Тест: О Боге в Самом Себе

( Тест: О Боге в Самом Себе 7 голосов: 5 из 5 )

Распечатать: вопросы, ответы

  • 1. Что различаемо в Боге?





    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В Боге различают Сущность (Природу, Естество), три Лица (Ипостаси), энергию.

    Кастальский–Бороздин А., архим., Белов И., архим. Догматическое Богословие. Курс лекций. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.

  • 2. Прост ли Бог или сложен из элементов?






    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Бог абсолютно прост. Если бы мы признали, что Он сложен из различных элементов, то должны были бы признать и то, что кто-то предварительно эти элементы создал, а затем сложил так, что получился Бог. Но тогда Богом и был бы этот загадочный «кто-то».
    Ориген по данному поводу утверждал следующее: «Бога же, Который служит началом всего, не должно считать сложным; иначе окажется, что элементы, из которых слагается все то, что называется сложным, существовали раньше самого начала» [1, с. 60].

    1. Ориген. О началах. Против Цельса. СПб.: Изд. Библиополис, 2008.

  • 3. Кто Такой Бог-Троица?





    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Согласно Православной вере, Бог не есть Бог вообще, но Отец, Сын и Святой Дух. Единый Бог, в трех Лицах познаваемый. Истина Божественного Триединства – вершина откровения Бога человеку. Если познать Бога как Единого Благого Справедливого Творца можно и на основании естественного откровения, то до тайны Троичности Бога никакая человеческая мысль дотянуться не смогла. Человеческий разум не в состоянии понять, каким образом Бог является Единицей и одновременно – Троицей. Ведь один – не три, и три – не один. Исповеданием истины о Триедином Боге христианство кардинальным образом отличается как от всех прочих монотеистических религий, так и от зловредных языческих верований, исповедующих множество богов.
    Содержа в себе учение о трех Божественных Лицах при единстве Естества, данный догмат приоткрывает нам тайну внутренней жизни Бога Самого в Себе.
    Бог есть Троица, но не есть три разных сущности. Мы не исповедуем трех Богов, а исповедуем одного, единого по Природе и троичного в Лицах, Бога. Три Ипостаси - это не три свойства, не три силы, не три имени или явления одного и того же Божественного Лица, а Три реально существующих Лица. В то же время, мы не утверждаем, что совершенная Божественная Природа сложена из трех несовершенных Ипостасей, а исповедуем единую простую Сущность в трех совершенных Ипостасях. В отношении Лиц, различаемых в Троице, исповедуем, что и Отец – Бог, и Сын – Бог, и Святой Дух – Бог. Однако же, мы не имеем в виду, что «эта вышняя Троица» есть три Бога, но говорим, что Она – один Бог. «… говорим, что три Ипостаси находятся Одна в Другой, чтобы не ввести множества и толпы богов. Через три Ипостаси понимаем несложное и неслиянное; а через единосущие и бытие Ипостасей – Одной в Другой, и тождество как воли, так и деятельности, и силы, и могущества, и, чтобы так мне сказать, движения понимаем неразделимое и бытие единого Бога. Ибо поистине – один Бог, Бог, и Слово, и Дух Его» (Преподобный Иоанн Дамаскин) [2, с. 64].
    Далее, три Ипостаси не есть три различные части одного и того же Бога; каждая Ипостась заключает в Себе не одну треть Божественной Природы, а вмещает всю полноту Божественного Естества. Каждое Лицо Пресвятой Троицы всецело обладает полнотой Божественных совершенств. Потому мы и отметили выше, что Отец – Бог, и Сын – Бог, и Святой Дух – Бог.
    Ранее было подчеркнуто, что три Ипостаси не раздробляют единую Божественную Сущность на три сущности, теперь добавим, что и единая, простая и неделимая, Божественная Сущность не сливает и не смешивает три Ипостаси в одну. Иными словами: «Сии Три не так разъединены между Собой, чтобы делились по естеству, и не так сжаты, чтобы включались в одном Лице» (свт. Григорий Богослов) [3, с. 419].
    Все три Ипостаси имеют взаимное проникновение без слияния и смешения. Общность по сущности и различие по ипостасям усматривается и в конечном, тварном, мире, но не так, как это усматривается в Пресвятой Троице. Скажем, если в умопредставлении, в воображении и можно подвести всех людей под понятие единой человеческой сущности, тем не менее, в действительности люди представляют собой совокупность обособленных друг от друга индивидуумов, а не цельное единство. Человеческие ипостаси пребывают не одна в другой, а обособленно, порознь. Люди отличны один от другого местом, временем, возрастом, внешностью, личными качествами и прочее. И они не только обособлены, но и противоположны друг другу. Да и каждый человек, сам по себе, сложен и противоречив. В Боге же единство Природы есть единство в особом, исключительном смысле. Бог – абсолютное единство. Божие единство несказанно выше и совершенней единства человеческого рода. Оно не может быть даже выражено числом, ибо Бог выше всякого счисления. «Ибо там общность и единство созерцается [самым] делом, по причине совечности [Лиц] и тождества Их существа, и деятельности, и воли, и по причине согласия познавательной способности, и – тождества власти, и силы, и благости. Я не сказал: подобия, но: тождества, также – единства происхождения движения. Ибо – одна сущность, одна благость, одна сила, одно желание, одна деятельность, одна власть, одна и та же самая, не три, подобные друг другу, но одно и то же самое движение Трех Лиц. Ибо каждое из них не в меньшей степени имеет единство с другим, чем Само с Собою; это – потому, что Отец, и Сын, и Святой Дух суть во всем единое, кроме нерождаемости, и рождения, и исхождения; мыслию же разделенное. Ибо мы знаем единого Бога; но замечаем мыслию различие в одних только свойствах как отечества, так и сыновства и исхождения; как относительно причины, так и того, что ею произведено, и исполнения Ипостаси, то есть образа бытия. Ибо в отношении к неописуемому Божеству мы не можем говорить ни о местном расстоянии, как в отношении к нам, потому что Ипостаси находятся Одна в Другой, не так, чтобы они сливались, но так, что тесно соединяются, по слову Господа, сказавшего: Аз во Отце, и Отец во Мне (Ин. 14,11); ни о различии воли, или разума, или деятельности, или силы, или чего-либо другого, что в нас производит действительное и совершенное разделение. Поэтому об Отце, и Сыне, и Святом Духе говорим не как о трех богах, но вернее как об едином Боге, Святой Троице… (Преподобный Иоанн Дамаскин) [2, с. 65 – 67].
    На протяжении веков многие мыслители пытались ответить на вопрос: почему же Бог троичен? Святитель Григорий Богослов, желая приблизиться к тайне числа «три», отмечал внутреннюю его полноту, так как 1 – число скудное; 2 – разделяющее, а 3 – первое число, которое превосходит и бедность единицы, и разделение двоицы. Оно одновременно содержит в себе и единство (1) и множество (3). Вот его слова: «Единица приходит в движение от своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первой преодолевает состав двоицы, таким образом, Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности. Первое было бы бесславным, а второе – противоречащим порядку. Одно было бы совершенно в духе иудейства, а второе – эллинства и многобожия» [цит. по: 5, с. 136].
    В самом деле, если бы Бог был единоличен, то в чем бы состояла Его внутренняя жизнь вне отношения к миру? Что бы Он делал от вечности и что делает в вечности? Все эти недоумения разрешаются Православным учением о Святой Троице. Это учение чуждо тех недостатков, какие присущи естественным попыткам человеческого ума проникнуть в тайну Божественной жизни. Плодом тех попыток явились две нездоровые полярные философские позиции. Признание Божественной жизни жизнью полного покоя и неподвижности породило деизм; признание мира вечным проявлением и самораскрытием Божества – пантеизм. Христианское учение о триедином Боге исключает обе эти крайности.
    Отвечая же на вопрос: чем занимался Бог до сотворения мира, святитель Григорий Богослов нашелся сказать следующее: «Поелику Богу нельзя приписать недеятельности и несовершенства, то чем занята была Божия мысль прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил формами? – Она созерцала вожделенную светлость Своея доброты, равную и равно совершенную светозарность трисиянного Божества, как известно сие единому Божеству, и кому открыл то Бог. Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все пред очами: и что будет, и что было, и что есть теперь. Для меня такой раздел положен временем, что одно впереди, другое позади; а для Бога все сливается в одно, и все держится в мышцах великого Божества» ( святитель Григорий Богослов. Слово 4. О мире ) [1, с. 32 – 33].

    1. Святитель Григорий Богослов. Песнопения таинственные. М.: Изд. Правило веры, 2004.
    2. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2003.
    3. Святитель Григорий Богослов. Творения. М.: Изд. Сибирская благозвонница, 2007.
    4. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим; Исайя (Белов), архим. Догматическое Богословие. Курс лекций. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.
    5. Давыденков. О., свящ. Догматическое богосломие. М.: Изд. ПСТГУ, 2005.
    6. Малиновский Н., прот. Очерк Православного Догматического Богословия. М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2003.

  • 4. Что такое энергия (энергии) Божия(-и)?





    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Бог не есть некий застывший абсолют, некая бездеятельная сущность, которая никак себя не проявляет. Бог – это Жизнь и Ему присущ динамизм жизни. «Он во веки неизменно пребывает неизреченно Действующим» [1, с. 43]. Ему от вечности присуще природное движение. Это действие, это движение и называется энергией. Святитель Григорий Палама, ссылаясь на преподобного Иоанна Дамаскина, формулировал это следующим образом: «Энергия есть деятельное и сущностное движение природы, а производящее энергию – природа, из которой энергия выходит”» [1, с. 59]. В другом месте он дополняет: «Называется же в особенном смысле “энергией” и употребление [ в дело ] внутренне присущей [природе] силы…» [1, с. 60 – 61]. Когда мы говорим о движении Божественной Природы, мы не подразумеваем ее перемещение из пункта «А» в пункт «Б». Перемещение с места на место свойственно тварям, живущим в условиях пространства, а не Богу, Который наполняет Собою все и от названных условий не зависит. Образование мыслей и знаний в уме человека тоже можно назвать движением – движением ума, но это не говорит о его перемещении, а говорит об его действиях, его деятельности. Конечно, действия ума человеческого конечны и ограничены, а действия Божии сообразны бесконечности Божией. Движение природы Божией, или энергия Божия, нисколько не противоречит неизменяемости Бога. Движение твари или в твари, возьмем для примера человека, скорее говорит об изменении: изменении места, положения, возраста, состояния, настроения, воли и т. д. Но не таково сущностное движение Божественной Природы. Автор, известный под именем Дионисия Ареопагита, писал об этом так: «Он ( Бог ) неизменен и неподвижен в движении, и, вечно двигаясь, Он остается в Самом Себе» [цит. по: 2, с. 84].

    1. Святитель Григорий Палама. Трактаты. Краснодар: Изд. Текст, 2007.
    2. Давыденков. О., свящ. Догматическое богосломие. М.: Изд. ПСТГУ, 2005.

  • 5. Познаваем ли Бог?





    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Сущность Божия для человека абсолютно непознаваема. Когда еретик Евномий горделиво заявил, что познал Божественную Сущность, святитель Василий Великий решительно ему возразил. Человеку не только не дано знать Сущности Божией, – сказал он, – но и сущность земли, из которой он создан и по которой ходит, ему неизвестна. То, что мы знаем о земле – это лишь некоторые ее свойства, но свойства – это не сущность, а то, что относится к сущности. Тем более, мы не можем познать бесконечной Сущности Божией. Однако же, из этого еще не стоит делать вывод, будто Бог не познаваем вовсе. Бог открывает Себя человеку в Своих действиях, или энергиях. Человек может познать Бога в той мере, в которой Бог открывается ему и в которой сам человек готов это откровение принять и осознать.

    1. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим; Исайя (Белов), архим. Догматическое Богословие. Курс лекций. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.

  • 6. Тварны (сотворены) или нетварны (не сотворены) энергии Божии?





    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Божественные энергии (действия) нетварны. И это очевидно (правда, к сожалению, не для всех) по следующим соображениям. Бог, создавая творение, не бездействовал, а действовал – творил. Результатом этого действия и явился мир. Если признать это творческое действие тварным, то есть, что оно, как и мир, сотворено, придется признать, что причиной этого действия должно было послужить иное творческое действие. Если мы и его не признаем нетварным, а посчитаем тварным, будем вынуждены согласиться, что и это действие Божие явилось результатом другого творческого действия. Так можно умствовать до бесконечности. Ясно же, что до того, как появилось что-то сотворенное, ничего сотворенного не было. Но чтобы это сотворенное сотворить, необходимо было творящее действие, необходимы были энергии, которые существовали и прежде творения, то есть нетварные. Эти нетварные энергии и есть энергии Божии, ибо прежде появления первого творения существовал только несотворенный Бог, обладающий несотворенными, или, что то же, нетварными энергиями.
    Бог и до сотворения мира не был бездействующим, а был Действующим. Чем же занимался Бог до сотворения мира, в чем же заключалось Его действие? Ответ находим у святого Григория Богослова: «…Поелику Богу нельзя приписать недеятельности и несовершенства, то чем занята была Божия мысль прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил формами? – Она созерцала вожделенную светлость Своея доброты, равную и равно совершенную светозарность трисиянного Божества, как известно сие единому Божеству, и кому открыл то Бог. Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все пред очами: и что будет, и что было, и что есть теперь. Для меня такой раздел положен временем, что одно впереди, другое позади; а для Бога все сливается в одно, и все держится в мышцах великого Божества» (святитель Григорий Богослов. Слово 4. О мире) [1, с. 32 – 33].

    1. Святитель Григорий Богослов. Песнопения таинственные. М.: Изд. Правило веры, 2004.
    2. Святитель Григорий Палама. Трактаты. Краснодар: Изд. Текст, 2007.

  • 7. Что, из различаемого в Боге, доступно причастию Его творениям, а что - нет?







    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    «Так как Божественная сущность и Божественная энергия повсюду присутствуют нераздельно, то Божия энергия доступна и нам, тварям, поскольку, согласно богословам, она нераздельно разделяется, тогда как Божественное естество, соответственно тем же богословам, остается совершенно неделимым… Итак, Божественная благодать и энергия доступны каждому из нас, поскольку она нераздельно разделяется. Но так как сущность Божия сама в себе совершенно нераздельна, то каким образом она может быть доступна какой-либо твари?» (Святитель Григорий Палама) [1, с. 133]. Приведем другое поучение того же святого, а затем прокомментируем его: «Итак, ум тождественен знанию. Но существует много знаний по причине многих объектов познания, а занимающийся всеми ими ум – один. И он является причиной каждого из этих знаний, а не они его. И ум знатоков [чего-либо] является по знанию причаствуемым учащимися [у них], а по сущности не – причаствуемым и не переходящим к [ним]» [2, с. 44]. Если приложить эту аналогию к Богу, то получим следующие выводы. Как в уме человеческом различаем сущность и (заключенные в этом уме) знания, так и в Боге различаем Сущность и энергии. Как ум человеческий является причиной знаний, так и Сущность Божия является причиной Божественных энергий. Как ум человеческий по знанию может быть причаствуемым, а по сущности – нет, так и Бог может быть причаствуем по энергиям, а по Сущности – нет. Если бы тварь причастилась, вдруг, Божественной Сущности, то и сама бы сделалась Божественной. Человек, конечно, может обоживаться и даже призван стать богом… Однако, не стоит обольщаться: богом он может стать не по сущности, а по благодати. Итак, «…невозможно сопричастие с сущностью Творца для какой-либо [из тех тварей], которые наслаждаются Божественным Сиянием, поскольку ни одна из них не обладает силой, способной вместить в себя естество Творца» (святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав, глава 94) [1, с. 156, 157].

    1. Святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. Краснодар: Изд.: Текст, 2006.
    2. Святитель Григорий Палама. Трактаты. Краснодар: Изд. Текст, 2007.

  • 8. Изменяем ли Бог?





    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Бог, конечно же, неизменяем. Он не изменяет Себя Сам и никто и ничто не может Его изменить. Всякое изменение можно рассматривать или как изменение в лучшую, или как изменение в худшую сторону. Но Бог абсолютно совершенен и всегда был таким. Неизменяемость Божию следует понимать так, что Он всегда пребывает одним и тем же и в Свой Сущности, и в Своих совершенствах, и в Своих определениях. Бог никогда не переходит из одного эмоционального состояния в другое, как это может показаться при чтении некоторых мест Священного Писания. Библия сама же и утверждает, что Бог – неизменяем. Приведем примеры:
    1) «Всякое даяние доброе, и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1, 17);
    2) «Ты переменишь их, и изменятся, но Ты – Тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101, 27 – 28); «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились» (Мал. 3, 6).
    Неизменяемость в Боге не представляет собою ничего похожего на некую закоченевшую, застывшую и омертвевшую неподвижность. Напротив, Бог – это полнота жизни, полнота деятельности, полнота совершенств.

    1. Малиновский Н., прот. Очерк Православного Догматического Богословия. М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2003.

  • 9. Как нужно правильно понимать вездеприсутствие Божие?





    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Вездеприсутствие Божие следует понимать сообразно с простотой и духовностью Божией. Собственно, Бог не зависит от условий пространства, как от них зависит тварь. Бог выше всяких определений и условий. Тем не менее, Он, промышляя о мире, действует в условиях времени и пространства. И если говорить о присутствии Бога в мире, то Он – и нигде, и везде.
    «… Поскольку Бог – нетелесен, Он нигде не находится, однако поскольку Он есть Бог, то Он – повсюду. Вследствие чего если существует гора или место или тварь, где нет Бога, значит, Он окажется ограниченным в чем-либо. Стало быть [Бог] повсюду, ибо Он беспределен. Каким же образом Он повсюду? Не таким ли, что Он охватывается не частью [мира], но всем [этим миром]? – Никоим образом, так как [это означало бы] опять, что Он – тело. Итак, все содержа и объемля, Бог есть Сам в Себе повсюду и превыше всего, и Ему поклоняются истинные поклонники в духе и истине Его» (свт. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав, гл. 60) [1, с. 116].
    Бог не наполняет мир наподобие тонкого тела или вещества, и о Нем нельзя сказать, что Он находится в различных частях мира различными частями Своего Существа. Такое представление о Господе было бы слишком грубым и чувственным. Нельзя утверждать и то, что Бог присутствует в мире только Своими действиями, но не Сущностью. Представлять, будто в Сущности Божией зияет дыра размером со вселенную, было бы крайнею нелепостью (хотя такие представления и встречаются). Бог присутствует в мире везде и всецело. В каждой точке пространства Он присутствует не частью, а во всей Своей полноте, присутствует и Сущностью, и энергиями. При этом Сущность Божия остается для твари непричаствуемой, апофатичной, запредельной, а энергии причаствуемыми и познаваемыми.
    Вот, что по данному поводу думает преподобный Иоанн Дамаскин: «Должно же знать, что Божество – неделимо, так что Оно все всецело повсюду находится, и не часть в части, разделяемая телесным образом, но – все во всем и все выше всего» (преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, книга 1, гл. 13).
    Он же в другом месте утверждает: «Все – далеко от Бога не по месту, но по природе» (преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, книга 1, гл. 13) [2, с. 76, 77].

    1. Святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. Краснодар: Изд.: Текст, 2006.
    2. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2003.

  • 10. Зависит ли Бог от условий времени?






    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Бог – абсолютное бытие. Он ни от кого и ни от чего не зависит. Время есть форма существования конечного тварного бытия. Время не самобытно и его не существовало до того, как Бог создал его. Бог не зависит от условий времени.
    Он – вечен, но вечен не в том же точно смысле, что и человеческие души или ангелы. Нет. Ангелы и человеческие души называются вечными, потому что они бессмертны. Но они не независимы от условий времени, как Бог. Вечность же Божия иная.
    И ее можно рассматривать с двух сторон: отрицательной и положительной. С отрицательной стороны, вечность Божия состоит в том, что для Бога нет тех измерений времени, которые прилагаются к конечному тварному бытию. С положительной – в том, что в любой предположенный момент времени Бог есть Тот же, Он всегда тождественен Себе Самому.
    «Бог всегда был, есть и будет или, лучше сказать, всегда есть, ибо слова “был” и “будет” означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему, а Сый – всегда» (святитель Григорий Богослов) [2, с. 560].

    1. Малиновский Н., прот. Очерк Православного Догматического Богословия. М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2003.
    2. Святитель Григорий Богослов. Творения. М.: Изд. Сибирская благозвонница, 2007.

  • 11. Что называется такими именами Божьими как Правда, Любовь, Благость, Добро, Милосердие: Сущность или энергии Божии?







    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Бог по Сущности не познаваем. Его Сущность для нас непостижима. Все перечисленные имена относятся не к Божией Сущности, а к Божественным энергиям.
    Бог, промышляя о мире, действует сообразно Своим существенным свойствам. Так как Бог есть Любовь, так как Он Справедлив, Благ, Добр, Милосерден, то и Его промыслительные действия насыщены любовью, справедливы, благи, добры, милосердны. Поскольку Бог действует по отношению к миру и людям сообразно с любовью, справедливостью, благостью, добром и милосердием, постольку и люди называют Его Любовью, Правдой, Благостью, Добром, Милосердием. Все эти имена можно встретить в Священном Писании. Итак, вышеназванные имена характеризуют именно действия Божии. Сущность же Божия остается для нас непознаваемой.
    Именно об этом говорит в одном из своих сочинении преподобный Максим Исповедник. Вот его слова: «С одной стороны, Бог по Своей Сущности апофатически отделен от всего сущего, ибо [по Своей Сущности] никем никак не может быть ни высказан, ни помыслен, ни доступен к сопричастию [с Ним. Но с другой стороны,] по Своему промыслительному исхождению Он становится для многих сопричастным и многих исполняет [Собой]» [1, с. 214].
    Итак, те библейские фрагменты, в которых утверждается о непознаваемости Бога, следует относить к Сущности Божией, а все вышеперечисленные имена – к Его энергиям.

    1. Преподобный Максим Исповедник. Вопросы и затруднения. М.: Изд. Паломник, 2008.

  • 12. Был ли Бог-Отец Отцом до Рождества Христова, совершившегося в Вифлееме?





    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Бог – неизменяем. Он всегда был, есть и будет Троицей (выражаясь точнее: всегда есть, ибо Бог не подчиняется условиям времени и к Нему неприложимы категории прошедшего и будущего времени, как к тварям).
    Но что значит: Бог всегда – Троица? Это значит, что Отец не с какого-то определенного момента сделался Отцом, а Сын – Сыном. Бог Отец предвечно рождает Сына, а Сын предвечно рождается от Отца. Бог Отец всегда – Отец, а Сын всегда – Сын. Как пламень является причиною сияния, но по времени не предшествует сиянию – ибо малейшая искра уже сияет, – так и Сын Божий, хотя имеет Причиною рождения Отца, по времени происходит не после Отца.

    1. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2003

  • 13. Чем различаются между Собою Три Лица Пресвятой Троицы?






    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Три Лица Пресвятой Троицы различаются между Собою только личными, или ипостасными, свойствами: Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Бог Сын предвечно рождается от Отца; Бог Святой Дух предвечно исходит от Отца. Три Ипостаси Пресвятой Троицы – не три раздельно действующих Бога, а один Бог. Они совечны, соприсносущны Друг Другу.

    1. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2003.

  • 14. Кто Такой Сын Божий?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    В отношении к Богу-Отцу Сын Божий есть Его Слово, Премудрость, Которою Бог явил Себя миру и через Которую создал этот мир. Как слово человеческое есть лучшее и полнейшее выражение его духовной сущности, образ его духа, невидимый, но удобопонимаемый, так и Слово Божие есть Образ невидимого Бога-Отца, Сияние Ипостаси Отчей (Евр. 1, 3). «Однако мы должны понимать, что Он есть Слово не так, как наши слова, которые произносятся голосом и устами, а затем исчезают в колеблющемся воздухе и пребывают не дольше, чем звучат. Это Слово пребывает неизменным. В самом деле, к Нему относится то, что говорится о Премудрости: Пребывая, сама в себе, она все обновляет (см. Прем 7, 27) [1, с. 37]. «Слово Отца произнесено так, что через Него познается Сам Отец. Так же как мы, когда говорим истину, с помощью наших слов делаем так, что наш дух становится известен слушателю, и все тайное, что мы имеем в сердце, произносится посредством такого рода знаков для понимания кем-то другим, так и эта Премудрость, Которую родил Бог Отец, весьма справедливо называется Его Словом, поскольку через Нее достойным душам открывается сокровеннейший Отец» (Блаженный Августин. О Символе веры. Глава 3).
    Но откуда Евангелист Иоанн позаимствовал учение о Сыне Божием как о Слове? Ведь ни Сам Иисус Христос, ни Его апостолы не упоминают этого имени. Сам же Иоанн называет тот источник: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”» (Откр. 19, 11 – 13). В этом чудном Всаднике нельзя не узнать Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.
    Когда мы утверждаем, что Иисус Христос есть Сын Божий, мы понимаем это не так, как это понимает апостол Павел, говоря о человеке, усыновленном Богу: «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8, 14). Сын Божий Иисус произошел, по Божеству, из сущности Бога-Отца. Он всецело обладает природой Отца и Сам есть Бог. Он вечно пребывал у Него, или, выражаясь человекообразно, в лоне Его. Он обладает всею полнотой Божиих совершенств, как и Бог Отец, отличаясь от Отца только личным, или ипостасным свойством, – рождением. Таким образом, Иисус Христос есть истинный Бог.

    1. Слободский С., прот., Блаженный Августин. Символ веры. Изд. Псалтирь, 2004.
    2. Иванов А., Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. СПб.: Изд. Воскресение, 2002.
    3. Святитель Иннокентий Пензенский. Догматы истинной веры. Изъяснение символа веры.. М.: Изд. им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2002.
    4. Кирилл (Гундяев), митр. Слово Пастыря. М.: Изд. Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Издательского совета РПЦ, 2004.

  • 15. Исходит ли Святой Дух и от Сына по Своему вечному бытию?





    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Святой Дух исходит от Отца. Об этом ясно говорится в Евангелии, ясно – в Символе веры. Мнение папистов о том, что Источником Святого Духа является не только Отец, но и Сын – ложно.

    1. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2003.

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Вы не авторизованы на сайте! Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты в тестов в личном кабинете.

Просмотров: 38419