<span class=bg_bpub_book_author>Тростников В.Н.</span><br>Имея жизнь, вернулись к смерти

Тростников В.Н.
Имея жизнь, вернулись к смерти

(5 голосов4.2 из 5)

Оглавление

Бог в мировой истории

Исто­рия, как боль­шая пол­но­вод­ная река, несёт свои воды, про­ни­зы­вая про­стран­ство и время. Кто-то плы­вёт на своих судё­ныш­ках попе­рёк тече­ния, пыта­ясь напе­ре­кор дви­же­нию не отбиться от своих бере­гов, кто-то сплав­ля­ется на пло­тах своей жизни, отда­вая себя на волю сти­хии, а кто-то сидит на берегу и удит рыбу, удив­ля­ясь её раз­но­об­ра­зию и оби­лию. Но есть и отча­ян­ные, точ­нее, безум­ные смель­чаки, пыта­ю­щи­еся плыть про­тив тече­ния или изме­нить тече­ние реки, обра­тив её дви­же­ние вспять. И совсем мало тех, кто пыта­ется понять: а Кто даро­вал нам эту вели­кую реку? Где её начало и куда бегут её могу­чие воды? Как жить, чтобы её волны не захлест­нули и не унесли в небы­тие бытие мира и нашего народа?

К этим немно­гим и при­над­ле­жит Вик­тор Нико­ла­е­вич Трост­ни­ков. Он смот­рит на пере­се­ка­ю­щих реку, изу­чает исто­рию сво­его Оте­че­ства, судьбу сво­его народа и видит, как Бог являет себя в рус­ской исто­рии. От плы­ву­щих по тече­нию он узнаёт о раз­но­об­ра­зии веро­ва­ний, обы­чаев, куль­тур раз­ных наро­дов. Сле­дуя за Н.Я. Дани­лев­ским, он укреп­ля­ется в пони­ма­нии того, что среди раз­но­об­раз­ных куль­турно-исто­ри­че­ских типов, или циви­ли­за­ций, своей осо­бой кра­со­той выде­ля­ется пра­во­слав­ная циви­ли­за­ция, в кото­рой Гос­подь судил нам жить. Рыбаки, вылав­ли­ва­ю­щие в реке исто­рии раз­лич­ные факты и собы­тия, не зная, что с ними делать и как их свя­зать воедино, при­но­сят мыс­ли­телю под­твер­жде­ние и иллю­стра­ции его умо­за­клю­че­ний. Вик­тор Нико­ла­е­вич пишет в своих кни­гах как о безум­цах о тех, кто пытался устро­ить судьбу стран и наро­дов по своей злой воле, ослеп­ших и оглох­ших в своём безумии.

Много книг, более трёх десят­ков, напи­сано заме­ча­тель­ным писа­те­лем и мыс­ли­те­лем В.Н. Трост­ни­ко­вым. Все они напи­саны осо­бым язы­ком. Пора­жает уди­ви­тель­ное соче­та­ние пре­крас­ного лите­ра­тур­ного стиля, глу­бина, про­стота и осо­бая ори­ги­наль­ность мыш­ле­ния, обра­зо­ван­ность не как мно­го­зна­ние, а как при­су­щая вели­ким рус­ским мыс­ли­те­лям муд­рость, уко­ре­нён­ная на камне Пра­во­слав­ной веры. Читая Трост­ни­кова, очень жале­ешь тех несчаст­ных, пусть и титу­ло­ван­ных ака­де­ми­ков, кото­рые пишут откры­тые письма в защиту ате­изма про­тив пра­во­слав­ной церкви. В новой книге «Имея жизнь, вер­ну­лись к смерти» В.Н. Трост­ни­ков пояс­няет, почему даже самые обра­зо­ван­ные люди ино­гда не могут оце­нить кра­соту, при­тя­га­тель­ность и спа­си­тель­ность хри­сти­ан­ской жизни, кото­рой живут мил­ли­оны людей. Он пишет, что эту жизнь нельзя понять, нахо­дясь вне хри­сти­ан­ства, она откры­ва­ется только изнутри.

Держу руках новую книгу В.Н. Трост­ни­кова и пыта­юсь опре­де­лить её жанр. Для интел­лек­ту­а­лов, жела­ю­щих понять пра­во­сла­вие,— это свое­об­раз­ный «Закон Зожий», для поли­ти­ков — гло­баль­ный про­гноз о судь­бах мира и Рос­сии, для исто­ри­ков — новая исто­риосо­фия, для цер­ков­ных людей — при­зыв к более стро­гой и спа­си­тель­ной жизни. Автор пишет о хра­не­нии того богат­ства, кото­рое даро­вал Гос­подь рус­скому народу: хра­не­нии веры и пра­во­слав­ной циви­ли­за­ции. Для школь­ни­ков и сту­ден­тов — это учеб­ник жизни, для бого­сло­вов — ещё одна попытка тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния, для фило­со­фов — новые стра­ницы в исто­рии фило­со­фии, для уче­ных-есте­ство­ис­пы­та­те­лей — раз­го­вор о вере и науке. Этот спи­сок можно про­дол­жать. Для нашего вре­мени — это одна из самых нуж­ных книг, адре­со­ван­ных совре­мен­ному читателю.

Инте­ресна и форма изло­же­ния. Автор никого не пыта­ется убе­дить, ни с кем не спо­рит, он раз­мыш­ляет. Это книга — моно­лог: моно­лог-про­по­ведь, моно­лог-откро­ве­ние, моно­лог-поуче­ние. Как мы при­выкли спо­рить и разу­чи­лись слу­шать! Читая эту книгу, не пытай­тесь спо­рить с авто­ром, сна­чала дослу­шайте его до конца. Не при­ди­рай­тесь к мело­чам. Про­жив дол­гую жизнь, в сере­дине кото­рой он обрел Бога, автор как-то в одной беседе при­знался, что готов отдать все сорок лет жизни вне Церкви за один день хри­сти­ан­ской жизни с Богом. Он уже может гово­рить с Богом про­сто. Моно­лог — осо­бая, непри­выч­ная для нас форма обще­ния. Мы при­выкли, что «в споре рож­да­ется истина», хотя это и не так, Истина — Хри­стос, а в споре рож­да­ются стра­сти и раз­дра­же­ния. Да и диа­лог — это спо­соб убе­дить или навя­зать свое мне­ние дру­гому. Гос­подь в своих Откро­ве­ниях моно­ло­ги­чен. Дар слова, кото­рым наде­лил нас Гос­подь,— не дар гово­ре­ния, а дар слу­ша­ния, Он гово­рит с нами на нашем языке, чтобы мы Его слу­шали, пони­мали и «испол­няли пове­лен­ное» (Лк. 17:10).

Каж­дый народ, как и каж­дый чело­век при­зван в этот мир испол­нить только ему пред­на­зна­чен­ную волю Божью. Каж­дый народ несёт свою мис­сию в этом мире. Одну из книг В.Н. Трост­ни­ков назвал «Бог в рус­ской исто­рии», глав­ный смысл новой книги я бы выра­зил сло­вами «Бог в миро­вой исто­рии». Ана­ли­зи­руя миро­вую исто­рию, автор напо­ми­нает о воз­ло­жен­ной Гос­по­дом на рус­ский народ мис­сии — хра­не­нии веры пра­во­слав­ной, кото­рую нам надо испол­нить, чтобы, имея жизнь, не обра­титься к смерти, а насле­до­вать жизнь вечную.

Архи­манд­рит Геор­гий (Шестун)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки