Брак может быть счастьем

Брак может быть счастьем

(1 голос5.0 из 5)

Мож­но ли по-насто­я­ще­му раз­ве­стись пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам? Какие суще­ству­ют при­чи­ны для раз­во­дов? Какие ошиб­ки допус­ка­ют люди, всту­па­ю­щие в брак? Об этом – бесе­да с про­то­и­е­ре­ем Алек­си­ем Умин­ским, насто­я­те­лем хра­ма Живо­на­чаль­ной Тро­и­цы в Хох­лах (Москва).

«Развод – это когда человек снимает с себя крест»

– Я знаю ситу­а­ции, когда жена не оста­ви­ла пью­ще­го мужа и он – дей­стви­тель­но изме­нил­ся. Но это вос­при­ни­ма­ет­ся как насто­я­щее чудо. Обыч­но люди разводятся.

– Так это и есть то чудо Церк­ви, кото­рое дает брак, в том чис­ле. Быва­ют же такие, совер­шен­но неве­ро­ят­ные и непо­нят­ные посто­рон­ним людям исто­рии, когда живет жен­щи­на в бра­ке с каким-то «стран­ным» мужем или муж со стер­во­зо­об­раз­ной женою. Им гово­рят: «Ну что ты с ним маешь­ся» или «Ну что ты, дру­гую най­ти не можешь, смот­ри, сколь­ко жен­щин нор­маль­ных». А он всё рав­но не бро­са­ет «поло­вин­ку», и не из-за сла­бо­сти, а пото­му, что зна­ет это­го чело­ве­ка любо­вью. Он зна­ет о нем нечто такое, что никто дру­гой не зна­ет. Это при­мер­но то же самое, что зна­ет о каж­дом из нас Господь.

Мы часто с оттор­же­ни­ем смот­рим на людей, кото­рые нам дале­ки, отвра­ща­ют от себя сво­им пове­де­ни­ем, сво­им мен­та­ли­те­том, сво­ей жиз­нен­ной или поли­ти­че­ской пози­ци­ей. А ведь Бог о них зна­ет то, чего не зна­ем мы, пото­му что Бог их любит.

Я недав­но был в Хаба­ров­ске. Общи­на Хаба­ров­ской епар­хии очень актив­ная, там мно­го дела­ют для того, что­бы помочь жен­щи­нам сохра­нить ребен­ка, отвра­тить от абор­та. И надо ска­зать, что в Хаба­ров­ском крае в этом году рож­да­е­мость пре­вы­си­ла смерт­ность. Ров­но настоль­ко, сколь­ко малы­шей роди­лось пото­му, что их мате­ри всё-таки не ста­ли делать аборт.

Сре­ди тех, кто отка­зал­ся от абор­та – жен­щи­ны в тяже­лом мате­ри­аль­ном поло­же­нии, жен­щи­ны, у кото­рых пью­щие мужья или вооб­ще нет мужей. И есть сре­ди них та, что, будучи несо­вер­шен­но­лет­ней, попа­ла в тюрь­му за убий­ство. Уже в тюрь­ме она совер­ши­ла еще одно убий­ство. Отси­де­ла два­дцать лет. А вот сей­час – ребен­ка не убила.

Каза­лось бы, в ее поло­же­нии это про­ще про­сто­го. И всем уди­ви­тель­но, что она так посту­пи­ла. Ведь никто, кро­ме Гос­по­да, не знал, что есть у нее в глу­бине души. И это невоз­мож­но узнать нико­му дру­го­му, пока ты не в состо­я­нии кого-то любить. Так вот, супру­же­ская любовь – она похо­жа на любовь Боже­ствен­ную, пото­му что в этом смыс­ле супруг или супру­га так зна­ют друг дру­га, как не зна­ет никто дру­гой. И это дает воз­мож­ность нести свой крест до конца.

– А в пра­во­слав­ной сре­де отно­ше­ние к раз­во­дам изме­ни­лось в послед­нее вре­мя или нет?

– За послед­ние несколь­ко деся­ти­ле­тий оно силь­но изме­ни­лось в сто­ро­ну тер­пи­мо­сти, индиф­фе­рент­но­сти, когда ста­но­вит­ся устой­чи­вой мысль, что раз­вод – это дело вполне допу­сти­мое, в том чис­ле сре­ди пра­во­слав­ных. Это замет­но и по коли­че­ству вто­рых бра­ков сре­ди пра­во­слав­ных, и по часто­те тре­тьих венчаний.

– Как это дви­же­ние в сто­ро­ну допу­сти­мо­сти раз­во­да соот­не­сти с Евангелием?

– Еван­гель­ская нор­ма тут откры­то попи­ра­ет­ся. Поче­му мы с таким воз­му­ще­ни­ем, непо­ни­ма­ни­ем, ужа­сом смот­рим на то, как в запад­ных стра­нах – в про­те­стант­ских дено­ми­на­ци­ях, раз­ре­ша­ют вен­ча­ние гомо­сек­су­аль­ных бра­ков? Кри­чим с мас­сой вос­кли­ца­тель­ных зна­ков, что это кош­мар, апо­ста­сия, отступ­ле­ние от Еван­ге­лия, отступ­ле­ние от Хри­ста. Но при этом совсем не заме­ча­ем пря­мой запрет на раз­во­ды и ука­за­ние моно­гам­но­сти, един­ствен­но­сти бра­ка, кото­рое в Еван­ге­лии нам пря­мо дает Христос.

Одно то, что в послед­нем цер­ков­ном доку­мен­те о бра­ке боль­шое вни­ма­ние уде­ле­но имен­но раз­во­ду, рас­тор­же­нию бра­ка, а при­чи­ны, дела­ю­щие это рас­тор­же­ние воз­мож­ным, всё мно­жат­ся и мно­жат­ся, гово­рит о воз­рас­та­ю­щей тер­пи­мо­сти пра­во­слав­ных хри­сти­ан в вопро­се развода.

– Что такое раз­вод в пра­во­слав­ном христианстве?

– В хри­сти­ан­стве нет тако­го поня­тия – раз­вод. Хри­стос гово­рит: «Мои­сей по жесто­ко­сер­дию ваше­му поз­во­лил вам раз­во­дить­ся с жена­ми ваши­ми, а сна­ча­ла не было так» (Мф. 19:8). То есть изна­чаль­ный замы­сел Бога о чело­ве­ке и семье не пред­по­ла­га­ет тако­го поня­тия – «раз­вод».

Раз­вод – это когда Адам и Ева изго­ня­ют­ся из Рая. Раз­вод – это когда чело­век сни­ма­ет с себя крест и ухо­дит из Церк­ви. Вот на таком уровне всё про­ис­хо­дит, когда раз­во­дят­ся супру­ги. А отнюдь не так про­стень­ко и не так легонь­ко, как у нас это сей­час происходит.

А то еще люди «тер­мин» при­ду­ма­ли – «раз­вен­ча­ние». Давай­те тогда при­ду­ма­ем рас­кре­щи­ва­ние, расс­ни­ма­ние с себя свя­щен­но­го сана, рас­при­ча­ще­ние. То есть взять и снять с себя бла­го­дать кре­ще­ния, бла­го­дать свя­щен­ства, бла­го­дать при­ча­стия. Изуро­до­вать мож­но всё. Снять – невозможно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки