Всмотрись и увидишь — Тростников В.Н.

Всмотрись и увидишь — Тростников В.Н.

(3 голоса4.3 из 5)

Сия схо­дя­щая свя­тыня с вышины,
Сие при­сут­ствие Созда­теля в созда­нье
Какой для них язык?.. Горе душа летит…

Это — строки вели­кого рус­ского поэта В.А. Жуков­ского из его сти­хо­тво­ре­ния «Невы­ра­зи­мое» — о вели­че­ствен­ной при­роде, созер­ца­ние тайн кото­рой неиз­бежно при­во­дит к мысли о Боге, о «при­сут­ствии Созда­теля в созда­нье». Два тыся­че­ле­тия гово­рят о том же хри­сти­ан­ские бого­словы, фило­софы, уче­ные, поэты. И свя­тые. Созер­ца­ние пре­крас­ного тво­ре­ния Божия при­вело свя­тую вели­ко­му­че­ницу Вар­вару к откро­ве­нию, что только Еди­ный в Тро­ице Истин­ный Бог мог создать эту вели­чай­шую кра­соту и гармонию.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст в «Бесе­дах на Книгу Бытия» писал: «Когда видишь землю, укра­шен­ную цве­тами, покры­тую всюду рас­те­ни­ями, подобно раз­но­цвет­ной одежде, не при­пи­сы­вай этих про­из­ве­де­ний земли ни ее силе, ни содей­ствию солнца или луны…». О том, что в види­мой при­роде, как в рас­кры­той книге, явственно начер­таны Божиим пер­стом Его непре­лож­ные законы, писал и М.В. Ломо­но­сов: «Натура есть неко­то­рое Еван­ге­лие, бла­го­вест­ву­ю­щее немолчно Твор­че­скую силу, Пре­муд­рость и Величество».

Книга Вик­тора Нико­ла­е­вича Трост­ни­кова, как и все преды­ду­щие про­из­ве­де­ния этого автора не что иное как стрем­ле­ние пока­зать: наука не про­ти­во­ре­чит Свя­щен­ному Писа­нию, но под­твер­ждает Слово Божие, а истин­ный уче­ный — это тот же про­рок, при­зван­ный Богом на осо­бое слу­же­ние — рас­ска­зать о Созда­теле на языке зако­нов сотво­рен­ного Им мира. Автор книги — не бого­слов, и бого­словы, должно быть, най­дут здесь не совсем точ­ные мысли и даже спор­ные мне­ния. Он и не фило­соф в соб­ствен­ном смысле этого слова, — фило­софы также могли бы, веро­ятно, поспо­рить с какими-то его суж­де­ни­ями. Но эта книга — и не науч­ный трак­тат. Что же пред­став­ляет собой заме­ча­тель­ное твор­че­ство Вик­тора Трост­ни­кова, столь нуж­ное совре­мен­ному чита­телю, осо­бенно моло­дому и дела­ю­щему пер­вые шаги на пути к Пра­во­слав­ной вере? Это — не что иное как сви­де­тель­ство чело­века, эту Истину воочию уви­дев­шего не только гла­зами, но и умными очами сво­его веру­ю­щего сердца.

Истина Хри­стова вот уже много веков явлена миру, а духов­ные слепцы всё умно­жа­ются и умно­жа­ются на земле. Вот, в книге В.Н. Трост­ни­кова мы читаем о том или ином вели­ком уче­ном, сде­лав­шем уди­ви­тель­ное и гени­аль­ное откры­тие, кото­рое не могло не при­ве­сти его к мысли о Боге, — но нет, всё-таки не при­вело. Вот, В.Н. Трост­ни­ков говоря о сотво­ре­нии міра, пишет, что тот или иной закон физики или аст­ро­но­мии — это не что иное как «посла­ние Бога людям». Но те, кому Сам Гос­подь даро­вал талант эти посла­ния открыть, — дал гени­аль­ные мате­ма­ти­че­ские или физи­че­ские спо­соб­но­сти, —  откры­вают посла­ния, в кото­рых «зашиф­ро­ваны иду­щие от Творца сиг­налы», — но истин­ного смысла пись­мен так и не желают постичь. «И сбы­ва­ется в них про­ро­че­ство Иса­и­ино, гла­го­лю­щее: слу­хом услы­шите и не имате разу­мети, и зряще узрите, и не имате видети» (Мф. 13:14).

Тем цен­нее и радост­ней нам, пра­во­слав­ным, читать книги таких заме­ча­тель­ных писа­те­лей и уче­ных, как В.Н. Трост­ни­ков, избрав­ших путь сви­де­тель­ства об Истине, а зна­чит — о Христе.

Архи­манд­рит Тихон (Шев­ку­нов)

Предисловие автора

Как летит время! Уже целое поко­ле­ние успело вырасти с той поры, когда в Париже была издана моя книга «Мысли перед рас­све­том», где све­жие на то время науч­ные дан­ные, под­твер­жда­ю­щие рели­ги­оз­ное миро­по­ни­ма­ние. Этим тек­стом я убе­дил в суще­ство­ва­нии Бога прежде всего самого себя, и сле­ду­ю­щим эта­пом для меня стало вхож­де­ние в пра­во­сла­вие и воцер­ко­в­ле­ние. После несколь­ких шагов, сде­лан­ных в этом направ­ле­нии, убеж­дать ате­и­стов в том, что есть Бог, стало казаться мне мало­про­дук­тив­ным заня­тием. Но не так давно неко­то­рые мои чита­тели уго­во­рили меня вновь обра­титься к науч­ной апо­ло­ге­тике, говоря, что этим я при­несу пользу людям, до сих пор ещё колеб­лю­щимся. Взяв­шись за зна­ко­мую мне тему, я понял, что на этот раз надо под­твер­ждать ссыл­ками на науку не про­сто веру в Бога, а кон­кретно хри­сти­ан­ское уче­ние о Тро­ице, мире и чело­веке — высо­чай­шую Истину, дан­ную нам в боже­ствен­ном Откро­ве­нии. И тогда нуж­ные мате­ри­алы науч­ных иссле­до­ва­ний сами потекли в мои руки, чего я и не ожи­дал. Может быть, это намёк свыше на то, что моя книга и вправду будет полезной?

I. «Открылась бездна звезд полна»

Судьба, кото­рая в основ­ном испы­ты­вает людей на проч­ность, ино­гда тешит нас подар­ками. Не знаю, как у дру­гих, а у меня их было явно больше, чем я заслу­жи­вал. Один из них я полу­чил в пер­вой поло­вине вось­ми­де­ся­тых: в тече­ние несколь­ких лет мне посчаст­ли­ви­лось быть близ­ким дру­гом и собе­сед­ни­ком заме­ча­тель­ного иерея, отца Миха­ила Тру­ха­нова. Этот опыт­ней­ший свя­щен­но­слу­жи­тель, чей высо­кий уро­вень духов­но­сти про­яв­лялся в мно­го­чис­лен­ных слу­чаях про­зор­ли­во­сти, был тогда лишён воз­мож­но­сти испол­нять функ­ции пас­тыря, так как его вывели за штат, и огра­ни­чи­вался неле­галь­ным окорм­ле­нием на дому очень узкого круга вер­ных ему чад, в числе коих ока­зался и я. Исто­рия его запре­ще­ния заслу­жи­вает того, чтобы о ней рас­ска­зать, ибо ярко иллю­стри­рует уни­зи­тель­ное поло­же­ние, в кото­ром нахо­ди­лась Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь в Совет­ском государстве.

Некий высо­ко­по­став­лен­ный раз­вед­чик был направ­лен в Гре­цию для шпи­о­нажа. Не знаю, под видом кого и в каком каче­стве он засы­лался, но, чтобы быть при­ня­тым в этом каче­стве гре­че­скими вла­стями, ему нужна была справка о том, что он кре­щён в пра­во­слав­ную веру. Он явился к отцу Миха­илу, слу­жив­шему в храме города Подоль­ска, и ска­зал ему с пря­мо­той власть иму­щего: «Я ате­ист и не соби­ра­юсь кре­ститься, счи­тая этот обряд коме­дией, мне нужна про­сто липо­вая справка». Батюшка ужас­нулся такому цинизму и отве­тил: «Дать вам фаль­ши­вую справку было бы с моей сто­роны боль­шим гре­хом, и я этого не сде­лаю». Разъ­ярён­ный агент КГБ пожа­ло­вался кому сле­дует, и один из луч­ших свя­щен­ни­ков Рос­сии был отправ­лен на покой. Через неко­то­рое время отец Михаил встре­тился где-то с тогдаш­ним пат­ри­ар­хом Пиме­ном, и свя­тей­ший, узнав, что он за шта­том, уди­вился: «Если такие, как вы, не слу­жат, то кто же слу­жит?» — «Ваше свя­тей­ше­ство, это же от вас зави­сит — я готов слу­жить», — ска­зал быв­ший пас­тырь. Пат­ри­арх уди­вился ещё раз, теперь уже наив­но­сти свя­щен­ника. Он вздох­нул и ничего не доба­вил; от него на самом деле ничего не зависело.

Понятно, что для такого недис­ци­пли­ни­ро­ван­ного иерея не сидеть в соот­вет­ству­ю­щие вре­мена в лагере было бы про­ти­во­есте­ствен­ным. Он там и сидел. И одна­жды в особо дове­ри­тель­ной беседе пове­дал мне об одном эпи­зоде своей лагер­ной жизни. Вот его рас­сказ, изла­га­е­мый мною по памяти.

Стр. 1 из 47 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки