Как воспитать патриотизм у ребенка

Как воспитать патриотизм у ребенка

(4 голоса4.0 из 5)

Что такое пат­ри­о­тизм? Это и родина для кон­крет­ного чело­века, и чув­ство пре­дан­но­сти, вер­но­сти сво­ему Оте­че­ству, любовь к нему, жела­ние слу­жить его инте­ре­сам и защи­щать от врага.

Любовь к родине не вхо­дит в ком­плект зна­ний, обя­за­тель­ных для «успеш­ного дошколь­ника». Но это не зна­чит, что роди­те­лям не надо вос­пи­ты­вать у малыша ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к своей стране. Оно может стать осно­вой для целе­устрем­лен­но­сти, уве­рен­но­сти в себе и эру­ди­ции. Глав­ное – заин­те­ре­со­вать ребенка.

Елена Крав­цова
пси­хо­лог, Москва 

Для чего чело­веку пат­ри­о­ти­че­ские чув­ства? Зачем нужно вос­пи­ты­вать пат­ри­о­тизм? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое про­ис­хож­де­ние как от роди­те­лей, так и от сво­его народа. Посте­пенно узна­вая исто­рию страны, осо­бенно ее слав­ные стра­ницы, он будет гор­диться ею, как гор­дится ребе­нок силь­ными умными роди­те­лями, чув­ствуя себя защи­щен­ным бла­го­даря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо про­ве­сти «реви­зию» своих чувств к родине, под­нять из глу­бины души соб­ствен­ные теп­лые чув­ства: гор­дость за дости­же­ния сооте­че­ствен­ни­ков, инте­рес к исто­рии род­ного города и всей страны. Поду­мать, что есть заме­ча­тель­ного и по-насто­я­щему вели­кого, на что отзы­ва­ется сердце.

Это не зна­чит, что надо надеть «розо­вые очки» и не заме­чать недо­стат­ков, кото­рые есть в любом госу­дар­стве. Однако малень­кому ребенку знать о них пока не обя­за­тельно. У него должна фор­ми­ро­ваться пози­тив­ная кар­тина окру­жа­ю­щего его мира, без излиш­них стра­хов и неопре­де­лен­но­сти. Правда, не стоит заво­дить серьез­ный раз­го­вор на пустом месте, про­сто так. «Кра­си­вые» слова о пат­ри­о­тизме без при­вязки к какому-то собы­тию для ребенка ничего не зна­чат и быстро вывет­рятся из его головы. Поэтому лучше вос­поль­зо­ваться достой­ным поводом.

Как воспитать патриотизм

Напри­мер, в мае широко празд­ну­ется День Победы. Его про­сто невоз­можно не заме­тить. Парад и тор­же­ствен­ный салют не оста­вят рав­но­душ­ным ни одного ребенка. Малышу нужно пояс­нить, что это за тор­же­ство. Но с уче­том воз­раста. Самым малень­ким доста­точно ска­зать при­мерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храб­рые сол­даты про­гнали захват­чи­ков. Это было очень трудно, поэтому каж­дый год мы вспо­ми­наем их подвиг, так мы выра­жаем им свое ува­же­ние». С детьми постарше можно пого­во­рить подроб­нее: рас­ска­зать о воен­ной тех­нике, о тру­же­ни­ках тыла, о сме­лых пио­не­рах-героях, пойти в кра­е­вой музей бое­вой славы. Заост­рить вни­ма­ние на памят­ни­ках. Напри­мер: «Смотри, вот памят­ная доска, на кото­рой много фами­лий напи­сано. Ты можешь себе пред­ста­вить, что совсем неда­леко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фами­лии напи­саны на доске, сра­жа­лись здесь за наш район. Им было страшно, но они защи­щали свои дома, своих род­ных и даже чужих людей». Нелишне доба­вить, что вете­раны (те, кто вое­вал) сей­час уже очень ста­рень­кие. Их можно пора­до­вать (напри­мер, пода­рить букет тюль­па­нов или гвоз­дик; напи­сать поздрав­ле­ние в открытке, сде­лан­ной сво­ими руками).

В Рос­сии и в Европе есть мно­же­ство леген­дар­ных памят­ни­ков, посвя­щен­ных героям вто­рой миро­вой войны. Эти мону­менты можно пока­зать ребенку в Интер­нете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Вол­го­граде, «Алеша» в Пло­в­диве, «Воин-осво­бо­ди­тель» в Бер­лине и др. Визу­аль­ное впе­чат­ле­ние важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют бога­тое вооб­ра­же­ние и боль­шое жела­ние что-то узнать. Самое глав­ное для взрос­лых – не «засу­шить» детей фак­тами. Все, что можно исполь­зо­вать для вос­пи­та­ния пат­ри­о­ти­че­ских чувств, должно быть инте­рес­ным, ярким, эмоциональным.

  • Исто­рия семьи. Самое пер­вое, что могут сде­лать роди­тели для про­буж­де­ния пат­ри­о­тизма – это позна­ко­мить ребенка с исто­рией соб­ствен­ной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем рабо­тали, чем увле­ка­лись, чего достигли и о чем меч­тали. Фото­гра­фии или вещи, остав­ши­еся с тех вре­мен, ста­нут пре­крас­ным допол­не­нием к рас­сказу. Ощу­ще­ние, что ты име­ешь отно­ше­ние к боль­шой семье, где до тебя были заслу­жи­ва­ю­щие ува­же­ния люди, напол­нит душу ребенка гор­до­стью. Не менее ценны семей­ные тра­ди­ции, пере­хо­дя­щие из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Напри­мер, соби­раться всем вме­сте на День Победы или печь торт к боль­шим празд­ни­кам. Когда малыш под­рас­тет, ему будет инте­ресно соста­вить вме­сте с роди­те­лями гене­а­ло­ги­че­ское древо своей семьи (хотя бы до пра­ба­бу­шек и пра­де­ду­шек). Судьбы наших пред­ков – это наша при­част­ность к судьбе страны.
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм: города и улицы. С ран­него воз­раста можно начи­нать вос­пи­ты­вать инте­рес к род­ной земле. Малышу будет любо­пытно узнать, с чем свя­зано назва­ние улицы, на кото­рой он живет, почему и как полу­чили свои имена его город или посе­лок. И дело взрос­лого – рас­ска­зать об этом доступ­ным язы­ком. Не менее важно пове­дать ребенку о зна­ме­ни­тых зем­ля­ках и их заслу­гах, схо­дить вме­сте к памят­ни­кам, уста­нов­лен­ным в их честь. А можно про­сто пока­зать порт­рет мест­ного героя и рас­ска­зать о нем. Малышу при­ятно будет ощу­щать, что он имеет отно­ше­ние к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Зна­ком­ство с фольк­ло­ром и народ­ными про­мыс­лами. Кра­си­вые книжки с рус­скими народ­ными сказ­ками, хоро­шие мульт­фильмы, сим­па­тич­ные тра­ди­ци­он­ные игрушки – все это увле­чет ребенка и помо­жет ува­жать свою страну. Какие книги, фильмы или мульт­фильмы будут у детей – решать роди­те­лям. Но есть такие, кото­рые по-насто­я­щему нужны детям. Напри­мер, сбор­ник мульт­филь­мов «Гора само­цве­тов», создан­ный по моти­вам ска­зок раз­ных народ­но­стей, насе­ля­ю­щих Рос­сию. Перед каж­дой серией – неболь­шая заставка, где гово­рится об исто­рии и зна­че­нии города или реги­она, из фольк­лора кото­рого взята сказка. Сде­лано это так увле­ка­тельно и кра­сиво, что захва­ты­вает вни­ма­ние и детей, и взрослых.

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш рас­тет, и все темы, о кото­рых гово­ри­лось раньше – родо­слов­ная, исто­рия род­ного края и народ­ное твор­че­ство – для него обре­тают глу­бину. К ним добав­ля­ются новые, инте­рес­ные и понят­ные в этом возрасте.

  • Зани­ма­тель­ные рас­сказы о досто­при­ме­ча­тель­но­стях. Храм, ста­рин­ный дом, мост, озеро или река не запом­нятся ребенку или сольются в его созна­нии с дру­гими, если не под­кре­пить впе­чат­ле­ние зани­ма­тель­ным рас­ска­зом. Это может быть пре­да­ние или дет­ское вос­по­ми­на­ние кого-то из роди­те­лей, научно уста­нов­лен­ный или спор­ный исто­ри­че­ский факт, глав­ное – он дол­жен быть инте­рес­ным. Напри­мер, таким: В Пскове есть ста­рин­ное зда­ние со стран­ным назва­нием: «Поган­кины палаты». Одна из легенд гла­сит, что когда-то жил-был чело­век в ста­рень­кой избушке. Он делал бочки на про­дажу, то есть был бон­да­рем. Но бочки мало поку­пали, и бон­дарь был очень бед­ным. Одна­жды сидел он в своей малень­кой избушке, рабо­тал. Вдруг мимо него про­бе­жала крыса. Бон­дарь рас­сер­дился, схва­тил пер­вое, что под руку попало, и швыр­нул в крысу. Подо­шел посмот­реть: попал или нет? И уви­дел клад – кучу золо­тых монет. Раз­бо­га­тев, бон­дарь пер­вым делом построил пыш­ные палаты. Их про­звали «Поган­ки­ными», потому что деньги, полу­чен­ные таким зага­доч­ным путем, счи­та­лись нехорошими.
  • Путе­ше­ствия. Необя­за­тельно ехать далеко, можно выбраться на один день в сосед­ний город. Но взрос­лые должны зара­нее гото­виться к поездке, нахо­дить объ­екты, кото­рые могут быть инте­ресны ребенку. И состав­лять марш­рут. В Вели­ком Нов­го­роде есть пеше­ход­ный мост через реку Вол­хов, а рядом с мостом стоит скульп­тура «Устав­шая туристка» – девушка, кото­рая ски­нула туфельки и при­села отдох­нуть. Есть пове­рье: если поло­жишь монетку в туфельку, то обя­за­тельно вер­нешься в Вели­кий Нов­го­род. Если пройти по набе­реж­ной дальше, уви­дишь сидя­щего на ска­мейке улы­ба­ю­ще­гося мед­ведя. Легенда гла­сит: он при­шел в город из дре­му­чего леса, хотел позна­ко­миться с нов­го­род­цами и остался ими очень дово­лен. Воз­вра­щаться обратно в лес мед­ведю не захо­те­лось, он решил остаться и радует теперь жите­лей города и его гостей. Можно при­сесть рядом и «побол­тать» с косолапым.
  • Кос­ми­че­ская одис­сея. Дети любят рас­сказы о кос­мосе, и нашей стране в этом отно­ше­нии есть чем гор­диться. Можно рас­ска­зать ребенку о пер­вых кос­ми­че­ских кораб­лях и кос­мо­нав­тах или пона­блю­дать вме­сте с ним за звез­дами и мига­ю­щими в ноч­ном небе спут­ни­ками, схо­дить в Музей кос­мо­нав­тики или Пла­не­та­рий на соот­вет­ству­ю­щую воз­расту про­грамму или посмот­реть позна­ва­тель­ный фильм дома.
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей: тема­ти­че­ские игры. Малыши лучше усва­и­вают зна­ния в игро­вой форме. Можно под­го­то­вить сле­ду­ю­щие заня­тия с кар­точ­ками-кар­тин­ками: «Зна­ком­ство с гер­бом род­ного города», «Путе­ше­ствие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – сто­лица нашей родины».

Конечно, от взрос­лых потре­бу­ются неко­то­рые уси­лия, чтобы вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей, зато потом малыш будет пора­жать всех своей эру­ди­цией. Ребенку важно поло­жи­тельно отно­ситься к своей стране, гор­диться ее геро­ями, пони­мать, что они сде­лали хоро­шего. Так у него будут нрав­ствен­ные ори­ен­тиры, кото­рые помо­гут опре­де­лить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдох­нов­ляет, а также дает дошколь­нику состо­я­ние внут­рен­него покоя и определенности.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки