Рассказы

Рассказы

Кропотов Роман, иеромонах
(263 голоса4.3 из 5)

Исповедь

Данное произведение полностью является художественным. Любое совпадение имен и событий просьба считать случайным!

Как неизбежен первый вдох новорожденного младенца или первый удар сердца новой развивающейся жизни, также неизбежна у человека и первая встреча с Богом. Таинственная или простая, чудесная или ничем не примечательная — она бывает разная. Увидит человек ее или не увидит, захочет принять или решит отвергнуть — это уже другой вопрос. Но Господь всегда дает о Себе знать в жизни каждого.

Но это только первый шаг человека на непростом пути самопознания. Далее идет второй, не менее интересный и познавательный — первая встреча со священником и первая исповедь. Столько волнения и переживаний человек может испытывать разве что в своем первом признании в любви или на своей свадьбе или при первой посадке на авианосец. Сердце колотится, словно раскаленный поршень двигателя, язык заплетается, ладони потеют, а мысли путаются и совершенно не желают складываться в стройное повествование. И не мудрено, ведь предстоит заглянуть в такие мрачные тайники своего сердца, в которых мы и самим-то себе не хотим признаться, не то, что свидетелю. И насколько полезна для кающегося бывает эта встреча, настолько же напряженной для священника она является. Часто духовники просто с ног валятся после, казалось бы, всего несколько часовой исповеди.

Но я сегодня рискну немного приоткрыть завесу исповедальни, и выдвину смелое предположение, что секрет больших духовных нагрузок на исповеди таится не столько в сферах метафизических и потусторонних, сколько вполне в реальных — наших, земных. Да, часто мы сами вносим свою посильную лепту из невежества, суеверий и всевозможных комплексов и выматываем священника не хуже нечистого.

Длинной вереницей тянется народ к исповедальному аналою. Если приоткрыть сейчас сердечные двери томящихся в ожидании христиан, то можно увидеть целую палитру из эмоций и нетерпения, надежд и ожиданий, сомнений и страхов. Первый раз ты приходишь или нет, но для каждого исповедь это — событие, которое хотя бы чуть-чуть, но обязательно изменит его жизнь в какую-либо сторону.

— Батюшка, здравствуйте.

Видно, что невысокая пожилая женщина волнуется и от этого немного заикается.

— Меня зовут Надежда Петровна Столярова. Я первый раз. Я родилась в 49 году в Перми. Много повидала на своем веку. И в партии состояла. Дважды была замужем. Воспитала детей: троих от первого брака и одного от второго. Уже и внуки есть. У меня с собой и фотография имеется. Много всего было в жизни, батюшка. Знаю что такое голод и нужда, что такое смерть и неволя. Повстречала много хороших людей и немало плохих. Родители воспитали меня самостоятельной. Они сами были люди волевые, и меня воспитали так же. Так что своего добиваться я умею. Если надо и мужика могу на место поставить. Да что там мужика — могу и быка смирить. Помню, как однажды были мы в поле…

Далее пошла история про то, как при посадке молодыми девушками картошки, на поле выскочил бычок, который послушался властного окрика нашей исповедницы.

— Все это, конечно, очень познавательно, — тактично перебивает священник свою рассказчицу, дождавшись окончания эпизода, — но покаяться-то вы в чем хотите?

— Да всякое бывало, батюшка. Стараюсь быть честной — родители приучили. Меня дважды грабили — из квартиры почти все выносили, но я не сдавалась. Привыкла, знаете ли, к борьбе. А покаяться этим моим ворам не помешало бы.

Священник тяжело вздыхает и понимает, что здесь добрых двадцать минут придется разъяснять не только смысл покаяния как такового, но и что такое грех вообще.

— Батюшка, родненький, отпусти мне мои грехи, — жалобным голосом причитает бабушка в платочке.

— Да в чем же ты, мать, грешна?

— Да во всем, батюшка, во всем грешна.

Бабулька с горючим видом качает головой.

— Да в чем же таком «во всем-то»?

— Да во всем грешна — что есть, во всем грешна.

— А поконкретнее, мать, в чем грешна?

— Да куда уж конкретнее, батюшка?! Как есть во всем грешна.

— Может, что-то особенное за собой видишь? Что-то, что отдельно сказать хочешь?

— Да вот я и говорю, батюшка, во всем особенно я и грешна. Во всем грешна.

— Грехов-то на свете много.

— Да, много, батюшка, много. Все мои, батюшка.

— Ты их хотя бы знаешь? Как называется грех, когда завидуешь ближнему.

— Да, батюшка, и в этом грешна. Во всем грешна.

— Во всем значит?! Тогда зачем Каддафи Муамара убила?

— Кого?

— Ливийского президента убили, знаешь? Ты там тоже была?

— Нет, батюшка, никакую кадафу я не убивала.

— Значит не убивала, а говоришь грешна во всем!

Священник вздыхая закрывает лицо рукой и понимает, что тут предстоит не меньшая работа, чем с укротительницей быков.

— Здравствуйте.

Молодой человек подошедший на исповедь выглядел серьезным и настороженным. По его внимательному взгляду, которым он одарил священника, можно было бы заподозрить его в какой-нибудь разведывательной деятельности.

— Ваше преподобие, что вы думаете о современной богослужебной практике? Дело в том, что у меня вызывают недоумение некоторые моменты наших традиций. Почему мы совершаем утреню вечером? Ведь это утреня! Ни в каких правилах не имеется подтверждение такой практики. А замечательное одноголосное пение! 16 веков Церковь молилась под небесные знаменные напевы и лишь в 17-ом приняла ущербный украинский партес. А что такое «подготовка к причастию»? Ни в каких древних канонах мы не встречаем подобного определения. Нигде не сказано о трехдневном посте перед причастием. Почему христианин должен поститься в субботу, нарушая при этом 64 Апостольское правило, запрещающее пост в субботу? Между тем, как сами священники поста не держат. Симеон Солунский говорит, что священник принимает приходящего на исповедь с улыбкой, а вы, отче, не улыбнулись, когда я подошел.

— Ты живешь по Евангелию? Можешь подставить другую щеку и любить врагов?

— Я не могу, но я не об этом…

— Если ты такой знаток канонов, тогда скажи, почему ты сам не соблюдаешь самый главный канон Церкви? Поверь, когда жизнь твоя станет Евангельской, все эти вопросы отпадут сами собой.

— Батюшка, вы доктор?, — спрашивает священника очередная исповедница.

— Нет, медицинского образования у меня нет. Мы тут больше по болезням души специализируемся. А что случилось?

— Да не знаю, что делать мне с моим Колькой. Совсем плохой стал.

— А что такое стряслось, пьет что ли?

— Да пить-то он пьет, но как-то мало. Раньше больше было. Он и есть-то совсем перестал. Весь день лежит ни живой, ни мертвый. Только дышит и то через раз.

— Ну пьет мало, это ж хорошо. Обычно жалуются как раз наоборот, что много пьет. А врача звать пробовали?

— Да пока что-то нет. Я все своими силами справляюсь. Вот вспомнила, наконец, про церковь. Думаю, может причастить его.

— Причастить, это хорошая мысль. Можно причастить. А вы молитесь за него?

— Да молюсь, батюшка, молюсь. А вот в записочки-то я уже давно его не писала. Наверно поэтому и захворал.

— Да, Евхаристия — это самая высокая жертва на земле. Не забывайте об этом. А он давно у вас исповедовался? Вы бы с ним сегодня вместе и пришли на исповедь.

— Да как же он исповедуется, батюшка?! Он ведь и говорить-то не может.

— Он что у вас немой или язык уже отнялся?

— Да язык вроде не отнялся. Так иногда какие-то звуки издает. Но что-то уж больно вымучено как-то, совсем на мяуканье не похоже.

— На какое мяуканье?! Подождите, вы о ком вообще говорите?

— Да про кота я своего, батюшка, про кота Кольку. Он ведь мне словно сыночек. Можно сказать с пеленок воспитала. Я ведь его в честь покойного сына-то и назвала.

— Господи помилуй!

Священник с нескрываемым изумлением и даже ужасом смотрит на женщину. Не нужно в эту минуту быть прозорливцем, чтобы по выражению его лица понять о чем он сейчас думает.

— Отче, что мне делать? Я не знаю куда мне спрятаться?

К аналою подошел мужчина средних лет в явно возбужденном состоянии.

— А что случилось?

— Они ищут меня. Они постоянно следят за мной. Я чувствую их везде: дома, на улице, даже в туалете они наблюдают за мной. Батюшка, помогите мне!

— Да кто за тобой наблюдает?

— Пришельцы. Они похищают людей для экспериментов. Я знаю много таких. Они и меня хотят похитить. Я это чувствую. Я слышу их голоса в своей голове. Они мне что-то установили. Они постоянно прослушивают нас.

Мужчина начинает нервными движениями ощупывать аналой с нижней стороны.

— Вы проверяли? Прослушивающие устройства — они оставляют их повсюду! Говорите тише. Они и сейчас слушают нас. Они слышали все, что я сказал! Теперь они и про вас узнали! Я подставил вас!

— Успокойся, я все проверил — нас никто не слушает, кроме Господа Бога.

— Вы не знаете. Человек просто пропадает и все. Его так и не находят. Он числится без вести пропавшим. Пошел за хлебом и бесследно пропал. А что это такое?! У нас что сейчас, военное время, чтобы были без вести пропавшие?! Они похищают нас одного за другим, и ставят свои эксперименты. Мы для них просто крысы, понимаете?!

Как бы не любил священник ближнего своего, но иногда молитва о том, чтобы человека «похитили» какие-нибудь медработники кажется вполне естественной.

— Батюшка, где у вас можно купить молитвослов?

К аналою подошел высокий мужчина в строгом пальто. Сверху из под него виднелся белый воротничок рубашки с галстуком в клеточку.

— Спросите в нижней части храма — там есть иконно-книжная лавка.

— Дело в том, что мне нужен не простой молитвослов. Обычный молитвослов у меня имеется, но в нем не содержится тех молитв, которые мне нужны.

— И что же за молитвы вам нужны?

— Я давно уже заметил, что в наших молитвословах нет многих бытовых молитв, и даже так называемые молитвословы «на все случаи жизни» далеко не отвечают своему заявленному наименованию. Например, я знаю, что наш генеральный директор использует не оптимальные модели производственного процесса, оттого мы и в убытке. Вот скажите, кому и как молиться, чтобы руководящий состав компании стал более дальновидным и склонился к рационализации производства? Ведь на одних выставках только разоримся!

Священник незаметно вздыхает и почему-то вспоминает слова полковника Скалозуба из «Горе от ума»: «Уж коли зло пресечь: собрать все книги бы да сжечь».

— Батюшка, что мне делать, я влюбилась?

К аналою скромной поступью подошла молодая девушка.

— Любовь — это же хорошо! Плохо было бы, если бы ненависть была. А любовь если жертвенная и искренняя, то слава Богу! А если взаимная, то вообще счастье.

— Но я люблю священника.

— Священника?, ну это другой разговор. У священника уже есть матушка. Но даже, если и нет, по канонам он уже не может жениться повторно. Поэтому надо бы утихомирить свое влечение.

— Нет, у него нет жены. Может мне нужно ему во всем признаться? Вдруг полегчает?

— Я думаю, не нужно никому ни в чем признаваться. Молись, кайся и борись с этим искушением. Потому что это искушение и есть.

— Но я не могу бороться, так как вижу его постоянно. Это настоятель нашего храма.

— Настоятель значит? Если мне не изменяет память, должность настоятеля пока занимаю я.

— Да, батюшка, так и есть.

— Господи помилуй! Да вы сговорились сегодня что ли! Я уже, между прочим, обручен.

— Кто она? Вы же монах?

— Вспомнила все-таки, что я монах? Это не «она», это «Он».

— «Он»! Батюшка, что вы такое говорите?!

— Господь Иисус Христос — есть Жених всех истинно верующих душ. Походи-ка ты пока несколько месяцев в Рождественский собор. Думаю, это поможет.

— Батюшка, я только спросить.

К священнику подходит женщина преклонных лет. Она изучающе смотрит на него, а в глазах читается то ли сомнение, то ли недоверие.

— Спрашивайте, спрашивайте.

— Вы можете наслать проклятье на мою невестку? Совсем житья от нее нет! Ходит в храм, словно верующая, а сама занимается всякими вещами: поразвешивала эти свои веревочки, слово ей сказать нельзя, всему тебя научит, никакого уважения к старшим!

— Проклятье!? Церковь благословение раздает, а не проклятье. А молиться не пробовали о ней? Обычно помогает.

— Молиться? Так я ведь и в храм-то не хожу. У нас в поселке своя церква есть. А мой дом прямо рядом с ней. Зачем же мне ходить-то?

— Живешь, значит, рядом с храмом, а потому и ходить не нужно?! Сама придумала или кто подсказал? А за проклятием-таки пришла. Эх народ, народ! И как можно так все с ног на голову переставить?!

— Батюшка, здравствуйте.

К аналою приблизился коренастый коротко стриженый мужчина.

— Хочу покаяться, батюшка, в любви к своей Родине.

— Вообще-то, это всегда считалось подвигом, достойным уважения.

— Это да, только из-за этого я не могу спокойно жить. Мы частенько с братвой отлавливаем гастарбайтеров всяких, иногда негров. Ну, немного их рихтуем, понимаете? Один раз наведались в китайский ресторан и устроили там дебош. Я к тому, что если бы я не любил Родину, то не жил бы так грешно.

— Да-а, оказывается жареный рис во всем виноват. А любовь к своей семье не вынуждает вас воровать ради нее?

— Точно! Откуда вы узнали?

— Да вы прям открытие на свет произвели: любовь, оказывается — корень всех зол. Только почему-то апостол не упоминает любящих в числе тех, кто Царствия Божия не наследуют, а вот ненавистники и бесчинники, притеснители, воры и прочие неправедные там имеются.

— Батюшка, грешно ли спорить?

Очередной исповедник был преклонных лет с аккуратной седой бородкой. Его увеличенные линзами очков глаза, казалось видели тебя насквозь.

— Спорить? Ну, вопрос не однозначный. С одной стороны, мир и единомыслие — одни из главных составляющих нашей Церкви. А, с другой, споры допускаются, дабы, по слову апостола Павла, открылись между нами искусные.

— Дело в том, батюшка, что есть у меня знакомый прапорщик. Грамотный такой человек: историю хорошо знает. Так вот спорим мы с ним уже не один раз по поводу второй русско-персидской войны: ее причинах и прочее. Он говорит, что немалую роль в этом сыграло восстание декабристов. Еще говорит, что не надо было императору Николаю I посылать дипломатическую миссию в Тегеран, а лучше сразу готовиться к войне.

— История вообще сложная наука. Как оно все было на самом деле, знают только непосредственные очевидцы. А нам с вами остается лишь верить историческим версиям тех событий.

— Так все дело-то в том, батюшка, что мой прапорщик как раз и есть очевидец тех событий. Я, наверно, забыл сказать, он сам и воевал на той войне.

— Как воевал? Она же была в первой половине XIX века!

— Ну да. А скончался он уже после — в 1836.

— Да уж, вот так откровение! И часто он к вам приходит?

— Да заходит от случая к случаю, наверно, под настроение.

— Батюшка, дайте мне молитву от навязчивых мыслей! Они не дают мне покоя!

— И что же они вам навязывают?

— Я не могу есть, пока не прочитаю все ингредиенты. Когда я подхожу к причастию, то думаю, что сейчас упадет паникадило, и я умру так и не успев причаститься. Поэтому часто лезу без очереди. Когда прикладываюсь к иконе, думаю о болезнях, передающихся через прикосновение. Когда целую руку священнику, то вспоминаю, что он спит со своей матушкой. Даже когда я просто стою в углу храма и смотрю в пол, я думаю о том, что эту плитку клали таджики-мусульмане. Батюшка, что мне делать?

К аналою подошла женщина средних лет. Она стояла и не говорила ни слова, только периодически смотрела то на Евангелие с крестом, то на священника, который продолжал терпеливо ждать. Наконец, через минуту он нарушил тишину:

— Можете начинать. В чем хотите покаяться?

— Ни в чем.

— Совсем ни в чем?

— Совсем.

— То есть, совесть спокойна, а жизнь непорочна, как у апостола Павла?

— Да.

— Может вы святая?

— Не знаю, может быть.

— Никого никогда не осудили, не разгневались, не пожелали чужого?

— Нет.

— Никогда не завидуете, не блудите, не спорите, не поститесь, не молитесь?

— Нет.

— Все понятно.

Священник вздыхает и тратит около 5 минут на объяснение такого понятия, как — духовная слепота, после чего отправляет новоявленную святую на подготовку.

К аналою подходит супружеская пара.

— Батюшка, мы хотим вместе исповедаться. У нас нет друг от друга тайн.

— Ну, вместе, так вместе.

Однако, через несколько минут становится понятно, что «вместе» не получится. Как только речь заходит о нарушении мужем седьмой заповеди, до священника доносится недовольный шепот жены: Мы же говорили об этом! Ты же обещал мне с ней не общаться! После чего было принято решение о возврате к традиционной практике исповеди.

— Батюшка, сколько женщине-предпринимателю нужно построить храмов, чтобы простился грех аборта? Достаточно одного?

— Батюшка, я случайно убила свою крыску: я могу завтра причащаться?

— Батюшка, у меня фургон просроченного кваса: можно его отдать в церковь?

— Батюшка, меня зачали в пост! Я обречен? Что мне теперь делать и как спастись?

Что тут сказать? Первый шаг всегда будет отличаться от других, и священники делают на это скидку. Но все же и он должен быть осмысленным, должен свидетельствовать о человеке, живущем в стране с православной историей и традициями. Советское прошлое сейчас уже не может служить оправданием нашего невежества. Причины нужно искать в себе самих.

Это повествование не разглашение тайны исповеди. Это — повод всем нам задуматься и мирянам, и священнослужителям, чтобы прийти к взаимопониманию. И если когда-нибудь священник не уделил вам достаточно внимания или заснул, когда вы ему что-то рассказывали или даже убежал от вас на улице — не судите строго. Возможно, у него только что была примерно такая исповедь и он просто устал.

12.12.2013 г.

Комментировать

 

47 комментариев

  • ксения.к, 01.02.2015
    Сильное впечатление! Спасибо автору. Особенно за «мытарства». После прочтения случилась истерика… очень страшно.
    Ответить »
    • Катя, 19.10.2018
      И мне очень понравились рассказы, Мытарства это очень своевременно и правда страшно!
      Ответить »
  • Стахий, 20.02.2015
    Спаси Господи, жду новых книг!
    Ответить »
  • Татьяна, 27.03.2015
    Спасибо за книгу , очень понравилось.)))
    Ответить »
  • Владимир, 14.05.2015
    Здравствуйте! а Рассказ «Мытарства» это благочестивая притча,переделанный под современность рассказ преподобной Феодоры,или реальный факт из жизни реального человека? просьба сообщать заранее. Спасибо.
    Ответить »
  • Ирина, 09.06.2015
    Отец Роман, спаси Вас Господи за Ваши душеполезные рассказы! Читаются на одном дыхании, вызывают и страх («Мытарства»), и слёзы («Инициация»), и смех («Исповедь»). К сожалению, много орфографических и пунктуационных ошибок. Простите.
    Ответить »
  • Алексей, 12.06.2015
    Спасибо большое за рассказы в текстовой форме, а то уже собирался делать стенограмму рассказа «Покаяние беса» 🙂
    Ответить »
  • Елена, 29.06.2015
    Спасибо большое за книгу!!!
    Ответить »
  • Ирина, 15.09.2015
    Про рассказ «Сирота». Это очередная пропаганда. Вы думаете, что в России такие случаи с детьми не происходят?Я уверена, что они есть, просто об этом не говорят. Я и мой муж очень хотим усыновить ребенка в Германию, у нас очень хорошие условия, но нам не дают. Предпочитают, чтобы дети оставались сиротами. Я за то, чтобы велись проверки приемных родителей, но не нужно же доводить это до абсурда. простите, но читать было невозможно.
    Ответить »
    • прохожий, 07.10.2016
      У нас гомосексуалистам детей не дают усыновлять.
      Ответить »
  • светлана, 13.01.2016
    Спасибо за настоящую литературу, аналогов в современной прозе не вижу. Дошло до края: в 2015г. присудили национальную премию за роман о татарских «домашних бесах-барабашках».
    Особо трогают последние страницы «Дневника» — я и мои ученики — старшеклассники под неизгладимым впечатлением. А как талантливо, как по-русски!
    Благодарим от всей души.
    Ответить »
  • фотиния, 01.02.2016
    Спаси Господи, низкий поклон за притчу о собаке! В пей ответ на многие мучавшие меня вопросы.
    Ответить »
  • David, 02.02.2016
    proshu pojasnit, kakije iz razskazov pretendujut na realnost i kakije iz nix pritchi.
    istoria klavdii ochen poxoje na odnu istoriju, kogda odnomu revnostnomu xristianinu, razumejetsa naxodjashemusa v prelesti, javilsja demon, kotorogo on smelo nachal «obrashat». Tot pal nic, stal pokazyvat iskrenneje raskajanie i na glazax u likujushego podvijnika preobrazilsja v angela sveta. Iz «blagodarnosti» novoispechennyj angel predlojil voiti v podvijnika, chtob byt ego angelom xranitelem. tot soglashajetsa i… nachinaet besnovatsa, vykidivat ikoni i t.d. konchil v fsixiatricheskoj bolnice. redko nastupajet remissija i on mojet molitsja i razskazat svoju istoriju.
    komu-je razskazala Klavdija? ili etot razskaz i ne pretendujet na realnuju istoriju??

    a razskaz o mytarstvax pochti identichen razskazu feodory. nekotoryje passaji vyzyvajut doverjie, nekotorye net. video-rolik na etot raskaz oposhlen obrabotannymi shablonnymi demonskimi golosami i kartinami, kotoryje tolko uglubljajut nedoverije i daje ulybku.

    I v syshestvovanii realnogo ieromonaxa romana toje somnevajus. 🙂
    poimite pravlino, ja pravoslavnij, tverdo verju v zerkovnoje predanie o mytarstvax no ne verju takim razskazam.
    vse imejut pretenziju, chto ix izrbali, chtob vrazumlat zabyvsheesa chelovechestvo. no tut kak-to prixodit v mysl pritcha o bogatom i lazare: «jesli prorokov ne poslushajut, to esli-by kto i voskres iz mertvix, i tomu ne poverjat».

    Tak naprimer mnogoe iz «otkrovenija» Tatjany Belous (jaroj pjatidesatnicy) vyzyvajet doverjie, poka ona ne ogovarivajetsa, chto videla besov, kotoyje raskachivajut kolokola pravoslavnyx xramov und korchat rojy iz ikon stavjashim im svechi. :))

    Gospodi, kak vsjo slojno i zaputanno 🙁
    Izvinite za latinskij shrift, u menja netu slavjanskogo., k sojaleniju.

    S uvajenijem i interesom
    David
    Ответить »
  • Александр, 26.03.2016
    Не понравилось, совсем не понравилось, прослушал 9 рассказов с трудом…Прочее удалил.
    Ответить »
  • Наталья, 12.04.2016
    Спаси Вас Бог отец Роман. Очень полезные рассказы. «Инициация» сделал мою старшую дочь добрее и мягче по отношению к средней,а среднюю к младшей.
    Ответить »
  • Мария, 24.04.2016
    Спасибо огромное, дай Бог еще и еще радовать своих читателей такими произведениями. Читая Ваши рассказы, мы растем духовно. Очень глубокий смысл, а текст читается на одном дыхании совершенно просто и легко.
    Ответить »
  • Ксения, 11.07.2016
    Уважаемый Отец Роман! Храни Вас Бог! Низкий поклон за Ваш труд. Прочитав несколько ваших рассказов испытала ряд эмоций и чувств. Дай Бог вам новых достойных трудов. Некоторые из рассказов читала и плакала. Мне за 40 но до сих помню как меня забирали в детский дом. Горько и очень больно. Храни Господь страну нашу. Мира и добра всем! Берегите себя и своих близких и любите детей ваших!
    Ответить »
  • Владимир, 04.08.2016
    Спасибо, батюшка! Пожалуйста продолжайте! Ваш труд необыкновенно полезен. Помоги, Господи!
    Ответить »
  • Елизавета, 05.09.2016
    Уважаемый о. Роман! Огромное спасибо за Ваши рассказы. С моей внучкой отроковицей слушали и читали Ваши рассказы и плакали, смеялись! Спасибо за яркие поучительные и познавательные истории! Храни Вас Бог многая лета !
    Ответить »
  • РБНаталия, 28.10.2016
    Батюшка, выражаю огромную благодарность за эти минуты, проведенные за чтением рассказов! Трогает душу так, что словами сложно передать. Спаси, Господь!

    Дорогие, братья и сестры! Подобные рассказы есть у прот .Андрея Ткачева (Лоскутное одеяло), прочитайте. Храни всех, Господь!
    Ответить »
  • РБНаталия, 28.10.2016
    Уточню ,что здесь,на сайте  есть  «Страна Чудес » прот. Андрея Ткачева. Тоже очень поучительные и чудесные рассказы.
    Ответить »
  • Геннадий, 30.01.2017
    Храни Вас Бог, батюшка!
    Ответить »
  • Виктория, 01.02.2017
    Здравствуйте все. Я впервые здесь, и три книги уже мной прочитаны. Рассказы отца Романа — это, лично для меня, великий дар Господа. Не соглашусь с тем, что «Мытарства» аналогичны случаю из жития Феодоры. Простите, но я, к своему стыду, пробовала писать сказки, и, поверьте, это очень тяжело. Мы еще не привыкли к тому, что все уже давным-давно обо всем уже написано. Как говорил один мой знакомый: «Обо всем уже сказано, но все равно пиши, ведь ты напишешь все равно о своем».
    Лично мне кажется, что рассказ отца Романа был страшнее, чем все, что мне доводилось слышать о мытарствах. У меня тоже была истерика. Такие произведения меня приводят к настоящему покаянию, и, может я ошибаюсь, но это стоило бы читать за три дня до причастия. Настраивает душу на покаянный лад.
    Огромная благодарность за все Отцу Роману. Спаси и помилуй его, Господь!
    Ответить »
  • Дарья, 09.02.2017
    Спасибо огромное, батюшка, за эти рассказы! Они трогают душу и заставляют раскрыться сердце! Спаси Вас Господи! И помощи Божией Вам в Ваших делах!
    Ответить »
  • Татьяна, 08.06.2017
    Все бы хорошо, если бы не чудовищное количество ошибок… Читать невозможно, глаза режет ((
    Ответить »
    • Елена, 04.11.2017
      Да, читать невозможно, да и словообороты «впечатляют»: «Я с моим другом пошли в лес» и тому подобное. Читаю и плачу.
      Ответить »
  • Алексей, 02.08.2017
    о. Роман, прочитав рассказ, хочу сказать, что он очень похож на рассказ про мытарства бл. Феодоры. Но последний не оставил в душе мрачного осадка, а ваш немного оставил. Я к тому, что,возможно, рассказав в таких подробностях происходящие события, вы можете поселить в души некоторых семя отчаяния. Ведь, судя по рассказу, обычному человеку (не туристу), в ад дорога уже с первого мытарства и без шансов, как говорится. В мытарствах Феодоры, больше немощи человеческой, чем собственные его заслуги в виде покаяния, там речь идет о молитвах за душу умершего другого человека. Не говорю, что каяться не надо, наоборот. Но человек немощен помнить все грехи и каяться в них как надо. Все живут по разному, в разных жизненных обстоятельствах, не все посещают церкви и имеют возможность соблюдать в полной мере правила, нас таких большинство, к сожалению. Неужели у нас нет шансов? Один святой говорил про живущих: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Наверное нам нужно делать больше добрых дел, стараться больше ходить в церковь и каяться перед Богом, воспитывать детей так, чтобы потом у них хватило разумения за нас молиться. Как же молитвы церкви, где за усопших по кончине заказывается сорокоуст, и молитвы церкви явно облегчат путь на мытарствах. Не отрицаю,то что вы видели все это,но для каждого свое видение будет этого кошмара. Надо готовиться к нему уже сейчас, но не навлекая на себя страх, который может породить отчаяние во спасении, ведь у Бога милость и она выше ада и какой либо человеческой справедливости! Но держать свой ум во аде и постоянно каяться. Все будет хорошо.
    Ответить »
    • Никита, 23.05.2023
      Алексей, пока Вы будете, будучи взрослым человеком, верить в сказки (сказка- так как это художественное произведение), то у Вас действительно нет шансов. А когда будете жить правильно, то есть отвергать басни, то у Вас будет шанс прожить счастливо.
      Ответить »
  • Светлана, 28.08.2017
    Спасибо за рассказы, у вас большой талант от Бога в написании книг. Каждый находит для себя многие ответы. Вы укрепляете людей в вере, ваши книги очень необходимы. Здоровья вам крепкого!

     
    Ответить »
  • Эля, 27.10.2017
    СпасиБоже вам за это! Хотелось бы приобрести такую книгу в библиотеку, эти рассказы очень нужны молодёжи, именно такие, а не то что сейчас им подсовывает современная печатная продукция.

     
    Ответить »
  • Елена, 04.11.2017
    Книга интересная, спасибо. Но до чего же много грамматических и орфографических ошибок!Читать просто невозможно. Да еще эти обороты: «упал, головой о камень» и тд. и тп. Абсолютно безграмотно, читать такое невозможно, такое косноязычие. Может быть, автору отдавать рукописи профессионалам для корректировки, а то читателей уж больно жалко. Да и русский язык так коверкать просто кощунственно. Понятно, что автор старается, но все же для написания произведений нужна абсолютная грамотность и способность к литературному творчеству. А здесь как третьеклассник сочинение пишет, причем плохое. Извините за резкость но не смогла удержаться.
    Ответить »
    • Евгений, 03.03.2018
      Абсолютная грамотность только у академика Виноградова. Спаси Господи, иеромонаха Романа.
      Ответить »
  • Ирина Владимировна, 06.12.2017
    Да, и ошибки и стиль! Ну не член Союза Писателей автор!

    Ну и что?

    Цепляет, и это главное!
    Ответить »
  • Светлана, 11.01.2018
    Очень хорошие рассказы. Братья, ошибки — это не страшно, а литературный талант у батюшки огромный. Все написанное трогает до глубины души: и про мытарства, и про сестер, и про собаку, про все. Читала и иногда плакала. Спасибо Вам большое, отец Роман.
    Ответить »
  • Елена, 12.01.2018
    Слишком назойливо-нравоучительно, и поэтому скучно, персонажи плоские, нежизненные. Произведения напоминают сериалы на канале «Россия». Хотя сюжеты интересные.
    Ответить »
  • Нина, 01.04.2018
    Кто понимает смысл написанного, тот видит не ошибки, а собственные забытые грехи. Для этого написано, для этого и читать нужно. Замечания делать легко, а вот  предложить автору свою помощь …
    Ответить »
  • Ольга, 19.07.2018
    ….а я ошибок не увидела, только свои грехи(((
    Ответить »
    • валентина, 10.11.2018
      ..точно..только грехи свои  «царапали»..ошибки воспринимались как технический сбой)
      Ответить »
  • Ольга, 30.11.2018
    ОЧЕНЬ ждем новый рассказов!!!!!! Пожалуйста только уточняйте в начале, на реальные случаи они написаны или фантазия.

     
    Ответить »
  • Наталья, 19.06.2019

    Спаси Бог. Достучались. Заставили задуматься.

    Ответить »
  • Natia, 30.08.2019

    Как войти в контакт с этим писателем. Хотелось бы взять благословение на перевод его рассказа о мытарствах на грузинский язык, а может и на французский если Бог даст и издать.


    Спасибо заранее за координаты его.

    Ответить »
  • Елена, 03.09.2019

    Отличная книга. Будет полезна и опытным, и новичкам. Спаси Господи иеромонаха Романа!

    Ответить »
  • Светлана Биричевская, 11.09.2019

    Рассказ «Мытарства» иеромонаха Романа — самое сильное из его произведений, с необычайным результатом — после прочтения каждый день хожу и вижу свои будущие мытарства. Они передо мной, тем более, что уже начинались несколько лет назад и были очень похожи на описанные о.Романом. Очень полезная, глубокая у него литература, буду читать и перечитывать. Всем рекомендую!

    Ответить »
  • Андрей, 04.02.2023
    Здравствуйте. Очень сильное повествование. Хотелось бы узнать это быль или художественное произведение? Если быль,то где это было- город, область?
    Ответить »
    • Андрей, 04.02.2023
      Вопрос про рассказ «Виктор»
      Ответить »