Больничное дело и медицина в Византийской империи
Георгий Папагеоргиу

Больничное дело и медицина в Византийской империи

(8 голосов5.0 из 5)

Доклад Геор­гия Папа­ге­ор­гиу — про­фес­со­ра хирур­гии, заве­ду­ю­ще­го вто­рой хирур­ги­че­ской кли­ни­кой Цен­траль­ной госу­дар­ствен­ной кли­ни­че­ской боль­ни­цы г. Афи­ны «Еван­ге­лиз­мос» (Гре­ция), был про­чи­тан на 5‑й науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Духов­ное и вра­чеб­ное насле­дие свя­ти­те­ля Луки (Вой­но-Ясе­нец­ко­го)» (г. Желез­но­до­рож­ный, пос. Купав­на, 6 июня 2013 г.).

Еще в древ­ние вре­ме­на нау­ка вра­че­ва­ния у гре­ков нахо­ди­лась на высо­ком уровне. При­чем, и меди­ци­на, и вра­чеб­ное искус­ство были тес­но свя­за­ны с рели­ги­ей, а лечеб­ные учре­жде­ния явля­лись свое­об­раз­ны­ми хра­ма­ми «богу вра­че­ва­ния» Аскле­пию. Гип­по­крат, осно­ва­тель науч­ной меди­ци­ны, пер­вым изу­чил и опи­сал симп­то­мы болез­ней и попы­тал­ся логи­че­ски объ­яс­нить их раз­ви­тие и лече­ние. Гип­по­крат и его после­до­ва­тель Гален — вели­кие умы древ­но­сти — повли­я­ли на все раз­ви­тие меди­ци­ны, зало­жи­ли ее осно­вы, раз­ра­бо­та­ли тер­ми­но­ло­гию, кото­рая исполь­зу­ет­ся до сих пор. Эту меди­ци­ну уна­сле­до­ва­ла Визан­тия, вполне оправ­дан­но счи­тая ее сво­им насле­ди­ем. Лечеб­ных заве­де­ний в нашем пони­ма­нии в древ­но­сти не суще­ство­ва­ло. Так назы­ва­е­мые «аскле­пии», ско­рее, пред­став­ля­ли из себя сана­то­рии рели­ги­оз­но­го тол­ка для состо­я­тель­ных граж­дан. Вра­чи были лишь прак­ти­ка­ми. В Древ­нем Риме были толь­ко, как бы сей­час ска­за­ли, реа­би­ли­та­ци­он­ные цен­тры для ране­ных и боль­ных вои­нов и рабов. Таким обра­зом, древ­ние лечеб­ни­цы не мог­ли стать при­ме­ром для Византии.

С объ­яв­ле­ни­ем хри­сти­ан­ства госу­дар­ствен­ной рели­ги­ей рез­ко изме­ня­ет­ся взгляд на всю систе­му лече­ния, ухо­да за боль­ны­ми и вооб­ще вос­при­я­тие страж­ду­ще­го чело­ве­ка. Цер­ковь зани­ма­ет­ся дела­ми мило­сер­дия. Мест­ные епар­хии орга­ни­зу­ют под сво­им пат­ро­на­жем меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние боль­ных, в осо­бен­но­сти, неиму­щих граж­дан. На пер­вом Все­лен­ском Собо­ре в Никее были при­ня­ты реше­ния, обя­зы­ва­ю­щие архи­ере­ев лич­но кури­ро­вать систе­му ока­за­ния меди­цин­ской помо­щи неиму­щим граж­да­нам. Инте­рес­но, что импе­ра­тор Иули­ан, кото­рый в 330–336 гг. пытал­ся воз­ро­дить язы­че­ство, писал сво­е­му зна­ме­ни­то­му дру­гу вра­чу Ори­ва­сию: «Нам не меша­ло бы тоже про­яв­лять забо­ту о сла­бых и немощ­ных так, как это дела­ют хри­сти­ане». Эти сло­ва так и оста­лись на бумаге.

Так назы­ва­е­мая соци­аль­ная дея­тель­ность в Визан­тии лежа­ла цели­ком и пол­но­стью на Церк­ви и мона­сты­рях, и лишь мно­го поз­же к этой рабо­те под­клю­чи­лось госу­дар­ство и част­ные лица. Филан­тро­пи­че­ская дея­тель­ность глав­ной сво­ей целью име­ла, преж­де все­го, ока­за­ние помо­щи боля­щим и неиму­щим и вооб­ще всем тем, кто в силу каких-то обсто­я­тельств не мог сам себя содер­жать. Вооб­ще в Визан­тии Цер­ковь пони­ма­ла мило­сер­дие, преж­де все­го, как духов­ную обя­зан­ность хри­сти­ан, а госу­дар­ство име­ло при­ме­ры отно­ше­ния к этим вопро­сам еще с элли­ни­сти­че­ско­го времени.

В боль­ших горо­дах и при круп­ных мона­сты­рях начи­на­ют стро­ить­ся так назы­ва­е­мые «ксе­но­ны», или гости­ни­цы для про­жи­ва­ния мало­обес­пе­чен­ных граж­дан, кото­рым было необ­хо­ди­мо лече­ние. Кро­ме того, в каж­дом мона­сты­ре нахо­ди­ли при­ют и уход бед­ные или боля­щие палом­ни­ки. Во всех горо­дах были учре­жде­ния, зани­мав­ши­е­ся исклю­чи­тель­но ока­за­ни­ем меди­цин­ской помо­щи боль­ным людям. При­чем меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние про­во­ди­лось неза­ви­си­мо от про­фес­сии, соци­аль­но­го поло­же­ния, наци­о­наль­но­сти и пола боль­но­го: абсо­лют­но во всех филан­тро­пи­че­ских учре­жде­ни­ях Визан­тии абсо­лют­но все мог­ли лечить­ся либо совсем бес­плат­но, либо за очень уме­рен­ную плату.

Раз­мер опла­ты зави­сел от серьез­но­сти забо­ле­ва­ния и дли­тель­но­сти лече­ния. Сум­ма опла­ты про­пи­сы­ва­лась в уста­ве того или ино­го учре­жде­ния, в кото­рое попа­дал боль­ной. Вот в таких, как бы мы ска­за­ли, образ­цо­вых боль­ни­цах, лечи­ла офи­ци­аль­ная, госу­дар­ствен­ная меди­ци­на. Сво­ей осно­вой она име­ла древ­нюю гре­ко-рим­скую прак­ти­ку и меди­цин­ские тра­ди­ции. Такие вра­чи, как Ори­ва­сий, Аэтий, Павел Эги­нит, да и сам свя­той Кеса­рий­ский епи­скоп Васи­лий, Сте­фа­ний Афин­ский и дру­гие, есте­ствен­но, не огра­ни­чи­ва­лись в сво­ей дея­тель­но­сти лишь тра­ди­ци­он­ны­ми древни­ми мето­ди­ка­ми тера­пии, они внед­ря­ли свои, новые идеи и под­хо­ды, повли­яв­шие впо­след­ствии на раз­ви­тие всей медицины.

Труд­но пере­оце­нить и лич­ный вклад импе­ра­то­ров Визан­тии, чле­нов их семей в осу­ществ­ле­нии поли­ти­ки госу­дар­ства в обла­сти здра­во­охра­не­ния. Лич­ные пожерт­во­ва­ния импе­ра­то­ров уже со вре­мен прав­ле­ния Кон­стан­ти­на Вели­ко­го посту­па­ли в самые раз­ные меди­цин­ские учре­жде­ния. И это тоже знак ново­го взгля­да госу­дар­ства на вопро­сы здравоохранения.

Жен­щи­ны из импе­ра­тор­ских семей неред­ко при­ни­ма­ли лич­ное уча­стие в ухо­де за боль­ны­ми, забо­ти­лись об улуч­ше­нии усло­вий лече­ния. Напри­мер, Пла­кил­ла, супру­га импе­ра­то­ра Фео­до­сия I, сама засти­ла­ла боль­нич­ные кой­ки и сни­ма­ла про­бу во вре­мя при­го­тов­ле­ния пищи боль­ным, сама кор­ми­ла лежа­чих и даже мыла кастрюли на боль­нич­ных кух­нях. Она вооб­ще жела­ла выпол­нять те обя­зан­но­сти, кото­рые лежа­ли на обслу­жи­ва­ю­щем пер­со­на­ле низ­ше­го зве­на. С нее бра­ли при­мер и дру­гие вели­ко­свет­ские при­двор­ные дамы.

Подоб­но­го рода слу­же­ние, имев­шее место в IV веке, было харак­тер­но и для дру­гих, более позд­них пери­о­дов суще­ство­ва­ния Визан­тии. В лето­пи­сях мы встре­ча­ем опи­са­ние дея­ний мило­сер­дия импе­ра­триц Ири­ны, Евдо­кии, Фео­до­ры, прин­цесс, фрей­лин дво­ра. Похваль­ные дела мило­сер­дия и пожерт­во­ва­ния чле­нов импе­ра­тор­ских фами­лий созда­ва­ли пре­це­дент и испод­воль спо­соб­ство­ва­ли раз­ви­тию соци­аль­ной дея­тель­но­сти Церк­ви. О том, сколь широ­кий раз­мах эта рабо­та при­об­ре­ла в Визан­тии, мож­но судить по тому фак­ту, что пра­во на меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние име­ли все без исклю­че­ния граж­дане, а не пред­ста­ви­те­ли отдель­ных сло­ев, как это было в древ­нем мире. Суще­ство­вал реестр всех лечеб­ных и филан­тро­пи­че­ских заве­де­ний, где послед­ние дели­лись по кате­го­ри­ям: дет­ские боль­ни­цы, дома сирот, дома пре­ста­ре­лых, боль­ни­цы для неиму­щих, боль­ни­цы для ино­го­род­них, про­фи­лак­то­рии и т.д. Такие назва­ния начи­на­ют вхо­дить в тогдаш­нее упо­треб­ле­ние. Мож­но ска­зать, что все лечеб­ные учре­жде­ния госу­дар­ства того вре­ме­ни были цен­тра­ми, где людям не толь­ко предо­став­ля­ли меди­цин­ские услу­ги, но и обес­пе­чи­ва­ли пита­ни­ем и одеж­дой. В слу­чае неиз­ле­чи­мых болез­ней боль­ни­цы слу­жи­ли местом дол­го­вре­мен­но­го пре­бы­ва­ния (напри­мер, лепрозории).

Обыч­ное лече­ние граж­дан про­хо­ди­ло в дру­гих учреждениях.

И еще один новый момент: жен­щи­ны рабо­та­ли в меди­цине на рав­ных пра­вах с муж­чи­на­ми. Суще­ство­вал в Визан­тии так назы­ва­е­мый инсти­тут диа­ко­нис. На них воз­ла­гал­ся уход за боль­ны­ми. В основ­ном, это были мона­хи­ни. При­чем, жен­щи­ны рабо­та­ли не толь­ко мед­сест­ра­ми, аку­шер­ка­ми, но и вра­ча­ми (напри­мер, гинекологами).

На Запа­де зна­ком­ство с визан­тий­ской систе­мой здра­во­охра­не­ния нача­лось с «Васи­ли­ды» — дети­ща свт. Васи­лия Вели­ко­го, епи­ско­па Кеса­рий­ско­го, создав­ше­го этот меди­цин­ский ком­плекс в 370 г. Он назы­вал­ся «При­бе­жи­ще» и вклю­чал в себя гости­ни­цу для неиму­щих ино­го­род­них, дом пре­ста­ре­лых, леп­ро­зо­рий для про­ка­жен­ных, при­ют для бед­ных и дру­гие под­раз­де­ле­ния. Отдель­но суще­ство­ва­ли инфек­ци­он­ные кор­пу­са. При­чем, Васи­лий Вели­кий сам отби­рал для рабо­ты в «Васи­ли­де» вра­чей и осталь­ной мед­пер­со­нал. Здесь было про­ду­ма­но даже то, что­бы люди во вре­мя дли­тель­но­го пре­бы­ва­ния в боль­ни­це осво­и­ли какую-нибудь про­фес­сию, ремес­ло. Это как служ­бы соци­аль­ной реа­би­ли­та­ции и профори­ен­та­ции. Сам свя­ти­тель имел мир­скую про­фес­сию вра­ча и при­ла­гал уси­лия для ока­за­ния пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи боль­ным, осо­бен­но про­ка­жен­ным. За ними он уха­жи­вал сам, пока­зы­вая при­мер дру­гим. Он напря­мую общал­ся с про­ка­жен­ны­ми, обни­мал их и даже, уте­шая, целовал.

Несколь­ко лет спу­стя друг Васи­лия Вели­ко­го прп. Ефрем Сирин в 373 г., во вре­мя голо­да в горо­де Эдесс в Сирии, созда­ет про­фи­лак­то­рий на 300 коек в одном из город­ских зда­ний. Поз­же, при епи­ско­пе Рав­ву­ле, это зда­ние пере­стро­и­ли под боль­ни­цу, кото­рую обслу­жи­ва­ли мона­хи. Отдель­но постро­и­ли лепрозорий.

В IV в. свт. Иоанн Зла­то­уст созда­ет подоб­ное учре­жде­ние в Кон­стан­ти­но­по­ле, направ­ляя туда на рабо­ту свя­щен­но­слу­жи­те­лей, вра­чей, пова­ров и обслу­жи­ва­ю­щий пер­со­нал. Это были пер­вые учре­жде­ния, кото­рые полу­чи­ли назва­ние «боль­ни­ца». Боль­ни­ца­ми рань­ше назы­ва­ли лечеб­ни­цы на тер­ри­то­рии мона­сты­рей, где уха­жи­ва­ли за боль­ны­ми, а поз­же это назва­ние закре­пи­лось за неза­ви­си­мы­ми ком­плек­са­ми, кото­рые рабо­та­ли под эги­дой Церк­ви. Назва­ние «При­бе­жи­ще» сохра­ни­лось толь­ко у одной — боль­ни­цы свя­той Ана­ста­сии в Кон­стан­ти­но­по­ле. Это един­ствен­ная пси­хи­ат­ри­че­ская боль­ни­ца, о кото­рой упо­ми­на­ют источ­ни­ки. Вооб­ще у нас мало све­де­ний о лече­нии пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ний в тот пери­од. Но то, что суще­ство­вал центр лече­ния душев­но­боль­ных, уже само по себе зна­ме­на­тель­но. А по ини­ци­а­ти­ве свя­то­го Иоан­на Мило­сти­во­го, пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го, было постро­е­но семь родиль­ных домов в его епархиях.

Из лето­пи­сей мы узна­ем, что в VI–VII вв. боль­ни­цы уже име­ют дру­гое назва­ние — «ксе­но­ны» — пан­си­о­на­ты для про­жи­ва­ния и лече­ния. Там же мы встре­ча­ем крайне нега­тив­ную оцен­ку дея­тель­но­сти част­ных вра­чей. Ско­рее все­го, это было свя­за­но с чрез­мер­но высо­кой пла­той, кото­рую бра­ли за свои услу­ги част­ные лекари.

В наро­де пре­кло­ня­лись перед свя­ты­ми цели­те­ля­ми и вра­ча­ми, тру­див­ши­ми­ся, не взи­мая пла­ты. Таких людей назы­ва­ли бес­среб­ре­ни­ка­ми. Это Кось­ма и Дами­ан, свя­той цели­тель Пан­те­ле­и­мон. Они муче­ни­че­ски закон­чи­ли свою жизнь в пери­од, доволь­но близ­кий по вре­ме­ни к Визан­тии — в III веке. Имен­но к пред­ста­тель­ству этих свя­тых обра­ща­лись верующие.

В ран­не­ви­зан­тий­ский пери­од вся ответ­ствен­ность за лечеб­ный про­цесс в боль­ни­цах лежа­ла на глав­ном вра­че. У глав­вра­ча были помощ­ни­ки — заве­ду­ю­щие и адми­ни­стра­то­ры. Свое­об­раз­ны­ми управ­ля­ю­щи­ми в пан­си­о­на­тах обыч­но были пред­ста­ви­те­ли духо­вен­ства. Они назна­ча­лись на свою долж­ность, как пра­ви­ло, учре­ди­те­лем того или ино­го меди­цин­ско­го учре­жде­ния, а ино­гда и ука­зом само­го Импе­ра­то­ра. Чаще все­го, одна­ко, их назна­чал мест­ный архи­ерей (такая прак­ти­ка суще­ство­ва­ла уже в III в.).

Поз­же долж­ность управ­ля­ю­ще­го пан­си­о­ном ста­ла столь пре­стиж­ной, что ее зани­ма­ли уже люди, сто­я­щие на доволь­но высо­ких сту­пе­нях иерар­хи­че­ской лест­ни­цы. В IX веке управ­ля­ю­щие боль­нич­ны­ми пан­си­о­на­ми ста­ли полу­чать титул «спа­фа­рия» (то есть состо­я­ще­го в лич­ной гвар­дии Императора).

Упо­мя­нем еще одно извест­ное меди­цин­ское учре­жде­ние того вре­ме­ни — Пан­си­он Сам­со­на (V — нача­ло VI в.). Пан­си­он рас­по­ла­гал­ся близ хра­ма Свя­той Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской. Устро­и­те­лем и стро­и­те­лем этой боль­ни­цы был некий врач Сам­сон. Он бес­плат­но лечил людей и свой лич­ный дом пере­стро­ил под лечеб­ни­цу. Имен­но Сам­сон изле­чил от серьез­ной болез­ни импе­ра­то­ра Иусти­ни­а­на, кото­рый в знак бла­го­дар­но­сти постро­ил новое зда­ние для боль­ни­цы и выде­лил боль­шие сред­ства на ее содер­жа­ние. Гово­ря совре­мен­ным язы­ком, част­ная ини­ци­а­ти­ва сни­зу полу­чи­ла госу­дар­ствен­ное (импе­ра­тор­ское) финан­си­ро­ва­ние свер­ху. После смер­ти Сам­со­на управ­ля­ю­щих в эту боль­ни­цу назна­ча­ла Пат­ри­ар­хия, и каж­дый год (вплоть до Х века) слу­жи­лась Боже­ствен­ная литур­гия в его память.Когда во вре­мя бес­по­ряд­ков в Кон­стан­ти­но­по­ле в 532 г. боль­ни­ца сго­ре­ла, ее вновь отстро­и­ли на сред­ства каз­ны. Сам Импе­ра­тор назна­чал сред­ства на финан­си­ро­ва­ние боль­ни­цы. И все­гда после оче­ред­ных ката­клиз­мов зда­ние вос­ста­нав­ли­ва­лось из бюд­жет­ных средств. По такой же систе­ме рабо­та­ли дру­гие извест­ные боль­ни­цы — име­ни свя­той Ири­ны в окрест­но­стях Кон­стан­ти­но­по­ля, Эвуль­ская лечеб­ни­ца и дру­гие. Управ­ля­ю­щие эти­ми боль­ни­ца­ми все­гда при­сут­ство­ва­ли в каче­стве почет­ных гостей на всех импе­ра­тор­ских торжествах.

В визан­тий­ских боль­ни­цах начи­ная с VII в. рабо­та­ли в основ­ном хирур­ги, офталь­мо­ло­ги, гине­ко­ло­ги, аку­ше­ры-гине­ко­ло­ги, вра­чи дру­гих спе­ци­аль­но­стей и мно­го­чис­лен­ный мед­пер­со­нал. От века к веку совер­шен­ство­ва­лась систе­ма здра­во­охра­не­ния. После войн с ара­ба­ми и внут­рен­них нестро­е­ний X–XI вв. меди­цин­ские про­фес­сии при­об­ре­та­ют очень высо­кий статус.

В XII в. госу­дар­ствен­ные боль­ни­цы ста­но­вят­ся местом ока­за­ния мед­по­мо­щи на посто­ян­ной осно­ве для всех граж­дан. Были и при­двор­ные вра­чи. Напри­мер, когда импе­ра­тор Алек­сий Ком­нин забо­лел, при­двор­ный врач Иоанн орга­ни­зо­вы­вал транс­пор­ти­ров­ку боль­но­го из двор­ца в Ман­ган, рай­он Кон­стан­ти­но­по­ля, где нахо­ди­лась больница.

Имя Импе­ра­то­ра Иоан­на Ком­ни­на II свя­за­но с исто­ри­ей одно­го из самых извест­ных лечеб­ных заве­де­ний Визан­тии. В 1136 г. Иоанн и его супру­га Ири­на осно­ва­ли в Кон­стан­ти­но­по­ле мона­стырь «Спас Все­дер­жи­тель», в ком­плекс кото­ро­го вхо­ди­ла и боль­ни­ца, став­шая круп­ным меди­цин­ским цен­тром того вре­ме­ни. Мы узна­ем о систе­ме ее рабо­ты (а это XII век) из мона­стыр­ско­го уста­ва. Мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что это было наи­бо­лее уни­вер­саль­ное меди­цин­ское заве­де­ние Сред­не­ве­ко­вья. Кти­тор, или учре­ди­тель боль­ни­цы Импе­ра­тор Иоанн II постро­ил ком­плекс зда­ний, вклю­чав­ший соб­ствен­но мона­стыр­ские построй­ки, семей­ную усы­паль­ни­цу Импе­ра­то­ра, дом пре­ста­ре­лых, леп­ро­зо­рий и соб­ствен­но боль­ни­цу. По утвер­жден­но­му уста­ву, филан­тро­пи­че­ские учре­жде­ния долж­ны были рабо­тать под кон­тро­лем сове­та во гла­ве с игу­ме­ном. Все рас­хо­ды покры­ва­лись от про­цен­тов началь­но­го капи­та­ла. Боль­ни­ца «Спас Все­дер­жи­тель» была неза­ви­си­мой от импе­ра­тор­ско­го финан­си­ро­ва­ния и рабо­та­ла как финан­со­во авто­ном­ная еди­ни­ца с соблю­де­ни­ем всех соот­вет­ству­ю­щих зако­нов XII столетия.

Импе­ра­тор Иоанн неод­но­крат­но упо­ми­нал, что создан­ный им мона­стырь — это дань бла­го­дар­но­сти Богу за помощь в реше­нии внут­рен­них и внеш­них про­блем Импе­рии. Монарх посчи­тал луч­шей бла­го­дар­но­стью Богу тво­рить дела мило­сер­дия — стро­ить бога­дель­ни, леп­ро­зо­рии, боль­ни­цы. За его веру ему будут про­ще­ны мно­гие грехи.

Устав мона­сты­ря и всех рас­по­ло­жен­ных на его тер­ри­то­рии меди­цин­ских учре­жде­ний был напи­сан самим импе­ра­то­ром. Устав слу­жит пре­крас­ной иллю­стра­ци­ей систе­мы рабо­ты боль­ниц в Византии.

В то вре­мя уже име­лись спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные отде­ле­ния, суще­ство­ва­ло штат­ное рас­пи­са­ние сотруд­ни­ков. Зна­ко­мясь с Уста­вом мона­сты­ря «Спас Все­дер­жи­тель», мы можем кон­крет­но пред­ста­вить всю систе­му рабо­ты боль­ни­цы в 1136 году. Чита­ем, что в ксе­ноне было 5 залов по 50 коек, отде­ле­ния хирур­гии, офталь­мо­ло­гии, гастро­эн­те­ро­ло­гии, гине­ко­ло­гии (по 12 коек в пала­те) и два отде­ле­ния — про­чие болезни.

Для экс­трен­ных слу­ча­ев преду­смат­ри­ва­лось по одно­му кой­ко-месту на отде­ле­ние и 6 спе­ци­аль­но устро­ен­ных для тяже­лых лежа­чих боль­ных. Что из себя пред­став­ля­ло «кой­ко-место»? — Кро­вать с плот­ной соло­мен­ной под­стил­кой и мат­ра­сом, три оде­я­ла — так назы­ва­е­мые «иос­ни­кии», свя­зан­ные из козьей шер­сти. Зимой в боль­ни­це рабо­та­ли обо­гре­ва­те­ли. Два обще­ствен­ных туа­ле­та. Функ­ци­о­ни­ро­ва­ла ван­ная ком­на­та, кото­рой мож­но было поль­зо­вать­ся столь­ко раз в неде­лю, сколь­ко врач счи­тал нуж­ным, исхо­дя из харак­те­ра забо­ле­ва­ния. В Уста­ве про­пи­сы­ва­лось все необ­хо­ди­мое для содер­жа­ния в поряд­ке и чисто­те всех поме­ще­ний и служб. В обя­зан­но­сти пер­со­на­ла боль­ни­цы вхо­ди­ло обес­пе­че­ние неиму­щих боль­ных или тяже­ло­боль­ных новой одеж­дой в тече­ние все­го пери­о­да их лече­ния. Лич­ная одеж­да каж­до­го боль­но­го при поступ­ле­нии изы­ма­лась, сти­ра­лась и гла­ди­лась. Боль­ной заби­рал свою одеж­ду по выпис­ке из боль­ни­цы. Толь­ко неиму­щие граж­дане мог­ли оста­вить себе и забрать после выпис­ки казен­ную одеж­ду. Инте­рес­но заме­тить, что вся одеж­да, все мат­ра­сы, оде­я­ла и подуш­ки еже­год­но заме­ня­лись на новые. Из все­го иму­ще­ства, кото­рое заме­ня­лось, часть, сохра­нив­ша­я­ся в хоро­шем состо­я­нии, исполь­зо­ва­лась, но боль­шая часть раз­да­ва­лась бед­ным граж­да­нам горо­да в пользование.

В боль­ни­це рабо­та­ла апте­ка, были и спе­ци­аль­ные поме­ще­ния для мед­пер­со­на­ла. Здесь рабо­та­ли люди самых раз­ных про­фес­сий: фар­ма­цев­ты, пова­ра, сани­та­ры, сто­ро­жа. Два вра­ча руко­во­ди­ли науч­ной рабо­той боль­ни­цы по меся­цу каж­дый. Они же кон­тро­ли­ро­ва­ли пра­виль­ность диа­гно­зов и сле­ди­ли за пра­виль­но­стью тера­пии. Вра­чи и их асси­стен­ты закреп­ля­лись за пала­та­ми боль­ни­цы. На каж­дое муж­ское отде­ле­ние преду­смат­ри­ва­лось два допол­ни­тель­ных вра­ча, три основ­ных спе­ци­а­ли­ста-асси­стен­та, два запас­ных асси­стен­та и два медбрата.

В жен­ских пала­тах рабо­та­ли три вра­ча (2 муж­чи­ны и 1 жен­щи­на), 4 спе­ци­а­ли­ста-асси­стен­та (жен­щи­ны), 2 асси­стен­та (жен­щи­ны) и две мед­сест­ры. Рабо­та­ли еще 4 вра­ча (2 тера­пев­та и 2 хирур­га) в при­ем­ном отде­ле­нии. Здесь рабо­та­ли 4 основ­ных спе­ци­а­ли­ста-асси­стен­та и столь­ко же помощ­ни­ков. В тече­ние одно­го меся­ца один из двух глав­ных вра­чей дол­жен был каж­дый день осмат­ри­вать боль­ных, сле­дить за ходом лече­ния и кор­рек­ти­ро­вать ошиб­ки, если тако­вые были. В обя­зан­но­сти вра­ча вхо­ди­ло так­же сле­дить за каче­ством хле­ба и еже­днев­но­го раци­о­на пита­ния боль­ных. При поступ­ле­нии тяже­ло­боль­но­го дежур­ный врач дол­жен был под­го­то­вить подроб­ный отчет заве­ду­ю­ще­му о состо­я­нии боль­но­го. По рас­по­ря­же­нию заве­ду­ю­ще­го назна­чал­ся леча­щий врач, на кото­ром лежа­ла ответ­ствен­ность за лечение.

Устав опре­де­лял и опла­ту всем кате­го­ри­ям слу­жа­щих. Опла­та была здесь несколь­ко выше сред­ней. Заве­ду­ю­щие отде­ле­ни­ем были раз­де­ле­ны на две груп­пы и каж­дый месяц меня­лись. Надо ска­зать, что толь­ко им поз­во­ля­лось зани­мать­ся част­ной прак­ти­кой в сво­бод­ное от рабо­ты в боль­ни­це вре­мя. Это был для них допол­ни­тель­ный зара­бо­ток. К этим вра­чам обра­ща­лись, пото­му что они рабо­та­ли в извест­ной боль­ни­це. И наобо­рот, стро­го запре­ще­но было леча­щим вра­чам в пери­од их рабо­ты в мона­стыр­ской боль­ни­це зани­мать­ся любым видом част­ной прак­ти­ки, даже если это каса­лось само­го Импе­ра­то­ра. Вооб­ще, вра­чам запре­ща­лось зани­мать­ся част­ной прак­ти­кой вне стен боль­ни­цы в пери­од их работы.

Поми­мо заве­ду­ю­щих непо­сред­ствен­но в пала­тах вме­сте с вра­ча­ми тру­дил­ся, как бы сей­час ска­за­ли, науч­ный руко­во­ди­тель. В его обя­зан­но­сти вхо­ди­ло обу­че­ние моло­дых вра­чей вра­чеб­но­му искус­ству. За свою рабо­ту он, есте­ствен­но, полу­чал день­ги, пита­ние и т.д. Воз­глав­лял боль­ни­цу «носо­ком» — долж­ность вро­де сего­дняш­не­го управ­ля­ю­ще­го. Поз­же эта долж­ность назы­ва­лась «ксе­но­дох» — комен­дант. Этот адми­ни­стра­тор вме­сте с глав­ным вра­чом зани­мал­ся обес­пе­че­ни­ем поста­вок все­го необ­хо­ди­мо­го для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния больницы.

В боль­ни­це рабо­та­ли четы­ре фар­ма­цев­та (один глав­ный и три рядо­вых), при них рабо­та­ли еще два помощ­ни­ка. Суще­ство­ва­ли долж­но­сти боль­нич­но­го сто­ро­жа, было пять пра­чек, один чело­век отве­чал за посто­ян­ную пода­чу горя­чей воды, рабо­та­ли 2 пова­ра, 2 булоч­ни­ка, мель­ник и конюх. Конюх забо­тил­ся о лоша­дях вра­чей и помо­гал на мель­ни­це. Был свой при­врат­ник и снаб­же­нец. За боль­ни­цей было закреп­ле­но 3 свя­щен­ни­ка: два иерея испо­ве­до­ва­ли тяже­ло­боль­ных и уми­ра­ю­щих, один совер­шал отпе­ва­ния. Кро­ме свя­щен­ни­ков был чтец цер­ков­ных тек­стов и 4 гро­бо­ко­па­те­ля. И самая послед­няя долж­ность в боль­ни­це — убор­щик отхо­жих мест.

Мона­стыр­ский устав опре­де­лял даже раци­он пита­ния для каж­до­го боль­но­го, денеж­ное посо­бие, кото­рое боль­ной дол­жен был полу­чить, а так­же раци­он пита­ния слу­жа­щих, мед­бра­тьев, помощ­ни­ков и пр. Стро­го сле­ди­ли за лич­ной гиги­е­ной боль­ных — ответ­ствен­ность за это лежа­ла на пер­со­на­ле. Боль­ных надо было обес­пе­чить всем необ­хо­ди­мым: тазы, поло­тен­ца и т.д. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось чисто­те посу­ды в пищеблоках.

Управ­ля­ю­щий и глав­врач, поми­мо денег, полу­ча­ли про­дук­ты и все необ­хо­ди­мое для обес­пе­че­ния дея­тель­но­сти боль­ни­цы. Все работ­ни­ки боль­ни­цы полу­ча­ли зар­пла­ту соглас­но долж­но­сти и в соот­вет­ствии с уста­нов­лен­ной в уста­ве сум­мой вознаграждения.

Зна­ко­мясь с уста­вом боль­ни­цы «Спас Все­дер­жи­тель», мы можем судить о чет­кой орга­ни­за­ции рабо­ты боль­нич­но­го ком­плек­са. Что же каса­ет­ся резуль­та­тов про­ве­ден­но­го лече­ния, то фик­си­ро­ва­лись и слу­чаи чудес­ных исце­ле­ний после молеб­нов к свя­тым. В целом исполь­зо­ва­лись самые раз­ные мето­ды лече­ния, осно­ван­ные на науч­ных дости­же­ни­ях меди­ци­ны того времени.

Тра­ди­ции меди­цин­ско­го и боль­нич­но­го дела, зало­жен­ные при импе­ра­то­рах дина­стии Ком­ни­нов, были успеш­но про­дол­же­ны во вре­мя прав­ле­ния дина­стии Палео­ло­гов. Из исто­ри­че­ских сви­де­тельств, по резуль­та­там архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок, изу­чая печа­ти того вре­ме­ни, мы можем судить, что суще­ство­ва­ло более 50 таких боль­ниц. Нель­зя утвер­ждать, что все боль­ни­цы были на таком уровне, как боль­ни­ца при мона­сты­ре «Спас Все­дер­жи­тель», но с уве­рен­но­стью мож­но ска­зать, что визан­тий­ские боль­ни­цы рабо­та­ли по кон­крет­но­му пла­ну, и их дея­тель­ность стро­го кон­тро­ли­ро­ва­лась. Все дошед­шие до нас уста­вы мона­сты­рей дают нам впе­чат­ля­ю­щую кар­ти­ну орга­ни­за­ции боль­нич­но­го дела.

Изу­чая исто­рию визан­тий­ских боль­ниц, мы видим, что хри­сти­ан­ское мило­сер­дие и науч­ная меди­ци­на гар­мо­нич­но соче­та­лись. В сред­ние века про­фес­сия вра­ча была очень авто­ри­тет­ной и пре­стиж­ной. Воз­на­граж­де­ние за свой труд вра­чи полу­ча­ли либо непо­сред­ствен­но от паци­ен­тов, либо, если они рабо­та­ли в боль­ни­цах, — от госу­дар­ства, от общи­ны. Вра­чи полу­ча­ли воз­на­граж­де­ние как день­га­ми, так и про­дук­та­ми пита­ния. Они так­же мог­ли полу­чать воз­на­граж­де­ние от сво­их боль­ных, кото­рые носи­ли назва­ние «Ага­пы», то есть так назы­ва­е­мое под­но­ше­ние от люб­ви к док­то­ру. Раз­мер зар­пла­ты вра­чей регу­ли­ро­вал­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми пунк­та­ми в уста­вах или спе­ци­аль­ным ука­зом императора.

Хирур­ги в боль­ни­цах Визан­тии про­во­ди­ли чрез­вы­чай­но тон­кие и слож­ные опе­ра­ции. В Х в. хирур­ги Кон­стан­ти­но­по­ля сде­ла­ли попыт­ку раз­де­лить детей — сиам­ских близ­не­цов, кото­рых при­вез­ли из Арме­нии. Один из близ­не­цов умер, вра­чи ампу­ти­ро­ва­ли ту часть, кото­рая соеди­ня­ла близ­не­цов. Но через три дня умер и вто­рой мла­де­нец. В руко­пи­сях Иоан­на Ски­ли­цы сохра­ни­лась мини­а­тю­ра этой операции.В дру­гих пись­мен­ных сви­де­тель­ствах мы нахо­дим опи­са­ние спе­ци­аль­ных швов при лече­нии рас­ши­ре­ния вен (у Ори­ва­сия), опи­са­ние мето­дик лече­ния пахо­вой гры­жи, ката­рак­ты, сосу­ди­стой ане­вриз­мы, опи­са­ния тра­хео­то­мии (Павел Эги­нит), опи­са­ние флег­мо­ны и ее вли­я­ния на состо­я­ние чело­ве­ка (у Васи­лия Вели­ко­го). В руко­пи­сях мы нахо­дим опи­са­ние лече­ния неф­ри­та, голо­во­кру­же­ний, эпи­леп­сии, дру­гих болез­ней и, конеч­но же, мно­го дан­ных о все­воз­мож­ных фито­те­ра­пи­ях и лекар­ствен­ных растениях.

Ара­бы систе­ма­ти­че­ски пере­во­ди­ли с гре­че­ско­го на араб­ский, поми­мо все­го про­че­го, и трак­та­ты визан­тий­ских вра­чей, в основ­ном пере­во­ди­ли Ори­ва­сия и Пав­ла Эги­ни­та. Эти рабо­ты поз­же были пере­ве­де­ны на латин­ский язык и ста­ли основ­ным источ­ни­ком зна­ний для раз­ви­тия евро­пей­ской меди­ци­ны. Изда­ния пере­во­дов тру­дов визан­тий­ских вра­чей осу­ществ­ля­лись в Лейп­ци­ге, в Окс­фор­де и дру­гих науч­ных цен­трах Европы.

Каж­дый город Визан­тий­ской импе­рии нуж­дал­ся — сооб­раз­но с потреб­но­стя­ми сво­их жите­лей — в соот­вет­ству­ю­щих плат­ных учре­жде­ни­ях и вра­чах. При­чем, город осо­зна­вал всю важ­ность и нуж­ность про­фес­сии вра­ча, осо­зна­вал его соци­аль­ную зна­чи­мость. Пото­му вра­чей награж­да­ли и предо­став­ля­ли им все­воз­мож­ные привилегии.

Вме­сте с тем визан­тий­ское зако­но­да­тель­ство опре­де­ля­ло и уго­лов­ную ответ­ствен­ность вра­чей, как муж­чин, так и жен­щин. Нака­за­ния преду­смат­ри­ва­лись самые раз­ные. Все зави­се­ло от того ущер­ба здо­ро­вью, кото­рый был нане­сен паци­ен­ту, от соци­аль­но­го поло­же­ния постра­дав­ше­го боль­но­го и от ква­ли­фи­ка­ции вра­ча. Вина вра­ча опре­де­ля­лась судеб­ной меди­ци­ной. Нака­за­ния были самые раз­ные: от про­сто­го штра­фа до частич­ной или пол­ной кон­фис­ка­ции иму­ще­ства. При­ме­ня­лось и пуб­лич­ное осуж­де­ние амо­раль­но­го поступ­ка вра­ча. Это про­хо­ди­ло так: вра­ча води­ли по горо­ду, он дол­жен был дер­жать в руках емкость для сбо­ра мочи и под­вер­гать­ся все­об­ще­му осме­я­нию пуб­ли­ки. Еще один вид нака­за­ния — пожиз­нен­ные при­ну­ди­тель­ные рабо­ты на руд­ни­ках. В самых ред­ких слу­ча­ях вра­ча мог­ли при­го­во­рить к смер­ти — в этом слу­чае его зака­лы­ва­ли шпагой.

Зна­ко­мясь с орга­ни­за­ци­ей систе­мы здра­во­охра­не­ния в Визан­тии, мы видим мно­же­ство досто­инств и полу­ча­ем уни­каль­ный опыт. В Визан­тии систе­ма охра­ны здо­ро­вья насе­ле­ния впер­вые в исто­рии осно­вы­ва­лась на прин­ци­пе люб­ви к чело­ве­ку, она охва­ты­ва­ла абсо­лют­но все слои насе­ле­ния. Эту систе­му здра­во­охра­не­ния пона­ча­лу раз­ра­бо­та­ли Цер­ковь и мона­сты­ри. По суще­ству она опи­ра­лась на щед­рое финан­си­ро­ва­ние из гос­бюд­же­та, а так­же име­ла под­держ­ку госу­дар­ствен­ных лечеб­ных учре­жде­ний. Надо ска­зать, что жен­щи­ны поль­зо­ва­лись рав­ны­ми пра­ва­ми в меди­цине. Ины­ми сло­ва­ми, орга­ни­за­ция здра­во­охра­не­ния и его раз­ви­тие в тыся­че­лет­ней исто­рии Визан­тии пора­жа­ет нас, она во мно­го раз пре­вос­хо­ди­ла по сво­е­му уров­ню все, что суще­ство­ва­ло в этой обла­сти в дру­гих стра­нах. И еще, о чем сле­ду­ет ска­зать — пора­жа­ет лич­ный инте­рес импе­ра­то­ров и чле­нов их семей к состо­я­нию здра­во­охра­не­ния в стране.

Бла­го­че­сти­вый народ обра­щал­ся за молит­вен­ной помо­щью к свя­тым угод­ни­кам. Это, одна­ко, не меша­ло парал­лель­но раз­ви­вать меди­цин­скую нау­ку, спо­соб­ство­вать ее про­грес­су. Вра­чи, как мы уже ска­за­ли, име­ли очень высо­кое соци­аль­ное поло­же­ние в обще­стве, высо­кие зар­пла­ты. Но они, как мы видим, нес­ли и огром­ную ответ­ствен­ность, полу­ча­ли нака­за­ния, если вдруг нару­ша­ли клят­ву вра­ча или халат­но отно­си­лись к сво­им обязанностям.

Визан­тия — это уни­каль­ное явле­ние Сред­них веков. То, что дала Визан­тия чело­ве­че­ской исто­рии, невоз­мож­но пере­оце­нить. Визан­тия — это соче­та­ние, спле­те­ние пра­во­слав­ной хри­сти­ан­ской веры, древ­не­гре­че­ской куль­ту­ры и рим­ско­го пра­ва. Все эти три состав­ля­ю­щие не толь­ко были сохра­не­ны, но и пре­об­ра­зо­ва­ны, раз­ви­ты и в совер­шен­ном виде пере­да­ны тем, кто желал вос­при­нять этот опыт. За свою тыся­че­лет­нюю исто­рию Визан­тия стал­ки­ва­лась как с все­мир­ным при­зна­ни­ем и сла­вой, так и испы­та­ла на себе уни­чи­же­ние и непри­я­тие дру­гих народов.

В тече­ние деся­ти веков Визан­тия была, мож­но ска­зать, ков­че­гом чело­ве­че­ской куль­ту­ры. Она была уни­же­на и окле­ве­та­на вра­га­ми и была пре­да­на дру­зья­ми. Эта слав­ная импе­рия, как и Гос­подь наш, сми­ри­лась до кон­ца и в ито­ге при­ня­ла муче­ни­че­скую кон­чи­ну. Но осно­вы ее жиз­ни и ее цен­но­сти оста­ют­ся во веки живы­ми, и она гото­ва явить­ся, как Сам Гос­подь, всем тем, кто обра­ща­ет­ся и при­бли­жа­ет­ся к ней искренне, с любо­вью и без предубеждения.

Автор: Про­фес­сор хирур­гии Геор­гий Папагеоргиу

Пере­ве­ла с гре­че­ско­го Ната­лия Николау

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки