Можно ли по-настоящему развестись православным христианам? Какие существуют причины для разводов? Какие ошибки допускают люди, вступающие в брак? Об этом – беседа с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва).
«Развод – это когда человек снимает с себя крест»
– Я знаю ситуации, когда жена не оставила пьющего мужа и он – действительно изменился. Но это воспринимается как настоящее чудо. Обычно люди разводятся.
– Так это и есть то чудо Церкви, которое дает брак, в том числе. Бывают же такие, совершенно невероятные и непонятные посторонним людям истории, когда живет женщина в браке с каким-то «странным» мужем или муж со стервозообразной женою. Им говорят: «Ну что ты с ним маешься» или «Ну что ты, другую найти не можешь, смотри, сколько женщин нормальных». А он всё равно не бросает «половинку», и не из-за слабости, а потому, что знает этого человека любовью. Он знает о нем нечто такое, что никто другой не знает. Это примерно то же самое, что знает о каждом из нас Господь.
Мы часто с отторжением смотрим на людей, которые нам далеки, отвращают от себя своим поведением, своим менталитетом, своей жизненной или политической позицией. А ведь Бог о них знает то, чего не знаем мы, потому что Бог их любит.
Я недавно был в Хабаровске. Община Хабаровской епархии очень активная, там много делают для того, чтобы помочь женщинам сохранить ребенка, отвратить от аборта. И надо сказать, что в Хабаровском крае в этом году рождаемость превысила смертность. Ровно настолько, сколько малышей родилось потому, что их матери всё-таки не стали делать аборт.
Среди тех, кто отказался от аборта – женщины в тяжелом материальном положении, женщины, у которых пьющие мужья или вообще нет мужей. И есть среди них та, что, будучи несовершеннолетней, попала в тюрьму за убийство. Уже в тюрьме она совершила еще одно убийство. Отсидела двадцать лет. А вот сейчас – ребенка не убила.
Казалось бы, в ее положении это проще простого. И всем удивительно, что она так поступила. Ведь никто, кроме Господа, не знал, что есть у нее в глубине души. И это невозможно узнать никому другому, пока ты не в состоянии кого-то любить. Так вот, супружеская любовь – она похожа на любовь Божественную, потому что в этом смысле супруг или супруга так знают друг друга, как не знает никто другой. И это дает возможность нести свой крест до конца.
– А в православной среде отношение к разводам изменилось в последнее время или нет?
– За последние несколько десятилетий оно сильно изменилось в сторону терпимости, индифферентности, когда становится устойчивой мысль, что развод – это дело вполне допустимое, в том числе среди православных. Это заметно и по количеству вторых браков среди православных, и по частоте третьих венчаний.
– Как это движение в сторону допустимости развода соотнести с Евангелием?
– Евангельская норма тут открыто попирается. Почему мы с таким возмущением, непониманием, ужасом смотрим на то, как в западных странах – в протестантских деноминациях, разрешают венчание гомосексуальных браков? Кричим с массой восклицательных знаков, что это кошмар, апостасия, отступление от Евангелия, отступление от Христа. Но при этом совсем не замечаем прямой запрет на разводы и указание моногамности, единственности брака, которое в Евангелии нам прямо дает Христос.
Одно то, что в последнем церковном документе о браке большое внимание уделено именно разводу, расторжению брака, а причины, делающие это расторжение возможным, всё множатся и множатся, говорит о возрастающей терпимости православных христиан в вопросе развода.
– Что такое развод в православном христианстве?
– В христианстве нет такого понятия – развод. Христос говорит: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:8). То есть изначальный замысел Бога о человеке и семье не предполагает такого понятия – «развод».
Развод – это когда Адам и Ева изгоняются из Рая. Развод – это когда человек снимает с себя крест и уходит из Церкви. Вот на таком уровне всё происходит, когда разводятся супруги. А отнюдь не так простенько и не так легонько, как у нас это сейчас происходит.
А то еще люди «термин» придумали – «развенчание». Давайте тогда придумаем раскрещивание, расснимание с себя священного сана, распричащение. То есть взять и снять с себя благодать крещения, благодать священства, благодать причастия. Изуродовать можно всё. Снять – невозможно.
Оставить комментарий