Правила закаливания детей

Правила закаливания детей

(13 голосов4.4 из 5)

Зака­ли­ва­ние детей необ­хо­ди­мо для того, что­бы повы­сить их устой­чи­вость к воз­дей­ствию низ­ких и высо­ких тем­пе­ра­тур воз­ду­ха и за счет это­го предот­вра­тить частые заболевания.

Основ­ные эффек­ты зака­ли­ва­ю­щих процедур:

- укреп­ле­ние нерв­ной системы;
— раз­ви­тие мышц и костей;
— улуч­ше­ние рабо­ты внут­рен­них органов;
— акти­ви­за­ция обме­на веществ;
— невос­при­им­чи­вость к дей­ствию болез­не­твор­ных факторов.

Сред­ства зака­ли­ва­ния про­сты и доступ­ны. Глав­ное отбро­сить мно­гие уко­ре­нив­ши­е­ся пред­рас­суд­ки бабу­шек и роди­те­лей и не кутать малы­шей, не боять­ся све­же­го воздуха.

При зака­ли­ва­нии детей сле­ду­ет при­дер­жи­вать­ся таких основ­ных прин­ци­пов:

  • про­во­дить зака­ли­ва­ю­щие про­це­ду­ры систематически;
  • уве­ли­чи­вать вре­мя воз­дей­ствия зака­ли­ва­ю­ще­го фак­то­ра постепенно;
  • учи­ты­вать настро­е­ние ребен­ка и про­во­дить про­це­ду­ры в фор­ме игры;
  • начи­нать зака­ли­ва­ние в любом возрасте;
  • нико­гда не выпол­нять про­це­ду­ры, если малыш замерз, то есть не допус­кать пере­охла­жде­ния ребенка;
  • избе­гать силь­ных раз­дра­жи­те­лей: про­дол­жи­тель­но­го воз­дей­ствия холод­ной воды или очень низ­ких тем­пе­ра­тур воз­ду­ха, а так­же пере­гре­ва­ния на солнце;
  • пра­виль­но под­би­рать одеж­ду и обувь: они долж­на соот­вет­ство­вать тем­пе­ра­ту­ре окру­жа­ю­ще­го воз­ду­ха и быть из нату­раль­ных тка­ней и материалов;
  • зака­ли­вать­ся всей семьей;
  • зака­ли­ва­ю­щие про­це­ду­ры соче­тать с физи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми и массажем;
  • в поме­ще­нии, где нахо­дит­ся ребе­нок, нико­гда не курить.

Основ­ные фак­то­ры зака­ли­ва­ния — при­род­ные и доступ­ные “Солн­це. Воз­дух и Вода”.

Начи­нать зака­ли­ва­ние ново­рож­ден­но­го мож­но с 6–7‑го дня жиз­ни после осмот­ра малы­ша врачом-педиатром.

Зака­ли­ва­ю­щие воз­душ­ные про­це­ду­ры:

  • Про­вет­ри­ва­ние ком­на­ты. Тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха в ком­на­те малы­ша долж­на быть от 20 до 22 гра­ду­сов. Про­вет­ри­ва­ние зимой мож­но про­во­дить в при­сут­ствии ребен­ка. За счет откры­тых фор­то­чек и окон быст­ро дости­га­ет­ся сни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха на 1 гра­дус. Повто­ря­ют про­вет­ри­ва­ние зимой 4–5 раз в день, а летом доступ све­же­го про­хлад­но­го воз­ду­ха дол­жен быть посто­ян­ным. Сквоз­ное про­вет­ри­ва­ние про­во­дят при отсут­ствии малы­ша в комнате.
  • Про­гул­ки. Летом ново­рож­ден­ных мож­но выно­сить на ули­цу уже с пер­вой неде­ли жиз­ни. Дли­тель­ность пер­вых про­гу­лок – от 20 до 40 минут. В нашей кли­ма­ти­че­ской зоне детей пер­вых недель жиз­ни мож­но выно­сить на ули­цу при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха не ниже –5 гра­ду­сов на 15–30 минут. Посте­пен­но уве­ли­чи­ваю про­дол­жи­тель­ность про­гу­лок до 1–2 часов. Малы­ши стар­ше 3‑х меся­цев хоро­шо пере­но­сят мороз до –10 гра­ду­сов. А полу­го­до­ва­лые дети могут гулять и при моро­зе –15 гра­ду­сов. До 2–3 меся­цев ребен­ка зимой луч­ше дер­жать на руках, а не в коляс­ке, что­бы не допу­стить его переохлаждения.
  • Воз­душ­ные ван­ны во вре­мя пеле­на­ния. Малы­ша остав­ля­ют голень­ким на пеле­наль­ном сто­ли­ке, луч­ше в поло­же­нии на живо­те в тече­ние 2–3 минут. Посте­пен­но к 6 месяч­но­му воз­рас­ту дли­тель­ность воз­душ­ных ванн сле­ду­ет дове­сти до 15 минут, а к году – до 30 минут. Ослаб­лен­ных детей при­уча­ют к про­хлад­но­му воз­ду­ху посте­пен­но: вна­ча­ле рас­кры­ва­ют толь­ко руч­ки и нож­ки, а затем тель­це до поя­са, а через несколь­ко недель – остав­ля­ют ребен­ка раз­де­то­го пол­но­стью на несколь­ко минут (напри­мер, по 5 минут 3–4 раза в день). Летом воз­душ­ные ван­ны сле­ду­ет про­во­дить на откры­том воз­ду­хе в тени деревьев.

При пер­вых при­зна­ках пере­охла­жде­ния ребен­ка и появ­ле­нии “гуси­ной кожи”, поси­не­ния губ, бес­по­кой­стве малы­ша сле­ду­ет немед­лен­но одеть!

Зака­ли­ва­ние водой может про­во­дить­ся как мест­ные или общие процедуры.

К мест­ным про­це­ду­рам отно­сят умы­ва­ние, обти­ра­ние, обли­ва­ние, ванны.

Зака­ли­ва­ние толь­ко тогда эффек­тив­но, когда холод­ной водой обли­ва­ют теп­ло­го ребенка.

Тра­ди­ци­он­ные вод­ные процедуры:

  • Для детей с само­го рож­де­ния: общие ван­ны с обли­ва­ни­ем. Купа­ют ребен­ка как обыч­но при тем­пе­ра­ту­ре воды в ванне око­ло 37 гра­ду­сов. Гото­вят в дру­гой посу­де воду для пер­во­го обли­ва­ния тем­пе­ра­ту­рой на 10 гра­ду­сов ниже, чем в ванне (око­ло 26 гра­ду­сов). Выни­ма­ют малы­ша из ван­ноч­ки, дер­жат его на ладо­ни взрос­ло­го спин­кой квер­ху и сна­ча­ла обли­ва­ют ему сто­пы про­хлад­ной под­го­тов­лен­ной водой, а затем спин­ку вдоль позво­ноч­ни­ка до затыл­ка. Ино­гда малы­ши от неожи­дан­но­сти даже вскри­ки­ва­ют или “крях­тят”, но затем быст­ро при­вы­ка­ют к про­це­ду­ре. После обли­ва­ния ребен­ка про­мо­ка­ют, заку­ты­ва­ют в про­стую и бай­ко­вую пелен­ки. Через 15–20 минут его пере­оде­ва­ют. Реко­мен­ду­ет­ся каж­дые 3–5 дней сни­жать тем­пе­ра­ту­ру воды для обли­ва­ний на один гра­дус, дохо­дя до тем­пе­ра­ту­ры воды18–20 гра­ду­сов. Дети более стар­ше­го воз­рас­та, кото­рые адап­ти­ро­ва­ны к про­це­ду­ре, сами тре­бу­ют обли­ва­ния более холод­ной водой после теп­лой ван­ны или душа.
  • Под­мы­ва­ние, умы­ва­ние. Длят­ся 1–2 мину­ты. Вна­ча­ле их про­во­дят теп­лой водой (28 гра­ду­сов), а затем каж­дые 2–3 дня сни­жа­ют тем­пе­ра­ту­ру воды на 1 гра­дус – до 22 гра­ду­сов. Сле­дить, что­бы нож­ки малы­ша перед под­мы­ва­ни­ем были теп­лы­ми! После про­це­ду­ры заво­ра­чи­ва­ют ребен­ка в пелен­ки на 15–20 минут. А затем переодевают.
  • Для детей с 2‑х меся­цев: общие влаж­ные обти­ра­ния. Вна­ча­ле гото­вят кожу ребен­ка к пред­сто­я­щей про­це­ду­ре. Для это­го сухой фла­не­ле­вой пелен­кой или кусоч­ком шер­стя­ной тка­ни еже­днев­но утром рас­ти­ра­ют тело, руки и ноги ребен­ка до розо­во­го цве­та. Спу­стя 7–10 дней мож­но при­сту­пать к обти­ра­нию водой. Вареж­ку из мах­ро­вой тка­ни или поло­тен­це сма­чи­ва­ют в воде (35–36 гра­ду­сов зимой и 33–34 гра­ду­са летом), слег­ка отжи­ма­ют и обти­ра­ют руки – от паль­цев к пле­чу, нож­ки – от стоп к бед­ру, грудь, живот, спи­ну. Таким обра­зом дости­га­ет­ся соче­та­ние дей­ствия мас­са­жа и воды. Сра­зу же после обти­ра­ния выти­ра­ют смо­чен­ную часть тела поло­тен­цем до лег­ко­го покрас­не­ния кожи. Один раз в 5 дней тем­пе­ра­ту­ру воды для обти­ра­ний сни­жа­ют на 1 гра­дус, дово­дя ее до 28 гра­ду­сов. Про­дол­жи­тель­ность про­це­ду­ры – 3–4 мину­ты. Луч­ше про­во­дить ее перед днев­ным сном. Для уси­ле­ния рефлек­тор­но­го вли­я­ния воды на коже мож­но исполь­зо­вать рас­твор соли (1 чай­ная лож­ка на ста­кан воды).

Интен­сив­ные мето­ды закаливания

К интен­сив­ным мето­дам зака­ли­ва­ния отно­сят те мето­ды, при кото­рых про­ис­хо­дит хотя бы крат­ко­вре­мен­ный кон­такт тела со сне­гом, ледя­ной водой или мороз­ным воз­ду­хом. Про­ме­жу­точ­ное место меж­ду тра­ди­ци­он­ным и интен­сив­ным зака­ли­ва­ни­ем зани­ма­ют кон­траст­ные про­це­ду­ры. При хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ни­ях верх­них дыха­тель­ных путей у детей, тон­зил­ли­те, аде­но­и­дах пред­по­чти­тель­нее при­ме­нять кон­траст­ные процедуры.

Основ­ные виды кон­траст­ных зака­ли­ва­ю­щих про­це­дур:

  • кон­траст­ные нож­ные ванны;
  • кон­траст­ное обтирание;
  • кон­траст­ный душ;
  • сау­на;
  • рус­ская баня.

Кон­траст­ное обли­ва­ние ножек: ста­вят два таза с таким коли­че­ством воды, что­бы уро­вень ее дохо­дил до сере­ди­ны голе­ни. В одном тазу вода долж­на быть горя­чей 38–40 гра­ду­сов, а в дру­гом при пер­вой про­це­ду­ре – на 3–4 гра­ду­са ниже. Малыш сна­ча­ла погру­жа­ет нож­ки в горя­чую воду на 1–2 мину­ты и барах­та­ет ими в воде, а затем “пере­ска­ки­ва­ет” в таз с про­хлад­ной водой на 5–20 секунд. Так мож­но менять горя­чие и про­хлад­ные нож­ные ван­ны 3–6 раз. Каж­дые 5 дней тем­пе­ра­ту­ру воды во вто­ром тазу сни­жа­ют на 1 гра­дус, дово­дя до 17–12 гра­ду­сов. У ослаб­лен­ных детей про­це­ду­ру нуж­но закан­чи­вать тазом с горя­чей водой, а у креп­ких и здо­ро­вых – с про­хлад­ной. При­ду­май­те малы­шам свою сказ­ку или забав­ную исто­рию, что­бы про­во­дить кон­траст­ные про­це­ду­ры в виде игры или спектакля.

Кон­траст­ный душ мож­но исполь­зо­вать для детей стар­ше 2‑х лет­не­го воз­рас­та. При этом малыш сто­ит под “горя­чим дож­ди­ком” 1–2 мину­ты, а затем под “холод­ным” — 10–20 секунд. Чере­до­вать 5–10 раз.

Мно­гие дети хоро­шо пере­но­сят хож­де­ние по сне­гу боси­ком после адап­та­ции к обли­ва­нию стоп про­хлад­ной водой. Важ­но, что­бы под сне­гом была зем­ля, а не бетон или асфальт. Выхо­ди­те с малы­шом, когда выпа­дет чистый снег, в удоб­ной обу­ви (вале­ноч­ки), кото­рую лег­ко сни­мать и оде­вать. Побе­гай­те с ребен­ком. Если у него будут крас­ные щеч­ки, зна­чит и нож­ки малы­ша теп­лые. Сни­ма­е­те обувь и ста­ви­те на несколь­ко секунд нож­ку на снег. Про­мо­ка­е­те ее чистым поло­тен­цем, оде­ва­е­те обувь и повто­ря­е­те то же самое с дру­гой нож­кой. После про­це­ду­ры нуж­но еще немно­го побе­гать или попри­се­дать. Делай­те эти зака­ли­ва­ю­щие про­це­ду­ры вме­сте всей семьей!

Автор: Сапа Ири­на Юрьевна

Источ­ник: Medlinks.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки