожа на ноге. Она покрывалась рыбьей чешуей, лопа­лась, кровоточила. Больной испытывал посто­янный зуд, никакие мази и втирания не помо­гали. Но вот однажды Господь сподобил его по­сетить Свято-Троицкий женский монастырь, что находится в г. Симферополе, и приложить­ся к мощам святителя Луки.

Архиепископ Симферопольский и Крым­ский Лука (Войно-Ясенецкий) был знамени­тым ученым и хирургом с мировым именем. Во время войны 1941-45 гг., занимаясь гнойной хирургией, сохранил жизнь многим воинам на­шего Отечества. Несколько лет Владыка про­вел в лагерях за веру Христову… (Ныне при­числен к лику святых.) Помазав маслом, взя­тым от святых мощей святителя Луки, свою больную ногу, паломник из Санкт-Петербурга чудесным образом исцелился.

 

В памяти народа Божия за многовековую историю Церкви хранится неисчислимое коли­чество случаев посещения Божественной благо­дати, немоществующих врачующей.

IV

Апостол Павел говорит, что если страждет один член тела, то страждут и другие. Если бо­лит рука, то другая рука чувствует это.

Семья — это единое тело, единый организм. Многодетная семья — благо; хорошо, когда в ней много детей. Тогда они чутко реагируют на болезнь одного из своих братьев или сестер, как бы проходят необходимую школу христи­анского милосердия и молитвенного предстоя- ния перед Владыкой жизни нашей. В них появ­ляется чувство соучастия в лечении брата (се­стры). Дети начинают действовать не только духовно (молитва за болящего), но и оказыва­ют физическую помощь больному (подать соку или морсу, помыть посуду за ним и т.д.). Надо дать понять детям, что заболевание кого-либо из них должно вызывать духовный отклик у всех; чтобы вся семья жила молитвенно и не было безразличия к болящему у тех, кто уст­раивает шумные игры в соседней комнате.

Благо будет детям, взявшим на себя (пока болеет брат или сестра) обычную домашнюю работу. Они становятся ответственными, вни­мательными и тактичными. «Как ты себя чув­ствуешь? — спрашивает братик болящую сест­ричку. — Не хочешь ли чего-нибудь?» И это свидетельство не холодного любопытства со стороны вопрошающего (вопрошающей), а ис­креннее желание скорейшего выздоровления. И, что самое главное, дети начинают молиться за болящего, и тот, чувствуя их поддержку, ук­репляется духом. Так и созидается по-настоя- щему семья, как единое целое, как одна душа, как малая Церковь.

И тогда получается, что болезнь — это не просто неприятность, а духовная школа для всех, посещение Божие, которое касается всей семьи. Господь посещает ее и одного укладыва­ет на одр болезни, а других научает сострада­нию, смирению, любви. Это и школа воспита­ния, и школа взаимной уступчивости. Здесь есть все. Это целый мир. И в этом мире люди вдруг начинают меняться. Все приобретают какую-то пользу. Родители — как попечители о духовном и телесном состоянии ребенка. Дети приобретают навык заботы о ближнем, сочув­ствия, подчинения каких-то своих желаний тому, что происходит в семье. Сам ребенок с ранних лет учится подчинять телесные прояв­ления жизни духа, которая должна быть у че­ловека на первом месте, старается молиться.

Конечно, участие семьи в победе над болез­нью одного из членов оной не исключает вызова врача на дом к болящему, также — и священни­ка. Но все это надо делать не в суете и не в со­стоянии беспомощного стремления ухватиться за то или другое средство, а с разумением. Опытные родители знают, что высокая темпера­тура у ребенка вызывает тяжелое самочувствие (до судорог), и еще до прихода врача могут вы­вести его из этого состояния: взять одну часть теплой воды, столько же — водки и уксусу, пе­ремешать и этим составом намазать тельце мла­денца. Можно еще наложить марлевые повяз­ки, смоченные в подобном составе, на запястья и на голеностопы. Безусловно, все предприни­маемые меры должны сопровождаться молит­венным обращением к Богу, к Божией Матери, ко святым угодникам.

Взволнованная мать, прибежав в храм (или по телефону), просит священника посетить бо­лящего ребенка. Конечно, эта мера крайняя, т.к., не обладая определенными (конкретны­ми) познаниями в области медицины, батюш­ка не всегда может обеспечить своим визитом положительный результат. Не каждый пас­тырь обладает той степенью Божественной благодати (как, например, пресвитер и чудо­творец отец Иоанн Кронштадтский), которая в мгновение ока может явить чудодейственную помощь Святого Духа.

Потом, вызывать батюшку к болящему мла­денцу это одно, а к семилетнему отроку (отро­ковице) — это другое. Если отрока можно поис- поведывать и причастить (запасными Дарами), то как это все можно сотворить над болящим младенцем, который всего только пару дней назад произнес слово «мама»? Правда, из своей пастырской практики я знаю, что маститые протоиереи причащали младенца на дому; но только Кровию и при соблюдении определен­ных мер предосторожности. Кровь Господа (как и Тело, пропитанное Ею) находится в Чаше на Святом Престоле. Так вот эту Кровь священник вливает в герметически закрытую маленькую чашу (она изготавливается, как и маленькая лжица, эксклюзивно, как бы теперь сказали) и несет у себя на груди к больному младенцу и причащает его этой Кровию.

Отрока же необходимо перед причащением исповедовать и причащать запасными Дарами (т.е. Телом, напоенным Кровию Господа наше­го Иисуса Христа).

Но поскольку такой способ причащения младенца на дому не всегда возможен (из-за от­сутствия необходимых сосудов, которые не вы­пускаются в Софрино), то приезд священника маловероятен.

Эта информация напрямую касается нево- церковленных родителей.

 

Теперь вопрос, когда приглашать священ­ника к болящему ребенку для приобщения Святых Христовых Тайн? Это надо делать то­гда, когда больной находится в разумении, а не мечется в горячке, теряя ощущение реаль­ности происходящего. Это надо делать при ус­ловии признания отроком Бога как единствен­ного источника исцеления. «Без веры все Та­инства для человека не действенны», — так пишет старец архимандрит Иоанн (Крестьян- кин). Молитесь, мамы болящих детей, и свои­ми словами: «Боже! Ты знаешь все, и любовь Твоя совершенна, возьми же жизнь моего ре­бенка (имярек) в Свою руку и сделай то, что я жажду сделать, но не могу. Аминь».

V

Наши болезни есть следствие греховной жизни, и лечение надо начинать с покаяния и соборования — это для души. А после соборова­ния надо обращаться и к врачам, чтобы они с Божией помощью помогли и болящему телу.

Молитва, совершаемая в терпении, — луч­шее средство для приобретения душевного рав­новесия и умственного трезвения. Надо знать одну непреложную истину, которая дана имен­но для нашего времени. Теперь, при оскудении духовных руководителей и при ослаблении веры верующих, Господь дал людям нелицепри­ятного руководителя, который и лечит, и учит, и вразумляет, — это тяготы жизни: скорби и бо­лезни. Ум людской каверзен, сердце стало лука­во, и поэтому крайне трудно контролировать свои действия, а Господь, зная это, дал нам горькое врачевство от душевных недугов — фи­зические болезни. Нам всем, молодым и ста­рым, полезно понять главное: не на словах, а действительно вверить себя в волю Божию, Ко­торая и пошлет нам освобождение от пут гре­ховных и укажет путь духовного спасения.

Выше мы упомянули о весьма важном Таин­стве, преподаваемом в Православной Церкви, — о Таинстве Елеосвящения (в церковной практи­ке называемом Соборованием). Ни с каким та- инсгвом не связано столько суеверий и предрас­судков, как с Соборованием. Чего только не ус­лышишь от пожилых прихожанок, мнящих себя знатоками Церковного Устава! Говорят, что по­сле Соборования нельзя мыться, есть мясо, нуж­но поститься по понедельникам; а главное — что принимать это таинство можно только умираю­щим. Все это неправда.

Таинство Соборования, или Елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом нашим Иисусом Хри­стом. В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы, проповедуя по всей Палестине, маза­ли больных маслом и исцеляли их. Наиболее полно сущность этого Таинства раскрыта апо­столом Иаковом в его Соборном послании (обра­тите внимание на эпиграф к данной брошюре).

Можно сказать, что Елеосвящение — Таинст­во исцеления. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал: «Вовсе не сказано, что бо­лезнь должна быть смертельной или чтобы че­ловек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак. Если я страдаю духом от смерти близких лю­дей, от горя, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния — я могу прибегать к Со­борованию».

Но и в телесной болезни человеку необходи­мо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который сам является оруди­ем Божьего Промысла.

 

Обычно Соборование совершается на дому, у постели болящего, но в Великом посту оно бы­вает в храмах. В ходе Таинства, которое совер­шают несколько священников («собор»), освя­щается елей (растительное масло, смешанное с вином), прочитываются 7 Апостолов и Еванге­лий, столько же пространных молитв. После каждого прочтения батюшки помазывают еле­ем определенные части тела верующего.

Елей — образ милости Божией, любви и со­страдания (вспомним притчу о милосердном самарянине).

Кроме исцеления от болезней, Елеосвяще­ние (Соборование) дарует нам прощение забы­тых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи памяти каждый человек не может ис­поведать все свои согрешения, поэтому не сто­ит и говорить, как велика ценность Соборова­ния. Физически здоровые люди могут прибе­гать к этому Таинству по благословению священника. (Над младенцами это таинство не совершается.) Елей же, оставшийся от Соборо­вания, понемногу можно вкушать и помазы­ваться им, как это делается во время Таинства Соборования.

VI

Вопрос о причащении больного ребенка мо­жет быть связан с таким понятием, как пост.

Несколько слов о нем.

Пост — это воздержание. От чего? От всяко­го рода излишеств, плотских (телесных) и ду­ховных (душевных). Если человек ведет неуме­ренный образ жизни, не сдерживает себя в пище и питии, в развлечениях (греховных), в бесконечном удовлетворении своих постоянно растущих материальных потребностей, то его можно сравнить с необузданным конем, кото­рый может подвергнуть седока смертельной опасности.

Пост — это удила во рту разгоряченного коня, и опытный всадник, умеющий пользо­ваться ими, находится в меньшей опасности для своей жизни, чем какой-либо другой неве­жественный горе-седок.

Церковь Христова своим чадам постановила поститься и указала для этого на определенные периоды в году и даже дни.

Еженедельными постными днями (за ис­ключением «сплошных» седмиц) являются среда и пятница. В среду пост установлен в вос­поминание предательства Христа Иудой, а в пятницу — ради крестных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В эти дни за­прещено вкушать мясную и молочную пищу, яйца и прочую пищу животного происхожде­ния, а во дни строгих постов следует воздержи­ваться и от рыбы.

Многодневных постов в году четыре. Самый главный и строгий — Великий пост, который продолжается семь недель (40 дней плюс так называемая Страстная седмица) — 49 дней пе­ред Пасхой. Самые строгие из них — Первая, Четвертая и Страстная. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пус­тыне.

По своей строгости близок к Великому пост Успенский (от 1/14 по 14/27 августа). Этим по­стом святая Церковь почитает Пресвятую Бого­родицу, предстоящую перед Богом и неизменно молящуюся за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только в праздники Благове­щения Пресвятой Богородицы (25 марта/7 ап­реля), Входа Господня в Иерусалим (за семь дней до Пасхи) и Преображение (6/19 августа). Рождественский пост продолжается 40 дней (с 15/28 ноября по 24 декабря/6 января). В этот пост рыбу вкушать разрешается, кроме поне­дельника, среды и пятницы. После же празд­ника в честь Николая Угодника (С/19 декабря) рыбу можно вкушать лишь по субботам и вос­кресным дням, а дни, в период со 2-го по 6-е января, надо проводить по полной строгости.

Четвертым в году является пост, установ­ленный Церковью в честь первоверховных апо­столов Петра и Павла, так называемый Петров пост. Он начинается с Недели Всех Святых и заканчивается 29 июня/12-го июля, в день праздника апостолов. В этом посту, как и в Ро­ждественском (в его первый период до праздни­ка Святителя Николая Чудотворца), устав о вкушении пищи такой же.

Днями строгого поста являются Крещенский сочельник (5/18 января), праздники Усекнове­ния главы Иоанна Предтечи (14/27 сентября). Допускается послабление поста больным, бере­менным и кормящим женщинам, а также лю­дям занимающимся тяжелым физическим тру­дом. Это необходимо делать для того, чтобы по- щение не стало причиной резкого упадка сил и не привело к неспособности трудиться (работать физически) и совершать молитвенное правило.

Не должно думать нам, что пост — это воз­держание от скоромной пищи, плотских удо­вольствий. Пост — это, главным образом, обуз­дание и смирение гордыни, освобождение души от греховных мыслей и действий, это воз­несение ума к Богу в спасительном молитвен­ном подвиге.

«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи! Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удале­ние от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

Тело постящегося, не отягощаясь пищей, становится легким, укрепляется для принятия благодатных даров. Постом мы укрощаем плоть, смягчаем наш нрав, подавляем гнев, сдерживаем порывы сердца; ум наш становит­ся бодрым, душа обретает спокойствие, чувства же — воздержание. Как говорит святой Васи­лий Великий, постясь постом благоприятным и удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина.

«Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против диавола, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношений между причинами и послед­ствиями дел», — пишет в своей книге «Моя жизнь во Христе» святой праведник Иоанн Кронштадтский.

Пост — целительное средство для души и тела человека, лекарство для болящего телом и расслабленного духом верующего. Всякое ле­карство надо принимать с разумением и по на­значению врача. Наверное, нельзя давать ре­бенку слабительное, когда у него болят глаза, или при ангине промывать желудок. Все имеет свой строй и порядок.

Поэтому поститься или не поститься ребен­ку во время болезни — вопрос неоднозначный (особенно при кратковременном недуге). На­пример, ребенок отравился рыбными консерва­ми, или молочными продуктами, или еще чем-нибудь. Такому больному (если это не мла­денец) можно назначить и пост, а не потчевать разными сладостями и вкусненькими яствами.

В случае же упадка сил и сильного пере­утомления — наоборот, необходимо отменить всякий пост (даже во дни Великого поста). До­бавим, что хорошо при этом взять родителям и благословение у священника.

Бывает, что батюшка, прежде чем идти при­чащать больного ребенка, попросит родителей (с их согласия, конечно) до причастия ничем его не кормить (речь не идет о младенцах).

В заключение этой темы скажем еще раз во­обще о посте, как о благодатном и врачующем средстве для христианина.

Пост приятен Богу, заповедь о посте — ра­зумная заповедь. И если бы кто стал говорить вам, что неразумно отказывать себе в хорошем питании и что в этом ничего не может быть бо­гоугодного, и если услышите такие речи, знайте, что кто говорит так, тот о Самом Спа­сителе богохульно говорит, что Он совершал неразумные действия… Ибо Сам Христос по­казал нам пример поста; и кто подражает Ему, тот не соглашается с теми «богослова­ми», которые думают, что человек живет для того, чтобы есть и пить, а не наоборот — ест и пьет для того, чтобы жить.

 

Некоторые, искушающие благочестивого христианина, могут привести слова Евангелия: Не то, что входит в уста, оскверняет челове­ка, но то, что выходит из уст, оскверняет че­ловека (Мф. 15, 11). Казалось бы, прямое за­прещение (упразднение) постов. Такому сово- проснику можно ответить: «А пьянство, входящее в уста, тоже, значит, не оскверняет человека?! Если входящее в уста не сквернит человека, то как же мог осквернить первого че­ловека райский запрещенный под?!» И еще до­бавить: «Да, пища не оскверняет человека, иначе Святая Церковь не позволила бы ее вку­шать и в другие дни. Но если к пище присоеди­няется бесчисленное похотение, или невоздер­жание, или непослушание и даже прямое нару­шение благословения Божия, тогда пища оскверняет человека, но оскверняет не по само­му существу, а по тем нравственным поступ­кам, с которыми связано невоздержание».

Чтобы надлежащим образом понимать слова Спасителя, приведенные в Евангелии (Мф. 15, 11), нужно знать, что они сказаны были Им в обличение фарисеев, которые хотя и соблюда­ли иудейские заповеди о посте, но во многих других отношениях находились на самой низ­кой отметке морально-нравственного уровня благочестия. Естественно, Божественный Учи­тель не признавал такого фарисейского поста, потому что без благочестия бесполезен самый строгий пост.

Таким образом, нарушители заповеди о по­сте не имеют никакого основания для своего оправдания. Восставая против распоряжений Церкви о посте, они восстают против Самого Христа, Который Своим примером освятил пост, показал его богоугодность, сказав, что учению! Его будут поститься. А разве мы не учению! Его?

Можно услышать и такие рассуждения, что, мол, можно и мясо съесть в постный день, если умеренно (строго), и будет соблюден пост, а можно насытиться (неумеренно) постными изысканными блюдами, и пост будет нарушен. Хвалящийся оскоромившийся дерзкий ослуш­ник просто не понимает того, что он принимает одну каплю яда, но достаточную для того, что­бы умереть.

Главное, что необходимо нам всем усвоить, это то, что неисполнение церковных установле­ний есть непослушание Матери Церкви, о кото­рой Сам Господь сказал, что Она — Его созда­ние, и что врата ада не одолеют Ее. Нам надле­жит быть добрыми детьми нашей Матери, Православной Церкви, и не оскорблять ее сво­им непослушанием. Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небес­ное (Мф. 18, 3).

VII

Мы уже говорили о том, что родительская молитва о детях имеет особую силу; особенно в периоды болезни наших детей мы должны уси­ленным образом обращаться к нашему Целите­лю, Которому подвластно все, и даже сама смерть!

Молясь Духом Святым (Иуд. 1, 20), мы ожи­даем милости от Господа нашего Иисуса Хри­ста, чтобы наследовать жизнь вечную. «Молит­ва есть возношение ума к Богу» (митр. Фила­рет), созерцание Его, дерзновенная беседа твари с Творцом, благоговейное стояние души перед Ним, освящение души, укрепление ее и тела, бодрость и мужество при всех скорбях и искушениях жизни, утверждение веры, надеж­ды, любви. Молитва — исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез, безопас­ность жизни, уничтожение страха смертного… Молитва — вода живая, которой душа утоляет свою жажду.

Повторяем, молитва должна быть всегда ис­кренняя и совершенно свободная, а не неволь­ная, вынужденная обычаем или экстремальны­ми обстоятельствами, она должна быть свобод­ным и вполне сознательным излиянием души перед Богом, Который нас, одичавших и непо­слушных чад Его, как любящая мать, желает заключить в объятия Своей любви, чтобы изба­вить нас от сети ловца, от гибельной язвы и явить нам спасение душ наших (Пс. 90).

На молитве необходимо намеренное, обду­манное, крайнее смирение. Особенно это нуж­но во время чтения молитвы Господней «Отче наш».

Говорят: нет охоты, так и не молись, — плотское, лукавое мудрствование, толкающее к забвению о необходимости связи с Богом; не стань только молиться, так и совсем забудешь о Нем; плоть того и хочет. Царство Небесное нудится (Мф. 11, 12); не станешь принуждать себя к добру — не спасешься.

 

Надо крепко внимать своему сердцу, чтобы оно не лгало, чтобы каждое слово выходило из глубины его, как сказано: Из глубины воззвах к Тебе, Господи (Пс. 129, 1), т.е. надо крайне заботиться о той искренности, которая делает своими все слова молитвы, составленные дру­гим, почитает истинным каждое слово молит­вы, произнесенное без сомнения, в простоте сердечной, и тогда молитва напитает тебя не­тленною пищею, напоит благодатной росою, согреет сердце твое Божественным теплом.

Молитва — тот золотой ключ, которым от­крываются сокровища милосердия Божия и прощения. Это духовное оружие, которым — по слову Господа Спасителя — побеждается не­видимый враг рода человеческого. Молитва по­могает нам освободиться от тех оков, которыми опутывают нас земные помыслы. Молитва низ­водит на нас с высоты небесной бесчисленное проявление любви Божией к нам. Молитва все­гда нам нужна, на каждый день нашей жизни; без молитвы не может быть жизни со Христом.

Молитва не в том только состоит, чтобы сто­ять и кланяться телом перед Богом и написан­ные молитвы читать; можно и без этого в любое время и в любом месте умом и духом молиться. Можешь в пути, во время еды, лежа или дело делая, при людях или в уединении ум и сердце обращать к Богу и так милости и помощи у Него просить. Бог везде и в любом месте есть, и всегда двери к Нему открыты и подход к Нему прост, не так как к человеку; и всегда и везде по Своему человеколюбию Он готов нас слу­шать и нам помогать. Везде же и всегда, во вся­кое время, во всякой нужде и случае, можем к Нему с верою и молитвой приступать, можем везде умом говорить Ему: «Господи, поми­луй!», «Господи, помоги!»

Все сказанное (очень кратко) о значении мо­литвы в жизни христианина необходимо усво­ить как самим родителям, так и их детям. И не надо никогда ждать, пока «гром грянет», что­бы обращаться к Богу за помощью в скорби, бо­лезни, несчастье, а всегда быть с Ним нераз­лучно до скончания дней своих.

Теперь несколько слов о том, говорить ли ре­бенку, что болезни попускаются Богом, и реко­мендовать ли больному самому молиться. Безус­ловно, надо говорить обо всем этом, надо и нау­чать молитве тоже. Но делать это благочестиво, с любовью, чтобы и в самом ребенке вызывать покаянное чувство своего недостоинства и жела­ние испросить у Бога прощения грехов, от кото­рых страдает не только душа, но и тело.

Повторяем, все делается с разумением и во­время, а не в момент критического состояния болящего.

Христианское отношение к болезням заклю­чается в смиренном принятии воли Божией, в осознании своей греховности и тех грехов, за которые попущена болезнь, в покаянии, в из­менении жизни.

Господь дает понять нам, что земная жизнь — это краткий миг, за которым стоит вечность, а какой она будет у каждого, зависит от его жиз­ни на земле. Болезнь смиряет нас, являясь тем заградительным барьером, который заставляет нас очищаться от собственных страстей и поро­ков, а возможно, и не допускает совершать злые и гибельные поступки.

Очень часто Господь вырывает нас болез­нью из обычного хода жизни, сберегая от серь­езной беды, малой неприятностью избавляя от большей.

Обо всем этом должны знать родители. А нужно ли знать ребенку о том, что болезни по­пускаются Богом? Нам кажется — безусловно. Ему необходимо знать о том, что болезнь — ре­зультат греховного поведения человека, кото­рое оскверняет не только душу, но и заставляет страдать физически (тело). Болезнь вызывает в душе чувство сожаления о тех поступках и дей­ствиях, которые совершаются по непослуша­нию и самовольству.

Ведь если больной дочери (или сыну) прихо­дится по тысяче раз говорить: «Не ходи босиком по холодному полу», а она не слушается, — то это оборачивается усугублением греха и всяки­ми осложнениями болезни.

Пусть этот наивный пример и вызовет улыб­ку читателя (не это главное), но знайте, родите­ли, грех порождает болезнь.

Отроки и отроковицы (наши дети) об этом должны знать и иметь четкое представление. Наша (родителей) задача дать им ведение всего этого.

Непослушание — это не только причина бо­лезней, но и всякого нестроения. Не следует допускать, чтобы дети выходили из послуша­ния. Послушание — это основа всякого успеш­ного доброго начинания.

 

Немного в Евангелии повествуется о детстве и отрочестве Господа нашего Иисуса Христа, но это немногое весьма важно и поучительно. О 12-летнем Иисусе евангелист Лука записал следующее: Иисус пошел и пришел с Иосифом и Марией, Матерью Своею, в Назарет и был в повиновении у них (Лк. 2, 51). То самое, что св. апостол Лука поставляет в похвалу отроку Иисусу, т.е. послушание, то самое св. апостол Павел прославляет в Иисусе, достигшем муж­ского возраста, послушание Его Небесному Отцу: Он послушен был даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Апостол идет еще дальше: как от непослушания одного Ада­ма пришел грех, так от послушания одного Христа пришло оправдание (Рим. 5, 17).

Жития святых изобилуют примерами безус­ловного послушания своим родителям, стар­шим наставникам, духовным отцам и т.д.

Посмотрим, что говорится в житии игумена земли Русской Сергия Радонежского. Приведем пример, сыновнего послушания. Варфоломей (так звали в отрочестве будущего святого препо­добного Сергия) не уподоблялся детям века сво­его, не всегда покоряющим волю свою воле ро­дителей: он знал достоинство того, чего желал (монашества), однако согласился до времени то­миться неисполненным желанием, дабы сохра­нить повиновение родителям и через то наследо­вать их благословение.

А вот что мы читаем в житии святителя Фи­липпа, митрополита Московского: «Игумен, старец Алексий, принял его благосклонно и на­значил послушником. Безропотно и усердно стал Федор (имя святого в юности) исполнять возложенные на него обязанности: носил воду, рубил дрова, работал в кухне, на огороде и на мельнице; он служил всем с кротостью, иногда терпел оскорбления, даже побои, но все перено­сил терпеливо. Нелегка, вероятно, была такая жизнь сыну богатого боярина, воспитанному в роскоши».

Что говорить о послушании угодников Божи- их, когда Сама Богородица Дева Мария явила пример величайшего послушания Своим роди­телям, когда в младенчестве была отдана ими на воспитание в Иерусалимский храм. Через по­слушание Богу Она стала Избранным Сосудом Божиим, способным вместить Невместимое.

Хорошо, когда ребенок послушен родите­лем, но при этом очень важно, чтобы он нау­чался слышать Бога, обращаться к Нему с просьбами и благодарить за оказанную ми­лость. Все это он может делать как с помощью безыскусных своих простых слов, так и в мо­литвах, которым он научен, таких как «Отче наш», «Богородице Дево», «Царю Небесный», «Достойно есть…» и пр. В трудных ситуациях мы чаще вспоминаем о Боге, нежели в период благодушествования. Болезнь также может на­помнить о Его присутствии. У ребенка может возникнуть желание обратиться за помощью к Богу, Божией Матери или святым угодникам об исцелении от болезни. Родители обязатель­но должны помочь ему в этом. Но не просто указать на молитвослов — и молись, а дать по­нять, что все в руках Божиих и «милость Его на боящихся Его». И если Господь будет мед­лить с исцелением, то это не потому, что Он желает смерти грешника, но по Своей Премуд­рости смиряет нас, научая терпению и доверию Его человеколюбию.

VIII

Кто из нас, дорогой читатель, не наблюдал следующую картину: у постели заболевшего ребенка жужжит рой домочадцев. Мама сове­тует пойти немедленно за нужным лекарством и дать болящему, папа — вызывать врача, те­тушка — обратиться к целителю, пользующе­муся нетрадиционными методами, бабушка — бежать в церковь ставить свечку, — словом, сколько людей — столько и мнений. А что же больной? А ему все равно, лишь бы перестало бросать в жар и прекратила болеть голова.

Такое разнообразие предложений о помощи не случайно, т.к. связано со скептическим от­ношением людей к человеку в белом халате, чей труд, однако, благословил Сам Господь.

Нам известны имена многих святых, для ко­торых медицина была профессиональной при­надлежностью в их служении Богу и людям. Вот лишь несколько имен: св. апостол Лука, св. великомученик Пантелеймон, святые Кось- ма и Дамиан, Кир и Иоанн, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и др. Их жития и летописи свидетельствуют, что они были носителями обетованного Спасителем благодатного дара ис­целений (Мк. 16, 18; 1 Кор. 12, 28).

Полезно послушать и подвижников благо­честия о том, что они не считали лечение боль­ных медицинскими средствами не угодными Богу. «Врачи и лекарства от Бога, и обращать­ся к ним и придерживаться советов профессио­нальных врачей необходимо.

Но всякое обращение к ним надо предварять обращением к Господу в Таинствах Соборова­ния и Причастия. И делать это надо не только над ребенком, но и над родителями. Теперь дети очень часто страдают за беззакония своих родителей.

Надо, чтобы все были крещены, брак венчан и чтобы семья воцерковлялась, жила бы жиз­нью Церкви», — советует в своих письмах ве­рующим архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Многие болезни возникают от действия не­чистых духов. При этом симптомы демониче­ских нападений бывают очень сходны с естест­венной болезнью. Из Евангелия ясно, что исце­ленная Господом скорченная женщина (Лк. 13, 11-26) не была бесноватой, но причиной ее бо­лезни было действие духа нечистого. В таких случаях врачебное искусство бессильно, и ис­целение возможно только силой Божией, изго­няющей духа злобы.

 

Так как же нам следует относиться к вра­чам, задача которых и состоит в том, чтобы не навредить, а помочь недугующему человеку? Да так, как об этом было сказано выше, — с вниманием, как получившим дар от Господа. Своим детям мы также не должны прививать другого отношения к медицинскому работни­ку, который много трудится на благо нашего здоровья и не всегда получает за свой труд дос­тойное вознаграждение.

Понятно, что исцеление совершает Сам Бог Своею могущественною силою, через угодных Ему людей.

Не всегда болезни доставляют человеку только горести, но обязательно и духовную пользу. Вот как об этом свидетельствует старец Паисий Святогорец: «Болезнь приносит огром­ную пользу всегда. Болезни помогают людям, у которых нет добродетелей, умилостивить Бога. Здоровье — это большое дело, но то доброе, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может! Болезнь приносит человеку духовное добро. Болезнь — это великое, великое благо­деяние. Она очищает человека от греха, а ино­гда «гарантирует» ему (небесную) мзду. Душа человека подобна золоту, а болезнь подобна огню, который это золото очищает. Посмотри, ведь и Христос сказал апостолу Павлу: Сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). Чем больше мучается человек от болезни, тем более чистым и святым он становится — лишь бы он терпел и принимал болезнь с радостью.

Единственное, что необходимо в некоторых болезнях, — это немного терпения. Бог попус­кает болезнь для того, чтобы человек получил небольшую мзду, и посредством этой болезни

 

Бог очищает человека от имеющихся у него не­достатков. Ведь телесная болезнь помогает в исцелении болезни душевной. Болезнь телес­ная приносит человеку смирение и таким обра­зом нейтрализует его душевную болезнь. Бог из всего извлекает пользу для блага человека! Все, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу. Он знает, что необходимо каждому из нас, и в соответствии с этим дает нам болезнь либо для того, чтобы мы восприняли за нее мзду, либо для того, чтобы мы расплатились за какие-то грехи» (Слова. Изд. дом «Святая Гора». Москва, 2004. С. 232-233). Скажем пря­мо, не всем приходится по нраву такой взгляд на болезнь, но он очень верный. Трудно сми­ряться, но необходимо: Бог гордым противит­ся, смиренным дает благодать, — говорит св. апостол Иаков. А мы, верующие, и стремимся быть под благодатным покровом Господа наше­го Иисуса Христа, Которым и дышим, и живем.

IX

А как нам не благодарить Бога за Его мило­сти и человеколюбие к грешным человекам? Несколько перефразируя слова апостола Пав­ла, скажем: болеем ли — для Бога болеем, ис­целяемся ли — для Бога исцеляемся, — все — для Бога и в Боге. И за все мы должны благода­рить Его, все могущего.

Но вот пронеслись над нами грозовые тучи, болезнь миновала, ребенок снова в школе среди шумных одноклассников, домашние живут в прежнем режиме: работа, вечером телевизор, утром опять работа, вечером… и т.д. И не все­гда вспоминают Того, Кто вернул им душевный покой и стабильность. В житейской суете они забыли поблагодарить Бога за Его милосердие.

Св. апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам, стих 18, говорит: За все благодарите: ибо такова о нас воля Божия во Христе Иисусе.

Формы же благодарения могут быть много­различны. Это и благодарственные молитвы, вознесенные в домашней Церкви (в семье), это и заказные благодарственные молебны в храме, это и различного рода подаяния и жертвы, это и благотворительная деятельность человека (и не только одноразового характера) и т.д. и т.п.

Известны случаи, когда в благодарность Богу за исцеление ребенка родители приносили в храм (в монастырь) крупные суммы денег на строительство или восстановление оных.

Главное же, в душе человека должно возни­кать чувство искренней благодарности к Чело­веколюбцу.

Эпилог

Что касается скорбей и болезней, то они были, есть и будут пребывать с нами.

Вся кратковременная земная жизнь с ее бед­ствиями и скорбями дана человеку, чтобы он употребил ее на свое спасение, то есть на воз­вращение себя от смерти к жизни. Спасение, или оживотворение Духом Святым, совершает­ся при посредстве Искупителя Господа нашего Иисуса Христа.

В заключение приведем древнее поучение: «Милостыней купи, стяжи себе помилование от Бога, смирением — вечную славу, чистотой и целомудрием — венец, кротостью — в рай вхождение, молитвой — с Ангелами житие. Стяжи себе трудом — покой, молитвенным бде­нием — общение с Богом, постом и жаждой — наслаждение вечными благами. Имей рассуж­дение духовное: возноси ум свой к Богу, но низводи и долу, размышляя, что рано или поздно все в землю возвратимся. Внимай чте­нию книг Божественных, сокрушайся о гре­хах, говори одну правду, уста чаще открывай для молитвы, руки отверзай на подаяние нуж­дающимся, сердце удержи от гнева, в теле со­храни чистоту, в пище — воздержание, колена преклоняй на поклонение Богу. Если сохра­нишь это, то и будешь чадом Света и сыном Царствия Небесного — спасешь душу свою».

И сегодня, когда ты находишься в полном здравии и не лежишь сам на одре болезни, по­молись о болящем ребенке (младенце, отроке или отроковице), о котором тебя просят помо­литься его родители, близкие или знакомые (а может, и незнакомые) тебе люди. Воздохни. Если здоровые не будут хоть немного молиться о больных, то очень может статься, что Хри­стос очень скоро скажет им: «Вы были здоровы и не молились за тех, кто страдал? Истинно го­ворю вам: не знаю вас» (Мф. 25, 12).

Многие, вероятно, желают внимательного (хорошего) отношения к себе со стороны окру­жающих их людей, но немногие помнят слова Господа о том, что и самому нужно относиться к другим соответствующим образом: …как хо­тите, чтобы с вами поступали люди, так по­ступайте и вы с ними, ибо в этом закон и про­роки (Мф. 7, 12).

Каково должно быть наше поведение в этой земной жизни — обо всем этом мы доподлинно узнаем из Святого Евангелия, чтение которого должно стать ежедневной духовной пищей, без которой не может обходиться ни одна христо­любивая душа, чающая воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Использованная литература:

  1. Паисий Святогорец. «Семейная жизнь». Т. IV. Москва, 2004.
  2. «Проснись, душа…» Изд. «Ковчег». М., 2005.
  3. «Невидимая брань». М., 1912. Перев. с греч. еп. Феофана.
  4. Е. Поселянин. «Душа перед Богом». С.-Петербург, 1909.
  5. «Азы православия». «Сатись», 1996.
  6. Святые. Изд. «Прометей». М., 1996.
  7. Прот. И. Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе». Изд. Московской Патриархии, 1920.
  8. «О самом главном». С.-Петербург, 1994.
  9. Свящ. Алексий Грачев. «Когда болеют дети». Москва, «Трим», 1993.
  10. Епископ Тихон. «Наставление». Греция, 1997.
  11. «Почему ты не в Церкви?» Почаевская Лавра.
  12. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). М., 1997.
  13. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Письма.
  14. Еп. Ириней. Поучения.
  15. Настольная книга священнослужителя. Т. 8. Моск. Патриархия, 1988.

 

Издательство «САТИСЪ»,
лицензия ИД № 05426 от 20.07.2001 г.
Межрегиональный фонд «ДЕРЖАВА»,
лицензия ИД № 02981 от 06.10.2000 г.
199034, Санкт-Петербург, В.О., Большой пр., 8/4, лит А.
Тел./факс (812)323-63-42.
e-mail: satis-redakt@yandex.ru www.satis.spb.ru
Отдел сбыта 305-07-78, 323-63-21.
e-mail:satis@pop3.rcom.ru
Представительство в Москве (495)956-36-14.
Подписано в печать 23.08.2006 г.
Формат 60×88/16. Печ. л. 3. Тираж 15000 экз.