Архимандрит Амвросий (Юрасов) и Иеродиакон Елеазар (Титов)
о. Елеазар: Хотелось бы поговорить сегодня о семейной жизни. Это касается большинства людей. Семейная жизнь ‒ непростое дело. За редким исключением, в семьях часто бывают разлады, недопонимание между родственниками. Особенно ‒ когда, например, молодой человек привел жену в дом или наоборот. Хотелось бы поговорить о том, как православному христианину правильно выстроить свою семейную жизнь. И вообще ‒ с чего начинать устроение семьи?
о. Амвросий: Семейная жизнь очень сложна. Как апостол Павел говорил: хорошо, если бы оставались, как я. Он не был женат. Но если вы вступите в брак, то будете иметь скорби по плоти, а мне вас жаль. И также сказано у святых отцов. Старец Силуан Афонский говорил: если ты возненавидел своего брата ‒ ты отпал от Бога, и злой дух обладает тобой. Но можно раскрыть и пошире. Если ты возненавидел отца, мать, брата, сестру, сноху, тещу ‒ всех, кто окружает– значит, ты отпал от Бога. Значит, и злой дух мучает этого человека. Как от этого избавиться? Тем, кто еще не вступил в брак, надо себя подготовить. Каким путем? Научиться терпеть всех и вся. Как Господь сказал: терпением спасайте души ваши. Претерпевший до конца спасется. Что это значит – «терпеть»? Надо от юности учиться терпению, смирению, послушанию. Всему доброму. Читайте Евангелие, Святых отцов, они дают прекрасный пример. И тогда мы будем терпеть всех. А как терпеть? Кто бы нам что плохое ни сказал, мы должны сказать сами себе – так Господу угодно, слава Богу за все. И когда будем повторять эти слова ‒ душа успокоится.
А если мы гордые, не могли смириться ‒ сразу мысль идет: как это она меня оскорбила, она меня обидела?! И начинаем слово за слово раздражаться, обижаться, ругаться. И пошла беда за бедой. То есть в костер не воду наливают, а бензин. И пламя поднимается еще выше. Много есть людей, которые вступили в брак и разводятся, а потом говорят: – не сошлись характерами. У меня один юноша говорит: батюшка, благословите, я хорошую девушку нашел, зовут Катенька. Я говорю: ну, женись, если она церковная. Прожили три месяца и говорят, что хотят развестись, потому что по характеру не сошлись. Я говорю – не торопись, не только у вас такой характер. Вы еще не подготовлены. Потерпи. Вот, на море камешки бывают шершавые. Но волна постоянно бьет камень о камень, они обтираются, смотришь ‒ и стали гладкими. Говорю: потерпи и смиряйся. Прошло какое-то время. Все, говорит, прижились, все нормально. Стал священником, она ‒ матушкой.
Прошло 15 лет. На преп. Сергия увиделись, спрашиваю: ну, как? ‒ Он мне отвечает: «Прижились, и нет мыслей разводиться». Я говорю: «Благодарите Бога».
Многие с этими вопросами обращаются: как нам быть, как нам жить? Я говорю: представьте, что сейчас 8 миллиардов людей живет на земле, и в каждой семье проблемы. Без этого жить нельзя. Одна женщина говорит: я на Бога обиделась очень сильно. Но я, говорит, уже раскаялась. Спрашиваю: «На что обиделась?» ‒ Ну, моему сыну только бы жить ‒ а он умер. Я говорю: Господь забирает человека в самую лучшую минуту жизни. Когда он уже лучше не станет. Ты должна Господа благодарить, Он его взял к себе. И не надо Его тревожить. А то некоторые люди, вот, мама ушла ‒ обиделись на Бога, или муж умер ‒ начинают страдать. И все обиды, обиды, обиды.
Я говорю – у меня знакомая одна есть в Алтайском крае. Соседка. Дочка умерла в 23 года. Ребенок остался. Она каждый день ходила на могилу. И могилу слезами заливала. И вот однажды она шьет, а в дверь постучали. Она говорит: войдите. Смотрю ‒ моя дочка Валя приходит, у нее длинное платье, в котором ее похоронили, и оно все мокрое. Я, говорит, забыла, что она умерла, спрашиваю ее – Валентина, а что у тебя такое платье мокрое? Она говорит: мама, от твоих слез. Ты мне не даешь покоя. Ты меня все время тревожишь.
Так вот многие. Мамы умирают, дочери, сыновья и родители плачут, не могут успокоиться, не дают покоя усопшим. Тревожат их. Самое прекрасное ‒ это молиться за них. И не надо их тревожить. Для того чтобы в семье жить надо научиться слушаться с первого слова, научиться терпеть. А то только вступили в брак ‒ так сразу, с первых дней начинается: ты где был, почему поздно пришел, куда деньги дел, почему такой раздражительный, обидчивый? ‒ и начинается. А он в ответ ‒ а ты где была, почему не приготовила, не постирала? И эта мелочевка начинается с утра до вечера. И, конечно, кто-то из них слабее, например, муж, ему надоело это, он оставляет ее и уходит. Конечно, есть еще опасность. Допустим, девушка православная постоянно ходит в церковь, каждую субботу и воскресенье, искренне исповедуется, читает утреннее и вечернее правило, Евангелие. И вдруг нашла юношу, который в детстве был крещен, а бывает, что и не был крещен, и в церковь не ходит, не молится, не причащается, не кается ‒ становится духовным мертвецом. И что происходит?
Она выходит за него замуж. А на востоке был такой обычай ‒ когда преступник совершал злодеяние и подлежал смерти ‒ его привязывали к трупу убитого, и трупный яд быстро переходил в него, и он умирал. Вот такое наказание. И когда девушка верующая выходит за неверующего – он же ходячий труп, и она становится такой же.
То есть, духовно она умирает. Это тоже большая опасность. Поэтому, прежде, чем выйти замуж или жениться ‒ надо себя подготовить. Преподобный Силуан Афонский говорил: Если ты возненавидел брата своего ‒ ты отпал от Бога, и злой дух обладает тобой. Почему? Потому что не любящий ближнего человек в смерти пребывает. И Господь говорит: если ты говоришь, что Бога любишь, а ближнего ненавидишь ‒ как же ты можешь любить Бога, Которого не видишь, а брата или сестру видишь и не любишь? Поэтому и так сказано: если будешь горы передвигать, говорить ангельским голосом, раздашь все имение свое, предашь тело на сожжение, а любви не имеешь ‒ все это ничто. Поэтому любовь долготерпит, милосердствует, не превозносится, не завидует, не ищет своего, а все любовью покрывает. И апостол Павел учит: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все Бога благодарите.
Тел. звонок: Скажите, пожалуйста, Вы сталкивались с такой проблемой? Маменькин сынок полностью подчинен маме и все делает по ее указке. С мамой может разговаривать часами, а с женой ему не о чем беседовать?
о. Амвросий: постоянно сталкиваюсь. Вот, допустим, одна мать, у нее сын женат. Она страшно ненавидит жену. Спрашиваю: что, плохая? Говорит: нет, просто у меня к ней ревность. У меня одна знакомая была, она говорила: я мужа ненавижу, постоянно с ним ругаюсь. Я говорю: Ты даешь обещание, что не будешь больше? – Она: даю. И все равно постоянные скандалы с мужем. Мол, он у меня никуда не годный. Я говорю: милая моя, Господь через мужа показывает тебе, что не все у тебя в порядке, ты духовно больная. Поэтому Господь тебе попускает. Дай тебе другого мужа ‒ все будут плохие. Если внутри у тебя не все в порядке ‒ покайся во всех грехах с юности, особенно в блудных. И ты потом поймешь, когда от тебя злые духи отойдут, и тебе станет на душе хорошо. И ты будешь привлекать к себе. Потому что преп. Серафим говорил: «Стяжи Дух мирен ‒ и вокруг тебя спасутся тысячи». Все тебя будут любить и уважать. А если муж не любит ‒ значит, есть какая-то причина. Много грехов нераскаянных. Может, раскаяных, но не подробно все говорила. И такое может быть.
А потом ‒ надо усилить молитву. Чтобы спасти мужа ‒ читать 150 раз «Богородице Дево, Радуйся» и через 10 раз просить Матерь Божию, чтобы его душа не погибла, чтобы спаслась.
А когда Господь по молитвам жены простит мужа и очистит его душу скорбями, болезнями ‒ тогда он и жену возлюбит. Потому что апостол Павел говорит: «Неверующий муж освящается верующей женою. Иначе дети ваши были бы нечистыми, а теперь они святы». То – есть, молитва жены передается мужу.
И вот, когда жена усиленно будет молиться, допустим, 12 раз прочитает «Живый в помощи» утром, может ‒ днем прочитать 12 раз это будет на каждый час. Уже мысль и молитва пошла к Богу. Также читать Евангелие, Святых отцов, укрепляться в вере. Тогда будет по ‒ другому. Когда вы видите человека, который говорит, что Бога нет ‒ этому человеку надо поверить, он правду говорит, что с ним Бога нет. Он Его не чувствует, и исправления у него нет. А те люди, которые верят, что Господь есть ‒ в первые три века было 50 миллионов замученных христиан. Они шли на арену, и когда выпускали львов , тигров ‒ они христиан разрывали на части., А те шли на это как на пир, с радостью, что сейчас разорвут их ‒ и они как мученики войдут в царство Божие.
Поскольку вы верующая, а муж маловерующий ‒ вы молитесь, чтобы его привлечь к спасению. Господь тогда не оставит вас потому, что Бог ‒ это любовь. А если мы ‒ Его дети мы должны быть похожи на Него. Каким путем? Любить ближнего. И не завидовать, и не ревновать. Потому что Бог мудрый, Он нам для спасения посылает разных людей ‒ и богатого и бедного, ученого и не ученого, сильного и слабого. Разных людей для чего? Чтобы мы научились их любить и мирно жить. Бог знает, кого как спасти.
Но чтобы получить полноту благодати ‒ надо жить со всеми в мире. И с мужем, и с близкими, потому что выходя замуж, ты выходишь не только за мужа, но и за всех родных. Надо терпеть и всех любить. А то большинство не любят тещу. Потому что ревность. А вот святые отцы говорят: если вступили в брак, то должны оставить родственников и создать свою семью. И родственникам не надо вклиниваться в семью молодых людей. Пусть они сами научатся всему. Как вот заграницей, если директор завода все восстановил, он может даже уехать куда-то на месяц, на два, на три. А завод работает. И так любой хозяин. Если все в доме установил ‒ все будет работать.
Все надо покрывать любовью. Я из опыта знаю, когда перетерпишь какие-то искушения, смотришь ‒ Господь все покрывает любовью. И прощает много грехов. Потому что святые отцы говорят так: ты покаялся во всех грехах, Господь тебя простил, но за это надо понести наказание. То ли вечное, то ли временное. Но лучше временное понести. Это значит: муж может скандалы устраивать, или родственники мужа. Все может быть. Но надо все это перенести.
Тел. звонок: Вот я 43 года состою в браке, 15 из них в венчанном. Все эти годы, проживая с мужем, терпела его оскорбления, когда он был выпивши. А 15 лет назад, когда мы обвенчались, он нашел себе другую женщину. Но уходить ‒ не уходит, все равно живет в семье. У нас двое детей, внучка. И мои личные отношения к нему переросли в ненависть. Как мне избавиться от этого чувства? Простить ему все? Пытаюсь, но ничего не получается.
о. Амвросий: Я приведу маленький пример. Был преподобный Павел, у него была жена. Он работал на рудниках. И однажды ему говорят, что его жена ему изменяет. Когда он уходит ночью работать ‒ к ней приходит молодой человек. И так много раз говорили. Он все не верил. А потом решил проверить. Якобы ушел на работу, а сам смотрел за своим домом. Когда стемнело ‒ в дверь постучал человек, она вышла и приняла его. Павел приходит через час, находит этого человека выпившего и жена тоже выпившая. Но он не стал скандалы устраивать. Собрал свои вещички и говорит: простите, вы любите друг друга, так и оставайтесь. Без всякого шума и обиды ушел к преподобному Антонию. Спасался в пещере и стал преподобным. А у нас внутри не все в порядке. У нас ревность, обида, зло и все остальное. Это и приводит к разладу.
о. Елеазар: Батюшка, вот женщина и говорит, что муж-то не уходит. Он живет с другой женщиной, а уходить к ней не собирается. И приходит, как ни в чем не бывало в дом, ест, пьет, спит и опять уходит.
о. Амвросий: Да, бывает.
о. Елеазар: И в тоже время это все видят дети, которых они растят. И, конечно, ситуация эта ненормальная. Если Павел Препростой мог уйти к преподобному Антонию, то эта женщина не может уйти и бросить детей. И в тоже время ненависть к мужу в ней живет.
о. Амвросий: ‒ Но ведь Господь не оставил ее и не оставляет! Надо обратиться к Нему за помощью: «Господи, помоги! Ты видишь, в каком состоянии муж находится, и дай, чтобы я во зле с ним не была, чтобы у меня ненависти не было, гнева и зла». Просить Господа, Матерь Божию, святых ‒ и это все отойдет от души. Потом, ведь без воли Божьей ни один волос с головы не падает, случаев и мелочей не бывает. Везде промысел Божий. Значит, Господь что-то усмотрел, возможно, ее путь такой для спасения.
о. Елеазар: Может быть, она какие-то грехи совершила?
о. Амвросий: Может, за нераскаянные.
о. Елеазар: Может, и за раскаянные, но бывает, что надо епитимью потерпеть.
о. Амвросий: Бывает что? Вот в семье, когда человек раздражается, ругается, злится; Дух Святой не может быть в нем, когда он злится. Тогда злой дух входит в этого человека, и он бывает бесноватый, раздражительный. И тогда просят, как Василия Великого просили, этого человека отчитать.
Но отчитывать не надо. А надо, чтобы этот человек покаялся во всех грехах. Теперь родственники: мать и отец, братья, сестры, окружающие ‒ все должны покаяться в грехах, чтобы изгнать злого духа. Вот тогда можно будет отчитывать. Это у Василия Великого сказано.
А когда человек нераскаянный, в нем грех есть ‒ он лицо меняет. И душа не спокойна ‒ раздражительна и обидчива. Человек настаивает на своем. А когда покается – тогда душа умиротворится, успокоится, на душе бывает радость. И потом человек вспоминает, какой же он был неспокойный, раздражительный, обидчивый. И вдруг все изменилось, когда человек покаялся.
Я вчера прочитал у святых отцов, что человек в престарелых годах должен исповедоваться каждый день. То есть, открывать все помыслы на исповеди, если есть возможность. Готовиться к переходу в потусторонний мир. Я знаю в Сергиевой Лавре таких людей, батюшек, которые каждый день исповедуются. И когда душа такого человека выходит из тела ‒ даже на лице у него бывает радость перешедшего рубеж жизни.
Один человек мне говорит: батюшка, как мне страшно умирать! У него рак. Я говорю: ты же православный, каждый день ходишь в храм, Будь спокоен. Говорю ‒ верующий человек не умирает, это просто сон. Вот ты лег спать вечером, а утром проснулся. И смерть ‒ это то, что ты заснул, а в том мире проснулся. А тот мир ‒ он рядом с нашим телом. Ты просто оказался в духовном мире. Господь тебе послал эту болезнь, это дар Божий. Надо быть спокойным, ровным и никого не осуждать. Он говорит: я и не осуждаю никого. Но только в мыслях бывает ‒ думаю: зачем же он так делает, это же не правильно. Я говорю: это хорошо, что ты не словами, а в мыслях только осуждаешь, но все равно проси у Бога прощения, чтобы Господь тебя не оставил.
о. Елеазар: Да, батюшка, вопрос смерти очень интересный. Потому что, если посмотреть, как люди в миру реагируют на разговоры о смерти ‒ очень часто можно заметить, что люди как будто убегают от этого вопроса, как будто от заразной болезни. Как будто если будешь говорить о смерти ‒ то умрешь. Некоторые говорят: да что ты такое говоришь, типун тебе на язык, откуда у тебя такие мысли?
о. Амвросий: А еще так. Вот, приходят в храм, и сынок нашел крестик ‒ или жена, или муж. И боятся домой нести этот крест: а вдруг начнутся бедствия? Я говорю: давайте его сюда. Один мальчик нашел крест, принес его домой. Мать его говорит: зачем ты поднял этот крест, зачем принес? «Я видел этот крест», ‒ говорит мальчик, ‒ и с обратной стороны прочитал: «спаси и сохрани». Я спас его. А теперь Господь его спасает». И никому этот крестик не отдал.
о. Елеазар: Вопросы смерти пугают человека.
о. Амвросий: Для верующего человека смерти нет. Это только переход в вечность.
о. Елеазар: Это действительно так. Только я вот о чем хочу сказать, Господь не заложил в нашу природу смерть и болезнь. Они появились в результате нашего грехопадения. И поэтому, поскольку в нашей природе нет механизмов, отвечающих за смерть ‒ то она для нас страшна и неизбежна. Всегда страшна. Но только тот, кто живет в Боге ‒ по вере знает, что со смертью жизнь не заканчивается. Она просто переходит в качественно другую плоскость.
о. Амвросий: Поэтому я говорю так. Что у человека главное? ‒ Душа. Не тело. А как мы живем? В церковь не ходим, постов не соблюдаем, правило не читаем, Богу не молимся. С Богом общения нет. Переедаем. А какие унас помыслы, а какие страсти?
Значит, прямо можно сказать, что человек живет вверх ногами. Все для плоти, для души ничего нет. Чтобы человеку нормально жить ‒ надо направить жизнь не для плоти, а для души. Почему многие подвижники уходили в пустынные места, уходят в монастыри и в пещерах живут? Потому что ведь в псалмах сказано, что молитва слаще меда. Это не слова, это на самом деле. Когда человек очистил душу, и благодать Божья наполнила сердце его ‒ он не только душой чувствует Бога, но и телом.
Один святой преподобный приходил к храму, садился позади храма, а в это время службы никакой не было. Его однажды спросили: ведь службы- то никакой нет, а ты сидишь весь день! Он говорит: служба есть. Я, говорит, смотрю на Него, и Он смотрит на меня. И для меня это блаженство. То ‒ есть он на Бога смотрит, а Бог на него. Потому что очи Господни непрестанно на нас взирают. Мы спим, а Очи Господни все видят.
о. Елеазар: Батюшка, тема о семейной жизни бездонная. Много искушений, бед с мужьями, женами, с детьми. И все думают, что у них уникальные случаи. А на самом деле все одинаковое.
о. Амвросий: На протяжении жизни Бог всех уравняет. Вот, допустим, девушка, на вид прекрасная, все хорошо. Но в течение жизни могут быть болезни, неприятности. Допустим, я пошел в больницу и вижу молодого человека, лет 30. Сломал позвоночник и лежит на животе, на локтях. У него эти места загрубели. Там, в больнице еще ребята, и он их просит перевернуть его то на левый бок, то на правый. Вот в таком состоянии он находится и не ропщет. Бога благодарит и читает духовные книги. Укрепляет себя в вере.
А другой мальчик бежал по лестнице, споткнулся, упал. У него отказали ноги и левая рука, и шея. Он живет в 2х комнатной квартире, матери 100 лет, ничего не видит, брат ‒ алкоголик. Пенсия маленькая, смотрит все программы и во все места посылает письма, чтобы ему помогли. Он может приподняться только с помощью правой руки. Живет в Нижнем Новгороде.
Так что надо Бога благодарить. Порой, бывает ‒ и муж попался такой, что изменяет. Но это не без воли Божьей. Поскольку он в церковь не ходит, Богу не молится, не кается, то приводится к такой беде. И такая беда почти чуть ли не в каждом доме. Только молитва помогает. И когда муж и жена исповедуются, молятся вместе ‒ тогда благодать Божья их хранит. Как только отошли от Бога ‒ все прервалось, беда за бедой.
о. Елеазар: Батюшка, Господь в Священном Писании отвечает фарисеям на вопрос, когда они говорят: было у нас 5 братьев, все имели ее женой. В том мире не женятся. А в другом месте говорится, что по жестокосердию вашему Моисей повелел давать жене разводное письмо. Я одно время интересовался, почему по жестокосердию? А оказывается, святые отцы толкуют вот так. Что значит по жестокосердию? Когда один человек изменяет другому человеку ‒ бывает, что кто-то может простить, а бывает, что по своему жестокому сердцу один человек не может простить измену другому. Ну, никак не может. И в таком случае, когда человек ожесточен сердцем и не может простить измену ‒ то давай разводное письмо и разводись. Но живи тогда уже один.
Что это значит? Вот, мы грешим пред Богом каждый день. А давали обеты в крещении, что будем жить свято, не вернемся к прошлой жизни. А возвратились. А, может, еще большие грехи, чем до крещения делали. Но ведь Господь же нас прощает! Он же не жестокосердный. Он прощает нам каждый раз, когда мы каемся в грехах. А мы одного человека простить не можем!
о. Амвросий: Тогда не имеем права читать молитву «Отче наш».
о. Елеазар: Но если это касается супругов ‒ в данном случае к ним не относится. Потому что здесь особый случай сердечного ожесточения. Если мы просто ненавидим нашего ближнего. Вот женщина говорит: у нее растет ненависть на мужа. Но ведь нужно для утешения вспоминать, что у Бога- то на нас ненависть не растет из-за того, что мы каждый день грешим! Он нас продолжает любить. А любовь христианская ‒ это не чувство. Это добродетель. Ее делать надо, эту любовь. А как делать? А вот понуждать себя. Любить. И сначала будет тяжело, потом легче. Любить не в том смысле как мужа, там уже невозможно это, наверное. Но по-христиански. Понять, что человек неверующий.
о. Амвросий: Сказано так – надо добро делать из зла. Вот Господь Он сделал из зла добро. Какое? Ни в чем не повинный за наши грехи был распят на кресте, а спас весь род человеческий. Он из зла сделал добро.
Себя духовно подкреплять молитвой, Евангелием. И нравственно. Всех любить, прощать и за все Бога благодарить.
о. Елеазар: Но и супруга и супругу надо вымаливать себе.
о. Амвросий: Да. Если он оступился где-то, то молиться надо за него. Значит, Бог попустил ему впасть в грязь. И надо спасти его.
о. Елеазар: И вот тут, мне кажется, надо посмотреть на ситуацию еще с одной стороны. Мы считаем себя жертвами в том случае, если нам изменяет супруг или супруга. А надо посмотреть, имеем ли право ненавидеть в таком случае, если мы христиане? И не окажемся ли мы виновными при всем осознании, что мы жертвы? Это очень важный момент.
о. Амвросий: Значит, этому человеку надо покаяться во всех грехах, чтобы Господь изменил его жизнь. И отношение к мужу или жене.
Источник: электронное периодическое издание «Радонеж.ру»
Комментировать