Семейная жизнь христианина
Несколько слов к вступающим в супружество
Вступающий в супружество! Ты на всю жизнь соединяешься с женщиной – подумай внимательно о том, что апостол Павел в послании своем к Ефесянам (глава 5) написал о высоком значении брака и обязанностях супругов; советуйся с людьми опытными и богомыслящими, мнение которых достойно твоего уважения.
Богатство, красота и таланты только тогда могут быть украшением девице, когда воспитание ее совершается в духе христианского благочестия.
Только воспитание, основанное на правилах веры православной и благочестия, может приготовить женщин истинно добродетельных, способных ко всему, чего требует домашнее благоустройство, женщин трудолюбивых, утешение мужьям, истинных матерей семейства, украшение домашнего очага.
Молодой человек! Если ты, вступая в законный брак, хочешь найти счастье, не увлекайся обольстительной внешностью: в женщине простота и трудолюбие – вот условия, которые могут ручаться тебе за будущее счастье.
Истинное христианское супружество, и каково оно у нас
Супруги должны любить друг друга как собственное свое тело, иметь друг к другу во всем доверие и откровенность, вместе делить радости и горести жизни, свято хранить супружескую верность, общими силами совершенствоваться в вере и благочестии христианском и, если бывают у них дети, заботиться, чтобы они были одеты, обуты и сыты, и воспитывать их в истинной вере и благочестивой жизни христианской.
Прекрасно описывает истинную супружескую жизнь один древний учитель Церкви Христианской.
«Как приятно, – говорит он, – иго двух сердец, соединенных одной надеждой, одним учением, одним законом!
Нет между ними (супругами) никакого раздора ни в душе, ни в теле. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно увещевают друг друга, вместе присутствуют в церкви, вместе терпят гонения, вместе наслаждаются и спокойствием.
Вместе поют псалмы и взаимно возбуждают друг друга к прославлению Господа» (Тертул., кн. 2, гл. 9).
Такова должна быть супружеская жизнь. Но то ли мы видим на самом деле? Вот какие, например, бывают у нас супружества: два лица заключают между собой брачный союз по минутному влечению или по каким-нибудь необдуманным расчетам, венчаются без совета старших, и что потом бывает? Поживут год-другой – разочаруются друг в друге и разойдутся в разные стороны, так что и не знают потом друг о друге. Или еще: завелись у нас, христиан православных, какие-то гражданские браки; но их и так назвать нельзя; для них и названия не подберешь.
Избави Бог нас от таких безобразных браков. Но не лучше у нас и законные супружества. В наших семьях только и слышишь пререкания между супругами, упреки друг другу, брань, ругань, побои, крики, плач и прочее. И все это делается почти каждый день на глазах детей, на виду соседей и чуть ли не всей деревни.
Но неужели нет между нами истинно христианских супружеств? Благодарение Богу – и между нами есть счастливые супружества, но только мало. Забыли мы Бога, не исполняем Его святого закона – и вот Господь и наказывает нас то тем, то другим бедствием; наказывает, между прочим, и супружеским несчастьем («Воскр. собесед.», в. 1, стр. 86).
Христианская семейная жизнь
Добрая жизнь и христианское поведение в доме, семействе есть основание и корень христианской нравственной жизни.
Всякий человек в своем доме, в своем семействе усваивает первые навыки, созидает свой нрав, приучается к худому или доброму поведению, усваивает тот или другой характер. Без сомнения, вы не раз слышали такой отзыв о ком-нибудь: этот человек из хорошего дома, из хорошей семьи, и сам должен быть хорошим человеком, и, наоборот, такой человек из худой семьи, и сам таков же. И неудивительно! В добром семействе и дети вырастают добрыми и хорошими, и наоборот, в худом семействе они портятся. Поэтому добрая домашняя жизнь бывает основанием доброй христианской нравственности.
Человек нигде не может так хорошо привыкнуть к исполнению Христовых заповедей, как в своем доме. Высшая заповедь есть любовь к ближним; но где ты можешь так усвоить эту заповедь и выказать любовь, как не в родном семействе. Тут-то легче всего обнаружится, есть ли у тебя добрые нравы и можешь ли возлюбить ближнего. Если уж ты не любишь родителей, братьев и сестер, если ты имеешь дурные отношения к ним, то каким образом можешь ты возлюбить чужих людей?
Терпение есть великая добродетель; терпением всякий должен спасать свою душу. Но где ты можешь так привыкнуть к терпению, как не в своем доме? Здесь всякий час, всякая минута потребует от тебя терпения и великодушия. Сколько, например, нужно иметь терпения родителям при воспитании своих детей, сколько старшим братьям нужно снисхождения к маленьким братьям! Когда люди живут вместе, в одном доме, то они должны по необходимости привыкать к снисхождению, к прощению, терпению, иначе и не могли бы оставаться друг с другом. Самоотвержение есть величайшая христианская добродетель, но она нигде не может себе найти такого упражнения, как в семействе. Тут родители в заботах о своих детях совершенно забывают о себе; муж и жена живут больше друг для друга, чем для себя.
Прекрасны добродетели: великодушие, кротость, смирение, но их нигде нельзя настолько приобрести и укрепить, как в доброй христианской семье. Словом, характер человека нигде не может так сложиться и обнаружиться, как в домашней жизни. Хорош ты или плох, можно узнать из твоей домашней жизни. Когда обращаешься между посторонними лицами, вне своего дома, то стараешься показать себя в лучшем виде, там ты часто рисуешься, там скрываешь настоящий свой нрав. Не то бывает в семейной жизни. Здесь ты не можешь и не захочешь скрывать свои чувства и нравы. Домашняя жизнь как зеркало, в котором невольно изображается подлинный нравственный образ человека.
Вот какое важное дело домашняя жизнь христианина. Дом и семья для нас должны быть второй церковью. В этой второй церкви ты должен жить и обращаться также с благоговением и чистотой. В ней всякое твое слово и дело, в особенности если ты в доме старший член, имеет великое значение для остальных членов. Там всякий твой поступок, даже слово становится семенем, которое впоследствии может принести добрый или злой плод. В особенности велика обязанность отца и матери семейства к своим домочадцам. На них лежит величайшая ответственность за то, каковы выйдут их дети.
Помните, родители, отцы и матери семейства, что ваши дети от вас перенимают характер, нравы, поведение. К чему вы их приучите – таковы они выйдут впоследствии. Отчего происходит то печальное явление, что у нас даже родные братья не могут ужиться в одном доме и стараются как можно скорее разделиться? Оттого, что родители не приучили их к согласию и любви ни словом, ни примером.
Не так бывает в доброй семье. В ней родители всегда следят за нравами своих детей, своим примером и наставлениями созидают в них любовь и единство с братьями, ибо они знают, что добрые дети будут их утешением на старости лет, а сами дети всегда будут припоминать наставления родителей. Они всегда будут помнить, что без благословения родителей не будет им счастья (из ел. и реч. преосвящ. Гавриила, еп. Имеретинского).
Комментировать