Логика

***

Ло́гика — 1) ход рас­суж­де­ний; 2) внут­рен­няя зако­но­мер­ность, свой­ствен­ная про­цес­сам, явле­ниям и т. д.; 3) наука о спо­со­бах, зако­нах, формах мыш­ле­ния.

Воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим и всею душею твоею и всем разу­ме­нием твоим (Мф.22:37)

***

Если Богу, как Всеведущему, всё известно от вечности, то можно ли говорить о логике Его мышления, направленного на заботу о мире и человеке?

Как Все­ве­ду­щий, Бог и дей­стви­тельно не нуж­да­ется ни в логи­че­ских постро­е­ниях мысли, ни в ана­лизе, ни в син­тезе, ни в обоб­ще­нии какой-либо инфор­ма­ции. Он от веч­но­сти знает как всё, что каса­ется тво­ре­ний, так и Себя, в том числе все Свои дей­ствия. Все про­цессы, про­ис­хо­дя­щие в мире (всё про­шлое, насто­я­щее, буду­щее и воз­мож­ное буду­щее) Он созер­цает разом, вне усло­вий вре­мени, во всех подроб­но­стях и во всей пол­ноте.

Между тем, это не значит, что все мысли и дей­ствия Божьи, направ­лен­ные в мир, лишены логики. Про­яв­ляя Себя в усло­виях мира, в усло­виях про­стран­ства и вре­мени, Бог так осу­ществ­ляет Свой Пре­муд­рый Про­мысл, что в нём нельзя не видеть логич­но­сти.

Так, напри­мер, прежде, чем состо­я­лось При­ше­ствие Спа­си­теля в мир, Бог под­го­то­вил людей к этому собы­тию посред­ством целого ком­плекса мер. Само же При­ше­ствие осу­ще­стви­лось лишь после того, как мир ока­зался к нему готов. Разве в этом нет логики?

Далее. Вопло­тив­шись, Сын Божий не сразу осу­ще­ствил Искуп­ле­ние чело­века (посред­ством Крест­ных Стра­да­ний и смерти), но после того, как пре­по­дал людям учение веры, явил им пример доб­ро­де­тель­но­сти, свя­то­сти.

Утвер­ждая людей в исти­нах Еван­ге­лия, Гос­подь Иисус Хри­стос при­бе­гал к таким сред­ствам, кото­рые спо­соб­ство­вали луч­шему вос­при­я­тию этих истин (напри­мер, к чуде­сам, под­твер­ждав­шим Его мес­си­ан­ство).

Вос­крес­нув, Сын Божий не сразу воз­несся на Небо. Перед этим он утвер­дил апо­сто­лов в истин­но­сти Своего Вос­кре­се­ния.

И лишь по испол­не­нии всего пере­чис­лен­ного Он наде­лил создан­ную Им Цер­ковь бла­го­дат­ными дарами для борьбы со злом и исце­ле­ния людей от греха.

Если Бог непостижим, то можно ли его познавать при помощи логических умопостроений?

Пра­во­слав­ное Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие под­ра­зу­ме­вает воз­мож­ность позна­ния Бога как через прак­ти­че­ский опыт, так и посред­ством при­об­ре­те­ния тео­ре­ти­че­ских знаний. Тео­ре­ти­че­ское позна­ние, конечно, под­ра­зу­ме­вает опору и на раци­о­наль­ное, логи­че­ское мыш­ле­ние.

Пони­мая, что Бог — абсо­лютно прост (то есть не состоит из частей, не сложен из эле­мен­тов), мы, тем не менее, изу­чаем Его свой­ства по отдель­но­сти. Напри­мер: отдельно рас­смат­ри­ва­ются свой­ства Боже­ского Разума, отдельно — свой­ства воли, отдельно — свой­ства чувств. Это не значит, что мы про­ти­во­ре­чим учению о Боже­ствен­ной про­стоте.

Рас­смат­ри­вая Боже­ствен­ные свой­ства, бого­сло­вие при­бе­гает к ана­ло­гии между Богом и чело­ве­че­ской душой. Это допу­стимо, так как чело­век создан по образу Божьему, и, сле­до­ва­тельно, отра­жает в себе совер­шен­ства Творца. Душа, по подо­бию Богу, обла­дает разу­мом, волей, чув­ствами.

И хотя в чело­веке все эти при­над­леж­но­сти души дей­ствуют как само­сто­я­тель­ные, а иногда даже и про­ти­во­ре­ча­щие друг другу силы, — в отно­ше­нии Бога так мыс­лить нельзя, ибо Он прост. Но мы все равно при­ме­няем ана­ло­гию с душой. Уже и само по себе постро­е­ние ана­ло­гий не обхо­дится без логи­че­ских заклю­че­ний.

При более глу­бо­ком рас­смот­ре­нии ана­ло­гии (ана­ло­гий) исполь­зу­ются и более утон­чен­ные логи­че­ские постро­е­ния: чело­век обла­дает веде­нием — Бог все­ве­де­нием, чело­век обла­дает сво­бо­дой воли — Бог — все­сво­бод­ной волей; чело­век спо­со­бен к бла­жен­ству — Бог все­б­ла­жен и т. д.

Если логика не противоречит христианству, то почему утверждают, что Православие отвергает рационализм?

Логика и дей­стви­тельно не про­ти­во­ре­чит хри­сти­ан­ству. Напри­мер, что нело­гич­ного можно найти в утвер­жде­нии, что ради духов­ного совер­шен­ство­ва­ния хри­сти­а­нина, ради его еди­не­ния с Богом, ему необ­хо­димо избав­ляться от гре­хов­ных стра­стей и поро­ков?

Опять же, что нело­гич­ного в утвер­жде­нии, что чтобы стать истинно веру­ю­щим, необ­хо­димо знать  дог­маты веры? Наука о дог­ма­тах веры назы­ва­ется: «Пра­во­слав­ное Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие». Как и всякая наука она, есте­ственно, опи­ра­ется, на доводы раци­о­наль­ного мыш­ле­ния.

Однако, сле­дует знать, что вне Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствует и такое направ­ле­ние бого­мыс­лия, кото­рое име­ну­ется раци­о­на­лиз­мом в особом зна­че­нии. Такое направ­ле­ние бого­мыс­лия харак­терно и для като­ли­цизма, и для про­те­стан­тизма. Оно допус­кает чрез­мер­ное вме­ша­тель­ство рас­судка в дело истол­ко­ва­ния тайн Боже­ствен­ного Откро­ве­ния.

Можно ли использовать логику при изучении догмата о Пресвятой Троице?

Поскольку Бог Троица бес­ко­не­чен, познать Его в пол­ноте не может ни одно Его тво­ре­ние: ни ангел, ни чело­век. Однако это не значит, что мы не можем познать Его частично, в той мере, в какой Он открылся для нас и в той мере, в какой мы спо­собны это Откро­ве­ние постичь.

При помощи при­зем­лён­ной мате­ма­ти­че­ской логики, мол, еди­ница — не рав­ня­ется трём, а три — не есть один, догмат о Троице, мы, конечно же, не поймём.

Для уяс­не­ния дог­мата о Пре­свя­той Троице святые отцы, во-первых, обра­щали вни­ма­ние на то, что еди­нич­ность усмат­ри­ва­ется в Боге в отно­ше­нии сущ­но­сти, а тро­ич­ность — в отно­ше­нии Лиц (см. подроб­нее: Догмат о Пре­свя­той Троице). Разве в самом этом объ­яс­не­нии нет логики?

При объ­яс­не­нии поня­тий «сущ­ность» и «Лица» они тоже исполь­зо­вали логику. Сам тер­мины «сущ­ность», «лицо» («ипо­стась») были при­няты в бого­слов­ское упо­треб­ле­ние не без логи­че­ски обос­но­ван­ных дово­дов.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки