«Сила молитвы» и другие рассказы

«Сила молитвы» и другие рассказы - Мария Сараджишвили

(75 голосов4.2 из 5)

Оглавление

Мария Сараджишвили

Просто священник

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нем говорят другие,—
послушай, что он говорит о других.

Народная мудрость

— Короче, так… — Уже будучи на взводе Варвара начала выставлять свои очередные претензии Елене.

Та вздохнула полной грудью и приготовилась достойно выдержать удар.

— Мне нужен прозорливый священник. А то меня это все не устраивает. Вечно тут у вас какие-то ляпсусы с благословениями. То не так поняли, то не так услышали. А мне нужно все точно, как в аптеке, чтоб знать, что меня ждет.

— Отец Филарет тебя уже не устраивает? — У Елены слегка задрожал голос.

— Он не отвечает на прямо поставленный вопрос.

— Значит, неполезное спрашиваешь. Я же тебе объясняла: надо помолиться и так подходить к батюшке, чтоб Господь через него открыл Свою волю.

— Ну и не получается чего-то. И вообще мне нужна гарантия…

— Что это тебе, стиральная машина в рассрочку на три года вперед? Какая еще гарантия? Тут храм Божий, а не сервис-центр. Надо веровать — и все получится.

Проспорили они так минут десять. В итоге Елена сдалась и предложила:

— Тогда тебе к отцу Павлу.

Варвара окатила ее красноречиво-уничижительным взглядом. Ей про дело толкуют, а она кого предлагает…

Отец Павел вполне бы сгодился как натурщик для плакатов «Окна РОСТА». Маяковский именно так изображал служителей культа: толстый, необъятный и медленно и важно ходящий. Любой сразу диагноз поставит: «Ну и обжора!» Еще и транспортное средство имеет — «жигуль» с проржавевшими колесными дисками. Типичный поп-трутень.

И слухи о нем, «словно мухи по углам», соответствующие.

Интрижки… безобразные богослужения… продажа просфор по два раза… сон в алтаре… охота за панихидной едой… анекдоты…

— Он роскошь любит, — говорила как-то Варваре одна прихожанка. — И вот это вот, — задвигала тремя пальцами, изображая дензнаки. — И с настоятелем у него контры!

Несмотря на это, Варвара рискнула исповедаться у так раскритикованного священника.

Вышла пораженная. Поняла: отец Павел, который на скамейке сидит и певчей анекдот рассказывает, — это одно, а тот, который на исповеди, — совсем другое. А добил он Варвару окончательно тем, что, когда давал крест целовать, попросил:

— Прости меня, грешного!

Да таким тоном, что артистизм начисто исключался.

Вскорости как раз еще случай вышел, прибавил пищи для анализа психотипа. У Варвариной подруги Иветы сложная ситуация возникла. Ее отец, живущий в Тбилиси, стал давить на психику: «Возьми да возьми меня к себе в Минск. Я один, за мной уход нужен. Вот повешусь от безысходности — и не будет у тебя в жизни счастья».

Ивета, конечно, в панике. Нецерковная, но кому приятно такие прогнозы слушать. А Варвара тут как раз с встречной идеей:

— Давай к отцу Павлу сходим посоветоваться.

Сходили. Ивета для такого случая запаслась косынкой и стерла помаду. Зачем человека искушать? Разговор не занял и пятнадцати минут.

— Вот, батюшка, — начала Варвара пересказывать горестную повесть подруги. — Ее отец, который давно в разводе, на старости лет…

— … вспомнил, что у него есть где-то дочь? Так?

— Ну, в принципе, он и не забывал о ее существовании. Алименты платил. Зачем плохо говорить?

— Алименты алиментами, а основное мать делала. Так?

— Так. Теперь он болеет и…

— … просит, чтоб она взяла его к себе? Точно?

— Точно! — восхитилась Варвара. — А Ивета не может, так как замужем в Минске, и мать с ней, и…

— … все вместе не поместятся, и мать не будет в восторге.

Отец Павел скользнул взглядом по Ивете, молча стоящей рядом.

— Вот-вот. Еще говорит: повешусь.

— Так вот. Ехать ему смысла нет. Во-первых, возникнут проблемы с гражданством. Если его квартиру здесь продать, то там все равно равноценное не купит. Деньги уйдут меж пальцев как вода. Плюс климат другой. На новом месте быстрее умрет, — и перечислил как по писаному разницу в ценах на квартиры в Тбилиси и в Минске, будто к докладу заранее подготовился. И вдобавок курс доллара к местной валюте привел. В конце резюмировал: — Здесь ему Господь кого-нибудь в помощь пошлет. Квартира, говоришь, трехкомнатная?.. Все уладится. А насчет самоубийства — это пустое. Кто вешается, тот заранее не объявляет. Идите с Богом!

Ивета вышла потрясенная.

— Вот это священник! Жалко, что скоро уезжаю. А то я бы только к нему и ходила!

Для истории надо отметить, что слова отца Павла исполнились в точности. Отец Иветы умер, досмотренный другим человеком в своей квартире, не испытав потрясений на новом месте.

Еще случай подвернулся.

Позвонила другая подруга и прерывающимся голосом, будто стометровку только что бежала, еле выговорила:

— Я тебе из больницы звоню. У мамы ботулизм. Бадриджанами отравилась. На аппаратах… Всё в отключке… Не видит, не слышит, только знаками кое-как показывает. Сегодня написала вслепую: «Молебен закажите». Ты займись этим делом. Мне не до того…

Отслужил отец Павел заказанный Варварой молебен и уверенно заявил:

— Она встанет. Все будет хорошо!

На сороковой день после молебна больная встала…

Привела как-то Варвара к батюшке очередную страждущую подругу с семилетним сыном. Кошмарные сны мать замучили. Муть какая-то, сумятица про церковь и сына. И хотя обычно на сновидения отец Павел плохо реагировал, а тут отнесся серьезно:

— Ничего тут страшного нет. Просто сын твой слуга Божий будет…

Забылась бы и эта мелочь, как вдруг тот самый мальчик через десять лет решил окончательно и бесповоротно поступать в семинарию. Потом благополучно ее окончил.

Варвара еще не раз приводила своих подруг на «консультации», и все уходили очень довольные. Жизненные рецепты по-быстрому и без малейших нравоучений. Милое дело.

И реакция у нецерковных вопрошателей одинаковая:

— Наш человек!

— Как это у него так четко получается? — допытывалась Варвара у Елены. — Он ведь просто священник. Точно, что не прозорливый.

— На нем благодать священства, — тихо отвечала Елена. — Потому и берегись осудить любого священника. Я тебе свое расскажу. Пришла я к нему как-то на исповедь. Он мне ни с того ни с сего говорит: «Почему ты, раба Божия, за меня не молишься? Мне ведь, грешному, так нужны ваши молитвы!» (Я и правда не поминала его никак.) Вот скажи, откуда он узнал? С тех пор, конечно, я его в свой помянник записала. Одно время он очень халтурил — сокращал службы. Многим это не нравилось. Потом как-то нашел в себе силы, и все наладилось. Он ведь очень больной. Кто не знает, думает: «Вот живот какой наел!»

А он диабетик, и в легких вода скапливается. Служит из последних сил.

Недавно он со мной своей радостью поделился: «Знаешь, я курить бросил! Милость Божия!» Еще могу сказать. Я привела крестить Андриа, сына моей сотрудницы по НИИ. У него было редкое кожное заболевание типа аллергии. Ребенок буквально расчесывал в кровь свое тело. Отец Павел крестил и плакал. И исцелился мальчик. Благодать Божия и через недостойных священников изливается. Хотя это не нам решать, кто достоин, а кто нет. Мы, как в оптической физике говорится, очень малый спектр цветов видим…

* * *

Со временем у Варвары собралась целая коллекция подарков от отца Павла. Причем происходило это примерно так.

Идет Варвара по церковному двору, а в голове — очередная червивая каша из помыслов и всякой ненужной дряни. Подзывает ее батюшка со своей скамейки и подает иконку:

— На, держи, благословляю!

— Да не надо, — смущается духом противления по жизни гонимая. — Это ж дорогая штука. Может, кому другому нужнее.

— Бери, говорю, тебе точно необходимо! Ты ей наверняка не молишься.

И показывает образок преподобной Марии Египетской.

Причем каждый раз эти подарки оказывались как нельзя более в тему — типа ответа на помыслы. Хотя можно такое и чистому совпадению приписать.

Немудрено, что Варвару после всего этого распирало любопытство. Откуда у человека такое соцветие: и житейский ум, и юмор к месту, и проповеди краткие, но всегда прямо в цель?

Случай как-то представился. Поехала она с отцом Павлом на его дребезжащем «жигуленке» за гуманитаркой. Обидно такой случай упускать. И давай спрашивать, причем старательно подбирая культурные обороты.

— Расскажите, пожалуйста, как ваша семья оказалась в Грузии?

Отец Павел не растерялся и ответил, будто только того и ждал:

— Мой отец был кадровым военным, и его вместе с семьей переводили с места на место… Ахал кал аки, Батуми (где я родился), Тбилиси. В начале войны отца призвали на фронт. Он ушел, успокаивая мать и жену: «Война долго не продлится. Максимум два-три месяца». И погиб, защищая Северный Кавказ.

— А как вы стали священником? — Задавая этот вопрос, Варвара настроилась на нечто таинственное из области голосов и видений. Оказалось все намного примитивней.

— Наверное, в этом был Промысл Божий. В 1950 году зашел я как-то после школы в церковь святого Александра Невского. Меня кто-то чем-то сильно обидел. Я стоял у иконы Матери Божией и плакал, — рассказывал водитель, временами отвлекаясь на обгонявшие его машины. — Тогда там служил архимандрит Зиновий (впоследствии ставший митрополитом). Он подошел ко мне и стал расспрашивать о причине. Узнал, что мой отец погиб на фронте, мать сутками работает в больнице. Стал утешать меня по-отечески. Потом как-то поговорил с моей матерью и предложил мне служить в церкви, быть его келейником.

«Ну как его такого представить в роли келейника? — напряглась Варвара. — Невозможное дело». Но стала слушать дальше, чтобы ничего не упустить.

— …Потом у меня появилось желание поступить в семинарию. Отец Зиновий был против такого решения и советовал мне идти в университет. Время тогда было неспокойное, и путь священника заранее гарантировал большие проблемы. У меня и так многие товарищи прошли тюрьмы, у многих была исковеркана жизнь. И все-таки после десятилетки я поступил в Ставропольскую семинарию. Потом, когда ее закрыли, меня перевели в Одессу. Началась хрущевская оттепель, а с ней новые гонения на верующих.

С четвертого курса меня забрали в ВСО — военный стройотряд — валить лес на Крайнем Севере. Когда вернулся оттуда, моя мать меня не узнала. Похудел на сорок килограмм, хотя раньше был пончиком.

Устроился я работать на инструментальный завод в Сабуртало. После лесоповала работа там мне казалась игрушкой. На заводе было правило: если выполняешь план на сто процентов, то тебе полагается двадцать пять процентов премии. Так я им выдал семьсот процентов и тем самым остановил работу на заводе. Премию такого размера мне, конечно, отказались выдать. Я тогда стал говорить рабочим: «Вас обманывают!» Вскоре явились ко мне люди из органов… Вообще пришлось уйти с завода…

Варвара покосилась на аккуратную бородку и «непролетарские» ухоженные руки, уверенно державшие руль. Лесоповал, инструментальный завод… Кто бы мог подумать!

— В 1973 году патриарх Давид посвятил меня в священники. До 1985 года я служил в церкви святого Александра Невского…

«Болтали, что там какой-то конфликт был», — припомнила Варвара, но не стала углубляться. Конфликты есть везде.

— Потом меня перевели сюда, в церковь Иоанна Богослова. Жена у меня — регент в церкви Александра Невского. Ты, наверное, о детях хочешь спросить? — предвосхитил интервьюируемый неродившийся вопрос. — Старшая дочь у меня — регент в церкви в Вологде, младшая — регент в церкви в Нью-Йорке.

«Ну да, все сходится, — думала Варвара, силясь вспомнить очередного обвинителя. — И кто это мне рассказывал: “В Америку раз в год как к себе домой ездит, а там на каждом углу масоны и сатанисты”?..

Впрочем, ну их, этих масонов. Очень уж далеко и непонятно. Тут, под носом, своих сложностей хватает». А вслух запустила другой пробный шар:

— Отец Павел, какие, на ваш взгляд, особенности грузинской религиозности и общины в целом?

— Думаю, что это выражается в особой сплоченности прихожан вокруг своего духовника. Понятие «мревли» — «приход» — не проформа, а особенно близкие отношения прихожан друг с другом и частое общение со своим пастырем, который находится в курсе всех дел своих духовных чад, помогает решить какие-то проблемы не только духовного, но и материального характера или устройства на работу.

— Какие черты грузинского характера играют значимую роль в приверженности ко Христу? — сказала и сама поразилась, что это она такое заумное выдала.

— Я бы назвал горячность веры. Если уж верят, то всей душой. Видишь иной раз, как тот или иной прихожанин припадает к иконе, отойти не хочет. Может, кому-то это покажется показухой, но именно в этом эмоциональном восприятии и проявляется характер народа. Люди-то все горячие, любвеобильные…

«Надо же, не раскололся-таки», — отметила про себя Варвара, мысленно погружаясь в ту смутительную историю с «незваными гостями».

* * *

…В Богословскую нежданно-негаданно явился мама [батюшка] Арчил со своей огромной паствой, слаженным мужским хором и «своими» клиросными в придачу. Точнее, не сам от себя явился, а его из Патриархии перевели по каким-то своим высшим соображениям. На лицах клерикалов и клира, точно, не было заметно духовного подъема по такому случаю. Даже совсем наоборот.

У отца Павла был прямо убитый вид. Варвара нашла этому простое объяснение. В деньгах собака зарыта. Теперь его дежурства уменьшатся, а с ними и требы, соответственно, которые и так проводятся по принципу «сколько дашь». Тарифов определенных нет. Да и как они могут быть, когда большинство прихожан безработные. Варвара по неуемности своей даже полезла с успокоениями:

— Да вы не переживайте, батюшка. Если вас сократят или еще чего, мы к вам на дом будем обращаться.

Но священник только отмахнулся от непрошеных утешений. Видно, там были какие-то другие резоны…

У «русскоязычных» овец была своя головная боль, но чисто духовного плана. Они сбились кучками и возмущенно поглядывали на массу «пришельцев». Те хоть и ловили на себе косые взгляды, но вымуштрованно хранили молчание, уткнувшись в молитвословы. Причем стояли они четко по гендерному признаку, будто кто ровную линию провел: мужчины по одну сторону, женщины — по другую. По окончании службы так же организованно, без толкотни подходили ко кресту. «Ну и мама [отец] Арчил! Серьезный мужчина!» — восхитилась Варвара такой военной дисциплине.

Еле отстояв длиннющую, как показалось многим, службу, «свои» стали яростно обсуждать «стихийное бедствие».

— Ну все, захватят теперь нашу церковь! Как Михаила Тверского присвоили, так и здесь будет.

— Теперь служба на грузинском будет идти!

— А я не понимаю-ю‑ю!

— Мы не обязаны!..

— Надо патриарху жаловаться…

— Нет, лучше Путину! Лично!

— В Москве и Питере есть грузинские церкви, и никто к ним не лезет…

Тут еще Варвара по злобе подлила масла в огонь:

— И где ваша хваленая христианская любовь? Может, их Господь специально сюда привел — с них пример брать! Они вон какие сплоченные. А вы ходите годами и здороваться друг с другом не умеете!

«Свой состав» потом долго бурлил и клокотал, собирал еще какие-то подписи. Ходили к патриарху с жалобой-просьбой. Была большая волокита. В итоге два патриарха созвонились, обсудили ситуацию, и в Тбилиси был направлен отец Роман Лукин служить на русском для «особо невосприимчивых к языкам».

Словом, навели «смиренные овечки» шорох на всю Евразию…

* * *

Варвара дальше выдумывала свои вопросы, вспомнив о популярности отца Павла среди малоцерковной публики.

— К вам обращаются представители разных слоев населения. Были ли случаи, когда к вам обращались уголовники?

— Редко кто из уголовников признаёт себя тем, кто он есть. Если это и бывает, то только боясь Божиего гнева. Помнишь, как один грабитель постоянно молился святителю Николаю об удаче в своих делах? И вот как-то гонятся за ним преследователи. Он бежит и видит перед собой гигантский труп лошади. Залез он внутрь, а сам молится: «Господи, пронеси!» Погоня прошла мимо. Вылез вор из нутра лошади и видит: стоит перед ним сам Николай Чудотворец. И спрашивает его: «Ну, каково там?» Вор с отвращением отвечает: «Погано». Святитель ему на это: «Такой смрад Богу и от твоей свечи!»

— Каковы типичные искушения для священника в повседневной жизни? — выдала Варвара очередной подвох.

— Одно из самых сильных — это исповедь. Столько всего приходится слышать и пропускать через себя, что невозможно остаться равнодушным. После нее ходишь как пьяный. Хорошо, если придет на исповедь человек духовно подготовленный. А если нет? Бывает, подходит ко мне женщина, мнется, мучается, а сказать ничего не может. Много есть такого, о чем сказал апостол Павел: «Срамно и глаголати». Мучаюсь и я ее молчанием. Тянешь из нее клещами по слову, а враг в это время внушает ложный стыд. И уходит она неудовлетворенная, и у меня на душе тяжесть. И наоборот, как легко бывает на сердце, когда человек, преодолевая себя, вырвет из себя то, что его гнетет.

Богу ведь всех жалко. Иногда даже человеческая мнительность тоже как средство идет. Как-то после службы я, как всегда, сказал проповедь. После выноса креста подходит ко мне женщина (да ты ее знаешь), которая, видно, случайно зашла в церковь, и говорит: «Вы почему так подозрительно на меня смотрели во время своей речи?» — «Как это “так”?» — «Так, вот таким взглядом, — и пытается показать. — Вы что, обо мне что-то знаете?» — «Я вас впервые вижу», — говорю. «Нет, — упорствует, — вы на меня как-то не так смотрели, как на остальных». Еле-еле я ее убедил, что никак особенно я на нее не смотрел и вообще не заметил в толпе. Она пришла в следующий раз, чтобы, наверное, сравнить, на кого как я буду смотреть во время проповеди. Потом стала ходить все чаще и чаще, затем стала исповедоваться и причащаться. Сейчас не пропускает ни одной службы. А жизнь у нее, как выяснилось, была очень непростая. Что здесь скажешь? Хоть в конце жизни, но приводит таких Господь в церковь, на покаяние.

— Как вам удается сохранять душевный покой?

— Мы живем в очень сложное время. Поэтому душевное спокойствие теряется очень легко. Лично для меня огромная духовная поддержка, когда я служу: открыты царские врата, и много людей за моей спиной «едиными усты и единым сердцем» вздыхают: «Господи, помилуй!»

— Какое у вас самое любимое место в Евангелии?

— Конечно, слова апостола Иоанна Богослова: «Дети, любите друг друга».

Как тут не согласиться? Это и Варварино любимое место. На этом ее вопросы иссякли.

* * *

Отец Павел перешел в вечность в 2010 году. У всех, кто его знал, было одинаковое чувство: «Какого человека мы потеряли!»

Время от времени по-разному о нем вспоминают. Сколько людей, столько мнений.

Инна:

— С отцом Павлом служить было легко. Хотя иногда неожиданно… Прихожу заранее к службе, чтобы книги открыть, посмотреть всё, а с клироса уже читают предначинательный псалом… И как хочешь готовься за двадцать секунд плюс ектенья. А тайные молитвы, даже евхаристические, он читал, наверное, в технике быстрого чтения, всю литургию пели в темпе венского вальса.

Георгий:

— Отец Павел шутил про себя: «А ну расступись море! Щепка плывет!..» Он дочку мою тоже крестил. Все время шутил со мной. Устав церковный хорошо знал…

Тамара:

— После рождения дочери у меня произошло воспаление костного мозга, я перенесла раковые боли. Умирала, но Господь чудом вернул с того света. Много еще чего было. После болезни заново училась ходить. Я очень обрадовалась, когда узнала, что беременна, потому что хотела, чтобы у старшей родившейся дочери был родной человек. Но вскоре мне сказали на консультации, что ребенок родится уродом с раком мозга. Я зашла в ближайшую церковь и горько плакала. Подошел ко мне отец Павел и, узнав, в чем дело, сказал: «Постоянно читай “Богородицу”, хоть тысячу раз в день». И у меня родился здоровый мальчик. Однажды на исповеди отец Павел мне руки поцеловал, сказал: «За все твои страдания». Может, кто и не поймет такое. Просто он был очень чутким духовником. Всем сердцем сострадал мне тогда. Всегда его поминаю…

Надежда:

— Помните, как отец Павел выходил во время службы и в полный голос начинал петь «Верую», заставляя нас всех подхватывать? Какое было незабываемое чувство! Благодатный был батюшка. Многие смущались о нем: слишком легкие епитимьи дает. А в этом была своя мудрость. Сейчас время такое: даже малого иногда понести не можем…

Встретила Варвара как-то на улице Ларису.

— Чего вас так давно не видно?

— Отец Павел умер. Я только из-за него и ходила. Он в свое время мне помог семью сохранить. Меня мой муж буквально из дома выгонял. Молитвами отца Павла все управилось. Где такого второго найти? Нету…

Варвара ее поняла. Как не понять. Ей самой «просто священник» предсказал сына…

Потому и кажется ей иногда: вот-вот откроется боковая дверь в алтаре и выйдет оттуда необъятный отец Павел к очереди исповедников. Причем все ждущие знают: да, он не святой, со своими слабостями. Но это и к лучшему. Ему легче простых людей понять, а им — исповедоваться.

Что ж до слухов разных, так тоже дело житейское. Чем человек заметнее, тем их больше. Главное, душевное спокойствие не терять. Так что: «Пусть говорят!»

Метод воздействия

Возмездие за прощение обид больше возмездия за всякую добродетель.

Преподобный Никон (Беляев)

— Надо зайти к Марине Сергеевне! — объявила Елена по дороге, поправляя лямки тяжеленного рюкзака. — Оставим ей молоко и яйца.

— Это еще кто? — насторожилась Варвара, не одобрявшая лишнюю благотворительность. По ее мнению, духовная мать часто раздавала с таким трудом добытое козье молоко «не тем» людям.

— Моя бывшая свекровь…

Нелогичное словосочетание заставило Варвару на какое-то время замолчать. Внутри нее уже закипала волна неприязни, а мозги искали достойного обоснования.

Вскоре обе женщины сидели на диване у вышеуказанной особы, отдыхая от марш-броска с гор в город. Варваре она с порога резко не понравилась. Этакая говорливая громадина с необъемными телесами, глазки маленькие и далеко не отличающиеся человеколюбием. Продукты Елены взяла, будто ей так и причиталось. Зато тут же стала читать нравоучения на темы давно минувших дней.

— Говорила я твоей матери: нечего лезть на эту гору и коз заводить. Вот Бог наказал и последний разум отнял. Хорошо теперь в параличе валяться, как ярмо у всех на шее. Вы же никого не слушаете, когда вам умные люди говорят.

— На все воля Божия, — слегка дрожащим голосом отвечала мученица-дочка, перекрестившись. Ее лицо начинало краснеть — явный признак начинающихся головных болей. Но все же вежливо поддерживала беседу. Варвара сидела сбоку и стреляла глазами на участников поединка.

«Умный человек» и не думал тормозить. Наоборот, в ход пошли пласты старых невостребованных советов и повышенный тон. Только трибуны не хватало.

Елена уже стала малинового цвета и сидела бессильно прислонясь к спинке дивана.

Варвара ринулась спасать ситуацию. Она вскочила, подхватила свой мешок и бесцеремонно заявила:

— Я дико извиняюсь. У нас срочное дело. Время — деньги!

Елена, раскланиваясь и извиняясь, последовала за ней к дверям.

Вдогонку неслось:

— Еще хамку какую-то с собой приперла!

— Спасибо тебе, Варюша! — благодарила Елена уже на улице, немного придя в себя. — От Марины Сергеевны всегда очень трудно уходить. Ей надо дать выговориться.

— Ага, за счет ваших нервов! — съехидничала спасительница. — Что, делать нечего — выслушивать всякий бред?! Это же энергетический вампир — сразу видно. Я про таких читала.

— Она — мой благодетель!

— С какого боку?! — распалялась Варвара все больше и больше. — Ежу понятно, что на такой почетный титул это скопище жировых отложений никак не тянет.

Когда на Страшном Суде меня спросят: «Благотворила ли ты ненавидящим тебя?» — я отвечу: «Старалась, Господи!»

Само собой, Варвара тут же потребовала детальных разъяснений, и вот что она услышала:

— Марина Сергеевна очень хотела, чтобы я вышла за ее сына Виктора. Мои родители тоже были «за». Они и уговорили меня, о чем потом очень жалели. А я всегда была послушной дочерью…

Жили мы у свекрови, в этой однокомнатной, где только что с тобой были. Такое совместное существование было нелегким делом. Все, что я делала или готовила, подвергалось детальному разбору и постоянной критике. Свекровь с мужем абсолютно все решали за меня. Выходить ли мне куда-то, что надеть, с кем разговаривать по телефону, рожать ли второго ребенка и т. д.

Сперва я терпела. Потом попыталась протестовать против такого диктата, но вышло еще хуже.

— Надо было налупить этих птеродактилей сковородкой и развестись, отсудив площадь из принципа! — полезла Варвара со своим универсальным «ноу-хау».

— Я думала, раз мы венчались, надо терпеть до гробовой доски. Хотя от веры я тогда была еще далека.

— И где логика? Средневековье какое-то…

— Я не хотела ломать семью и все ждала, что, может, что-нибудь изменится. Потом мне Господь послал болезнь. Со мной в тридцать лет случился инсульт. Мама буквально выплакала меня у Бога. Потом, оклемавшись, я случайно обнаружила в своей подушке всякие гадости. Это сделала моя свекровь, чтобы полностью сковать мою волю…

— И после этого вы еще ей яйца таскаете?! — Варвара сжала кулаки. — Я бы на вашем месте…

И пошла перечислять египетские казни в постмодернистском стиле.

Елена закрыла уши.

— Умоляю тебя, замолчи! Не осуждай Марину Сергеевну. Это духовный закон такой: «Кого в чем осудишь, именно в это потом впадешь!» Я ведь благодаря ей к Богу пришла. В наше время много людей в Церковь приходят, испытав на себе действие темных сил. Это Господь за высокоумие нашим современникам попускает. Слава Богу за все! — Она перекрестилась. — Зато потом передо мной вся красота Православия открылась. Новый смысл жизни! Во скольких монастырях России я побывала! Каких людей интересных встретила! Все мне Господь даровал. А брак мой распался сам собой. Кому нужна инсультница в тридцать лет? И тогда я Богу обещание дала, что буду принадлежать Ему одному, а не какому-то конкретному мужчине, который будет решать: посылать меня на аборты или нет?..

Варвара слушала эти откровения с внутренним клокотанием, точь-в-точь как выкипающий чайник.

— Я бы на вашем месте…

— Ой, стоп, не надо, лучше оставайся на своем! — замахала на нее контуженная супружеским фронтом и продолжила прерванную тему: — Знала бы ты, как на первых порах меня Господь смирял через моего мужа. Как он меня поносил и оскорблял. А тут еще Мария Сергеевна: ты, мол, и сына в попы готовишь; чего он у тебя с крестом ходит? Наверняка любовника в церкви найти хочешь. И прочие гадости… Я терпела, молчала, только молилась про себя.

Елена сделала паузу, потом заговорила с новым воодушевлением. Потому как все, что она рассказывала, должно было принести духовную пользу бестолковой ученице.

— Запомни, родная: ни одно наше воздыхание не пропадает напрасно. Все Господь слышит, просто не спешит исполнить, чтобы научить нас терпению.

Варвара только хмыкнула на это воззвание. По натуре нетерпеливой, ей и слушать-то это было в облом, а уж в жизнь претворять — тем более. Если не выходило по принципу «попросил — получил», тут же впадала в уныние.

Елена дальше вела свою печальную повесть хождения по мукам:

— Враг ведь он на самое больное давит — на детей. Вот и стали муж и свекровь моего сына против меня настраивать, наговаривать напраслину. Я старалась не реагировать. Читала где-то у святых отцов такую мысль, — она на минуточку задумалась, потом процитировала: — «Кто оправдывается и старается показать свою правоту (невиновность), тот, может быть, и наведет справедливость, но этим разрушит план Божий об исцелении души». Отравили они ему душу своими помоями. А у него как раз переходный возраст. Максимализм через край. И мой Володенька перестал меня слушаться, учебу забросил. В какую-то нехорошую компанию залез.

— Так надо было не молчать в тряпочку, — Варвару прямо затрясло от такого беспредела, — а пресечь ему все контакты с отцом. Я бы так и сделала.

— Как это «пресечь»? — возмутилась Елена. — Грех какой.

Варвара только глаза закатила к небу в стиле умирающего динозавра: «Ох уж это бессмысленное смирение». Но все же потребовала продолжения:

— К чему вы в итоге клоните? Смысл этого средневекового терпения какой? Никак не въеду.

— Все эти годы я подавала на просфоры и мужа, и свекровь. И они стали меняться. Марина Сергеевна, например, была ярая атеистка. А сейчас она к Богу пришла.

— Кто? Этот радиофицированный жиртрест?

— Представляешь?! — У Елены вспыхнули глаза. — Она сейчас утреннее и вечернее правило читает. Иногда причащается. Богу ведь всех жалко. Он всем хочет спасения.

За разговорами они не заметили, как поравнялись с какой-то женщиной.

— Мы от Марины Сергеевны идем, — пояснила ей Елена после обмена любезностями.

Соседка вдруг как по заказу свернула на обсуждаемую нами тему:

— Помнишь, какая она была раньше? Никого за людей не считала. А сейчас хоть здороваться со всеми начала. Что ни говори, поумнела на старости лет.

— Вот слышишь, Варюша, мнение постороннего наблюдателя? — улыбнулась Елена. — Господь слышит нас. Вот что значит соборная молитва.

Соседка пошла своей дорогой, а Варвара полезла уточнять.

— В итоге сколько времени вы за них подавали?

— Двадцать лет, — скромно потупилась Елена. Варвару повергла в шок цифра, и она побежала домой — осмысливать. Об изменениях все-таки ей было трудно судить, но двадцать лет систематического воздействия — это, да, редкое постоянство. Мало кто такое потянет.

Из "совкого" поколения

Пересматривая старые советские фильмы, нередко удивляюсь многим героям: хотя и в безбожное время жили, а видятся как настоящие христиане. Без пяти минут православные. И даже многие коммунисты и атеисты — просто готовая форма для горячего, убежденного верующего. Поменять знак — и перед нами христианин первых времен, бессребреник, мученик, проповедник. В героях советских фильмов и книг есть соль. Сегодня человек организует партсобрание, а завтра коснется его души Христос, и он положит партбилет на стол и умрет за Господа. Ему не сложно будет все отдать Ему — он и раньше все отдавал. Он положит душу свою за друти своя — он и раньше ее полагал. Ему даже богатства не нужно будет раздавать — он ничего не нажил. Ему не привыкать делиться и ставить ближнего впереди себя, а общественное выше личного — он это делает с детства.

Отец Димитрий Дудко, полжизни проведший в тюрьмах и гонениях за веру, был убежден, что коммунизм лучше капитализма: в коммунизме личность хотя и деформирована, но сохранна. А в развратном обществе личность разлагается. Безбожнику легче принять Христа, чем развращенному.

Людмила Селенская
О советском кино и современном Православии

В воскресенье решили посидеть у Дианы, расслабиться. В назначенное время Варвара и Светлана Шалвовна расположились на кухне у инициаторши встречи в окружении мисок с заготовками и наблюдали за созданием пиццы.

«Слана Шална», как звали ее скороговоркой, — это их с Дианой общая мастерша из ПТУ. Для Варвары — единственный человек, с кем она давно не дерзала спорить. Зато ей можно было сказать абсолютно все, даже такое, что тщательно пряталось от своих родителей. Ни тебе истерических реакций, ни последующего прессинга и мозговынимания: «Говорила я тебе!..» Вместо этого желанная простота в общении, а сопереживания ничуть не меньше да еще опыт житейский, многократно помноженный на реальные истории учениц разных годов выпуска.

Сперва разговор крутился вокруг того, у кого, мол, какие новости на семейном фронте и про общих знакомых; то и дело всплывала новая тема с очередным возгласом: «А помните, как…» Вдруг Шалвовна спросила у хлопочущей хозяйки совсем не по теме:

— Ты чего второго не рожаешь? А?

Точно с такой же интонацией она требовала ответ двадцать пять лет назад в цеху Трикотажки: «Ты чего прядильную машину всю в мычке оставила? Плохо смену сдала?!»

— Куда второго? — Диана чуть противень с налепленной пиццей не выронила от неожиданности. Но тут же понеслась оправдываться в соответствующей тональности, как тогда: «Так случайно получилось, Слана Шална!»

— Одному ничего особенного дать не можем. У мужа работа то есть, то нету. Мы не в Чикаго живем!

— Замолчи, сорока ты этакая. — Шалвовна всегда умела двумя словами перекрыть любой начинающийся кипеж воспитуемых. — Еще географии ты меня не учила!

— У меня, знаете, Слана Шална, сильная депрессия! — выдвинула Диана главный козырь как преграду деторождения.

— Ой, не ерунди, пожалуйста! Откуда ты ее выкопала, эту депрессию? Всё при тебе: и муж, и ребенок, и квартира — хоть на велосипеде катайся. При мне хоть такое слово не говори, — и поправила смятое полотенце на стуле.

Диана скользнула взглядом по ее руке с бугристыми суставами и замолчала…

В 1990‑е годы, когда ПТУ закрылось, Светлана Шалвовна усыновила трех племянников-сирот да еще досматривала мать, умиравшую от диабета. Все эти подвиги — на фоне уборок чужих квартир и таскания ведер воды на шестой этаж. Тогда в Варкетили неделями люди сидели без света и воды. На дрова денег не было, и приходилось наматывать километры, собирая хворост и шишки зимой для обогрева. Такого комплексного хождения по мукам не было ни у кого из Варвариных друзей. Хотя, может, только Елена с козами могла бы посоревноваться в этом аспекте. Но не о ней сейчас речь.

Пока Диана затеяла перетаскивать посуду на парадный стол, чтоб «культурно посидеть, как люди в Голливуде», Варваре вспомнилась на миг такая картинка из совместного прошлого, из 1996 года.

— Ну как съездили? — спросила она тогда Светлану Шалвовну после поездки в Россию за племянниками.

— Да слава Богу. Так все получилось, что я и не ожидала. Я, как получила телеграмму, что моя невестка погибла, брат в тюрьме, а их четверо детей сами себе предоставлены, так вообще себя не помнила. Пожар в голове. Как такое могло случиться? Поговорила я с мужем, что, мол, делать. Ты же знаешь, у него и характер сложный, и здоровье не то уже (на один глаз слепой) да плюс возраст ко всему: шестьдесят восемь лет, не мальчик. Оба мы инвалиды. Он говорит: «Надо забирать детей». Одолжили мы сто долларов и поехали. Сперва на автобусе, потом на поезде, потом опять пересадка. Это не шутка — ехать из Тбилиси в российскую глубинку через десять границ (кто их только понаставил?!). Причем едем и не знаем, на какие деньги будем возвращаться. Приехали. Брат в КПЗ, в райцентре. Невестку уже похоронили. Убили в драке алкаши. Ей всего двадцать девять лет было. Царство Небесное, вечный покой… Дети запуганные, травмированные, старшей десять, остальным девчонкам восемь, шесть и три года. Надо срочно ехать. Выяснила я, что брат мой перед тем, как всему этому случиться, заработал на ферме два миллиона русскими деньгами. Пошла в кассу. Ответ известный: «Денег нет. Весь Ивановский район уже полгода не получал ни зарплат, ни пенсий». Я им говорю: «А для меня деньги найдите. Я с вами не через дорогу живу. Откуда куда приехала! Мне сирот надо вывозить. Я у вас не на свадьбу прошу!» И чего я им такое сравнение привела — сама не знаю. Видимо, Бог меня надоумил. Только смотрю: кассиры зашушукались и говорят мне потихоньку: «Приходите завтра, выдадим».

Пришла я на другой день, деньги получила и пошла детей собирать в дорогу. Уезжаем — слышим в сельсовете гвалт. В деревне все-таки узнали, что мне деньги выдали. Приехала главбух и ругает кассиров, зачем два миллиона отдали. Оказывается, дочка у нее скоро замуж выходит, вот она и спрятала эту сумму дочке на свадьбу. А когда я случайно про свадьбу сказала, кассиры решили, что я все знаю, перетрусили и потому дали. Я хоть в религии особо не разбираюсь, только слышала, что сиротам Бог помогает. Думаю, это правда… Год назад, ты знаешь, я умирала и выжила. Все говорили: чудо. А теперь понятно, почему. Ради них вот, — она кивнула на привезенных девочек, — мне была жизнь продлена. Я всю жизнь мечтала иметь ребенка, и не дано было, а сейчас вот в пятьдесят лет троих получила (четвертую моя сестра забрала). И еще, знаешь, не перестаю удивляться. Ехала сюда, думала: во что же я их одену? Так понабежали мои подруги, как узнали, что случилось, сумками нанесли тряпок — некуда складывать…

Именно тогда, в 1990‑е, беспартийная коммунистка, мастер производственного обучения, обладательница ордена Трудовой славы 3‑й степени и прочая и прочая как-то незаметно стала верующей. И сейчас совсем было неудивительно слышать, как Шалвовна выспрашивала у Дианы:

— Ты почему такая нервная? А, девушка? От хорошей жизни, что ли, моча в голову стукает? Ты вообще в церковь ходишь?

Диана, как могла, оправдывалась:

— Я ходила. Но полностью разочаровалась. И бабки там такие противные. Помню, мне было восемнадцать лет. Волосы длинные под косынку не помещались. Одна такая, ну точно Баба-яга из мультфильма, схватила меня за мой хвост и шипит: «Что ты веник свой распустила, как блудница?!» А я ни с кем даже тогда не целовалась. Еле сдерживалась тогда, чтоб не заехать этой старой песочнице. Я потом к баптистам перешла. Они более современные. И не грузят так: косынка, юбка и прочее. Богу, мол, сердце нужно, а не прикид.

— Да оставь ты этих бабок в покое. Ты к Богу ходи, а не к людям. И меньше по сторонам смотри, что делается.

— Оф, я так не могу, — занервничала Диана. — Прямо вот так никого не видеть и только поклоны бить. Не семнадцатый век!

Шалвовна не среагировала на скрытый выпад.

— Ты просто до этого еще не доросла, — ответила ей миролюбиво. — Я в твоем возрасте ни о чем таком не думала. Только работой и жила. Смешно сказать, в светлое будущее коммунизма верила и, как могла, хотела его приблизить. Все с себя стружку снимала и вас, дурех, гоняла…

«Гонки» были, конечно, на уровне стахановских стандартов. Шалвовна внедряла моральные устои железной рукой. Действовал строжайший дресс-код: на территории ПТУ никакой косметики, никаких джинсов и ультрамодных лохматых причесок. Если челка воспитанницы отрастала до недопустимой длины, публично делалось два замечания, а на третий раз приносились туповатые ножницы. Дальше разыгрывались трагикомедии в стиле Петра I и стрижки непокорных бояр.

Детдомовским, жившим в общаге, доставалось еще больше. За полчаса до начала занятий мастерша обходила их комнаты с проверкой на предмет чистоты. Нарушителей было жалко заранее.

В итоге все группы Светланы Шалвовны всегда были показательными в труде, учебе и культмассовых мероприятиях.

Словом, это был типичный «совок» со всеми вытекающими последствиями, типичный скорее для России, но очень редкий для Грузии в 1980‑е годы.

— … Настолько я себя сжигала на работе, что даже кушать забывала, — вспоминала Светлана Шалвовна, попивая чай из ажурной чашки. — Тоже глупость какая была с моей стороны. Язву желудка себе заработала в тридцать лет. Плюс еще все беды учениц через себя пропускала. Сплошные спазмы…

Причин для спазмов всегда было по самое не хочу. Только в одной Варвариной группе чего только не было. Одна заявилась на первый курс беременной на последнем сроке, другая периодически сбегала из дома и клеилась к шоферам автобусов (масштаб поисков, которые пришлось организовать мастеру, и соответствующую группу захвата додумывайте сами), третья напрыскала себе в рот дихлофос от неразделенной любви к однокурснице. И т. д. и т. п. За весь срок обучения было как в песне: «Покой нам только снится»…

— И все-таки чересчур вы того, Слана Шал на, по-коммунистически нас давили, — высказала наконец Диана давнишнюю претензию. — Кроме вас, никто в училище так не выкладывался. То походке нас красивой учили, как будто мы топ-модели какие-то были, а не прядильщицы, то про этикет книжки нам читали, вместо того чтоб пораньше с уроков отпустить. Или эти, как их, «сочинения о дружбе» заставляли писать.

— Ты смейся, смейся, — беззлобно отшучивалась «гроза училища». — К нам иногда такие дети приходили, как личную гигиену соблюдать, и того не знали. К тарелке с какой стороны вилку, а с какой ложку класть — понятия не имели. Я в своей семье старшая была и привыкла с младшими возиться. Нас у родителей пятеро было. Мы — послевоенное поколение — очень наивные были. Особо не рассуждали. Мой папа до Берлина дошел. В доме у нас всегда был гвардейский порядок. И с вас я так же требовала: честность, трудолюбие и никакой халтуры. Чего тут удивляться?..

У Варвары опять внутреннее кино перед глазами закрутилось. Тоже из начала 1990‑х.

— Несколько дней назад я нашла в магазине пять тысяч купонов, — рассказывала Светлана Шалвовна, весело поблескивая голубыми глазами. — Наверное, кто-то выронил. Подняла и спрашиваю: «Кто потерял?»

— Почему себе не взяли?

— Нас так родители приучили, что чужое брать нельзя. Как говорится: «Нашел — не радуйся. Потерял — не плачь». Битых полчаса я у всех в магазине спрашивала о потерянных деньгах, пока кто-то не взял, сказав, что деньги его. Иди проверь. Но это не мое дело. Пришла на работу и рассказала нашим сотрудникам о находке. Они давай меня ругать: «Пять тысяч купонов — твоя зарплата за месяц. Как ты сглупила!» У меня и правда тогда было туго с деньгами.

Проходит несколько дней, приезжает моя бывшая ученица из Турции и дарит мне двадцать пять тысяч купонов. Рассказала я это на работе, чтобы люди вместе со мной порадовались. И правда все обрадовались и даже говорят: «Это тебе точно Бог послал за честность».

* * *

— А какой у вас самый трудный случай был? — Варвара уже подустала от собственного непривычного молчания.

— Трудный? — задумалась Шалвовна, оборачиваясь к Варваре. — Да каждый из вас был «трудный случай». Одна ты чего мне стоила, сколько со мной препиралась в училище, пока я тебя затыкать не начала… А так, первое, что вспомнилось, — это моя Надька… Ее с десяти лет таскали по всему городу. Была в банде. Была в то время такая бандерша Изо на Авлабаре. Явилась она ко мне на первый курс, потом вдруг пропала на три недели. Оббегала я все, потом в детдоме мне сказали, в чем дело. Смотрю: появляется через какое-то время вся разодетая. Я ее спрашиваю: «Где ты была?» «В Ереване», — говорит. Ну, рассказала мне все. Эта Изо ее продавала. Я ей тогда сказала: «Решай сама, как ты хочешь жить. Вот твоя мать так пропала, а ее сестра живет и имеет семью. Могу тебя в другое училище перевести — и продолжай жить, как раньше». Она подумала и говорит:

«Я у вас останусь. Только они меня так просто не отпустят». «Ничего, — говорю, — это мы еще посмотрим. Только за территорию не выходи». Проходит месяц, прибегает ко мне староста группы и кричит: «Слана Шална, в общаге Надьку бьют». Оказывается, Изо какую-то девку прислала, чтоб с Надей расправиться. Потом через месяц еще двое за ней явились и стали в краже обвинять. Я их приперла к стенке и говорю: «Передайте Изо, чтоб больше никого не подсылала, а то я всю вашу малину разбомблю». Мне ведь ничего не стоило у Нади все их точки узнать и с милицией туда нагрянуть.

— А вы не боялись?

— Я тогда ничего не боялась. Сама рядом в рабочем общежитии жила, пока в тридцать восемь лет замуж не вышла. Был тогда еще один визитер. Но потом все кончилось и Надя благополучно замуж вышла…

— Слана Шална, вы у нас прям как мать Тереза, святая, — выплеснула Диана свой восторг.

— Да ну тебя! Такое даже в шутку сказать нельзя… — засмущалась мастерша. — Всю жизнь не так, как надо, прожила. В церковь стала поздно ходить, на закате. И с мужем невенчанная жила. Я сейчас на старости лет книги духовные читаю, хоть потихоньку разбираю, что к чему. Одно поняла: правильно нас Господь наказывает. Слишком много мы ошибок совершаем. Вот ты, Диана, к примеру, утром молишься?

— Нет, конечно, — отпрянула от нее Диана. Очень уж вопрос анекдотично звучал. — Так я всем довольна. «Слава Богу», говорю. Но вот так, систематически, где у меня столько времени?! И баптисты говорили, что это заблуждение.

— Потому ты такая дерганная, — поставила Шалвовна очевидный диагноз. — Нашла кого слушать. Я, например, каждое утро два часа правило читаю и не могу без этого.

— Два часа?! — вскрикнула Диана, округлив глаза. Потом засмеялась: — Я же говорю: у вас скоро крылья начнут расти. Умоляю, о чем можно столько молиться?

— Как о чем? Все у Бога прощения прошу, что не так жила, в Его праздники работала, посты не держала раньше. И еще мужа своего очень осуждала. Думала, такого бурчуна и зануду только мне как спецзаказ выделили, чтоб нервы мотать. А он, когда мы из России детей привезли, совсем с другой стороны раскрылся. Все свое сердце им отдал. На базробе из-за них на солнце жарился, чтоб лишние копейки заработать. Потому так рано ушел. Вот горюю теперь, что не успели мы с ним повенчаться. В общем, о многом сожалею. Потом за всех ближних и дальних молюсь, за девчонок моих обязательно. Поименно перечисляю: у той чтоб муж не дрался, у другой проблема с квартирой чтоб решилась… Тамуна все никак родить не может. И за бедолаг моих отдельно, конечно… Недосмотрела я их… — И она замолчала, стала искать в сумке что-то.

Варвара знала причину этой тоскливой паузы.

Это был предпоследний выпуск Шалвовны. 1991 год. Развал Союза, забастовки, перебои со светом. Какой уж тут учебный процесс.

— Сколько я с ними воевала! — рассказывала она через силу. — «Девочки, соблюдайте себя, не пейте, не курите. Почему вас ваши матери в детдом сдали? У вас у всех предрасположенность. Покатиться легко, потом не остановишь». Одна мне еще права качать вздумала: «Не ваше дело!» — Она очень смешно передразнила наглую интонацию. — Я ее в пустой класс завела и налупила сильно: «Я тебе, босявке, покажу, какое мое дело!»

Великовозрастные ученицы слушали это молча. Обе хорошо знали, что ничего тут не преувеличено. К этому крайнему средству Шалвовна прибегала крайне редко, когда все остальные средства педагогического воздействия были исчерпаны. Видно, та девчонка ее сильно достала.

— Вот тоже и в этом каюсь, — продолжала мастерша. — Сироту избила. А она уже на том свете давно. С чем я туда приду?.. Э, что долго говорить. Не уберегла я их…

Ее глаза с красными прожилками заметно покраснели. И Диана, сидящая ближе, стала гладить ее по руке, успокаивать:

— Не берите в голову, Слана Шална. Зато сколько людей вас помнят и любят! — Потом все-таки свернула на ту злосчастную группу: — В итоге что там было с этими девочками?

— Как вышли в рабочее общежитие, все пошло-поехало. Я им уже никто была. Стали парней туда таскать и пить всем «обществом». Их и выперли оттуда первыми. Прямо на улицу. Как раз причину нашли хорошую. Трикотажка стала сворачивать производство, из Узбекистана хлопок перестали получать, общежитие стали приватизировать. Эх, был бы Советский Союз, я бы до Совмина дошла, но их комнаты бы отвоевала. А тут, вы же помните, Гамсахурдия у Дома правительства каждый день митинги устраивал. «Голодная, но свободная Грузия!» Кому в этой каше нужны были мои детдомовские? Они и рванули турков обслуживать: легких денег захотелось. Дальше был вопрос времени. Кто спился, кто так сгинул. Ленку муж по пьяни убил. Двое детей остались. Я у нее на похоронах была. Наши с той группы приходили прощаться. Рассказывали, что за три дня до смерти видела она во сне двоих с ее группы, кто раньше погиб. Приходили они за ней… А ты говоришь, — она снова повернулась к притихшей Диане, — зачем столько молиться. Их кроме меня некому поминать.

— Слана Шална, — Диана решила сменить грустную тему на что-то более жизнеутверждающее. — Вот вы за других просите. Все ясно и понятно. Вы наша общая мама. А почему вы свою жизнь как-то улучшить не хотите?

— Я о себе прошу, когда что-то надо, и у меня все исполняется. — Шалвовна ответила просто, без тени превозношения, свойственного замолившимся верующим. — Меня Господь слышит.

— И что вы такого выпросили? — Диана недоверчиво поджала губы гузкой.

— Мне, например, клиенты по уборкам нужны были хорошие, и вот они у меня есть. Ремонт захотела, чтоб жить в чистоте, и это пожалуйста — разные люди помогли. Знаю, куда ты клонишь. — Тут Шалвовна засмеялась. — Успокойся, дорогуша, я уже другую работу не потяну. Сама посуди. Хоть я грузинка, но грузинского так и не осилила. Компьютер тоже не для моих мозгов. Так что в офис или парламент меня точно никто не посадит. Я у Бога реальное прошу, а «боинга» с «мерседес-бенцем» мне даром не надо.

У Варвары как-то сами собой замелькали картинки из прошлого.

* * *

Июль 2001 года. Палата военного госпиталя. На койке с серыми, застиранными простынями старушка с обрубком ноги — ампутацию пришлось делать, чтобы остановить гангрену, возникшую на фоне диабета. Старушка плохо слышит и почти ничего не видит. Сейчас она спит. Рядом Светлана Шалвовна. Пользуясь недолгим отдыхом, она рассказывает Варваре свои мытарства:

— Какая же она неподъемная! Вроде и веса нет, а от кровати не оторвешь… Дали маме мочегонное — я думала, конец мой пришел. Она мочилась каждые полчаса. Попробуй подними ее на это огромное судно, потом опусти. Мне ведь больше двух кило поднимать нельзя после той операции. У меня так все разболелось. Думаю: все, надорвалась. Лежу и молюсь: «Господи! Прикоснись ко мне Своею милостью!» И что ты думаешь? Боль вскоре прошла, будто ее и не было. Встала я другим человеком и давай ее белье менять. А она то плачет, то психует: «Что вы со мной сделали? Где моя нога?» Пытаюсь ее успокоить, а она свое.

Тут старушка проснулась и рассказ был прерван…

* * *

Диану такой альтруизм совершенно не удовлетворил. Даже, наоборот, разочаровал.

— Ох, подумаешь: клиенты по уборкам, ремонт в полторашке. Это бытовуха. Вы так уверенно говорите, будто у вас и правда что-то необыкновенное было.

Мастерша улыбнулась как человек, обладающий неоспоримым преимуществом.

— Диан, хочешь — верь, хочешь — нет, и необыкновенное у меня тоже было. Я два года подряд открытые небеса на Крещение видела. И еще Матерь Божию во сне. Вот слушай, как дело было. Я в Витебске родилась, папа туда после войны демобилизовался. Там на площади была церковь закрытая. Где перекресток улиц Ленина и Фрунзе. Склад в ней находился. Единственная действующая церковь тогда на Марковщине была. Мне очень хотелось туда попасть. Но родители меня туда, естественно, не водили. И вообще о Боге нам тогда никто не говорил. И вот как-то в семь лет я увидела сон. Будто нахожусь я внутри этой церкви и вижу перед собой большую Женщину в красном плаще с Младенцем. Вдруг все вокруг стало рушиться, а Она накрыла меня Своей одеждой. И только когда мне было шестнадцать лет и наша семья переехала в Грузию, я узнала, Кто мне снился. Здесь люди больше в церковь ходили. Не афишировали, конечно. Но таких строгостей, как в России, не было. Крестилась я тоже поздно. В зрелом возрасте. И только недавно в Самебе купила икону. А на ней именно такая Божия Матерь, Какую я видела в детстве. «Споручница грешных» называется…

Потом Шалвовна засобиралась домой. Стали прощаться. Мастерша, стоя у порога, притянула к себе Диану и, обнимая, попросила:

— Ты уж, лапушка, возьми себя в руки. Не распускайся. Глупости всякие баптистов-иеговистов из головы выкинь. И рожай второго, пока можешь.

— Я подумаю, — засмущалась бывшая воспитанница. И, не выдержав требовательного взгляда голубых глаз, пообещала активнее: — Чесслово, подумаю. Только не смотрите на меня так.

— Ну, значит, не зря повидались, — удовлетворилась этим Шалвовна и пошла спускаться по лестнице.

Открытые небеса

Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Лк. 3:21-22

Где ты пропадаешь? У нас тут чудо самое настоящее произошло. — Такими словами встретила меня моя соседка Тамрико на Крещение и принялась рассказывать.

— Утром, значит, глажу я белье и вполуха телевизор слушаю, московский канал. Вдруг ведущая говорит: «Сегодня Православная Церковь отмечает праздник Крещения, и во всех церквях состоится освящение воды. По поверью, в этот день открываются небеса, Дух Святой сходит на воду и вся вода освящается».

Ох, думаю, чего только не выдумают! А ведущая продолжает: «Раньше верили, что если кто увидит раскрытые небеса и успеет сказать о своем желании, то оно непременно исполнится. Внимание, посмотрите на небо. Сейчас с минуты на минуту небеса должны раскрыться, и только после этого священники начнут водосвятие». Бросила я утюг, подошла к окну и вижу: на небе от края до края появилась сверкающая золотистая линия, будто самолет пролетел. Я скорей детей звать. «Идите, — кричу, — сюда, смотрите, что творится». Они прибежали. «Давайте, — говорю, — загадывайте желание».

А тут линия эта сама собой стала раскрываться все шире и шире, и откуда-то сверху стал струиться необыкновенный золотистый свет. Красота неописуемая. Тут дочка как завопит во все горло: «Барби хочу! Три новых Барби хочу!» «Дура! — говорю. — Мало, что ли, у тебя этого хлама валяется? Ты что-нибудь нужное проси!»

А сама нервничаю. Что же загадать-то? В голову все материальное лезет. Белье постельное вроде надо. Тут такой момент, а я вдруг про белье вспоминаю? Нет, не годится. Лучше попросить, чтобы работа нормальная была. Опять не то. В этой жизни кроме работы и так ничего нет. Никак не могу сосредоточиться. А тут еще над ухом дочка снова про Барби вопит. Чуть не отлупила ее: «Не засоряй, — говорю, — эфир ерундой».

Вдруг этот золотистый проем в небе стал сужаться, всего минут десять небо светилось. Ой, думаю, подождите, я и загадать-то толком ничего не успела, а небо уже стало обычным, как всегда. Сын мне позже сказал: «Надо было о здоровье просить». «И то правда, — говорю, — самое нужное вечно из головы выскочит».

— Ты спроси у своих в церкви, — завершает свой рассказ соседка, — видел ли кто-нибудь такое и к чему это нас обязывает. И выясни точно, когда будет следующее Крещение, чтобы мне заранее подготовиться и о самом важном сказать.

Мои знакомые в церкви, как сговорившись, отвечали:

— Это известное дело, что небеса на Крещение раскрываются. А вот видеть это нас не сподобил Господь. Да и как увидишь, если в это время служба идет и надо в церкви быть?

— А тем, кто видел, им что делать?

— Сейчас время такое, Господь всех в церковь зовет для покаяния. А без покаяния и отверстые небеса недоступны. Впрочем, бывает такая милость Божия, что Господь авансом благодать дает.

* * *

Что же касается исполнения желаний, то в том же году дочке соседке Тамрико разные люди подарили три Барби. Сейчас она выросла и в куклы уже не играет. Что загадал ее старший брат, так и осталось секретом.

Что же касается их матери, то через год на Крещение у нее была срочная работа, некогда было на небо смотреть.

Комментировать

3 комментария

  • Павла, 22.05.2018

    Читала взахлеб))спасибо огромное тем кто трудился над книгой. Где то смеялась,а где то плакала .

     

    Ответить »
  • Алексей, 29.04.2020

    Понравилась. Прочитал несколько раз. Спасибо за книгу авторам и составителям. 

    Ответить »
  • Нина, 23.11.2020

    Душа порадовалась! Благодарю!

    Ответить »