Советы венчающимся<br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Александр Авдюгин</span>

Советы венчающимся
Протоиерей Александр Авдюгин

(1 голос5.0 из 5)

– По ваше­му мне­нию, вен­чать­ся могут толь­ко люди глу­бо­ко веру­ю­щие? Если нет, то как людям, кото­рые еще не укре­пи­лись в сво­ей вере, пра­виль­но под­го­то­вить­ся к вен­ча­нию и как они долж­ны вос­при­ни­мать это таинство?

– Я бы не стал какие-то опре­де­лен­ные кри­те­рии уста­нав­ли­вать для тех, кто может и не может при­бе­гать к Таин­ству. Да и невоз­мож­ны тут кано­ны стро­гие. Ино­гда вполне доста­точ­но слов: «Батюш­ка, мы хотим, что­бы Гос­подь бла­го­сло­вил наш брак», в дру­гих же слу­ча­ях я наста­и­ваю на обя­за­тель­ной испо­ве­ди и при­ча­стии перед Венчанием.

Если и жених, и неве­ста кре­ще­ны, то вполне доста­точ­но веры в Бога одно­го, а вто­рой лишь был бы согла­сен идти под венец цер­ков­ный. Тут чет­кое еван­гель­ское раз­ре­ше­ние: Ибо неве­ру­ю­щий муж освя­ща­ет­ся женою веру­ю­щею, и жена неве­ру­ю­щая освя­ща­ет­ся мужем веру­ю­щим (1Кор. 7:14). Подоб­ные бра­ки не ред­ки и в боль­шин­стве слу­ча­ев через неко­то­рое вре­мя я вижу, что к испо­ве­ди под­хо­дят уже вдво­ем, а не толь­ко тот, кто насто­ял на вен­ча­нии и счи­тал­ся «более верующим».

Гото­вить­ся же к Таин­ству надо так­же, как мы гото­вим­ся к любо­му зна­чи­тель­но­му собы­тию в сво­ей жиз­ни, то есть со внут­рен­ней сосре­до­то­чен­но­стью. Она же опре­де­ля­ет­ся не толь­ко внеш­ним кра­си­вым и тор­же­ствен­ным видом, но и чисто­тою душев­ной. Если под мод­ным и ори­ги­наль­ным сва­деб­ным пла­тьем неве­сты и мод­ным костю­мом жени­ха оста­лись стру­пья гряз­ных гре­хов, что-то скры­ва­ет­ся друг от дру­га или недо­го­ва­ри­ва­ет­ся, то нача­ло буду­щих семей­ных недо­ра­зу­ме­ний уже поло­же­но. Поэто­му и надоб­но вен­ча­ю­щим­ся при­бе­гать к Таин­ству пока­я­ния, то есть к испо­ве­ди. Ведь на вен­ча­нии Гос­подь соеди­нит души и тела двух, совсем недав­но раз­ных, не зна­ю­щих друг о дру­ге людей «и будут двое – одна плоть» (Еф. 5:25-28). Вот и пред­ставь­те себе: одна из душ чиста и непо­роч­на, а дру­гая запач­ка­на и скрыт­на, каков резуль­тат будет?

Совет один перед вен­ча­ни­ем – будь­те искрен­ни друг с дру­гом, и Божье бла­го­сло­ве­ние лишь силь­нее объ­еди­нит любя­щие сердца.

– О чем долж­ны думать и на что обра­щать вни­ма­ние жених и неве­ста во вре­мя обряда?

– Тут лег­че ска­зать, о чем думать не надо.

Не име­ет зна­че­ния, кто пер­вый ста­нет на рас­сте­лен­ный под ноги вен­ча­ю­щим­ся руш­ник, как и не име­ет ника­ких послед­ствий, если сви­де­те­ли поме­ня­ют руки, дер­жа вен­цы над голо­ва­ми моло­до­же­нов (тем паче, что есть вен­цы доста­точ­но тяже­лые); нет раз­ни­цы чья вен­чаль­ная све­ча про­го­рит боль­ше, как и не при­ве­дет к ката­стро­фе уро­нен­ное коль­цо или упав­ший пла­ток. Все эти «при­ме­ты» име­ют один источ­ник про­ис­хож­де­ния и зовут его у нас: «фир­ма ОБС», то бишь «одна баб­ка сказала».

Вни­ма­тель­но вслу­ши­вай­тесь в молит­вы про­из­но­си­мые свя­щен­ни­ком и моли­тесь вме­сте с ним. Лишь то, что чита­ет­ся свя­щен­ни­ком и поет­ся хором, име­ет зна­чи­мость и дей­стви­тель­но необ­хо­ди­мо для мно­гих лет сов­мест­ной жиз­ни. Ведь сам бого­слу­жеб­ный чин вен­ча­ния берет нача­ло из глу­би­ны веков и имен­но так, как вен­ча­ют­ся ныне, соче­та­лись «в бра­ка обще­ние» и наши дале­кие пред­ки, имен­но после этих свя­щен­ни­че­ских молитв ста­ло воз­мож­ным и нынеш­нее пред­сто­я­ние жени­ха с неве­стой пред Пре­сто­лом Божи­им. Не обвен­ча­лись бы во вре­ме­на дав­ние наши пра-пра-бабуш­ки с таки­ми же «пра»-дедушками, отку­да нам-то было бы взяться?

– Надо ли моло­до­же­нам при­хо­дить в храм в день вен­ча­ния к нача­лу службы?

– Сего­дня, боль­шей частью, вен­ча­ют­ся на вто­рой день сва­дьбы, в вос­кре­се­нье. Какой смысл после суб­бот­них тор­жеств, сва­деб­ных уго­ще­ний, весе­лья и поздрав­ле­ний устра­и­вать ран­нее хож­де­ние в храм на служ­бу? Молить­ся ведь все рав­но не полу­чит­ся. Луч­ше все же отдох­нуть, до вре­ме­ни венчания…

Испо­ве­до­вать­ся же и при­ча­стить­ся Тайн Гос­под­них надоб­но нака­нуне, за несколь­ко дней до офи­ци­аль­ных торжеств.

В веру­ю­щих воцер­ко­в­лен­ных семьях вен­ча­ние все­гда пред­ше­ству­ет пер­вой брач­ной ночи, т.е. плот­ской бли­зо­сти жени­ха и неве­сты. Нын­че это уста­нов­ле­ние и обя­за­тель­ность не в чести у боль­шин­ства моло­де­жи, но все же поче­му бы, идя к Богу за бла­го­сло­ве­ни­ем, не вспом­нить те вре­ме­на, когда соблю­де­ние этих уста­нов­ле­ний гаран­ти­ро­ва­ли дол­гую и счаст­ли­вую жизнь?

– Прав­да ли, что вен­цы, кото­рые дер­жат над голо­ва­ми моло­дых во вре­мя обря­да, – это сим­во­лы муче­ни­че­ства? Если да, то как надо рас­це­ни­вать этот символ.

– Вен­цы, воз­ла­га­е­мые на жени­ха и неве­сту, сим­во­ли­зи­ру­ют сла­ву сою­за Хри­ста с Цер­ко­вью. Это чет­ко опре­де­ля­ет­ся еван­гель­ским тек­стом: «Будь верен до смер­ти, и дам тебе венец жиз­ни» (Откр. 2:10). Сло­ва дан­ные были ска­за­ны тем, кто может ради Бога «пре­тер­петь» и «остать­ся верным».

Раз­ве супру­же­ский союз не пред­по­ла­га­ет собой жерт­ву сво­и­ми соб­ствен­ны­ми при­выч­ка­ми и при­стра­сти­я­ми ради сча­стья люби­мо­го чело­ве­ка? Раз­ве семей­ная жизнь это все­гда неуем­ная радость и посто­ян­ное весе­лие? Отнюдь. Это новые забо­ты и огра­ни­че­ния себя в мате­ри­аль­ном плане, в удо­воль­стви­ях; это бре­мя обя­за­тельств по достой­но­му вос­пи­та­нию детей; это, в кон­це кон­цов, и непри­ят­но­сти с недо­ра­зу­ме­ни­я­ми с новы­ми и ста­ры­ми род­ствен­ни­ка­ми, т.к. «вра­ги чело­ве­ку – домаш­ние его» (Мф. 10:36).

Как толь­ко в семей­ной жиз­ни, кто-либо из супру­гов ста­нет свое соб­ствен­ное «я» ста­вить во гла­ву угла, кто будет свое мне­ние и свои жела­ния не соче­тать, а про­ти­во­по­став­лять, еди­не­ние пре­кра­тит­ся и семья оста­нет­ся лишь юри­ди­че­ским фактом.

Там же, где ради люб­ви и сча­стья супру­ги или супру­га есть жерт­вен­ность (муче­ни­че­ство) все­гда при­сут­ству­ет вели­кая награ­да – духов­ное еди­не­ние, та вели­кая радость, ради кото­рой сто­ит жить, женить­ся и замуж выхо­дить. Жерт­вуя – при­об­ре­та­ем. Стра­дая – возносимся.

Вен­цы, кото­ры­ми мы вен­ча­ем­ся, кото­рые дер­жат над гла­ва­ми моло­до­же­нов сви­де­те­ли – это и вен­цы домаш­не­го цар­ства и это же муче­ни­че­ские вен­цы, пото­му как счаст­ли­вая семей­ная жизнь без сми­ре­ния себя, по отвер­же­ния сво­е­го «я» не получится..

Имен­но поэто­му, когда свя­щен­ник ведет моло­дых вокруг ана­лоя, хор поет пес­но­пе­ние: «Свя­тые муче­ни­ки, слав­но под­ви­зав­ши­е­ся и увен­чав­ши­е­ся, моли­тесь ко Гос­по­ду о поми­ло­ва­нии душ наших».

– Что вы може­те ска­зать тем, кто счи­та­ет вен­ча­ние неким новым мод­ным обрядом?

– Зна­е­те, как мы назы­ва­ем тех пред­ста­ви­те­лей вла­сти, кото­рые нын­че в силу сво­их долж­но­стей и ими же при­ду­ман­ных «обя­зан­но­стей» при­хо­дят на цер­ков­ное бого­слу­же­ние и с баль­за­ми­ро­ван­ны­ми от напря­же­ния лица­ми выста­и­ва­ют служ­бы? Очень про­сто – под­свеч­ни­ка­ми. Дру­гой роли они не игра­ют, ни в хра­ме, ни у себя в душе. Так зачем же неис­ку­шен­ных в жиз­ни моло­до­же­нов, по воле моды или дабы блес­нуть пред дру­зья­ми и зна­ко­мы­ми пере­во­дить в роль бес­чув­ствен­но­го при­спо­соб­ле­ния для дер­жа­ния свечи?

Если вен­ча­ние ‒ это не прось­ба к Богу освя­тить брак, помочь про­жить счаст­ли­во и достой­но, родить и вос­пи­тать детей, а про­сто некий пункт из обя­за­тель­но­го спис­ка пред­сва­деб­ных риту­а­лов: к памят­ни­ку Лени­на цве­ты поло­жить, бутыл­ку шам­пан­ско­го выпить, пово­ро­жить на сча­стье и т. д., то поль­зы от него не будет никакого…

– Как меня­ет­ся жизнь моло­до­же­нов после вен­ча­ния? Что они долж­ны и чего не долж­ны делать.

– Любить друг дру­га. Всё осталь­ное при­ло­жит­ся. Один из бого­сло­вов ска­зал: «Люби Бога и делай, что хочешь». Вполне мож­но пере­фра­зи­ро­вать: «Люби жену (мужа) и делай что хочешь». Ведь любовь твоя нико­гда не поз­во­лит огорчить…

Сове­тов моло­дым дают мно­го и как-то гото­вясь к про­по­ве­ди я встре­тил сле­ду­ю­щие, кото­рые раз за разом повто­ряю, когда бла­го­слов­ляю молодых:

  1. Нико­гда не бывай­те одно­вре­мен­но оба сердитыми;
  2. Нико­гда не кри­чи­те на друг дру­га (за исклю­че­ни­ем, когда пожар в доме);
  3. Если кому-то из двух необ­хо­ди­мо одер­жать побе­ду в спо­ре, то усту­пи побе­ду другому;
  4. Если нуж­но выска­зать пори­ца­ние, то сде­лай это с любовью;
  5. Нико­гда не вспо­ми­най оши­бок прошлого;
  6. Не иди­те спать, не примирившись;
  7. Ста­рай­тесь, по край­ней мере раз в день, ска­зать дру­го­му лас­ко­вое слово;
  8. Когда ты сде­лал что-либо непра­виль­но, поспе­ши при­знать свою ошиб­ку и попро­сить прощения;
  9. Двое участ­ву­ют в спо­ре, но тот, кто неправ, тот все­гда гово­рит больше.

Если же касать­ся цер­ков­ных запре­тов и кано­ни­че­ских пра­вил в семей­ной жиз­ни, то тут все инди­ви­ду­аль­но, в каж­дой семье по-раз­но­му. Поэто­му, если есть бла­гое жела­ние соче­тать свою семей­ную жизнь с пра­во­сла­ви­ем, то нуж­но обра­тит­ся к свя­щен­ни­ку, хотя бы к тому, кото­рый вас венчал.

– Насколь­ко серьез­ную ответ­ствен­ность берут на себя вен­ча­ю­щи­е­ся, и что озна­ча­ет поня­тие «раз­вод» в Пра­во­слав­ной церкви?

Цер­ковь все­гда счи­та­ла осу­ществ­ле­ни­ем хри­сти­ан­ско­го нрав­ствен­но­го иде­а­ла наря­ду с дев­ством ради Хри­ста толь­ко един­ствен­ный брак. Имен­но поэто­му цер­ков­ные пра­ви­ла запре­ща­ют избра­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей из чис­ла людей, состо­я­щих в повтор­ном бра­ке или жена­тых на уже быв­ших заму­жем и тем более вступ­ле­ние в повтор­ный брак по при­ня­тии сана. Миря­нам, тем не менее, при опре­де­лен­ных усло­ви­ях Цер­ковь доз­во­ля­ет вступ­ле­ние в повтор­ный брак, пони­ма­е­мый как хотя и отча­сти нару­ша­ю­щую запо­ве­дан­ный Хри­стом иде­ал свя­то­сти, но вынуж­ден­ную уступ­ку чело­ве­че­ской немощи.

Чина «раз­во­да» как тако­во­го в Церк­ви не суще­ству­ет. Есть бла­го­сло­ве­ние на повтор­ный брак.

Цер­ковь наста­и­ва­ет на пожиз­нен­ной вер­но­сти супру­гов и нерас­тор­жи­мо­сти пра­во­слав­но­го бра­ка, осно­вы­ва­ясь на сло­вах Гос­по­да Иису­са Хри­ста: «Что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет… Кто раз­ве­дет­ся с женою сво­ею не за пре­лю­бо­де­я­ние и женит­ся на дру­гой, тот пре­лю­бо­дей­ству­ет; и женив­ший­ся на раз­ве­ден­ной пре­лю­бо­дей­ству­ет» (Мф. 19:6,9). Раз­вод осуж­да­ет­ся Цер­ко­вью как грех, ибо он при­но­сит тяж­кие душев­ные стра­да­ния и супру­гам (по мень­шей мере одно­му из них), и осо­бен­но детям…

В 1918 году Помест­ный Собор Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в «Опре­де­ле­нии о пово­дах к рас­тор­же­нию брач­но­го сою­за, освя­щен­но­го Цер­ко­вью» при­знал в каче­стве тако­вых, кро­ме пре­лю­бо­де­я­ния и вступ­ле­ния одной из сто­рон в новый брак, так­же отпа­де­ние супру­га или супру­ги от Пра­во­сла­вия, про­ти­во­есте­ствен­ные поро­ки, неспо­соб­ность к брач­но­му сожи­тию, насту­пив­шую до бра­ка или явив­шу­ю­ся след­стви­ем наме­рен­но­го само­ка­ле­че­ния, забо­ле­ва­ние про­ка­зой или сифи­ли­сом, дли­тель­ное без­вест­ное отсут­ствие, осуж­де­ние к нака­за­нию, соеди­нен­но­му с лише­ни­ем всех прав состо­я­ния, пося­га­тель­ство на жизнь или здо­ро­вье супру­ги либо детей, сно­ха­че­ство, свод­ни­че­ство, извле­че­ние выгод из непо­требств супру­га, неиз­ле­чи­мую тяж­кую душев­ную болезнь и зло­на­ме­рен­ное остав­ле­ние одно­го супру­га дру­гим. В насто­я­щее вре­мя этот пере­чень осно­ва­ний к рас­тор­же­нию бра­ка допол­ня­ет­ся таки­ми при­чи­на­ми, как забо­ле­ва­ние СПИ­Дом, меди­цин­ски засви­де­тель­ство­ван­ные хро­ни­че­ский алко­го­лизм или нар­ко­ма­ния, совер­ше­ние женой абор­та при несо­гла­сии мужа…

В любом слу­чае – раз­вод есть грех.

Источ­ник: пра­во­слав­ный пор­тал «Азбу­ка веры»

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки