Отрок Варфоломей, или надежда для тех, кому трудно дается чтение

Отрок Варфоломей, или надежда для тех, кому трудно дается чтение

(2 голоса5.0 из 5)

Обу­че­ние чте­нию не все­гда легко дается детям – неза­ви­симо от ума, интел­лекта, любо­зна­тель­но­сти,  вни­ма­тель­но­сти и при­леж­но­сти. Факт из дет­ства преп. Сер­гия Радо­неж­ского может вооду­ше­вить роди­те­лей, кото­рые столк­ну­лись с  такими затруд­не­ни­ями у ребенка.

Не болезнь, а особенность

Дислек­сия – это затруд­не­ние, воз­ни­ка­ю­щее у ребёнка при обу­че­нии  его чтению.

Дислек­сия в острой  и тяже­лой форме слу­ча­ется при общей задержке раз­ви­тия и лечится вра­чом-нев­ро­ло­гом, лого­пе­дом и довольно ред­ким еще в нашей стране спе­ци­а­ли­стом – ней­ро­пси­хо­ло­гом, кото­рые раз­ра­ба­ты­вают про­грамму лече­ния и кор­рек­ции индивидуально.

Но мы сей­час пого­во­рим, ско­рее, о дислек­си­че­ском рас­строй­стве – воз­раст­ной и вре­мен­ной неспо­соб­но­сти ребёнка понять и усво­ить  текст, кото­рая пре­одо­ле­ва­ется с помо­щью заня­тий или со вре­ме­нем проходит.

Неспо­соб­ность к чте­нию у детей бывает раз­ных видов и про­яв­ля­ется различно:

Аграм­ма­ти­че­ская – ребенку не дается согла­со­ва­ние суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных по роду, числу и и падежу; не может согла­со­вать род суще­стви­тель­ного с родом гла­гола про­шед­шего вре­мени ( напри­мер: «бабочка летел»)

Опти­че­ская – ребе­нок может пере­пу­тать буквы, похо­жие по начер­та­нию или состо­я­щие из  похо­жих эле­мен­тов: «ъ‑ь» «В‑З», «Н‑И-П», «Р‑Б».

Мне­сти­че­ская – ребе­нок не пони­мает, как соот­но­сятся буква и звук, и не может этого запомнить.

Семан­ти­че­ская – ребе­нок читает пра­вильно, сле­дуя пра­ви­лам и ука­за­нию учи­теля, но  не пони­мает смысл того, что он читает. В его вос­при­я­тии одно слово не свя­зы­ва­ется с дру­гим, поэтому связ­ное пред­ло­же­ние не получается.

Фоне­ма­ти­че­ская  –  пыта­ясь читать вслух, ребе­нок  может путать соглас­ные  звуки (сви­стя­щие  с шипя­щими, звон­кие с глу­хими, мяг­кие с твер­дыми),  или похо­жие по зву­ча­нию глас­ные. Либо он назы­вает буквы, а не звуки, кото­рые они обо­зна­чают, и не может соеди­нять их в слоги. Дру­гой вари­ант: про­пуск или пере­ста­новка сло­гов и звуков.

Так отчего умный, раз­ви­тый и здо­ро­вый ребё­нок затруд­ня­ется – не может пре­одо­леть робость перед бук­вами и сло­гами и начать читать? Сопо­ста­вив мне­ния спе­ци­а­ли­стов, можем убе­диться – дислек­сия – не болезнь.

Это  стран­ное, но объ­ек­тивно суще­ству­ю­щее явле­ние. Объ­ек­тивно – потому что про­блема труд­но­стей с чте­нием у детей  в ХХI  веке всё также есть и до сих пор встре­ча­ется очень часто – несмотря на  высо­кий уро­вень циви­ли­за­ции и раз­ви­тие тех­ники и тех­но­ло­гий, а воз­можно, и вопреки им.

Может быть,  в этом вино­вато и новое кли­по­вое мыш­ле­ние, заси­лье кар­тинки, кото­рой с ран­него дет­ства нами под­ме­ня­ется текст.Ребенок не тру­дится вооб­ра­же­нием, мы “раз­же­вы­ваем” для него любую твер­дую пищу для ума, то, до чего он дол­жен дойти сам.

Дислек­сию нельзя назвать в пол­ном смысле слова ни задерж­кой раз­ви­тия, ни пато­ло­гией, ни  неким диа­гно­зом. Зага­доч­ная, мало­объ­яс­ни­мая с помо­щью при­чинно-след­ствен­ных свя­зей, эта про­блема  полна пара­док­сов: так, она может иметь массу при­чин – и не  быть свя­зан­ной  ни одной из них.

Врачи пред­по­ла­гают связь с про­бле­мами у ребёнка с шей­ным отде­лом позво­ноч­ника, наслед­ствен­ные фак­торы (подоб­ные про­блемы у чле­нов семьи,  с пере­не­сен­ным тяже­лым грип­пом и коклю­шем, но ни ста­ти­стики, ни научно-обос­но­ван­ной дока­за­тель­ной базы нет, поэтому все эти  утвер­жде­ния условны.

Про­блемы со вни­ма­нием, ори­ен­та­цией в про­стран­стве – зача­стую  более серьез­ные сиг­налы у детей, на кото­рые стоит обра­тить вни­ма­ние, но и они – не все­гда при­чина дислек­сии. При­рода не ясна, при­чины непо­нятны… Как тут не рас­те­ряться родителям?

Отча­и­ваться не надо – словно гово­рит нам из глу­бины веков пре­по­доб­ный Сер­гий  сло­гом сво­его почти совре­мен­ного нам жиз­не­опи­са­теля Бориса Зайцева.

001 e1394307245480 300x223 - Отрок Варфоломей, или надежда для тех, кому трудно дается чтение

Не ста­нем углуб­ляться в меди­цин­скую сто­рону про­блемы, тем более что про­блема эта – не вполне меди­цин­ская и не совсем физио­ло­ги­че­ская, а, как под­ска­зы­вает житие, ско­рее, пси­хо­ло­ги­че­ская, то есть, под­ходя  по-бого­слов­ски – душевная.

Диссонанс – проблема роста

У ней­ро­пси­хо­ло­гов – своя правда. Спе­ци­а­ли­сты в этой обла­сти счи­тают, что наи­бо­лее веро­ят­ная при­чина  про­блем с чте­нием – в нару­ше­нии свя­зей между отде­лами голов­ного мозга: одни из них отве­чают за вос­при­я­тие визу­аль­ной инфор­ма­ции,  дру­гие её при­ни­мают, ана­ли­зи­руют  и, говоря понят­ным язы­ком, пере­во­дят в словесную.

Если такой связи нет, то образ  и  слово  в вос­при­я­тии ребёнка не могут «нахо­дить друг друга»  – не могут пра­вильно вза­и­мо­дей­ство­вать. Ассо­ци­а­тив­ный ряд не воз­ни­кает. Дет­ское вос­при­я­тие захо­дит в тупик.

Мно­гие мамы и папы заме­чают, что малыш рас­тёт нерав­но­мерно. Точно также неровно могут фор­ми­ро­ваться   и струк­туры мозга, отве­ча­ю­щие за раз­ные функ­ции,  из-за чего про­ис­хо­дит неко­то­рый дис­со­нанс в раз­ви­тии навыков.

Язык сакральный

Если бы мы не были родом из века про­дви­ну­тых ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий, а были бы людьми, ска­жем, из рус­ского Сред­не­ве­ко­вья (кото­рое, как счи­тают мно­гие совре­мен­ные исто­рики, вовсе не было тём­ным), то у нас, роди­те­лей, воз­можно, пре­об­ла­дал бы дру­гой угол зре­ния на про­блему – то есть духовный.

О боже­ствен­ном про­ис­хож­де­нии слова и силе печат­ного тек­ста много раз­мыш­ляет спе­ци­а­лист по рус­ской  фило­ло­гии Васи­лий Ирза­бе­ков – азер­бай­джа­нец по про­ис­хож­де­нию. Как чело­век дру­гой наци­о­наль­но­сти он имеет све­жий взгляд  – отча­сти, взгляд со сто­роны – на рус­скую куль­туру и её язык.

По его мне­нию, «язык – это такое сакраль­ное зер­кало, в кото­ром в каж­дый момент исто­рии отра­жа­ются вся нация и каж­дый из нас. Также язык  – это имя Бога, как мы читаем в Еван­ге­лии: «В начале было Слово», то есть Христос».

9a9dbedfe8070edcc8216c6bb24c86c6 2 300x239 - Отрок Варфоломей, или надежда для тех, кому трудно дается чтениеОсва­и­вая чте­ние, ребе­нок не только осва­и­вает слож­ные когни­тив­ные про­цессы, но и про­ни­кает в сакраль­ные сто­роны языка.

Можно ли научиться этому без помощи Божией и Его про­мыс­ли­тель­ного уча­стия в раз­ви­тии ребёнка? Оче­видно, что нет.

Божье води­тель­ство меняет не только спо­соб­но­сти,  созна­ние, но и пол­но­стью жизнь человека.

Эта мысль про­сле­жи­ва­ется в житии пре­по­доб­ного Сер­гия Радо­неж­ского, стя­жав­шего славу свя­того игу­мена Всероссийского.

Опи­сан­ная Бори­сом Зай­це­вым житей­ская ситу­а­ция очень типична – и навер­няка пока­жется до дета­лей зна­ко­мой мно­гим роди­те­лей, кото­рые столк­ну­лись с труд­но­стями чте­ния у ребенка:

«Семи лет Вар­фо­ло­мея отдали учиться гра­моте, в цер­ков­ную школу, вме­сте с бра­том Сте­фа­ном. Сте­фан учился хорошо. 

Вар­фо­ло­мею же наука не дава­лась. Как и позже Сер­гий, малень­кий Вар­фо­ло­мей очень упо­рен и ста­ра­ется, но нет успеха. Он огор­чен. Учи­тель ино­гда его нака­зы­вает. Това­рищи сме­ются и роди­тели усо­ве­щи­вают. Вар­фо­ло­мей пла­чет оди­ноко, но впе­ред не дви­га­ется».

Именно так и про­яв­ля­ется дислек­сия, – счи­тают пси­хо­логи и логопеды.

В лите­ра­тур­ном про­из­ве­де­нии Бориса Зай­цева «Отрок Вар­фо­ло­мей»  – по сути, жиз­не­опи­са­нии свя­того – налицо пси­хо­ло­ги­че­ский потрет ребенка с затруд­не­ни­ями при чтении:

  • уче­ник ста­ра­ется,  выка­зы­вает жела­ние учиться;
  • делает упря­мые попытки добиться резуль­тата, но все они тер­пят неудачу;
  • ребё­нок испы­ты­вает посто­ян­ный стресс, падает само­оценка, вера в свои силы;
  • появ­ля­ются страхи и ком­плексы, ребё­нок боится ошибаться.
  • педа­гоги, не счи­та­ясь с инди­ви­ду­аль­но­стью, пори­цают и нака­зы­вают ученика;
  • роди­тели взы­вают к сове­сти, хотя к сове­сти про­блема не имеет отношения;
  • ребе­нок попа­дает в изо­ля­цию – теряет авто­ри­тет в среде сверст­ни­ков. Его уни­жают, дают обид­ные про­звища (для основ­ной массы детей про­блемы  с чте­нием не суще­ствует, поэтому тех, кому трудно с чте­нием, в дет­ской среде не пони­мают и не уважают);
  • у ребёнка воз­ни­кает обострен­ное чув­ство вины;
  • настро­е­ние, вни­ма­ние и рабо­то­спо­соб­ность зна­чи­тельно снижаются.

Итог  воле­вой  борьбы ребёнка с собой,  увы,  как пра­вило, печа­лен –  сам он не может спра­виться с ситуацией.

Гораздо более тре­вожно дру­гое: уче­ник или дошколь­ник, кото­рый никак не может осво­ить чте­ние, чув­ствует себя изгоем, уни­жен­ным и оскорб­лён­ным, недо­стой­ным вни­ма­ния роди­те­лей и сверстников.

Стан­дарт­ные при­ёмы чте­ния и вос­при­я­тия тек­ста на него не дей­ствуют. Как буквы соеди­ня­ются в слоги, а слоги в слова, почему они чита­ются так, а не так и как из слов полу­ча­ется связ­ный текст, – все эти про­стые с точки зре­ния роди­те­лей вещи кажутся для малыша чем-то неподъ­ем­ным, неусва­и­ва­е­мым, как кван­то­вая физика или выс­шая мате­ма­тика в пер­вом классе.

Эмо­ци­о­наль­ный фон малыша сни­жен и только снижается.

Между тем, пра­вильно читать и пони­мать про­чи­тан­ный текст он физи­че­ски  не может – и  по объ­ек­тив­ным причинам.

До 6 лет – полное право не читать

Нико­лай Воро­нин, ней­ро­пси­хо­лог, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук,  сотруд­ник Дет­ской кли­ники Евро­пей­ского меди­цин­ского цен­тра, так ком­мен­ти­рует проблему:

«Дислек­сия – это частич­ное спе­ци­фи­че­ское нару­ше­ние про­цесса чте­ния. Про­яв­ля­ется в затруд­не­ниях опо­зна­ния, узна­ва­ния букв, сли­я­ния букв в слоги и сло­гов – в слова, что при­во­дит к непра­виль­ному вос­про­из­ве­де­нию зву­ко­вой формы слова.

Кроме того, дислек­сия про­яв­ля­ется в  непо­ни­ма­нии про­чи­тан­ного. Ребе­нок не может пра­вильно про­чи­тать слово, свя­зать букву со зву­ком, не пони­мает текст, кото­рый он прочитал.

Но не спе­шите с выво­дами: поня­тие нормы довольно широко трак­ту­ется и в педа­го­гике, и в пси­хо­ло­гии. Те труд­но­сти, кото­рые потом ока­жутся непре­одо­ли­мыми, в норме часто обя­за­тельно встре­ча­ются на самых пер­вых эта­пах обу­че­ния чтению.

В 5–6 лет мно­гие дети пишут зер­кально и путают буквы. И как бы взрос­лые ни пыта­лись фор­си­ро­вать собы­тия, до 6 лет ребе­нок имеет пол­ное право не уметь читать».

Что нужно для того чтобы ребё­нок читал без оши­бок? – инте­ре­су­ются роди­тели. Ней­ро­пси­хо­лог повто­ряет и акцен­ти­рует, уточ­няет уже озву­чен­ную нами мысль:  у чита­ю­щего «должны созреть опре­де­лен­ные струк­туры голов­ного мозга.

Это про­ис­хо­дит в опре­де­лен­ном воз­расте – обычно ближе к 7 годам. Потому у детей, кото­рых учили читать с 1,5 лет, к 6,5 годам будут те же резуль­таты, что и у малы­шей, впер­вые открыв­ших бук­варь в 6 лет.

Если четы­рех­лет­ний кара­пуз, у кото­рого в соот­вет­ствии с воз­рас­том раз­вита речь и все в порядке с фоне­ма­ти­че­ским слу­хом (то есть со спо­соб­но­стью рас­по­зна­вать на слух звуки речи), не может соеди­нить слоги в слова, набе­ри­тесь терпения. 

Прой­дет года пол­тора-два, ребе­нок немного повзрос­леет, и всё у него получится».

На поводу у школы

Дет­ские дости­же­ния –  увы, то про­стран­ство, в кото­ром мы любим само­утвер­ждаться. Поэтому вопрос, читает ребе­нок или нет, зача­стую даёт поводы для роди­тель­ского невроза.

Рано  осво­ить  чте­ние для мам и пап ста­но­вится целью номер один. Играют роль и при­меры, и амби­ции. Как это – у зна­ко­мых сын читает, а мой не может? Мы – пло­хие родители?

Обще­ствен­ное мне­ние и школа тоже под­ли­вают масла в огонь. Во мно­гих учеб­ных заве­де­ниях дети про­хо­дят сво­его рода кон­курс, отбор, и уме­ние читать – одно из усло­вий. чтобы  пройти испы­та­ния и быть принятым.

Тем самым школа и педа­гоги сни­мают с себя груз ответ­ствен­но­сти и облег­чают себе труд, поскольку научить  ребенка читать и писать и усо­вер­шен­ство­вать эти уме­ния  – это  искон­ная  задача  началь­ной школы.

Между тем,  офи­ци­аль­ная школь­ная про­грамма  гово­рит о том, что зна­ние букв, навыки письма и чте­ния, а также уме­ние пони­мать про­чи­тан­ный текст должны быть сфор­ми­ро­ваны у пер­во­класс­ника не к началу, а только ко вто­рому полу­го­дию, а по боль­шому счёту – к концу его пер­вого года обучения.

А ведь для ребенка в этом воз­расте почти целый год учёбы – это очень много, чтобы, под­рас­тая и раз­ви­ва­ясь, что-то освоить.

Опыт преподобного Сергия

Так о чем повест­вует совре­мен­ным роди­те­лям житий­ный опыт пре­по­доб­ного Сергия?

Заду­ма­емся о его роди­те­лях, впо­след­ствии также пре­по­доб­ных, рус­ских свя­тых Кирилле и Марии.

Рус­ское пат­ри­ар­халь­ное семей­ство, воцер­ко­в­лен­ное и бла­го­че­сти­вое, не из бед­ных. Как ска­зали бы в наши дни, абсо­лютно нор­маль­ная, бла­го­по­луч­ная семья.

Стар­шие дети успешно учатся и подают боль­шие надежды, а вот млад­ший сын – увы… Вроде бы ста­ра­тель­ный, послуш­ный ребё­нок, но гра­мота никак не даётся.

Ско­рее всего, у бога­той семьи не было недо­статка в сред­ствах и учи­те­лях.  Навер­няка роди­тели буду­щего свя­того упо­тре­били все доступ­ные им воз­мож­но­сти. Конечно, они моли­лись и ждали Божьей помощи, и насту­пил момент, когда она пришла.

Но  стоит вчи­таться в текст, чтобы понять, что помощь при­шла неслучайно.

Встреча с зага­доч­ным стран­ни­ком была сво­его рода нрав­ствен­ным и духов­ным  экза­ме­ном для маль­чика и его семьи.

Отрок Вар­фо­ло­мей не праздно раз­го­ва­ри­вает  о чём-то с незна­ком­цем в лесу. Он делится болью сво­его сердца и про­сит у него бла­го­сло­ве­ние. Но, сам нахо­дясь в беде и печали, маль­чик не замы­ка­ется на своей беде, он думает о дру­гом чело­веке, его нуждах.

Он при­гла­шает пут­ника к себе домой, где его накор­мят, дадут теп­лую постель и крышу над головой.

nesterov mikhail vasilevich videnie otroku varfolomeiu trava 300x147 - Отрок Варфоломей, или надежда для тех, кому трудно дается чтение

Малень­кий буду­щий свя­той не только хочет что-то полу­чить, но сам что-то  даёт – делает шаг навстречу  ближ­нему, а через любовь к ближ­нему выра­жает свою  любовь к Богу.

Может быть, поэтому он полу­чает мгно­вен­ный Божий ответ на свою просьбу?

Вот как раз­ви­ва­лись собы­тия дома у буду­щего преподобного:

«Ста­рец позвал маль­чика в молен­ную и велел читать псалмы. Ребе­нок отго­ва­ри­вался неуме­нием. Но посе­ти­тель сам дал книгу, повто­ривши приказание.

Тогда Вар­фо­ло­мей начал читать, и все были пора­жены, как он читает хорошо.

А гостя накор­мили, за обе­дом рас­ска­зали и о зна­ме­ниях над сыном. Ста­рец снова под­твер­дил, что теперь Вар­фо­ло­мей хорошо ста­нет пони­мать Св. Писа­ние и одо­леет чтение.

Затем при­ба­вил: «Отрок будет неко­гда оби­те­лью Пресв. Тро­ицы; он мно­гих при­ве­дет за собой к ура­зу­ме­нию Боже­ствен­ных заповедей».

С этого вре­мени Вар­фо­ло­мей дви­нулся, читал уже любую книгу без запинки, и Епи­фа­ний утвер­ждает – даже обо­гнал товарищей…

…В исто­рии с его уче­нием, неуда­чами и неожи­дан­ным, таин­ствен­ным успе­хом видны в маль­чике неко­то­рые черты Сер­гия: знак скром­но­сти, сми­ре­ния есть в том, что буду­щий свя­той не мог есте­ственно обу­читься грамоте.

Зауряд­ный брат его Сте­фан лучше читал, чем он, его больше нака­зы­вали, чем обык­но­вен­ней­ших уче­ни­ков. Хотя био­граф гово­рит, что Вар­фо­ло­мей обо­гнал сверст­ни­ков, но вся жизнь Сер­гия ука­зы­вает, что не в спо­соб­но­стях к нау­кам его сила: в этом ведь он ничего не создал.

Пожа­луй, даже Епи­фа­ний, чело­век обра­зо­ван­ный и много путе­ше­ство­вав­ший по св. местам, напи­сав­ший жития свв. Сер­гия и Сте­фана Перм­ского, был выше его как писа­тель, как ученый.

Но непо­сред­ствен­ная связь, живая, с Богом, обо­зна­чи­лась уж очень рано у мало­спо­соб­ного Варфоломея.

Есть люди, внешне так бле­стяще ода­рен­ные, – нередко истина послед­няя для них закрыта. Сер­гий, кажется, при­над­ле­жал к тем, кому обыч­ное дается тяжко, и посред­ствен­ность обго­нит их – зато необы­чай­ное рас­крыто целиком.

Их гений в иной области».

(Б. Зай­цев. Пре­по­доб­ный Сер­гий Радо­неж­ский). 

Гениальность – компенсация?

В сло­вах Бориса Зай­цева про­зву­чала  важ­ная мысль о том, что гений пре­по­доб­ного Сер­гия  про­явился  совер­шенно  в иной обла­сти. Навер­ное, свя­тость можно назвать в пол­ном смысле слова гениальностью.

Инте­ресно, что совре­мен­ные ней­ро­пси­хо­ло­гии и лого­педы словно под­хва­тили эту мысль –  мно­гие из спе­ци­а­ли­стов счи­тают, что дислек­сия и гени­аль­ность зача­стую ходят рука об руку.

И  самое яркое под­твер­жде­ние связи затруд­не­ний с чте­нием и пись­мом (дис­гра­фией) и уни­каль­ных спо­соб­но­стей  – это  сами гении и талант­ли­вые люди, остав­ши­еся в истории.

Так, затруд­ня­лись с чте­нием и пись­мом раз­но­сто­рон­ние ода­рен­ный гений эпохи Воз­рож­де­ния  Да Винчи, писа­тель-ска­зоч­ник  Андер­сен,  гени­аль­ный уче­ный Эйн­штейн,  мастер детек­тива Агата Кри­сти и вели­кий  муль­ти­пли­ка­тор Уолт Дисней.

В этом же списке – наши совре­мен­ники, муль­ти­мил­ли­о­неры  и  авторы гени­аль­ных биз­нес-идей Стив Джобс и Генри Форд.

С тру­дом осва­и­вали чте­ние и письмо и все­мирно извест­ные люди из мира кино –актёры Энтони Хоп­кинс и Том Круз, а также Лив Тай­лер, Кира Найтли, Орландо Блум… Можно про­дол­жать и про­дол­жать. Извест­ный при­мер из оте­че­ствен­ного  кино­мира – Федор Бондарчук.

Так что, обна­ру­жив про­блемы с чте­нием у детей, не огор­чай­тесь, не впа­дайте в панику  и не при­чис­ляйте  сво­его ребенка к посред­ствен­но­стям. Как знать, воз­можно,  дело обстоит с точ­но­стью до наобо­рот, и нали­чие такой про­блемы сиг­на­ли­зи­рует о нестан­дарт­ном мыш­ле­нии, скры­тых спо­соб­но­стях и талан­тах вашего малыша.

Воз­можно, в школе ему будет нелегко и вам при­дется уде­лять ему больше вни­ма­ния с уро­ками, щадить его вос­при­я­тие и чаще читать ему вслух боль­шие отрывки текста.

Может быть, при выборе его буду­щей про­фес­сии вам стоит  пораз­мыс­лить и оста­но­вится на том деле, в кото­ром будет при­сут­ство­вать меньше печат­ного тек­ста, ведь сей­час так много источ­ни­ков полез­ной про­фес­си­о­наль­ной инфор­ма­ции, кото­рую можно почерп­нуть при про­смотре видео и про­слу­ши­ва­нии аудио.

Как помочь ребёнку дома?

Если про­блема суще­ствует, ее нельзя пустить на само­тек, и если затруд­не­ние не так велико и можно обой­тись без лого­педа, будьте готовы зани­маться сами. Домаш­ние раз­ви­ва­ю­щие заня­тия необходимы.

Спе­ци­а­ли­сты сове­туют  при­ме­нять в обу­че­нии любым навы­кам прин­цип нагляд­но­сти и исполь­зо­вать подвиж­ные игры на  раз­ви­тие зри­тельно-мотор­ной реак­ции, в том числе  игры с мячом.

Хорошо также играть в клас­сики, выпол­нять раз­во­роты по команде. При­об­ре­тая хоро­шую коор­ди­на­цию дви­же­ний,  малыш учится выпол­нять слож­ные инструк­ции в несколько дей­ствий без лиш­них под­ска­зок  взрослого.

Очень  полезно вме­сте  масте­рить поделки-буквы – лепить, выре­зать, рас­кра­ши­вать, зри­тель­ный образ буквы,  озву­чи­вая назва­ние буквы и звук, кото­рый она обозначает.

Вме­сте будет инте­ресно и полезно  нари­со­вать схему дви­же­ния игру­шеч­ного поезда, карту двора или план квар­тиры, карту для поиска пират­ского клада, играть дома в игры-бро­дилки по стан­циям и номерам.

Такие игры помо­гут фор­ми­ро­вать пред­став­ле­ния о после­до­ва­тель­но­сти дей­ствий. Так малыш научится пони­мать, что ему делать сна­чала, а что – потом, и это помо­жет ему при чтении.

Примеры домашних упражнений

Спе­ци­а­ли­сты-лого­педы  пред­ла­гают  роди­те­лям в интер­нете  боль­шое коли­че­ство игр в звуки, слоги и слова, кото­рыми можно заин­те­ре­со­вать любого малыша. И этими пред­ло­же­ни­ями  будет нелиш­ним воспользоваться.

  • Попро­сите четко про­чи­тать слоги: «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. Рас­пре­де­лите их по стол­би­кам, попро­сите про­чи­тать стол­бик сверху вниз, затем снизу вверх и т.д. Или четко и ясно читать слоги парами – «ар-ра», «ул – лу», «кро – орк» и т.д.
  • Попро­сите ребенка закрыть глаза, возь­мите его ладонь и нари­суйте на ней букву. Ребе­нок дол­жен ее «опо­знать».
  • При­вле­ките ребенка к «твор­че­скому» созда­нию букв: пред­ло­жите допи­сать букву по пунк­тир­ным линиям, пере­де­лать ее, пере­ста­вив эле­менты: «Что нужно сде­лать, чтобы из Л полу­чи­лась И? Из Щ – Ц, из П – Г?»
  • Выло­жите перед ребен­ком ряд из 3–4 букв и попро­сите запом­нить их после­до­ва­тель­ность. Ребе­нок закры­вает глаза, а вы одну букву уби­ра­ете или меня­ете буквы местами, или добав­ля­ете еще одну букву. Ребе­нок дол­жен ска­зать, что изме­ни­лось, и вос­про­из­ве­сти пер­во­на­чаль­ный вари­ант. Можно выкла­ды­вать корот­кие слова, затем пере­став­лять их местами, «терять» буквы из слова и про­сить ребенка слово восстановить.
  • Поло­жите перед ребен­ком кар­точки со сло­гами, напри­мер: «ЛА, МА, КУ, ДА», попро­сите назвать лиш­ний слог и объ­яс­нить свой выбор. В дан­ном слу­чае это «КУ», так как осталь­ные слоги с глас­ной А.
  • Поло­жите перед ребен­ком кар­точки со сло­гами, напри­мер: «ТА, НА, РА, СА». Про­из­не­сите слово, не дого­ва­ри­вая послед­ний слог. Ребе­нок дол­жен найти и про­чи­тать конец слова. Напри­мер, «воро-ТА, ро-СА, кварти-РА».
  • Из пере­пу­тан­ных сло­гов попро­сите соста­вить слово: КА-МУ (МУ-КА).

В помощь мамам и папам, столк­нув­шимся с про­бле­мой дислек­сии у ребёнка, можно пред­ло­жить неболь­шой спи­сок лите­ра­туры, где есть полез­ная инфор­ма­ция по этому вопросу: 

  1. Без­ру­кова О.А. «Грам­ма­тика рус­ской речи» 1 и 2 части, «Слова род­ного языка»
  2. Жукова Н.С. «Бук­варь», «Маг­нит­ная азбука», «Уроки чисто­пи­са­ния и гра­мот­но­сти», «Я пишу пра­вильно», «Уроки пра­виль­ной речи и пра­виль­ного мышления»
  3. Садов­ни­кова И.Н. «Нару­ше­ния пись­мен­ной речи и их пре­одо­ле­ние у млад­ших школьников»
  4. Семе­но­вич А.В. «Эти неве­ро­ят­ные левши»

Преодолеть на уровне души

В заклю­че­ние, снова вспо­ми­ная при­мер из дет­ства пре­по­доб­ного Сер­гия Радо­неж­ского, сде­лаем оче­вид­ный вывод: чтобы помочь ребенку с дислек­сией, от нас, роди­те­лей, потре­бу­ются не только общие пси­хо­ло­ги­че­ские зна­ния и прак­ти­че­ские заня­тия с ним, но и дове­рие Богу, сугу­бая роди­тель­ская молитва, нрав­ствен­ное настав­ле­ние малыша, его вклю­чен­ность в цер­ков­ную жизнь.

9fa7c34b72cafbda9d5f2fc4a6274bfc 1000 300x231 - Отрок Варфоломей, или надежда для тех, кому трудно дается чтение

Уча ребенка делиться с ближ­ним, помо­гать нуж­да­ю­ще­муся, про­буж­дая в нем мило­сер­дие, доб­рое дви­же­ние сове­сти, жела­ние «быть хоро­шим» и стрем­ле­ние к бого­об­ще­нию, мы не меньше, а воз­можно и больше делаем для его внут­рен­него раз­ви­тия, вли­яем на его вос­при­я­тие и совер­шен­ство­ва­ние моз­го­вых структур.

Ведь, если раз­ви­вать мысль свя­того док­тора Луки Войно-Ясе­нец­кого о том, что вра­че­вать сле­дует цело­куп­ного чело­века – дух, душу и тело – то, зна­чит,  что доб­рые душев­ные изме­не­ния навер­няка помо­гут детям осво­ить непро­стую науку чте­ния – как помогли они  одна­жды  осво­ить гра­моту отроку Вар­фо­ло­мею, про­слав­лен­ному среди свя­тых Божиих.

Вален­тина Киденко

В ста­тье исполь­зо­вана инфор­ма­ция из интернет-СМИ

Илл. —  худож­ник Михаил Нестеров

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки