Как укрепить здоровье ребенка? Не нужно ему мешать!

Как укрепить здоровье ребенка? Не нужно ему мешать!

(3 голоса5.0 из 5)

Каких толь­ко мето­дов не суще­ству­ет для укреп­ле­ния дет­ско­го здо­ро­вья – от лекар­ствен­ной тера­пии до оку­на­ния мла­ден­цев в про­рубь. Что выбрать? Что луч­ше? Попро­бу­ем начать с азов. Для нача­ла будем… ниче­го осо­бен­но­го не делать. Это труд­но. Обще­ство тре­бу­ет от роди­те­лей суе­ты – что это такое «спо­кой­ные роди­те­ли»? У них что, нет про­блем? Непорядочек.

Вы толь­ко поду­май­те: они раз­ре­ша­ют ребен­ку питать­ся одной кашей по утрам. И одной кар­тош­кой по вече­рам. Хоть бы кот­ле­ток нажа­ри­ли! А еще у них ребе­нок боси­ком бега­ет под фор­точ­кой. И, види­те ли, счаст­ли­вы они. Безобразие…

Если нор­маль­ный от рож­де­ния ребе­нок не выле­за­ет из болез­ней, зна­чит, у него кон­фликт с окру­жа­ю­щей сре­дой. И есть два вари­ан­та помо­щи: попы­тать­ся с помо­щью лекарств при­ми­рить ребен­ка с окру­жа­ю­щей сре­дой или попро­бо­вать все-таки изме­нить окру­жа­ю­щую сре­ду, чтоб она ребен­ка устра­и­ва­ла. Фор­ми­ро­ва­ние и функ­ци­о­ни­ро­ва­ние систе­мы имму­ни­те­та обу­слов­ле­но, преж­де все­го, внеш­ни­ми воз­дей­стви­я­ми. Всем тем, что пре­крас­но зна­ко­мо каж­до­му, всем тем, что мы вкла­ды­ва­ем в поня­тие «образ жиз­ни»: пита­ние, питье, воз­дух, одеж­да, физи­че­ские нагруз­ки, отдых, лече­ние болез­ней. Роди­те­ли ребен­ка, часто боле­ю­ще­го ОРЗ, долж­ны, преж­де все­го, понять, что вино­ват в этом не ребе­нок, а окру­жа­ю­щие его взрос­лые, кото­рые никак не могут разо­брать­ся с отве­та­ми на вопро­сы про хоро­шо и пло­хо. Очень труд­но самим себе при­знать­ся в том, что это мы что-то дела­ем не так – не так кор­мим, не так оде­ва­ем, не так отды­ха­ем, не так помо­га­ем при болез­нях. А самое печаль­ное состо­ит в том, что помочь таким роди­те­лям и тако­му ребен­ку не может никто. (док­тор Е.Комаровский)

Ново­рож­ден­ный малыш с пер­вых минут жиз­ни начи­на­ет сиг­на­ли­зи­ро­вать о сво­их потреб­но­стях. Под­рас­тая, он будет все­ми сила­ми адап­ти­ро­вать­ся к жиз­нен­ным усло­ви­ям по прин­ци­пу само­ре­гу­ля­ции. Дети все – отлич­ные само­ре­гу­ля­то­ры. Но их роди­те­ли уже изряд­но пожи­ли, насмот­ре­лись теле­ви­зо­ра, начи­та­лись интер­не­та, наоб­ща­лись со зна­ко­мы­ми. И обза­ве­лись набо­ром сте­рео­ти­пов, вли­я­ю­щих на все и вся. Эти сте­рео­ти­пы спо­соб­ны мно­гое испор­тить. Прин­цип невме­ша­тель­ства в обес­пе­че­нии здо­ро­во­го обра­за жиз­ни ребен­ка – это метод, избав­ля­ю­щий от вли­я­ния сте­рео­ти­пов. Он под­ра­зу­ме­ва­ет отсут­ствие пани­ки и ради­каль­ных мер. Тем­пе­ра­ту­ру тела при болез­ни мож­но сбить на 2 гра­ду­са, а не на 10. Если ребе­нок замерз, ему мож­но надеть одну коф­точ­ку, а не сви­тер с шар­фом. Если ребе­нок часто боле­ет зимой, нуж­но при­ду­мать отдых, кото­рый дей­стви­тель­но оздо­рав­ли­ва­ет, а не раз­вле­ка­ет роди­те­лей. И так далее.

ПИТАНИЕ

Толь­ко что родив­ший­ся чело­ве­чек еще не испор­чен рекла­мой и не зна­ет, что яркие упа­ков­ки и при­вле­ка­тель­ные буты­лоч­ки нуж­но поку­пать, когда их рас­хва­ли­ва­ют за боль­шие день­ги. Он не зна­ет, что едят дру­зья семьи и зна­ко­мые дру­зей семьи, что­бы хотеть того же. Его вку­со­вые при­стра­стия настро­е­ны толь­ко на при­род­ную вол­ну, он к ней абсо­лют­но готов физио­ло­ги­че­ски и генетически.
Любой ребе­нок лет до трех — а мно­гие и стар­ше, если семья более-менее под­дер­жи­ва­ет здо­ро­вое пита­ние – сиг­на­ли­зи­ру­ет о сво­их пище­вых нуж­дах доста­точ­но чет­ко. Его сиг­на­лы напря­мую ука­зы­ва­ют на потреб­но­сти орга­низ­ма. Науч­но дока­за­но, что усво­е­нию одних пита­тель­ных веществ меша­ет недо­ста­ток или избы­ток дру­гих веществ. Если ребе­нок наот­рез отка­зы­ва­ет­ся от кефи­ра или говя­ди­ны – ско­рее все­го, он чув­ству­ет, что они ему чем-то меша­ют на дан­ном эта­пе. Зато блю­да, погло­ща­е­мые им с аппе­ти­том, явно при­но­сят боль­шую поль­зу. У ребен­ка-годо­ва­сти­ка (двух­лет­ки, и так далее), кото­рый с удо­воль­стви­ем ест 1–2 каши, пару видов ово­щей и сосет грудь (полу­ча­ет смесь) ситу­а­ция с усво­е­ни­ем полез­ных веществ нор­маль­ная. Он выбрал себе под­хо­дя­щие про­дук­ты, инту­и­тив­но понял, что ему они полез­ны и нуж­ны, а зна­чит, вита­ми­ны и мак­ро­эле­мен­ты усва­и­ва­ют­ся.  В утвер­жде­нии «ему обя­за­тель­но нужен кефир» или «ему необ­хо­ди­мы еще два вида мяса и семь дру­гих ово­щей» нет логи­ки, если ребе­нок здо­ров и хоро­шо раз­ви­ва­ет­ся соглас­но возрасту.

Какие сте­рео­ти­пы меша­ют нам отре­гу­ли­ро­вать про­цесс питания?

Мы при­вык­ли к тому, что в супе долж­на быть сме­та­на, гар­нир дол­жен быть с кот­ле­той, мака­ро­ны не могут быть «пусты­ми»… Мы сами напри­ду­мы­ва­ли себе штам­пов, и нас вол­ну­ет их невы­пол­не­ние, если у ребен­ка сни­жен­ный аппе­тит. Мы кор­мим свои сте­рео­ти­пы, а не ребен­ка. Очень стран­но видеть, как роди­те­ли, пеку­щи­е­ся о здо­ро­вье часто боле­ю­ще­го дитя, про­дол­жа­ют закарм­ли­вать его бес­по­лез­ным бал­ла­стом. Съел ребе­нок что-то под­жа­ри­стое, сме­тан­но-кет­чуп­ное, поли­тое сахар­ным варе­ньем. Ниче­го полез­но­го не полу­чил, не усво­ил, живот утя­же­лил – все доволь­ны, кар­тин­ка сыт­но­го обе­да соблю­де­на, все «как у людей», роди­те­ли счи­та­ют­ся хорошими.

Прин­цип невме­ша­тель­ства: для ребен­ка самой луч­шей едой оста­ет­ся про­стая еда. Рас­ту­щий орга­низм дол­жен полу­чать из про­дук­тов полез­ные веще­ства. Чем про­ще пред­ло­жен­ные блю­да, тем эффек­тив­нее они усва­и­ва­ют­ся. Тарел­ка риса с кусоч­ком сли­воч­но­го мас­ла при­ве­дет любую бабуш­ку к обмо­ро­ку: мол, слиш­ком про­стое блю­до. Не сыт­ное, ника­кое, и вооб­ще – так не поло­же­но! «Не поло­же­но» кем? Орга­низм как раз будет очень рад, и здо­ро­вья при­ба­вит­ся. Чего не ска­жешь об упо­треб­ле­нии риса с мясом и под­ли­вой, риса со сме­та­ной, пере­жар­кой, и тем более кет­чу­пом. Это все­го лишь при­мер. Про­стой овощ­ной суп луч­ше нава­ри­сто­го бор­ща со сме­та­ной. С пищей жаре­ной, хими­че­ской (соусы вро­де кет­чу­па, кис­ло­мо­лоч­ные про­дук­ты со сро­ком год­но­сти более 14 суток), жир­ной он толь­ко борет­ся, ста­ра­ясь поско­рее от нее изба­вить­ся с наи­мень­ши­ми затратами.

«Ребен­ку необ­хо­ди­мо быть сытым». Исто­рия это­го утвер­жде­ния нача­лась в те вре­ме­на, когда про­дук­тов было мало, а вре­ме­ни у мате­рей еще мень­ше. Детей ста­ра­лись накор­мить не полез­но, а сыт­но. Их бабуш­ки, а то и мамы отго­ло­да­ли свое, и при­зрак голо­да при дефи­ци­те мно­гих про­дук­тов все еще вита­ет над про­бле­мой пита­ния детей. В чем «плюс» совет­ско­го про­шло­го – в том, что в людей креп­ко вби­ли посту­ла­ты о нуж­но­сти здо­ро­вых про­дук­тов и необ­хо­ди­мо­сти еже­днев­ной готов­ки, а не житья на полу­фаб­ри­ка­тах. В чем «минус» насту­пив­ше­го буду­ще­го – про­из­во­ди­те­ли пита­ния все шире исполь­зу­ют запад­ные реклам­ные тех­но­ло­гии, и потре­би­те­лю вну­ша­ют, буд­то укре­пить имму­ни­тет мож­но «варе­ной» кис­ло­мо­лоч­кой с месяч­ным сро­ком год­но­сти или хло­пья­ми «с витаминами».

Зна­е­те, поче­му ребен­ку обя­за­тель­но нужен кефир? Не пото­му, что он поле­зен. А что­бы мама не дала ему рас­тиш­ку вме­сто кефи­ра. Неко­то­рым детям луч­ше бы вовре­мя сдать­ся и выпить обыч­ный кефир вме­сто под­кра­шен­ной «варе­ной» водич­ки. Зна­е­те, поче­му детям после 1,5–2 лет мож­но про­бо­вать взрос­лые кис­ло­мо­лоч­ные про­дук­ты? Не пото­му, что взрос­лый тво­рог или ряжен­ка полез­нее дет­ских. А что­бы мама не суну­ла хими­че­ский тво­ро­жок. Толь­ко за этим. Что­бы маму не зако­ди­ро­ва­ли реклам­ные пес­но­пе­ния, и она не вкла­ды­ва­ла день­ги в раз­ви­тие убий­ства нор­маль­ной полез­ной еды.

Прин­цип невме­ша­тель­ства: муд­рый ребе­нок, кото­ро­му не сби­ли при­род­ную инту­и­цию в выбо­ре еды, пре­крас­но само­ре­гу­ли­ру­ет­ся (исклю­чая есте­ствен­ную тягу к «запрет­ным» сла­до­стям). Когда он боле­ет, то чув­ству­ет, что орга­низ­му нуж­ны силы для борь­бы с виру­сом – и пере­ста­ет есть. Когда ему жар­ко, он пред­по­чи­та­ет соч­ную и яркую еду. Когда какая-либо еда может при­не­сти ему непри­ят­но­сти – он отка­зы­ва­ет­ся от нее… и так далее. Прин­цип само­ре­гу­ли­ро­ва­ния, при­сут­ству­ю­щий у всех детей без исклю­че­ния, нуж­но ува­жать и уметь слу­шать. Мы не в силах пере­ве­сти детей на кри­сталь­но чистое пита­ние. Зато мы можем мак­си­маль­но очи­стить то, что еще не успе­ли испор­тить производители.

Исто­рия циви­ли­за­ции — это исто­рия чело­ве­че­ства, пыта­ю­ще­го­ся пре­одо­леть непре­кра­ща­ю­щий­ся ужас голо­да. Обес­пе­чить ребен­ка доста­точ­ным коли­че­ством пищи, что­бы он рос боль­шим и тол­стым, все­гда было основ­ным выра­же­ни­ем мате­рин­ской люб­ви. Конеч­но, в каком-то смыс­ле борь­ба меж­ду роди­те­ля­ми и детьми по пово­ду еды воз­ни­ка­ет отто­го, что пища сей­час доста­ет­ся гораз­до лег­че, чем в дни наше­го дет­ства, но мы еще не спо­соб­ны при­ве­сти наши эмо­ции и уста­нов­ки в соот­вет­ствие с окру­жа­ю­щим изоби­ли­ем. Но у про­блем, воз­ни­ка­ю­щих по это­му пово­ду, есть и мно­го дру­гих при­чин. Одна из них состо­ит в том, что сни­же­ние аппе­ти­та у ребен­ка часто про­ис­хо­дит как раз тогда, когда он дает нам знать, что мы уже не все­гда “коман­ду­ем пара­дом”. Этот оча­ро­ва­тель­ный, послуш­ный, при­вяз­чи­вый малыш пре­вра­тил­ся в лич­ность. Это дра­ма, кото­рая потря­са­ет мно­гих, в иных слу­ча­ях урав­но­ве­шен­ных и спо­кой­ных роди­те­лей. Без­услов­но, все мы хотим, что­бы наши дети ста­но­ви­лись все более неза­ви­си­мы­ми; мы хотим, что­бы они были любо­зна­тель­ны­ми, пред­при­им­чи­вы­ми и сооб­ра­зи­тель­ны­ми. И хотя мы пони­ма­ем в глу­бине души, что воз­ни­ка­ю­щее непо­слу­ша­ние, силь­ная воля, жела­ние быть услы­шан­ным — это необ­хо­ди­мая сту­пень в раз­ви­тии чело­ве­ка, но нам не нра­вит­ся, какой ценой это дости­га­ет­ся. Мы начи­на­ем повы­шать голос: как эта пига­ли­ца двух с поло­ви­ной футов роста сме­ет гово­рить нам, что не хочет есть! (Эда Ле Шан “Когда ваш ребе­нок сво­дит вас с ума”)

КУПАНИЕ

Иде­аль­ная тем­пе­ра­ту­ра воды для купа­ния ребен­ка любо­го воз­рас­та: 28–32°С. Про­ве­ряй­те воду не кистью руки, а лок­тем, или погру­зи­те руку поглуб­же. То, что для кисти руки холодно/горячо, для тела – совсем ина­че. Далее сле­дим за реак­ци­я­ми ребен­ка. Если он не про­те­сту­ет, ему хоро­шо – зна­чит, в сле­ду­ю­щий раз сде­ла­ем воду на гра­дус про­хлад­нее. Если ребе­нок в воде слиш­ком спо­ко­ен, рас­слаб­лен – ско­рее все­го, ван­на черес­чур теп­лая, она его «усып­ля­ет». Мож­но ков­ши­ком доба­вить про­хлад­ную. Ребе­нок дол­жен дви­гать­ся: при дви­же­нии в воде кровь актив­но насы­ща­ет­ся био­ло­ги­че­ски актив­ны­ми веще­ства­ми. Для это­го ново­рож­ден­ных сра­зу отправ­ля­ют в пла­ва­ние в боль­шой ванне. Перед тем, как выта­щить ребен­ка, обли­ва­ем его про­хлад­ной водой – и сра­зу заво­ра­чи­ва­ем в мах­ро­вое поло­тен­це или наде­ва­ем мах­ро­вый халат.

У каж­до­го чело­ве­ка свои пред­по­чте­ния, свой ком­форт. Если бабуш­ка вам гово­рит, что вы муча­е­те и моро­зи­те ребен­ка, это озна­ча­ет, что бабуш­ка уже ста­рень­кая, и ей в прин­ци­пе все­гда холод­но. К ощу­ще­ни­ям ребен­ка ее сове­ты не име­ют отно­ше­ния. Если малы­шу холод­но, он нико­гда не будет мол­чать! Он запла­чет, будет бес­по­кой­ным. Инстинкт само­со­хра­не­ния никто не отме­нял. В этом слу­чае воду дела­ем потеп­лее на пару гра­ду­сов. Детям постар­ше горя­чая ван­на и вовсе в тягость – она не оздо­рав­ли­ва­ет, и после нее мож­но очень глу­по заболеть.

Прин­цип невме­ша­тель­ства: рань­ше нас учи­ли, что ребе­нок может про­сту­дить­ся после ван­ны, если будет рез­кий пере­пад тем­пе­ра­тур. Что мы сде­ла­ли: как раз не созда­ли это­го пере­па­да. Теп­лая вода, теп­лый воз­дух в квар­ти­ре – пере­па­да нет. И боле­ют, все-таки, от инфек­ций, а не от про­хла­ды. Пред­ставь­те, КАК нуж­но замо­ро­зить ребен­ка, что­бы он забо­лел после ван­ной. Вы точ­но тако­го не допу­сти­те. Голо­ва без шапоч­ки тоже не «про­сту­дит­ся» (еще один страх пожи­лых род­ствен­ни­ков), ведь она не была в горя­чей воде и не пере­гре­лась, и инфек­ция в нее не попа­ла. Допу­стим, вы при­вык­ли купать ребен­ка в горя­чей воде. С каж­дым после­ду­ю­щим купа­ни­ем охла­ждай­те воду: опус­кай­те малы­ша в при­выч­ную воду и посте­пен­но доли­вай­те из ков­ши­ка про­хлад­ную. При болез­нях купать тоже мож­но. Нель­зя созда­вать рез­кие пере­па­ды тем­пе­ра­тур, то есть вода долж­на быть ком­форт­ной, но не горя­чей и не холод­ной. Если у ребен­ка повы­шен­ная тем­пе­ра­ту­ра – вода слег­ка охла­жда­ет тело, ни в коем слу­чае не пере­гре­ва­ет. При кишеч­ных болез­нях купа­ние осо­бен­но полез­но, оно помо­га­ет выво­дить ток­си­ны и спа­са­ет от обез­во­жи­ва­ния, так как вода вса­сы­ва­ет­ся кожей.

ПОГОДА В ДОМЕ

Тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха в квар­ти­ре долж­на быть не выше +22°С, а луч­ше +20°С. Мы пом­ним, что бак­те­рии и виру­сы обо­жа­ют теп­лую сре­ду. Поэто­му необ­хо­ди­мо под­дер­жи­вать дома ком­форт­ную про­хла­ду и увлаж­нять воз­дух. Так­же очень важ­ны регу­ляр­ные про­вет­ри­ва­ния, они гонят вред­ных мик­ро­бов прочь. Типич­ный пред­рас­су­док в свя­зи с улуч­шен­ной пого­дой дома: «Ребен­ку вред­но быть на холод­ном полу, он про­сту­дит­ся!» Сно­ва повто­ря­ем: боле­ют от инфек­ций. Не от эфе­мер­но­го холо­да. У ребен­ка малый вес, он не давит на пол до такой сте­пе­ни, что­бы холод пола отни­мал у него здо­ро­вье. Это взрос­лые чув­ству­ют про­хла­ду сво­им гру­зом, к тому же, прак­ти­че­ски у всех взрос­лых име­ют­ся хро­ни­че­ские оча­ги (ухо-гор­ло-нос, поч­ки), кото­рые мгно­вен­но реа­ги­ру­ют на охла­жде­ние. Поэто­му нель­зя судить детей по себе. Вто­рой и очень важ­ный момент: взрос­лые люди уме­ло, я бы даже ска­за­ла — про­фес­си­о­наль­но кон­цен­три­ру­ют­ся на дис­ком­фор­те, мозг при­ни­ма­ет сиг­на­лы пани­ки, хро­ни­че­ские боляч­ки услуж­ли­во обост­ря­ют­ся, хоте­лось им это­го или нет. ДЕТИ ДУМАЮТ О ДРУГОМ! Ребе­нок, игра­ю­щий на полу, занят игруш­ка­ми. И не мешай­те ему. Боле­ет тот, кто дума­ет о болез­ни, стра­хе, холо­де. Ребе­нок спо­ко­ен за свой орга­низм на холод­ном полу.

Прин­цип невме­ша­тель­ства: систе­ма гар­мо­нич­но­го зака­ли­ва­ния водой и воз­ду­хом под­ра­зу­ме­ва­ет, что вы посте­пен­но при­уча­е­те ребен­ка к низ­ким тем­пе­ра­ту­рам и не меша­е­те ему чув­ство­вать себя пре­крас­но. Для это­го, как с капу­сты, листок за лист­ком, пони­жа­ем гра­ду­сы. До абсур­да дохо­дить не нуж­но, как и не нуж­но кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние ребен­ка на сво­их дей­стви­ях, дер­гая его вопро­са­ми «ты не замерз» или посто­ян­но его ощу­пы­вая. Ребе­нок все­гда подаст сиг­нал, если ему ста­нет дис­ком­форт­но: он будет бес­по­ко­ен, запла­чет, его конеч­но­сти ста­нут ощу­ти­мо холод­ны­ми. В этом слу­чае мы про­сто закры­ва­ем фор­точ­ку, наде­ва­ем носоч­ки — и ника­кой паники.

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ

Быту­ет мне­ние, что ново­рож­ден­но­го мла­ден­ца нуж­но укры­вать потеп­лее, пото­му что он дол­гое вре­мя про­вел в живо­те мамы и при­вык к теп­лу. Как раз пото­му его при­уча­ют к про­хла­де. С точ­ки зре­ния логи­ки непо­нят­но, зачем под­дер­жи­вать у ребен­ка иллю­зию, буд­то он все еще внут­ри. Наобо­рот, ему нуж­но побыст­рее адап­ти­ро­вать­ся к пере­па­дам тем­пе­ра­тур, что­бы не про­сту­жать­ся от ветер­ка и нор­маль­но пере­жить холод­ное вре­мя года. Что инте­рес­но, те же совет­чи­ки, кото­рые уко­ря­ют моло­дую маму за «наме­рен­ное замо­ра­жи­ва­ние» ребен­ка и защи­ща­ют пелен­ки, как сим­вол нахож­де­ния в утро­бе, потом будут настой­чи­во реко­мен­до­вать «дать ему про­орать­ся», «не при­учать к рукам» и так далее, хотя если уж под­дер­жи­вать иллю­зию «я внут­ри», так и на всю катуш­ку! – поче­му нет?

Прин­цип невме­ша­тель­ства: оста­вить ново­рож­ден­но­го, да и про­сто малень­ко­го ребен­ка без одеж­ды быва­ет слож­но по пси­хо­ло­ги­че­ским при­чи­нам. Маме все­гда хочет­ся защи­тить свое дитя, а одеж­да высту­па­ет в виде пре­гра­ды от жесто­ко­го мира. Защи­тить малень­кую голо­ву чеп­чи­ком, завер­нуть в пелен­ку, обя­за­тель­но надеть бес­смыс­лен­ные носоч­ки. Упа­ко­вать (и хоро­шо бы вер­нуть назад внутрь себя). Попро­буй­те оста­вить ребен­ка в одном пам­пер­се и наблю­дай­те за его ощу­ще­ни­я­ми. Если кожа теп­лая, настро­е­ние хоро­шее, конеч­но­сти не ледя­ные – зна­чит, все в поряд­ке. Если вам кажет­ся, что ему все-таки холод­но – надень­те один х/б слой одеж­ды. Такой же под­ход прак­ти­ку­ем и к стар­шим детям, сни­мая ненуж­ные слои одеж­ды. Ребе­нок может замерз­нуть при тем­пе­ра­ту­ре +20°С толь­ко в том слу­чае, если его зара­нее при­учи­ли ее боять­ся. Но чаще все­го дети об этом не задумываются.

В пери­од сна кожа долж­на дышать, все орга­ны отды­ха­ют. Доста­точ­но укрыть мла­ден­ца фла­не­ле­вой пелен­кой или мах­ро­вым поло­тен­цем, ему опять же не нуж­ны пле­ды и бай­ко­вые оде­я­ла. Ребе­нок постар­ше сам пока­жет, как он хочет спать: рас­па­хи­ва­ясь или заку­ты­ва­ясь. Ребен­ка рас­па­хи­ва­ю­ще­го­ся остав­ля­ем в покое – не боле­ет? зна­чит, все в поряд­ке. Если в спаль­ной ощу­ти­мый холод, купи­те малы­шу несколь­ко ярких пижам. Попро­буй­те закры­вать его одним покры­ва­лом – оде­я­ло ски­нуть лег­че. Если малыш любит кутать­ся – вряд ли ему холод­но, ско­рее, это поиск пси­хо­ло­ги­че­ско­го ком­фор­та «я в доми­ке». Пусть кута­ет­ся, толь­ко пижа­му не забудь­те отменить.

ПРОГУЛКИ И ОДЕЖДА

Рань­ше прин­цип оде­ва­ния малень­ких детей под­ра­зу­ме­вал образ шара. Теперь роди­те­ли учат­ся не оде­вать ребен­ка,  а раз­де­вать. Для это­го нуж­но пре­одо­леть пси­хо­ло­ги­че­ские барье­ры и каче­ствен­но про­ти­во­сто­ять мне­ни­ям со сто­ро­ны. Огром­ное коли­че­ство одеж­ды наде­ва­ет­ся на детей толь­ко пото­му, что «так при­ня­то», а не для согревания.

Прин­цип невме­ша­тель­ства: сно­ва уме­стен образ капу­сты «листок за лист­ком». Если ребен­ку еще нет года, а на дво­ре зима (холод­ная вес­на), и вы еще тол­ком не поня­ли, как его одеть, что­бы не пере­ку­тать, попро­буй­те про­ве­сти сле­ду­ю­щий экс­пе­ри­мент. Заме­ни­те шер­стя­ной костюм­чик костю­мом х/б. Погу­ляй­те, как обыч­но. Дома пощу­пай­те ребен­ку спи­ну, пле­чи, запя­стья, колен­ки. Если тем­пе­ра­ту­ра тела удо­вле­тво­ри­тель­ная (теп­лая), шер­стя­ной костюм отме­няй­те. Точ­но так­же мето­дом раз­де­ва­ния про­верь­те, нуж­ны ли ребен­ку нос­ки, чеп­чик под шер­стя­ной шап­кой, капю­шон на шап­ке, плед — и так далее. Вы може­те полу­чить оше­ло­ми­тель­ные резуль­та­ты, узнав, что вся эта аму­ни­ция ему вовсе не тре­бо­ва­лась. Она была нуж­на толь­ко маме для деко­ра­ции. Точ­но так­же «листок за лист­ком» осво­бож­дай­те от лиш­ней одеж­ды ходя­че­го ребен­ка. Попро­буй­те не оде­вать ему носоч­ки, лиш­ние шта­ны «пото­му что нуж­но» или капю­шон «пото­му что, вро­де бы, ветер».

ОТДЫХ

Когда-то отпуск на юге счи­тал­ся пре­стиж­ным и желан­ным. Жизнь была рутин­ная, раз­вле­че­ний мало. Все жили меч­той о лете и воз­мож­но­стях куда-то уехать. Сей­час все боль­ше людей, оза­бо­чен­ных здо­ро­вьем детей, сни­ма­ют на лето домик в при­го­ро­де. Так­же каче­ствен­ным вари­ан­том мож­но счи­тать южный отдых вда­ли от горо­дов в посел­ках с полу­пу­стын­ны­ми пля­жа­ми. Отпуск за гра­ни­цей отно­сит­ся к деко­ра­тив­ным мето­дам сня­тия симп­то­мов уста­ло­сти и укреп­ле­нию не здо­ро­вья, но соб­ствен­но­го пре­сти­жа. Симп­то­мы болез­ней тоже мож­но снять – напри­мер, если у ребен­ка перед поезд­кой насморк и кашель, они, ско­рее все­го, быст­ро прой­дут на мор­ском побе­ре­жье. Но в целом на имму­ни­тет пре­бы­ва­ние на море от 1 до 3 недель ока­зы­ва­ет сла­бое вли­я­ние. Это­го мало. Хоро­шо, если пляж­ный отдых про­ис­хо­дит в мест­но­сти, где нет мега­по­ли­сов, но и в этом слу­чае жела­тель­но соблю­дать усло­вия: отпуск не менее трех недель, не дикая жара, не пита­ние суррогатами.

Для каче­ствен­ной «вен­ти­ля­ции» имму­ни­те­та необ­хо­ди­мо, что­бы ребе­нок побыл в эко­ло­ги­че­ски чистых усло­ви­ях (ну, хотя бы в какой-то сте­пе­ни чистых) вда­ли от горо­дов и боль­шо­го скоп­ле­ния людей не менее меся­ца. Все осталь­ное в боль­шей сте­пе­ни само­об­ман. Или назо­вем это сме­ной обста­нов­ки. Ребе­нок все так­же может под­це­пить виру­сы в тол­пе и даже пони­зить сопро­тив­ля­е­мость орга­низ­ма за счет жары и непра­виль­но­го пита­ния (на отды­хе все­гда боль­ше сла­до­стей и пере­хва­чен­ных «кус­ков»). Неред­ко быва­ет, что, побы­вав на «морях», боле­ют еще боль­ше. К при­ме­ру, спортс­ме­ны выез­жа­ют на сбо­ры в дру­гую стра­ну за две неде­ли, что­бы успеть адап­ти­ро­вать­ся. Часты выска­зы­ва­ния: «побы­ва­ли на юге, ника­кой адап­та­ции у ребен­ка не было!» — это невер­но. Адап­та­ция есть все­гда. В том чис­ле и реак­кли­ма­ти­за­ция – обрат­ное при­вы­ка­ние к род­но­му кли­ма­ту. Ито­ги непра­виль­но­го отды­ха (напри­мер, недель­ная поезд­ка из зимы в лето) про­яв­ля­ют­ся не сра­зу, а посте­пен­но. И не все­гда они каса­ют­ся физи­че­ско­го здо­ро­вья: ребе­нок может полу­чить пси­хо­ло­ги­че­скую трав­му, «вдруг» стать каприз­ным, неуправляемым.

Но, само собой, есть дети, кото­рым даже двух­не­дель­ная поезд­ка на море помо­га­ет изба­вить­ся от про­блем. Есть дети, кото­рые заме­ча­тель­но пере­но­сят пере­па­ды тем­пе­ра­тур, и так далее – нель­зя одно­знач­но утвер­ждать, что всем нуж­но толь­ко в леса и нику­да больше.

Прин­цип невме­ша­тель­ства: истин­ный отдых во сла­ву укреп­ле­ния имму­ни­те­та, жела­е­мый для каж­до­го ребен­ка, он, к сожа­ле­нию, для роди­те­лей очень ску­чен. Это жизнь за горо­дом (на даче, в деревне или на базе отды­ха) вда­ле­ке от город­ских ток­си­нов. Во имя оздо­ров­ле­ния роди­те­ли уво­зят детей в загра­нич­ные моря, но такие поезд­ки явля­ют­ся вре­мен­ны­ми отду­ши­на­ми, после них ребен­ку все рав­но при­дет­ся око­ло года жить в род­ных ураль­ских усло­ви­ях. Поэто­му более мяг­кое и точ­ное оздо­ров­ле­ние, все-таки, свя­за­но со сво­ей мест­но­стью, как гене­ти­че­ски при­ят­ной – но чистой. Без жары, мно­го­люд­но­сти, со здо­ро­вым «дач­ным» пита­ни­ем. Цита­та из док­то­ра Комаровского:

Иде­аль­ный отдых часто боле­ю­ще­го ребен­ка выгля­дит так (важ­но каж­дое сло­во): лето в деревне; надув­ной бас­сейн с коло­дез­ной водой, рядом куча пес­ка; фор­ма одеж­ды – тру­сы, боси­ком; огра­ни­че­ние на исполь­зо­ва­ние мыла; кор­мить толь­ко тогда, когда закри­чит: «Мама, я тебя съем!». Гряз­ный голый ребе­нок, кото­рый ска­чет из воды в песок, выпра­ши­ва­ет еду, дышит све­жим воз­ду­хом и не кон­так­ти­ру­ет с мно­же­ством людей за 3–4 неде­ли, вос­ста­нав­ли­ва­ет имму­ни­тет, повре­жден­ный город­ской жизнью.
Мно­гие воз­ра­зят: мол, за горо­дом у нас эко­ло­гия тоже «уби­та» заво­да­ми, фаб­ри­ка­ми… Тем не менее, поль­за отды­ха в окру­же­нии леса огром­на. За сут­ки 1 гек­тар сос­но­во­го леса выде­ля­ет в атмо­сфе­ру почти 5 кг фитон­ци­дов. Это лету­чие веще­ства, кото­рые про­ду­ци­ру­ют рас­те­ния, что­бы защи­тить себя от болез­не­твор­ных мик­ро­бов. Поэто­му в хвой­ных лесах вне зави­си­мо­сти от бли­зо­сти горо­дов воз­дух иде­аль­но чистый. Укреп­ля­ю­щее дей­ствие на имму­ни­тет не срав­нить ни с чем, ведь фитон­ци­ды спо­соб­ны побить даже золо­ти­стый ста­фи­ло­кокк, воз­бу­ди­те­лей дизен­те­рии и брюш­но­го тифа. Если бы все мог­ли выво­зить детей «в леса» (на дачи, тур­ба­зы, и так далее) – тяже­лые пери­о­ды вирус­ных эпи­де­мий мы про­жи­ва­ли бы посвистывая. 

ЛЕЧЕНИЕ

Самое рас­про­стра­нен­ное мне­ние, коим пыта­ют­ся давить на роди­те­лей, это «если не давать лекар­ства – зна­чит, ниче­го не делать». А «хоро­шие забот­ли­вые» роди­те­ли, мол, обя­за­ны что-то делать. «Что-то делать» рав­но лекар­ствам. Если не дают лекар­ства, зна­чит, «пло­хие» роди­те­ли. Но искус­ство «ниче­го­не­де­ла­нья» гораз­до слож­нее, чем спа­си­тель­ные таб­лет­ки. Оно под­ра­зу­ме­ва­ет сле­ду­ю­щие пункты:
• чув­ство­вать потреб­но­сти сво­е­го ребен­ка, не про­еци­руя на него соб­ствен­ные ощу­ще­ния, а так­же ощу­ще­ния и виде­ния осталь­ных родственников;
• вовре­мя изу­чать совре­мен­ную инфор­ма­цию о лекар­ствен­ных мето­дах лече­ния и самых частых дет­ских боляч­ках, не пере­кла­ды­вая всю ответ­ствен­ность на врачей;
• пом­нить, что все лекар­ства без исклю­че­ний вред­ны для малень­ких детей, если они при­ме­ня­ют­ся без уче­та инди­ви­ду­аль­ной ситу­а­ции и без сове­та врача;
• быть сво­бод­ны­ми от стра­хов в свя­зи с дет­ски­ми болез­ня­ми. Не думать, что они «навсе­гда» и «закон­чат­ся плохо»;
• най­ти вра­ча, кото­ро­му хочет­ся доверять.

Допу­стим, ребе­нок забо­лел ОРВИ. Имму­ни­тет борет­ся с виру­сом, и тут начи­на­ет­ся самое инте­рес­ное: подав­ле­ние борь­бы имму­ни­те­та лекар­ствен­ны­ми пре­па­ра­та­ми, выпи­сан­ны­ми «по фору­му», по сове­ту, по рекла­ме – или недоб­ро­со­вест­ным вра­чом, при­ме­ня­ю­щим ко всем дет­ским болез­ням один и тот же спи­сок. Как пра­ви­ло, ребе­нок сам под­ска­зы­ва­ет – как и в слу­чае с пита­ни­ем – как его лечить, и надо ли. Дети вооб­ще очень мно­го­му могут научить, если к ним вни­ма­тель­нее при­смат­ри­вать­ся, при­слу­ши­вать­ся. Отка­зы­ва­ет­ся от еды – пре­крас­но, зна­чит, чув­ству­ет, что орга­низ­му нуж­ны силы для борь­бы с болез­нью, а не для пере­ва­ри­ва­ния пищи. Глав­ное, что­бы не отка­зы­вал­ся от воды. Весе­ло ска­чет при тем­пе­ра­ту­ре 38,5 – зна­чит, орга­низм пока справляется.

Поче­му пик дет­ских ОРЗ при­хо­дит­ся на сен­тябрь-октябрь? Так отдох­ну­ли? Это озна­ча­ет, что орга­низм за лето полу­чил допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти и начи­на­ет чистить­ся через обостре­ние какой-нибудь болез­ни. Ребен­ка зале­чи­ва­ют в тем­пе, как пра­ви­ло, анти­био­ти­ка­ми, он при­хо­дит в себя и к янва­рю-фев­ра­лю выда­ет новую серию болез­ней. (педи­атр, глав­врач кли­ни­ки “Эко­ла­б­мед­тест”  А.Волков, г. Москва)

От все­го убе­речь невоз­мож­но. Жизнь не катит­ся по запро­грам­ми­ро­ван­но­му сце­на­рию, она то и дело под­со­вы­ва­ет раз­лич­ные «вдруг». Роди­те­ли не все­гда могут на сто про­цен­тов преду­га­дать, пре­ду­пре­дить, выле­чить. Зато в их силах – не мешать. И знать, что хоро­шие роди­те­ли – это не те, кото­рые выки­ды­ва­ют «для сча­стья ребен­ка» мно­гие тыся­чи, изоб­ра­жа­ют неве­ро­ят­ную суе­ту при болез­нях, заку­па­ют лекар­ства или пока­за­тель­но кида­ют детей в про­рубь – коро­че, созда­ют некую кар­тин­ку бур­ной дея­тель­но­сти. Хоро­шие роди­те­ли верят в недю­жин­ный потен­ци­ал сво­ей мате­рин­ской и отцов­ской инту­и­ции, верят в воз­мож­но­сти тела, все еще нераз­га­дан­ные нау­кой. И спо­кой­но без фана­тиз­ма очи­ща­ют жизнь ребен­ка от сур­ро­га­тов, химии, био­до­ба­вок, пере­гре­ва, лиш­ней еды, соб­ствен­ных нерв­ных болез­ней и семей­ных скандалов.

Источ­ник: сайт для роди­те­лей u‑mama.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Луи­за, 14.03.2017

    С рож­де­ния ребен­ка ста­ра­юсь воспитывать,кормить, оде­вать по пра­ви­лам, ука­зан­ным в ста­тье. До момен­та похо­да в садик все было пре­крас­но, за 4 года про­сту­дой боле­ли пару раз. А с адап­та­ци­ей в сади­ке имму­ни­тет ослаб. Нача­лись затяж­ные болезни.Обратились к педиатру,он выпи­сал Эсбе­ри­токс на осно­ве эхи­на­цеи для укреп­ле­ния имму­ни­те­та. Нам помог, ребе­нок стал более актив­ный и сей­час не так под­вер­жен болез­ням как в нача­ле учеб­но­го года

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки