• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 
Наживки для доверчивых пациентов Добавлено в рубрику: Экстрасенсы и колдуны

Наживки для доверчивых пациентов

Распечатать
(2 голоса: 3.5 из 5)

Как часто навязчивая реклама зазывает нас к «бабкам», знахарям, экстрасенсам и прочим так называемым духовным целителям, которые «ле­чат» энергией… Кто же на самом деле эти «целители»? Как они работают? Что ждет нас после их приема?

Константин Вячеславович Зорин, православный врач, бакалавр религиоведения, психолог

«Знать бы, где упасть…»

Как часто навязчивая реклама зазывает нас к «бабкам», знахарям, экстрасенсам и прочим так называемым духовным целителям, которые «ле­чат» энергией. «Приворожу», «уберу любую бо­лезнь», «сниму порчу», «наведу проклятие на со­перницу», «очищу карму» — список оккультных услуг практически неисчерпаем. Обращение к ним, казалось бы, самый заманчивый путь, су­лящий освобождение от бед и проблем без вся­кого труда, внутренних усилий. Плати деньги и исцеляйся!

Кто же на самом деле эти «целители»? Как они работают? Что ждет нас после их приема? Каковы горькие плоды некоторых направлений нетрадиционной медицины? Такие темы широко и подробно освещаются в православной и науч­ной литературе.

Вот довольно типичная история пятилетнего Васи, очень нервного и расторможенного маль­чика с поражением центральной нервной си­стемы. Вместе с бабушкой его отправили в пси­хоневрологический санаторий. Ребенка запи­сали на занятия к психологу, который поставил ему некую «защиту» от энуреза (недержания мочи). Несколько сеансов психолог старательно водил маятником над животом и совершал иные «энергетические пассы».

Результаты оказались весьма плачевными. Вася начал часто повторять: «Я устал от уколов и хочу умереть. Мама сказала, что если ребенок умрет до семи лет, то попадет в рай и станет как ангел». Бабушка пришла в ужас. Узнав обо всем этом, верующие родители разволновались и за­претили ходить к такому «лекарю».

Малыш вернулся домой подлеченным, более спокойным. Видимо, пребывание в санатории в целом пошло ему на пользу. Однако мысли о самоубийстве не оставляли Васю. Вдруг ни с того, ни с сего он сообщил: «Мама, я придумал три способа, какой лучше? Первый — прила­дить пистолет к двери и натянуть веревку, дверь хлопнет, и пистолет в меня выстрелит». Осталь­ные два способа мать даже не дослушала и по­старалась спокойно объяснить сыну: «Само­убийцы в рай не попадают. Господь дал тебе бесценный дар — жизнь, а ты хочешь отказаться от него. Все эти мысли от лукавого. Перекре­стись, попроси: «Господи, избавь меня от таких мыслей!»»

Ребенка немедленно повели в храм на прича­стие. После Таинства навязчивые помыслы от­ступили, на душе стало светло и радостно. Хотя Васе еще не исполнилось семи лет, батюшка благословил его исповедоваться. Причем маль­чик сам этого захотел.

«Как страшно за наших детей! — призналась мне его мать. — Ведь таких «умельцев»-психологов сейчас много развелось. Как не попасть к ним в сети? Хорошо, если человек православный и понимает, какой страшный вред наносят ок­культные эксперименты. А если кто-то, наобо­рот, видит благо в подобном лечении?.. В общем после санатория мочиться Вася перестал, но всех нас напугал своими кошмарными мыслями и за­теями… Уж лучше б писался…»

Священное Писание ориентирует нас, во-первых, на заботу о себе прежде болезни, а во-вторых, — на то, чтобы не проявлять в болезни небрежность (см.: Сир. 18, 19; 38, 9). Как видим, есть два параллельных, но не альтернативных пути духовного врачевания — активная профилактика заболеваний и деятельная борьба с ними. Самое главное в деле исцеления — божественная благодать, однако не следует пренебре­гать и врачебной помощью.

Святые отцы не призывают нас относиться к болезни пассивно или тревожно-мнительно. Хри­стианское смирение предполагает напряженную внутреннюю работу души и не исключает меди­цинскую помощь. Подвиг безропотного перене­сения тяжких страданий обычным людям, каковы все мы, не под силу. Даже глубоко верующим разумнее все-таки лечиться и укорять себя в маловерии, чем гордо отказываться от лечения, искушая Бога и побуждая Его совершить явное чудо.

Недаром святитель Феофан Затворник пре­достерегает: «Смиренная душа всегда светла. Омрачение души начинается, когда она станет много о себе думать, ибо это дело темных сил. Даруй вам, Господи, не потерять никогда таких чувств, чтоб всегда быть во свете»1.

Для верующих людей очевидно: Православная Церковь одобряет лишь такие методы диагно­стики, лечения и профилактики заболеваний, ко­торые не противоречат замыслу Божию о человеке и не взращивают наших греховных страстей. Со­поставим эти методы с тем, что Церковь и тра­диционная медицина отвергают.

Наживки для доверчивых пациентов

Сегодня очень модны и популярны своего рода словари-справочники, которые якобы по­зволяют каждому читателю легко и быстро опре­делять глубинные причины всевозможных недо­моганий. Перечень расстройств, помещенный в оглавлении, напоминает темы солидной медицинской энциклопедии. Казалось бы, охвачено почти все.

Авторы этих многочисленных «пособий», на­верняка, хотят как лучше. Я специально не делаю ссылок на работы кон­кретных авторов, чтобы не пропагандировать их идеи и не привлекать к ним внимания.Они исходят из вер­ной мысли о том, что тело говорит с нами язы­ком болезней. Значит, следует осознать это и изменить образ мыслей и действий. Глупо сра­жаться с симптомами, не устраняя скрытых (ме­тафизических) причин болезни. Это то же самое, что вынуть красную лампочку из сигнального табло в кабине самолета. Тревожный сигнал ис­чезнет, но что дальше?

С этим не поспоришь. Однако, к сожалению, благие намерения часто уводят от истины. И по­являются спорные, неочевидные трактовки сим­птомов.

Характерный пример ложной диагностики. У пациентки симптомы ОРВИ с сопутствующим расстройством кишечника. Знакомясь с обстоя­тельствами личной жизни больной, псевдоцели­тель выстраивает «глубокомысленную» схему. Женщина ссорится и хочет расстаться с бывшим возлюбленным. В гневе она кричит: «Ты отвра­тителен! Меня тошнит от тебя!» На самом деле, по мнению «диагноста», она как будто призна­ется: «Я исторгаю тебя вон!» Отсюда понос. По­том она плачет, словно смывая из сердца ненавистный облик, а в течение ближайших дней «схватывает» простуду, чтобы в виде мокроты продолжить очищение и окончательно «выплю­нуть» обидчика.

Даже неискушенному читателю видна кари­катурность такого «диагноза». Верно лишь одно: отсутствие христианской любви, терпения и уважения к личности некогда близкого человека чревато страданиями. Ненависть помрачает разум, ослабляет духовные, душевные и теле­сные силы как обидчика, так и обиженного. Когда иммунитет слабеет, человек заболевает. А верующий воспринимает это как Божий при­зыв к покаянию.

Вообще в парамедицинской и оккультной ли­тературе сплошь и рядом попадаются слишком прямолинейные, упрощенные и необоснованные толкования. Широко тиражируются нелепые сведе­ния вроде: вероятная причина абсцесса — бес­покоящие мысли об обидах, пренебрежении и мести; атеросклероза — сопротивление, напря­женность, непоколебимая тупость и отказ видеть хорошее.

Этот набор противоречивых и ничем не под­крепленных тезисов даже не хочется комменти­ровать. Он разоблачает сам себя! Сумятицу и смущение в души читателей вносят и более раз­вернутые рассуждения по поводу конкретных заболеваний. Возьму для примера аллергию, тем более, что речь о ней в данной книге пойдет ниже (см. гл. II).

В околонаучной литературе страдающие этим заболеванием характеризуются так: «Если ты страдаешь аллергией на какие-то продукты пи­тания, то, возможно, тебе трудно признать за со­бой право наслаждаться радостями жизни… Если у тебя аллергия на пыль или какое-то животное, ты, возможно, часто ощущаешь себя объектом агрессии. Почему ты подозреваешь, что другие настроены по отношению к тебе агрессивно?» — спрашивает читателя автор этого «шедевра» на­учной мысли.

И ни слова о том, что нередко болезнь обу­словлена объективными факторами: неблаго­приятной экологией, приемом некоторых ле­карств, неправильным питанием (изменением микрофлоры кишечника при дисбактериозе) и т. д. Причем здесь право наслаждаться радостями жизни и агрессия?

Для полноты картины продолжу цитату: «Многие аллергики обидчивы и превышают не­обходимую степень самообороны. Аллергия всегда связана с каким-то внутренним противо­речием. Одна половина личности к чему-то стремится, а другая подавляет это стремление. Например, аллергик может радоваться чьему-то присутствию и одновременно желать, чтобы этот человек ушел… Очень часто причина аллергии кроется в том, что родители аллергика имели совершенно разные взгляды на жизнь и постоянно спорили».

Что на это сказать? Допустимо ли всех стричь под одну гребенку? И где доказательства того, что мировоззренческие и житейские разногла­сия родителей изменяют биохимические реак­ции иммунной системы ребенка?

Также ни слова о том, что в силу генетических особенностей иммунной системы люди по-разному реагируют на аллергены. Родители, страдающие аллергией, подвержены большему риску иметь ребенка с той же патологией, чем здоровые пары. Однако наследственная пред­расположенность проявляется весьма индивиду­ально. Например, у матери отмечается аллерги­ческий конъюнктивит, а у сына — бронхиальная астма.

Кстати, пытаясь определить метафизическое значение врожденных (в частности наследствен­ных) заболеваний, авторы околомедицинских трактатов с оккультным уклоном обычно ссыла­ются на так называемую теорию реинкарнации (перевоплощения душ) и плохую карму (воздая­ние за грехи прошлых жизней). Дескать, душа, которая воплотилась в новорожденном, прино­сит с собой какой-то неразрешенный конфликт из своего прежнего воплощения. Такой подход оставляет место для многочисленных спекуля­ций и домыслов. Христианству он абсолютно чужд.

Встречаются и другие довольно странные, произвольные обобщения типа: «Когда у чело­века проблемы с ушами, значит, в его жизни происходит нечто такое, что он наотрез отказы­вается слышать. Боль в ушах — это пример наи­высшего раздражения в отношении того, что вы слышите. У детей часто бывают боли в ушах. Им, бедным, приходится выслушивать дома все то, что не хочется слышать. Выражать свой гнев ре­бенку запрещено, а так как он практически не в силах что-либо изменить, то эта невозможность и приводит к боли в ушах. Глухота представляет собой долгое, возможно, продолжающееся всю жизнь нежелание кого-либо слушать…»

Представляете, если бы на лекции в меди­цинском вузе преподаватель-лор произнес та­кую тираду?

А вот «совет» из той же книги: «Головные боли происходят, когда мы чувствуем себя не­полноценными. В следующий раз, когда у вас заболит голова, остановитесь на минутку и спросите себя, где и почему вы чувствуете себя уни­женным. Простите себя, пусть это чувство уйдет, и ваша головная боль исчезнет сама собой».

Как легко простить себя, любимого, и как сложно просить прощения у Бога и ближних! Жаль, что многие легковерные, неразборчивые Читатели покупаются на столь неграмотные «ре­комендации» и хватаются за них, как за спаси­тельную соломинку! Настоящий христианин укоряет, а не прощает себя. Прощения он про­сит у Бога и тех, кого обидел. И когда получает прощение, сердце обретает внутренний мир и покой.

Из СМИ околонаучные опусы, к сожалению, попадают и в некоторые православные публикации. Любопытный перл: «Неправильная жиз­ненная идея приводит к заболеванию сердца, являющегося средоточием наших духовных дел; извращенное отношение к труду — к заболева­ниям мозга; частые половые акты (сексуальные стрессы) — к болезни легких у волевых натур или щитовидной железы у натур «художествен­ного» склада; зависть — к заболеваниям пище­вода; избыточное честолюбие — к болезни над­почечников; жадность и ревность поражают почки; страх разрушает печень. Страх перед действием («медвежья болезнь») приводит к за­болеваниям кишечника; хитрость — к болезни желудка; половая неуверенность в себе прово­цирует диабет у мужчин и женщин… Подавлен­ная активность крови вследствие половых отно­шений близких родственников приводит к бо­лезням селезенки; тоска по прошлому или постоянное переживание прошедших событий вызывают болезни позвоночника. У людей с «желчным», озлобленным характером возни­кают проблемы с желчью, у мнительных — с лимфой. Нерасходуемая умственная энергия может способствовать возникновению радику­лита; нереализованное властолюбие провоци­рует астму; национализм ведет к белокровию; уязвленное самолюбие обостряет насморк и грипп, отсутствие желания жить (у детей — обо­стренное нежелание идти в детский сад или школу) осложняет ангину».

Не хочу называть автора этого текста. Совер­шенно ясно, что здесь много абсурдного и го­лословного. Ну каким образом зависть провоцирует болезнь пищевода, хитрость — желудка, а национализм — белокровие? Кто это доказал? Неужели у всех завистливых, хитрых или нацио­налистически настроенных людей такие сомати­ческие нарушения? И можно ли по медицин­ским диагнозам распознать скрытые пороки, а по нравственным изъянам ставить диагнозы? Разумеется, нет!

Другой православный автор тоже широко опирается на работы «специалистов в области психосоматики». По его словам, болезни сердца происходят от эмоциональной замкнутости, не­достатка любви и безопасности; астма — от не­искренности и недоверия Богу; диабет — от «не­способности принимать и усваивать любовь». Проблемы с почками (какие не уточняются!) вызваны осуждением, разочарованием, неудачей в жизни. Таким людям постоянно кажется, что их обманывают и попирают. Проблемы с зубами (опять же неизвестно какие!) чаще всего — след­ствие нерешительности, слабовольности, неуме­нии принимать самостоятельные решения и страха перед их последствиями.

По мнению того же автора, пусковыми меха­низмами инфекционных заболеваний являются раздражение, злость и досада: «Любая инфекция указывает на неизжитый душевный разлад». Не­ужели любая? Неужели и младенец заболевает ветрянкой по причине своего «неизжитого ду­шенного разлада»?

Оказывается, полоса несчастных случаев и происшествий свидетельствует о том, что чело­век чувствует себя в чем-то виноватым и как бы наказывает себя. Таким людям свойственно ру­гать себя: «Вот идиотка, свинья и т. п.».

Однако больше всего меня покоробило слиш­ком прямолинейное заключение: 80% от общего числа всех заболеваний имеют психосоматиче­ский характер.

Вдумаемся в эту цифру: четыре из пяти боль­ных! Допустим, на прием к стоматологу пришли пять пациентов. Получается, что у четверых из них выпала пломба или образовался кариес из-за нерешительности, слабовольности, неумения принимать самостоятельные решения и страха перед их последствиями. Зачем тогда сверлить зубы? Согласно этой логике, гораздо практичнее сверлить душу и каленым железом выжигать на­званные недостатки.

Итак, изрядный перечень психосоматических параллелей между телесными болезнями и ду­шевными страстями выглядит странно, что назы­вается, притянутым за уши. Есть люди, которые на основании вышеприведенной информации (точнее дезинформации) бросаются «объяснять» патологические симптомы у… друзей и знакомых. Но то, что якобы убедительно в отношении ко­варных соперников, недоброжелательных на­чальников или сварливых соседей, совершенно неприемлемо по отношению к себе! Понятное дело: уязвленное самолюбие щадит себя и жалит других.

Перетолковывая и подтасовывая признаки не­дугов для оценки нравственных качеств и поведе­ния ближних, мы становимся предвзятыми, необъ­ективными арбитрами чужих несчастий. Злоупо­требляя познаниями и используя их как об­винения (типа «у тебя запор, потому что ты скряга»), мы не видим себя и подпадаем под би­блейское обличение: «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Один Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4, 10-12).

Лукаво наше сердце: нас хлебом не корми, как мы любим оправдываться! А чего «копаться» в себе?! Если мы заболели или пришла иная бе­да, значит, нам «сделали», нас «сглазили». Нуж­но просто «снять» порчу или проклятие, и делу конец: живи как жил! Это очень удобная пози­ция. Она безмерно льстит нашему эгоизму и, словно шлагбаум, перекрывает дорогу к самопознанию и покаянию. Вместо этого обманувшийся челонек ищет «противоядия» от многочисленных «доброжелателей», «предков», покойников и на­чинает свои мытарства по «бабкам», экстрасенсам и прочим горе-специалистам. Вот так, не разобравшись до конца в причинах болезни, душа усугубляет грехи, а человек упускает драго­ценное время и окончательно теряет здоровье.

Прямые параллели и четкие связи между нравственно отрицательным поведением и бо­лезнью оправданны далеко не всегда. Более того, они таят серьезную опасность: соблазн по сим­птоматике вычислять грехи, воспринимать че­ловека с отвращением, как злодея, который по­лучает должное возмездие. И все это вместо того, чтобы помочь в беде, проявить сострадание.

Нельзя забывать и о том, что большинство болезней возникают от разных причин, а раз­личные порочные склонности и отрицательные эмоции подчас вызывают сходные заболевания (см. ниже). Многое зависит от дополнительных факторов: общей психологической устойчиво­сти, уровня эмоциональности, наличия в орга­низме «слабых мест», силы иммунной системы, наследственной предрасположенности и пр. То, что одного сведет в могилу, у другого вызовет инфаркт, у третьего — инсульт, а на четвертом — вообще никак не отразится.

Не секрет также, что одно и то же заболева­ние может протекать по-разному. Одинаковые формы стенокардии бывают, но одинаковых больных стенокардией нет. Видимо, эта логика справедлива в отношении любых недугов.

Прислушаемся к тому, что говорит нам Про­мысл Божий через болезнь, но, конечно, не бу­дем мнительны и чрезмерно озабочены собой. Иначе мы рискуем скрупулезно регистрировать все признаки «тяжкого недуга». И поверьте, симптомы будут расти, как грибы: что мы захо­тим обнаружить, то и найдем. В результате по­требуется помощь психиатра.

Другая крайность — взращивать в себе чув­ство вины. Это путь в бездну самообвинения и самобичевания. Не занимайтесь самодиагности­кой и самолечением — не калечьте себя (см. приложение I). Обращайтесь к Богу и профес­сионалам, работающим в традиционной меди­цине.

Также не смешивайте научную диагностику заболеваний путем анализа сновидений с тем, чем и издавна промышляют и дурачат людей гадалки и прорицатели. С точки зрения Церкви и меди­цины, не следует верить никаким сонникам и раз­гадывать сновидения.

Предположим, вы увидели себя страдающим тяжелой, неизлечимой болезнью. Разве этот сон действительно свидетельствует о том, что наяву вы совершили некрасивый поступок и в душе осуждаете себя за минутную слабость? Неужели, если во сне вас укусит бешеная собака, то в реальной жизни непременно обманет близкий друг? Какая связь? Наблюдать во сне эпидемию тифа — это якобы к неблагоприятному развитию вашего дела. Дизентерия во сне тоже дурное предзнаменование. А вот если приснится, что ваш ребенок болен крупом, то это в целом хоро­шее предзнаменование: напрасные страхи за дитя пройдут, и в доме воцарится согласие! Что за россказни?!

Проводя специальные семинары и тренинги, некоторые психологи обещают развить уникаль­ные способности (запоминание, понимание и толкование сновидений, осознание себя во сне), умение управлять снами, самосовершенство­ваться и изменять мир яви с помощью мира снов. Звучит таинственно, красиво и заманчиво! Но это вовсе не означает, что подобные упражнения и методики безвредны для спасения души.

Наивно думать, будто все ночные грезы по­рождены именно нашим воображением и фан­тазией. Вовсе не обязательно, что безобразная старуха, прекрасная фея, злобный монстр или смелый рыцарь — это части нашего бессозна­тельного «я». Опасно слушать их, а тем более беседовать с ними. Так мостится дорога к ду­шевному беспокойству и духовному обольще­нию.

На мой взгляд, некоторые техники и методы, рекомендуемые в околонаучной литературе, очень опасны. В частности, совет «вести жизнь в глубинах своего естества… пройти через свой персональный ад в надежде и с целью достичь рая. Чтобы найти себя, мы должны опуститься вниз, в самые глубинные зоны нашего естества, во тьму бессознательного».

Вот куда нас зовут! Не к свету Божию, а к мраку адову! Вспомним афоризм: «Если хочешь узнать, кто совершил преступление, ищи, кому оно выгодно».

Константин Зорин. «Здоровье без магии». М, Русский хронограф, 2012

Наверх>>>

 

Метки 0 1 808 На форум
Нет комментариев для этой записи.

Хотите быть первым?

Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики


Календарь беременности

Средняя продолжительность цикла:

Первый день последней менструации:

См. также тест на беременность

Обновления на почту

Введите Ваш email-адрес:

Самое популярное (просмотров)

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.