Сохранить дары

Сохранить дары

(1 голос5.0 из 5)

Кано­ни­че­ская комис­сия – не про­сто одно из цер­ков­ных учре­жде­ний, имен­но сюда обра­ща­ют­ся люди в тра­ги­че­ские момен­ты сво­ей жиз­ни, свя­зан­ные с кру­ше­ни­ем семьи или само­убий­ством близ­ко­го чело­ве­ка. Что нуж­но делать, что­бы предот­вра­тить такие тра­ге­дии и сохра­нить дан­ные Богом дары? «Дал Бог семью – живи­те, дал Бог жизнь – бере­ги­те ее», − при­зы­ва­ет пред­се­да­тель кано­ни­че­ской комис­сии Вык­сун­ской епар­хии про­то­и­е­рей Вале­рий Медведев.

Слишком мало просто знать заповеди

Основ­ная часть рабо­ты комис­сии – раз­бор бра­ко­раз­вод­ных вопро­сов и про­ше­ний об отпе­ва­нии само­убийц, то есть тех людей, кото­рые ушли из зем­ной жиз­ни само­воль­но. И людей, обра­ща­ю­щих­ся с таки­ми вопро­са­ми, ста­но­вит­ся все боль­ше и боль­ше, отме­ча­ет отец Вале­рий. Чем это вызва­но: то ли жизнь ста­ла такая тяже­лая, то ли мы осла­бе­ли духом?

− Но ведь и Еван­ге­лие гово­рит: чем даль­ше от Бога, тем про­блем­нее; чем даль­ше от све­та, тем холод­нее. Гос­подь явля­ет­ся тем стерж­нем, кото­рый фор­ми­ру­ет духов­ную жизнь чело­ве­ка. Если чело­век далек от Бога, то про­блем не избежать.

Обще­ство сей­час рас­хри­стан­ное, дале­кое от Хри­ста, от тех цен­но­стей, кото­ры­ми жили наши отцы. Мно­гие не пони­ма­ют важ­но­сти запо­ве­дей, дан­ных нам Господом.

Вот, к при­ме­ру, про­из­во­ди­тель создал авто­мо­биль и к нему напи­сал инструк­ции. Будешь их выпол­нять – про­ез­дишь мно­го лет без про­блем. Но если пре­не­бре­жешь инструк­ци­ей и зальешь вме­сто бен­зи­на воду, дале­ко ты на сво­ей машине не уедешь.

Так и Гос­подь, сотво­рив чело­ве­ка, дал ему запо­ве­ди, в соот­вет­ствии с кото­ры­ми нуж­но жить. А он ими пре­не­бре­га­ет, поз­во­ля­ет себе нару­шать их. Один раз нару­шил, дру­гой раз нару­шил, не пока­ял­ся. Тогда и начи­на­ют­ся у него про­бле­мы. И в семье, и на рабо­те. И чем доль­ше он пре­не­бре­га­ет помо­щью Бога, тем глуб­же они становятся.

Отцы наши, может, и не были таки­ми гра­мот­ны­ми, но они твер­до уяс­ни­ли для себя и заве­ща­ли нам: не живи, как хочет­ся, живи, как положено.

А запо­ве­ди Божии мало про­сто знать. Их надо при­ме­нять к сво­ей жиз­ни, к само­му себе. И всё будет, и Гос­подь помо­жет. Ты толь­ко захо­ти. Вот это — осно­ва основ.

Но нет у людей жела­ния идти за Хри­стом, нет жела­ния сле­до­вать запо­ве­дям Божи­им. Нет у них внут­рен­ней реши­мо­сти жить по-христиански.

«Не сошлись характерами»

− Мы часто забы­ва­ем самое глав­ное: зем­ную жизнь про­жить – не поле перей­ти. Зем­ная жизнь – это под­го­тов­ка к дру­гой жиз­ни, веч­ной. При­мер­но то же самое мож­но ска­зать и о семей­ной жиз­ни. Жить ею непро­сто, не сто­ит вос­при­ни­мать ее поверх­ност­но, как некое развлечение.

А что на деле? Допу­стим ситу­а­цию: близ­кий чело­век гово­рит нам о наших недо­стат­ках, а мы не хотим это при­ни­мать. Забы­ва­ем, что в сво­ем гла­зу и брев­на не видишь, а ведь мужу или жене всё видать. Но – непри­ят­но нам, кажет­ся, что мы такие хоро­шень­кие, белые и пуши­стые, а нам тут вилы в бок встав­ля­ют почему-то…

Мы забы­ва­ем, что про­ис­хо­дя­щее с нами вовне есть резуль­тат того, что у нас про­ис­хо­дит внут­ри. А когда чело­век далёк от Бога, когда не хочет он жить по запо­ве­дям, не хочет каять­ся в сво­их гре­хах, когда нет у него мира в душе, тогда не будет мира и сна­ру­жи. Когда чело­век это­го не пони­ма­ет, да и не хочет понять, воз­ни­ка­ет про­бле­ма, кото­рая при­во­дит к разводу.

А какую при­чи­ну раз­во­да мы слы­шим чаще все­го? Вот, мол, не сошлись харак­те­ра­ми. Что это зна­чит? Жена не пони­ма­ет мужа, муж не пони­ма­ет жену. Мы ста­ли духов­но сла­бы­ми, не хотим тер­петь друг дру­га. Не хотим сно­сить тех недо­стат­ков ближ­не­го, подоб­ных кото­рым не зани­мать и нам самим. Пото­му что мы – само­лю­би­вы. Гор­дость, сидя­щая в нас, не хочет сми­рять­ся с недо­стат­ком, при­су­щем наше­му супру­гу. Мы не хотим духов­но рас­ти, мы не хотим пре­одо­ле­вать свое само­лю­бие. Мы пота­ка­ем соб­ствен­ной сла­бо­сти, жале­ем себя, и самым про­стым выхо­дом из сло­жив­шей­ся ситу­а­ции нам видит­ся реше­ние развестись.

Держаться до последнего

Конеч­но, обра­ща­ю­щих­ся за цер­ков­ным раз­во­дом пыта­ют­ся уго­во­рить сохра­нить семью, одна­ко обыч­но люди при­хо­дят, когда реше­ние при­ня­то окон­ча­тель­но: семья рас­па­лась, люди не живут вме­сте, вос­со­еди­не­ние невоз­мож­но. В реше­ни­ях Архи­ерей­ско­го Собо­ра 2000-го года гово­рит­ся, что если рас­пад бра­ка явля­ет­ся уже свер­шив­шим­ся фак­том, осо­бен­но при раз­дель­ном про­жи­ва­нии супру­гов, а вос­ста­нов­ле­ние семьи не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, по пас­тыр­ско­му снис­хож­де­нию допус­ка­ет­ся цер­ков­ный раз­вод, отме­ча­ет отец Валерий.

Какие могут быть пово­ды для рас­тор­же­ния цер­ков­но­го бра­ка? Это отпа­де­ние кого-либо из супру­гов от Пра­во­сла­вия; пре­лю­бо­де­я­ние; неспо­соб­ность к брач­но­му сожи­тию, насту­пив­шая до бра­ка; при­зна­ние одно­го из супру­гов умер­шим или без­вест­но отсут­ству­ю­щим; нака­за­ние в виде лише­ния сво­бо­ды; вступ­ле­ние в новый граж­дан­ский брак; забо­ле­ва­ние СПИ­Дом, рядом дру­гих болез­ней; тяж­кое неиз­ле­чи­мое пси­хи­че­ское рас­строй­ство; зло­на­ме­рен­ное остав­ле­ние одно­го супру­га дру­гим; пося­га­тель­ство на жизнь или здо­ро­вье супру­га или детей; совер­ше­ние женой абор­та при несо­гла­сии мужа; засви­де­тель­ство­ван­ный вра­ча­ми хро­ни­че­ский алко­го­лизм или наркомания.

− Каж­дая из этих при­чин может слу­жить осно­ва­ни­ем для рас­тор­же­ния цер­ков­но­го бра­ка. Но рас­тор­же­ние не явля­ет­ся обя­за­тель­ным. Если супруг тебе изме­нил и ты нахо­дишь в себе силы про­стить его, живи, сохра­няй брак. Пото­му что каж­дый чело­век немо­щен, у каж­до­го есть мно­го недо­стат­ков. А ведь как ска­за­но: «Тяго­ты друг дру­га носи­те» (см. Гал. 6. 2). Мы долж­ны помо­гать сла­бым и немощным.

Тот, кто может про­стить, дол­жен сохра­нить семью. Раз­вод – это край­няя мера, и необ­хо­ди­мо собрать все силы, что­бы сохра­нить семью как малую цер­ковь, как основ­ную ячей­ку наше­го обще­ства. Если не будет семьи, не будет обще­ства, не будет России.

Брак бла­го­слов­лен Богом, и чело­век, кото­рый вен­ча­ет­ся, дол­жен пони­мать это. Он дает обе­ща­ние вер­но­сти до кон­ца сво­ей зем­ной жиз­ни не толь­ко сво­ей поло­вине, но и Богу. Он дол­жен пом­нить о сво­ем обе­ща­нии и сло­во своё хра­нить, каким бы обра­зом ни скла­ды­ва­лись обстоятельства.

Еван­ге­лие повест­ву­ет о том, что закон­ным осно­ва­ни­ем для раз­во­да явля­ет­ся изме­на. Это было две тыся­чи лет назад. Гос­подь в Еван­ге­лии ска­зал, что толь­ко изме­на дает повод чело­ве­ку для рас­тор­же­ния цер­ков­но­го бра­ка. Мы же для это­го нахо­дим воз­мож­ны­ми уже целых две­на­дцать пунк­тов! И неиз­вест­но, что будет завтра…

Нести послушание в семье

− К сожа­ле­нию, сего­дня дале­ко не все живут цер­ков­ной жиз­нью, но Цер­ковь не име­ет пра­ва отка­зы­вать кре­ще­ным людям в вен­ча­нии. К сожа­ле­нию, тех бесед, кото­рые свя­щен­ник про­во­дит с жела­ю­щи­ми обвен­чать­ся, быва­ет недо­ста­точ­но для осо­зна­ния ими того, что Таин­ство вен­ча­ния – это когда Сам Гос­подь соеди­ня­ет два раз­ных в одно целое. Созда­ет­ся семья – малая цер­ковь, чле­ны кото­рой долж­ны нести послу­ша­ние. Но, увы, мно­гие ока­зы­ва­ют­ся непод­го­тов­лен­ны­ми к это­му. И мало про­сто пони­мать это, надо при­ни­мать это внут­ри себя, жить этим, впи­тать с моло­ком мате­ри, убеж­дать­ся в этом каж­до­днев­но на доб­ром при­ме­ре сво­их роди­те­лей с тем, что­бы в буду­щем пода­вать такой при­мер уже сво­им детям.

Несе­ние послу­ша­ния в семье – это, преж­де все­го, вос­пи­та­ние детей. Ведь Гос­подь нам в семью дове­ря­ет Свою соб­ствен­ность: уму непо­сти­жи­мо, как это в наше тлен­ное мате­ри­аль­ное тело Гос­подь посы­ла­ет бес­смерт­ную душу. И когда мы смот­рим друг дру­гу в гла­за, пони­ма­ем друг дру­га, это же не про­сто кус­ки пло­ти обща­ют­ся, а души чело­ве­че­ские. Научить эту душу быть угод­ной Богу – самая суть семьи!

А когда мы это­го не пони­ма­ем, когда это­го не при­ни­ма­ем, появ­ля­ют­ся проблемы.

Имен­но об этом моло­дым надо бы знать, преж­де чем всту­пать в брак, вен­чать­ся, давать обе­ща­ние друг дру­гу и Богу. А уж если дал обе­ща­ние, так тер­пи, неси свой крест, памя­туя о том, что, как гово­рит ста­рин­ная посло­ви­ца, «Бог − не Яшка, видит, кому тяж­ко». Если тебе тяж­ко, помо­лись Богу. Он же не где-то там за обла­ка­ми дале­ко − Он здесь, внут­ри нас. Он Отец наш Небес­ный и слы­шит каж­дый вздох чело­ве­че­ский. Вот это назы­ва­ет­ся верой православной.

Кро­ме того, надо пом­нить, что муж – гла­ва семьи. И он несет перед Богом послу­ша­ние за семью: чему научил, куда напра­вил. Это намно­го боль­ше, чем про­сто денег зара­бо­тать… А жене – семей­ные забо­ты, вос­пи­та­ние детей, что совсем нема­ло­важ­но и не так лег­ко, как кажется.

Надо пока­зы­вать детям при­мер пра­виль­но­го жития. Кто так научит? Толь­ко Гос­подь, толь­ко Еван­ге­лие, толь­ко Церковь.

Мы созданы бессмертными

Но что делать, если супру­ги не чув­ству­ют сво­ей ответ­ствен­но­сти за семью, не счи­та­ют нуж­ным нести послу­ша­ние в браке?

− Если созда­ние семьи бла­го­слов­ле­но Богом, мы долж­ны нести этот крест, каким бы он ни был тяжё­лым, − хоть пьян­ство мужа, хоть рас­пут­ство жены, хоть что дру­гое… Семья дает­ся нам для того, что­бы мы научи­лись быть угод­ны­ми Богу. Конеч­но, если муж пьет и не забо­тит­ся о семье, осно­ва­ние для раз­во­да име­ет­ся, но надо пом­нить о том, что он отец тво­их детей, что без него у тебя не было бы семьи; это твоя поло­вин­ка, это тоже чело­век, кото­рый через пре­ступ­ле­ние сего­дняш­не­го дня зав­тра пой­дет на муку веч­ную. И вот, пони­мая это, как ты себя будешь чувствовать?

Мы забы­ва­ем часто, что мы уже живем в веч­но­сти, что мы созда­ны Богом бес­смерт­ны­ми, но пока про­хо­дим путь зем­ной жиз­ни, а зав­тра перей­дем в дру­гую жизнь, веч­ную. Поэто­му гото­вить­ся надо сей­час и здесь, надо жить пра­виль­но. И семья это­му способствует.

Разой­тись при нали­чии пово­да неслож­но.  Но намно­го полез­нее будет понять исти­ну, для чего ты живешь, и пред­при­нять какие-то дей­ствия, что­бы помочь близ­ко­му чело­ве­ку изба­вить­ся от поро­ков, кото­рые у него внутри.

Нет ни одно­го чело­ве­ка без поро­ков: у кого-то − среб­ро­лю­бие, у кого-то – раз­дра­жи­тель­ность или гор­дость, рев­ность, пьян­ство… Поро­ки эти колют гла­за ближ­не­му. Но мы долж­ны пом­нить, что и у нас этих поро­ков пол­но, что и мы сво­е­му супру­гу доса­жда­ем ничуть не мень­ше. Поэто­му, если семья Богом бла­го­слов­ле­на, то какие бы ни были про­бле­мы, они все разрешимы.

Не запускать болезнь

− Если есть семей­ные про­бле­мы, мы часто бежим к пси­хо­ло­гу. А надо бежать к свя­щен­ни­ку. Это тоже пси­хо­лог, но с дру­гой спе­ци­фи­кой: свя­щен­ник при­зван чело­ве­ка напра­вить к духов­ной жиз­ни, а пси­хо­лог – настро­ить душу. Одна­ко душев­ность и духов­ность − не сино­ни­мич­ные поня­тия. Труд­но пере­оце­нить зна­чи­мость духов­ной жиз­ни! Пото­му если чув­ству­ешь, что тебе при­хо­дит­ся нелег­ко в семей­ной жиз­ни, обя­за­тель­но иди на испо­ведь, не запус­кай болезнь. Покай­ся перед Богом в сво­их гре­хах, ста­рай­ся исправ­лять свои поро­ки. Но часто мы пре­не­бре­га­ем этим. Нам кажет­ся, что испо­ведь, посты – это всё так, для галоч­ки. А это есть осно­ва наше­го зем­но­го бла­го­по­лу­чия. И поль­зо­вать­ся этим надо как мило­стью Божией.

Всё ведь уста­нов­ле­но дав­но Богом, Цер­ко­вью. Надо толь­ко быть гра­мот­ным, знать об этом и, конеч­но, это­го захо­теть. Мы же, как пра­ви­ло, всё дер­жим в себе, тер­пим до послед­не­го, пока в нас эта стру­на не лоп­нет и мы не ска­жем: «Всё! Боль­ше не могу!». И ухо­дит муж от жены, жена − от мужа. И созда­ют они дру­гие семьи, а там воз­ни­ка­ют те же про­бле­мы, с одним и тем же люди стал­ки­ва­ют­ся опять и опять. И сно­ва семьи рушат­ся, а там уже дети… Поэто­му и важ­но не пус­кать про­цесс на самотек.

Церковь научит, Церковь поможет

Но ведь очень непро­сто сра­зу поме­нять свою жизнь и начать соблю­дать все заповеди…

− В первую оче­редь, я счи­таю, надо соблю­дать запо­ведь вос­крес­но­го дня. Шесть дней рабо­тай, на седь­мой день – обя­за­тель­но в храм. Цер­ковь научит, Цер­ковь помо­жет. Она создаст внут­ри тебя такую духов­ную атмо­сфе­ру, кото­рая под­дер­жит тебя в несе­нии непро­сто­го житей­ско­го, зем­но­го креста.

Но мы ведь часто об этой помо­щи или не зна­ем, или забы­ва­ем, а ино­гда и про­сто пре­не­бре­га­ем ею. Мы сами себе раз­ре­ша­ем сего­дня не схо­дить в храм, зав­тра не схо­дить, после­зав­тра… И, в конеч­ном ито­ге, теря­ем внут­рен­нюю духов­ную сущ­ность. Свя­тые Отцы гово­ри­ли, что если ты про­пу­стил два вос­кре­се­нья по неува­жи­тель­ной при­чине (а ува­жи­тель­ная при­чи­на – это толь­ко одр болез­ни), сле­ду­ю­щие две неде­ли ты дол­жен постить­ся, сидеть на хле­бе и воде, пла­кать и про­сить про­ще­ния у Гос­по­да, что не при­шел, не покло­нил­ся Ему, не почтил Его крест­ные стра­да­ния, Его вос­кре­се­ние. И боль­ше тебе не захо­чет­ся увиливать…

В храм нуж­но ходить обя­за­тель­но и, конеч­но, участ­во­вать в Таин­ствах. Важ­но Таин­ство пока­я­ния. Когда мы с помо­щью супру­гов наших уви­де­ли свои недо­стат­ки, нуж­но искренне рас­ка­ять­ся, пока­ять­ся, испра­вить­ся, побла­го­да­рить мужа сво­е­го или жену, что пока­за­ли нам их.

Главное − не навредить

Порой, когда видишь, что у близ­ких людей слу­чил­ся серьез­ный кон­фликт в семье и дело близ­ко к раз­во­ду, так хочет­ся им помочь…

− Когда у наших близ­ких воз­ни­ка­ют про­бле­мы, мы обыч­но рвем­ся давать какие-то поуче­ния вро­де бы в бла­гом жела­нии им помочь. Но мир­ским людям поучать как-то не очень и поло­же­но − для это­го есть свя­щен­ни­ки, постав­лен­ные Богом. Преж­де чем помочь чело­ве­ку, надо сна­ча­ла свое серд­це очи­стить. Преж­де чем дать полез­ное и нуж­ное для чело­ве­ка, нуж­но сна­ча­ла иметь это само­му. Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский в затво­ре очи­щал свое серд­це. Свя­щен­ни­ки, может быть, и не затвор­ни­ки, но, тем не менее, на них бла­го­дать Божия, они уже более опыт­ны в этом отно­ше­нии, руко­вод­ству­ют­ся в жиз­ни Свя­щен­ным Писанием.

Если тебя спра­ши­ва­ют, отве­чай, но осто­рож­но, что­бы не навре­дить! Одно дело, когда врач назна­ча­ет, какое лекар­ство при­нять, а дру­гое дело, когда сове­ты отно­си­тель­но лече­ния дает обыч­ный чело­век. Мы же, когда боле­ем, не идем к пер­во­му встреч­но­му за ука­за­ни­я­ми − мало ли чего он там насо­ве­ту­ет, потом себе доро­же это вый­дет. А когда идем к вра­чу, он нас сна­ча­ла на ана­ли­зы напра­вит, поста­вит диа­гноз, и толь­ко потом выпи­шет лекарства.

Так и здесь: свя­щен­ник сна­ча­ла посмот­рит, кто ты, что у тебя там внут­ри, какие поро­ки тебе меша­ют и созда­ют кон­фликт­ную ситу­а­цию в семье. И потом даст тебе реко­мен­да­ции: вот, почи­тай канон пока­ян­ный Богу, помо­лись Божи­ей Мате­ри, почи­тай ака­фист, а ты загля­ни-ка внутрь себя, посмот­ри на свои недо­стат­ки, покай­ся в них да поста­рай­ся испра­вить­ся. И это будет нача­ло исцеления.

Но если тебя не про­сят, луч­ше не вме­ши­вать­ся. Ты схо­ди в цер­ковь, помо­лись Богу, что­бы Он тво­им близ­ким помог, а уж Гос­подь всё управит.

Непрощенный грех

Страш­ное, непо­пра­ви­мое реше­ние при­ни­ма­ют те, кто пыта­ет­ся лишить себя жиз­ни. Что тол­ка­ет чело­ве­ка на такой безум­ный посту­пок – житей­ские про­бле­мы, непо­ни­ма­ние, зачем жить?

− Быва­ет, семей­ные неуря­ди­цы при­во­дят к тра­ги­че­ским послед­стви­ям, к само­убий­ству. Муж довел жену, жена ушла от мужа, а он не спра­вил­ся с ситу­а­ци­ей, не видит смыс­ла зав­траш­не­го дня без неё…

И, конеч­но, суи­ци­ды быва­ют не толь­ко в зре­лом и пожи­лом воз­расте − зача­стую к мыс­ли о само­убий­стве при­хо­дят и моло­дые люди, кото­рые не пони­ма­ют, зачем им жить. Это беда для чело­ве­ка, тра­ге­дия кото­ро­го в том, что его вос­пи­та­ли, не пока­зав пра­виль­ной жиз­ни. Кто в этом вино­ват? Роди­те­ли, не дав­шие долж­но­го вос­пи­та­ния. И сам чело­век вино­ват, пото­му что не зани­мал­ся сво­им раз­ви­ти­ем, не читал духов­ной лите­ра­ту­ры, не ходил в храм, не жил цер­ков­ной жиз­нью. В резуль­та­те – вот это…

У Бога нет непро­щен­ных гре­хов, а этот посту­пок явля­ет­ся гре­хом непро­щен­ным, пото­му что чело­век не может уже пока­ять­ся за совер­шен­ное им дея­ние. Поэто­му Цер­ковь само­убийц не отпе­ва­ет, не молит­ся о них «со свя­ты­ми упо­кой», пото­му что там – свя­тые, кото­рые нес­ли тер­пе­ли­во свой жиз­нен­ный крест с помо­щью Божи­ей. Цер­ковь бла­го­слов­ля­ет цер­ков­ное отпе­ва­ние лишь тогда, когда видит, что чело­век совер­шил сей посту­пок, нахо­дясь в невме­ня­е­мом состо­я­нии, но не будучи пья­ным, а по рас­строй­ству пси­хи­ки, то есть не отда­вая отче­та сво­им действиям.

Конеч­но, страш­ный быва­ет момент, когда моло­дые кон­ча­ют жизнь само­убий­ством и роди­те­лям при­хо­дит­ся про­во­жать сво­их детей. Для роди­те­лей тяже­ло, если не совер­ша­ет­ся отпе­ва­ние, они про­сят раз­ре­ше­ния на поми­но­ве­ние в хра­ме, а мы его дать не можем: нико­му не поз­во­ле­но нару­шать цер­ков­ный канон. Они не пони­ма­ют, что архи­ерей выно­сит реше­ние, исхо­дя из цер­ков­ных кано­нов, ибо Цер­ковь соблю­да­ет уста­нов­лен­ные Свя­ты­ми Отца­ми пра­ви­ла. Ина­че Церк­ви не будет.

Не надо искать выхода там, где его нет

− Надо ска­зать, что сей­час более поло­ви­ны суи­ци­дов совер­ша­ет­ся под дей­стви­ем алко­го­ля или дру­гих веществ. Чело­век пыта­ет­ся таким обра­зом решить свои про­бле­мы: вме­сто того, что­бы обра­тить­ся за помо­щью к Богу, при­бе­га­ет к нар­ко­ти­кам, зали­ва­ет свое горе вином. Это нико­гда не при­во­дит к поло­жи­тель­ным резуль­та­там − наобо­рот, ослаб­ля­ет. Но чело­век это­го не пони­ма­ет или не хочет понять, и сно­ва и сно­ва обра­ща­ет­ся за уте­ше­ни­ем к алко­го­лю. Поэто­му моя реко­мен­да­ция: ни в коем слу­чае, ни при каких обсто­я­тель­ствах это­го не делать; луч­ше все­го обра­тить­ся в цер­ковь, к свя­щен­ни­ку, что­бы не слу­чи­лось непоправимого.

Мы долж­ны пони­мать, что Богом чело­век создан бес­смерт­ным. Душу убить невоз­мож­но. Беда само­убий­ства заклю­ча­ет­ся в том, что чело­век с «неустро­ен­ным» душев­ным состо­я­ни­ем пере­хо­дит в веч­ность. «В чем заста­ну, в том судить буду», − так нам Гос­подь гово­рит. То есть, когда скап­ли­ва­ют­ся про­бле­мы – жена изме­ни­ла, ссу­ды заму­чи­ли, на рабо­те аврал – всё это созда­ёт у чело­ве­ка внут­ри такую душев­ную неустро­ен­ность, что он не может боль­ше тер­петь и ищет выхо­да имен­но в том, что­бы уйти из жиз­ни. А выхо­да в этом нет, пото­му что такое душев­ное состо­я­ние оста­ет­ся с чело­ве­ком и там. И раз­ре­шить его там невоз­мож­но − раз­ре­шить мож­но толь­ко здесь.

Поэто­му ни в коем слу­чае суи­цид не явля­ет­ся выхо­дом из поло­же­ния. Алко­голь спо­соб­ству­ет толь­ко рас­слаб­ле­нию чело­ве­ка, а не укреп­ле­нию души. Если тебе тяже­ло, иди в храм. Если чув­ству­ешь, что нако­пи­лись про­бле­мы, если не пони­ма­ешь, зачем жить, обра­тись к свя­щен­ни­ку. Цер­ковь тебе обя­за­тель­но помо­жет, Цер­ковь тебя научит, Цер­ковь тебя духов­но укрепит.

P.S.:

Дал Бог семью – живи­те, дал Бог жизнь – бере­ги­те её. Гово­ря апо­столь­ски­ми сло­ва­ми: «Все­гда радуй­тесь, непре­стан­но моли­тесь, за все бла­го­да­ри­те» (1 Фес. 5: 16–18).

Приход.ру

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки