О девстве и браке — свт. Амвросий Медиоланский

О девстве и браке — свт. Амвросий Медиоланский

(0 голосов0 из 5)

Предисловие

Св. Амвро­сий, епи­скоп медио­лан­ский, при­над­ле­жит к чис­лу выда­ю­щих­ся дея­те­лей хри­сти­ан­ской Церк­ви IV века. Неза­ви­си­мо от сво­ей кипу­чей адми­ни­стра­тив­ной дея­тель­но­сти, направ­лен­ной глав­ным обра­зом на борь­бу с язы­че­ством, ари­ан­ством и раз­лич­ны­ми внут­рен­ни­ми нрав­ствен­но-рели­ги­оз­ны­ми нестро­е­ни­я­ми хри­сти­ан­ско­го обще­ства, он соста­вил себе гром­кую извест­ность и в обла­сти хри­сти­ан­ской бого­слов­ской пись­мен­но­сти. В дан­ном отно­ше­нии на пер­вый план выдви­га­ют­ся его мно­го­чис­лен­ные нра­во­учи­тель­ные и нра­во­об­ли­чи­тель­ные трак­та­ты, напи­сан­ные в боль­шин­стве слу­ча­ев в фор­ме гомилий. Подоб­но св. Иоан­ну Зла­то­усту, св. Амвро­сий – Зла­то­уст запа­да – дает в этих трак­та­тах ответ на все живо­тре­пе­щу­щие зло­бы дня, кото­рые выдви­га­лись самою жиз­нью совре­мен­но­го ему общества.Совершенно отдель­ную и доволь­но обшир­ную груп­пу нра­во­учи­тель­ных сочи­не­ний св. Амвро­сия состав­ля­ют его трак­та­ты, посвя­щен­ные вопро­су о дев­стве, кото­рый он рас­смат­ри­ва­ет в свя­зи с вопро­сом о брач­ном состо­я­нии чело­ве­ка. Таких трак­та­тов с име­нем св. Амвро­сия до насто­я­ще­го вре­ме­ни сохра­ни­лось шесть:1) О дев­ствен­ни­цах (dé virginibus) в трех кни­гах, напи­сан­ных к сест­ре его Марцеллине,2) о вдо­ви­цах (de viduis) в одной книге,3) о дев­стве (de virginitate) в одной книге,4) о вос­пи­та­нии дев­ствен­ни­цы и прис­но­дев­стве Свя­той Марии (de institutione virginis et S. Mariae virginitate perpetua) в одной кни­ге, напи­сан­ной к Евсевию,5) уве­ща­ние к дев­ству (exhortatio virginitatis) в одной кни­ге и6) о паде­нии посвя­щен­ной дев­ствен­ни­цы (de lapsu virginis consecratae) в одной книге.Первые пять трак­та­тов вне вся­ко­го сомне­ния при­над­ле­жат св. Амвро­сию; вопрос же о при­над­леж­но­сти ему послед­не­го трак­та­та: «О паде­нии дев­ствен­ни­цы» под­вер­га­ет­ся сомне­нию в виду неяс­но­сти и сбив­чи­во­сти древ­них сви­де­тельств. Имея в виду те или иные сооб­ра­же­ния, одни из уче­ных иссле­до­ва­те­лей при­пи­сы­ва­ют его бл. Иеро­ни­му, дру­гие – бл. Авгу­сти­ну, тре­тьи – Ники­те, епи­ско­пу роман­ци­ан­ско­му, и чет­вер­тые – нако­нец – св. Амвро­сию. За при­над­леж­ность трак­та­та св. Амвро­сию гово­рят в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни неко­то­рые такие осо­бен­но­сти, кото­рые при­су­щи и всем дру­гим его трак­та­там о дев­стве. Как и эти послед­ние, сочи­не­ние «О паде­нии дев­ствен­ни­цы» закан­чи­ва­ет­ся гим­ном, кото­рый вла­га­ет­ся в уста пад­шей дев­ствен­ни­цы. Этот гимн напо­ми­на­ет мно­го­чис­лен­ные вос­тор­жен­ные пес­но­пе­ния св. Амвро­сия. Нет осо­бен­но рез­ких отли­чий от под­лин­ных сочи­не­ний св. отца и в самом сти­ле это­го про­из­ве­де­ния, а неко­то­рые свое­об­раз­ные выра­же­ния, при­су­щие и спор­но­му, и под­лин­ным про­из­ве­де­ни­ям св. Амвро­сия, как то: Synagoga (для обо­зна­че­ния иудей­ских взгля­дов на зна­че­ние Вет­хо­за­вет­но­го зако­на в его отно­ше­нии к хри­сти­ан­ству – «Увещ. к дев­ству» §§ 67, 81, стр. 235, 241 и «Опа­де­нии дев­ствен.» § 30, стр. 257), лилия (как осо­бен­ный эпи­тет дев­ства – «О паде­нии» § 5, стр. 248; «О дев­стве» § 51–52, стр. 132), еще более под­креп­ля­ют автор­ство св. Амвро­сия и для дан­но­го произведения.Предлагаемый пере­вод всех ука­зан­ных трак­та­тов сде­лан с ори­ги­наль­но­го латин­ско­го тек­ста по изда­нию Миня (Patrologiae cursus completus. Series latina t. XVI, col. 183 – 384). При пере­во­де обра­ща­лось пре­иму­ще­ствен­ное вни­ма­ние на точ­ность и ясность пере­да­чи мыс­лей под­лин­ни­ка. Места Свя­щен­но­го Писа­ния вез­де при­во­дят­ся с бук­валь­ною точ­но­стью по сла­вян­ско­му пере­во­ду Биб­лии в тех слу­ча­ях, если сла­вян­ский текст вер­но и точ­но пере­да­ет цита­цию само­го Амвро­сия, и в пере­ло­же­нии на рус­ский язык в том слу­чае, когда Амвро­сий дела­ет воль­ную пере­да­чу свя­щен­но­го тек­ста, сле­до­ва­тель­но не могу­щую соот­вет­ство­вать тек­сту сла­вян­ской Библии.

***

Св. Амвро­сий родил­ся око­ло 340 года в хри­сти­ан­ской семье. Обла­дая бога­ты­ми при­род­ны­ми даро­ва­ни­я­ми, при сво­ем все­сто­рон­нем обра­зо­ва­нии, Амвро­сий делал очень быст­рые успе­хи на попри­ще обще­ствен­но­го слу­же­ния. До 374 г. он про­хо­дил раз­лич­ные свет­ские долж­но­сти. В 374 по еди­но­глас­но­му реше­нию граж­дан горо­да Медио­ла­на был при­зван к епи­скоп­ско­му слу­же­нию, кото­рое и про­хо­дил до 395 года, когда закон­чи­лось его зем­ное поприще.

 

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки