Сохранить живую веру — протоиерей Андрей Ткачев

Сохранить живую веру — протоиерей Андрей Ткачев

(24 голоса4.3 из 5)

Чтоб не уйти...

“Уме­ешь побеж­дать, Ган­ни­бал, но не уме­ешь поль­зо­ваться побе­дой». Так гово­рили рим­ляне о закля­том своем враге и гении войны — Ган­ни­бале Кар­фа­ген­ском. Тот, как известно, сра­же­ния выиг­ры­вал, и при Кан­нах нанес Риму неслы­хан­ное пора­же­ние, и вообще покрыл себя сла­вой вели­кого пол­ко­водца, но… Войну Риму всё же про­иг­рал, потому и дал повод для подоб­ных посло­виц. И ска­зан­ное о нем не его одного каса­ется. Можно выиг­ры­вать сра­же­ния и про­иг­рать войну. Можно выиг­рать войну, но без­дарно рас­по­ря­диться пло­дами победы. И далее в глубь жизни по нис­хо­дя­щей линии: жениться, но не создать проч­ную семью; выучиться, но нико­гда не поль­зо­ваться полу­чен­ными зна­ни­ями; постро­ить дом, но не обжить его. Спи­сок велик. И нам, как людям веру­ю­щим, инте­ресна такая ситу­а­ция: чело­век в Цер­ковь при­шел, но в Церкви не остался. Вымыло чело­века из Церкви, выбро­сило, словно пробку из шам­пан­ского. Это слу­ча­ется сплошь и рядом. И у этого явле­ния есть масса субъ­ек­тив­ных харак­те­ри­стик, знать кото­рые мы не в силах, сле­до­ва­тельно — оце­ни­вать не вправе. Но у этого явле­ния есть и стан­дарт­ные черты, кото­рые можно опи­сы­вать и нано­сить на карту мест­но­сти в каче­стве зами­ни­ро­ван­ной тер­ри­то­рии. Итак, по какому мин­ному полю, или шире — полям, ходить не стоит, сту­пив на землю Церкви?

Дурная эсхатология

Немало людей вошли в цер­ков­ную ограду с тре­во­гой о конце света. Это не предо­су­ди­тельно и даже неиз­бежно. Сама вера наша устрем­лена к буду­щему веку, то есть видит конец века нынеш­него. Хри­стос, как пишет апо­стол Павел, когда при­шла пол­нота вре­мени… родился от жены, под­чи­нился закону (Гал. 4:4). Пол­нота насту­пила с момента Рож­де­ства, и под зна­ком ожи­да­е­мого конца про­хо­дит вся исто­рия чело­ве­че­ства. Более того, именно когда будут гово­рить: «мир и без­опас­ность», тогда-то и бли­зок конец (см.: 1Фес. 5:3). То есть когда ожи­да­ние конца и ощу­ще­ние его бли­зо­сти отой­дет, при­дет на их место лож­ная уве­рен­ность в ста­биль­но­сти — тогда бли­зок конец. Но ска­зан­ное как раз озна­чает, что в отно­ше­нии конца вре­мен хри­сти­ане должны быть, я бы ска­зал, напря­женно-спо­койны. Они не должны быть взвин­ченны и нер­возны. Именно взвин­чен­ность и нер­воз­ность харак­терна для неко­то­рых недавно при­шед­ших, недавно воцер­ко­вив­шихся. Они не зна­комы с исто­рией. Им кажется, что сего­дняш­ние собы­тия совер­шенно уни­кальны, тогда как на деле всё уже было не раз: и мас­со­вая тре­вога, и ропот про­тив цер­ков­ной вла­сти, и умно­жив­ши­еся грехи, и беды, вплоть до не погре­бен­ных тру­пов вдоль дорог. И всё это повто­ря­ется в духе, меня­ясь лишь в про­пор­циях и коли­че­ствах, до тех пор, пока не про­тру­бит послед­няя Архан­гель­ская труба. И о дне и часе том нам запо­ве­дано даже не испы­ты­вать, но в целом вести жизнь бодренно.

Эсха­то­ло­ги­че­ская взвин­чен­ность опасна с несколь­ких сто­рон. Во-пер­вых, те, кто не раз­де­ляет край­них взгля­дов, кажутся «ожи­да­телю конца света» либо измен­ни­ками, либо людьми мир­ского духа. Рев­ност­ный язык не щадит тогда и пат­ри­арха с мит­ро­по­ли­тами, и духов­ни­ков в мона­сты­рях и при­ход­ских хра­мах. Всюду мнится если и не заго­вор, то по край­ней мере непро­сти­тель­ное охла­жде­ние. Дру­же­ствен­ные связи рвутся. Из всех тем для раз­го­во­ров оста­ются только темы масо­нов, кодов, зна­ков и близ­кого суда. Не только радость, но эле­мен­тар­ное спо­кой­ствие ухо­дят из жизни. И можно смело счи­тать «зако­ди­ро­ван­ным» чело­века, всюду гово­ря­щего только на тему кодов. А каково разо­ча­ро­ва­ние «ожи­да­теля», когда Суд мед­лит и вре­мена оття­ги­ва­ются! На Самого Гос­пода, думаю, неко­то­рые злятся, что Он не спе­шит прийти. Огор­ча­ются, как Иона, даром жду­щий раз­ру­ше­ния Нине­вии. И как было уже в исто­рии, так бывает и на наших гла­зах. Ждав­шие, но не дождав­ши­еся конца хри­сти­ане склонны вме­сте с поте­рян­ной надеж­дой на ско­рое завер­ше­ние исто­рии утра­тить саму веру. Вре­мена напря­жен­ного ожи­да­ния Суда часто сме­ня­ются вре­ме­нами плот­ского раз­гула, скеп­сиса, словно ком­пен­си­ру­ю­щего былые эсха­то­ло­ги­че­ские лише­ния и ожидания.

Вывод: не стоит стро­ить всю веру и всё миро­воз­зре­ние на одном лишь послед­нем члене Сим­вола веры: «Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых и жизни буду­щего века». Стоит пом­нить о конце все­гда. Но не стоит мыс­лями о конце вытес­нять из жизни вся­кую радость, вся­кое твор­че­ство, вся­кую про­стоту и лег­кость, без кото­рых жизнь может стать невы­но­си­мой неза­ви­симо от близ­кого при­хода или непри­хода Антихриста.

Церковная изнанка. «Слишком человеческий аспект»

В ХРАМ можно войти глав­ными, запад­ными две­рями, но слу­жи­те­лям можно и через поно­марку. Так и театр для зри­те­лей начи­на­ется с вешалки, но для работ­ни­ков и арти­стов — с чер­ного, или слу­жеб­ного, входа. Всюду есть воз­мож­ность захо­дить не с улицы и открыто, но как-то и где-то вме­сте с «избран­ными». В отно­ше­нии Церкви име­ется в виду «есте­ствен­ное» для пад­шего чело­века стрем­ле­ние завя­зы­вать зна­ком­ства, обрас­тать свя­зями, гор­диться бли­зо­стью к тем или иным цер­ков­ным дея­те­лям и иерар­хам. «Я знаю», «я был», «мы обща­лись», «мы вме­сте ездили»… Всё это слиш­ком по-чело­ве­че­ски, и не сто­ило бы на этом акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние, если бы не опас­но­сти, скры­тые в явле­нии. Странно, но факт: можно так сильно обра­сти «зна­нием» раз­ных людей Церкви, что зна­ние глав­ного Чело­века Церкви — Иисуса Хри­ста — отой­дет на зад­ний план. То, в чем Павел упре­кал корин­фян («я Пав­лов, я Апол­ло­сов, я Кифин», — гово­рили они. — см.: 1Кор. 1:12), суще­ствует в виде реаль­ного соблазна и для вся­кого из нас. С одним епи­ско­пом ездил в палом­ни­че­ство, с дру­гим архи­манд­ри­том сидел за сто­лом на празд­нике, у того духов­ника был в келье, и вот уже нача­лось «свя­щен­ное нако­пи­тель­ство» зна­комств и вос­по­ми­на­ний. Это потом можно будет пере­ска­зы­вать с видом зна­тока, это можно будет вме­нить себе в тай­ную заслугу. А ведь един­ствен­ное, что имеет под­лин­ную цену, — это зна­ние Иисуса Хри­ста как Главы Церкви и сво­его Спа­си­теля. Всё осталь­ное — инстру­мен­та­рий для этого познания.

Даль­ней­шие опас­но­сти пара­док­сальны. От любви до нена­ви­сти, как известно, один шаг. Ровно столько же и от страст­ного вос­хи­ще­ния и обо­жа­ния до вражды и нена­ви­сти. Чрез­мер­ная бли­зость к чело­веку опасна угро­зой рез­кого раз­рыва с чело­ве­ком. У англи­чан есть пого­ворка: «Ближе зна­ешь — меньше чтишь». Отсут­ствие неко­то­рой необ­хо­ди­мой отстра­нен­но­сти от старца, духов­ника, свя­щен­ника, епи­скопа опасно. Опасна эта не в меру сокра­тив­ша­яся дистан­ция именно чело­ве­че­ским (страст­ным) отно­ше­нием к носи­телю сана. Она гро­зит пре­вра­титься в явле­ние про­сто чело­ве­че­ское, слиш­ком чело­ве­че­ское, а зна­чит, по сути пре­лю­бо­дей­ное (не в смысле непре­менно плот­ского греха, но в смысле измены Гос­поду, что есть на языке аске­тики — пре­лю­бо­де­я­ние). И если кто-то из нас нач­нет искать абсо­лют­ную свя­тость в мире цер­ков­ных людей, он может спро­во­ци­ро­вать ката­строфу в своей духов­ной жизни. Мы можем забыть литур­ги­че­ский воз­глас: «Един Свят, Един Гос­подь Иисус Хри­стос во славу Бога Отца. Аминь». Хри­стос — Еди­ный Без­греш­ный. В этом смысле слова «Един Свят» — это не про­сто воз­глас службы, но руко­во­дя­щий прин­цип мыш­ле­ния. Абсо­лют­ной свя­то­сти в людях искать нельзя! Сам поиск оши­бо­чен, сле­до­ва­тельно — резуль­таты могут быть гибельны. Резуль­та­том может стать разо­ча­ро­ва­ние, разу­ве­ре­ние, кру­ше­ние иде­а­лов, отча­я­ние. И вот уже вче­раш­ний соби­ра­тель «оте­че­ских пре­да­ний» и «живых исто­рий» сего­дня ока­зы­ва­ется цинич­ным пере­сказ­чи­ком цер­ков­ных анек­до­тов. Он устал, он поло­мал кры­лья, он обжегся ран­ним вхо­дом в алтарь или чрез­мер­ной бли­зо­стью к иерар­хам. Ему не на пользу пошли услы­шан­ные раз­го­воры. Его уже трудно уди­вить, поскольку со всем он, кажется, зна­ком. На литур­гии он рас­сеян, книги его не инте­ре­суют. Про­по­ведь он не слу­шает, бла­го­сло­ве­ние берет только по при­вычке, вме­сто «здрав­ствуйте» с духовенством.

Стр. 1 из 8 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Яро­слав, 05.02.2021

    Очень пра­вильно, я то-же испы­ты­ваю такие чув­ства, но пыта­юсь бороться с выгоранием

    Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки