Декало́г (от др.-греч. δεκαλόγος (от δέκα – десять, и λόγοι – слова) – десятисловие) – десять заповедей Божьих, составивших ядро ветхозаветного нравственного закона, отпечатленных на каменных скрижалях.
Десять заповедей были даны Богом Израильскому народу после его выхода из земли Египетской. Эти заповеди были начертаны на каменных скрижалях. Все они отражены в Пятикнижии (Исх.20:1-17; Втор.5:6-21).
Первые четыре заповеди говорят о богопочитании (любви к Богу), остальные шесть – о любви к ближним. Господь Иисус Христос подтвердил их актуальность в Новом Завете, ответив одному человеку на вопрос о спасении: «Если же хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:17-19).
Содержание десяти заповедей
1. Я Господь, Бог твой: да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Соблюдает заповедь тот, кто верит в Единого Бога и исповедует веру перед людьми; стремится познавать Его, читая и слушая Священное Писание и другие душеполезные книги, поучения; чтит Бога и любит Его, служит и повинуется Ему, молится Ему, прославляет и благодарит Его за все.
Нарушает тот, кто не верит в истинного Бога или верит во многих богов; либо, веря в существование Бога, не верит преподанному Им учению, либо следует еретическому учению, держась мнений, противоречащих Божественной Истине; отделяется от Церкви и следует в раскол; обращается за помощью к услугам колдунов (магов, волхвов, чародеев и пр.) или сам практикует их ремесло; следует суевериям; любит и надеется на кого-то больше, чем на Бога; стремится угождать людям так, что из-за этого не старается угодить Богу; пренебрегает изучением основ православной веры и нравственности.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.
Соблюдает заповедь тот, кто ставит Бога на первое место в своей жизни.
Нарушает тот, кто на место Бога ставит кого-то или что-то еще: ложных богов, людей (в том числе себя), предметы, успех, власть и т.п.; кто предается алчности, гордости, чревоугодию (обжорству) так, что готов ради удовлетворения своей страсти нарушать заповеди Божьи; кто предается пьянству и наркомании.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Соблюдает заповедь тот, кто с благоговением относится к имени Бога.
Нарушает тот, кто совершает богохульство или кощунство; дает ложные клятвы; нарушает законные клятвы и обещания, данные Богу.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.
Соблюдает заповедь тот, кто посвящает седьмой день Богу (в Новом Завете им стал воскресный день), а именно: участвует в богослужении; проводит дома время в молитве, душеполезном чтении и разговоре; часть средств отдает в церковь и нуждающимся; совершает дела милосердия. Кто соблюдает праздники и посты, установленные в Церкви.
Нарушает тот, кто проводит это время в работе или в праздности (когда есть возможность прийти в храм); позволяет себе недопустимые для христианина развлечения, зрелища; не исполняет обязанность причащаться Святых Тайн Христовых; в расширенном понимании заповеди: игнорирует многодневные и однодневные посты.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Соблюдает заповедь тот, кто почитает и повинуется, в надлежащей мере, родителям (в расширенном понимании: учителям, наставникам, священнослужителям, восприемникам, начальникам, властям) (кроме тех случаев, когда они требуют того, что не угодно Богу).
Нарушает тот, кто не почитает и не повинуется, в надлежащей мере, родителям (в расширенном понимании: достойным почитания учителям, наставникам, священнослужителям, восприемникам, начальникам, властям).
6. Не убивай.
Соблюдает заповедь тот, кто старается беречь жизнь и благосостояние ближнего; улучшает жизнь других людей; примиряется, прощает обиды и делает добрые дела врагам.
Нарушает тот, кто незаконно отнимает жизни людей (в том числе через совершение или одобрение аборта, использование противозачаточных средств с абортивным действием); осуждает подсудимого, невиновность которого известна; укрывает или освобождает убийцу; допускает смерть человека, не оказав помощи; дурным примером жизни или ложным учением о вере (неверием) губит других; невоздержанием или другими пороками сокращает собственную жизнь; совершает самоубийство.
7. Не прелюбодействуй.
Соблюдает заповедь тот, кто хранит чистоту души и тела; хранит верность супругу (супруге).
Нарушает тот, кто вступает в интимные отношения вне брака (блуд); совершает супружескую измену (прелюбодеяние); вступает в новые интимные отношения, будучи связан узами иного законного брака (Лк.16:18; 1Кор.7:10-11); использует противозачаточные средства; заключает союз с близкими родственниками или лицом своего пола; смотрит с похотью на людей (сюда же относится просмотр порнографии); слушает, читает или произносит слова либо тексты о нечистой «любви» ради получения удовольствия; занимается онанизмом (мастурбацией).
8. Не кради.
Соблюдает заповедь тот, кто не ворует, не присваивает незаконно чужое и не способствует этому.
Нарушает тот, кто грабит и ворует; берет взятки и совершает вымогательство; по соображениям выгоды возвышает недостойных, оправдывает виновных, притесняет невиновных; получает жалованье за должность или плату за дело, но не исполняет должности и дела.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Соблюдает заповедь тот, кто не произносит ложных свидетельств на ближних.
Нарушает тот, кто лжет; клевещет; одобряет и распространяет сплетни.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Соблюдает заповедь тот, кто не смотрит с завистью на благосостояние ближнего, благодарен Богу и доволен тем, что у него есть.
Нарушает тот, кто завидует ближнему.
Почему Моисей, получив от Бога скрижали Завета, сокрушил их о землю?
Как следует из Божественного Откровения, Бог не только провозгласил для Израиля десять заповедей, составлявших ядро религиозно-нравственного закона, но и Сам начертал эти заповеди, «Божьим перстом» (Исх.32:16) (см.: Антропоморфизмы в Библии).
Незадолго до этого события Израиль заключил с Богом Завет, клятвенно и торжественно пообещав соблюдать всё, что заповедано Богом (Исх.24:4-8). Этот обет был произнесен пред лицом Божьим и скреплён жертвенной кровью на виду у всего общества.
Скрижали представляли собой две каменные доски. Начертанные на их поверхности десять заповедей представляли основу, фундамент Синайского законодательства.
Факт того, что письмена были составлены на столь твёрдом и долговечном материале, каким является камень, свидетельствовал: заповеди даны еврейскому народу, как твёрдое, незыблемое правило веры, на века.
Между тем, пока вождь и законоположник Моисей пребывал на горе, общаясь с Творцом, народ, взволнованный его длительным отсутствием, изготовил себе нового бога, рукотворного идола, золотого тельца (Исх.32:1-4).
Уклонение от недавно заключенного Завета, да ещё и в форме крайнего богохульства, едва не привело к уничтожению народа (Исх.32:10). Так силен был Божественный гнев.
Скрижали, которые надлежало хранить и беречь, должны были служить священным памятником, напоминанием о благодеяниях Божьих в отношении Израиля, о заключении Завета и даровании закона.
Но ввиду того, что еврейский народ предался идолопоклонству и пренебрёг законом, первые требования которого, начертанные на скрижалях, указывали на обязанность почитания Истинного Бога и запрет на изготовление каких-либо кумиров, Моисей и сокрушил их, руководствуясь не только порывом священного гнева, но и стремлением вразумить богоотступников, выразить им, что больше они недостойны такого высокого дара, который сами же и отвергли.
И действительно, к чему народу, дерзнувшему поменять Вечного Бога на блестящего идола, запечатленные на камне Божественные требования? Как скрижали должны были служить символом Завета, так и их сокрушение послужило символом нарушения этого Завета.
Впоследствии, когда Израиль был вразумлен, Бог повелел Моисею изготовить две новые каменные скрижали, на которых Он пообещал начертать прежние слова (Исх.34:1).
Это было исполнено. Впоследствии скрижали были положены внутрь ковчега. Ковчег почитался еврейским народом, как величайшая святыня, был местом особого Божьего присутствия. Вместе с положенными внутрь него скрижалями он прообразовывал Божью Матерь, носившую в Своей утробе Бога Слово, Господа Иисуса Христа.
Цитаты о декалоге
«Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».
Рим.13:9-10
«Кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства».
свт. Николай Сербский
Литература по теме
- Декалог, или Десять Заповедей прот. Александр Мень
- Десять заповедей с толкованием свт. Петр (Могила), митр. Киевский
- Десять заповедей с толкованием Пространный христианский Катихизис
- Объяснение десяти заповедей свт. Николай Сербский
- Изъяснение десяти заповедей свт. Григорий Палама
- Десять Заповедей Закона Божьего: их практическое применение в жизни свящ. Михаил Шполянский
- Как запомнить декалог Юлия Ростовцева
- Изъяснение десяти заповедей, данных Моисею свт. Николай Сербский
Комментировать