Исцеление в контексте Христианского Мировоззрения

Исцеление в контексте Христианского Мировоззрения

(3 голоса5.0 из 5)

Нет чело­ве­ка, кото­рый бы не заду­мы­вал­ся о сво­ем здо­ро­вье. Заду­мы­ва­ют­ся и вра­чи о целях и смыс­ле сво­е­го тру­да. Веру­ю­щие в Бога люди, зна­ют, что всё в мире, создан­ном твор­че­ским пове­ле­ни­ем Божи­им, «да будет» целе­со­об­раз­но и полез­но (Быт. 1, 3).

При сотво­ре­нии мира Дух Божий сози­дал кос­мос, из хао­са сооб­щая ему живо­тво­ря­щую силу (Быт. 1, 2). Вот пер­во­ос­но­ва жиз­ни, ключ к пони­ма­нию того, что жизнь есть свя­щен­ный дар Божий. Это было ясно и понят­но людям на про­тя­же­нии тыся­че­ле­тий, но послед­ние два века мно­го сил потра­че­но было на то, что­бы дока­зать, что нас создал «гос­по­дин слу­чай», что чело­век есть лишь тело, лишь некий механизм.
Сего­дня видим резуль­тат тако­го под­хо­да. Рань­ше не имев­ший осо­бой вра­чеб­ной помо­щи рус­ский кре­стья­нин дожи­вал до глу­бо­кой ста­ро­сти. Сего­дня в Рос­сии сред­няя про­дол­жи­тель­ность жиз­ни состав­ля­ет 69,8 года 64 — у муж­чин и 75,6 — у жен­щин, и это при нали­чии раз­ви­той меди­ци­ны . «Бог создал чело­ве­ка для нетле­ния и соде­лал его обра­зом веч­но­го бытия Сво­е­го» (Прем. 2, 23), зна­чит, Гос­подь сотво­рил чело­ве­ка, не под­вер­жен­но­го болез­ням и смер­ти. О том, что Адам до гре­хо­па­де­ния не был под­вер­жен каким-либо раз­ру­ши­тель­ным про­цес­сам, болез­ням и их след­ствию — смер­ти, ясно сви­де­тель­ству­ет свя­то­оте­че­ское тол­ко­ва­ние Свя­щен­но­го Писания.

Свя­той Гри­го­рий Сина­ит, достиг­ший сво­ей пре­по­доб­ной подвиж­ни­че­ской жиз­нью высот боже­ствен­но­го виде­ния, пишет: «Тварь не созда­на первоначально
тлен­ною; но после под­па­ла тле­нию, пови­ну­ясь, суе­те, по Писа­нию, тварь
поко­ри­лась суе­те не доб­ро­воль­но, но по воле поко­рив­ше­го ее, в надеж­де, что и
сама тварь осво­бож­де­на будет от раб­ства тле­нию в сво­бо­ду сла­вы детей
Божи­их (Рим. 8, 20–21 )».

Свя­той Симе­он Новый Бого­слов пишет: «Адам был
создан с телом нетлен­ным… как царь бес­смерт­ных, над нетлен­ным миром» .
При­чи­на же тле­ния, то есть болез­ней, ста­ре­ния и смер­ти — пер­во­род­ный грех.
Когда, пре­льщен­ные дья­во­лом, пра­ро­ди­те­ли чело­ве­че­ско­го рода Адам и Ева ослу­ша­лись Бога и нару­ши­ли запо­ведь, тле­ние одер­жа­ло верх над есте­ством, и
чело­век стал смер­тен. «Тому, кто сде­лал­ся тлен­ным и смерт­ным по причине
пре­ступ­ле­ния запо­ве­ди, по всей спра­вед­ли­во­сти над­ле­жа­ло и жить на земле
тлен­ной и питать­ся пищею тленною» .
Итак, мы ясно видим, что при­чи­на болез­ни и смер­ти заклю­ча­ет­ся в гре­хе. Посред­ством болез­ни ста­ло воз­мож­но сми­ре­ние чело­ве­ка и его исправ­ле­ние. Бог через болез­ни нака­зы­ва­ет, то есть науча­ет чело­ве­ка, вос­пи­ты­ва­ет его. «Я поступ­лю с вами так: пошлю на вас ужас, чах­лость и горяч­ку, от кото­рых исто­мят­ся гла­за и изму­чит­ся душа, и буде­те сеять семе­на ваши напрас­но, и вра­ги ваши съе­дят их» (Лев. 26, 16). «Пошлёт Гос­подь на тебя моро­вую язву, доко­ле не истре­бит Он тебя с зем­ли, в кото­рую ты идешь, что­бы вла­деть ею» (Втор. 28, 21) Гос­подь все­гда, нака­зы­вая чело­ве­ка болез­нью, напо­ми­на­ет об истин­ной её при­чине — гре­хе. Когда Спа­си­тель встре­тил в хра­ме исце­лён­но­го Им рас­слаб­лен­но­го, то ска­зал ему: «Вот, ты выздо­ро­вел; не гре­ши боль­ше, что­бы не слу­чи­лось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).

____________
1 Гри­го­рия Сина­и­та Гла­вы о запо­ве­дях и дог­ма­тах, и угро­зах и обе­то­ва­ни­ях, — ещё же — о помыс­лах, стра­стях и доб­ро­де­те­лях, — и ещё — о без­мол­вии и молит­ве. URL: // http://hesychia.in.ua/gr_sin_03.htm

Ино­гда Гос­подь попус­ка­ет болез­ни для того, что­бы чело­век пре­воз­мог их,
вышел побе­ди­те­лем над диа­во­лом, явил бы своё досто­ин­ство царя всего
твар­но­го мира. Так под­вер­жен был про­ка­зе мно­го­стра­даль­ный Иов. «И отошел
сата­на от лица Гос­под­ня и пора­зил Иова про­ка­зою лютою от подош­вы ноги его
по самое темя его. И взял он себе чере­пи­цу, что­бы скоб­лить себя ею, и сел в
пепел (вне селе­ния). И ска­за­ла ему жена его: ты все ещё твёрд в непорочности
тво­ей! Поху­ли Бога и умри. (Сколь ясно здесь пока­за­на при­чи­на смер­ти!) Но он
ска­зал ей: ты гово­ришь, как одна из безум­ных: неуже­ли доб­рое мы будем
при­ни­мать от Бога, а зло­го не будем при­ни­мать? Во всём этом не согре­шил Иов
уста­ми сво­и­ми» (Иов. 2, 7—10).
Вме­сте с мно­го­стра­даль­ным Иовом любя­щие Бога люди сми­ря­ют­ся под
креп­кую руку Божию, и в сво­их болез­нях не безум­ству­ют, хуля Бога, но вместе
с царем и про­ро­ком Дави­дом молят­ся: «Гос­по­ди! Не в яро­сти Тво­ей обличай
меня и не во гне­ве Тво­ем нака­зы­вай меня, ибо стре­лы Твои вон­зи­лись в меня, и
рука Твоя тяго­те­ет на мне. Нет цело­го места в пло­ти моей от гне­ва Тво­е­го; нет
мира в костях моих от гре­хов моих, ибо без­за­ко­ния мои пре­вы­си­ли голо­ву мою,
как тяжё­лое бре­мя отя­го­те­ли на мне, смер­дят, гно­ят­ся раны мои от безумия
мое­го. Я сог­бен и совсем поник, весь день, сетуя хожу» (Пс. 37, 2–7).
В Свя­щен­ном Писа­нии очень чёт­ко выра­же­на мысль, что исправление
чело­ве­ка, вера в Бога поз­во­ля­ют изле­чить­ся от болез­ни, одна­ко эта же болезнь
лег­ко может пора­зить сто­яв­ше­го в истине, но соблаз­нив­ше­го­ся на грех
чело­ве­ка. Так Гос­подь, изба­вив­ший от про­ка­зы Нее­ма­на через про­ро­ка Елисея,
нака­зы­ва­ет за среб­ро­лю­бие, обман, вымо­га­тель­ство слу­гу Ели­сея Гие­зия. В
пра­вед­ном суде Сво­ём Гос­подь гово­рит уста­ми Про­ро­ка: «Пусть же проказа
Нее­ма­но­ва при­ста­нет к тебе и к потом­ству тво­е­му навек. И вышел он от него
белый от про­ка­зы, как снег» (4 Цар. 5, 27).
Сло­во «нака­за­ние» озна­ча­ет науче­ние. Гос­подь, попус­кая болез­ни, не
жела­ет их и тем более не жела­ет нашей смер­ти. Гос­по­ду угод­но наше покаяние,
исправ­ле­ние, исце­ле­ние и обре­те­ние жиз­ни веч­ной. Поэто­му, как толь­ко с
глу­бо­ким сми­ре­ни­ем и пока­я­ни­ем чело­век при­бе­га­ет к Богу, поз­во­ля­ет через при­ча­ще­ние Свя­тых Хри­сто­вых Тайн дей­ство­вать в себе Вра­чу душ и телес
наших Хри­сту, исправ­ляя и спа­сая нас, вра­чу­ют­ся наши дух, душа и тело.
После того, как посред­ством цер­ков­ных таинств исце­ля­ет­ся душа чело­ве­ка, не
воз­ни­ка­ет более пре­пят­ствий к телес­но­му излечению.
Имея воз­мож­ность исце­лить чело­ве­ка сверхъ­есте­ствен­но, Гос­подь жела­ет, что­бы один чело­век явил свою любовь к дру­го­му посред­ством вра­чев­ства. Для это­го Гос­подь наде­лил разу­мом чело­ве­ка, что­бы он мог познать мно­го­слож­ный мир — кос­мос, познать столь же мно­го­слож­ный орга­низм чело­ве­ка — мик­ро­кос­мос, и, исполь­зуя при­род­ные, сотво­рён­ные Богом веще­ства, состав­ляя из них лекар­ства, опи­ра­ясь на свои зна­ния, но более все­го на помощь Божию, мог лечить болезни.
О вра­чах мы чита­ем уже во вре­ме­на Иоси­фа: «И пове­лел Иосиф слу­гам сво­им — вра­чам, баль­за­ми­ро­вать отца его; и вра­чи набаль­за­ми­ро­ва­ли Изра­и­ля» (Быт. 50, 2). По мне­нию мно­гих спе­ци­а­ли­стов, искус­ство вра­че­ва­ния воз­ник­ло в Егип­те, так что и Мои­сей был научен ему. Еги­пет, по сло­вам Пли­ния, изоби­ло­вал болез­ня­ми. Герод­от сооб­ща­ет, что в Егип­те каж­дый врач имел свою спе­ци­аль­ность и лечил толь­ко один род болез­ней. Поэто­му нет ниче­го уди­ви­тель­но­го в том, что в кни­ге «Бытие» гово­рит­ся о вра­чах во мно­же­ствен­ном числе.
Евреи так­же были при­част­ны вра­чеб­но­му искус­ству. Биб­лия повест­ву­ет: «Раз­ве нет баль­за­ма в Гала­а­де? Раз­ве нет там вра­ча? Отче­го же нет исце­ле­ния дще­ри наро­да мое­го? (Иер. 8, 22). У дру­го­го про­ро­ка чита­ем: «Сын чело­ве­че­ский! Я уже сокру­шил мыш­цу фара­о­ну, царю еги­пет­ско­му; и вот, она ещё не обвя­за­на для изле­че­ния её и не обви­та вра­чеб­ны­ми пере­вяз­ка­ми, от кото­рых она полу­чи­ла бы силу дер­жать меч» (Иез. 30, 21).
Не толь­ко о вра­чах и исце­ле­нии повест­ву­ет Биб­лия, но и о тех есте­ствен­ных сред­ствах — лекар­ствах, кото­рые при­го­тов­ля­ли лека­ри, исполь­зуя при­род­ную сокро­вищ­ни­цу. Так, о целеб­ных свой­ствах елея повест­ву­ет про­рок Исайя: «От подош­вы ноги до теме­ни голо­вы нет у него здо­ро­во­го места: язвы, пят­на, гно­я­щи­е­ся раны, неочи­щен­ные и не обвя­зан­ные и не смяг­чён­ные еле­ем» (Ис. 1, 6). И в дру­гом месте гово­рит Про­рок: «Пусть при­не­сут пласт смокв и обло­жат им нарыв; и он выздо­ро­ве­ет» (Ис. 38, 21). Про­рок Иере­мия так­же сви­де­тель­ству­ет о зна­нии евре­я­ми лекар­ствен­ных средств: «Никто не забо­тит­ся о деле тво­ём, что­бы зажи­вить рану твою; целеб­но­го вра­чев­ства нет для тебя» (Иер. 30, 13).

Несо­мнен­но, что успех вра­че­ва­ния зави­сит, преж­де все­го, не от лекарств и зна­ний вра­ча, а от той бла­го­дат­ной силы, кото­рую дару­ет Сам Гос­подь. Такая сила была даро­ва­на Гос­по­дом две­на­дца­ти апо­сто­лам. «Созвав же две­на­дцать, дал силу и власть над все­ми беса­ми, и вра­че­вать от болез­ней» (Лк. 9, 1). Сам автор этих слов, апо­стол от семи­де­ся­ти и еван­ге­лист Лука, был изряд­ный врач, как чита­ем у апо­сто­ла Пав­ла: «При­вет­ству­ет вас Лука, врач воз­люб­лен­ный… » (Кол. 4, 14).
Свя­той вели­ко­му­че­ник и цели­тель Пан­те­ле­и­мон и до обра­ще­ния ко Хри­сту был искус­ный врач, но сколь уси­ли­лось его вра­чеб­ное искус­ство, когда он стал хри­сти­а­ни­ном, когда исце­ле­ние с при­зва­ни­ем име­ни Гос­по­да ста­ло во мно­го крат чудес­нее. В это вре­мя Пан­то­ле­он уже был изве­стен как хоро­ший врач, поэто­му к нему при­ве­ли сле­по­го, кото­ро­го никто дру­гой не мог исце­лить. «Свет гла­зам тво­им воз­вра­тит Отец све­та. Бог истин­ный, — ска­зал ему свя­той, — во имя Гос­по­да мое­го Иису­са Хри­ста, про­све­ща­ю­ще­го сле­пых, про­зри!» Сле­пец тот­час же про­зрел, а вме­сте с ним духов­но про­зрел и отец свя­то­го — Евстор­гий, и оба с радо­стью при­ня­ли свя­тое Крещение1. Мно­го­крат­но уси­ле­на эта сила исце­ле­ния сей­час, когда муче­ни­че­ской кон­чи­ной свя­то­го Пан­те­ле­и­мо­на засви­де­тель­ство­ва­на любовь к Богу свя­то­го Вра­ча, про­слав­лен­но­го ныне в сон­ме святых.
Чудо­дей­ствен­ная сила вра­чев­ства даро­ва­на Гос­по­дом Пра­во­слав­ной Церк­ви. Она про­яв­ля­ет себя в Таин­стве Еле­освя­ще­ния. Свя­той апо­стол Иаков так пишет об этом: «Болен ли кто из вас, пусть при­зо­вёт пре­сви­те­ров Церк­ви, и пусть помо­лят­ся над ним, пома­зав его еле­ем во имя Гос­подне. И молит­ва веры исце­лит боля­ще­го, и вос­ста­вит его Гос­подь; и если он соде­лал гре­хи, про­стят­ся ему» (Иак. 5, 14—15). Здесь мы ясно видим, что Гос­подь исце­ля­ет все­го чело­ве­ка: и душу его, и тело. Не так, как пыта­ют­ся лечить экс­тра­сен­сы, кол­ду­ны, шама­ны и им подоб­ные. Пыта­ясь лечить одну плоть, про­ти­вясь воле Гос­под­ней, они не пре­успе­ва­ют и в этом, доби­ва­ясь лишь вре­мен­но­го облег­че­ния и часто вред­ных толь­ко внеш­них эффектов.
Болезнь — это сиг­нал для души, нахо­дя­щей­ся в телес­ной хра­мине, объ­ятой гре­хов­ным пожа­ром. Не заглу­шить сиг­нал, а поту­шить пожар гре­хов­ных стра­стей — вот что тре­бу­ет­ся, преж­де все­го, от боль­но­го, и пра­во­слав­ный врач дол­жен ему в этом помочь.
Осо­бен­но хоте­лось бы отме­тить такое цели­тель­ное сред­ство, как источ­ни­ки, создан­ные Богом, о кото­рых поёт про­рок Давид: «Ты иссёк источ­ник и поток» (Пс. 73, 15). «Ты послал источ­ни­ки в доли­ны: меж­ду гора­ми текут [воды]» (Пс. 103, 10). Эти источ­ни­ки, создан­ные Богом по всей зем­ле, весь­ма раз­но­об­раз­ны по сво­им цели­тель­ным свой­ствам, хими­че­ско­му соста­ву, насы­щен­но­сти угле­кис­ло­той, тем­пе­ра­ту­ре. Биб­лия повест­ву­ет о тер­маль­ных источ­ни­ках: «Это тот Ана, кото­рый нашёл тёп­лые воды в пустыне, когда пас ослов Цивео­на, отца сво­е­го» (Быт. 36, 24).
Если это спра­вед­ли­во для всей зем­ли, то осо­бен­но — для нашей епар­хии. Все мы зна­ем о десят­ках источ­ни­ков мине­раль­ной воды Кабар­ды, Бал­ка­рии, Кара­чая. Со все­го Став­ро­по­лья при­ез­жа­ют в ста­ни­цу Суво­ров­скую попра­вить своё здо­ро­вье мест­ной тер­маль­ной водой. Все­мир­ную сла­ву обре­ли холод­ные и горя­чие мине­раль­ные источ­ни­ки Кав­каз­ских Мине­раль­ных Вод. Кро­ме есте­ствен­ных лечеб­ных свойств, они обре­та­ют осо­бую бла­го­дат­ную силу регу­ляр­но освя­ща­е­мые Церковью.
Сколь целеб­на была купаль­ня у Ове­чьих ворот в Иеру­са­ли­ме, где исце­лял­ся боль­ной, вхо­дя­щий пер­вым по воз­му­ще­нии воды Анге­лом! Одна­ко это не помо­га­ло чело­ве­ку, болев­ше­му трид­цать восемь лет и не имев­ше­му воз­мож­но­сти сой­ти в купель, ибо никто не желал ему помочь. Лишь Сам Гос­подь исце­лил стра­даль­ца. В зем­ле Изра­иль­ской было мно­го мине­раль­ных источ­ни­ков, кото­ры­ми поль­зо­ва­лись для лече­ния, как об этом упо­ми­на­ет в
Иудей­ских Древ­но­стях еврей­ский исто­рик Иосиф Фла­вий, но сколь
уве­ли­чи­лось чис­ло исце­ле­ний, когда при­шёл «Источ­ник воды живой» (Иер. 17,
13).
Гос­подь наш Иисус Хри­стос исце­лял мно­же­ство боль­ных, хро­мых, глу­хих, немых, про­ка­жён­ных. Как мы долж­ны быть бла­го­дар­ны за это Гос­по­ду! «Воз­дай­те Ему сла­ву, ибо насту­пил час суда Его, и покло­ни­тесь Сотво­рив­ше­му небо и зем­лю, и море, и источ­ни­ки вод» (Откр. 14, 7).
Как напи­са­но в Свя­щен­ном Писа­нии, чело­век не все­гда име­ет за гре­хи свои дерз­но­ве­ние к Гос­по­ду и не может сра­зу же полу­чить исце­ле­ние. Но все мы можем, обра­ща­ясь к Богу, при­бе­гать и к вра­чам, как и царь иудей­ский Аса взыс­кал вра­чей (2 Пар. 16, 12).
Бла­го­да­ря Гос­по­да за Его милость к боль­ным, мы долж­ны бла­го­да­рить и вра­чей, почи­тать их и молить­ся о них, как напи­са­но в кни­ге Иису­са, сына Сира­хо­ва: «Почи­тай вра­ча честью по надоб­но­сти… Зна­ние вра­ча воз­вы­сит его голо­ву… Гос­подь создал из зем­ли вра­чев­ства… ими Он вра­чу­ет чело-века и уни­что­жа­ет болезнь его… и дай место вра­чу, ибо и его создал Гос­подь… В иное вре­мя и в их руках быва­ет успех» (Сир. 38, 1–18).
Если вооб­ще о вра­чах гово­рит­ся с таким почи­та­ни­ем и ува­же­ни­ем, то сколь боль­шей люб­ви заслу­жи­ва­ет врач пра­во­слав­ный. Осо­бен­но яркий при­мер тако­го вра­ча явля­ет нам про­слав­лен­ный в лике свя­тых док­тор меди­цин­ских наук, извест­ный хирург, архи­епи­скоп Лука (Вой­но-Ясе­нец­кий). Его жизнь, как вра­ча и как архи­пас­ты­ря — это непре­рыв­ный подвиг во имя Хри­ста. Вот что он пишет о зави­си­мо­сти исце­ле­ния от дове­рия к вра­чу: «Состо­я­ние духа боль­но­го, его дове­рие или недо­ве­рие к вра­чу, глу­би­на его веры и надеж­ды на исце­ле­ние или, наобо­рот, пси­хи­че­ская депрес­сия, вызван­ная неосто­рож­ны­ми раз­го­во­ра­ми вра­чей в при­сут­ствии боль­но­го о серьёз­но­сти его болез­ни, глу­бо­ко определяет
исход болезни».
Дей­стви­тель­но, совре­мен­ный врач дол­жен обла­дать осо­бен­ны­ми нрав­ствен­ны­ми каче­ства­ми, кото­рые ярко выяв­ле­ны. Гос­по­дом в прит­че о мило­серд­ном сама­ря­нине. Прит­ча повест­ву­ет о том, как ино­пле­мен­ник-сама­ря­нин уви­дел изби­то­го раз­бой­ни­ка­ми чело­ве­ка, сжа­лил­ся, пере­вя­зал ему раны, воз­ли­вая мас­ло и вино, при­вёз в гости­ни­цу, поза­бо­тил­ся о нём и оста­вил день­ги на лече­ние после сво­е­го отъезда.
Из этой прит­чи мы дела­ем выво­ды о каче­ствах вра­ча. Во-пер­вых, врач не дол­жен видеть в боль­ном чужо­го чело­ве­ка: дру­гой наци­о­наль­но­сти, дру­гих поли­ти­че­ских взгля­дов, дру­гой веры. Ведь чело­век, изби­тый раз­бой­ни­ка­ми, был иудей, по всем этим при­зна­кам отли­ча­ю­щий­ся от сама­ря­ни­на. Во-вто­рых, врач дол­жен уметь ока­зать меди­цин­скую помощь в любых, даже самых непод­хо­дя­щих усло­ви­ях. Сама­ря­нин не про­сто пожа­лел чело­ве­ка, но ока­зал реаль­ное вра­чев­ство. В‑третьих, врач дол­жен быть готов к само­от­вер­жен­но­сти, лишить­ся удобств и покоя ради помо­щи боль­но­му. Сама­ря­нин, «вса­див его (боль­но­го) на свой скот», сам пошёл пеш­ком и отдал на уход за боль­ным часть сво­е­го име­ния. В‑четвёртых, врач дол­жен до кон­ца бороть­ся за жизнь боль­но­го, как и сама­ря­нин не огра­ни­чил­ся одно­мо­мент­ной помо­щью, но до пол­но­го выздо­ров­ле­ния забо­тил­ся о больном.
«Был болен, и вы посе­ти­ли Меня. (…) Истин­но гово­рю вам: так как вы сде­ла­ли это одно­му из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­ла­ли Мне» (Матф.25:36,40), — гово­рит Гос­подь. Слу­жа боль­ным, мы слу­жим Богу, как всю свою жизнь совер­шал этот цело­жиз­нен­ный подвиг Свя­ти­тель и Цели­тель, Архи­пас­тырь и Хирург архи­епи­скоп Лука (Вой­но-Ясе­нец­кий).

Лите­ра­ту­ра

1. Биб­лия.
2. Гео­гра­фи­че­ский спра­воч­ник. URL: // http://ostranah.ru/ lists/life expectancy.php
3. Гри­го­рия Сина­и­та Гла­вы о запо­ве­дях и дог­ма­тах, и угро­зах и обе­то­ва­ни­ях, — ещё же — о помыс­лах, стра­стях и доб­ро­де­те­лях, — и ещё — о без­мол­вии и молит­ве. URL: // http ://hesychia.in.ua/ gr_sin_03.htm
4. Лука (Вой­но-Ясе­нец­кий) архи­епи­скоп. Дух, душа и тело. URL: // http://rudocs.exdat.com/docs/index-273210.html
5. Пан­те­ле­и­мон свя­той вели­ко­му­че­ник и цели­тель. Житиё. URL: // http:// days.pravoslavie .ru/Life/life67 86.htm
6. Симе­он Новый Бого­слов Сло­ва. URL: // http://www.paraklit.org/sv.otcy/Simeon_Novij_Bogoslov/Simeon_Novi j_Bogoslov.Slova‑1.htm
7. Фла­вий Иосиф. Иудей­ские древ­но­сти. URL: // http ://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti
3 Симе­он Новый Бого­слов Сло­ва. URL: // http://www.paraklit.org/sv.otcy/Simeon_Novij_Bogoslov/Simeon_Novij_Bogoslov.Slova‑1.htm

Прот. Димит­рий Моничев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки