Наживки для доверчивых пациентов

Наживки для доверчивых пациентов

(4 голоса4.3 из 5)

Как часто навяз­чи­вая рекла­ма зазы­ва­ет нас к «баб­кам», зна­ха­рям, экс­тра­сен­сам и про­чим так назы­ва­е­мым духов­ным цели­те­лям, кото­рые «ле­чат» энер­ги­ей… Кто же на самом деле эти «цели­те­ли»? Как они рабо­та­ют? Что ждет нас после их приема?

Кон­стан­тин Вяче­сла­во­вич Зорин, пра­во­слав­ный врач, бака­лавр рели­гио­ве­де­ния, психолог

«Знать бы, где упасть…»

Как часто навяз­чи­вая рекла­ма зазы­ва­ет нас к «баб­кам», зна­ха­рям, экс­тра­сен­сам и про­чим так назы­ва­е­мым духов­ным цели­те­лям, кото­рые «ле­чат» энер­ги­ей. «При­во­ро­жу», «убе­ру любую бо­лезнь», «сни­му пор­чу», «наве­ду про­кля­тие на со­перницу», «очи­щу кар­му» — спи­сок оккульт­ных услуг прак­ти­че­ски неис­чер­па­ем. Обра­ще­ние к ним, каза­лось бы, самый заман­чи­вый путь, су­лящий осво­бож­де­ние от бед и про­блем без вся­кого тру­да, внут­рен­них уси­лий. Пла­ти день­ги и исцеляйся!

Кто же на самом деле эти «цели­те­ли»? Как они рабо­та­ют? Что ждет нас после их при­е­ма? Како­вы горь­кие пло­ды неко­то­рых направ­ле­ний нетра­ди­ци­он­ной меди­ци­ны? Такие темы широ­ко и подроб­но осве­ща­ют­ся в пра­во­слав­ной и науч­ной литературе.

Вот доволь­но типич­ная исто­рия пяти­лет­не­го Васи, очень нерв­но­го и рас­тор­мо­жен­но­го маль­чика с пора­же­ни­ем цен­траль­ной нерв­ной си­стемы. Вме­сте с бабуш­кой его отпра­ви­ли в пси­хоневрологический сана­то­рий. Ребен­ка запи­сали на заня­тия к пси­хо­ло­гу, кото­рый поста­вил ему некую «защи­ту» от эну­ре­за (недер­жа­ния мочи). Несколь­ко сеан­сов пси­хо­лог ста­ра­тель­но водил маят­ни­ком над живо­том и совер­шал иные «энер­ге­ти­че­ские пассы».

Резуль­та­ты ока­за­лись весь­ма пла­чев­ны­ми. Вася начал часто повто­рять: «Я устал от уко­лов и хочу уме­реть. Мама ска­за­ла, что если ребе­нок умрет до семи лет, то попа­дет в рай и ста­нет как ангел». Бабуш­ка при­шла в ужас. Узнав обо всем этом, веру­ю­щие роди­те­ли раз­вол­но­ва­лись и за­претили ходить к тако­му «лека­рю».

Малыш вер­нул­ся домой под­ле­чен­ным, более спо­кой­ным. Види­мо, пре­бы­ва­ние в сана­то­рии в целом пошло ему на поль­зу. Одна­ко мыс­ли о само­убий­стве не остав­ля­ли Васю. Вдруг ни с того, ни с сего он сооб­щил: «Мама, я при­ду­мал три спо­со­ба, какой луч­ше? Пер­вый — прила­дить писто­лет к две­ри и натя­нуть верев­ку, дверь хлоп­нет, и писто­лет в меня выстре­лит». Осталь­ные два спо­со­ба мать даже не дослу­ша­ла и по­старалась спо­кой­но объ­яс­нить сыну: «Само­убийцы в рай не попа­да­ют. Гос­подь дал тебе бес­цен­ный дар — жизнь, а ты хочешь отка­зать­ся от него. Все эти мыс­ли от лука­во­го. Перекре­стись, попро­си: “Гос­по­ди, избавь меня от таких мыслей!”»

Ребен­ка немед­лен­но пове­ли в храм на прича­стие. После Таин­ства навяз­чи­вые помыс­лы от­ступили, на душе ста­ло свет­ло и радост­но. Хотя Васе еще не испол­ни­лось семи лет, батюш­ка бла­го­сло­вил его испо­ве­до­вать­ся. При­чем маль­чик сам это­го захотел.

«Как страш­но за наших детей! — при­зна­лась мне его мать. — Ведь таких “умельцев”-психологов сей­час мно­го раз­ве­лось. Как не попасть к ним в сети? Хоро­шо, если чело­век пра­во­слав­ный и пони­ма­ет, какой страш­ный вред нано­сят ок­культные экс­пе­ри­мен­ты. А если кто-то, наобо­рот, видит бла­го в подоб­ном лече­нии?.. В общем после сана­то­рия мочить­ся Вася пере­стал, но всех нас напу­гал сво­и­ми кош­мар­ны­ми мыс­ля­ми и за­теями… Уж луч­ше б писался…»

Свя­щен­ное Писа­ние ори­ен­ти­ру­ет нас, во-пер­вых, на забо­ту о себе преж­де болез­ни, а во-вто­рых, — на то, что­бы не про­яв­лять в болез­ни небреж­ность (см.: Сир. 18, 19; 38, 9). Как видим, есть два парал­лель­ных, но не аль­тер­на­тив­ных пути духов­но­го вра­че­ва­ния — актив­ная про­фи­лак­ти­ка забо­ле­ва­ний и дея­тель­ная борь­ба с ними. Самое глав­ное в деле исце­ле­ния — боже­ствен­ная бла­го­дать, одна­ко не сле­ду­ет пренебре­гать и вра­чеб­ной помощью.

Свя­тые отцы не при­зы­ва­ют нас отно­сить­ся к болез­ни пас­сив­но или тре­вож­но-мни­тель­но. Хри­стианское сми­ре­ние пред­по­ла­га­ет напря­жен­ную внут­рен­нюю рабо­ту души и не исклю­ча­ет меди­цинскую помощь. Подвиг без­ро­пот­но­го перене­сения тяж­ких стра­да­ний обыч­ным людям, како­вы все мы, не под силу. Даже глу­бо­ко веру­ю­щим разум­нее все-таки лечить­ся и уко­рять себя в мало­ве­рии, чем гор­до отка­зы­вать­ся от лече­ния, иску­шая Бога и побуж­дая Его совер­шить явное чудо.

Неда­ром свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник пре­достерегает: «Сми­рен­ная душа все­гда свет­ла. Омра­че­ние души начи­на­ет­ся, когда она ста­нет мно­го о себе думать, ибо это дело тем­ных сил. Даруй вам, Гос­по­ди, не поте­рять нико­гда таких чувств, чтоб все­гда быть во све­те»1.

Для веру­ю­щих людей оче­вид­но: Пра­во­слав­ная Цер­ковь одоб­ря­ет лишь такие мето­ды диагно­стики, лече­ния и про­фи­лак­ти­ки забо­ле­ва­ний, ко­торые не про­ти­во­ре­чат замыс­лу Божию о чело­ве­ке и не взра­щи­ва­ют наших гре­хов­ных стра­стей. Со­поставим эти мето­ды с тем, что Цер­ковь и тра­диционная меди­ци­на отвергают.

Наживки для доверчивых пациентов

Сего­дня очень мод­ны и попу­ляр­ны сво­е­го рода сло­ва­ри-спра­воч­ни­ки, кото­рые яко­бы по­зволяют каж­до­му чита­те­лю лег­ко и быст­ро опре­делять глу­бин­ные при­чи­ны все­воз­мож­ных недо­моганий. Пере­чень рас­стройств, поме­щен­ный в оглав­ле­нии, напо­ми­на­ет темы солид­ной меди­цин­ской энцик­ло­пе­дии. Каза­лось бы, охва­че­но почти все.

Авто­ры этих мно­го­чис­лен­ных «посо­бий», на­верняка, хотят как луч­ше. Я спе­ци­аль­но не делаю ссы­лок на рабо­ты кон­кретных авто­ров, что­бы не про­па­ган­ди­ро­вать их идеи и не при­вле­кать к ним внимания.Они исхо­дят из вер­ной мыс­ли о том, что тело гово­рит с нами язы­ком болез­ней. Зна­чит, сле­ду­ет осо­знать это и изме­нить образ мыс­лей и дей­ствий. Глу­по сра­жаться с симп­то­ма­ми, не устра­няя скры­тых (ме­тафизических) при­чин болез­ни. Это то же самое, что вынуть крас­ную лам­поч­ку из сиг­наль­но­го таб­ло в кабине само­ле­та. Тре­вож­ный сиг­нал ис­чезнет, но что дальше?

С этим не поспо­ришь. Одна­ко, к сожа­ле­нию, бла­гие наме­ре­ния часто уво­дят от исти­ны. И по­являются спор­ные, неоче­вид­ные трак­тов­ки симптомов.

Харак­тер­ный при­мер лож­ной диа­гно­сти­ки. У паци­ент­ки симп­то­мы ОРВИ с сопут­ству­ю­щим рас­строй­ством кишеч­ни­ка. Зна­ко­мясь с обстоя­тельствами лич­ной жиз­ни боль­ной, псевдоцели­тель выстра­и­ва­ет «глу­бо­ко­мыс­лен­ную» схе­му. Жен­щи­на ссо­рит­ся и хочет рас­стать­ся с быв­шим воз­люб­лен­ным. В гне­ве она кри­чит: «Ты отвра­тителен! Меня тош­нит от тебя!» На самом деле, по мне­нию «диа­гно­ста», она как буд­то призна­ется: «Я истор­гаю тебя вон!» Отсю­да понос. По­том она пла­чет, слов­но смы­вая из серд­ца нена­вист­ный облик, а в тече­ние бли­жай­ших дней «схва­ты­ва­ет» про­сту­ду, что­бы в виде мок­ро­ты про­дол­жить очи­ще­ние и окон­ча­тель­но «выплю­нуть» обидчика.

Даже неис­ку­шен­но­му чита­те­лю вид­на кари­катурность тако­го «диа­гно­за». Вер­но лишь одно: отсут­ствие хри­сти­ан­ской люб­ви, тер­пе­ния и ува­же­ния к лич­но­сти неко­гда близ­ко­го чело­ве­ка чре­ва­то стра­да­ни­я­ми. Нена­висть помра­ча­ет разум, ослаб­ля­ет духов­ные, душев­ные и теле­сные силы как обид­чи­ка, так и оби­жен­но­го. Когда имму­ни­тет сла­бе­ет, чело­век забо­ле­ва­ет. А веру­ю­щий вос­при­ни­ма­ет это как Божий при­зыв к покаянию.

Вооб­ще в пара­ме­ди­цин­ской и оккульт­ной ли­тературе сплошь и рядом попа­да­ют­ся слиш­ком пря­мо­ли­ней­ные, упро­щен­ные и необос­но­ван­ные тол­ко­ва­ния. Широ­ко тира­жи­ру­ют­ся неле­пые сведе­ния вро­де: веро­ят­ная при­чи­на абсцес­са — бес­покоящие мыс­ли об оби­дах, пре­не­бре­же­нии и мести; ате­ро­скле­ро­за — сопро­тив­ле­ние, напря­женность, непо­ко­ле­би­мая тупость и отказ видеть хорошее.

Этот набор про­ти­во­ре­чи­вых и ничем не под­крепленных тези­сов даже не хочет­ся комменти­ровать. Он раз­об­ла­ча­ет сам себя! Сумя­ти­цу и сму­ще­ние в души чита­те­лей вно­сят и более раз­вернутые рас­суж­де­ния по пово­ду кон­крет­ных забо­ле­ва­ний. Возь­му для при­ме­ра аллер­гию, тем более, что речь о ней в дан­ной кни­ге пой­дет ниже (см. гл. II).

В око­ло­на­уч­ной лите­ра­ту­ре стра­да­ю­щие этим забо­ле­ва­ни­ем харак­те­ри­зу­ют­ся так: «Если ты стра­да­ешь аллер­ги­ей на какие-то про­дук­ты пи­тания, то, воз­мож­но, тебе труд­но при­знать за со­бой пра­во насла­ждать­ся радо­стя­ми жиз­ни… Если у тебя аллер­гия на пыль или какое-то живот­ное, ты, воз­мож­но, часто ощу­ща­ешь себя объ­ек­том агрес­сии. Поче­му ты подо­зре­ва­ешь, что дру­гие настро­е­ны по отно­ше­нию к тебе агрес­сив­но?» — спра­ши­ва­ет чита­те­ля автор это­го «шедев­ра» на­учной мысли.

И ни сло­ва о том, что неред­ко болезнь обу­словлена объ­ек­тив­ны­ми фак­то­ра­ми: неблаго­приятной эко­ло­ги­ей, при­е­мом неко­то­рых ле­карств, непра­виль­ным пита­ни­ем (изме­не­ни­ем мик­ро­фло­ры кишеч­ни­ка при дис­бак­те­ри­о­зе) и т. д. При­чем здесь пра­во насла­ждать­ся радо­стя­ми жиз­ни и агрессия?

Для пол­но­ты кар­ти­ны про­дол­жу цита­ту: «Мно­гие аллер­ги­ки обид­чи­вы и пре­вы­ша­ют не­обходимую сте­пень само­обо­ро­ны. Аллер­гия все­гда свя­за­на с каким-то внут­рен­ним противо­речием. Одна поло­ви­на лич­но­сти к чему-то стре­мит­ся, а дру­гая подав­ля­ет это стрем­ле­ние. Напри­мер, аллер­гик может радо­вать­ся чье­му-то при­сут­ствию и одно­вре­мен­но желать, что­бы этот чело­век ушел… Очень часто при­чи­на аллер­гии кро­ет­ся в том, что роди­те­ли аллер­ги­ка име­ли совер­шен­но раз­ные взгля­ды на жизнь и посто­ян­но спорили».

Что на это ска­зать? Допу­сти­мо ли всех стричь под одну гре­бен­ку? И где дока­за­тель­ства того, что миро­воз­зрен­че­ские и житей­ские разногла­сия роди­те­лей изме­ня­ют био­хи­ми­че­ские реак­ции иммун­ной систе­мы ребенка?

Так­же ни сло­ва о том, что в силу гене­ти­че­ских осо­бен­но­стей иммун­ной систе­мы люди по-раз­но­му реа­ги­ру­ют на аллер­ге­ны. Роди­те­ли, стра­да­ю­щие аллер­ги­ей, под­вер­же­ны боль­ше­му рис­ку иметь ребен­ка с той же пато­ло­ги­ей, чем здо­ро­вые пары. Одна­ко наслед­ствен­ная пред­расположенность про­яв­ля­ет­ся весь­ма индивиду­ально. Напри­мер, у мате­ри отме­ча­ет­ся аллерги­ческий конъ­юнк­ти­вит, а у сына — брон­хи­аль­ная астма.

Кста­ти, пыта­ясь опре­де­лить мета­фи­зи­че­ское зна­че­ние врож­ден­ных (в част­но­сти наследствен­ных) забо­ле­ва­ний, авто­ры око­ло­ме­ди­цин­ских трак­та­тов с оккульт­ным укло­ном обыч­но ссыла­ются на так назы­ва­е­мую тео­рию реин­кар­на­ции (пере­во­пло­ще­ния душ) и плохую кар­му (воздая­ние за гре­хи про­шлых жиз­ней). Дескать, душа, кото­рая вопло­ти­лась в ново­рож­ден­ном, прино­сит с собой какой-то нераз­ре­шен­ный кон­фликт из сво­е­го преж­не­го вопло­ще­ния. Такой под­ход остав­ля­ет место для мно­го­чис­лен­ных спекуля­ций и домыс­лов. Хри­сти­ан­ству он абсо­лют­но чужд.

Встре­ча­ют­ся и дру­гие доволь­но стран­ные, про­из­воль­ные обоб­ще­ния типа: «Когда у чело­века про­бле­мы с уша­ми, зна­чит, в его жиз­ни про­ис­хо­дит нечто такое, что он наот­рез отказы­вается слы­шать. Боль в ушах — это при­мер наи­высшего раз­дра­же­ния в отно­ше­нии того, что вы слы­ши­те. У детей часто быва­ют боли в ушах. Им, бед­ным, при­хо­дит­ся выслу­ши­вать дома все то, что не хочет­ся слы­шать. Выра­жать свой гнев ре­бенку запре­ще­но, а так как он прак­ти­че­ски не в силах что-либо изме­нить, то эта невоз­мож­ность и при­во­дит к боли в ушах. Глу­хо­та пред­став­ля­ет собой дол­гое, воз­мож­но, про­дол­жа­ю­ще­е­ся всю жизнь неже­ла­ние кого-либо слушать…»

Пред­став­ля­е­те, если бы на лек­ции в меди­цинском вузе пре­по­да­ва­тель-лор про­из­нес та­кую тираду?

А вот «совет» из той же кни­ги: «Голов­ные боли про­ис­хо­дят, когда мы чув­ству­ем себя не­полноценными. В сле­ду­ю­щий раз, когда у вас забо­лит голо­ва, оста­но­ви­тесь на минут­ку и спро­си­те себя, где и поче­му вы чув­ству­е­те себя уни­женным. Про­сти­те себя, пусть это чув­ство уйдет, и ваша голов­ная боль исчез­нет сама собой».

Как лег­ко про­стить себя, люби­мо­го, и как слож­но про­сить про­ще­ния у Бога и ближ­них! Жаль, что мно­гие лег­ко­вер­ные, нераз­бор­чи­вые Чита­те­ли поку­па­ют­ся на столь негра­мот­ные «ре­комендации» и хва­та­ют­ся за них, как за спаси­тельную соло­мин­ку! Насто­я­щий хри­сти­а­нин уко­ря­ет, а не про­ща­ет себя. Про­ще­ния он про­сит у Бога и тех, кого оби­дел. И когда полу­ча­ет про­ще­ние, серд­це обре­та­ет внут­рен­ний мир и покой.

Из СМИ око­ло­на­уч­ные опу­сы, к сожа­ле­нию, попа­да­ют и в неко­то­рые пра­во­слав­ные пуб­ли­ка­ции. Любо­пыт­ный перл: «Непра­виль­ная жиз­ненная идея при­во­дит к забо­ле­ва­нию серд­ца, явля­ю­ще­го­ся сре­до­то­чи­ем наших духов­ных дел; извра­щен­ное отно­ше­ние к тру­ду — к заболева­ниям моз­га; частые поло­вые акты (сек­су­аль­ные стрес­сы) — к болез­ни лег­ких у воле­вых натур или щито­вид­ной желе­зы у натур “художествен­ного” скла­да; зависть — к забо­ле­ва­ни­ям пище­вода; избы­точ­ное често­лю­бие — к болез­ни над­почечников; жад­ность и рев­ность пора­жа­ют поч­ки; страх раз­ру­ша­ет печень. Страх перед дей­стви­ем (“мед­ве­жья болезнь”) при­во­дит к за­болеваниям кишеч­ни­ка; хит­рость — к болез­ни желуд­ка; поло­вая неуве­рен­ность в себе прово­цирует диа­бет у муж­чин и жен­щин… Подавлен­ная актив­ность кро­ви вслед­ствие поло­вых отно­шений близ­ких род­ствен­ни­ков при­во­дит к бо­лезням селе­зен­ки; тос­ка по про­шло­му или посто­ян­ное пере­жи­ва­ние про­шед­ших собы­тий вызы­ва­ют болез­ни позво­ноч­ни­ка. У людей с “желч­ным”, озлоб­лен­ным харак­те­ром возни­кают про­бле­мы с жел­чью, у мни­тель­ных — с лим­фой. Нерас­хо­ду­е­мая умствен­ная энер­гия может спо­соб­ство­вать воз­ник­но­ве­нию радику­лита; нере­а­ли­зо­ван­ное вла­сто­лю­бие провоци­рует аст­му; наци­о­на­лизм ведет к бело­кро­вию; уязв­лен­ное само­лю­бие обост­ря­ет насморк и грипп, отсут­ствие жела­ния жить (у детей — обо­стренное неже­ла­ние идти в дет­ский сад или шко­лу) ослож­ня­ет ангину».

Не хочу назы­вать авто­ра это­го тек­ста. Совер­шенно ясно, что здесь мно­го абсурд­но­го и го­лословного. Ну каким обра­зом зависть про­во­ци­ру­ет болезнь пище­во­да, хит­рость — желуд­ка, а наци­о­на­лизм — бело­кро­вие? Кто это дока­зал? Неуже­ли у всех завист­ли­вых, хит­рых или нацио­налистически настро­ен­ных людей такие сомати­ческие нару­ше­ния? И мож­но ли по медицин­ским диа­гно­зам рас­по­знать скры­тые поро­ки, а по нрав­ствен­ным изъ­я­нам ста­вить диа­гно­зы? Разу­ме­ет­ся, нет!

Дру­гой пра­во­слав­ный автор тоже широ­ко опи­ра­ет­ся на рабо­ты «спе­ци­а­ли­стов в обла­сти пси­хо­со­ма­ти­ки». По его сло­вам, болез­ни серд­ца про­ис­хо­дят от эмо­ци­о­наль­ной замкну­то­сти, не­достатка люб­ви и без­опас­но­сти; аст­ма — от не­искренности и недо­ве­рия Богу; диа­бет — от «не­способности при­ни­мать и усва­и­вать любовь». Про­бле­мы с поч­ка­ми (какие не уточ­ня­ют­ся!) вызва­ны осуж­де­ни­ем, разо­ча­ро­ва­ни­ем, неуда­чей в жиз­ни. Таким людям посто­ян­но кажет­ся, что их обма­ны­ва­ют и попи­ра­ют. Про­бле­мы с зуба­ми (опять же неиз­вест­но какие!) чаще все­го — след­ствие нере­ши­тель­но­сти, сла­бо­воль­но­сти, неуме­нии при­ни­мать само­сто­я­тель­ные реше­ния и стра­ха перед их последствиями.

По мне­нию того же авто­ра, пус­ко­вы­ми меха­низмами инфек­ци­он­ных забо­ле­ва­ний явля­ют­ся раз­дра­же­ние, злость и доса­да: «Любая инфек­ция ука­зы­ва­ет на неиз­жи­тый душев­ный раз­лад». Не­ужели любая? Неуже­ли и мла­де­нец забо­ле­ва­ет вет­рян­кой по при­чине сво­е­го «неиз­жи­то­го ду­шенного разлада»?

Ока­зы­ва­ет­ся, поло­са несчаст­ных слу­ча­ев и про­ис­ше­ствий сви­де­тель­ству­ет о том, что чело­век чув­ству­ет себя в чем-то вино­ва­тым и как бы нака­зы­ва­ет себя. Таким людям свой­ствен­но ру­гать себя: «Вот иди­от­ка, сви­нья и т. п.».

Одна­ко боль­ше все­го меня поко­ро­би­ло слиш­ком пря­мо­ли­ней­ное заклю­че­ние: 80% от обще­го чис­ла всех забо­ле­ва­ний име­ют психосоматиче­ский характер.

Вду­ма­ем­ся в эту циф­ру: четы­ре из пяти боль­ных! Допу­стим, на при­ем к сто­ма­то­ло­гу при­шли пять паци­ен­тов. Полу­ча­ет­ся, что у чет­ве­рых из них выпа­ла плом­ба или обра­зо­вал­ся кари­ес из-за нере­ши­тель­но­сти, сла­бо­воль­но­сти, неуме­ния при­ни­мать само­сто­я­тель­ные реше­ния и стра­ха перед их послед­стви­я­ми. Зачем тогда свер­лить зубы? Соглас­но этой логи­ке, гораз­до прак­тич­нее свер­лить душу и кале­ным желе­зом выжи­гать на­званные недостатки.

Итак, изряд­ный пере­чень пси­хо­со­ма­ти­че­ских парал­ле­лей меж­ду телес­ны­ми болез­ня­ми и ду­шевными стра­стя­ми выгля­дит стран­но, что назы­вается, при­тя­ну­тым за уши. Есть люди, кото­рые на осно­ва­нии выше­при­ве­ден­ной инфор­ма­ции (точ­нее дез­ин­фор­ма­ции) бро­са­ют­ся «объ­яс­нять» пато­ло­ги­че­ские симп­то­мы у… дру­зей и зна­ко­мых. Но то, что яко­бы убе­ди­тель­но в отно­ше­нии ко­варных сопер­ни­ков, недоб­ро­же­ла­тель­ных на­чальников или свар­ли­вых сосе­дей, совер­шен­но непри­ем­ле­мо по отно­ше­нию к себе! Понят­ное дело: уязв­лен­ное само­лю­бие щадит себя и жалит других.

Пере­тол­ко­вы­вая и под­та­со­вы­вая при­зна­ки не­дугов для оцен­ки нрав­ствен­ных качеств и поведе­ния ближ­них, мы ста­но­вим­ся пред­взя­ты­ми, необъ­ективными арбит­ра­ми чужих несча­стий. Злоупо­требляя позна­ни­я­ми и исполь­зуя их как об­винения (типа «у тебя запор, пото­му что ты скря­га»), мы не видим себя и под­па­да­ем под би­блейское обли­че­ние: «Сми­ри­тесь пред Гос­по­дом, и воз­не­сет вас. Не зло­словь­те друг дру­га, бра­тия: кто зло­сло­вит бра­та или судит бра­та сво­е­го, тот зло­сло­вит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не испол­ни­тель зако­на, но судья. Один Зако­но­да­тель и Судия, могу­щий спа­сти и погу­бить; а ты кто, кото­рый судишь дру­го­го?» (Иак. 4, 10–12).

Лука­во наше серд­це: нас хле­бом не кор­ми, как мы любим оправ­ды­вать­ся! А чего «копать­ся» в себе?! Если мы забо­ле­ли или при­шла иная бе­да, зна­чит, нам «сде­ла­ли», нас «сгла­зи­ли». Нуж­но про­сто «снять» пор­чу или про­кля­тие, и делу конец: живи как жил! Это очень удоб­ная пози­ция. Она без­мер­но льстит наше­му эго­из­му и, слов­но шлаг­баум, пере­кры­ва­ет доро­гу к само­по­зна­нию и пока­я­нию. Вме­сто это­го обма­нув­ший­ся чело­нек ищет «про­ти­во­ядия» от мно­го­чис­лен­ных “доб­ро­же­ла­те­лей», «пред­ков», покой­ни­ков и на­чинает свои мытар­ства по «баб­кам», экс­тра­сен­сам и про­чим горе-спе­ци­а­ли­стам. Вот так, не разо­брав­шись до кон­ца в при­чи­нах болез­ни, душа усу­губ­ля­ет гре­хи, а чело­век упус­ка­ет драго­ценное вре­мя и окон­ча­тель­но теря­ет здоровье.

Пря­мые парал­ле­ли и чет­кие свя­зи меж­ду нрав­ствен­но отри­ца­тель­ным пове­де­ни­ем и бо­лезнью оправ­дан­ны дале­ко не все­гда. Более того, они таят серьез­ную опас­ность: соблазн по сим­птоматике вычис­лять гре­хи, вос­при­ни­мать че­ловека с отвра­ще­ни­ем, как зло­дея, кото­рый по­лучает долж­ное воз­мез­дие. И все это вме­сто того, что­бы помочь в беде, про­явить сострадание.

Нель­зя забы­вать и о том, что боль­шин­ство болез­ней воз­ни­ка­ют от раз­ных при­чин, а раз­личные пороч­ные склон­но­сти и отри­ца­тель­ные эмо­ции под­час вызы­ва­ют сход­ные забо­ле­ва­ния (см. ниже). Мно­гое зави­сит от допол­ни­тель­ных фак­то­ров: общей пси­хо­ло­ги­че­ской устойчиво­сти, уров­ня эмо­ци­о­наль­но­сти, нали­чия в орга­низме «сла­бых мест», силы иммун­ной систе­мы, наслед­ствен­ной пред­рас­по­ло­жен­но­сти и пр. То, что одно­го све­дет в моги­лу, у дру­го­го вызо­вет инфаркт, у тре­тье­го — инсульт, а на чет­вер­том — вооб­ще никак не отразится.

Не сек­рет так­же, что одно и то же заболева­ние может про­те­кать по-раз­но­му. Оди­на­ко­вые фор­мы сте­но­кар­дии быва­ют, но оди­на­ко­вых боль­ных сте­но­кар­ди­ей нет. Види­мо, эта логи­ка спра­вед­ли­ва в отно­ше­нии любых недугов.

При­слу­ша­ем­ся к тому, что гово­рит нам Про­мысл Божий через болезнь, но, конеч­но, не бу­дем мни­тель­ны и чрез­мер­но оза­бо­че­ны собой. Ина­че мы рис­ку­ем скру­пу­лез­но реги­стри­ро­вать все при­зна­ки «тяж­ко­го неду­га». И поверь­те, симп­то­мы будут рас­ти, как гри­бы: что мы захо­тим обна­ру­жить, то и най­дем. В резуль­та­те по­требуется помощь психиатра.

Дру­гая край­ность — взра­щи­вать в себе чув­ство вины. Это путь в без­дну само­об­ви­не­ния и само­би­че­ва­ния. Не зани­май­тесь самодиагности­кой и само­ле­че­ни­ем — не калечь­те себя (см. при­ло­же­ние I). Обра­щай­тесь к Богу и профес­сионалам, рабо­та­ю­щим в тра­ди­ци­он­ной медицине.

Так­же не сме­ши­вай­те науч­ную диа­гно­сти­ку забо­ле­ва­ний путем ана­ли­за сно­ви­де­ний с тем, чем и издав­на про­мыш­ля­ют и дура­чат людей гадал­ки и про­ри­ца­те­ли. С точ­ки зре­ния Церк­ви и меди­цины, не сле­ду­ет верить ника­ким сон­ни­кам и раз­гадывать сновидения.

Пред­по­ло­жим, вы уви­де­ли себя стра­да­ю­щим тяже­лой, неиз­ле­чи­мой болез­нью. Раз­ве этот сон дей­стви­тель­но сви­де­тель­ству­ет о том, что наяву вы совер­ши­ли некра­си­вый посту­пок и в душе осуж­да­е­те себя за минут­ную сла­бость? Неуже­ли, если во сне вас уку­сит беше­ная соба­ка, то в реаль­ной жиз­ни непре­мен­но обма­нет близ­кий друг? Какая связь? Наблю­дать во сне эпи­де­мию тифа — это яко­бы к небла­го­при­ят­но­му раз­ви­тию ваше­го дела. Дизен­те­рия во сне тоже дур­ное пред­зна­ме­но­ва­ние. А вот если при­снит­ся, что ваш ребе­нок болен кру­пом, то это в целом хоро­шее пред­зна­ме­но­ва­ние: напрас­ные стра­хи за дитя прой­дут, и в доме воца­рит­ся согла­сие! Что за россказни?!

Про­во­дя спе­ци­аль­ные семи­на­ры и тре­нин­ги, неко­то­рые пси­хо­ло­ги обе­ща­ют раз­вить уникаль­ные спо­соб­но­сти (запо­ми­на­ние, пони­ма­ние и тол­ко­ва­ние сно­ви­де­ний, осо­зна­ние себя во сне), уме­ние управ­лять сна­ми, самосовершенство­ваться и изме­нять мир яви с помо­щью мира снов. Зву­чит таин­ствен­но, кра­си­во и заман­чи­во! Но это вовсе не озна­ча­ет, что подоб­ные упраж­не­ния и мето­ди­ки без­вред­ны для спа­се­ния души.

Наив­но думать, буд­то все ноч­ные гре­зы по­рождены имен­но нашим вооб­ра­же­ни­ем и фан­тазией. Вовсе не обя­за­тель­но, что без­об­раз­ная ста­ру­ха, пре­крас­ная фея, злоб­ный монстр или сме­лый рыцарь — это части наше­го бессозна­тельного «я». Опас­но слу­шать их, а тем более бесе­до­вать с ними. Так мостит­ся доро­га к ду­шевному бес­по­кой­ству и духов­но­му обольщению.

На мой взгляд, неко­то­рые тех­ни­ки и мето­ды, реко­мен­ду­е­мые в око­ло­на­уч­ной лите­ра­ту­ре, очень опас­ны. В част­но­сти, совет «вести жизнь в глу­би­нах сво­е­го есте­ства… прой­ти через свой пер­со­наль­ный ад в надеж­де и с целью достичь рая. Что­бы най­ти себя, мы долж­ны опу­стить­ся вниз, в самые глу­бин­ные зоны наше­го есте­ства, во тьму бессознательного».

Вот куда нас зовут! Не к све­ту Божию, а к мра­ку адо­ву! Вспом­ним афо­ризм: «Если хочешь узнать, кто совер­шил пре­ступ­ле­ние, ищи, кому оно выгодно».

Автор: Кон­стан­тин Зорин

“Здо­ро­вье без магии”. М, Рус­ский хро­но­граф, 2012

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки