Можно ли лечиться у иудеев?

Можно ли лечиться у иудеев?

(3 голоса5.0 из 5)

…Тек­сты цер­ков­ных кано­нов содер­жат доволь­но боль­шое коли­че­ство мест, слож­ных для пони­ма­ния совре­мен­но­го чело­ве­ка. В ту же оче­редь, отно­ше­ние к кано­нам как к неко­е­му “тай­но­му зна­нию”, от кото­ро­го ниче­го нель­зя отнять и ниче­го нель­зя доба­вить, а так­же жела­ние най­ти в кано­нах “желез­ное обос­но­ва­ние” сво­их зача­стую доволь­но спор­ных тео­рий, ста­но­вит­ся пово­дом для очень серьез­ных оши­бок в части цити­ро­ва­ния и тол­ко­ва­ния тех или иных кано­ни­че­ских норм и предписаний.

Имен­но бла­го­да­ря таким “худым разу­ме­ни­ям” чаще все­го и раз­да­ют­ся голо­са о необ­хо­ди­мо­сти отме­ны тех или иных кано­нов и “несо­вре­мен­но­сти” все­го вооб­ще пра­во­слав­но­го кано­ни­че­ско­го права.

Давай­те пого­во­рим о “вра­чах-евре­ях” и воз­мож­но­сти “мыть­ся в бане с евре­ем”, бла­го эти цита­ты из кано­ни­че­ско­го пра­ва очень любят при­во­дить к месту и не к месту все­воз­мож­ные зна­то­ки канонов.

“Дело вра­чей”.

11 пра­ви­ло 6‑го Все­лен­ско­го Собо­ра гласит:

Гре­че­ский текст:
Μηδεὶς τῶν ἐν ἱερατικῷ καταλεγομένων τάγματι, ἢ λαϊκός, τὰ παρὰ τῶν Ἰουδαίων ἄζυμα ἐσθιέτω, ἢ τούτοις προσοικειούσθω, ἢ ἐν νόσοις προσκαλείσθω, καὶ ἰατρείας παρ᾿ αὐτῶν λαμβανέτω, ἢ ἐν βαλανείοις τούτοις παντελῶς συλλουέσθω· εἰ δέ τις τοῦτο πράξαι ἐπιχειροίη, εἰ μὲν κληρικὸς εἴη, καθαιρείσθω· εἰ δὲ λαϊκός, ἀφοριζέσθω.

Пере­вод Кни­ги Правил:
Никто из при­над­ле­жа­щих к свя­щен­но­му чину, или из мирян, отнюдь не дол­жен ясти опрес­но­ки, дава­е­мыя иуде­я­ми, или всту­пать в содру­же­ство с ними, ни в болез­нях при­зы­вать их, и вра­че­ства при­ни­мать от них, ни в банях куп­но с ними мыти­ся. Если же кто дерз­нет сие тво­рить: то кли­рик да будет извер­жен, а миря­нин да будет отлу­чен.

Пере­вод Дея­ний Все­лен­ских Соборов:
Никто из чис­ля­щих­ся в свя­щен­ном сане, или мирян, не дол­жен есть опрес­но­ков у иуде­ев, или вхо­дить c ними в содру­же­ство, или при­ни­мать от них лекар­ства, или мыть­ся с ними в бане. Если кто отва­жит­ся сие делать, то если кли­рик, да будет извер­жен, а если миря­нин, да будет отлучен.

Тол­ко­ва­ние Зонары:
И семи­де­ся­тое пра­ви­ло свя­тых Апо­сто­лов опре­де­ля­ет, не празд­но­вать вме­сте с иуде­я­ми и не при­ни­мать от них каких-либо даров от празд­ни­ков их; а это пра­ви­ло не доз­во­ля­ет ни всту­пать в обще­ние с ними, то есть в дру­же­ство, ни боль­ным лечить­ся у них, ни даже мыть­ся вме­сте с ними. И 32‑е пра­ви­ло Лаоди­кий­ско­го собо­ра запре­ща­ет при­ни­мать бла­го­сло­ве­ние ере­ти­ков, а 37‑е и 38‑е пра­ви­ла того же собо­ра гово­рят, что не долж­но при­ни­мать празд­нич­ные дары, посы­ла­е­мые от иуде­ев, или ере­ти­ков, ни празд­но­вать с ними, или при­ни­мать опрес­но­ки и при­об­щать­ся нече­сти­ям их. А это пра­ви­ло при­со­во­куп­ля­ет нака­за­ние тем, кото­рые пре­сту­па­ют сие опре­де­ле­ние, имен­но нахо­дя­щим­ся в кли­ре – извер­же­ние, а миря­нам – отлучение.

Тол­ко­ва­ние Вальсамона:
Желая, что­бы мы не име­ли ника­ко­го обще­ния с иуде­я­ми, боже­ствен­ные отцы опре­де­ля­ют, что­бы мы не празд­но­ва­ли вме­сте с ними, не при­ни­ма­ли и не ели опрес­но­ков, какие быва­ют у них там, не лечи­лись у них, или не мылись вме­сте с ними; а тех, кото­рые дела­ют вопре­ки сему, пове­ле­ва­ют извер­гать, если это кли­ри­ки, мирян же отлу­чать. Ищи Лаоди­кий­ско­го собо­ра пра­ви­ла 31, 32, 37 и 38‑е, и свя­тых Апо­сто­лов 70‑е пра­ви­ло и тол­ко­ва­ние на него. И пусть никто не гово­рит, что нам вос­пре­ще­но вку­шать те опрес­но­ки, кото­рые раз­да­ют­ся ере­ти­ка­ми, но не запре­ще­но на опрес­но­ках совер­шать жерт­ву, или про­сто вку­шать опрес­но­ки, пото­му что и мы без­раз­лич­но вку­ша­ем опрес­но­ки, так назы­ва­е­мые; ибо кто гово­рит сие, тот дол­жен услы­шать, что не вку­шать опрес­но­ки вос­пре­ща­ет­ся, но празд­но­вать опрес­но­ка­ми по обы­чаю иуде­ев. А какой празд­ник более той бес­кров­ной жерт­вы, кото­рую пре­дал нам Гос­подь наш Исус Хри­стос во вре­мя сво­ей смер­ти и празд­но­ва­ния Пас­хи? А что и в ум не при­хо­ди­ло свя­тым отцам, что­бы мы ста­ли празд­но­вать опрес­но­ка­ми, как это быва­ет у иуде­ев, кото­рым было пред­пи­са­но совер­шать празд­ник Пас­хи с агн­цем, опрес­но­ка­ми и горь­ки­ми тра­ва­ми, это ясно из того, что они отме­ни­ли вся­кое иудей­ское празд­но­ва­ние. Замет насто­я­щее пра­ви­ло для лати­нян, кото­рые празд­ну­ют опрес­но­ка­ми, и для тех, кото­рые лечат­ся у иуде­ев и ере­ти­ков; ибо все тако­вые осуж­де­ны на отлу­че­нье. Заметь уче­ние насто­я­ще­го пра­ви­ла отно­си­тель­но опрес­но­ков, и что те, кото­рые лечат­ся у иуде­ев, или дру­гих ере­ти­ков, под­вер­га­ют­ся наказанию.

Синоп­сис:
Опрес­но­ки иуде­ев долж­ны быть отвер­га­е­мы; а кто при­зы­ва­ет их как вра­чей, или моет­ся вме­сте, под­ле­жит извержению.

Тол­ко­ва­ние Ари­сти­на на текст Синопсиса:
Нет ника­ко­го обще­ния у хри­сти­ан с иуде­я­ми. Итак посе­му кто ока­жет­ся яду­щим опрес­но­ки их, или при­зы­ва­ю­щим их для вра­че­ва­ния, или мою­щим­ся вме­сте с ними, или сооб­ща­ю­щим­ся с ними иным каким обра­зом, тот, если кли­рик, дол­жен под­верг­нуть­ся извер­же­нию, а если миря­нин — отлучению.

Сла­вян­ская Кормчая:
Опрес­но­цы иудей­стии отвер­же­ни. При­зы­ва­яй же вра­ча их, или мыя­ся с ними, отвержен.

Тол­ко­ва­ние Сла­вян­ской Кормчей:
Ни еди­но­го же несть хри­сти­а­ни­на при­об­ще­ния к жидом. Сего ради убо аще обря­щет­ся кто, тех опрес­но­ки ядый, или вра­ча их при­зы­ва­яй на цель­бу себе, или мыяй­ся с ними в бани, или ина­ко како при­своя­я­ся к ним, аще убо есть при­чет­ник, да извер­жет­ся. Аще ли же мир­ской чело­век, да отлучится.

Ком­мен­та­рий еп. Нико­ди­ма Милаша:
Под­твер­ждая преж­ние пра­ви­ла (см. Ап. 7, 64, 70, 71; Антиох. 1; Лаод. 29, 37, 38; Карф. 51, 73, 106), отцы Трулль­ско­го Собо­ра этим пра­ви­лом вос­пре­ща­ют вся­кое обще­ние с евре­я­ми, при­том под угро­зой извер­же­ния свя­щен­ных лиц и отлу­че­ния мирян.

Это пра­ви­ло очень любят цити­ро­вать как люди “край­не­пра­вых” взгля­дов, обос­но­вы­вая им пол­ный запрет на обще­ние с иуде­я­ми, не толь­ко в рели­ги­оз­ном плане, так и кри­ти­ки Церк­ви, обви­ня­ю­щие на его осно­ва­нии пра­во­сла­вие в иудофобстве.

Давай­те попро­бу­ем выяс­нить mens legislatoris — наме­ре­ние зако­но­да­те­ля в этом правиле.

Дан­ное пра­ви­ло необ­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать в све­те 7, 64, 65, 70 и 71 пра­вил св. апо­сто­лов, 1 пра­ви­ла Антио­хий­ско­го, 29, 37 и 38 пра­вил Лаоди­кий­ско­го и 51, 73 и 106 пра­вил Кар­фа­ген­ско­го Собо­ров. В тех пра­ви­лах сфор­му­ли­ро­ван прин­цип невоз­мож­но­сти сов­мест­ных молитв с иуде­я­ми. При­чем иудеи зача­стую упо­ми­на­ют­ся наравне с про­чи­ми ере­ти­ка­ми. В пра­ви­лах упо­ми­на­ют­ся “празд­нич­ные дары”, “сов­мест­ные празд­но­ва­ния” и про­чее. То есть уста­нав­ли­ва­ет­ся запрет на рели­ги­оз­ное обще­ние пра­во­слав­ных с пред­ста­ви­те­ля­ми этих групп. Такой запрет совер­шен­но поня­тен. Поче­му же в 11‑м пра­ви­ле к празд­нич­ным дарам (опрес­но­кам) добав­ле­но поль­зо­ва­ние меди­цин­ски­ми услу­га­ми у врачей-иудеев?

Как извест­но, антич­ная меди­ци­на прак­ти­ко­ва­ла как раци­о­наль­ные, так и ирра­ци­о­наль­ные мето­ды лече­ния. К пер­вым отно­си­лись актив­но прак­ти­ко­вав­ша­я­ся хирур­гия, внут­рен­няя меди­ци­на, гиги­е­на и даже неко­то­рые зачат­ки пси­хо­ло­ги­че­ских прак­тик. В ту же оче­редь раз­ви­ва­лись и ирра­ци­о­наль­ные мето­ды, в основ­ном свя­зан­ные с т.н. “хра­мо­вой меди­ци­ной”. Эти прак­ти­ки мы можем наблю­дать, как в язы­че­ской сре­де, так в иудей­ской, а так­же христианской.

Осо­бо важ­ной чер­той антич­ной меди­ци­ны были нор­мы и прак­ти­ки отно­си­тель­но гиги­е­ны тела. Отсю­да про­ис­хо­дят все­воз­мож­ные пра­ви­ла отно­си­тель­но телес­ной нечи­сто­ты, а так­же актив­ное исполь­зо­ва­ние все­воз­мож­ных вод­ных про­це­дур, таких как купе­ли, ван­ны и бани. Наря­ду с язы­че­ски­ми водо­ле­чеб­ни­ца­ми были широ­ко извест­ны и древ­ние иудей­ские. По неко­то­рым мне­ни­ям антич­ные вра­чи в поло­вине слу­ча­ев про­пи­сы­ва­ли боль­ным имен­но бан­ные и вод­ные про­це­ду­ры. Так что сосед­ство в 11 пра­ви­ле вра­чей и бань (водо­ле­чеб­ниц) не явля­ет­ся чем-либо стран­ным и необычным.

По сути пра­ви­ло мож­но раз­де­лить на две части:

Никто из при­над­ле­жа­щих к свя­щен­но­му чину, или из мирян, отнюдь не должен:
(1) ясти опрес­но­ки, дава­е­мыя иуде­я­ми, или всту­пать в содру­же­ство с ними,
(2) ни в болез­нях при­зы­вать их, и вра­че­ства при­ни­мать от них, ни в банях куп­но с ними мытися.
Если же кто дерз­нет сие тво­рить: то кли­рик да будет извер­жен, а миря­нин да будет отлучен.

Т.е. одна часть гово­рит о “празд­нич­ных дарах и друж­бе”, а вто­рая о “вра­чеб­ной помощи”.

Древ­не­ев­рей­ская меди­ци­на не отли­ча­лась от антич­ной, и так­же актив­но прак­ти­ко­ва­ла ирра­ци­о­наль­ные мето­ды, напри­мер те или иные молит­вы. И хотя пред­при­ни­ма­лись попыт­ки запре­ще­ния маги­че­ских дей­ствий, закли­на­ний и аму­ле­тов, они так­же доволь­но актив­но исполь­зо­ва­лись. Мож­но пред­по­ло­жить, что запре­щая лечить­ся у вра­чей-иуде­ев отцы 6‑го Все­лен­ско­го Собо­ра запре­ща­ли это преж­де все­го по при­чине воз­мож­но­го молит­вен­но­го обще­ния с иуде­я­ми, что было запре­ще­но и ранее, либо по при­чине воз­мож­но­го исполь­зо­ва­ния вра­ча­ми-иуде­я­ми маги­че­ских риту­а­лов и аму­ле­тов. Сле­до­ва­тель­но ниче­го ново­го этим пра­ви­лом не вво­ди­лось, лишь уточ­ня­лись преж­ние постановления.

Но, совре­мен­ные вра­чи еврей­ской наци­о­наль­но­сти, прак­ти­ку­ю­щие в госу­дар­ствен­ных и част­ных кли­ни­ках не явля­ют­ся теми самы­ми вра­ча­ми-иуде­я­ми про кото­рых гово­рит­ся в ука­зан­ном пра­ви­ле. Так как молит­вен­ных прак­тик они не упо­треб­ля­ют, более того в тоталь­ном боль­шин­стве не явля­ют­ся пред­ста­ви­те­ля­ми иудей­ской религии.

И обя­за­тель­но необ­хо­ди­мо уточ­нить, что в дан­ном пра­ви­ле не гово­рит­ся толь­ко о при­выч­ных нам обще­ствен­ных банях, но вооб­ще о водо­ле­чеб­ни­цах, в том чис­ле о купаль­нях и источниках.

Источ­ник ста­тьи: http://ustav.livejournal.com/148530.html

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки