Татьяна Шорохова
111 лет назад 35-летний миллионер-золотопромышленник и выдающийся русский благотворитель
Иннокентий Михайлович Сибиряков, раздав ради Христа всё своё достояние на нужды благотворения
и Святой Церкви, стал монахом Свято-Андреевского скита.
В начале XX века один русский паломник, посетивший Андреевский скит на Афоне и переживший у могилы
схимонаха Иннокентия явное прикосновение Божией благодати, в чувстве глубокого благоговения писал
о нём: «Пока будет существовать мир, все христианское население будет удивляться его высокому
примеру самоотверженной любви к Богу, и память о нем будет незабвенной в род и род».
Родился Иннокентий Михайлович Сибиряков 30 октября 1860 года в Иркутске в купеческой семье. Его
отец Михаил Александрович — почетный гражданин Иркутска, первооткрыватель золотых россыпей в бассейне
реки Лены и основатель города Бодайбо — важного центра золотодобычи и в наше время. Мать, Варвара
Константиновна, происходила из влиятельного купеческого рода Трапезниковых. И Сибиряковы, и Трапезниковы
передавали из поколения в поколение традиции христианской благотворительности, щедро жертвуя на
храмы и монастыри, нужды страждущих и неимущих. Потому родовое древо Сибиряковых было увенчано
монашеским подвигом отца Иннокентия.
Памятники благотворительности семьи Сибиряковых до сих пор встречаются не только в Сибири, но
и в Санкт-Петербурге, Ницце, на Валааме, Дальнем Востоке, Афоне…
Все шестеро детей Михаила Александровича и Варвары Константиновны были благодетельны и сострадательны,
но Иннокентий превзошел всех их, особенно своим отношением к богатству. Современники отмечают,
что он тяготился своими капиталами и распоряжался ими так, словно хотел их раздать как можно быстрее.
«Жизнь наша красна бывает лишь тогда, — говорил Иннокентий Михайлович, — когда всё нам улыбается
вокруг… Но если вы чувствуете подле себя нищету, будучи сами богаты, то вам становится как-то
не по себе…»
Благотворить Иннокентий Михайлович начал уже с гимназической скамьи, помогая своим одноклассникам.
В зрелом возрасте И. М. Сибиряков поддерживал все крупные образовательные и научные проекты во
всех областях знаний. Современники называли его «другом науки и литературы», «просвещенным благотворителем».
Благотворил он широко и масштабно не только в Санкт-Петербурге, но и в Сибири, с которой, переехав
в столицу, не порывал связи долгие годы, заботясь о развитии просвещения в этом самобытном крае.
Он был попечителем в деле создания новых научно-образовательных центров, помогал уже существующим,
финансировал научные экспедиции и издание книг, газет и журналов, помогал учащейся молодежи, давал
средства учёным на научную деятельность, открытие музеев и библиотек.
Каждый день в его дом приходили до четырехсот человек. «Дом его обратился в место, куда шли алчущие
и жаждущие, — писали о нём, — не было человека, которого он выпустил бы без щедрого подаяния.
Были люди, которые получали сотни рублей единовременной помощи…»
Сколько, например, студентов, благодаря Сибирякову, получило в Петербурге свое высшее образование!
Сколько бедных девушек, выходивших замуж, получили здесь приданое! Сколько людей, благодаря поддержке
Сибирякова, взялось за честный труд! «Человек необыкновенной доброты, он никому не отказывал в
поддержке, а вследствие его исключительной скромности, многие из облагодетельствованных им не
знали, кто пришел к ним на помощь»; он «действовал всегда с замечательной скромностью, делая добро
так, чтобы левая рука не знала того, что делает правая». И. М. Сибиряков мог пожертвовать огромную
сумму самому простому человеку — лакею, дворнику, почтальону, начинающему писателю или художнику…
Особенно опекал он переселенцев из центральных областей России в Сибирь, которые нуждались в самом
необходимом.
Поколения предков Иннокентия Михайловича построили множество храмов по всей Сибири. И он свой
первый крупный вклад в дела благотворения внёс именно на строительство храма, причём ещё в юном
возрасте. Вот как описывали этот эпизод в те годы: «…Когда брат его (И. М. Сибирякова) Александр
Михайлович строил собор в Иркутске, то позаимствовал на время у него несколько сот тысяч рублей.
Когда же Александр Михайлович стал отдавать позаимствованные деньги ему, то его природная доброта
не позволила взять от брата деньги, и он сказал: Я брат тебе, пусть и моя лепта будет с твоей
в святом деле».
Значителен его вклад в возведение Петербургского подворья Старо-Афонского Свято-Андреевского
скита.
Иеромонаху Алексию, впоследствии схиигумену, основателю и первому строителю Свято-Троицкого Никольского
монастыря в Приморском крае, Иннокентий Сибиряков пожертвовал 25 тысяч рублей.
По свидетельству настоятеля Петербургского подворья Свято-Андреевского скита архимандрита Давида
(Мухранова), духовного отца И. М. Сибирякова, Иннокентий Михайлович передал ему 2 млн. 400 тыс.
рублей, предоставив раздавать эти средства по своему усмотрению. Отец Давид раздал половину на
благотворительные дела и бедные монастыри России, а другую половину отдал в Свято-Андреевский
скит на Афоне. На эти средства в скиту был построен и благолепно украшен собор апостола Андрея
Первозванного — «Кремль Востока» — самый крупный православный храм на Балканах и в Греции, выстроен
больничный корпус с церковью во имя святителя Иннокентия Иркутского, другие постройки. Так исполнилось
пророчество, прозвучавшее из уст русского архипастыря. В 1868 году преосвященный Александр, епископ
Полтавский, посоветовал братии построить в Свято-Андреевской обители храм во имя святителя Иннокентия
Иркутского. Он сказал, что «Бог пришлёт сюда из Сибири благодетеля, соименного сему святителю,
и этот благодетель выстроит на сей закладке церковь и больницу».
Благотворения Иннокентия Сибирякова на церковные нужды ополчили против него врага рода человеческого,
возбудившего во многих зависть, посеявшего самые невероятные слухи и кривотолки о нём, проникавшие
даже в церковную печать. В 1894 году Иннокентию Михайловичу, как некогда святой блаженной Ксении
Петербургской, за желание раздать своё имущество нуждающимся и уйти в монастырь пришлось пережить
два унизительных освидетельствования его душевного здоровья губернской комиссией в составе докторов,
юристов, государственных чиновников и общественных деятелей. «Что сделал я им, — говорил Иннокентий
Михайлович близкому по духу человеку, — ведь … я не разбойникам раздаю и ко славе Божией
жертвую!» Он был признан здоровым и снова вступил в полное владение своими капиталами.
Прежде чем уйти в монастырь, он жертвует 420 тысяч рублей на пособия и пенсии рабочим золотых
приисков, которым, как считал И. М. Сибиряков, он был обязан своим богатством. Свою дачу отдаёт
детскому приюту для девочек, вторую дачу в Выборгской губернии жертвует Линтульской женской общине.
В год своего монашеского пострига (в 1896 году) он жертвует 10 тысяч рублей на строительство Воскресенского
скита на Валааме.
Постриг его был совёршен в Санкт-Петербурге, на подворье Свято-Андреевского скита. И вскоре инок
Иннокентий уезжает на Афон, где принимает схиму. Братия Свято-Андреевского скита свидетельствует
о том, что отец Иннокентий «проводил строго постническую и глубоко безмолвную аскетическую жизнь».
Насельники скита удивлялись, как он, привыкший к светскому образу жизни, «теперь остается все
время в келии один, беседуя лишь с Богом в молитвенных подвигах и наслаждаясь чтением душеполезных
книг». Прожил схимонах Иннокентий в Свято-Андреевском скиту пять лет и мирно почил о Господе 6
ноября 1901 года. Известно, что после открытия захоронения через несколько лет по афонскому обычаю
из земли были подняты его кости желтоватого цвета, что свидетельствует о его подлинной праведности
пред Богом. «Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение», — писал святитель
Григорий Богослов. Глава схимонаха Иннокентия и теперь хранится в костнице скита в деревянном
киоте.
Год назад представители благотворительного фонда имени Иннокентия Сибирякова, созданного в Санкт-Петербурге
в 2003 году, побывали в Свято-Андреевском скиту в качестве паломников.
Они посетили костницу скита и осмотрели её. Среди полутора тысяч монашеских глав, находящихся
там, три главы отличаются характерным медово-янтарным цветом, то есть имеют несомненные признаки
святости по афонскому преданию. Одной из этих трёх глав является глава ктитора Свято-Андреевского
скита схимонаха Иннокентия (Сибирякова).
Вся жизнь схимонаха Иннокентия является ярким примером для наших состоятельных соотечественников,
которым монах-миллионер показывает, что и богатство может возвести на Небо, если распоряжаться
им по заповедям Божиим. |