Опыт прочтения: “Мастер и Маргарита” – свящ. Андрей Дерягин

Опыт прочтения: “Мастер и Маргарита” – свящ. Андрей Дерягин

(16 голосов4.3 из 5)

Предисловие

Михаил Бул­га­ков унес из этого мира тайну твор­че­ского замысла сво­его послед­него и, навер­ное, глав­ного про­из­ве­де­ния[1] “Мастер и Маргарита”.

Миро­воз­зре­ние автора ока­за­лось весьма эклек­тич­ным: при напи­са­нии романа были исполь­зо­ваны и иуда­и­сти­че­ские уче­ния, и гно­сти­цизм, и тео­со­фия, и масон­ские мотивы[2]. “Бул­га­ков­ское пони­ма­ние мира в луч­шем слу­чае осно­вано на като­ли­че­ском уче­нии о несо­вер­шен­стве пер­во­здан­ной при­роды чело­века, тре­бу­ю­щей актив­ного внеш­него воз­дей­ствия для сво­его исправ­ле­ния”[3]. Из этого сле­дует, что роман допус­кает массу тол­ко­ва­ний и в хри­сти­ан­ской, и в ате­и­сти­че­ской, и в оккульт­ной тра­ди­ции, выбор кото­рой во мно­гом зави­сит от точки зре­ния исследователя…

“Роман Бул­га­кова посвя­щен вовсе не Иешуа, и даже не в первую оче­редь самому Мастеру с его Мар­га­ри­той, но — сатане. Воланд есть несо­мнен­ный глав­ный герой про­из­ве­де­ния, его образ — сво­его рода энер­ге­ти­че­ский узел всей слож­ной ком­по­зи­ци­он­ной струк­туры романа”[4].

Само назва­ние “Мастер и Мар­га­рита” “затем­няет под­лин­ный смысл про­из­ве­де­ния: вни­ма­ние чита­теля сосре­до­та­чи­ва­ется на двух пер­со­на­жах романа как на глав­ных, тогда как по смыслу собы­тий они явля­ются лишь под­руч­ными глав­ного героя. Содер­жа­ние романа состав­ляет не исто­рия Мастера, не лите­ра­тур­ные его зло­клю­че­ния, даже не вза­и­мо­от­но­ше­ния с Мар­га­ри­той (все это вто­рично), но исто­рия одного из визи­тов сатаны на землю: с нача­лом оного начи­на­ется роман, кон­цом его же и завер­ша­ется. Мастер пред­став­ля­ется чита­телю лишь в три­на­дца­той главе, Мар­га­рита и того позд­нее — по мере воз­ник­но­ве­ния потреб­но­сти в них у Воланда”[5].

“Анти­хри­сти­ан­ская направ­лен­ность романа не остав­ляет сомне­ний… Неда­ром так забот­ливо мас­ки­ро­вал Бул­га­ков истин­ное содер­жа­ние, глу­бин­ный смысл сво­его романа, раз­вле­кая вни­ма­ние чита­теля побоч­ными част­но­стями. Но тем­ная мистика про­из­ве­де­ния помимо воли и созна­ния про­ни­кает в душу чело­века — и кто возь­мется исчис­лить воз­мож­ные раз­ру­ше­ния, кото­рые могут быть в ней тем про­из­ве­дены?..”[6]

При­ве­ден­ная выше харак­те­ри­стика романа пре­по­да­ва­те­лем Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии, кан­ди­да­том фило­ло­ги­че­ских наук Миха­и­лом Михай­ло­ви­чем Дуна­е­вым обо­зна­чает серьез­ную про­блему, воз­ни­ка­ю­щую перед пра­во­слав­ными роди­те­лями и педа­го­гами в связи с тем, что роман “Мастер и Мар­га­рита” вклю­чен в про­грамму по лите­ра­туре госу­дар­ствен­ных сред­них обще­об­ра­зо­ва­тель­ных учеб­ных заве­де­ний. Как убе­речь рели­ги­озно индиф­фе­рент­ных, а зна­чит, без­за­щит­ных перед оккульт­ными вли­я­ни­ями уче­ни­ков от воз­дей­ствия той сата­нин­ской мистики, кото­рой насы­щен роман?

Один из глав­ных празд­ни­ков Пра­во­слав­ной Церкви — Пре­об­ра­же­ние Гос­подне. Подобно Гос­поду Иисусу Хри­сту, пре­об­ра­зив­ше­муся перед Сво­ими уче­ни­ками (Мф. 17:1–9, Мк. 9:1–9), пре­об­ра­жа­ются ныне через жизнь во Хри­сте и души хри­стиан. Это пре­об­ра­же­ние может быть рас­про­стра­нено и на окру­жа­ю­щий мир — роман Миха­ила Бул­га­кова не явля­ется исключением.

Ниже пред­ла­га­ется опыт истол­ко­ва­ния неко­то­рых эпи­зо­дов этого про­из­ве­де­ния, даю­щий воз­мож­ность пре­по­да­ва­те­лям свет­ских учеб­ных заве­де­ний позна­ко­миться самим и поде­литься с уче­ни­ками эле­мен­тами пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния, взяв за основу роман “Мастер и Мар­га­рита”. Эта цель обу­слов­ли­вает неко­то­рую одно­бо­кость и тен­ден­ци­оз­ность под­хода к роману, что, впро­чем, неиз­бежно при попытке рас­смот­ре­ния вся­кого зна­чи­тель­ного худо­же­ствен­ного произведения…

Портрет эпохи

Из био­гра­фи­че­ских све­де­ний известно, что сам Бул­га­ков вос­при­ни­мал свой роман как некое пре­ду­пре­жде­ние, как сверх­ли­те­ра­тур­ный текст. Уже уми­рая, он попро­сил жену при­не­сти руко­пись романа, при­жал к груди и отдал со сло­вами: “Пусть знают!”[7]

Соот­вет­ственно, если наша цель не про­сто полу­чить от чте­ния эсте­ти­че­ское и эмо­ци­о­наль­ное удо­вле­тво­ре­ние, а понять идею автора, понять, ради чего чело­век потра­тил две­на­дцать послед­них лет своей жизни, в сущ­но­сти, всю жизнь, мы должны отне­стись к этому про­из­ве­де­нию не только с точки зре­ния лите­ра­тур­ной кри­тики. Чтобы понять идею автора, надо хотя бы что-то знать о жизни автора — зача­стую ее эпи­зоды нахо­дят свое отра­же­ние в его творениях.

Михаил Бул­га­ков (1891–1940) — внук пра­во­слав­ного свя­щен­ника, сын пра­во­слав­ного свя­щен­ника, про­фес­сора, пре­по­да­ва­теля исто­рии Киев­ской Духов­ной Ака­де­мии, род­ствен­ник извест­ного пра­во­слав­ного бого­слова о. Сер­гия Бул­га­кова. Это дает осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что Михаил Бул­га­ков хотя бы отча­сти был зна­ком с пра­во­слав­ной тра­ди­цией вос­при­я­тия мира.

Сей­час для мно­гих в дико­винку, что суще­ствует какая-то пра­во­слав­ная тра­ди­ция вос­при­я­тия мира, но тем не менее это так. Пра­во­слав­ное миро­воз­зре­ние на самом деле очень глу­боко, фор­ми­ро­ва­лось в тече­ние более чем семи с поло­ви­ной тысяч лет и совер­шенно ничего общего не имеет с кари­ка­ту­рой, нари­со­ван­ной на него, по суще­ству, неве­же­ствен­ными людьми в ту самую эпоху, в кото­рую появился на свет роман “Мастер и Маргарита”.

В 1920‑е годы Бул­га­ков увле­ка­ется изу­че­нием каб­ба­ли­стики и оккульт­ной лите­ра­туры. В романе “Мастер и Мар­га­рита” о хоро­шем зна­нии этой лите­ра­туры гово­рят имена бесов, опи­са­ние сата­нин­ской чер­ной мессы (в романе она названа “балом сатаны”) и прочее…

Уже в конце 1912 года Бул­га­ков (ему был тогда 21 год) совер­шенно опре­де­ленно заявил своей сестре Надежде: “Вот уви­дишь, я буду писа­те­лем”[8]. И он стал им. При этом необ­хо­димо иметь в виду, что Бул­га­ков рус­ский писа­тель. А чем все­гда по пре­иму­ще­ству зани­ма­лась рус­ская лите­ра­тура? Иссле­до­ва­нием чело­ве­че­ской души. Любой эпи­зод жизни лите­ра­тур­ного пер­со­нажа опи­сы­ва­ется ровно настолько, насколько это необ­хо­димо для пони­ма­ния того, какое вли­я­ние он ока­зал на чело­ве­че­скую душу.

Бул­га­ков взял запад­ную попу­ляр­ную форму и напол­нил ее рус­ским содер­жа­нием, ска­зал в попу­ляр­ной форме о серьез­ней­ших вещах. Но!..

Для рели­ги­озно несве­ду­щего чита­теля роман в бла­го­при­ят­ном слу­чае оста­ется бест­сел­ле­ром, так как у него нет того фун­да­мента, кото­рый необ­хо­дим для вос­при­я­тия пол­ноты вло­жен­ной в роман идеи. В худ­шем слу­чае эта самая неосве­дом­лен­ность при­во­дит к тому, что чита­тель видит в “Мастере и Мар­га­рите” и вклю­чает в свое миро­воз­зре­ние такие идеи рели­ги­оз­ного содер­жа­ния, кото­рые самому Миха­илу Бул­га­кову вряд ли бы при­шли в голову. В част­но­сти, в опре­де­лен­ной среде эта книга ценится как “гимн сатане”. Ситу­а­ция с вос­при­я­тием романа ана­ло­гична завозу в Рос­сию кар­тошки при Петре I: про­дукт заме­ча­тель­ный, но из-за того, что никто не знал, что с ним делать и какая его часть съе­добна, люди тра­ви­лись и уми­рали целыми деревнями.

Вообще, надо ска­зать, что роман писался в то время, когда в СССР рас­про­стра­ня­лась свое­об­раз­ная эпи­де­мия “отрав­ле­ний” на рели­ги­оз­ной почве. Дело вот в чем: 1920–30‑е годы в Совет­ском Союзе — это годы, когда огром­ными тира­жами изда­ва­лись запад­ные анти­хри­сти­ан­ские книжки, в кото­рых авторы либо вовсе отри­цали исто­рич­ность Иисуса Хри­ста, либо стре­ми­лись пред­ста­вить Его как про­стого еврей­ского фило­софа и не более того. Реко­мен­да­ции Миха­ила Алек­сан­дро­вича Бер­ли­оза Ивану Нико­ла­е­вичу Поны­реву (Без­дом­ному) на Пат­ри­ар­ших пру­дах (275)[9] и есть кон­спект подоб­ных кни­жек. Об ате­и­сти­че­ском миро­воз­зре­нии стоит пого­во­рить более подробно, чтобы понять, над чем поте­ша­ется Бул­га­ков в своем романе.

Атеистическое мировоззрение

На самом деле вопрос “есть Бог или нет Бога” в моло­дой Стране Сове­тов носил чисто поли­ти­че­ский харак­тер. Ответ “Бог есть” тре­бо­вал немед­лен­ной отправки выше­упо­мя­ну­того Бога “на Соловки годика на три” (278), что осу­ще­ствить было бы про­бле­ма­тично. Логи­че­ски неиз­бежно изби­рался вто­рой вари­ант: “Бога нет”. Еще раз стоит упо­мя­нуть, что этот ответ носил харак­тер чисто поли­ти­че­ский, истина никого не волновала.

Стр. 1 из 5 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

7 комментариев

  • עדין, 01.10.2020

    В романе нет слу­чай­ных героев.Большая часть взята из жизни но с дру­гими име­нами Не слу­чайно все в свите Воланда его окру­же­ние с еврей­скими име­нами .Не слу­чайно Иешуа хотя он не имеет отно­ше­ния к Иисусу. Фрида со своим платком.Да одна фраза Мес­сир солнце скло­ня­ется, суб­бота закан­чи­ва­ется нам пора.Нет в романе ни чего хри­сти­ан­ского и быть не может.Он от начала и до конца в еврей­ском духе.Черновики Бул­га­кого почи­тайте поймёте.

    Ответить »
  • Когда я про­чи­тала книгу пер­вый раз (по моло­до­сти).. была в пол­ном вос­торге — с юмо­ром, инте­ресно, все такие забав­ные. Потом через несколько лет опять пере­чи­тала и всё так же она мне нра­ви­лась. А позже.. почему-то уже не хоте­лось её всю читать, а только главы, где упо­ми­на­лось об Иисусе.. Я читала и не могла насы­титься.. мне как-будто мало было этого тек­ста о Нём и я каж­дый раз осо­зна­вала, что хочу чего-то боль­шего.. что мне тесны рамки про­из­ве­де­ния рас­ска­зы­ва­ю­щие о Гос­поде. На тот момент я конечно же ника­кого Еван­ге­лия не читала, а в душе обра­зо­ва­лась неза­пол­нен­ная пустота. Про роман я забыла и одна­жды наткнув­шись на него, вдруг поняла — что ничего в нём нет при­вле­ка­тель­ного и только главы об Иисусе (у меня и сомне­ния не было, что именно о Нём и гово­рится в романе) теп­лом раз­ли­ва­лись в душе. Я вдруг уви­дела всю низость этой шайки, а не забав­ность. И не могла сна­чала понять — почему появи­лось чув­ство непр­тязни к автору книги. И когда я стала читать Биб­лию, у меня сам собой появился ответ — как я могла вос­хи­щаться этой кни­гой?.. как сразу не смогла понять её истин­ный смысл?.. ведь Иисус уни­жен авто­ром и воз­ве­ли­чена нечисть — Воланд устроил встречу Пилату с Иешуа! — не Бог все­вла­стен, но нечесть! Него­до­ва­ние моему не было пре­дела и я даже выбро­сила книгу. Хочу ска­зать всем — не веди­тесь на внеш­нее (няшесть весе­лье), ищите смысл прежде, а то можно попасть в необ­ра­ти­мое. Вот и сей­час — дра­кон­чики.. ски­ле­тики.. еди­но­роги.. эльфы раз­ные.. дет­кам пре­под­но­сят их как игру­шечки няшеч­ные. Знают, что делают — с мла­ден­че­ского воз­раста уже при­учают чело­века, что ника­кие они не страш­ные и не опас­ные, а сим­по­тяги доб­рые. Роди­тели.. не будьте такими наив­ными, но будьте разум­ными чтобы не загу­бить души детей ваших, кон­тро­ли­руйте ваши покупки детям своим, как игрушки, так и книги.. и во что оде­ва­ете их, и что празд­нует при них и с ними — будьте вни­ма­тельны к про­ис­хо­дя­щему. А про книгу — не читайте эту муть — в ней ложь о Боге.

    Ответить »
  • Максим, 09.04.2020

    о.Андрей, спаси Вас Гос­подь! Вы открыли для меня это про­из­ве­де­ние! Спа­сибо Вам!!! Можно сколь угодно «тужиться», доду­мы­вать что-то за автора, искать вся­кие дву­смыс­лен­но­сти и сов­па­де­ния… А доду­мы­вать ничего не нужно. Все совер­шенно ясно и вполне под­твер­жда­ется зако­нами духов­ной жизни.

    Ответить »
  • Савва, 18.09.2018

    О.Андрей. Вы и ваши кол­леги по работе (да, да! по работе) не спо­собны, как сле­дует из вашего опуса, понять и внятно изло­жить обры­воч­ные впе­чат­ле­ния по про­чте­нии “Мастера”, а бере­тесь тол­ко­вать Свя­щен­ное Писа­ние и насаж­дать свое иска­жен­ное неве­же­ством мне­ние в людях. Гор­ды­ней вашей над миром не про­шли вы испы­та­ние. Обет мол­ча­ния вам будет умнее и не так накладно для веры.

    Ответить »
  • Владимир, 11.04.2018

    «Мастер и Мар­га­рита» – это лите­ра­тур­ное обоб­ще­ние собы­тий и настро­е­ний постре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. Как вся­кое талант­ли­вое лите­ра­тур­ное обоб­ще­ние, роман, конечно, отра­жает некую лежа­щею в основе жиз­нен­ных явле­ний реаль­ность. Но, это именно обоб­щен­ный «порт­рет эпохи», все пер­со­нажи кото­рого собирательны:

    - Мастер – по опи­са­нию внеш­но­сти напо­ми­нает Гоголя (сжег­шего свой роман), мно­гое в нем и от самого Бул­га­кова, а про­то­ти­пом стал некий совре­мен­ный ему пси­хи­че­ски нездо­ро­вый писатель. 

    - Мар­га­рита – по отзы­вам кри­ти­ков, похожа на вто­рую жену автора и, конечно, на ее образ сильно повли­яли романы Дюма о Мар­га­рите Наварской. 

    - кот Беге­мот срав­ним с обра­зом Шико из тех же романов. 

    - Воланд – если про­ана­ли­зи­ро­вать, хотя бы, «Теат­раль­ный роман» этого же сочи­ни­теля, имеет черты шаля­пин­ского Мефи­сто­феля, манеры Ста­ни­слав­ского и эпа­таж пер­вого изда­теля «Белой гвардии».

    - в Пилате, помимо исто­ри­че­ского про­ку­ра­тора судив­шего Спа­си­теля, видны черты извест­ных гони­те­лей христиан:характером он напо­ми­нает све­то­ни­ев­ское опи­са­ние импе­ра­тора Тиве­рия; началь­ник тай­ной службы по имени Афра­ний слу­жил у дру­гого «сви­ре­пого чудо­вища» (как назвал себя бул­га­ков­ский пер­со­наж) – у импе­ра­тора Нерона;можно найти и дру­гие примеры…

    – образ Иешуа Ганоцри, кроме Хри­ста и хри­сти­ан­ских муче­ни­ков впи­тал в себя и, как не странно, аре­сто­ван­ных цар­ской «охран­кой» рево­лю­ци­о­не­ров: «Все люди доб­рые», «наста­нет цар­ство истины», «самый страш­ный грех – тру­сость» – типич­ная фило­со­фия бом­би­ста. (Раз уж, все доб­рые, то – и я. Потому, за-ради цар­ства истины, могу мет­нуть в дру­гих доб­рых людей бомбу. Ведь самый страш­ный грех – трусость.) 

    Такова худо­же­ствен­ная литература!

    Разве по этим “эле­мен­там” воз­можно озна­ко­мить кого-то с пра­во­слав­ным миро­воз­зре­нием, с обра­зом Спасителя?..

    Роман “Мастер и Мар­га­рита” отра­жает только умо­на­стро­е­ние людей постре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. И это един­ствен­ное, с чем с его помо­щью сле­дует знакомиться. 

    А РЕАЛЬНОСТЬ ПОЗНАЕТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ.

    Ответить »
  • Владимир (другой), 09.04.2018

    Вот вы пишете о нака­за­ниях пер­со­на­жей за их грехи — а за что был нака­зан бух­гал­тер Варьете Васи­лий Сте­па­но­вич Ласточ­кин? Тот, у кото­рого деньги пре­вра­ти­лись в ино­стран­ную валюту и за это его аре­сто­вали? Про него вся 17‑я глава, но ничего пло­хого он там не сделал!

    Ответить »
  • Владимир, 04.04.2018

    …позна­ко­миться самим и поде­литься с уче­ни­ками эле­мен­тами пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния, взяв за основу роман «Мастер и Мар­га­рита»

    Пра­во­слав­ное миро­возре­ние осно­вано на правде. НЕЛЬЗЯ ЗНАКОМИТЬСЯ С ПРАВОСЛАВНЫМ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ ОСНОВЫВАЯСЬ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫМЫСЛАХ.

    Какие еще “эле­менты”?

    Эле­мент правды — есть ложь.

    Рома­ни­сты отра­жают настро­е­ния эпохи. И больше ничего.

    Для зна­ком­ства с пра­во­слав­ным миро­воз­зре­нием есть Биб­лия, свя­щен­ное Пре­да­ние и свя­то­оте­ческе учение.

    НИКАКОЙ ЭЛЕМЕНТИЗАЦИИ В БЛАГОВЕСТВОВАНИИ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ.

    Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки