Можно ли вылечить от гомосексуализма? Отвечают священники

Можно ли вылечить от гомосексуализма? Отвечают священники

(3 голоса5.0 из 5)

В сети пуб­ли­ку­ют­ся пись­ма под­рост­ков, пре­сле­ду­е­мых роди­те­ля­ми и одно­класс­ни­ка­ми за гомо­сек­су­а­лизм. Мож­но ли выле­чить и выле­чить­ся от гомо­сек­су­а­лиз­ма – об этом Прав­мир спра­ши­ва­ет священников.

Протоиерей Алексей Уминский, духовник православной Свято-Владимирской гимназии:

Церкви надо искать новые слова в разговоре с гомосексуалистами

Про­бле­ма гомо­сек­су­а­лиз­ма не новая, ей мно­гие и мно­гие тыся­че­ле­тия. И рань­ше при­хо­ди­ли подоб­ные люди на испо­ведь, и при­хо­ди­лось в рам­ках свя­щен­ни­че­ства с ними рабо­тать, но оче­вид­но, что тогда гомо­сек­су­а­лизм вос­при­ни­мал­ся как неесте­ствен­ное и гре­хов­ное поведение.

Фото Анны Гальпериной

Фото Анны Гальпериной

Сего­дня с такой актив­ной соци­а­ли­за­ци­ей гомо­сек­су­а­лиз­ма у свя­щен­ни­ка появи­лась новая про­бле­ма. Ее надо зано­во осмыс­лять и искать новые воз­мож­но­сти для раз­го­во­ра с теми людь­ми, кото­рые не чув­ству­ют отно­ше­ния к себе как к греш­ни­кам, а ощу­ща­ют себя адек­ват­ны­ми сво­е­му состоянию.

И как эту про­бле­му решать сего­дня – доста­точ­но слож­ный вопрос, пото­му что здесь нуж­ны какие-то новые спо­со­бы раз­го­во­ра и серьез­ная помощь пси­хо­ло­гов и пси­хо­те­ра­пев­тов, свя­щен­ни­ков, кото­рые мог­ли бы вос­при­ни­мать эту про­бле­му в ее совре­мен­ном аспекте.

Оче­вид­но, что люди, о кото­рых идет речь, не могут не ощу­щать внут­рен­не­го дис­со­нан­са отно­си­тель­но сво­е­го выбо­ра, но с дру­гой сто­ро­ны, то обще­ствен­ное мне­ние, кото­рое сего­дня скла­ды­ва­ет­ся, обма­ны­ва­ет этих людей и застав­ля­ет их вся­че­ски себя утвер­ждать в том, что их образ жиз­ни, пове­де­ния и отно­ше­ния к сво­ей неадек­ват­но­сти – это такая осо­бен­ная нор­ма, и люди не толь­ко не долж­ны ей угро­жать, а и вся­че­ски ее поддерживать.

Вопрос совре­мен­но­го отно­ше­ния к гомо­сек­су­а­лиз­му – то, каким обра­зом сего­дня, оста­ва­ясь в рам­ках твер­до­го и чет­ко­го убеж­де­ния в том, что сам по себе гомо­сек­су­а­лизм явля­ет­ся ненор­маль­ным гре­хом, понять, каким обра­зом раз­го­ва­ри­вать с эти­ми людь­ми, кото­рые вовле­че­ны в эту соци­а­ли­за­цию и убеж­де­ны в обрат­ном, и как их при­ве­сти к покаянию.

Теперь что каса­ет­ся опи­сан­ной в пись­ме исто­рии. Понят­но, что когда пар­ня про­тив его воли поме­ща­ют в пси­хуш­ку, когда при­ме­ня­ют такие мето­ды оче­вид­но­го наси­лия, то этим не помо­га­ют, а наобо­рот – дети часто сле­та­ют с кату­шек имен­но от безыс­ход­но­сти. Какой здесь мож­но дать роди­те­лям совет? Преж­де чем что-то делать, надо поду­мать, само­му посо­ве­то­вать­ся с пси­хо­ло­гом, со спе­ци­а­ли­стом, кото­рый что-то пони­ма­ет в подоб­ных проблемах.

Лет десять назад мне была рас­ска­за­на одна исто­рия. Я гостил у сво­их дру­зей, далё­ких от церк­ви, но очень хоро­ших людей. Во всём их окру­же­нии меня пред­став­ля­ли имен­но как свя­щен­ни­ка, и мно­гие хоте­ли со мной как-то посоветоваться.

И вот я раз­го­ва­ри­вал с одним чело­ве­ком, а это был уже сфор­ми­ро­вав­ший­ся муж­чи­на лет 50 как мини­мум, такой еврей­ский хох­мач, люби­тель анек­до­тов, ино­гда не вполне при­стой­ных, ну и тема гомо­сек­су­а­лиз­ма тоже под­ни­ма­лась в каче­стве пред­ме­та шуток и изде­ва­тельств. Отно­ше­ние было явно как к чему-то ненор­маль­но­му, сло­во «педик» исполь­зо­ва­лось в крайне нега­тив­ном зна­че­нии, как ругательство.

И вот ока­за­лось, что его сын, моло­дой чело­век два­дца­ти с лиш­ним лет, объ­явил отцу о том, что он гей и у него есть друг, с кото­рым они уже несколь­ко лет вме­сте. Для отца это ста­ло таким уда­ром, что он чуть не пове­сил­ся, настоль­ко были силь­ны его пере­жи­ва­ния. Его лег­ко понять, ведь сын был гор­до­стью семьи: маль­чик окон­чил еврей­скую рели­ги­оз­ную шко­лу, и сей­час у него очень удач­но скла­ды­ва­ет­ся карье­ра, он рабо­та­ет финан­си­стом в бан­ке. И вот сей­час он живёт со сво­им другом-геем.

Этот муж­чи­на рас­ска­зы­вал: «Я не знаю, что мне делать, у меня оста­лось такое же отно­ше­ние к про­бле­ме, но это ведь мой сын! Я к нему при­шёл, перед ним изви­нил­ся за то, что я сна­ча­ла так себя повёл. Ну и мы сей­час обща­ем­ся, дру­жим, а я боль­ше ниче­го сей­час сде­лать не могу, толь­ко любить».

Он не зна­ет, что такое молить­ся, как-то ина­че искать отве­ты, у Бога, напри­мер. Но тем не менее чисто по–человечески этот муж­чи­на совер­шил огром­ный подвиг. Он не пере­стал любить сына.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, отец 12 детей и дед 31 внука:

Грешному человеку необходимо сострадание

Это тра­ге­дия для семьи, и для само­го маль­чи­ка, и для его роди­те­лей. Очень тяже­ло, когда кто-то из близ­ких болен тяже­лой, труд­но­ис­це­ля­е­мой болез­нью, не толь­ко физи­че­ской, но и нрав­ствен­ной, то есть совер­ша­ет грех. Но это грех не одной семьи, а след­ствие гре­хов­но­сти все­го обще­ства, кото­рая сооб­ща­ет­ся моло­дым, неокреп­шим душам.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Ильяшенко

Сей­час у нас созда­лась сре­да, кото­рая про­сто поощ­ря­ет любые откло­не­ния от нор­мы и при этом утвер­жда­ет, что всё допу­сти­мо, что чело­век сво­бо­ден, что нель­зя его огра­ни­чи­вать, и так далее. Мы живём в иска­жен­ной сре­де, в кото­рой неесте­ствен­ные про­яв­ле­ния каких-то тём­ных дви­же­ний чело­ве­че­ской души поощ­ря­ют­ся, защи­ща­ют­ся. А обви­ня­ют­ся, наобо­рот, те, кто как-то пыта­ют­ся бороть­ся с эти­ми ненор­маль­ны­ми проявлениями.

Совре­мен­ная нау­ка, кото­рая исхо­дит из мате­ри­а­ли­сти­че­ских пред­став­ле­ний, счи­та­ет, что с таки­ми про­яв­ле­ни­я­ми бороть­ся невоз­мож­но, а раз невоз­мож­но – объ­явить нор­мой. Дей­стви­тель­но, если нет надеж­ды на все­силь­ную помощь Божию, то грех невоз­мож­но побе­дить – это выше чело­ве­че­ских сил. А если на Бога упо­вать и наде­ять­ся твёр­до, то любой грех, любое откло­не­ние, любое иска­же­ние чело­ве­че­ской при­ро­ды мож­но испра­вить, исце­лить, и чело­век будет жить даль­ше счаст­ли­во и пол­но­цен­но, а не стра­дать от сво­ей гре­хов­но­сти и свя­зан­ной с этим неполноценности.

Быва­ют гре­хи обы­ден­ные, напри­мер, поссо­рил­ся, а потом поми­рил­ся, или оби­дел­ся, а потом про­стил. Но быва­ют гре­хи смерт­ные, кото­рые обре­ка­ют душу нерас­ка­яв­ше­го­ся греш­ни­ка на веч­ные муки. Эти муки настоль­ко страш­ны, что апо­стол Павел пре­ду­пре­жда­ет: «Не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ни­ки, ни идо­ло­слу­жи­те­ли, ни пре­лю­бо­деи, ни мала­кии, ни муже­лож­ни­ки, ни воры, ни лихо­им­цы, ни пья­ни­цы, ни зло­ре­чи­вые, ни хищ­ни­ки – Цар­ства Божия не насле­ду­ют» (Посла­ние к Корин­фя­нам 6:9,10).

Любой грех – это не нор­ма, а иска­же­ние чело­ве­че­ской при­ро­ды. Цер­ковь смот­рит на грех имен­но как на болезнь, кото­рая может быть исце­ле­на верой в Бога, пока­я­ни­ем и молит­вой. Это пони­ма­ние засви­де­тель­ство­ва­но тыся­че­лет­ним опы­том Церк­ви: «И таки­ми были неко­то­рые из вас; но омы­лись, но освя­ти­лись, но оправ­да­лись име­нем Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста и Духом Бога наше­го» (Посла­ние к Корин­фя­нам 6:9,12).

Нрав­ствен­ные болез­ни подоб­ны инфек­ци­он­ным забо­ле­ва­ни­ям – они зараз­ны. Но, в отли­чие от обыч­ных инфек­ций, они могут пере­да­вать­ся и вир­ту­аль­ным путем, и пере­нос­чи­ка­ми явля­ют­ся сред­ства мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций, в том чис­ле ТВ и Интер­нет, про­па­ган­ди­ру­ю­щие раз­врат, как норму.

Вре­ме­на повто­ря­ют­ся, в обще­стве царит рас­пу­щен­ность, подоб­но той кото­рая, име­ла место в язы­че­ской раз­вра­щен­ной Рим­ской Импе­рии, когда апо­сто­лы вышли на про­по­ведь: «Они заме­ни­ли исти­ну Божию ложью, и покло­ня­лись, и слу­жи­ли тва­ри вме­сто Твор­ца, Кото­рый бла­го­сло­вен во веки, аминь. Пото­му пре­дал их Бог постыд­ным стра­стям: жен­щи­ны их заме­ни­ли есте­ствен­ное упо­треб­ле­ние про­ти­во­есте­ствен­ным; подоб­но и муж­чи­ны, оста­вив есте­ствен­ное упо­треб­ле­ние жен­ско­го пола, раз­жи­га­лись похо­тью друг на дру­га, муж­чи­ны на муж­чи­нах делая срам и полу­чая в самих себе долж­ное воз­мез­дие за свое заблуж­де­ние». (Посла­ние к Рим­ля­нам 1:25,27).

Что­бы побе­дить такой грех (а Цер­ковь смот­рит на такие про­яв­ле­ния как на тяж­кий грех) нуж­но очень острое и яркое стрем­ле­ние изме­нить­ся. Но, если же ни у роди­те­лей, ни у ребён­ка нет пони­ма­ния, что гомо­сек­су­а­лизм – это недо­пу­сти­мо, то вряд ли с этим мож­но справиться.

Луч­шей про­фи­лак­ти­кой таких откло­не­ний явля­ют­ся чисто­та нра­вов, цело­муд­рие, воз­дер­жа­ние, супру­же­ская вер­ность. Бра­ки заклю­ча­ют­ся на небе­сах, поэто­му семья созда­ет­ся раз и навсе­гда. Это иде­ал, к кото­ро­му надо стремиться.

Греш­но­му чело­ве­ку, так­же как и боль­но­му, в первую оче­редь тре­бу­ет­ся состра­да­ние. Ему нуж­на помощь, доб­рое, лас­ко­вое сло­во, а не обли­че­ние, или уко­ры. Чело­ве­ка надо любить, но грех его ни в коем слу­чае при­ни­мать нель­зя. К гре­ху надо отно­сить­ся совер­шен­но бескомпромиссно.

Поэто­му, что­бы помочь чело­ве­ку испра­вить­ся, его надо поме­стить в какую-то духов­ную сре­ду, где подоб­ные гре­хи вос­при­ни­ма­ют­ся как нечто совер­шен­но невоз­мож­ное, недо­пу­сти­мое, про­ти­во­есте­ствен­ное, и где исклю­ча­ют­ся любые вред­ные кон­так­ты, в том чис­ле и вир­ту­аль­ные. Греш­ник подо­бен нар­ко­ма­ну, что­бы изба­вить­ся от нар­ко­ти­че­ской зави­си­мо­сти, ему надо пере­жить ломку.

Это, конеч­но, тяже­ло. В труд­ной борь­бе труд­но побеж­дать. Что­бы вый­ти побе­ди­те­лем необ­хо­ди­мо искрен­нее стрем­ле­ние побе­дить грех, тер­пе­ние, посто­ян­ство, муже­ство, а так­же вера, что для Гос­по­да нет ниче­го невозможного.

А если Гос­подь с нами, то кто про­тив нас?

Протоиерей Андрей Лоргус, психолог:

Обреченности нет!

Пер­вое, что надо ска­зать – в подав­ля­ю­щей части рас­про­стра­ня­е­мой лите­ра­ту­ры по дан­но­му вопро­су содер­жит­ся ложь о том, что гомо­сек­су­а­лизм – это врож­дён­ная пред­рас­по­ло­жен­ность, что это, так ска­зать, «при­ро­да». В осно­ве этой лжи лежит реше­ние, кото­рое при­ве­ло к исклю­че­нию в 1973 году гомо­сек­су­а­лиз­ма как лич­ност­ной пато­ло­гии из DSM (клас­си­фи­ка­ция пси­хи­че­ских рас­стройств Аме­ри­кан­ской пси­хи­ат­ри­че­ской ассоциации).

lorgus 458x600 - Можно ли вылечить от гомосексуализма? Отвечают священники

Это реше­ние под­креп­ля­лось недо­сто­вер­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, напри­мер, сен­са­ци­он­ны­ми заяв­ле­ни­я­ми ней­ро­фи­зио­ло­га и гей-акти­ви­ста Сай­мо­на Ле Вея в 1991 г. Заяв­ле­ния эти не были в тот момент про­ве­ре­ны ком­пе­тент­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, но до сих пор про­дол­жа­ют фигу­ри­ро­вать как обще­при­знан­ные, хотя и не под­твер­жда­ют­ся допол­ни­тель­ны­ми мно­го­чис­лен­ны­ми исследованиями.

На самом деле всё дале­ко не так, выбор сек­су­аль­но­го парт­нё­ра, гомо­сек­су­аль­но­го или гете­ро­сек­су­аль­но­го – это резуль­тат пси­хо-соци­аль­но­го науче­ния, исто­рии дет­ства и под­рост­ко­во­го возраста.

Во-вто­рых, надо понять, что это ника­кое не забо­ле­ва­ние, а лич­ност­ное иска­же­ние. Это не явля­ет­ся делом вра­чей, ведь по сути здесь нет ника­кой пси­хи­ат­ри­че­ской состав­ля­ю­щей. Ни нар­ко­лог, ни нев­ро­па­то­лог, ни пси­хи­атр здесь помочь ничем не могут, так как нет ника­ких кли­ни­че­ских симп­то­мов. Это – лич­ност­ное нару­ше­ние, кото­рое может иметь последствия.

Важ­но иметь в виду, что гомо­сек­су­а­лизм может выра­жать­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми. Так, есть люди с гомо­сек­су­аль­ны­ми наклон­но­стя­ми, и их про­бле­мы не меша­ют их ген­дер­ной само­иден­ти­фи­ка­ции, то есть при­зна­нию себя муж­чи­ной муж­чи­на­ми и жен­щи­ной – жен­щи­на­ми. Суще­ству­ют и люди с гомо­сек­су­аль­ны­ми наклон­но­стя­ми, кото­рые не прак­ти­ку­ют их, то есть не пере­во­дят своё вле­че­ние в область поступ­ков и не прак­ти­ку­ют сек­су­аль­ные отно­ше­ния с лица­ми сво­е­го пола.

Ну и, нако­нец, суще­ству­ют соб­ствен­но гомо­сек­су­а­ли­сты – и их очень неболь­шое чис­ло, – кото­рые не толь­ко име­ют гомо­сек­су­аль­ные наклон­но­сти, но и откры­то их реа­ли­зу­ют, дела­ют свой выбор и, по сути дела, воле­вым этим выбо­ром опре­де­ля­ют своё поведение.

При этом кто-то живёт откры­то, пред­по­чи­тая во всём сво­ём внеш­нем обли­ке, в одеж­де, в пове­де­нии, в обще­нии посту­пать соглас­но сво­ей этой новой сек­су­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции, а неко­то­рые не про­яв­ля­ют это, внешне оста­ва­ясь при­вер­жен­ны­ми сво­е­му полу, и свои гомо­сек­су­аль­ные наклон­но­сти реа­ли­зу­ют толь­ко непо­сред­ствен­но в сек­су­аль­ном поведении.

Очень важ­но пони­мать, что гомо­сек­су­а­ли­стов, имен­но реа­ли­зо­вав­ших свой выбор, на самом деле очень мало. Мы видим в обще­стве гомо­сек­су­аль­ную инфор­ма­ци­он­ную кам­па­нию, раз­ду­тую искус­ствен­но имен­но этим в пря­мом смыс­ле мень­шин­ством. Ска­жем, в про­цент­ном отно­ше­нии в нашем обще­стве гораз­до боль­ше людей, стра­да­ю­щих диа­бе­том или испы­ты­ва­ю­щих при­сту­пы клау­стро­фо­бии. Но ни одно из этих «мень­шинств» не ведёт настоль­ко актив­ную про­па­ган­ду и не пыта­ет­ся навя­зать обще­ству чуж­дые ему навы­ки, тра­ди­ции и фор­мы поведения.

Это знак наше­го вре­ме­ни, пото­му что гомо­сек­су­а­лизм суще­ству­ет очень дав­но, но нико­гда эта про­бле­ма не была цен­траль­ной куль­тур­но-эти­че­ской про­бле­мой. Ведь здесь про­цент­ное соот­но­ше­ние людей, реа­ли­зу­ю­щих гомо­сек­су­аль­ные наклон­но­сти, совер­шен­но не соот­вет­ству­ет тому мас­шта­бу дис­кус­сии, кото­рая ведет­ся в обще­стве – и преж­де все­го в СМИ.

В Рос­сии несколь­ко лет назад, в 2008 году, вышла кни­га двух аме­ри­кан­ских учё­ных-пси­хо­ло­гов гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния Джо­зе­фа и Лин­ды Эймс Нико­ло­си «Предот­вра­ще­ние гомо­сек­су­аль­но­сти». Эта кни­га подроб­но рас­ска­зы­ва­ет о гомо­сек­су­а­лиз­ме, и преж­де все­го таким роди­те­лям, кото­рые стал­ки­ва­ют­ся с подоб­ны­ми про­бле­ма­ми или боят­ся их воз­ник­но­ве­ния в семье, я реко­мен­дую эту книгу.

Несо­мнен­но, всё, что про­ис­хо­дит с ребён­ком, вза­и­мо­свя­за­но с его семьёй, поэто­му вли­я­ние семьи здесь, конеч­но, на пер­вом месте. При­чи­ны и усло­вия, при кото­рых в семье может вырас­ти гомо­сек­су­а­лист, пси­хо­ло­гам извест­ны. Это опре­де­лен­ное соче­та­ние пове­де­ния и харак­те­ров роди­те­лей, кото­рое может созда­вать для ребен­ка усло­вия для раз­ви­тия гомо­сек­су­аль­но­го пове­де­ния. Но это толь­ко условия.

Очень важ­но понять, что даже если эти усло­вия дей­стви­тель­но сошлись в семье опре­де­лен­ным обра­зом, это совер­шен­но не зна­чит, что ребе­нок обя­за­тель­но ста­нет испы­ты­вать гомо­сек­су­аль­ные наклонности.

Конеч­но, встре­ча­ет­ся на прак­ти­ке дей­стви­тель­но в край­ней сте­пе­ни иска­жен­ное пове­де­ние роди­те­лей. Напри­мер: хоте­ли маль­чи­ка, а роди­лась девоч­ка. И этой малень­кой девоч­ке поку­па­ли маль­чи­ко­вую одеж­ду, стриг­ли под маль­чи­ка, папа брал ее с собой в гараж, учил ее обра­щать­ся с гаеч­ным клю­чом и молот­ком… В общем, роди­те­лям очень хоте­лось маль­чи­ка, и они доса­до­ва­ли, что роди­лась девоч­ка. Вот и дела­ют из этой девоч­ки мальчика.

Есть и обрат­ный при­мер: оди­но­кая жен­щи­на хоте­ла детей, во что бы то ни ста­ло, каким-то обра­зом зача­ла и роди­ла сво­е­го маль­чи­ка и сде­ла­ла из него свою подруж­ку. В бук­валь­ном смыс­ле это­го сло­ва – с малых лет она вос­пи­ты­ва­ла его в каче­стве сво­ей подруж­ки. И, в общем, сын выбрал такую мане­ру вза­и­мо­дей­ствия с мате­рью, при кото­рой ему было бы удоб­но раз­ви­вать­ся как девочка.

Дети из лояль­но­сти на раз­ные подви­ги и чуде­са спо­соб­ны. Ника­кой био­ло­ги­че­ской, гор­мо­наль­ной, при­род­ной пред­рас­по­ло­жен­но­сти к это­му нет, и ее невоз­мож­но выявить. Но я еще раз дол­жен под­черк­нуть, что при всех усло­ви­ях, кото­рые обра­зо­ва­лись в семье, ребе­нок может, тем не менее, вырас­ти совер­шен­но дру­гим. И нет здесь ника­кой обре­чен­но­сти, и это важ­но понять.

Тем более что поло­вая само­иден­ти­фи­ка­ция завер­ша­ет­ся в ран­нем под­рост­ко­вом воз­расте, в кото­ром все очень пла­стич­но, то есть измен­чи­во, и у ребен­ка есть раз­ные воз­мож­но­сти раз­ви­вать­ся – либо по гомо­сек­су­аль­но­му, либо по гете­ро­сек­су­аль­но­му пути.

Поэто­му в конеч­ном ито­ге свой выбор под­ро­сток осу­ществ­ля­ет сам. Окон­ча­тель­ный пери­од само­иден­ти­фи­ка­ции совер­ша­ет­ся под­рост­ком само­сто­я­тель­но; более того, вли­я­ние роди­те­лей здесь уже минимально.

Очень часто, к сожа­ле­нию, маль­чи­ки-гомо­сек­су­а­ли­сты рас­ска­зы­ва­ют, что в ран­нем дет­стве они были совра­ще­ны кем-то из взрос­лых или более стар­ших детей. К сожа­ле­нию, это очень частый слу­чай – имен­но совра­ще­ние взрос­лы­ми или стар­ши­ми детьми. Это про­ис­хо­дит в закры­тых учеб­ных заве­де­ни­ях, спор­тив­ных организациях.

За рубе­жом это – кол­ле­джи и уни­вер­си­те­ты, где груп­пы маль­чи­ков и дево­чек живут отдель­но, закры­то и уеди­нен­но, так ска­зать, «варят­ся в соб­ствен­ном соку». Там очень часто про­ис­хо­дит пер­вое совра­ще­ние, кото­рое потом под­тал­ки­ва­ет чело­ве­ка к даль­ней­ше­му поис­ку подоб­ных отношений.

Что делать роди­те­лям? Когда они узна­ли, про­чи­та­ли все кни­ги, они могут обра­тить­ся к спе­ци­а­ли­сту-пси­хо­ло­гу для того, что­бы пре­одо­леть соб­ствен­ный шок и полу­чить неко­то­рое науче­ние о том, как они могут себя вести.

Это одно направ­ле­ние. Вто­рое направ­ле­ние – обра­тить­ся за помо­щью к церк­ви. Разу­ме­ет­ся, что цер­ковь может мно­гое сде­лать и для роди­те­лей, и для совра­щён­ных детей, и для детей, кото­рые испы­ты­ва­ют такие склон­но­сти. Но тут есть одна труд­ность: дети в под­рост­ко­вом воз­расте вооб­ще укло­ня­ют­ся от испо­ве­ди и укло­ня­ют­ся зача­стую имен­но пото­му, что испы­ты­ва­ют сек­су­аль­ные про­бле­мы и не хотят обсуж­дать их со свя­щен­ни­ка­ми, сты­дясь и боясь осуждения.

Это очень слож­ный пери­од, и во вре­мя него, конеч­но, нуж­ны спе­ци­аль­ные педа­го­ги, спе­ци­а­ли­сты по под­рост­ко­во­му воз­рас­ту, и, разу­ме­ет­ся, нуж­на осо­бая под­го­тов­ка свя­щен­ни­ков. Дале­ко не все свя­щен­ни­ки это умеют.

Я уже реко­мен­до­вал кни­гу Нико­ло­си; что ещё мож­но сде­лать роди­те­лям? Может ли ребё­нок вер­нуть­ся к сво­ей при­род­ной ори­ен­та­ции? Да, может. Но – здесь это очень важ­но пони­мать – может толь­ко на осно­ве соб­ствен­но­го жела­ния, толь­ко на осно­ве соб­ствен­но­го реше­ния. Дру­го­го пути нет. Извне изме­нить сек­су­аль­ную ори­ен­та­цию чело­ве­ка невозможно.

Это – внут­рен­няя жизнь и толь­ко внут­рен­няя, и ника­ки­ми внеш­ни­ми спо­со­ба­ми втор­же­ния во внут­рен­ний мир чело­ве­ка изме­нить ниче­го нель­зя. Как, напри­мер, неко­то­рые роди­те­ли поку­па­ли про­сти­ту­ток для сво­их сыно­вей-гомо­сек­су­а­ли­стов, наде­ясь их так изме­нить. Но это, во-пер­вых, страш­ный грех, и во-вто­рых, это совра­ще­ние ребён­ка, и в‑третьих, это ниче­го не даёт. Вот такие ошиб­ки роди­те­ли, к сожа­ле­нию, совершают.

Ну и вооб­ще, любое наси­лие – это гру­бая ошиб­ка. Заста­вить силой, вра­зу­мить, напу­гать, в мона­стырь отпра­вить – это всё не работает.

Автор: Лидия Сиделева

Источ­ник: Сайт “Пра­во­сла­вие и Мир”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки