Имея жизнь, вернулись к смерти — Тростников В.Н.

Имея жизнь, вернулись к смерти — Тростников В.Н.

(1 голос5.0 из 5)

Бог в мировой истории

История, как большая полноводная река, несёт свои воды, пронизывая пространство и время. Кто-то плывёт на своих судёнышках поперёк течения, пытаясь наперекор движению не отбиться от своих берегов, кто-то сплавляется на плотах своей жизни, отдавая себя на волю стихии, а кто-то сидит на берегу и удит рыбу, удивляясь её разнообразию и обилию. Но есть и отчаянные, точнее, безумные смельчаки, пытающиеся плыть против течения или изменить течение реки, обратив её движение вспять. И совсем мало тех, кто пытается понять: а Кто даровал нам эту великую реку? Где её начало и куда бегут её могучие воды? Как жить, чтобы её волны не захлестнули и не унесли в небытие бытие мира и нашего народа?

К этим немногим и принадлежит Виктор Николаевич Тростников. Он смотрит на пересекающих реку, изучает историю своего Отечества, судьбу своего народа и видит, как Бог являет себя в русской истории. От плывущих по течению он узнаёт о разнообразии верований, обычаев, культур разных народов. Следуя за Н.Я. Данилевским, он укрепляется в понимании того, что среди разнообразных культурно-исторических типов, или цивилизаций, своей особой красотой выделяется православная цивилизация, в которой Господь судил нам жить. Рыбаки, вылавливающие в реке истории различные факты и события, не зная, что с ними делать и как их связать воедино, приносят мыслителю подтверждение и иллюстрации его умозаключений. Виктор Николаевич пишет в своих книгах как о безумцах о тех, кто пытался устроить судьбу стран и народов по своей злой воле, ослепших и оглохших в своём безумии.

Много книг, более трёх десятков, написано замечательным писателем и мыслителем В.Н. Тростниковым. Все они написаны особым языком. Поражает удивительное сочетание прекрасного литературного стиля, глубина, простота и особая оригинальность мышления, образованность не как многознание, а как присущая великим русским мыслителям мудрость, укоренённая на камне Православной веры. Читая Тростникова, очень жалеешь тех несчастных, пусть и титулованных академиков, которые пишут открытые письма в защиту атеизма против православной церкви. В новой книге «Имея жизнь, вернулись к смерти» В.Н. Тростников поясняет, почему даже самые образованные люди иногда не могут оценить красоту, притягательность и спасительность христианской жизни, которой живут миллионы людей. Он пишет, что эту жизнь нельзя понять, находясь вне христианства, она открывается только изнутри.

Держу руках новую книгу В.Н. Тростникова и пытаюсь определить её жанр. Для интеллектуалов, желающих понять православие,— это своеобразный «Закон Зожий», для политиков — глобальный прогноз о судьбах мира и России, для историков — новая историософия, для церковных людей — призыв к более строгой и спасительной жизни. Автор пишет о хранении того богатства, которое даровал Господь русскому народу: хранении веры и православной цивилизации. Для школьников и студентов — это учебник жизни, для богословов — ещё одна попытка толкования Священного Писания, для философов — новые страницы в истории философии, для ученых-естествоиспытателей — разговор о вере и науке. Этот список можно продолжать. Для нашего времени — это одна из самых нужных книг, адресованных современному читателю.

Интересна и форма изложения. Автор никого не пытается убедить, ни с кем не спорит, он размышляет. Это книга — монолог: монолог-проповедь, монолог-откровение, монолог-поучение. Как мы привыкли спорить и разучились слушать! Читая эту книгу, не пытайтесь спорить с автором, сначала дослушайте его до конца. Не придирайтесь к мелочам. Прожив долгую жизнь, в середине которой он обрел Бога, автор как-то в одной беседе признался, что готов отдать все сорок лет жизни вне Церкви за один день христианской жизни с Богом. Он уже может говорить с Богом просто. Монолог — особая, непривычная для нас форма общения. Мы привыкли, что «в споре рождается истина», хотя это и не так, Истина — Христос, а в споре рождаются страсти и раздражения. Да и диалог — это способ убедить или навязать свое мнение другому. Господь в своих Откровениях монологичен. Дар слова, которым наделил нас Господь,— не дар говорения, а дар слушания, Он говорит с нами на нашем языке, чтобы мы Его слушали, понимали и «исполняли повеленное» (Лк. 17:10).

Каждый народ, как и каждый человек призван в этот мир исполнить только ему предназначенную волю Божью. Каждый народ несёт свою миссию в этом мире. Одну из книг В.Н. Тростников назвал «Бог в русской истории», главный смысл новой книги я бы выразил словами «Бог в мировой истории». Анализируя мировую историю, автор напоминает о возложенной Господом на русский народ миссии — хранении веры православной, которую нам надо исполнить, чтобы, имея жизнь, не обратиться к смерти, а наследовать жизнь вечную.

Архимандрит Георгий (Шестун)

1 2 3 4