Семья и дом священника<br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/" target="_blank" title="Глеб Каледа, протоиерей">Глеб Каледа</a></span>

Семья и дом священника
Протоиерей Глеб Каледа

(2 голоса3.5 из 5)

Насто­я­щий очерк пред­на­зна­ча­ет­ся для лиц, име­ю­щих духов­ный сан или гото­вя­щих­ся к его при­ня­тию, и их жен. Им необ­хо­ди­мо посто­ян­но осо­зна­вать: что свя­щен­ство – не долж­ность, но сан, даро­ван­ный бла­го­да­тию Божи­ей; что свя­щен­ни­ком может быть лишь муж зре­лый, «хоро­шо управ­ля­ю­щий домом сво­им» (1Тим.3:4); что на семью свя­щен­ни­ка пыта­ют­ся при­сталь­но смот­реть его при­хо­жане, как бы он ни ста­рал­ся жить замкнуто.

Свя­щен­ник явля­ет­ся свя­щен­ни­ком не толь­ко в хра­ме во вре­мя бого­слу­же­ния или при испол­не­нии треб на при­хо­де, но во все дни и часы сво­ей жиз­ни с момен­та хиро­то­нии. Это нала­га­ет на него огром­ную ответ­ствен­ность за все сло­ва и дела. Бла­жен, кто нико­гда или почти нико­гда не забы­ва­ет о сво­ем сане, – он стя­жал страх Божий, память смерт­ную и уми­ле­ние. Полу­чен­ное иерей­ство нель­зя остав­лять за вра­та­ми хра­ма, как граж­дан­скую или воен­ную долж­ность – за две­ря­ми пред­при­я­тия, учре­жде­ния или за забо­ром воин­ской части. Свя­щен­ник оста­ет­ся свя­щен­ни­ком и в сво­ей семье, в сво­ем доме. Супру­га долж­на видеть в нем не толь­ко сво­е­го мужа и отца сво­их детей, но и иерея. Пло­хо, когда в доме жена и дети не под­хо­дят к нему под бла­го­сло­ве­ние, счи­тая, что для них он – не свя­щен­ник, как дирек­тор пред­при­я­тия не явля­ет­ся дирек­то­ром для сво­их домаш­них. Ощу­щать в муже и отце свя­щен­ни­ка очень важ­но для постро­е­ния семьи и домаш­ней церк­ви у духовенства.

Свя­щен­ни­ком, соглас­но апо­столь­ским ука­за­ни­ям, может быть муж зре­лый, «хоро­шо управ­ля­ю­щий домом сво­им, детей содер­жа­щий в послу­ша­нии со вся­кою чест­но­стью; ибо, кто не уме­ет управ­лять соб­ствен­ным домом, тот будет ли пещись о Церк­ви Божи­ей» (1Тим.3:4–5). Семья свя­щен­ни­ка долж­на быть при­ме­ром хри­сти­ан­ской воцер­ко­в­лен­ной семьи. К ней при­смат­ри­ва­ют­ся и при­хо­жане хра­ма, и сосе­ди, и шко­ла, где учат­ся дети. Свя­щен­ни­ку и его семье «над­ле­жит так­же иметь доб­рое сви­де­тель­ство от внеш­них, что­бы не впасть в наре­ка­ние» (1Тим.3:7).

В посла­нии к Титу (Тит.1:6) ап. Павел пишет, что в пре­сви­те­ры мож­но пола­гать лишь тех, «кто непо­ро­чен, муж одной жены, детей име­ет вер­ных, не уко­ря­е­мых в рас­пут­стве или непо­кор­но­сти». Да не хулит­ся в мире хри­сти­ан­ская вера дела­ми свя­щен­ни­ка и его домаш­них! Ненор­маль­ность в брач­ных или семей­ных отно­ше­ни­ях, соглас­но кано­нам Пра­во­слав­ной Церк­ви, может являть­ся при­чи­ной извер­же­ния из духов­но­го сана.

Семья свя­щен­ни­ка более, чем любая дру­гая, обя­за­на быть домаш­ней цер­ко­вью. Для сози­да­ния ее необ­хо­ди­ма напря­жен­ная духов­ная жизнь роди­те­лей, осо­бен­но отца. Эту жизнь дети чув­ству­ют и при­об­ща­ют­ся к ней в меру сво­е­го воз­рас­та. Необ­хо­ди­мо нахо­дить вре­мя для внут­ри­се­мей­но­го обще­ния и сов­мест­ных молитв и бесед с чле­на­ми семьи, как нахо­дит­ся оно для обще­ния с прихожанами.

Невоз­мож­но пред­ста­вить свя­щен­ни­ка, кото­рый не выра­жал бы свои радо­сти и печа­ли в молит­вах, про­ся у Бога помо­щи в печа­лях и воз­но­ся бла­го­да­ре­ние за радость. Эти молит­вен­ные про­ше­ния и бла­го­да­ре­ния долж­ны быть общим делом семьи, в кото­рой отец-иерей пред­сто­я­тель­ству­ет в доме, как на обще­ствен­ном бого­слу­же­нии он пред­сто­я­тель­ству­ет в хра­ме. Кому как не свя­щен­ни­ку про­во­дить со сво­и­ми детьми систе­ма­ти­че­ские бесе­ды с раз­бо­ром бого­слу­же­ния, Еван­ге­лия и отдель­ных глав Вет­хо­го Заве­та. Когда все рели­ги­оз­но-цер­ков­ные инте­ре­сы отца оста­ют­ся за поро­гом дома, где-то там в хра­ме, тогда труд­но ожи­дать воз­рас­та­ния в детях живой веры; цер­ков­ное слу­же­ние отца в их созна­нии пре­вра­ща­ет­ся в обыч­ную рабо­ту, источ­ник зара­бот­ка, а око­ло­цер­ков­ные сплет­ни и пустые цер­ков­но-быто­вые раз­го­во­ры не нази­да­ют душу.

Харак­те­ри­зуя отца Нико­лая Смир­но­ва, насто­я­те­ля мос­ков­ско­го хра­ма Успе­ния в Када­шах, епи­скоп Арсе­ний (Жада­нов­ский) вспо­ми­нал, что для это­го выда­ю­ще­го­ся свя­щен­ни­ка нача­ла XX века род­ная семья была «пер­вой, бли­жай­шей паст­вой, а он для нее – пас­ты­рем, преж­де все­го в ней про­во­дя нача­ла нрав­ствен­но­го воз­дей­ствия и вли­я­ния, во испол­не­ние слов св. апо­сто­ла: «кто не уме­ет управ­лять соб­ствен­ным домом, тот будет ли пещись о Церк­ви Божи­ей» (1Тим.3:5)». К сожа­ле­нию, как с гру­стью отме­чал вла­ды­ка Арсе­ний, свя­щен­ни­ки неред­ко «как-то стес­ня­ют­ся, не осме­ли­ва­ют­ся под­дер­жи­вать дома во всем цер­ков­ный поря­док, не забо­тят­ся об устрой­стве домаш­ней церк­ви, заве­щан­ной свя­тым апо­сто­лом Пав­лом и так ред­ко встре­ча­е­мой в семьях наших пастырей».

Один из сыно­вей неко­гда весь­ма извест­но­го мос­ков­ско­го свя­щен­ни­ка отца Васи­лия Пост­ни­ко­ва (насто­я­те­ля хра­ма Вагань­ков­ско­го клад­би­ща) писал: «с домаш­ним цер­ков­ным поряд­ком и пени­ем мы так срод­ни­лись, что ску­ча­ли без него и, воз­вра­тив­шись со служ­бы (то есть по суще­ству с рабо­ты) после необ­хо­ди­мо­го отды­ха при­ни­ма­лись за пение». В их доме пелись ака­фи­сты, все­нощ­ные, молеб­ны и т.д.

Важ­ней­шую роль в созда­нии и под­дер­жа­нии в доме пра­во­слав­но­го поряд­ка и быта игра­ют жены свя­щен­ни­ков, кото­рых в наро­де ува­жи­тель­но назы­ва­ют матуш­ка­ми, так же как и мона­хинь-настав­ниц. На Руси жены бело­го духо­вен­ства носи­ли осо­бые одеж­ды, по кото­рым в них мож­но было узнать мату­шек. Стро­гость и скром­ность одежд соблю­да­ли они и в пер­вые деся­ти­ле­тия XX века. От жены в основ­ном зави­сит быт дома и отно­ше­ние детей к отцу. «Муд­рая жена устро­ит дом свой, а глу­пая раз­ру­шит его сво­и­ми рука­ми» (Притч.14:1).

При нали­чии домаш­ней церк­ви, при под­держ­ке жены и детей лег­че нести крест иерей­ско­го слу­же­ния. «Дво­им луч­ше, неже­ли одно­му; пото­му что у них есть доб­рое воз­на­граж­де­ние в тру­де их: ибо если упа­дет один, то дру­гой под­ни­мет това­ри­ща сво­е­го» (Еккл.4:9).

Доб­рая жена – совет­чи­ца мужу, его совесть, но не коман­дир, не началь­ник. Муче­ник Иаков Пер­си­я­нин (Рас­се­чен­ный, пам. 27. XI) сна­ча­ла отрек­ся от Хри­ста, а потом, под вли­я­ни­ем жены и мате­ри, пока­ял­ся в отступ­ни­че­стве и был увен­чан сла­вой великомученика.

При­ят­но, если в хра­ме жена свя­щен­ни­ка поет на кли­ро­се или чита­ет, его сыно­вья при­слу­жи­ва­ют в алта­ре, а доче­ри поют в хоре. Конеч­но, это не может быть обя­за­тель­ным тре­бо­ва­ни­ем и пра­ви­лом по очень мно­гим вполне ува­жи­тель­ным и достой­ным причинам.

Участ­вуя в хра­мо­вых бого­слу­же­ни­ях, при­во­дя в поря­док хра­мо­вое иму­ще­ство, жене свя­щен­ни­ка ни в коем слу­чае не сле­ду­ет вме­ши­вать­ся (даже кос­вен­но) в дея­тель­ность при­ход­ско­го сове­та, при­ни­мать хотя бы само­ма­лей­шее уча­стие в каких-либо груп­пи­ров­ках. Если есть опас­ность быть вовле­чен­ной в такие груп­пи­ров­ки, то луч­ше неза­мет­но сто­ять в тол­пе при­хо­жан, чем быть «акти­вист­кой» кли­ро­са и со все­ми спо­рить; в таком слу­чае луч­ше даже ходить в дру­гой храм, тем более что ино­гда труд­но быва­ет регу­ляр­но посе­щать служ­бы мужа из-за уда­лен­но­сти хра­ма от места жительства.

Самый труд­ный жен­ский крест – это путь жены свя­щен­ни­ка; он боль­ше пути мона­ше­ско­го. Глу­бо­ко сим­во­лич­но, что она про­дол­жа­ет носить обру­чаль­ное коль­цо, а с ее мужа коль­цо при хиро­то­нии сни­ма­ет­ся, ибо он обру­чен Церк­ви и при­над­ле­жит преж­де все­го церк­ви, алта­рю, а не ей. Даже радо­сти супру­же­ско­го ложа выпа­да­ют ей лишь изред­ка. Муж – в хра­ме, с пасо­мы­ми, а она – дома, с детьми, с забо­та­ми о муже. Ей хочет­ся свет­ских раз­вле­че­ний, а муж на них не ходит. Выход­ных вос­крес­ных дней в обще­при­ня­том свет­ском смыс­ле не быва­ет. Если она рабо­та­ет не в цер­ков­ном учре­жде­нии, то воз­мож­но, что на рабо­те к ней отно­сят­ся отчуж­ден­но и с напря­же­ни­ем. Дома при гостях она почти все­гда в тени сво­е­го мужа, ибо люди идут к нему, а она долж­на сде­лать дом гостеприимным.

«Дети и постро­е­ние горо­да уве­ко­ве­чи­ва­ют имя, но пре­вос­ход­нее того и дру­го­го счи­та­ет­ся без­уко­риз­нен­ная жена» (Сир.40:19). «Муж ее изве­стен у ворот» (Притч.31:23).

Свя­щен­ник, свя­зан­ный тай­ной испо­ве­ди, о мно­гом из того, что его вол­ну­ет, не может ска­зать нико­му, даже жене; здесь нуж­но духов­ное целомудрие.

Мно­гие матуш­ки вна­ча­ле пла­чут. Одна из них через месяц после хиро­то­нии ска­за­ла мужу: «Я тебе отда­ла все, а ты от меня ушел. Ты полу­чил алтарь, а я оста­лась одна». Муж отве­тил ей: «Подо­жди, – будем опять вме­сте». Потом у них вос­ста­но­ви­лись отно­ше­ния: она ста­ла вер­ной и рев­ност­ной помощ­ни­цей мужу. Их брак при­об­рел новую глу­би­ну при­рас­та­ния друг другом.

А дру­гая жен­щи­на, став женой свя­щен­ни­ка, тос­ко­ва­ла и пла­ка­ла по теат­рам и концертам.

Давая согла­сие стать женой буду­ще­го свя­щен­ни­ка, нуж­но мно­го­крат­но и тща­тель­но про­ве­рить себя; здесь долж­на быть реши­мость, подоб­ная реши­мо­сти к мона­ше­ско­му подвигу.

Матуш­ка, жена свя­щен­ни­ка, может быть совет­чи­цей для мно­гих жен­щин по домаш­ним делам, по вос­пи­та­нию детей и мно­гим дру­гим чисто жен­ским вопро­сам, когда нет необ­хо­ди­мо­сти бес­по­ко­ить батюш­ку. Быва­ет даже, что неко­то­рые жен­щи­ны про­сят матуш­ку под­го­то­вить свя­щен­ни­ка к бесе­де на неко­то­рые интим­ные темы. В такой ситу­а­ции матуш­ки никак – ни пря­мо, ни кос­вен­но – не долж­ны пред­ва­рять иерей­ское бла­го­сло­ве­ние, кото­рое муж-свя­щен­ник дает сво­им духов­ным чадам, а так­же вли­ять на его мне­ние и реше­ние. В подоб­ных исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях от всех тро­их тре­бу­ет­ся вели­чай­ший чело­ве­че­ский такт и духов­ная чут­кость, а матуш­ка по суще­ству ока­зы­ва­ет­ся свя­зан­ной тай­ной испо­ве­ди, при­чем ей вовсе не обя­за­тель­но знать окон­ча­тель­ное реше­ние мужа.

Мы зна­ем мно­же­ство хоро­ших свя­щен­ни­ков, но мало, слиш­ком мало насто­я­щих мату­шек. Есть хоро­шие свя­щен­ни­ки и диа­ко­ны, остав­лен­ные сво­и­ми жена­ми и про­дол­жа­ю­щие чест­но нести крест цер­ков­но­го слу­же­ния. Обыч­но до таких край­но­стей дело не дохо­дит, но суще­ству­ет мно­го оди­но­ких в сво­ей семье, не пони­ма­е­мых ею пас­ты­рей, домаш­ние кото­рых не раз­де­ля­ют их духов­ных инте­ре­сов: жена, а за нею и дети (прав­да, к сча­стью, ред­ко) оста­ют­ся на уровне тра­ди­ци­он­но-быто­во­го пра­во­сла­вия или даже вне его.

Если в доме свя­щен­ни­ка нет молит­вен­но­сти, то в семье созда­ет­ся атмо­сфе­ра не столь­ко духов­ной жиз­ни, сколь­ко мате­ри­аль­но-потре­би­тель­ской, когда ста­но­вит­ся есте­ствен­ным выра­же­ние: папа рабо­та­ет в таком-то хра­ме, вме­сто слу­жит.

Эти два выра­же­ния соот­вет­ству­ют раз­ным вос­при­я­ти­ям дея­тель­но­сти гла­вы семьи, мужа и отца; прав­да, быва­ет, что, упо­треб­ляя вто­рое из них, в него вкла­ды­ва­ют содер­жа­ние первого.

Раз­ла­ды в семьях духо­вен­ства (теперь, к сожа­ле­нию, неред­кие) объ­яс­ня­ют­ся тем, что в этих семьях, как и в боль­шин­стве свет­ских семей, гос­под­ству­ют отно­ше­ния инстинк­тив­но-при­род­но­го, по сло­вам о. Алек­сандра Ель­ча­ни­но­ва, харак­те­ра, меж­ду тем как отец живет вне семьи цер­ков­но-духов­ной жиз­нью, и ему при­хо­дит­ся труд­но. О таких слу­ча­ях ска­за­но: «вра­ги чело­ве­ку – домаш­ние его» (Мф.10:36), – вра­ги, ибо забо­тят­ся лишь о его телес­ном (и то не все­гда в доста­точ­ной мере), тре­бу­ют от него лишь мате­ри­аль­ных благ и пре­пят­ству­ют его духов­но­му раз­ви­тию, меша­ют его слу­же­нию. А при нали­чии домаш­ней церк­ви, при под­держ­ке жены и семьи свя­щен­ни­ку лег­че нести крест иерей­ско­го слу­же­ния, духов­но воз­рас­тать. Тогда домаш­ние ста­но­вят­ся не вра­га­ми, а бли­жай­ши­ми дру­зья­ми чело­ве­ка. Опыт соб­ствен­ной семей­ной жиз­ни может быть очень поле­зен свя­щен­ни­ку в его пас­тыр­ской деятельности.

Если свя­щен­ник и его жена лише­ны сов­мест­ной духов­ной жиз­ни, это порой при­во­дит и к ослаб­ле­нию чело­ве­че­ской супру­же­ской люб­ви, к умень­ше­нию забо­ты друг о дру­ге, чело­ве­че­ской лас­ки. Неко­то­рые свя­щен­ни­ки очень тяже­ло это пере­жи­ва­ют: после забот и тру­дов сво­е­го слу­же­ния они нуж­да­ют­ся в отды­хе, в чело­ве­че­ском вни­ма­нии, но встре­ча­ют дома отчуж­ден­но-фор­маль­ное отношение.

Совер­шен­но ненор­маль­но, если жена отка­зы­ва­ет­ся сле­дить за состо­я­ни­ем рясы и под­ряс­ни­ка мужа, под­ши­вать под­во­рот­нич­ки и т.д., за что порою с радо­стью хва­та­ют­ся при­хо­жан­ки, и тогда это под­час при­во­дит их к нездо­ро­вой влюб­лен­но­сти в сво­е­го батюш­ку и почти все­гда – к осуж­де­нию матуш­ки: «бед­ный батюш­ка, матуш­ка за ним совсем не смот­рит». За одеж­дой свя­щен­ни­ка долж­на смот­реть матуш­ка, и толь­ко она, а не он сам, может попро­сить кого-то помочь ей в этом.

Семьи духо­вен­ства долж­ны быть сво­бод­ны от опе­ки при­хо­жан. При­ни­мать быто­вую помощь сле­ду­ет толь­ко от наи­бо­лее близ­ких, а луч­ше – от ста­рых дру­зей. Пусть семья сво­и­ми сила­ми дела­ет все, что может (покуп­ки, домаш­ние дела и т.д.) либо при­бе­га­ет к помо­щи друзей.

Нехо­ро­шо, если свя­щен­ник после вечер­не­го празд­нич­но­го бого­слу­же­ния посы­ла­ет пожи­лую при­хо­жан­ку за так­си, и потом с чле­на­ми сво­ей семьи, с моло­ды­ми сыно­вья­ми едет на этом так­си домой. Конеч­но, если есть воз­мож­ность, ему и нуж­на маши­на, что­бы сбе­речь силы, – ведь надо еще про­чи­тать пра­ви­ло перед совер­ше­ни­ем Литур­гии, рано утром быть в хра­ме и слу­жить, а потом совер­шать мно­го­чис­лен­ные тре­бы. Но умест­нее послать за так­си не пожи­лую при­хо­жан­ку, а соб­ствен­но­го сына.

Если в бога­том при­хо­де часто дела­ют­ся подар­ки от при­хо­жан и зна­ко­мых или часто посту­па­ет гума­ни­тар­ная помощь, то у детей может появить­ся мате­ри­аль­ная изба­ло­ван­ность, про­па­да­ют уме­ние и жела­ние ценить вещи, про­дук­ты и т.п., ибо исче­за­ет сораз­мер­ность тру­да и вещей: «еще пода­рят», «еще принесут».

Необ­хо­ди­мо, что­бы дети в семьях духо­вен­ства сами уме­ли давать, отда­вать, забо­тить­ся о дру­гих. Мно­го быва­ло свя­щен­ни­ков с бога­ты­ми дохо­да­ми, но нищих в сво­ем доме: через их руки все про­хо­ди­ло к нуж­да­ю­щим­ся. Дети свя­щен­ни­ков долж­ны быть при­уче­ны к скром­но­сти и в сво­их потреб­но­стях, и в обли­ке. Сле­ду­ет отме­тить, что обес­пе­чен­ность духо­вен­ства в раз­ных при­хо­дах весь­ма раз­лич­на, и мно­гие нуж­да­ют­ся в помо­щи сво­их более состо­я­тель­ных собра­тий, а хра­мам, рас­по­ло­жен­ным в глу­хих угол­ках, нуж­на по суще­ству дота­ция на ремонт, отоп­ле­ние и т.д., кото­рую не могут осу­ществ­лять епар­хи­аль­ные власти.

Крайне неже­ла­тель­но вхож­де­ние в дом и семью свя­щен­ни­ка слу­чай­ных лиц. Ока­зав мел­кую или даже боль­шую услу­гу, неко­то­рые начи­на­ют счи­тать, что име­ют осо­бые пра­ва на вни­ма­ние свя­щен­ни­ка, а коль ско­ро нахо­дят, что его вни­ма­ние недо­ста­точ­но, рас­пус­ка­ют о нем слу­хи, обыч­но очень дале­кие от исти­ны. Есть при­ме­ры того, как это при­во­ди­ло к тяже­лым послед­стви­ям. Будь­те бдительны!

Опре­де­лен­ные про­бле­мы созда­ют око­ло­цер­ков­ные «дамоч­ки». Весь­ма опас­ны ста­рые девы, актив­но участ­ву­ю­щие в жиз­ни хра­ма. Они счи­та­ют себя и высо­ко­ду­хов­ны­ми, и житей­ски опыт­ны­ми, и любят учить всех, в том чис­ле и духо­вен­ство; норо­вят вте­реть­ся в дове­рие к свя­щен­ни­ку и его семье, а там – начи­на­ют коман­до­вать и поучать мату­шек, как вос­пи­ты­вать детей, как уха­жи­вать за мужем, любят пого­во­рить о том, что матуш­ка-де меша­ет цер­ков­но­му слу­же­нию «наше­го доро­го­го батюш­ки»… Тут сме­ши­ва­ет­ся все: и неудав­ша­я­ся жен­ская судь­ба, и само­лю­бие, и отсут­ствие сми­ре­ния. Они любят при­ду­мы­вать вся­кие суще­ствен­ные и несу­ще­ствен­ные дела в хра­ме и на при­хо­де, в кото­рых они сами долж­ны актив­но участ­во­вать вме­сте со свя­щен­ни­ком, а матуш­ка, конеч­но – сидеть дома с детьми. Эти дамоч­ки стре­мят­ся выпол­нять по отно­ше­нию к свя­щен­ни­ку домаш­ние и быто­вые обя­зан­но­сти его жены и домаш­них: покор­мить меж­ду служ­ба­ми, пости­рать под­ряс­ник, при­шить под­во­рот­ни­чок и т.д.; они неред­ко пре­тен­ду­ют на поло­же­ние домаш­не­го дру­га свя­щен­ни­ка, а не про­сто его духов­ной доче­ри, овцы его паст­вы, и берут покро­ви­тель­ствен­ный тон в отно­ше­нии матуш­ки. Ино­гда с ними быва­ет инте­рес­нее раз­го­ва­ри­вать на раз­ные темы, чем с соб­ствен­ной женой, обре­ме­нен­ной домом и детьми. Появ­ле­ние тако­го симп­то­ма – тре­вож­ный сиг­нал, тем более что «дамоч­ки» так любят гово­рить, что матуш­ка недо­стой­на сво­е­го мужа. Авто­ру порой при­хо­ди­лось стал­ки­вать­ся с извра­щен­ной инфор­ма­ци­ей, раз­но­си­мой таки­ми при­хо­жан­ка­ми о семьях их духовников.

Есть и дамоч­ки ино­го сор­та, кото­рые не поуча­ют мату­шек и не ста­ра­ют­ся их заме­нить, а сто­ят в хра­ме чуть в сто­роне и ловят любой момент, что­бы ока­зать батюш­ке какую-нибудь незна­чи­тель­ную услу­гу, ста­ра­ют­ся поста­вить себя в поло­же­ние осо­бо близ­кой духов­ной доче­ри, чаще дру­гих нуж­да­ю­щей­ся в окорм­ле­нии. Ино­гда к это­му при­ме­ши­ва­ет­ся лег­кая, обыч­но не осо­зна­ва­е­мая влюбленность.

Одна бега­ет на все служ­бы сво­е­го духов­ни­ка, если толь­ко у нее нет обя­за­тель­но­го при­сут­ствия на рабо­те. Ее не вол­ну­ет, что тво­рит­ся дома, како­во состо­я­ние пре­ста­ре­лых роди­те­лей. Дети дру­гой удив­ля­ют­ся: «Раз­ве зав­тра надо идти в цер­ковь, ведь отец N не слу­жит», – при этом они назы­ва­ют духов­ни­ка мате­ри. Тре­тья, бро­сая дом на ста­рую боль­ную све­кровь, идет зани­мать­ся вся­ки­ми дела­ми в доме сво­е­го духов­но­го отца, что вызы­ва­ет тре­ния меж­ду све­кро­вью и све­кром и не укреп­ля­ет ее вза­и­мо­от­но­ше­ний с мужем. Чет­вер­тая остав­ля­ет свою боль­ную бабуш­ку и едет к дру­гой ста­руш­ке, о кото­рой ей гово­рил духов­ник: за род­ной бабуш­кой уха­жи­вать труд­нее – это «про­стая» чело­ве­че­ская обя­зан­ность, а ста­руш­ка созда­ет оре­ол уми­ле­ния вокруг вни­ма­тель­ной и неж­ной девуш­ки. Пятая бро­са­ет на мать недо­чи­щен­ную кар­тош­ку или полу­убран­ную ком­на­ту и несет­ся гото­вить обед для гостей священника.

Ино­гда меж­ду дама­ми, как меж­ду детьми, воз­ни­ка­ет ревность.

Духов­ни­ки долж­ны устра­нять все эти ненор­маль­но­сти, при­ме­няя порою в пол­ную меру свою духов­ную власть. Они обя­за­ны кре­пить и свою соб­ствен­ную семью, и семьи сво­их пасо­мых, какие бы слож­ные ситу­а­ции ни были в послед­них. Один опыт­ный про­то­и­е­рей, заме­тив у одной из сво­их духов­ных доче­рей при­зна­ки влюб­лен­но­сти, пред­ло­жил ей перей­ти к дру­го­му духовнику.

Духов­ные сыно­вья и доче­ри долж­ны любить сво­их духов­ных отцов, молить­ся за них, выпол­няя заве­ты апо­сто­ла Пав­ла: «поми­най­те настав­ни­ков ваших» (Евр.13:7); «и про­сим же вас, бра­тия, ува­жать тру­дя­щих­ся у вас, и пред­сто­я­те­лей ваших в Гос­по­де, и вра­зум­ля­ю­щих вас, и почи­тать их пре­иму­ще­ствен­но с любо­вью за дело их» (1Сол.5:12). Одна­ко жен­ская влюб­лен­ность, эле­мен­ты како­го-либо кокет­ни­ча­нья со свя­щен­ни­ком совер­шен­но недо­пу­сти­мы. Нико­му не доз­во­ле­но забы­вать, что свя­щен­ник есть свя­щен­ник, и нару­шать спо­кой­ствие его сове­сти и дома. Жен­щин, забы­ва­ю­щих это, надо гнать, – как гово­рил один архи­ерей ново­по­став­лен­но­му, – гнать пал­ка­ми. «Ряса для нас, – ска­за­ла одна извест­ная пред­ре­во­лю­ци­он­ная актри­са, – не менее при­тя­га­тель­на, чем мун­дир офи­це­ра». Такие рясо­фил­ки – един­ствен­ная, веро­ят­но, груп­па людей, с кото­ры­ми свя­щен­ник может быть резок и даже груб, – брал же Хри­стос бич, что­бы выгнать тор­гу­ю­щих в хра­ме (Ин.2:13–16).

За моло­ды­ми свя­щен­ни­ка­ми ино­гда гоня­ют­ся дев­чон­ки, даже неве­ру­ю­щие. Моло­дой и кра­си­вый иеро­мо­нах Нико­дим (Ротов, буду­щий мит­ро­по­лит Ленин­град­ский) вынуж­ден был попро­сить­ся с при­хо­да, так как юные сель­ские кра­са­ви­цы облеп­ля­ли окна дома, в кото­ром он жил. Его прось­ба была ува­же­на архиереем.

Иерей – духов­ник в силу сво­е­го сана и настроя души – с любо­вию и вни­ма­ни­ем встре­ча­ет и выслу­ши­ва­ет всех, при­хо­дя­щих к нему со сво­и­ми боля­ми, скор­бя­ми, пока­я­ни­ем о сво­их гре­хах и недо­уме­ни­я­ми. Перед Пре­сто­лом Божи­им он при­но­сит «скор­би людей, ста­рых немо­щи, рыда­ния мла­де­нец, обе­ты дев, молит­вы вдов, и сирот уми­ле­ние». Иерей­ская молит­ва – это преж­де все­го молит­ва о дру­гих. Осо­бо­го вни­ма­ния и собо­лез­но­ва­ния тре­бу­ют от свя­щен­ни­ка его посто­ян­ные, так ска­зать, духов­ные чада, за кото­рых он ино­гда может боль­ше стра­дать и молить­ся, чем за род­ных детей, ибо видит их сокро­вен­ное; за них он в боль­шей сте­пе­ни, чем за сво­их род­ных детей, даст ответ Богу. Матуш­кам порой труд­но быва­ет это понять, а у свя­щен­ни­ков – посто­ян­ная боль за свою паству.

Дом свя­щен­ни­ка – это его домаш­няя цер­ковь, его келей­ная, где он наби­ра­ет­ся физи­че­ских сил, раз­мыш­ля­ет, молит­ся и гото­вит­ся к хра­мо­во­му слу­же­нию. В сво­ей семье он дол­жен наби­рать­ся опы­та постро­е­ния домаш­них церк­вей. Доб­рая жена – его домаш­ний тыл, поз­во­ля­ю­щий и помо­га­ю­щий ему нести крест иерей­ско­го слу­же­ния. Она – сона­след­ни­ца бла­го­дат­ной жиз­ни, его друг и помощ­ник – сама частич­но обо­га­ща­ет­ся его духов­ным опы­том. А злая жена может стать пре­пят­стви­ем для священнослужения.

* * *

Иерею боль­ше, чем кому-либо дру­го­му, необ­хо­ди­мо создать свою домаш­нюю цер­ковь; она при­зва­на стать опо­рой, хотя бы пси­хо­ло­ги­че­ской, его обще­цер­ков­но­му слу­же­нию. К сожа­ле­нию, не всем уда­ет­ся создать домаш­нюю цер­ковь. Путь свя­щен­ни­ка тер­нист и тру­ден, лег­ких путей для него не быва­ет. Его путь – все­гда путь крестный.

В пока­ян­ном каноне для иере­ев и архи­ере­ев, гото­вя­щих­ся к литур­гии, есть такие слова:

«Сице даруй мне, Все­щед­ре, до кон­ца срас­пи­на­ти­ся пред Тобою, при­но­ся за люди жерт­ву Тебе бла­го­при­ят­ную…» (Песн. 9).

«Все­щед­ре Гос­по­ди, исто­чи ми убо Духом Тво­им Свя­тым любовь несквер­ную, во еже при­ле­пи­ти­ся ми к Тебе, яко­же Ты ко Кре­сту, и сице срас­пи­на­ти­ся с Тобою пред Отцем Тво­им Небес­ным» (Песн. 3:1) Из иерей­ской молит­вы свт. Амвро­сия Медио­лан­ско­го перед совер­ше­ни­ем Литургии.

Источ­ник: про­то­и­е­рей Глеб Кале­да. Домаш­няя церковь

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки