• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 
Критика нечистого разума: «Позитивное мышление» Добавлено в рубрику: Психология

Критика нечистого разума: «Позитивное мышление»

Распечатать
(14 голосов: 4.29 из 5)

Можно ли христианину использовать техники «позитивного мышления»? Что скрывается под этим словосочетанием?  Чтобы понять суть позитивного мышления, достаточно посмотреть популярный среди увлечённых эзотерикой людей фильм «Секрет». Никаких ценностей, никаких моральных норм, только «Я хочу» и вселенная (бог, джин), беспрекословно исполняющая все-все желания. О том, как христианин относится к литературе и фильмам о позитивном мышлении, рассуждает священник Александр Денисов.

Трудности и неудачи жизни случаются с каждым. Но как быть, если нет сил их преодолеть? На помощь приходит современный метод «позитивного» мышления.
Оказывается, есть некая вековая тайна, которая дошла до нас лишь с той целью, чтобы каждый мог ею воспользоваться. Что же это за тайна? Секрет прост – это сила притяжения. Но не та, которая заставляет оторвавшееся от дерева яблоко падать на землю, а та, которой, якобы можно управлять. Вот так просто: «захоти денег» и будут тебе деньги. Не имеет значения, обладаешь ли ты знаниями или профессиональными навыками, есть ли у тебя опыт или талант, все дело в том, чтобы у тебя были правильные желания. В таком подходе и религия не нужна, потому что она не способствует обогащению.

Но разве дело только в деньгах? Конечно, нет. Еще надо угодить похоти плоти, похоти очес и гордости житейской. Достигается это угождение все теми же «правильными», «позитивными» желаниями.

Но если все так просто, почему же столько несчастных? Да просто потому, что они не до конца овладели этой «силой», «тайной» и «метафизикой». Короче говоря, оккультизмом. Для того, чтобы исправить это досадное недоразумение, вам на помощь придут общительные «метаспециалисты», которые за «разумную» цену откроют дверь в «счастливую» жизнь.

Как, оказывается, прост путь к процветанию! Стоя на улице под осенним унылым дождем и разглядывая красочный плакат с крайне успешными счастливыми лицами, так и хочется примкнуть к их дружной семье…

Но стоп! Не все так просто, говорит нам разум и христианская совесть.

Поразмыслим о той же силе притяжения. В мире как-то принято, что на каждую известную силу существует закон, который эту силу определяет и ограничивает. Вот и мир физических явлений определяется законами физики. Законы открывают люди, с той целью, чтобы пользоваться физическими явлениями. Одного желания, оказывается, мало для того, чтобы сила тебе подчинилась. Усердия мысли недостаточно, чтобы сила оставила свой закон и стала джинном из лампы.

Неудивительно и то, что последователи идей «ньюэйджа» готовы и божественные законы подчинить своим страстям, все той же силой мысли. Стоит ли говорить о том, что такой подход с точки зрения христианина умаляет и удаляет Бога из жизни человека? Как будто бы всемогущий Бог Сам не может пользоваться тем, что создал для человека.

Если коснуться истории происхождения идеи позитивного мышления, то мы увидим, что она вышла из концепций гуманистической психологии начала XX века.

С научной точки зрения, теория позитивной психологии опирается на конструкты оптимизма и пессимизма, как субъективного психического состояния конкретной личности. Оптимизм и пессимизм могут определяться как способы мышления человека в контексте его субъективности. Поэтому одна и та же вещь для оптимиста и пессимиста может представляться по-разному – для одного стакан наполовину пуст, для другого наполовину полон. Однако на сам стакан не влияет то, с какими эмоциями о нем рассуждают. Позитивная психология исследует то, что помогает человеку достичь положительного самочувствия.

В отличие от позитивной психологии, теория «позитивного мышления» (или как ее еще называют «новое мышление») не является наукой. В этой среде находят применение своим сомнительным навыкам оккультисты, целители, маги, пара- и метапсихологи. Мимикрируя под успешных людей и талантливых ученых, они преподносят свои идеи как нечто сокровенное, таинственное, доступное только избранным. Эмоциональный субъективизм изображается ими как единственно возможный способ мировосприятия.

С этих позиций каждый человек определяет для себя, что для него хорошо, а что плохо. Критерием, определяющим добро и зло, являются эмоции приятные и неприятные. Таким образом, хорошо то, что приятно, а что не приятно– то плохо. Следовательно, добро и зло не могут быть универсальными характеристиками:«хорошо только то, что я посчитал хорошим». Благо определяется также субъективно, благим является то, чем хочется обладать, поэтому и ценности не могут иметь общего для всех значения. В таком «мире» нет места ни для Бога, ни для человека, имеющего другое мировоззрение.

По сути, «позитивное мышление» заставляет человека изменить свой привычный подход к жизни и все силы своей души направить на вожделение. Он вынужден переформатировать свою личную систему ценностей. Он должен изменить привычки, характер, манеры поведения, отношение к окружающим, целиком подстроиться под объект своего желания.

Чувства приятного и неприятного формируются не только на биологическом уровне, но и на социальном. Информационная среда формирует представления о том, что должно казаться притягательным, другими словами, создает образ желаемого блага, достижение которого является высшей целью жизни человека. Она создает не только объект желания, но и наделяет его свойством дефицита. Таким образом, формируется понятие об эксклюзивности предмета желания и об элитарности субъекта, владеющего этим предметом.  Кроме того, навязываются определенные модели социального поведения, характеризующие успешность жизни. При таком положении вещей естественным образом формируется конкурентная система обладания ценностями и поощряется желание этого обладания.

Поэтому, «позитивное мышление» принуждает хотеть того, что принято считать хорошим. А значит, это могут быть вещи не просто меркантильные, но даже и губительные.

Овладением «позитивным мышлением» предлагается заниматься на специальных тренингах, коучингах и семинарах. Сегодня, среди множества подобных мероприятий, сулящих карьерный и личностный рост, есть опасность получить психические травмы. Многие на первый взгляд безобидные группы вполне можно назвать деструктивными, учитывая тот вред, который получают их адепты.

Что происходит с человеком, который попал в такую среду? На него направлен весь комплекс психического воздействия, который повергает новоиспеченного искателя лучшей жизни в состояние сильнейшего стресса. Человек, посещающий подобные мероприятия, начинает стремительно меняться. У него формируется система взаимоотношений типа друг – враг. Те люди, которые как ему кажется, способствуют его цели – друзья, все остальные – или помехи или враги, причем не важно кто это, собственные дети или просто прохожие с улицы. Высшая цель диктует иерархию ценностей – те, кто ближе к цели – уважаются, те кто дальше – презираются. Отставание от навязанного поведения вызывает нервозность, раздражительность. Социальный статус меняется, портятся отношения с друзьями и родственниками. Стремительно истощаются душевные и телесные резервы организма. Ценности общества кажутся ему глупыми и пустыми. Поведение может привести к противозаконным и асоциальным действиям. Кроме того, за тренинг приходится платить и порой довольно внушительные суммы.

Конечно, виной всем этим несчастьям не один лишь «метод позитивного мышления», но он зачастую является тем ключом, который открывает дверь в страну иллюзий и вожделений, способствует более успешной манипуляции людьми.

В плену самообмана не найти счастья, какими бы радужными не казались перспективы. Каждый христианин помнит, что отец лжи – дьявол. Поэтому даже сладкая ложь всегда ведет к гибели и страданию. В поиске позитивного мышления, очень легко оказаться у разбитого корыта.

Но значит ли это, что позитивное мышление вредно и чуждо христианству? Конечно нет, если только называть вещи своими именами. Положительное, доброе расположение сердца человека не только не запрещено в Православии, но и является условием успешного прохождения жизненного пути. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18) призывает апостол Павел. Жить легко и радостно, добиваясь поставленных целей, можно, если помогает Бог.

Христианство предлагает свой путь к счастливой жизни. Евангелие призывает человека искать радость не в страстях мира сего, а в своей душе – «Царствие Божие внутри вас» (Лк.17:21) – говорит Господь. Поэтому не взирая на то, как ты живешь и какие трудности испытываешь, в любом состоянии ты можешь быть счастливым.

Царствие Божие может быть только там, где есть Сам Бог. А Бог посещает те сердца, в которых есть любовь. Именно любовь является тем чувством христианина, которое освещает жизненный путь и позволяет быть успешным. Успешным не в меркантильном смысле, а в том понимании, о котором говорит святой пророк Давид – «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс.1:3). Главным условием такого успеха является стремление сберечь свою душу от всякого рода зла: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36).

Любовь к Богу и ближнему дает человеку возможность быть великодушным, благородным и добрым. Труд направленный на общее для всех благо – позволяет преодолевать себя, воспитывать в себе волю, характер. Ум, очищенный от скверномыслия – наполняет жизнь смыслом. Чувства, освященные целомудрием – дают свободу и чистоту мировосприятия.

Для любого человека во всех сферах его деятельности открываются два пути – путь жизни и путь смерти: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Вторзак. 30:19).

Выбор пути всегда остается за нами.

В заключение, приведем несколько практических советов.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6:12) – эти слова должны стать предостерегающими в выборе способа развития своей личности. В первую очередь, христианин ищет пользу для своей души, для установления добрых отношений с людьми. Если метод психологического воздействия вызывает зависимость, пробуждает в душе греховные страсти, то этого метода нужно избегать и предостеречь других.

Современная психология предлагает множество способов привести в норму свои мысли и чувства, достичь положительных результатов в общении с людьми, но недобросовестные манипуляторы так ловко смешивают правду с ложью, что бывает трудно заметить подвох. Поэтому следующий совет будет таким: «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес. 5:21-22). Не стоит спешить, выбирая какую-либо методику личностного развития. Познакомьтесь с авторами, почитайте отзывы, особенное внимание обратите на критику той или иной психологической модели. Помните, что созидание своей личности — долгий и тяжелый труд, его никак нельзя осуществить за несколько дней усиленных занятий в группе, какими бы изматывающими они не были.

«Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1) – это предостережение святого апостола Иоанна Богослова актуально и сегодня. Лжепророки возникают повсеместно, и часто основой их проповеди является призыв отказаться от веры в Бога. Недобросовестная критика культуры и традиций Православия стремится высмеять то, что дорого христианам. Православие в их словах представляется отсталой, спекулятивной системой, способной лишь порабощать человека. Иногда такие лжеучителя ультимативно требуют отказаться от своей веры, мотивируя тем, что без этого, якобы не возможен прогресс личностного роста. Надо ли говорить, что теряя веру в Спасителя, человек сам становится рабом бездушного и вредоносного учения: «Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петра 2:18-19) – говорит ап. Петр про таких лженаставников.

Наш мир сломлен первородным грехопадением, трудности жизни все время будут нам сопутствовать. Однако пришествием Иисуса Христа для всех людей открывается возможность преодоления жизненных невзгод: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33). Эта жизнь – борьба. Борьба с грехом, гордыней и распутством. Это борьба со своим эгоизмом ради счастья другого человека. Это борьба с самой смертью. Необходимо мужество, но особого рода – мужество любить. Любить не взирая ни на что, любить и друга и врага, родственника и чужака, любить все творение Божие.

Может ли христианин быть счастливым? Может, если совершает свой жизненный путь в любви Христовой.

Священник Александр Денисов

Рекомендуем также Топ-15 способов стать счастливее>>>

Метки 3 2 157 На форум
Оставить комментарий » 3 комментария
  • Алекс, 10.11.2016

    Может ли христианин быть счастливым? 

    Может ли не христианин быть счастливым?

    Ответить »
    • Екатерина, 10.11.2016

      Пока не была христианкой, счастья не знала. Мимолетная, постоянно ускользающая тень, напоминающая счастье — вот, что это было. И вечное мучительное состояние поиска

      Ответить »
    • Александр Денисов, 22.11.2016

      Здравствуйте, Алекс!

      И христианин, и не христианин могут быть счастливыми. Вопрос в том, что понимать под словом «счастье». Кроме того, есть еще один вопрос — как долго будет длиться это счастье.

      Ответить »
Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики


Календарь беременности

Средняя продолжительность цикла:

Первый день последней менструации:

См. также тест на беременность

Обновления на почту

Введите Ваш email-адрес:

Самое популярное (просмотров)

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.