- Часть I. Отец Стефан и иже с ним
- Отец Стефан
- Восьмая заповедь
- Таможенный эксклюзив
- Указ владыки
- Детективная история
- Живица
- Прогрессивный батюшка
- Запечатал
- «Это, братцы, не беда, а череда смирения»
- Экзамен с псевдонимом
- Историческое открытие
- Батюшкин сон
- Козлиная история
- Православный Дед Мороз
- Пожертвование
- Часть II. Рассказы
- Господь управит
- А настоятель молится…
- Постовые особенности провинциальной епархии
- Рождественский гость
- Архиерейское благословение
- Не удержался
- Отец, товарищ старшина…
- Операция «Карацупа»
- Церковный сторож
- Слепой
- Грех батюшки
- Рождественский Никола
- «А можно посмотреть?»
- О павлине
- Батюшка и батя
- Забор
- О войне, бесе и страусе
- Часть III. Воспоминания, размышлизмы
- Господь привёл…
- Военная история
- День Победы
- Анчутка
- Мы не могли не встретиться
- Оптинское…
- Мироносицы моей жизни
- Спас и макитра
- Баба Фрося
- Божий одуванчик
- «Делала, что могла…»
- Баба Лида
- Энгельс — Геннадий — Евгений
- Регент
- Дед Алексей
- Икона
- Современный «Отечник»
- Солнышко
- Рассказ священника
- «Глаза бы мои на вас не глядели!»
- Сельское
- Литературные бесы
- Ретроспективное
- Слово исповеди
- Осеннее
- Утерянное отцовство
- О книжках…
- Пятая заповедь
- Плюнь и дунь на него
- Краткий свод Крещенских правил
- О бедной кукушке замолвлю я слово…
- Радоница
- Покровительство Покрова
- Без таксометра в голове
- «Ты кто такой?»
- Москва
- Об авторе
- Примечания
Козлиная история
От Кузьминок до шахты 2-бис автобус редко ходит. Два раза в день. Да и кого возить? Кузьминки почти вымерли, а шахта после очередных экспериментов с реформированием угольной промышленности на честном слове держится.
Известно, что чем беднее сельский народ живет, тем больше в его хозяйстве коз обретается. Животное нетребовательное, можно сказать, даже маловредное по причине своей неприхотливости и полного отсутствия претензий на комфортное жилищное обеспечение. Оно везде жить может. Есть, правда, два негатива: лезет вечно туда, куда не надо, да воняет изрядно. Но пользы от коз все же несравнимо больше, чем вреда.
К козам, естественно, козел нужен. Иначе стадо не увеличишь. Поэтому хороший козел всегда в цене и постоянно востребован. Такой у бабы Анны в Кузьминках был. Обычно его сами «на дело» забирали, но нынче попросили привезти из-за неимения транспортного средства и дороговизны бензина. Именно поэтому и стояла баба Анна с козлом на поводке на автобусной остановке, ожидая с немногочисленными попутчиками положенного рейса.
Водитель автобуса, увидев бабку с бородатым и рогатым козлом, изначально наотрез отказался от данного пассажира, но затем, ввиду слез старушки и народного заступничества, сменил гнев на милость.
Баба Анна, получив согласие, скромно, но с достоинством уселась на сиденье, предварительно запихав под него козла. Козел вел себя вполне прилично. Он тут же уснул, и если бы не амбре, струящееся из-под сиденья, о нем бы скоро забыли.
Да, видно, день такой выдался, что забыть не удалось. По пути к шахте автобус еще несколько остановок сделал и пассажирами окончательно заполнился. За бабой Анной уселся не кто иной, как отец Стефан, настоятель поселка городского типа и окрестных деревень. Батюшка направлялся на шахту выпрашивать очередную шефскую помощь, поэтому был не в своем обычном рабочем, выцветшем на солнце подряснике, а в недавно приобретенной рясе, на которой красовался новый, золотом блестящий наперсный крест.
С отцом Стефаном уважительно здоровались, а некоторые, увидев рясу с крестом, и крестились, чем несказанно смущали батюшку. Это смущение он относил к своей пастырской недоработке: не объяснил людям, что, видя священника, крестом себя осенять не надобно — он не икона и далеко не образец святости.
Автобус, произведенный во времена развитого социализма, на многочисленных дорожных ухабах тарахтел всеми своими составными частями и к пункту назначения ехал долго. Пассажиры, как обычно, рассуждали о дороговизне, никчемных местных руководителях и непутевой молодежи, причем говорили громко, с желанием, чтобы и попутчик-священник в разговор вступил.
Отец Стефан решил помолчать и ограничиться вздохами и сочувственным видом. Не будешь же в автобусе нравственным богословием заниматься, да еще таким, при котором обязательно кого-то осудить надо и чье-то мнение поддержать. Агрессивное миссионерство в нынешние планы батюшки никак не входило, тем более что в кабинеты ему сегодня стучаться, где эти самые молодые руководители сидят; без них зимой в храме топить будет нечем.
Вовремя вспомнилось священнику, что в кармане подрясника книжица недочитанная лежит. Ее и раскрыл…
Автобусные диалоги отошли в сторону, дорожные ухабы стали мягче, и даже грохочущие миноры умирающих рессор не резали слух. Священник погрузился в интересное, доброе и размеренное повествование о византийских древностях и богобоязненных подвижниках. Как на вечерне «Свете тихий» утихомиривает пришедший на службу народ, создает иную, неотмирную реальность, так и книга увела отца Стефана из душного полуразбитого автобуса в другое время, где начальство благочестивое, молодежь послушная, и вопрос цен никого не волнует.
Вот только стал донимать батюшку запах странный. Нечеловеческий. Стойкий и крайне неприятный. Если бы в книге рассказывалось об адских муках или гоголевских рогатых сущностях, то отец Стефан и не удивился бы, но тут ведь все о мудрости старцев да о помощи святых говорится. Откуда же такие ассоциации?
Батюшка огляделся. Впереди в чистеньких платочках сидели две старушки, которых он прекрасно знал, сбоку и сзади расположились едущие на работу горняки, от которых до работы подобным ароматом никак пахнуть не может. Источник устойчивого запаха, однозначно и четко определяющегося как адский, не обнаруживался. «Странно», — подумал священник и попытался опять уйти в мир книжный. Не удалось.
Один из сидевших сзади шахтеров, поняв, что отец Стефан не сообразит, откуда идут волны неприятного содержания, громко произнес, указывая под сиденье:
— Батюшка, козел!
Отец Стефан слова услышал, а указующий перст увидеть никак не мог, поэтому утверждение преобразовал в определение. Ошарашенно и растерянно задумался и не нашел ничего лучшего, как повернуться и спросить у горняка:
— Почему козел?
— Так к козе везут, — разъяснил шахтер, чем ввел отца Стефана в окончательный ступор.
Первое, что пришло в голову, это форма собственной бороды, которая в начальные дни священства действительно походила на козлиную. Но ведь сейчас, по прошествии почти десятка лет настоятельства, его облик украшала ухоженная профессорская борода, никак не сопоставимая с этой тварью.
Пока соображал, как же выходить из данной ситуации, как ответить на незаслуженное оскорбление, впереди встрепенулась баба Анна. Повернулась к священнику и старушечьим фальцетом выдала на весь автобус.
— Батюшка! Козел наш. Воняет!
Отец Стефан замер огорошенно. Он потерял дар речи. Опустил голову и… с ужасом вскрикнул. Из-под сиденья смиренно и уныло на него смотрела философским взглядом бородатая и рогатая козлиная морда…
Комментировать