Кодекс профессиональной этики православного врача

Кодекс профессиональной этики православного врача

(6 голосов4.3 из 5)

24 янва­ря 2012 года в ходе рабо­ты XX Меж­ду­на­род­ных Рож­де­ствен­ских чте­ний в Сино­даль­ном Отде­ле по цер­ков­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти и соци­аль­но­му слу­же­нию был при­нят Кодекс про­фес­си­о­наль­ной эти­ки пра­во­слав­но­го вра­ча Рос­сии, в раз­ра­бот­ке кото­ро­го при­ня­ли уча­стие чле­ны ОПВР (Обще­ства пра­во­слав­ных вра­чей Рос­сии) и ЦОС по БМЭ МП (Цер­ков­но-обще­ствен­но­го сове­та по био­ме­ди­цин­ской эти­ке при Мос­ков­сой Патриархии).

Раздел I. Общие положения

1.1. Пра­во­слав­ный врач – это врач-про­фес­си­о­нал пра­во­слав­но­го веро­ис­по­ве­да­ния, кото­рый осо­зна­ет хри­сти­ан­ский смысл болез­ней и здо­ро­вья чело­ве­ка, важ­ность сво­е­го при­зва­ния, направ­лен­но­го на сохра­не­ние жизни. 

1.2. Про­фес­си­о­наль­ная эти­ка пра­во­слав­но­го вра­ча осно­вы­ва­ет­ся на Свя­щен­ном Писа­нии и Пре­да­нии Церк­ви, а так­же на собор­ных доку­мен­тах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви — «Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви», «Осно­вы уче­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви о досто­ин­стве, сво­бо­де и пра­вах человека».

1.3. Пра­во­слав­ный врач посвя­ща­ет свою жизнь вопло­ще­нию Еван­гель­ских иде­а­лов люб­ви, мило­сер­дия, состра­да­ния и слу­же­нию страж­ду­ще­му человеку.

1.4. Про­фес­си­о­наль­ная рабо­та пра­во­слав­но­го вра­ча тре­бу­ет посто­ян­но­го само­со­вер­шен­ство­ва­ния, повы­ше­ния уров­ня сво­их меди­цин­ских зна­ний, уме­ний и вра­чеб­но­го мастер­ства ради спа­се­ния и само­от­вер­жен­но­го слу­же­ния на бла­го человека.

^ Раздел II. Взаимоотношения «врач и пациент»

2.1. Отно­ше­ние пра­во­слав­но­го вра­ча к паци­ен­ту изна­чаль­но ори­ен­ти­ро­ва­но на помощь, под­держ­ку паци­ен­та и забо­ту о нем.

2.2. Пра­во­слав­ный врач готов к ока­за­нию меди­цин­ской помо­щи любо­му нуж­да­ю­ще­му­ся в раз­лич­ных обсто­я­тель­ствах с оди­на­ко­вым ста­ра­ни­ем и тер­пе­ни­ем неза­ви­си­мо от бла­го­со­сто­я­ния, соци­аль­но­го поло­же­ния, воз­рас­та, наци­о­наль­но­сти, веро­ис­по­ве­да­ния и убеж­де­ний пациента. 

2.3. Пра­во­слав­ный врач направ­ля­ет лече­ние боль­ных к их поль­зе, соблю­да­ет их пра­ва и инте­ре­сы, не раз­гла­шая дове­рен­ные све­де­ния даже после их смерти.

2.4. Пра­во­слав­ный врач ува­жа­ет честь и досто­ин­ство паци­ен­та, про­яв­ля­ет доб­ро­же­ла­тель­ное и тер­пе­ли­вое отно­ше­ние к нему и его близким. 

2.5. Пра­во­слав­ный врач не участ­ву­ет в дей­стви­ях, свя­зан­ных с пред­на­ме­рен­ным лише­ни­ем жиз­ни паци­ен­та, даже по его прось­бе или прось­бе его близких.

2.6. Пра­во­слав­ный врач ока­зы­ва­ет нрав­ствен­ную под­держ­ку паци­ен­ту, нахо­дя­ще­му­ся при смер­ти, облег­чая физи­че­ские и духов­ные стра­да­ния умирающего. 

2.7. По прось­бе паци­ен­та или его близ­ких пра­во­слав­ный врач содей­ству­ет при­гла­ше­нию к паци­ен­ту священнослужителя.

2.8. Пра­во­слав­ный врач, не отка­зы­вая боль­но­му в помо­щи, впра­ве не про­во­дить тех видов меди­цин­ско­го вме­ша­тель­ства, кото­рые про­ти­во­ре­чат его нрав­ствен­ным принципам. 

2.9. Пра­во­слав­ный врач может рабо­тать в меди­цин­ских учре­жде­ни­ях раз­ных форм финан­си­ро­ва­ния. В сво­ей про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти он исхо­дит из тра­ди­ций хри­сти­ан­ско­го вра­че­ва­ния (Мф. 10, 8 ‑10).

2.10. Пра­во­слав­ный врач не впра­ве пре­пят­ство­вать паци­ен­ту, решив­ше­му дове­рить свое даль­ней­шее лече­ние дру­го­му специалисту.

^ Раздел III. Взаимоотношения медицинских работников

3.1. Пра­во­слав­ный врач под­дер­жи­ва­ет честь и бла­го­род­ные тра­ди­ции оте­че­ствен­ной меди­ци­ны и меди­цин­ско­го сообщества. 

3.2. Пра­во­слав­ный врач с бла­го­дар­но­стью и ува­же­ни­ем отно­сит­ся к сво­им учи­те­лям, помо­га­ет им в их делах и нуждах.

3.3. Пра­во­слав­ный врач стро­ит свои отно­ше­ния с кол­ле­га­ми в соот­вет­ствии с Еван­гель­ски­ми запо­ве­дя­ми об отно­ше­нии к ближним.

3.4. Пра­во­слав­ный врач, не под­ры­вая авто­ри­те­та кол­лег, дол­жен исхо­дить из поль­зы боль­но­го, руко­вод­ство­вать­ся хри­сти­ан­ски­ми прин­ци­па­ми вра­че­ва­ния, а не кор­по­ра­тив­ны­ми интересами. 

3.5. Кри­ти­ка пра­во­слав­ным вра­чом дей­ствий кол­лег долж­на быть доб­ро­же­ла­тель­ной, кон­струк­тив­ной и опре­де­лять­ся защи­той инте­ре­сов больного. 

3.6. Пра­во­слав­ный врач ана­ли­зи­ру­ет вра­чеб­ные ошиб­ки сво­их кол­лег доб­ро­же­ла­тель­но и беспристрастно.

3.7. Пра­во­слав­ный врач бес­ко­рыст­но пере­да­ет свои зна­ния, уме­ния и опыт вра­че­ва­ния кол­ле­гам и ученикам.

3.8. Пра­во­слав­ный врач в инте­ре­сах боль­но­го обра­ща­ет­ся за сове­том к това­ри­щам по про­фес­сии и сам не отка­зы­ва­ет им в сове­те и помощи.

^ Раздел IV. Врач и научно-исследовательская деятельность

4.1. Пра­во­слав­ный врач доб­ро­со­вест­но изу­ча­ет меди­цин­ские нау­ки и спо­соб­ству­ет их развитию.

4.2. Пра­во­слав­ный врач нико­гда не будет исполь­зо­вать свои науч­ные зна­ния в ущерб здо­ро­вью и без­опас­но­сти паци­ен­та и (или) общества.

4.3. Пра­во­слав­ный врач пола­га­ет, что инте­ре­сы нау­ки и обще­ства не могут пре­ва­ли­ро­вать над инте­ре­са­ми человека.

4.4. Пра­во­слав­ный врач не дол­жен участ­во­вать в меди­цин­ских экс­пе­ри­мен­тах или кли­ни­че­ских испы­та­ни­ях лекар­ствен­ных средств с уча­сти­ем чело­ве­ка без полу­че­ния его доб­ро­воль­но­го согласия.

4.5. Пра­во­слав­ный врач не при­ме­ня­ет новые био­ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии без доста­точ­ных осно­ва­ний и соблю­де­ния балан­са вре­да и поль­зы для пациента. 

^ Раздел V. Врач и общество

5.1. Дея­тель­ность пра­во­слав­но­го вра­ча осу­ществ­ля­ет­ся в инте­ре­сах чело­ве­ка и на бла­го общества. 

5.2. Пра­во­слав­ный врач осо­зна­ет, что от его про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти зави­сит дове­рие обще­ства к вра­чеб­но­му сооб­ще­ству, без­опас­ность чело­ве­че­ской жиз­ни, ста­биль­ность мораль­ных отно­ше­ний в обществе.

5.3. Пра­во­слав­ный врач дол­жен дей­ство­вать таким обра­зом, что­бы при­ве­сти наци­о­наль­ное зако­но­да­тель­ство в сфе­ре охра­ны здо­ро­вья в соот­вет­ствие с прин­ци­па­ми хри­сти­ан­ской этики. 

5.4. Пра­во­слав­ный врач дол­жен осо­зна­вать свою ответ­ствен­ность перед обще­ством по вопро­сам обще­ствен­но­го здо­ро­вья. Если состо­я­ние паци­ен­та пред­став­ля­ет угро­зу для обще­ства, то лече­ние при­ме­ня­ет­ся с уче­том инте­ре­сов окру­жа­ю­щих, с уве­дом­ле­ни­ем об этом пациента. 

5.5. Пра­во­слав­ный врач, пони­мая важ­ность пато­ло­го­ана­то­ми­че­ских иссле­до­ва­ний, не допус­ка­ет пре­не­бре­жи­тель­но­го отно­ше­ния к мерт­во­му телу и над­ру­га­тель­ству над ним.

5.6. Пра­во­слав­ный врач име­ет мораль­ное пра­во не участ­во­вать в изъ­я­тии орга­нов и (или) тка­ней с целью их транс­план­та­ции после смер­ти чело­ве­ка при отсут­ствии его при­жиз­нен­но­го согла­сия в соот­вет­ствии с его рели­ги­оз­ны­ми и мораль­ны­ми убеждениями.

5.7. Учи­ты­вая роль вра­ча в обще­стве, пра­во­слав­ный врач дол­жен при­ни­мать посиль­ное уча­стие в пре­одо­ле­нии таких соци­аль­ных явле­ний, как наси­лие в семье, жесто­кое обра­ще­ние с детьми и пожи­лы­ми людь­ми. Пра­во­слав­ный врач не дол­жен участ­во­вать в дей­стви­ях, уни­жа­ю­щих досто­ин­ство человека. 

5.8. Пра­во­слав­ный врач име­ет мораль­ное пра­во отка­зать­ся от про­ве­де­ния опе­ра­ции по пре­ры­ва­нию бере­мен­но­сти и сте­ри­ли­за­ции паци­ен­тов в соот­вет­ствии со сво­и­ми рели­ги­оз­ны­ми и мораль­ны­ми убеж­де­ни­я­ми, даже в усло­ви­ях зако­но­да­тель­ной раз­ре­шен­но­сти таких меди­цин­ских вмешательств. 

5.9. Пра­во­слав­ный врач име­ет мораль­ное пра­во не участ­во­вать в про­це­ду­рах, свя­зан­ных с искус­ствен­ным опло­до­тво­ре­ни­ем в соот­вет­ствии со сво­и­ми рели­ги­оз­ны­ми и мораль­ны­ми убеж­де­ни­я­ми, даже в усло­ви­ях зако­но­да­тель­ной раз­ре­шен­но­сти таких меди­цин­ских вмешательств.

5.10. Пра­во­слав­ный врач дол­жен осо­зна­вать свою ответ­ствен­ность за дей­ствия, свя­зан­ные с гено­мом чело­ве­ка. Ген­ная тера­пия при­ме­ня­ет­ся с уче­том инте­ре­сов паци­ен­та и его род­ствен­ни­ков, с подроб­ным согла­со­ва­ни­ем всех заин­те­ре­со­ван­ных сто­рон, толь­ко в тера­пев­ти­че­ских целях, исклю­чая какие-либо евге­ни­че­ские задачи. 

5.11. Пра­во­слав­ный врач обя­зан сохра­нять свою про­фес­си­о­наль­ную неза­ви­си­мость, участ­вуя в экс­пер­ти­зах, судах, кон­си­ли­у­мах, комис­си­ях, кон­суль­та­ци­ях, и откло­нять попыт­ки адми­ни­стра­тив­но­го, поли­ти­че­ско­го, сило­во­го дав­ле­ния при ока­за­нии помо­щи боль­ным и преж­де все­го заклю­чен­ным, воен­но­слу­жа­щим, руко­во­ди­те­лям выс­ше­го ран­га, при­бе­гая к юри­ди­че­ской и обще­ствен­ной защите.

Кодекс про­фес­си­о­наль­ной эти­ки пра­во­слав­но­го вра­ча при­ни­ма­ет­ся сво­бод­но и испол­ня­ет­ся по сове­сти и с достоинством.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки