Странные люди рядом с нами. О непростой аудитории священников

Странные люди рядом с нами. О непростой аудитории священников

(7 голосов4.4 из 5)

Пси­хея – душа, это то, с чем в повсе­днев­ной жиз­ни рабо­та­ют свя­щен­ни­ки и при­ход­ские кон­суль­тан­ты, та суб­стан­ция, кото­рая тре­бу­ет акку­рат­но­го ком­плекс­но­го под­хо­да. Мно­гие пси­хи­че­ские откло­не­ния объ­яс­ня­ют­ся духов­ной повре­жден­но­стью, но все­гда ли это так? 

О том, где про­хо­дит гра­ни­ца меж­ду духов­ным и душев­ным, и чем Цер­ковь может помочь людям с душев­ны­ми болез­ня­ми и их род­ным, а так­же о пас­тыр­ской рабо­те со слож­ны­ми при­хо­жа­на­ми рас­ска­зы­ва­ет про­то­и­е­рей Игорь Фомин, пред­се­да­тель Комис­сии по мис­си­о­нер­ству и кате­хи­за­ции при Епар­хи­аль­ном сове­те г. Моск­вы, насто­я­тель хра­ма свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го при МГИМО. 

— По наблю­де­ни­ям спе­ци­а­ли­стов, в обще­стве при­сут­ству­ет мас­со­вая пси­хи­ат­ри­че­ская без­гра­мот­ность. Людей с явны­ми пси­хи­че­ски­ми откло­не­ни­я­ми сограж­дане назы­ва­ют «стран­ны­ми» и опас­ли­во про­хо­дят мимо, а потом эти люди под­жи­га­ют квар­ти­ры, напа­да­ют на про­хо­жих, а порой даже уби­ва­ют. Или нано­сят вред себе, ока­зы­ва­ясь с внут­рен­ни­ми мон­стра­ми один на один. Вы в сво­ей пас­тыр­ской рабо­те стал­ки­ва­лись с таки­ми? Что Цер­ковь со сво­ей сто­ро­ны может сде­лать, что­бы такие люди сами не оста­ва­лись без помо­щи и не созда­ва­ли угро­зы окружающим? 

— Мы, свя­щен­ни­ки, сопри­ка­са­ем­ся с про­бле­ма­ми пси­хи­ат­рии посто­ян­но, но лишь по каса­тель­ной. Мы не спе­ци­а­ли­сты в этой обла­сти — мы долж­ны пре­крас­но это пони­мать. Дей­стви­тель­но, стран­ные люди при­хо­дят к хра­мы, и нас даже часто обви­ня­ют, мол, вон сколь­ко у вас людей с нездо­ро­во бле­стя­щи­ми гла­за­ми сто­ят, ненор­маль­ных. Но факт есть факт.  Где они еще нуж­ны? Их ото­всю­ду гонят, а здесь, в хра­ме, они полу­ча­ют какое-то успо­ко­е­ние. Пси­хи­ат­рия – это лече­ние души, вос­ста­нов­ле­ние души. Пси­хи­че­ские болез­ни – это какой-то над­лом души. Есть пси­хи­ат­ри­че­ские забо­ле­ва­ния, а есть духов­ные – это раз­ные вещи.

Опыт­ный свя­щен­ник видит, где дей­стви­тель­но нуж­на духов­ная помощь, а где вра­чеб­ная. И он отправ­ля­ет чело­ве­ка по тому или ино­му пути. Дей­стви­тель­но, мы часто при­бе­га­ем к помо­щи про­фес­си­о­наль­ных пси­хи­ат­ров. Почти у каж­до­го свя­щен­ни­ка есть один или несколь­ко зна­ко­мых вра­чей, к кото­рым он по необ­хо­ди­мо­сти пере­на­прав­ля­ет людей. Опре­де­лить при­зна­ки сра­зу доволь­но тяже­ло. Для это­го необ­хо­ди­мо какое-то вре­мя пооб­щать­ся с чело­ве­ком, понять его, что­бы он при­слу­шал­ся.  Духов­ное забо­ле­ва­ние — это не менее тяж­кий груз, чем свя­тость, но толь­ко в отри­ца­тель­ном клю­че.  Чаще все­го, духов­ный недуг это, когда чело­век осо­знан­но заго­ня­ет себя в бесо­об­ще­ние и дела­ет нега­тив­ный нрав­ствен­ный выбор. Если же чело­век болен пси­хи­че­ски и ему уда­ет­ся помочь, это без­услов­но бла­го. Таких людей порой надо дол­го уго­ва­ри­вать, бесе­до­вать, скло­нять. Ино­гда подвиг­нуть чело­ве­ка к посе­ще­нию вра­ча мож­но толь­ко после дли­тель­но­го обще­ния. Когда он видит вни­ма­ние к себе, то готов при­слу­шать­ся и посту­пить так, как ему сове­ту­ют. Обыч­но в таких слу­ча­ях и исполь­зую про­стой аргу­мент: «Если с вами все в поряд­ке, то чего вам тогда бояться».

— Сей­час пас­тыр­ская пси­хи­ат­рия пре­по­да­ет­ся лишь в немно­гих духов­ных учеб­ных заве­де­ни­ях. Как Вы счи­та­е­те, учеб­ный объ­ем по азам пси­хи­ат­рии доста­то­чен для буду­щих пас­ты­рей? Мы ведь часто слы­шим исто­рии, как после обще­ния со свя­щен­ни­ком боль­но­го чело­ве­ка или его род­ных вме­сто реаль­ной помо­щи направ­ля­ли лечить­ся духов­ны­ми мето­да­ми и полу­ча­лось либо поте­ря дра­го­цен­но­го вре­ме­ни, либо откро­вен­ный вред.  Может быть, все-таки свя­щен­ни­кам сто­ит полу­чать допол­ни­тель­ное обра­зо­ва­ние или боль­ше вни­ма­ния уде­лять это­му в рам­ках учеб­но­го кур­са семинарии? 

— В мое вре­мя это­го пред­ме­та вооб­ще не было в семи­на­рии, но были заме­ча­тель­ные духов­ные настав­ни­ки, кото­рые мно­гое рас­ска­зы­ва­ли из сво­е­го опы­та. Так что у нас было само­об­ра­зо­ва­ние. Как это сей­час про­ис­хо­дит – не могу ска­зать, но не было бы лиш­ним, что­бы курс пси­хи­ат­рии был обя­за­тель­ным для всех буду­щих пас­ты­рей. Что­бы рас­ска­за­ли о пси­хо­ти­пах и о симп­то­мах забо­ле­ва­ний. От наше­го пове­де­ния очень мно­гое зави­сит – запу­га­ем ли мы чело­ве­ка или рас­по­ло­жим к Церк­ви и помо­жем ему.

— У людей с пси­хи­че­ски­ми неду­га­ми есть про­бле­мы с соци­а­ли­за­ци­ей и нигде, кро­ме Церк­ви, где мило­серд­ное и тер­пе­ли­вое отно­ше­ние к ближ­ним явля­ет­ся нор­мой, их тер­петь не хотят. Может, как раз хри­сти­ан­ское отно­ше­ние к ближ­не­му может стать такой заквас­кой, кото­рое в соче­та­нии с лик­бе­зом помо­жет людям не оста­вать­ся со сво­и­ми про­бле­ма­ми один на один? 

- Воз­мож­но­сти соци­а­ли­за­ции на при­хо­де это дей­стви­тель­но спа­се­ние для мно­гих людей не толь­ко с про­бле­ма­ми харак­те­ра, но и тех, кто стра­да­ет от пси­хо­ло­ги­че­ских или даже пси­хи­че­ских неду­гов. Порой даже совсем моло­дые люди акку­му­ли­ру­ют­ся в при­хо­дах, пото­му что сре­ди сво­их сверст­ни­ков в миру они не нахо­дят пол­но­цен­но­го обще­ния, хотя бы пото­му что общать­ся с ними тяже­ло. Здесь они нахо­дят себя, ощу­ща­ют соб­ствен­ную нуж­ность и полез­ность через дела мило­сер­дия и любые дру­гие фор­мы вне­бо­го­слу­жеб­ной работы. 

Мега­по­лис – это сооб­ще­ство оди­но­чек, здесь мил­ли­о­ны оди­но­ких людей живут бок о бок, раз­де­лен­ные бетон­ны­ми сте­на­ми. Плы­вем в тол­пе, как рыб­ки, и не видим, кто рядом с нами. А потом, сам ритм жиз­ни в мега­по­ли­се очень давит на пси­хи­ку. Цер­ковь здесь явля­ет­ся ост­ров­ком уми­ро­тво­ре­ния и покоя, а глав­ное – местом, где все долж­но делать­ся по люб­ви к ближ­не­му, пусть и не все­гда это получается.

— А как мож­но орга­ни­зо­вать пра­виль­ную рабо­ту с таки­ми при­хо­жа­на­ми, что­бы нико­го не оби­деть и в то же вре­мя не делать вид, что про­бле­мы нет? 

— Даже самые бла­гие наме­ре­ния долж­ны быть под­креп­ле­ны зна­ни­я­ми, что­бы не навре­дить. Как про­хо­дят любые кур­сы на при­хо­дах? Появ­ля­ет­ся какой-то спе­ци­а­лист и сам пред­ла­га­ет что-то. При­ход, как семья, как орга­низм, кото­рый сам опре­де­ля­ет свои боле­вые точ­ки и при­о­ри­тет­ные направ­ле­ния. Это невоз­мож­но сде­лать искус­ствен­но. Мы вот гово­рим сей­час, и я заду­мал­ся, а может, про­ве­сти у нас на при­хо­де такой лик­без в виде несколь­ких лекций…

— Да, может, мно­гие пой­мут, что рядом с ними живет кто-то «стран­ный», а сам нуж­да­ет­ся в помо­щи или пред­став­ля­ет угрозу. 

— А может быть по-дру­го­му. На кого-то пове­си­ли клей­мо, что он такой-сякой боль­ной, а можем наобо­рот гово­рить, что ему нуж­на духов­ная или про­сто чело­ве­че­ская под­держ­ка. У него в жиз­ни так сло­жи­лось, что он още­ти­нил­ся и все его счи­та­ют сума­сшед­шим. Пал­ка о двух кон­цах. Мы, ско­рее все­го, гово­рим не о том, что­бы вешать ярлы­ки псих­боль­ных на людей, а наобо­рот сни­мать их. С совет­ско­го вре­ме­ни име­ет место стиг­ма­ти­за­ция пси­хи­че­ски боль­ных. Обра­тить­ся к пси­хи­ат­ру счи­та­ет­ся непри­лич­ным, это вро­де как поте­ря репу­та­ции. На самом деле, это не так.

Забо­та о сво­ем здо­ро­вье под­ра­зу­ме­ва­ет и кон­троль этой сфе­ры – ниче­го постыд­но­го в этом нет.

— Тем более, что пси­хи­че­ские про­бле­мы под вли­я­ни­ем ост­рых жиз­нен­ных обсто­я­тельств могут воз­ник­нуть и совер­шен­но­го здо­ро­во­го чело­ве­ка. Напри­мер, суи­ци­даль­ные мыс­ли от пере­жи­ва­ния боль­шо­го горя.

— Да, так и есть.

— Есть такие рас­строй­ства лич­но­сти, кото­рые по меж­ду­на­род­ной клас­си­фи­ка­ции к пси­хи­че­ским забо­ле­ва­ни­я­ми не отно­сят­ся. Напри­мер, пси­хо­па­тия. Пси­хо­па­ты очень часто обла­да­ют таки­ми пове­ден­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми, кото­рые мы бы назва­ли духов­ной болез­нью. Это деструк­тив­ное пове­де­ние, наме­рен­ные оскорб­ле­ния и уни­же­ния ближ­них, дове­де­ние до слез, тяга ко гре­ху, часто амо­раль­ный образ жиз­ни. Но при этом неко­то­рые виды пси­хо­па­тии срод­ни эпи­леп­сии по сво­ей пато­фи­зио­ло­гии и лечат­ся медикаментозно. 

— Пси­хо­па­ты чаще все­го нахо­дят­ся в погра­нич­ном состо­я­нии. А погра­нич­ное состо­я­ние харак­те­ри­зу­ет­ся тем, что чело­век может как выбрать­ся и побо­роть недуг, так и ска­тить­ся в пол­но­цен­ное забо­ле­ва­ние. Мы можем под­дер­жать его духов­но, тем самым сни­зив гра­дус ситу­а­ции, но это не каж­дый свя­щен­ник оси­лит. А вот при­ход­ское сооб­ще­ство смо­жет вполне про­явить жалость и не оттолк­нуть человека.

— Но такие состо­я­ния не конеч­ны, а цик­лич­ны. После улуч­ше­ния потом сно­ва про­ис­хо­дит обострение. 

— Вооб­ще все люди с подоб­ны­ми про­бле­ма­ми со вре­ме­нем при­вы­ка­ют обра­щать­ся к вра­чу свое­вре­мен­но и зара­нее чув­ству­ют при­бли­же­ние обостре­ния. Важ­но не дать чело­ве­ку дой­ти до само­го дна это­го при­сту­па, но в то же вре­мя про­явить силу и стро­гость, что­бы не поз­во­лять чело­ве­ку пой­ти вразнос.

Бесе­до­ва­ла Алек­сандра Борисова

Источ­ник: moscmc.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки