Преподобная Мария Египетская. Образ Покаяния

Преподобная Мария Египетская. Образ Покаяния

В пятое вос­кре­се­нье Вели­ко­го поста и 14 апре­ля (1 апре­ля по ста­ро­му сти­лю) Пра­во­слав­ная цер­ковь чтит память пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской. Не мно­го подвиж­ни­ков удо­сто­е­ны осо­бой части семи­днев­но­го поми­но­ве­ния в пока­ян­ное вре­мя Вели­ко­го поста перед Пас­хой. И сре­ди них толь­ко одна жен­щи­на – Пре­по­доб­ная Мария. Исто­рия Марии Еги­пет­ской – при­мер пока­я­ния и одно­вре­мен­но напо­ми­на­ние о неис­ся­ка­е­мой люб­ви Бога к людям.

Краткое житие преподобной Марии Египетской

Пре­по­доб­ная Мария, про­зван­ная Еги­пет­ской, жила в сере­дине V и в нача­ле VI сто­ле­тия. Ее моло­дость не пред­ве­ща­ла ниче­го хоро­ше­го. Марии испол­ни­лось лишь две­на­дцать лет, когда она ушла из сво­е­го дома в горо­де Алек­сан­дрии. Будучи сво­бод­ной от роди­тель­ско­го над­зо­ра, моло­дой и неопыт­ной, Мария увлек­лась пороч­ной жиз­нью. Неко­му было оста­но­вить ее на пути к поги­бе­ли, а соблаз­ни­те­лей и соблаз­нов было нема­ло. Так 17 лет Мария жила в гре­хах, пока мило­сти­вый Гос­подь не обра­тил ее к покаянию.

Слу­чи­лось это так. Для уто­ле­ния блуд­ной стра­сти Мария при­со­еди­ни­лась к груп­пе палом­ни­ков, направ­ляв­ших­ся в Свя­тую Зем­лю. Плы­вя с палом­ни­ка­ми на кораб­ле, Мария не пере­ста­ва­ла соблаз­нять людей и гре­шить. Попав в Иеру­са­лим, она при­со­еди­ни­лась к палом­ни­кам, направ­ляв­шим­ся в храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва.

Уже настал свя­той день Воз­дви­же­ния Кре­ста, а я все еще бегаю, охо­тясь за юно­ша­ми. Вижу я на рас­све­те, что все спе­шат в цер­ковь, пусти­лась и я бежать с про­чи­ми. При­шла с ними к при­тво­ру хра­ма. Когда настал час свя­то­го Воз­дви­же­ния, я тол­ка­лась и меня тес­ни­ли в тол­пе, про­би­ва­ю­щей­ся к две­рям. Уже до самых две­рей хра­ма, в кото­рых пока­за­лось наро­ду Живо­тво­ря­щее Дре­во, про­тис­ну­лась я несчаст­ная, с вели­ким тру­дом и дав­кой. Когда же я сту­пи­ла на порог две­рей, в кото­рые все про­чие вхо­ди­ли невоз­бран­но, меня удер­жа­ла какая-то сила, не давая вой­ти. Сно­ва меня оттес­ни­ли, и я уви­де­ла себя сто­я­щей оди­но­ко в при­тво­ре. Думая что это слу­чи­лось со мной по жен­ской немо­щи, я сно­ва, слив­шись с тол­пой, ста­ла рабо­тать лок­тя­ми, что­бы про­тис­нуть­ся впе­ред. Но даром тру­ди­лась. Сно­ва нога моя сту­пи­ла на порог, через кото­рый дру­гие вхо­ди­ли в цер­ковь, не встре­чая ника­ко­го пре­пят­ствия. Одну меня зло­счаст­ную не при­нял храм. Слов­но отряд вои­нов был постав­лен, что­бы воз­бра­нить мне вход, – так удер­жи­ва­ла меня какая-то могу­чая сила, и опять я стою в притворе.

Три­жды, четы­ре­жды повто­рив это, я, нако­нец, уста­ла и была уже не в силах тол­кать­ся и полу­чать толч­ки; я ото­шла и ста­ла в углу при­тво­ра. И наси­лу-то я нача­ла пони­мать при­чи­ну, воз­бра­няв­шую мне видеть Живо­тво­ря­щий Крест. Кос­ну­лось сер­деч­ных очей моих сло­во спа­се­ния, пока­зав­шее мне, что нечи­сто­та дел моих заграж­да­ет мне вход. Ста­ла я пла­кать и скор­беть, уда­ряя себя в грудь и сте­ная из глу­би­ны серд­ца. Стою я и пла­чу, и вижу над собой ико­ну Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, и гово­рю Ей, не сво­дя с Нее глаз:

– «Дева, Вла­ды­чи­ца, Бога Сло­во пло­тию рожд­шая, знаю я, что не при­лич­но мне сквер­ной и раз­врат­ной, взи­рать на ико­ну Твою, Прис­но­де­ва, Твою, Чистая, Твою, сохра­нив­шая в чисто­те и неза­пят­нан­но­сти тело и душу. Я, раз­врат­ная, спра­вед­ли­во долж­на вну­шать нена­висть и отвра­ще­ние Тво­ей чисто­те. Но, если, как слы­ша­ла я, для того чело­ве­ком стал Бог, рож­ден­ный Тобою, что­бы при­звать греш­ни­ков к пока­я­нию, помо­ги оди­но­кой, не име­ю­щей ниот­ку­да помо­щи. Пове­ли, да откро­ет­ся мне вход в цер­ковь, не лишай меня воз­мож­но­сти взи­рать на то Дре­во, на кото­ром при­гвож­ден был пло­тию Бог, рож­ден­ный Тобою, и про­лил Свою соб­ствен­ную кровь в выкуп за меня. Но вели, Гос­по­жа, да откро­ет­ся и для меня дверь свя­щен­но­го покло­не­ния Кре­сту. А Тебя я при­зы­ваю надеж­ной пору­чи­тель­ни­цей перед Богом, Сыном Тво­им, в том, что нико­гда боль­ше не осквер­ню это­го тела постыд­ным сово­куп­ле­ни­ем, но как толь­ко уви­жу Крест­ное Дре­во Сына Тво­е­го, тот­час отре­кусь от мира и все­го, что в мире, и уйду туда, куда Ты, Пору­чи­тель­ни­ца спа­се­ния, пове­лишь и пове­дешь меня».

Так я ска­за­ла и, слов­но обре­тя неко­то­рое упо­ва­ние в пла­мен­ной вере, обна­де­жен­ная мило­сер­ди­ем Бого­ро­ди­цы, схо­жу с того места, где сто­я­ла на молит­ве. И опять иду и вме­ши­ва­юсь в тол­пу вхо­дя­щих в храм, и уже никто не тол­ка­ет, не оттал­ки­ва­ет меня, никто не пре­пят­ству­ет подой­ти бли­же к две­рям. Овла­дел мною тре­пет и исступ­ле­ние, и вся я дро­жа­ла и вол­но­ва­лась. Достиг­нув две­рей, преж­де недо­ступ­ных для меня – слов­но вся сила, рань­ше воз­бра­няв­шая мне, теперь рас­чи­ща­ла мне путь, – я вошла без тру­да и, ока­зав­шись внут­ри свя­то­го места, спо­до­би­лась воз­зреть на живо­тво­ря­щий Крест, и уви­де­ла Тай­ны Божии, уви­де­ла, как при­ни­ма­ет пока­я­ние Гос­подь. Пала я ниц и, покло­нив­шись этой свя­той зем­ле, побе­жа­ла, несчаст­ная, к выхо­ду, спе­ша к моей Пору­чи­тель­ни­це. Воз­вра­ща­юсь на то место, где я под­пи­са­ла гра­мо­ту сво­е­го обе­та. И, пре­кло­нив коле­на перед Прис­но­де­вой-Бого­ро­ди­цей, обра­ти­лась к Ней с таки­ми сло­ва­ми: – «О мило­сер­дая Гос­по­жа. Ты пока­за­ла на мне Свое чело­ве­ко­лю­бие. Ты не отверг­ла моле­ния недо­стой­ной. Виде­ла я сла­ву, кото­рой по спра­вед­ли­во­сти не видим мы, несчаст­ные. Сла­ва Богу, при­ни­ма­ю­ще­му через Тебя пока­я­ние греш­ни­ков. О чем мне, греш­ной, еще вспом­нить или ска­зать? Вре­мя, Гос­по­жа, испол­нить мой обет, соглас­но с Тво­им пору­чи­тель­ством. Ныне веди, куда пове­лишь. Ныне будь мне учи­тель­ни­цей спа­се­ния, веди меня за руку по пути пока­я­ния». – При этих сло­вах я услы­ша­ла голос с высо­ты: – «Если перей­дешь Иор­дан, най­дешь слав­ное упокоение».

Услы­шав тот голос и пове­рив, что он раз­дал­ся для меня, я запла­ка­ла и вос­клик­ну­ла к Бого­ро­ди­це: – «Гос­по­жа, Гос­по­жа, не поки­дай меня», – с эти­ми сло­ва­ми я вышла из при­тво­ра хра­ма и поспеш­но отпра­ви­лась в путь.

Некто при выхо­де, посмот­рев на меня, дал мне три моне­ты, ска­зав: – «Возь­ми, матуш­ка». Я же на дан­ные мне день­ги купи­ла три хле­ба и взя­ла их с собой в доро­гу, как бла­го­сло­вен­ный дар. Спро­си­ла я про­да­ю­ще­го хлеб: – «Где доро­га к Иор­да­ну?» Мне пока­за­ли город­ские воро­та, веду­щие в ту сто­ро­ну, и я бегом вышла из них и с пла­чем пусти­лась в путь.

Охва­чен­ная ужа­сом и чув­ством глу­бо­ко­го пока­я­ния, она ста­ла молить Бога про­стить гре­хи, обе­щая в корне испра­вить свою жизнь. Уви­дев у вхо­да в храм ико­ну Божи­ей мате­ри, Мария ста­ла про­сить Бого­ма­терь засту­пить­ся за нее перед Богом. После это­го она сра­зу почув­ство­ва­ла в душе про­свет­ле­ние и бес­пре­пят­ствен­но вошла в храм. Про­лив обиль­ные сле­зы у гро­ба Гос­под­ня, она вышла из хра­ма совер­шен­но дру­гим человеком.

Мария испол­ни­ла свое обе­ща­ние изме­нить свою жизнь. Из Иеру­са­ли­ма она уда­ли­лась в суро­вую и без­люд­ную Иор­дан­скую пусты­ню и там почти пол­сто­ле­тия про­ве­ла в пол­ном уеди­не­нии, в посте и молит­ве. Так суро­вы­ми подви­га­ми Мария Еги­пет­ская совер­шен­но иско­ре­ни­ла в себе все гре­хов­ные поже­ла­ния и соде­ла­ла серд­це свое чистым хра­мом Духа Свя­то­го.

Ста­рец Зоси­ма, жив­ший в Иор­дан­ском мона­сты­ре св. Иоан­на Пред­те­чи, про­мыс­лом Божи­им удо­сто­ил­ся встре­тить­ся в пустыне с пре­по­доб­ной Мари­ей, когда та уже была глу­бо­кой ста­ри­цей. Он был пора­жен ее свя­то­стью и даром про­зор­ли­во­сти. Одна­жды он уви­дел ее во вре­мя молит­вы как бы воз­вы­сив­шей­ся над зем­лей, а дру­гой раз – иду­щей через реку Иор­дан, как по суше.

Рас­ста­ва­ясь с Зоси­мой, пре­по­доб­ная Мария попро­си­ла его через год опять прий­ти в пусты­ню, что­бы при­ча­стить ее. Ста­рец в назна­чен­ное вре­мя вер­нул­ся и при­ча­стил пре­по­доб­ную Марию Свя­тых Таин. Потом при­дя в пусты­ню еще через год в надеж­де видеть свя­тую, он уже не застал ее в живых. Ста­рец похо­ро­нил остан­ки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, кото­рый сво­и­ми ког­тя­ми вырыл яму для погре­бе­ния тела пра­вед­ни­цы. Это было при­бли­зи­тель­но в 521 году.

Так из вели­кой греш­ни­цы пре­по­доб­ная Мария ста­ла, с Божи­ей помо­щью, вели­чай­шей свя­той и оста­ви­ла такой яркий при­мер покаяния.

***

См. подроб­нее на стра­ни­це о пре­по­доб­ной Марии Египетской

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки