Иерей Николай Савченко: О плюсах и минусах позднего брака <br><span class="bg_bpub_book_author">Иерей Николай Савченко</span>

Иерей Николай Савченко: О плюсах и минусах позднего брака
Иерей Николай Савченко

(14 голосов4.1 из 5)

Как Церковь относится к поздним бракам? Каковы главные причины того, что люди не могут или не хотят заключить брак до 40–50 лет? Есть ли преимущества у позднего брака по сравнению с браком ранним? Распространены ли поздние браки в православной среде? На эти и другие вопросы редакции «Азбука супружества» ответил клирик храма свт. Петра, Митрополита Московского, иерей Николай Савченко (г. Санкт-Петербург).

– Отец Николай, как Церковь относится к поздним бракам?

– По поводу возрастных ограничений для совершения венчания поздних браков в Православной Церкви есть некоторые местные различия в традициях. Например, до революции обычно не венчали после достижения 80-ти лет, а на венчание после 60-ти лет иногда требовалось благословение архиерея. Но в недавно принятом соборном документе Русской Православной Церкви «О канонических аспектах венчания» не упоминается о верхних возрастных ограничениях. В прошлом мы можем найти также различные подходы к этому. Так, иногда в прошлом приводилось 24‑е каноническое правило св. Василия Великого, как аргумент, что церковные каноны не одобряют браки женщин после 60 лет. Такое истолкование, например, содержится в дореволюционной «Настольной книге священнослужителя» протоиерея Булгакова. Однако известный церковный канонист преосвященный Никодим (Милаш) указывал, что в этом правиле говорится о венчании не всех вообще женщин, но только о тех, которые вошли в чин вдовиц, призреваемых от Церкви. Про мужчин в этом правиле сказано, что на вдовцов не положено никакого закона. Оттенок неодобрения находили в каноническом правиле 88‑м св. Василия Великого, которое осуждает совместное проживание 70-летнего священника с женщиной во избежание соблазна среди верных. В нем есть упоминание, что автор правила, а именно сам св. Василий, не полагает, что 70-летний жил с женщиной страстным образом, но все равно требует жестко от священника, чтобы не было соблазна подозрения. Бывают случаи, когда к венчанию приходят пожилые пары, до этого много лет прожившие в законном зарегистрированном браке и, насколько я знаю, им в этом препятствуется.

Брак в немолодом возрасте может быть первым, и такие случаи достаточно редки, но бывает и так, что женятся люди, за плечами которых уже был брак и развод, – такие случаи встречаются гораздо чаще. И тем не менее, хотя второй брак не есть норма, но даже в случае немолодых жениха и невесты важно, чтобы их союз представлял собой не греховное сожительство, а законный брак. Поэтому брак благословлен Богом, если лица, вступающие в брак, не имеют канонических препятствий и выражают свою волю на брак вполне определенно.

– В каком возрасте, по Вашему мнению, лучше жениться – в молодом или зрелом? 

– Конечно, лучше заключать брак в молодости, даже если мы говорим об очень молодых, например, восемнадцатилетних людях. Несравнимо лучше жить честно пред Богом и другими людьми, нежели бояться каких-то возможных будущих осложнений и поэтому жить в блуде.

Надо понимать, у человека в природе заложено такое свойство, что он легче женится или выходит замуж именно в молодом возрасте. Так мы устроены, что, начиная примерно с 18 лет, все дается достаточно легко: легче приходит любовь, легче один супруг принимает другого супруга и легче к нему привыкает.

Со временем же мы привыкаем к рутинной жизни и все больше боимся что-то менять в ней. Это распространенное явление и, думается, оно заложено от Господа, это своего рода защита: человек создает семью, а дальше включаются природные механизмы своего рода привычки. Это хорошо: привычка к семье, стабильности — это тоже от Бога. Но если человек не вступил в брак в сравнительно молодом возрасте, эта привычка начинает работать против него самого и против его возможного будущего брака. Встречая другого человека, он встречает и множество отличий, разногласий, сложностей, чего-то непривычного, что так или иначе может отталкивать. Поэтому, в позднем браке сложнее привыкнуть к близкому человеку, и, как следствие, поздние браки имеют большой процент разводов. К большому сожалению.

– Разводы в последние десятилетия стали частым явлением. Но все же хочется думать, что это в меньшей степени касается тех, кто женился в зрелом возрасте, сделал этот осознанно…

– Разводов сейчас не просто много, они стали бичом нашего времени: распадаются примерно 55% браков. Конечно, это не означает, что семьи распадаются сразу, или что мало браков, длящихся всю жизнь. Но для сравнения: в начале ХХ века в Российской империи распадалось не более 5% браков, в Санкт-Петербурге – несколько больше, а в мировых европейских столицах – Лондоне, Париже, Берлине – до 20%. Мы уже говорили в прошлой беседе, что на Западе долгое время было резко отрицательное отношение к разводам. Так было и в России.

После 1917 года, уже в Советской России, произошел коренной слом нашей традиционной культуры, отношение к браку стало совершенно несерьезным и, как следствие, количество разводов увеличилось. В этом отношении Советский Союз с огромной скоростью вырвался вперед в никуда, можно сказать, в бездну. Как известно, в 1920‑е – 1930‑е годы модно было вообще не жениться. Были широко распространены так называемые «гражданские браки». Это искаженное понятие тогда и возникло. Во всем мире понятие «гражданский брак» означает брак, зарегистрированный государством, а у нас оно до сих пор не утратило своего советского значения и означает просто блудное сожительство без всяких обязательств.

Слом традиционного отношения к супружеству нанес огромный ущерб семье, воспитанию в нашей стране. Это приводило даже к тому, что во время войны, когда многие потеряли своих отцов на фронте, люди должным образом не могли подтвердить свое родство для получения пособий по потере кормильца, потому что брак официально не являлся зарегистрированным.

И только позднее советская власть, наконец, увидела, что допустила такой слом традиционной культуры и семьи, что это уже начинает вредить непосредственно ей самой в ее сиюминутных нуждах, интересах и показателях. Тогда идеологи партии вынужденно решили повернуть в сторону консерватизма, и все-таки официальная идеология начала настаивать на необходимости брака, чего не было в довоенные годы.

В Советском Союзе развод происходил мгновенно, в 1930‑е годы даже пословица такая была: «Для развода нужно десять рублей и десять минут». И если на Западе католическая и протестантская церкви удерживали людей от разводов – через суд развестись можно было, но требовалась серьезная процедура, – то в СССР все было мгновенно. И это очень сильно повлияло на семейный уклад и воспитание советского человека.

В то же время в западном мире считалось, что развод – это неправильное явление, что жениться на разведенной – это тоже недобрый знак. И, как мы знаем, в Евангелии Господь говорит: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32). Поэтому мы должны смотреть на все эти события с христианской точки зрения, и нужно понимать, что особенно в нашей стране люди долгое время не были просвещены светом Христовой истины и поступали по велениям своей плоти. И тем не менее, со временем многие пришли ко Христу, к вере и искренне хотят поменять свою жизнь, и многие уже это сделали. Поэтому мы всегда должны учитывать историю нашей страны и ни в коем случае не уничижать тех, кто имеет за плечами подобный жизненный опыт. Многие из них как раз заключают поздние браки, о которых мы сегодня говорим.

– Как совершается венчание над людьми, вступающими в брак в более позднем возрасте?

– В случае, если для обоих брачующихся это уже не первый брак, венчание над ними совершается по специальному чину для второбрачных. Если один из брачующихся венчается первым браком, а другой – вторым, венчание совершается по чину венчания первого брака. В том случае, если брак третий, на такой брак требуется благословение архиерея, а четвертый не допустим даже в том случае, если он официально зарегистрирован гражданским правом. Как известно, Иван Грозный, например, был женат пять раз, но последние его браки были абсолютно незаконными и не были браками вовсе. Кстати, династия Романовых связана с Рюриковичами именно по первому и законному браку Иоанна Грозного. Его первой женой была Анастасия Романова. В Х веке в Византии по поводу брака возник раскол, когда император Лев VI Мудрый женился в четвертый раз. При этом три жены императора все умерли одна за другой. Это был очень сложный, тяжелый, искусительный спор с многолетним разделением в Церкви. Так, в Западной церкви позволялись браки и после третьего, если супруги умирали один за другим. Но после долгих споров произошло примирение сторон, и было вынесено решение о полной недопустимости четвертого брака впредь.

Есть некоторая особенность в том, кого считать первобрачным для венчания. Так, например, священник не может быть второбрачным. И даже, если первый брак был до крещения, а второй венчается после крещения, то такой человек все равно считается второбрачным в смысле препятствия к священству, поскольку крещение прощает грехи, но брак не есть грех. Но если для человека это первое венчание, то оно проводится по основному чину, не по чину о второбрачных.

– Насколько поздние браки распространены в православной среде?

– Наибольшее число браков сегодня заключается среди молодых, поэтому поздний брак у православных нельзя назвать частым явлением. Когда же Церковь освещает такие союзы, то супруги как правило уже прожили какое-то время в законном, зарегистрированном браке. Бывают даже такие случаи, когда венчаются люди, прожившие вместе очень долго, имеющие внуков.

– Отец Николай, Вы некоторое время прожили за границей. Чем отличаются поздние браки в России и Западной Европе?

– Меня впечатлила цифра, которую я слышал еще более десяти лет назад: во многих городах Великобритании средний возраст первородящей женщины превысил 35 лет. Это, конечно, настораживает и удивляет. По моему мнению, такой факт можно назвать новым испытанием для человечества.

При столь позднем сроке рождения первого ребенка срок, когда заключается брак, тоже стал поздним. В настоящее время на Западе многие люди женятся, выходят замуж в зрелом возрасте, они убеждены: чтобы создать семью, надо иметь квартиру, машину, сделать карьеру. Понятно, что столь лукавое испытание существенно осложняет семейную жизнь, расслабляет человека на добрачном этапе. Ведь такой человек, скорее всего, не будет воздерживаться, но будет иметь ни к чему его не обязывающие блудные связи. Такой человек думает и говорит, что женится, когда поймет всю серьезность отношений. Но это примерно то же самое, что сказать себе: я погрешу, а потом покаюсь. И в первом, и во втором случае здесь есть лукавство. Честность перед Богом и людьми – это не ждать, пока снизойдет какая-то глубина понимания, а по-честному жениться и тогда осознавать.

Какие факторы мешают человеку вступить в брак? Это, конечно же, фактор имущества. Средний житель Великобритании боится того, что, если он вступит в брак, по прошествии нескольких лет супруга подаст на развод и отсудит часть этого имущества. Здесь становится уместным вопрос о брачном контракте. Да, такой контракт не есть что-то идеальное, но, если это поможет человеку заключить брак вместо того, чтобы жить в блудном сожительстве, это вполне допустимо. И надо сказать, при условии заключения брачного контракта, многие современные жители Западной Европы действительно готовы жениться или выходить замуж.

Вообще разводы в западном мире – это чрезвычайно болезненный и дорогостоящий процесс. Средняя стоимость судебного процесса по разводу в Великобритании может составлять 20 тысяч фунтов стерлингов. То есть развод – это не только безнравственная вещь, но и тяжелое бремя в финансовом отношении. Конечно, 20 тысяч для британца – это не то же, что и для россиянина, и в России стоимость развода пока не такая высокая, но есть вероятность, а лучше сказать опасность, что и в нашей стране постепенно люди придут к тому, чтобы не торопиться с устроением брака в молодом возрасте. И это прискорбно.

– Каковы главные причины того, что люди не могут или не хотят заключить брак до 40–50 лет?

– Иногда причина позднего брака заключается в том, что жених или невеста просто не могли себе найти любимого человека в течение долгого времени.

Вместе с тем, давайте скажем прямо, проблема начинается не в только в зрелом возрасте. Очень сильно изменилась модель поведения молодых людей и девушек по сравнению с тем, что было когда-то в прошлом. Если раньше добрачные связи считались грехом и осуждались обществом, то в настоящее время многие воспринимают их как «норму». Человек, настроенный на подобный образ жизни, с некоторым количеством свободных связей, не спешит обременять себя обязательствами и узами. При этом он не осознает, что, привыкая к беспорядочным отношениям, он осложняет и нахождение настоящего супруга, настоящей любви и брака. Так проходит время, беспорядочность убивает потенциальный брак и разрушает его фундамент. Это и есть главная причина поздних супружеств: всякая привычка в прошлом к беспорядочным связям – это бомба, заложенная в основание собственного брака.

В то же время христиане, живущие воздержанно, обуздывающие себя, приобретают такую возможность и приближаются к тому, чтобы заключить брак. Вот почему христианское воздержание, борьба с грехом, аскетизм не только являются подвигами, ведущими нас ко спасению души, но и тем, что помогает нам в жизни уже в этом мире: в том числе найти себе вторую половину, заключить брак, иметь крепкую настоящую семью.

– Есть ли преимущества у позднего брака по сравнению с браком ранним?

– Есть одно доброе, хорошее преимущество: люди зрелые подходят к браку более осознанно. Все-таки среди юношества немало браков заключается по страсти, хотя даже брак по страсти, если он создается на фундаменте верности и при этом еще благословляется Церковью, не является чем-то плохим.

Интересный момент. До революции большинство браков заключались по согласию родителей, что, конечно, не отрицало симпатий жениха и невеста. Но в некоторых странах такая традиция продолжается до сих пор. В Индии меня неоднократно спрашивали: «Ваш брак по договоренности или по любви?» Брак по любви для них – это тот случай, когда жених и невеста разрывают свои связи с окружающими, родственниками и живут по своей страсти. В таких странах считается, что подобные браки менее прочные. Но и в этих традиционных обществах ситуация, когда родители подбирают своим детям жениха или невесту, постепенно отходит в историю, на смену ей приходят отношения европейского, американского типа.

– Умаляет ли значение брака то обстоятельство, что супруги, в силу возраста, не могут иметь детей?

– Согласно учению Церкви, первое предназначение брака – это приближение себя к совершенному идеалу единства, это также рождение детей, но кроме того есть все-таки и второе, пусть оно и не такое важное: чтобы не допускался больший грех, беспорядочные связи, блудное сожительство. Брак благословляется и в зрелом возрасте тоже, когда детей уже быть не может. Нам не следует из-за этого уничижать поздние браки, хотя, конечно, для тех, кто хочет посвятить себя Богу, наилучший путь – после определенного времени принять ангельский образ, монашество, но если человек к этому не способен, то и в пожилом возрасте благословляется вступить в брак и быть друг другу помощниками на пути в жизнь вечную и в воспитании своих родственников, ближних, знакомых.

– Нередко у людей, желающих вступить в брак в немолодом возрасте, уже есть дети от первого брака. На этой почве между родителями и детьми порой возникают конфликты. Как должны относиться дети к позднему браку своих родителей?

– Надо понимать, что родители имеют полное право на свою личную жизнь, на свое счастье, и это счастье не ограничено возрастом молодого или зрелого человека. И в пожилом возрасте человек имеет право создать семью. Понятно, что дети могут воспринять новый брак своего отца или матери в какой-то мере негативно, например, по причине наследства, на которое они рассчитывали, ведь оно может оказаться для них под угрозой: появляется человек, с которым, возможно, наследство придется делить. Но все-таки надо относиться со снисхождением, пониманием, надо, чтобы любовь к своим родителям проверялась этим явлением, и чтобы через это испытание дети прошли должным образом. Поэтому тем, у кого такое событие все же происходит в семье, воспринимать его с пониманием и христианской любовью.

– Отец Николай, в завершение нашей беседы, что Вам хотелось бы пожелать нашим читателям?

– Хотелось бы пожелать всем помнить о том, что христианский брак священен, мы должны быть чисты пред Богом и людьми, поступать по заповедям Божиим. Христианский брак есть стремление человека к идеалу, и поэтому пусть понимание этого всегда будет в нашем сердце, когда мы об этом слышим, думаем или что-то планируем.

– Спаси Господи.

р.Б. Геннадий для «Азбуки супружества»

Комментировать

*

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки