Вопрос: «Как создать семью?» менее актуален, чем вопрос: «Как создать семью и не раскаяться в содеянном?» О том, что поможет избежать наиболее распространенных ошибок при вступлении в брак, рассказал протоиерей Димитрий Рощин, настоятель храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе.
‒ Что нужно принимать во внимание, собираясь создать семью, чтобы не совершить ошибку?
‒ Самое главное ‒ понимать, зачем создается семья. Так как никто этому не учит, это сознание должно быть воспитываемо Церковью. Люди, которые хотят создать семью, должны четко понимать свои цели и задачи. Семью создают не для того, чтобы было с кем встретить старость или чтобы решить какие‑то бытовые или личностные проблемы. У семьи должен быть определенный приоритет. Брачный союз строится не только на желании одного человека или на личных желаниях двух человек ‒ каждый из них должен принимать в расчет другого, учитывать его интересы, поэтому над ними должен быть некий фактор, который выше, чем просто их собственное желание. Мужчина и женщина должны понимать, что, вступая в эти отношения, они будут жертвовать собой, поскольку семья ‒ это жертва.
‒ Как можно воспитать в себе эту способность к жертвенности?
‒ Для того чтобы семья была полноценной и правильной, человек должен быть воспитан определенным образом. Ведь раньше воспитывали людей, готовили к браку и девиц, и мужчин. И самой главной подготовкой были те семьи, в которых они сами жили. Такие патриархальные семьи, где все правильно расставлено, сейчас редкость, поэтому в наши дни воспитанием будущих мужей и жен может заниматься только Церковь. Хотя бы потому, что Церковь показывает пример. Она вся состоит из примеров. Это, во‑первых, примеры святых, а во‑вторых, примеры семей, которые живут праведно и строят свой брак согласно заповедям Божиим, по благословению. То есть их цель в этом браке ‒ научиться любить другого человека, воспитать детей в Боге, в вере, дать им возможность святости и так далее. Человек, приходящий в Церковь, видит эти примеры перед собой ‒ нигде больше в миру ему их увидеть не удастся. Тут и теория, и практика вместе.
Церковь вообще учит человека жертве ‒ в том числе и семейной жертве. Потом, Церковь представляет собой иерархию. Как говорит Апостол, у нас без всякого спора о мнениях меньшее благословляется от большего. Иерархия выстроена определенным образом, и человек, попадающий в структуру Церкви, воспринимает эту иерархию как нечто должное. Он сознает, что несвободен в мирском понимании этого слова. Церковь учит человека почитать родителей и ставит эту заповедь во главу угла. То есть человек привьет это своим детям, если они у него будут в браке: он будет настаивать на этом и говорить, что это правильно. Церковь ‒ это живой пример, передающийся из поколения в поколение. Больше этого нигде нет. Некоторым людям повезло, у них были благочестивые родители ‒ в том смысле, что они сохранили брак, прожили всю жизнь вместе, воспитали своих детей в любви, но это колоссальная редкость.
‒ Наверное, только люди с сильным характером способны на подвиг жертвы? А как же быть остальным?
‒ Речь же идет не о рудниках. Хотя брак ‒ это мученичество, но это бескровное мученичество. Отношения между людьми, которые представляют собой на земле ад, Церковь все равно пытается сделать раем, ввести человека в жизнь по заповедям, она примирит его с людьми, даст ему возможность любить, увидеть ответную любовь. Брак строится таким же образом: там, где есть жертва, там есть и любовь. В браке два человека сталкиваются не только со своим жертвоприношением, но и со встречной жертвой. У монахов с Богом тоже своего рода брак, и у христианина с Богом тоже своего рода брак. Человек любит Бога больше, когда понимает, какую жертву ради него приносит Господь, и сердце человеческое отзывается на эту жертву, если оно хоть немного научено. Это процесс всей жизни. Точно так же и в браке раскрывается эта любовь, люди начинают любить друг друга все больше и больше, потому что они все больше и больше проникают в суть этой жертвы, которую каждый из них приносит, чем‑то поступаясь ‒ всеми теми вещами, которые имеет свободный человек, ничем ни с кем не связанный.
‒ Как правильно выбрать будущего супруга?
‒ Любой выбор, тем более серьезный, делается только временем. Чем серьезнее были старцы, чем больше они видели, тем больше времени они давали людям, чтобы те общались друг с другом. Отец Иоанн (Крестьянкин) жестко давал три года. Мы даем не меньше года. Бывают исключения, но в целом так. Иногда, если видим человеческую крепость, способность выдержать долгое ожидание, то и три года благословляем. За год общения с человеком ты очень многое узнаешь. Чувства должны быть проверены. На одних эмоциях ничего не построишь.
‒ А если, например, духовный отец благословит создать брак с человеком, к которому не испытываешь любви?
‒ Никогда духовный отец так не сделает, если он в своем уме. Священники всегда отталкиваются от человека. Духовный отец может так поступить только в том случае, если человек приходит и говорит: я сам не могу сделать выбор, я полагаюсь на вашу волю и прошу подсказать мне, кто мог бы составить мое счастье. Тогда духовный отец имеет право ‒ если он знает, как поступить. А он может и не знать. Тогда священник может дать некий совет, но это ни в коем случае не твердое благословение, хотя если уж спрашиваешь, то стоит последовать полученному совету. Были случаи, когда люди этому благословению не следовали, так у них и дальше ничего не получалось. Потом часто начинает казаться, что это благословение неправильное, неточное, но это просто искушение. Если человек сам не может принять решение, то ему, конечно, нужна помощь. Это значит, что он в какой‑то степени инфантилен, или в чем‑то запутался, или у него другие проблемы с этим выбором. И здесь речь уже не о том, чтобы найти одну-единственную на всю жизнь, а, имея желание создать брак, вступить в него с тем человеком, который будет тебе верен, не подведет тебя, будет тверд. То есть с человеком, правильно воспитанным.
Когда меня спрашивают, где искать невест, я говорю: ищите в Церкви, потому что в Церкви женщины воспитанные, они хотя бы почувствовали, что такое иерархия, они могут подчиняться. Воцерковленные женщины имеют духовников или духовных отцов, они знают, что такое послушание, у них есть внешний фактор, который будет их метания гасить. На первых порах брака, да и потом тоже, помощь духовного отца в удержании этого корабля на плаву неоценима. Она играет колоссальную роль. Если бы это было не так, если бы люди не советовались со своими духовниками, особенно в первые годы брака, многие семьи не сохранились бы.
‒ Когда семья, даже воцерковленная, распадается ‒ значит ли это, что выбор был сделан неверно?
‒ На мой взгляд, большинство браков разваливается из‑за того, что женщины более импульсивны, в них больше решимости исполнить свое предназначение, а мужчины сейчас более инфантильны. Выбирать должен мужчина, в этом есть какой‑то внутренний закон, который сдерживает мир от гибели. А когда эти законы нарушаются, начинают выбирать женщины ‒ они могут очаровывать, у них есть для этого весь арсенал, и они берут свое, но берут, как правило, то, что им не по зубам, потому что держат в уме некий идеал, которого часто не заслуживают. А мужчина через какое‑то время, уже вступив в брак, вдруг понимает, что это не его выбор ‒ и он в общем‑то прав. Сейчас, к сожалению, это крайне распространенное явление. Большинство браков распадается именно по этой причине. Поэтому женщина выбирать не должна.
Нужно спокойно относиться к своему безбрачию, принимать все как есть. У человека нет задачи ‒ вступить в брак или не вступить. Задача человеческой жизни ‒ это общение с Богом. По идее, не только в отношении брака, но в отношении любого развития своей жизни человек должен иметь покорность воле Божьей и спокойствие в этом отношении. Но, к сожалению, большинство людей приходят к этому, уже переболев, перемучавшись, перестрадав. Просто у нас практически нет людей, которые были бы с детства воспитаны в вере. Иначе это не воспринималось бы так болезненно: ну есть и есть, нет и нет. Если человек с самого начала воспитан в принятии своей жизни в соответствии с волей Божьей, он все воспринимает спокойно. Если человек ценит свою жизнь перед Богом, если он серьезно к себе относится, он не будет сломя голову бросаться замуж за любого подвернувшегося.
‒ Если человек вырос таким образом, что семья его родителей оставила в нем негативное отношение к браку, значит ли это, что такому человеку не стоит создавать семью, чтобы не переносить в нее проблемы из семьи своих родителей?
‒ Покаяние отменяет все, изменяет все вещи. С Богом вообще не стоит ничего бояться, потому что Он управляет все во благое. Он меняет человеческую природу и освобождает от всякого рода зависимостей. Человек, может, и помучается ‒ детский опыт ведь никуда не денешь, но вполне может удержаться совсем в других рамках. Это будет для него тяжело, но это будет спасительный путь. Есть ведь люди, у которых папа-мама были по нескольку раз женаты и замужем, а они живут себе в одном браке. А без Бога это было бы невозможно.
Протоиерей Димитрий Рощин
Подготовила Анна Берсенева
Источник: православный журнал для родителей «Виноград»
Комментировать