Советы болящему в современной больнице

Советы болящему в современной больнице

(4 голоса4.8 из 5)

Свящ.Сергий Фили­мо­нов
(СПб, Обще­ство Свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го, 1997)

Воз­ник­но­ве­ние болез­ни. Кон­суль­та­ция вра­чей поли­кли­ни­ки. Реше­ние о госпитализации.

Во вре­мя обра­ще­ния к вра­чам поли­кли­ни­ки за разъ­яс­не­ни­ем по пово­ду воз­ник­ше­го неду­га от вас тре­бу­ет­ся молит­ва к Богу, с прось­бой, что­бы Гос­подь умуд­рил их пра­виль­но поста­вить диа­гноз. Qui bene diagnoscit ‑bene curat: кто хоро­шо диа­гно­сти­ру­ет, хоро­шо (то есть, пра­виль­но) лечит — так гла­сит ста­рин­ное пра­ви­ло древ­не­рим­ских вра­чей. Дей­стви­тель­но, от пра­виль­но постав­лен­но­го диа­гно­за пол­но­стью зави­сит успех лече­ния. Любой врач — чело­век более или менее опыт­ный в меди­цин­ском искус­стве. Но фак­то­ров, кото­рые могут при­ве­сти к затруд­не­нию диа­гно­сти­ки, нема­ло: раз­ре­ша­ю­щая спо­соб­ность аппа­ра­ту­ры, досто­вер­ность и точ­ность мето­ди­ки, ква­ли­фи­ка­ция вра­ча, его опыт­ность и уро­вень вла­де­ния мето­да­ми диа­гно­сти­ки и лече­ния, его вни­ма­тель­ность и даже настро­е­ние, состо­я­ние. И, без­услов­но пол­ное дове­рие вра­чу со сто­ро­ны само­го больного.

Понят­но и есте­ствен­но, что от оши­бок никто не застра­хо­ван. Поэто­му, пре­да­вая себя в руки вра­ча, надо преж­де пре­дать­ся в руки Божий. «В болез­нях, преж­де вра­чей и лекарств, поль­зуй­ся молит­вой», — так гово­рил свя­той Нил Синай­ский. После вашей молит­вы, когда вы ска­за­ли Гос­по­ду: «Да будет воля Твоя», реше­ние вра­ча надо при­ни­мать как Божий Про­мысл о вас и вашем здо­ро­вье, и, в первую оче­редь, о спа­се­нии вашей души. Если после это­го вам пред­ло­же­на гос­пи­та­ли­за­ция, лече­ние или опе­ра­ция, ваш сле­ду­ю­щий шаг — в храм Божий.

Нака­нуне госпитализации

В церк­ви пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин гото­вит себя к после­ду­ю­ще­му лече­нию в боль­ни­це: он испо­ве­ду­ет­ся (таин­ство пока­я­ния), при­ча­ща­ет­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн, берет у свя­щен­ни­ка бла­го­сло­ве­ние на пред­сто­я­щее лече­ние, про­сит его молитв о себе. Весь­ма бого­угод­но, если (при име­ю­щей­ся воз­мож­но­сти) зака­зы­ва­ет­ся соро­ко­уст о здра­вии и поми­на­ние на псал­тирь на 1–2 меся­ца (послед­нее воз­мож­но в мона­сты­рях и на мона­стыр­ских подво­рьях), если род­ствен­ни­ки по согла­ше­нию молят­ся о боля­щем и страж­ду­щем (молит­ва по соглашению).

Одна­ко род­ствен­ни­кам сле­ду­ет пом­нить, что цер­ков­ная молит­ва о боля­щих име­ет силу, если сопро­вож­да­ет­ся молит­вою зака­зав­ших служ­бу. Свя­ти­тель Фео­фан об этом сви­де­тель­ству­ет так: «Бог вни­ма­ет молит­ве, когда молят­ся боля­щей о чем-либо душею. Если никто не воз­дох­нет от души, то моле­бен про­тре­щат, а молит­вы о боля­щем не будет. То же про­ско­ми­дия, то же и обед­ня. … Но сами вы быва­е­те ли на молеб­нах? Если нет, то и ваша вера без­молв­на… но, дав день­ги, чтоб дру­гие моли­лись, сами сбро­си­ли с плеч все забо­ты …Боля­ще­го о боль­ном нико­го нет. Слу­жа­щим моле­бен и на ум не при­хо­дит побо­леть пред Гос­по­дом душою о тех, коих поми­на­ют на молебне… Да и где им на всех набо­леть­ся? Дру­гое дело, когда вы сами на молебне, или в церк­ви на литур­гии моли­тесь во вре­мя служ­бы… Тогда ваше болез­но­ва­ние берет­ся молит­вою Церк­ви и быст­рее воз­но­сит­ся к Пре­сто­лу Божию… и самою молит­ву Церк­ви дела­ет болез­ну­ю­щей, хотя слу­жа­щие и не боле­ют… види­те, в чем сила?! Бывай­те на молеб­нах сами, и боли­те душою о боля­щем.» ( Свт. Фео­фан Затвор­ник. «Болезнь и смерть». Выдерж­ки из писем. — М., Изда­тель­ский отдел Вла­ди­мир­ской Епар­хии. Пра­во­слав­ное Брат­ство «Спо­руч­ни­цы греш­ных», 1996, стр. 24) Поми­но­ве­ние на литур­гии, осо­бен­но на про­ско­ми­дии и на сугу­бой екте­ний выра­жа­ет силь­ней­шую веру нашу и надеж­ду, что Гос­подь не оста­вит боль­но­го сво­ею помощью.

Гос­пи­та­ли­за­ция

Пре­бы­ва­ние в больнице

Под­го­тав­ли­вая себя к пре­бы­ва­нию в лечеб­ном учре­жде­нии, кро­ме пред­ме­тов лич­ной гиги­е­ны целе­со­об­раз­но взять с собой молит­во­слов, скла­день или ико­ну с изоб­ра­же­ни­ем Спа­си­те­ля или Божи­ей Мате­ри и сво­е­го тезо­име­ни­то­го свя­то­го (сво­е­го небес­но­го покро­ви­те­ля). По оши­боч­но­му мне­нию, мно­гие, ложась в боль­ни­цу, сни­ма­ют с себя натель­ный крест. Это­го делать не сле­ду­ет, так как крест Хри­стов нас охра­ня­ет и защи­ща­ет от вся­ких бед, напа­стей и бесов­ских иску­ше­ний. Крат­кая молит­ва «Спа­си и сохра­ни», начер­тан­ная на обо­рот­ной сто­роне кре­ста, напо­ми­на­ет каж­до­му чело­ве­ку, как и к Кому он дол­жен обра­щать­ся на боль­нич­ной кой­ке. Ико­ны (неза­ви­си­мо от раз­ме­ра), при­не­сен­ные в боль­ни­цу, нехо­ро­шо пря­тать в тум­боч­ках, под подуш­ка­ми, как дела­ют неко­то­рые. Свя­тым обра­зам подо­ба­ет сто­ять откры­то, у изго­ло­вья посте­ли, или на под­окон­ни­ке. Это ваше право.

Молит­ва в больнице

Посту­пив в боль­ни­цу, сле­ду­ет узнать, есть ли в ней пра­во­слав­ная домо­вая цер­ковь, совер­ша­ют­ся ли в ней молеб­ны и тре­бы. В боль­нич­ных церк­вах, как пра­ви­ло, про­во­дят­ся спе­ци­аль­ные молеб­ные пения о боля­щих и, участ­вуя в них и пода­вая поми­наль­ную запис­ку о здра­вии, вы спо­соб­ству­е­те сво­е­му выздо­ров­ле­нию. Неко­то­рые встре­ча­ют затруд­не­ния для совер­ше­ния утрен­не­го и вечер­не­го молит­вен­ных пра­вил. Что­бы избе­жать затруд­не­ний, нуж­но узнать, где в боль­ни­це раз­ме­ще­ны ико­ны, и молить­ся там. Мож­но молить­ся и в пала­те. И не сле­ду­ет сму­щать­ся сосед­ством неве­ру­ю­щих боль­ных или боль­ных из чис­ла при­над­ле­жа­щих дру­гим рели­ги­оз­ным кон­фес­си­ям (непра­во­слав­ным). Встав у сво­ей кро­ва­ти перед Свя­тым Обра­зом, пра­ви­ло мож­но про­чи­тать про себя, а если ваше чте­ние не обес­по­ко­ит сосе­дей по пала­те, то луч­ше вслух, что­бы и они, слы­ша сло­ва, обра­щен­ные к Гос­по­ду и к Заступ­ни­це нашей Мило­серд­ной, мыс­лен­но помо­ли­лись с вами.

К сожа­ле­нию, мно­гие посту­па­ю­щие в боль­ни­цу, явля­ясь людь­ми фор­маль­но кре­ще­ны­ми и нахо­дясь уже в зре­лом воз­расте, не зна­ют ни одной молит­вы. Поэто­му в кон­це кни­ги при­во­дят­ся две наи­бо­лее важ­ные молит­вы и молит­вен­ное обра­ще­ние к свя­то­му вели­ко­му­че­ни­ку и цели­те­лю Пан­те­ле­и­мо­ну, кото­рый вот уже свы­ше полу­то­ра тысяч лет явля­ет­ся покро­ви­те­лем вра­чей всех спе­ци­аль­но­стей и покро­ви­те­лем и исце­ли­те­лем всех боль­ных. Гос­подь не тре­бу­ет от чело­ве­ка боль­но­го того молит­вен­но­го пра­ви­ла, как если бы он был здо­ров. Жало­бу веру­ю­щих боль­ных, что пло­хо молят­ся и не дер­жат подви­га раз­ре­шил Свя­ти­тель Тихон, ска­зав: «боля­ще­му какая молит­ва? Бла­го­да­ре­ние и воз­ды­ха­ние». Тем заме­ща­ет­ся и вся­кий подвиг. Бла­го­ду­ше­ствуй­те же. Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник учит: «Молить­ся о выздо­ров­ле­нии нет гре­ха… Но надо при­бав­лять »аще воли­ши Гос­по­ди!« (т.е. если хочешь. Гос­по­ди). Пол­ная покор­ность Гос­по­ду, с покор­ным при­ня­ти­ем посы­ла­е­мо­го, как бла­га, от Гос­по­да бла­го­го, и мир душе дает… и Гос­по­да уми­ло­стив­ля­ет… И Он или оздо­ро­вит, или уте­ше­ние испол­нит, несмот­ря на при­скорб­ность поло­же­ния». (Свт. Фео­фан Затвор­ник. Там же, стр. 22)

Нака­нуне операции

Наи­боль­шее стра­да­ние душ при­но­сит изве­стие о неиз­беж­но­сти хирур­ги­че­ско­го вме­ша­тель­ства. Но все из руки Божи­ей нуж­но при­ни­мать с покор­но­стью и бла­го­да­ре­ни­ем. Ведь без воли Божи­ей даже волос с голо­вы чело­ве­че­ской не может упасть, так гово­рит Сам Гос­подь. А тут целая опе­ра­ция. Как же быть ? Спер­ва надо помо­лить­ся Гос­по­ду, что­бы Он бла­го­сло­вил опе­ра­цию, если Ему это угод­но; если не угод­но, что­бы отвел или пере­нес на бла­го­вре­ме­нье, то есть на то вре­мя, когда опе­ра­ция послу­жит во бла­го, в исце­ле­ние, а не во зло, не в ослож­не­ние или погуб­ле­ние. Помо­лив­шись так, далее все над­ле­жит при­ни­мать без­ро­пот­но, ибо нет молит­вы. Гос­по­дом не услы­шан­ной. А если исход опе­ра­ции не так хорош, или не таков, како­го ожи­да­ли вы и вра­чи, зна­чит, Богу угод­но дать и далее поне­сти вам крест болез­ни для даль­ней­ше­го очи­ще­ния вашей души. Вече­ром нака­нуне опе­ра­ции (если она пла­но­вая) сле­ду­ет помо­лить­ся за всех меди­ков, кото­рые при­мут уча­стие в опе­ра­ции (хирур­ги, ане­сте­зио­ло­ги, сест­ры, и дру­гие), что­бы Гос­подь соде­лал их сво­и­ми рука­ми, вра­чу­ю­щи­ми ваше тело; про­чи­тать вечер­нее пра­ви­ло или ука­зан­ные в При­ло­же­нии 1 молит­вы и лечь спать.

Утром про­чи­тать утрен­нее пра­ви­ло. С того момен­та, когда за вами при­ве­зут катал­ку, что­бы доста­вить вас в опе­ра­ци­он­ную, тре­бу­ет­ся непре­стан­ная молит­ва. Молить­ся сле­ду­ет корот­ки­ми молит­ва­ми: «Гос­по­ди, поми­луй! Гос­по­ди, бла­го­сло­ви!» Когда вас при­ве­зут в опе­ра­ци­он­ную, не надо стес­нять­ся нало­жить на себя крест­ное зна­ме­ние и пере­кре­стить опе­ра­ци­он­ный стол. (Как пра­виль­но накла­ды­вать на себя крест­ное зна­ме­ние — см. При­ло­же­ние 2.) Как быть с натель­ным кре­стом? Мно­гие ане­сте­зио­ло­ги (вра­чи, обес­пе­чи­ва­ю­щие нар­коз), застав­ля­ют сни­мать кре­стик. Объ­яс­ня­ет­ся это несколь­ки­ми при­чи­на­ми. Пер­вая — если ане­сте­зио­лог неве­ру­ю­щий чело­век; вто­рая — по чисто меди­цин­ским сооб­ра­же­ни­ям: в слу­чае непред­ви­ден­ной ситу­а­ции и необ­хо­ди­мо­сти реани­ма­ции, кре­стик на цепоч­ке не обо­рвешь и нож­ни­ца­ми не пере­ре­жешь, что созда­ет прак­ти­че­ские неудоб­ства для осу­ществ­ле­ния мед­ме­ро­при­я­тий; тре­тья — доро­го­сто­я­щий кре­стик на золо­той цепоч­ке — соблазн для непо­ря­доч­ных людей, а за его про­па­жу отве­чать при­дет­ся леча­ще­му вра­чу. Поэто­му на опе­ра­цию реко­мен­ду­ет­ся идти с про­стым кре­сти­ком на обык­но­вен­ной про­стой нит­ке. Если не раз­ре­шат иметь кре­стик на шее, то он лег­ко впле­та­ет­ся в воло­сы или при­вя­зы­ва­ет­ся к кисти или одно­му из паль­цев пра­вой руки.

Извест­ны слу­чаи, когда боль­ные за неиме­ни­ем дру­гой воз­мож­но­сти начер­та­ли крест у себя на гру­ди шари­ко­вой руч­кой или про­си­ли ане­сте­зио­ло­гов оста­вить кре­стик до кон­ца опе­ра­ции на нар­коз­ном аппа­ра­те. Самое же глав­ное «уйти в нар­коз» (заснуть) с молит­вой «Гос­по­ди, поми­луй!» или с Иису­со­вой молит­вой: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Сыне Божий, поми­луй мя греш­на­го», и с молит­вен­ным хода­тай­ством к сво­е­му анге­лу-хра­ни­те­лю. Извест­ны слу­чаи, когда лица, «уснув­шие» без молитв, даже свя­щен­ни­че­ско­го сана, в нар­коз­ном «сне» под­вер­га­лись напа­де­нию нечи­стой силы. Име­ют­ся отдель­ные сви­де­тель­ства о заго­ва­ри­ва­нии, «коди­ро­ва­нии» боль­ных во вре­мя нар­коз­но­го сна неко­то­ры­ми вра­ча­ми, обла­да­ю­щи­ми оккульт­ны­ми зна­ни­я­ми, запре­щен­ны­ми Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. Защи­ща­ют от таких и иных того же рода непри­ят­но­стей толь­ко пред­ва­ри­тель­ная молит­ва и крест­ное зна­ме­ние. Какие же пер­вые сло­ва или мыс­ли долж­ны быть у при­шед­ше­го в себя от нар­ко­за? Хва­ла Богу и бла­го­да­ре­ние Его за сохра­не­ние жиз­ни и за опе­ра­цию: «Сла­ва Тебе, Боже! Сла­ва Тебе, Боже! Сла­ва Тебе, Боже!» Очень хоро­шо, если вы попро­си­те слу­жи­те­лей домо­вой боль­нич­ной церк­ви воз­жечь све­чу в при­мер­ное вре­мя вашей опе­ра­ции. А опра­вив­шись от опе­ра­ции и укре­пив­шись телес­но, сами воз­бла­го­да­ри­те Бога и Матерь Божию, поста­вив свечи.

Раз­ви­лось осложнение.

Вре­мя пре­бы­ва­ния в ста­ци­о­на­ре затянулось.

Все боле­е­те и боле­е­те, а исхо­да не вид­но, одна телес­ная скорбь потя­ну­ла за собой дру­гую. Уже­ли это слу­чай­но?! Близ вас Гос­подь, Матерь Божия, свя­тые, неуже­ли Они не видят ваших стра­да­ний, а видя — зачем застав­ля­ют томить­ся. Если они — любовь и прав­да, зачем допус­ка­ют это?

Свя­ти­тель Фео­фан отве­ча­ет так: Возь­ми­те себе, что быва­ет меж­ду пиро­гом, жаре­ным в печи, и меж­ду хозяй­кой. Дай­те пиро­гу чув­ство, мысль, язык… Что бы он заго­во­рил хозяй­ке?!: Матуш­ка! Заса­ди­ла ты меня сюда и жарюсь… Ни одной кру­пин­ки у меня не оста­лось не жари­мой, все горит, до нетер­пи­мо­сти… И то беда, что исхо­да не вижу, и кон­ца не чаю. Обра­щусь напра­во, обра­щусь нале­во, впе­ред или назад или квер­ху, ото­всю­ду заперт, а жаром несет до нетер­пи­мо­сти. Что я тебе сде­лал? Дай­те хозяй­ке пони­мать речь пиро­га. Что бы отве­ти­ла она ему?!: … Что ты, я толь­ко о тебе и радею. Потер­пи немно­го… и уви­дишь какой ты у меня вый­дешь кра­са­вец. … А какой аро­мат от тебя пой­дет по все­му дому?! … Потер­пи еще чуточ­ку и уви­дишь отра­ду«. Теперь при­ме­ни­те эту бесе­ду к себе и к Гос­по­ду. Гос­подь толь­ко и печет­ся, что­бы через тес­но­ты и жар болез­ни при­уго­то­вить вашу душу к пони­ма­нию Его воли, испол­не­нию еван­гель­ских запо­ве­дей, то есть каче­ствен­но изме­нить ее состо­я­ние, что­бы из теста вышел пирог, а не до кон­чи­ны сво­ей Вы оста­ва­лись ни к како­му упо­треб­ле­нию не год­ной мяки­ной-тестом. Поло­жи­те себя в руки Божий и жди­те. Все в руках Божи­их, а Вы все суе­ти­тесь, мяте­тесь, ста­ра­е­тесь пере­хит­рить само­го себя. Пере­стань­те это делать и лежи­те спо­кой­но, бла­го­душ­но пре­тер­пе­вая слу­чив­ше­е­ся.( Свт. Фео­фан Затвор­ник. Там же, стр. 8).

Так и вы: уж наез­ди­лись по док­то­рам и након­суль­ти­ро­ва­лись спол­на, натра­ти­лись денег и вре­ме­ни. Теперь самое разум­ное, — и впрямь, лежать и тер­петь, бла­го­да­ря за все Бога. Дру­гое дело — спо­кой­но поду­мать при этом об укреп­ле­нии сво­е­го тер­пе­ния. Как это сде­лать? В вашем слу­чае умест­но при­гла­сить свя­щен­ни­ка (из боль­нич­ной церк­ви, а если ее нет, то из близ­ле­жа­щей) для того, что­бы при­ча­стить­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. Если пред­сто­ит повтор­ная тяже­лая опе­ра­ция (осо­бен­но полост­ная или ней­ро­хи­рур­ги­че­ская), сле­ду­ет перед опе­ра­ци­ей собо­ро­вать­ся и при­ча­стить­ся. Меж­ду тем, отно­ше­ние к этой, без­услов­но, вели­кой и бла­го­дат­ной под­держ­ке боль­но­го — поче­му-то свя­за­но совсем с ины­ми пред­став­ле­ни­я­ми о ней. Чаще все­го про­ис­хо­дит это про­сто по неве­де­нию, что убе­ди­тель­но пока­за­но в бро­шю­ре «О суе­ве­ри­ях», издан­ной Сре­тен­ским мона­сты­рем. «…К совер­ше­нию это­го таин­ства, по про­сто­на­род­но­му — “собо­ро­ва­ние мас­лом” боль­ных, мно­гие вовсе счи­та­ют ненуж­ным при­бе­гать. И при­бе­га­ют толь­ко тогда, когда уже не оста­ет­ся ника­кой надеж­ды в выздо­ров­ле­нии боль­но­го, и даже тогда, когда он нахо­дит­ся без созна­ния. При­чи­на это­го заклю­ча­ет­ся в суе­вер­ном мне­нии, что собо­ро­ван­ный мас­лом непре­мен­но дол­жен вско­ре уме­реть. …С недо­ве­ри­ем слу­ша­ют мно­гие вну­ше­ния свя­щен­ни­ка о том, что таин­ство еле­освя­ще­ния есть одно из бла­го­де­тель­ней­ших таинств свя­той Церк­ви, кото­рые она, как чадо­лю­би­вая мать, уста­но­ви­ла совер­шать над боль­ны­ми для их выздо­ров­ле­ния. От болез­ней не толь­ко телес­ных, но и душев­ных (т.е. от гре­хов), и что все молит­вы это­го таин­ства содер­жат моле­ния за здра­вие боль­но­го и о про­ще­нии гре­хов его». («О суе­ве­ри­ях». — М., Сре­тен­ский мона­стырь, 1995, стр. 18–19).

После опе­ра­ции еже­днев­ное потреб­ле­ние арт­оса, свя­той просфо­ры, свя­той воды (молит­ва на их при­ня­тие при­ве­де­на в При­ло­же­нии 3), пома­за­ние себя свя­тым еле­ем от мощей угод­ни­ков Божи­их или от Чудо­твор­ных икон спо­соб­ству­ют ско­рей­ше­му выздоровлению.

Неожи­дан­но постав­лен диа­гноз: рак

По суще­ству­ю­щим совре­мен­ным меди­цин­ским поло­же­ни­ям от боль­ных ста­ра­ют­ся не скры­вать истин­но­го диа­гно­за, если они могут трез­во и муже­ствен­но подой­ти к его вос­при­я­тию. В ряде слу­ча­ев диа­гноз сооб­ща­ет­ся толь­ко род­ствен­ни­кам. Но в любом слу­чае, если вдруг вы ока­зы­ва­е­тесь после выпис­ки у онко­ло­га, не надо падать духом и роп­тать. Неза­ви­си­мо от того, под­твер­дит­ся пред­по­ла­га­е­мый диа­гноз или нет — поста­рай­тесь и эту ситу­а­цию вос­при­нять пра­виль­но, по-хри­сти­ан­ски: как сво­е­го рода Божию милость, когда Гос­подь дает вам вре­мя и повод поду­мать о Веч­но­сти, в кото­рую рано или позд­но из зем­ной, «вре­мен­ной» жиз­ни ухо­дит бес­смерт­ная душа каж­до­го из нас. В какую веч­ность она уйдет — в веч­ное бла­жен­ство, или в веч­ное стра­да­ние — зави­сит о нас самих. От того, как веро­ва­ли, от того, как напол­ня­ли свою веру пра­вед­ны­ми дела­ми и пока­я­ни­я­ми. Милость же Гос­по­да столь бес­пре­дель­на, что он и на исхо­де наше­го греш­но­го зем­но­го бытия готов даро­вать нам Спа­се­ние: были бы молит­вы теп­лы и силь­ны, было бы пока­я­ние глу­бо­ким и искрен­ним, про­зре­ла бы на деле любовь к ближ­не­му. И глав­ное — оста­лось бы толь­ко вре­мя на все это! Чем боль­ше — тем луч­ше. Вот поче­му даже подоб­ную ситу­а­цию надо вос­при­ни­мать с бла­го­да­ре­ни­ем Богу, как его спа­си­тель­ный, забла­го­вре­мен­ный ответ на ваши молит­вен­ные про­ше­ния о «непо­стыд­ной хри­сти­ан­ской кон­чине». Что­бы вне­зап­ная немощь, могу­щая при­ве­сти к смер­ти тела, не заста­ла врас­плох и душу. В любом слу­чае — сколь­ко бы ни отпу­стил вам теперь Гос­подь лет, меся­цев и дней — это, без­услов­но. Божий при­зыв рас­по­знать вре­мя уси­лен­ных и более частых молитв, доб­рых дел и углуб­лен­но­го пока­я­ния, соеди­нен­но­го с более частым При­ча­ще­ни­ем Свя­тых Хри­сто­вых Тайн (в согла­со­ва­нии с духовником).

О посте в боль­нич­ных условиях

Часто этот вопрос слу­жит кам­нем пре­ткно­ве­ния для хри­сти­ан, источ­ни­ком соблаз­на для мед­пер­со­на­ла и пред­ме­том непо­слу­ша­ния духов­ни­ков. Про­ис­хо­дит это чаще все­го от непо­ни­ма­ния смыс­ла поста и смыс­ла хри­сти­ан­ской жиз­ни, кото­рый заклю­ча­ет­ся, преж­де все­го, как учил пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский, в стя­жа­нии Духа Свя­та­го. То есть, крест болез­ни пред­на­зна­чен, в первую оче­редь, для очи­ще­ния души, что­бы обо­га­ти­лась она духом кро­то­сти, духом незло­бия, мило­сер­дия, люб­ви и духом иных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей. Тело иста­и­ва­ет, а душа утуч­ня­ет­ся и укреп­ля­ет­ся. Смысл же любо­го поста — есть алка­ние и состра­да­ние со Хри­стом и за Хри­ста, а не сле­пое утес­не­ние себя толь­ко в пище. Болезнь же заме­ня­ет пост и если она пере­но­сит­ся с бла­го­да­ре­ни­ем Богу, то при­ни­ма­ет­ся им рав­но­знач­но посту, а часто и выше. «Болезнь есть вра­зум­ле­ние нам Божие и слу­жит к пре­спе­я­нию, если будем бла­го­да­рить Бога. Не был ли Иов вер­ным дру­гом Божи­им? Но чего не пре­тер­пел он, бла­го­да­ря и бла­го­слов­ляя Бога? — И тер­пе­ние при­ве­ло его, нако­нец, к без­при­мер­ной сла­ве. Потер­пи и ты немно­го (в болез­ни), и узришь сла­ву Божию (Ин., II, 40). — А что постить­ся не можешь (в болез­ни), не скор­би. Бог ни от кого не тре­бу­ет тру­дов сверх силы. К тому же, что такое пост, как не нака­за­ние тела для того, что­бы усми­рить тело здо­ро­вое и сде­лать его немощ­ным для стра­стей, по сло­ву Апо­сто­ла: егда немо­ще­ствую, тогда силен есмь ( 2 Кор. 12, 10 ). А болезнь более сего нака­за­ния и вме­ня­ет­ся вме­сто поста, — и ценит­ся даже более его. Кто пере­но­сит ее с тер­пе­ни­ем, бла­го­да­ря Бога, тот через тер­пе­ние полу­ча­ет плод спа­се­ния сво­е­го. Вме­сто того, что­бы ослаб­лять силу тела постом, оно быва­ет уже ослаб­ле­но болез­нью. Бла­го­да­ри же Бога, что ты осво­бо­дил­ся от тру­да постить­ся. Если и десять раз в день будешь есть, не печаль­ся; ты не будешь осуж­ден за то, так как посту­па­ешь так не в поблаж­ку себе» (Подвиж­ни­че­ские настав­ле­ния свв. прп. Вар­со­ну­фия и Иоан­на. Доб­ро­то­лю­бие. — Свя­то-Тро­иц­кая Сер­ги­е­ва Лав­ра, 1993, том 2, п. 43., с. 570) Таким обра­зом, самым разум­ным для боля­ще­го будет не свою волю тво­рить, а испол­нять заве­ты Свя­тых отцов, и есть все, что дают в боль­нич­ной сто­ло­вой и что при­но­сят, согла­су­ясь с леча­щим вра­чом, родственники.

Здо­ро­вье и болезнь

По уче­нию Свя­тых отцов, болезнь — есть вре­мя посе­ще­ния чело­ве­ка Богом. Про­ис­хо­дит это неви­ди­мо и не все­гда ощу­ти­мо, но непре­лож­но. Гос­подь при­но­сит чело­ве­ку болезнь телес­ную как горь­кое лекар­ство от неду­га душев­но­го и духов­но­го. Все от Бога: и болез­ни и здо­ро­вье — пода­ет­ся нам во спа­се­ние наше. Так и вы при­ни­май­те свою болезнь и бла­го­да­ри­те за то Бога, что печет­ся о спа­се­нии вашем. «Посы­ла­ет Бог иное в нака­за­ние, как эпи­ти­мью, иное в обра­зум­ле­ние, чтоб опом­нил­ся чело­век; иное, чтоб изба­вить от беды, в кото­рую попал бы чело­век, если бы был здо­ров; иное, чтоб тер­пе­ние пока­зал чело­век и тем боль­шую заслу­жил награ­ду; иное, чтоб очи­стить от какой стра­сти, и для мно­гих дру­гих при­чин». (Свт. Фео­фан Затвор­ник. Там же, стр. 12) Свя­той Тихон Задон­ский учил об этом так: «Здра­вие тела отво­ря­ет чело­ве­ку две­ри ко мно­гим при­хо­тям и гре­хам, но немощь тела затво­ря­ет. Во вре­мя болез­ни мы чув­ству­ем, что жизнь чело­ве­че­ская подоб­на цвет­ку, кото­рый тот­час засы­ха­ет, как ско­ро он рас­пус­ка­ет­ся… Что наши дни исче­за­ют как тень, что наше тело сох­нет подоб­но тра­ве поле­вой, что жизнь само­го креп­ко­го чело­ве­ка есть толь­ко дыха­ние; что с каж­дым дыха­ни­ем она сокра­ща­ет­ся, и что бие­ние его пуль­са подоб­но уда­рам маят­ни­ка, при­бли­жа­ет его к послед­не­му часу, кото­рый почти все­гда бьет в такую мину­ту, когда он дума­ет, что до сего часа еще дол­го. О, болезнь, горь­кое, но здо­ро­вое лекар­ство! Как соль гни­лость мяса и рыбы отвра­ща­ет и не попус­ка­ет зарож­дать­ся чер­вям в них: так и вся­кая болезнь сохра­ня­ет дух наш от гни­ло­сти и тле­ния духов­но­го, не попус­ка­ет стра­стям, как чер­вям душев­ным, зарож­дать­ся в нас». «Есть болез­ни, на изле­че­ние коих Гос­подь нала­га­ет запрет, когда видит, что болезнь нуж­нее для спа­се­ния, чем здо­ро­вье. … Если чув­ству­е­те и види­те, что сами вино­ва­ты, то нач­ни­те с рас­ка­я­ния и жале­ния пред Богом, что не побе­рег­ли дар здо­ро­вья. Им вам дан­ный. А потом все же све­ди­те к тому, что болезнь от Гос­по­да есть, и слу­чай­но ниче­го не быва­ет. И вслед за этим опять бла­го­да­ри­те Гос­по­да. Болезнь сми­ря­ет, умяг­ча­ет душу и облег­ча­ет ея тяжесть обыч­ную от мно­гих забот.» (Свт. Фео­фан Затвор­ник. Там же, стр. 4) Гос­подь отни­ма­ет силы, что­бы хоть этим осте­пе­нить чело­ве­ка. Он уж не зна­ет как по-дру­го­му испра­вить. И мило­сти, и скорб­ные посе­ще­ния — все пере­ис­пы­та­но, и все не в прок. Час же смер­ти при­бли­зит­ся, что делать тогда ока­ян­но­му чело­ве­ку? … В болез­ни хоть и самой лег­кой, смерть может и при­дет на память, чтоб дать душе самым делом испы­тать, что поми­на­ние послед­них дней жиз­ни отвра­ща­ет от гре­ха.( Свт. Фео­фан Затвор­ник. Там же, стр. 5).

Выздо­рав­ли­ва­ю­щий после болез­ни, осо­бен­но после серьез­ной и опас­ной, дол­жен чув­ство­вать и гово­рить: «Свы­ше даро­ва­на мне отсроч­ка, да пока­юсь и жизнь свою исправ­лю по запо­ве­дям Хри­сто­вым». Аминь.

У кого Цер­ковь лечить­ся не благословляет

Измож­ден­ный до край­но­сти боль­ной чело­век, испы­ты­вая посто­ян­ные телес­ные стра­да­ния, начи­на­ет искать любой выход из них. Если он не укреп­лен верой и мало зна­ком с цер­ков­ны­ми уста­нов­ле­ни­я­ми, то часто такой поиск закан­чи­ва­ет­ся тем, что стра­да­лец попа­да­ет в диа­воль­ские сети. В наше вре­мя, 90‑е годы 20-го сто­ле­тия, они обшир­но рас­ки­ну­ты в виде вся­ко­го рода сало­нов магии, гип­но­за, вол­шеб­ства, цели­тель­ства, экс­тра­сен­со­ри­ки, коди­ро­ва­ния, био­энер­ге­ти­ки — при­ме­ров тому не пере­честь. Если чело­век идет к слу­жи­те­лям этих оккульт­ных наук или к «баб­кам», то совер­ша­ет­ся страш­ный грех про­тив пер­вой запо­ве­ди Божи­ей и при этом заклю­ча­ет­ся страш­ная сдел­ка: путем при­об­ре­те­ния здо­ро­вья душа тако­го неосто­рож­но­го чело­ве­ка про­да­ет­ся диа­во­лу, а в веч­ной жиз­ни (загроб­ной) несчаст­но­го ждут страш­ные муки, если он не испо­ве­ду­ет этот грех. Цер­ковь все­гда бла­го­слов­ля­ла обра­щать­ся за помо­щью толь­ко к ней или вра­чам, искус­ным в меди­цин­ской нау­ке (спе­ци­а­ли­стам-про­фес­си­о­на­лам, хоро­шо зна­ю­щим свое дело). Если боль­ной укло­нял­ся от лече­ния у вра­ча, бес­печ­но упо­вая на само­ис­це­ле­ние, Цер­ко­вью это вме­ня­лось ему в грех — грех рис­ка здо­ро­вьем и жиз­нью, явля­ю­щи­ми­ся Божи­им досто­я­ни­ем. Неис­ку­шен­но­му чело­ве­ку порой труд­но разо­брать­ся, к кому идти мож­но, а к кому нель­зя. В наше вре­мя идет вол­на нео­кол­дов­ства, кото­рое все настой­чи­вее про­ни­ка­ет к людям под мас­кой псев­до­цер­ков­но­сти. Мно­гие «баб­ки», цели­те­ли и цели­тель­ни­цы пря­чут­ся за имя Божие и свя­тые лики, обстав­ля­ют­ся ико­на­ми (что хоро­шо вид­но из их реклам­ных объ­яв­ле­ний), гово­рят, что молят­ся, веру­ют, уве­ши­ва­ют себя кре­ста­ми, а на самом деле явля­ют­ся слу­жи­те­ля­ми сата­ны, толь­ко в ове­чьей шку­ре. (Андрей Лев­ши­нов, Тянь-Шан­ский, Восто­ков, Мар­ты­нов, баба Нюра, баба Дарья, Сте­фа­ния, Вар­ва­ра и дру­гие). При этом часть цели­те­лей наг­ло посы­ла­ют «боль­ных» меж­ду сеан­са­ми сво­е­го лече­ния пой­ти в цер­ковь, помо­лить­ся, при­ча­стить­ся, при­ло­жить­ся к ико­нам. Мож­но задать вопрос: где же под­ме­на, в чем лжи­вость помо­щи этих «цели­те­лей»? В том, что чело­век, соглас­но уче­нию Церк­ви, пыта­ет­ся «лечить­ся» духов­ны­ми сред­ства­ми у неду­хов­ных людей, не соблю­дая глав­но­го духов­но­го пра­ви­ла: преж­де исце­ле­ния тела — очи­сти и исце­ли свою душу от гре­ха в таин­стве пока­я­ния. Вне Пра­во­слав­ной Церк­ви, вне свя­щен­ни­ков это­го таин­ства нет. Цер­ковь есть Дом Божий. «При­и­ди­те ко Мне все труж­да­ю­щи­е­ся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас» (Мф. II, 28) — так ска­зал Гос­подь. «Ко мне» — в цер­ковь, в Дом Божий, где оби­та­ет Дух Свя­тый, а не на ста­ди­о­ны, в кино­те­ат­ры, или сало­ны, кото­рые счи­та­ют­ся жили­щем вся­ко­го рода нечи­стой силы. Цер­ковь и боль­ни­ца — вот два места, куда бла­го­слов­ля­ет­ся обра­щать­ся больным.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Молит­вы в боль­ни­це во вре­мя болез­ни, для не зна­ю­щих ника­ких молитв

Молит­ва Господня

Отче наш, Иже еси на небе­сех! Да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небе­си и на зем­ли. Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь; и оста­ви нам дол­ги наша, яко­же и мы остав­ля­ем долж­ни­ком нашим; и не вве­ди нас во иску­ше­ние, но изба­ви нас от лукаваго.

Песнь Пре­свя­той Богородице

Бого­ро­ди­це Дево, радуй­ся, Бла­го­дат­ная Марие, Гос­подь с Тобою; бла­го­сло­вен­на Ты в женах и бла­го­сло­вен плод чре­ва Тво­е­го, яко Спа­са роди­ла еси душ наших.

Молит­ва свя­то­му вели­ко­му­че­ни­ку и цели­те­лю Пантелеимону

О, вели­кий Хри­стов угод­ни­че и пре­слав­ный целеб­ни­че, вели­ко­му­че­ни­че Пан­те­ле­и­моне! Душею на небе­си Пре­сто­лу Божию пред­сто­яй и трии­по­стас­ныя Его сла­вы насла­жда­яй­ся, телом же и ликом свя­тым на зем­ли в Боже­ствен­них хра­мех почи­ва­яй и дан­ною ти свы­ше бла­го­да­тию раз­лич­ные чуде­са исто­ча­яй, при­з­ри мило­сти­вым тво­им оком на пред­сто­я­щия люди, чест­ней тво­ей иконе умиль­но моля­щи­е­ся и про­ся­щие от тебе целеб­ныя помо­щи и заступ­ле­ния: про­стри ко Гос­по­ду Богу наше­му теп­лыя твоя молит­вы, и испро­си душам нашим остав­ле­ние согре­ше­ний. Се бо мы, за без­за­ко­ния наша не сме­ю­ще воз­ве­сти оче­са наша к высо­те небес­ней, ниже воз­не­сти глас молеб­ный к Его в Боже­стве непре­ступ­ней сла­ве, серд­цем сокру­шен­ным и духом сми­рен­ным тебе, хода­тая мило­сти­ва ко Вла­ды­це и молит­вен­ни­ка за ны, греш­ныя, при­зы­ва­ем, яко ты при­ял еси бла­го­дать от Него неду­ги отго­ня­ти и стра­сти исце­ля­ти. Тебе убо про­сим: не пре­зри нас, недо­стой­ных, моля­щих­ся тебе и тво­ея помо­щи тре­бу­ю­щих. Буди нам в печа­лех уте­ши­тель, в неду­зех лютых страж­ду­щим врач, напаст­ву­е­мым ско­рый покро­ви­тель, оче­сам неду­гу­ю­щим про­зре­ния датель, ссу­щим и мла­ден­цем в скор­бех гото­вей­ший пред­ста­тель и исце­ли­тель: исхо­да­тай­ствуй всем вся, яже ко спа­се­нию полез­ная, яко да тво­и­ми ко Гос­по­ду Богу молит­ва­ми полу­чив­ши бла­го­дать и милость, про­сла­вим всех бла­гих Источ­ни­ка и Даро­по­да­те­ля Бога, Еди­но­го в Тро­и­це Свя­тей сла­ви­мо­го, Отца и Сына и Свя­та­го Духа, ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

Бла­го­че­сти­вые раз­ду­мья и воз­ды­ха­ния во вре­мя болезни

Гос­подь дал здо­ро­вье. Гос­подь забрал здо­ро­вье. Буди имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но отныне и до века.

Гос­по­ди, Ты видишь мою болезнь. Ты зна­ешь, как я гре­шен и немо­щен (греш­на и немощ­на): помо­ги мне тер­петь и бла­го­да­рить Твою благость.

Гос­по­ди, сотво­ри, что­бы болезнь эта была в очи­ще­ние мно­гих моих грехов.

Вла­ды­ко Гос­по­ди, я в руках Тво­их, поми­луй меня по воле Тво­ей, и, если мне полез­но, исце­ли меня вско­ре. Достой­но по делам моим при­ем­лю; помя­ни мя, Гос­по­ди, во Цар­ствии Тво­ем! Сла­ва Богу за все!

2.0 пра­виль­ном нало­же­нии крест­но­го знамения

Прис­но­па­мят­ный ста­рец Заха­рия (Ста­рец Заха­рия (1850–1936). Имя его при кре­ще­нии. В мона­ше­стве Зоси­ма. В схи­ме опять Заха­рия. Он послед­ним поки­нул Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру, когда ее закры­ва­ли без­бож­ни­ки) сохра­нил и пре­по­дал сво­им духов­ным чадам поуче­ние свя­то­го Сера­фи­ма Саров­ско­го о крест­ном зна­ме­нии: — Чада мои, вот, как надо накла­ды­вать [крест­ное зна­ме­ние] с молит­вой, кото­рая есть воз­зва­ние к Пре­свя­той Тро­и­це. Гово­рим: «Во ИМЯ ОТЦА», сло­жив три пер­ста вме­сте, пока­зы­вая этим, что Гос­подь есть един в трех Лицах. При­кла­ды­вая сло­жен­ные три пер­ста ко лбу, мы освя­ща­ем свой разум, воз­но­сясь молит­вой к Богу Отцу Все­дер­жи­те­лю, Твор­цу анге­лов, неба, зем­ли, людей. Твор­цу все­го види­мо­го и неви­ди­мо­го. Затем про­из­но­сим «и СЫНА», и каса­ясь ниж­ней части гру­ди эти­ми же пер­ста­ми, мы поми­на­ем все муки Спа­си­те­ля, за нас потер­пев­ше­го. Его рас­пя­тие, наше­го Иску­пи­те­ля, Сына Еди­но­род­но­го, от Отца рож­ден­но­го, несо­тво­рен­но­го. И освя­ща­ем серд­це свое и все чув­ства свои, воз­но­ся их к зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля, нас ради и наше­го ради спа­се­ния сшед­ше­го с небес и вопло­тив­ше­го­ся. Затем воз­но­ся пер­сты на раме­на (пле­чи), гово­рим: «и СВЯТАГО ДУХА». Про­сим тре­тье Лицо Пре­свя­той Тро­и­цы не оста­вить нас, освя­тить нашу волю и мило­сти­во помочь нам: все силы наши, все дей­ствия наши напра­вить на то, что­бы стя­жать Духа Свя­то­го в серд­ца наши. И, нако­нец, сми­рен­но, бла­го­го­вей­но, со стра­хом Божи­им и надеж­дой, и с глу­бо­кой любо­вью ко Пре­свя­той Тро­и­це, закан­чи­ва­ем эту вели­кую молит­ву, гово­ря: «АМИНЬ», то есть истин­но, да будет так. Эта молит­ва навсе­гда соеди­не­на с кре­стом. А ста­ри­ца Пела­гия Рязан­ская о крест­ном зна­ме­нии гово­ри­ла: — При пра­виль­ном сло­же­нии пер­стов из них исхо­дит неви­ди­мый огонь! И когда мы нано­сим на себя крест­ное зна­ме­ние, то бла­го­дат­ный огонь опа­ля­ет, освя­ща­ет и очи­ща­ет наше тело.

3. Молит­ва на при­ня­тие просфо­ры и свя­той воды

Гос­по­ди, Боже мой, да будет дар Твой свя­тый: просфо­ра и свя­тая Твоя вода во остав­ле­ние гре­хов моих, в про­све­ще­ние ума мое­го, во укреп­ле­ние душев­ных и телес­ных сил моих, во здра­вие души и тела мое­го, в поко­ре­ние стра­стей и немо­щей моих по без­пре­дель­но­му мило­сер­дию Тво­е­му, молит­ва­ми Пре­чи­стыя Тво­ея Мате­ри и всех свя­тых Тво­их. Аминь.

4. Опи­са­ние зна­ме­ний и исце­ле­ний, бла­го­да­тию Божи­ею быв­ших в раз­ных местах в 1863, 1864 и 1865 годах от свя­тых мощей и части Живо­тво­ря­ще­го Дре­ва Кре­ста Гос­под­ня, при­не­сен­ных со свя­той Афон­ской Горы * ’ (Пред­ла­га­е­мые вни­ма­нию чита­те­лей фак­ты при­ве­де­ны из жур­на­лов «Душе­по­лез­ное Чте­ние» за декабрь 1864 г. и «Стран­ник» за июнь 1866 г., где они пуб­ли­ко­ва­лись в пол­ном объеме).

Cue при­ло­же­ние при­во­дит­ся, что­бы укре­пить веру боля­щих людей и их тер­пе­ние к пере­не­се­нию забо­ле­ва­ний. Сле­ду­ет заме­тить, что кро­ме ниже­при­во­ди­мых кли­ни­че­ских слу­ча­ев и сви­де­тельств, за всю исто­рию Пра­во­слав­ной Церк­ви, в том чис­ле и в насто­я­щее вре­мя, про­ис­хо­дит мно­го бла­го­дат­ных исце­ле­ний от свя­тых мощей. Гос­подь ныне и прис­но и во веки веков тот же и силен во мгно­ве­ние ока подать исце­ле­ние, но кому: чело­ве­ку веру­ю­ще­му в Него и каю­ще­му­ся в сво­их гре­хах. Сей­час во мно­гих епар­хи­ях и церк­вах почи­ва­ют мощи свя­тых угод­ни­ков Божи­их или части­цы свя­тынь, перед кото­ры­ми мож­но отслу­жить моле­бен и с верою при­ло­жить­ся. Есть такие свя­ты­ни и в при­хо­де Свя­то­го вели­ко­му­че­ни­ка и цели­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на-на-Ручье, в кото­ром почи­ва­ют мощи угод­ни­ков Божи­их, пода­ю­щих исце­ле­ние при раз­лич­ных забо­ле­ва­ни­ях, и перед кото­ры­ми совер­ша­ют­ся молеб­ные пения о боля­щих. (Адрес при­хо­да нахо­дит­ся на послед­ней стра­ни­це дан­ной кни­ги). Поче­му мы не идем к свя­ты­ням? Что же меша­ет нам полу­чить Божию помощь в телес­ной немо­щи? Наше упор­ное мало­ве­рие или неве­рие, леность и нера­де­ние о себе, что надо куда-то ехать, тра­тить вре­мя, уста­вать и вооб­ще понуж­дать себя к чему-либо подоб­но­му. Меша­ет, конеч­но, и наша гор­дость, застав­ля­ю­щая нас наде­ять­ся толь­ко на дости­же­ния чело­ве­че­ско­го разу­ма: совре­мен­ные меди­цин­ские тех­но­ло­гии, почти чудо­дей­ствен­ные лекар­ствен­ные пре­па­ра­ты, супер­но­вые анти­био­ти­ки широ­ко­го спек­тра дей­ствия с про­лон­ги­ро­ван­ным эффек­том, лич­ные свя­зи и зна­ком­ства с вра­ча­ми, кото­рые почти как дру­зья семьи. Но Гос­подь пору­га­ем не быва­ет, и порой несчаст­ные стра­даль­цы, зако­ре­нев­шие в сво­ем про­тив­ле­нии и отри­ца­нии Бога и воз­мож­но­сти бла­го­дат­но­го исце­ле­ния по молит­вам, прой­дя несколь­ко боль­ниц, опе­ра­ций, пере­про­бо­вав все, при­хо­дят в цер­ковь и… полу­ча­ют мгно­вен­ное избав­ле­ние от мучив­ше­го неду­га, как вид­но из при­ве­ден­ных ниже сви­де­тельств. Хоро­шо, если вра­зум­ле­ние про­ис­хо­дит вовре­мя и цер­ковь успе­ет чем-то помочь. Но неред­ко быва­ет и так, что лишь очу­тив­шись в реани­ма­ции, боль­ной начи­на­ет желать духов­ной помо­щи. или об этом про­сят его род­ствен­ни­ки, а свя­щен­ник уже ничем не может помочь, так как для совер­ше­ния таинств суще­ству­ют свои кано­ни­че­ские пра­ви­ла, опре­де­ля­ю­щие воз­мож­ность их при­ме­не­ния. Поэто­му, про­чи­тав при­ве­ден­ные сви­де­тель­ства, сле­ду­ет сде­лать для себя долж­ные выво­ды и извлечь полез­ные уроки.

  • Нов­го­род­ской губер­нии, Ста­ро-Рус­ско­го уез­да, Порож­ков­ско­го при­хо­да, селе­ния Гор­ки кре­стья­нин Егор Ефи­мов не имел веры ко Св. Мощам и дру­гих сму­щал, за это нака­зан был сле­ду­ю­щим обра­зом: 29 мая 1863 года, когда Св. Мощи при­не­се­ны были в их селе­ние, он не вышел навстре­чу им вме­сте с про­чи­ми, но ушел на осо­бое уеди­нен­ное место, что­бы, как он выра­зил­ся, молить­ся истин­но­му Богу. В это вре­мя попу­ще­ни­ем Божи­им напал на него нечи­стый дух и при­вел его в такое бес­но­ва­ние, что несколь­ко чело­век с тру­дом мог­ли его при­ве­сти к Св. Мощам. Стра­даль­че­ское поло­же­ние кре­стья­ни­на воз­бу­ди­ло в наро­де, кото­ро­го при этом слу­чае было мно­го, живое к нему уча­стие молит­вен­ное. Когда совер­ше­но было о нем все­на­род­ное усерд­ное молеб­ствие, то к вече­ру того дня он исце­ле­ние полу­чил; в заблуж­де­нии сво­ем он при­нес искрен­нее, со сле­за­ми, рас­ка­я­ние духов­но­му сво­е­му отцу, свя­щен­ни­ку села Поро­жок о. Иоси­фу и Афон­ско­му иеро­мо­на­ху Арсе­нию, нахо­див­ше­му­ся при Св. Мощах; и после того несколь­ко вре­ме­ни не отлу­чал­ся от Св. Мощей, боясь, дабы не повто­ри­лось напа­де­ние на него злоб­но­го духа. 
  • Ста­ро-Рус­ско­го уез­да, Соло­вьев­ско­го при­хо­да, дерев­ни Малых Гор­бов кре­стьян­ка Еле­на Еме­лья­но­ва, сомне­ва­ясь в Св. Мощах, не пошла вме­сте с про­чи­ми на покло­не­ние оным, за что в то же вре­мя вне­зап­но нака­за­на была коло­тьем, начав­шим­ся в ногах с подошв и пере­шед­шим во все тело; а дру­гая кре­стьян­ка Вос­кре­сен­ско­го при­хо­да, так­же, по неве­рию во Св. Мощи, не пошед­шая на покло­не­ние оным, нака­за­на была рас­слаб­ле­ни­ем во всех чле­нах тела. Неко­то­рые из жите­лей тех мест, так­же не веро­вав­шие во Св. Мощи, были устра­ше­ны нака­за­ни­ем Божи­им и, при­дя в рас­ка­я­ние, с вели­ким усер­ди­ем моли­лись Св. Мощам. Неве­рие их про­ис­хо­ди­ло от нау­ще­ния сосе­дей их — отпав­ших от Пра­во­слав­ной Церк­ви рас­коль­ни­ков. Быв­ший кре­пост­ной чело­век Сим­бир­ской поме­щи­цы Ека­те­ри­ны Алек­сан­дров­ны Сто­лы­пи­ной, Дмит­рий Пет­ров-Зим­нин­ский был отча­ян­но болен; по прось­бе г‑жи Сто­лы­пи­ной, Св. Мощи Цели­те­ля Пан­те­лей­мо­на и дру­гих Угод­ни­ков с Живо­тво­ря­щим Кре­стом Гос­под­ним были при­не­се­ны в город­скую боль­ни­цу, где лежал боль­ной. Боль­ной был так слаб, что не имел сил под­нять­ся с посте­ли и при­ло­жить­ся, но по совер­ше­нии молеб­на, когда Св. Живо­тво­ря­щий Крест и Св. Мощи были воз­ло­же­ны на боль­но­го, он полу­чил совер­шен­ное исце­ле­ние от тяж­кой сво­ей болез­ни, и всту­пил в исправ­ле­ние слу­же­ния сво­е­го г‑же Столыпиной. 
  • Поли­цей­ский сол­дат горо­да Сим­бир­ска Павел Ефи­мов, в апре­ле меся­це 1863 года женив­ший­ся, вско­ре после сва­дьбы почув­ство­вал страш­ную тос­ку с болью в серд­це, отче­го он сде­лал­ся как буд­то поме­шан­ный, гово­рил бес­со­зна­тель­но и чув­ство­вал страх, бес­пре­стан­но ози­ра­ясь на все сто­ро­ны с выра­же­ни­ем ужа­са и испу­га. Когда Павел Ефи­мов с женой при­шли на покло­не­ние Афон­ской Свя­тыне, тогда откры­лось, что в жене его оби­тал дух зло­бы, дото­ле скры­вав­ший­ся: при виде Свя­ты­ни сде­ла­лось с нею страш­ное бес­но­ва­ние: она кри­ча­ла, топа­ла нога­ми, билась, рва­ла воло­сы на себе, осо­бен­но во вре­мя молеб­на. Когда слу­жа­щим иеро­мо­на­хом воз­ло­жен был на нее Живо­тво­ря­щий Крест, то дух зло­бы, оби­тав­ший в ней, кри­чал: уйду, уйду, сожги меня, сожги. По окон­ча­нии молеб­ствия и пома­за­ния Св. еле­ем, испив­ши Св. воды с Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста, она затих­ла и без сопро­тив­ле­ния при­ло­жи­лась к Св. Мощам; вме­сте с нею и муж её Павел Ефи­мов, при­ло­жив­шись к Свя­тыне, так­же полу­чил облег­че­ние. В сле­ду­ю­щие дни они посто­ян­но ходи­ли в храм Божий, с вели­ким усер­ди­ем при­кла­ды­ва­лись к Св. Мощам и к Кре­сту и, полу­чив совер­шен­ное исце­ле­ние, гове­ли и при­об­ща­лись Свя­тых и Живо­тво­ря­щих Хри­сто­вых Тайн. 
  • В Сама­ре жена булоч­ни­ка Мат­вея Михай­ло­ва Кара­ча­ро­ва так была боль­на опу­хо­лью, что опа­са­лась за жизнь свою, но когда при­ло­жи­лась к Св. Мощам, полу­чи­ла ско­рое исцеление. 
  • По при­бы­тии Св. Мощей в г. Волгск, когда нес оные свя­щен­ник тамош­ней церк­ви с Афон­ским иеро­мо­на­хом Арсе­ни­ем, одна из жен­щин, нес­шая дро­ва на паро­ход, встре­тив­шись на пути, выра­зи­ла неве­рие, и на том же месте нака­за­на была силь­ною внут­рен­нею болезнию. 
  • В Волг­ске чинов­ник Семен Пет­ро­вич Немер­ца­лов, про­дол­жи­тель­но стра­дав­ший болью в гру­ди и не полу­чив­ший ника­ко­го облег­че­ния от меди­цин­ских посо­бий, когда пома­зал грудь еле­ем от Св. Мощей, в то же вре­мя полу­чил исцеление. 
  • Близ Сим­бир­ска, села Ясаш­ной Тапг­лы, свя­щен­ник Кон­стан­тин Андре­евич стра­дал глу­хо­той и шумом в голо­ве: поло­жив в уши вату от Мощей Свя­тых Угод­ни­ков, полу­чил ско­рое исцеление. 
  • МОСКОВСКОГО лейб-гвар­дии пол­ка унтер-офи­цер Иван Мои­се­ев Мак­си­мов в про­дол­же­нии четы­рех лет стра­дал тяж­кою внут­рен­нею болез­нию; ниче­го почти не мог ни есть, ни пить; при­ня­тие пищи сопро­вож­да­лось рво­тою, и часто был силь­ный понос, желу­док раз­ду­ва­ло, а по вре­ме­нам сво­ди­ло; кро­ме того, чув­ство­вал силь­ную боль в пояс­ни­це, так что труд­но было раз­ги­бать­ся. Все меди­цин­ские посо­бия, ока­зы­ва­е­мые ему, оста­ва­лись бес­по­лез­ны­ми, и он терял вся­кую надеж­ду на выздо­ров­ле­ние; он думал, что внут­рен­ность его гни­ет. Одна­жды това­рищ его, быв­ший у Св. Мощей, при­нес с собою опи­са­ние чудес, явлен­ных от Св. Мощей. Мак­си­мов, про­чи­тав оное, воз­дох­нул усерд­но ко Гос­по­ду и поло­жил твер­дое наме­ре­ние, хотя это и труд­но было, побы­вать к Св. Мощам для покло­не­ния. С такой реши­мо­стью он лег спать вве­че­ру того дня; утром проснул­ся, к неиз­ре­чен­ной радо­сти, совер­шен­но здо­ро­вым и поспе­шил отпра­вить­ся к Св. Мощам, к коим при­был 2 фев­ра­ля 1864 года, и рас­ска­зы­вал со сле­за­ми бла­го­дар­но­сти всем, быв­шим при Св. Мощах, о явлен­ном ему чудес­ным обра­зом исце­ле­нии не изле­чи­мой чело­ве­че­ски­ми сред­ства­ми его болезни. 
  • Титу­ляр­ная Совет­ни­ца Дарья Гав­ри­лов­на Виш­ня­ко­ва, про­жи­ва­ю­щая во 2‑й роте Измай­лов­ско­го пол­ка, в доме Лап­ши­на, с сочель­ни­ка Рож­де­ствен­ско­го поста стра­да­ла горяч­кою в выс­шей сте­пе­ни с рев­ма­тиз­мом, так что опасались.за её жизнь. В столь тяж­кой болез­ни она при­бег­ла с молит­вою к целеб­ни­ку Св. Пан­те­лей­мо­ну и полу­чи­ла ско­рое исцеление. 
  • У Титу­ляр­но­го Совет­ни­ка Пет­ра Мака­ро­ви­ча Бори­со­ва и супру­ги его Марии Роди­о­нов­ны, сын мла­де­нец Вла­ди­мир стра­дал жесто­ко зуб­ною болью. Болезнь нача­лась у него с того вре­ме­ни, как ста­ли про­ре­зы­вать­ся зубы, а на тре­тьем году от рож­де­ния голо­ва у ребен­ка чрез­мер­но ста­ла уве­ли­чи­вать­ся, в осо­бен­но­сти темя, над коим обра­зо­ва­лось зна­чи­тель­ное воз­вы­ше­ние; стра­да­ние его было невы­но­си­мое, зубы выгни­ли: от нестер­пи­мой боли он не мог ниче­го есть, и роди­те­ли опа­са­лись, чтоб не умер с голо­да. Упо­треб­лен­ные меди­цин­ские посо­бия не облег­чи­ли боли страж­ду­ще­го ребен­ка, и роди­те­ли, при всей люб­ви к сыну, не зна­ли, что с ним делать. В таком без­от­рад­ном поло­же­нии они услы­ша­ли о мно­гих бла­го­дат­ных исце­ле­ни­ях, полу­ча­е­мых от Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста и части Св. Мощей, при­не­сен­ных со Св. Афон­ской горы из Рус­ско­го Пан­те­ле­и­мо­но­ва мона­сты­ря: тогда мать ребен­ка поспе­ши­ла в Алек­сан­дро-Нев­скую Лав­ру на покло­не­ние Свя­тыне и, слез­но помо­лив­шись, при­ло­жи­ла к Свя­тыне страж­ду­ще­го сына, Мило­сер­дый Гос­подь ско­ро услы­шал горя­чую моль­бу мате­ри; мла­де­нец полу­чил совер­шен­ное исце­ле­ние: быв­шая дото­ле урод­ли­вой, голо­ва его при­шла в над­ле­жа­щий вид, и зубы как бы нико­гда не боле­ли. Жела­ю­щие видеть исце­лив­ше­го­ся ребен­ка и подроб­нее узнать об этом исце­ле­нии могут обра­тить­ся к роди­те­лям его, про­жи­ва­ю­щим в Свеч­ном пере­ул­ке, в доме Борисова. 
  • Живу­щая в селе Пар­го­ло­ве, в доме Коше­ле­ва, кре­стьян­ка Татья­на Его­ро­ва име­ла у себя на вос­пи­та­нии пле­мян­ни­цу Анну Ива­нов­ну, по седь­мо­му году, кото­рая в про­дол­же­нии двух лет стра­да­ла болью уха; док­то­ра не мог­ли ока­зать ника­ко­го посо­бия страж­ду­щей. Когда же при­ло­же­на была к боль­но­му её уху вата от Св. Мощей, то на дру­гой же день боль­ная совер­шен­но исце­ли­лась; вме­сте с нею и при­вед­шая ее к Св. Мощам тет­ка её Татья­на Его­ро­ва, стра­дав­шая глаз­ною болью, тут же у Св. Мощей исце­ли­лась и ста­ла ясно видеть. 
  • Гре­на­дер­ско­го сапер­но­го Его Импе­ра­тор­ско­го Высо­че­ства Вели­ко­го Кня­зя Пет­ра Нико­ла­е­ви­ча бата­ли­о­на рядо­вой Миха­ил Гри­го­рьев, в про­дол­же­нии двух меся­цев стра­дал глу­хо­тою и силь­ною болью в голо­ве; и хотя ему ока­зы­ва­ли раз­ные меди­цин­ския посо­бия, но ничто не помо­га­ло. Това­рищ его, рядо­вой Доро­фей Евстиг­не­ев, быв­ший у Св. Мощей, при­нес Св. мас­ла и ваты и пред­ло­жил боль­но­му поло­жить в уши вату, напи­тан­ную Св. мас­лом. Когда боль­ной с верою испол­нил это, он вско­ре совер­шен­но выздо­ро­вел и посту­пил на службу. 
  • У кре­стья­ни­на села Пар­го­ло­ва Яко­ва Андре­ева Моль­ко­ва были боль­ны две доче­ри: одна, Тати­а­на, стра­да­ла гла­за­ми, так что не мог­ла смот­реть, а дру­гая дочь его, три­на­дца­ти­лет­няя Мат­ре­на, име­ла силь­ную внут­рен­нюю болезнь: живот у неё по вре­ме­нам уве­ли­чи­вал­ся, на лице пока­зы­ва­лась опу­холь, при­чем она чув­ство­ва­ла тяж­кую боль. Упо­треб­лен­ные меди­цин­ские сред­ства не ока­зы­ва­ли стра­да­ли­цам посо­бия, а когда им дали мас­ла от Св. Мощей и Св. воды, тогда же полу­чи­ли они совер­шен­ное исцеление. 
  • С.-Петербургская мещан­ка Парас­ке­ва Ники­фо­ров­на Вол­ко­ва стра­да­ла око­ло вось­ми лет ломо­тою в ногах, отче­го сде­ла­лись даже наро­сты, и сколь­ко она ни поль­зо­ва­лась меди­цин­ски­ми посо­би­я­ми, ничто не помо­га­ло. Но в день Св. Вели­ко­му­че­ни­ка Пан­те­лей­мо­на 27 июля, она при­шла ко Св. Мощам, при­не­сен­ным со Св. Афон­ской горы и, по молит­ве, полу­чи­ла исце­ле­ние; 7 авгу­ста она сно­ва при­шла отслу­жить бла­го­дар­ствен­ный моле­бен и объ­яви­ла, что она теперь совер­шен­но здо­ро­ва. Про­жи­ва­ет в Косом пер., в доме Фон-дер-Флита. 
  • Курьер Глав­но­управ­ля­ю­ще­го Путя­ми Сооб­ще­ния Никон Зай­цев девять недель лежал в гос­пи­та­ле; чув­ство­вал такую боль в ногах, что не мог даже сту­пить. Жена его, меж­ду тем, была у Св. Мощей, при­нес­ла ему книж­ку с опи­са­ни­ем бла­го­дат­ных исце­ле­ний, быва­ю­щих от них. Когда он про­чи­тал ее, то воз­го­рел усер­ди­ем и обе­щал­ся прий­ти на покло­не­ние Угод­ни­кам Божи­им, после чего вско­ре почув­ство­вал облег­че­ние и 2 авгу­ста при­хо­дил к Св. Мощам, что­бы отслу­жить бла­го­дар­ствен­ный молебен. 
  • Вре­мен­но­обя­зан­но­го кре­стья­ни­на Яро­слав­ской губер­нии, Углиц­ко­го уез­да, Алек­сея Ника­но­ро­ва Крю­ко­ва жена Евдо­кия Кар­не­е­ва стра­да­ла силь­ною зуб­ною болью пол­то­ра года. Услы­шав­ши о Свя­тыне, при­не­сен­ной со Св. Афон­ской горы, она возы­ме­ла усер­дие помо­лить­ся, и когда, полу­чив ваты и Свя­та­го мас­ла от лам­па­ды, с верою при­ло­жи­ла к зубам, вдруг сде­лал­ся треск во всех зубах, и с той поры уня­лась боль, а наут­ро совер­шен­но чув­ство­ва­ла себя здо­ро­вою, как буд­то и не было ника­кой боли. Про­жи­ва­ет по Мохо­вой ули­це, в доме Гей­де под № 12. 
  • Иван Сер­ге­е­вич Серя­ков в про­дол­же­ние двух меся­цев стра­дал глу­хо­тою: но как толь­ко дал обе­ща­ние отслу­жить моле­бен Св. Афа­на­сию Афон­ско­му, вско­ре полу­чил исце­ле­ние, о чем и объ­явил 28 авгу­ста, при­быв ко Свя­тым Мощам отслу­жить бла­го­дар­ствен­ный моле­бен. Про­жи­ва­ет на Стек­лян­ном заводе. 
  • Деви­ца Евдо­кия Пет­ро­ва Хуты­ре­ва, живу­щая у под­пол­ков­ни­цы Вар­ва­ры Семе­нов­ны Бужин­ской, была боль­на 18 лет силь­ней­шим рев­ма­тиз­мом в ногах, от кото­ро­го левая нога её совсем не сги­ба­лась; так что она ходи­ла с боль­шим тру­дом, а в дур­ную пого­ду чув­ство­ва­ла в костях невы­но­си­мую ломо­ту и едва мог­ла удер­жи­вать­ся, что­бы не кри­чать. Лечи­лась она у мно­гих док­то­ров и дол­го, но без поль­зы. Когда 26 октяб­ря Св. Мощи были при­не­се­ны в дом г‑жи Бужин­ской, боль­ная с боль­шим усер­ди­ем моли­лась об исце­ле­нии и, при­ло­жив­шись к Св. Мощам, вдруг почув­ство­ва­ла треск в несги­бав­шей­ся ноге, и вслед за тем совер­шен­но исцелилась. 
  • Жена кол­леж­ско­го сек­ре­та­ря Еле­на Соко­ло­ва, восемь лет стра­да­ла ломо­тою в пра­вой руке. Но вот 15 чис­ла октяб­ря выме­ня­ла она при Св. Мощах книж­ку «Житие Св. Вели­ко­му­че­ни­ка Пан­те­лей­мо­на», лежав­шую на Св. Мощах, и, идя домой, тер­ла этою книж­кою боль­ную руку. Вско­ре почув­ство­ва­ла она облег­че­ние, а когда Св. Мощи были в Духо­со­ше­ствен­ской церк­ви, она взя­ла из лам­па­ды мас­ла и пома­за­ла им раза два боль­ную руку, и совер­шен­но исцелилась. 
  • Пен­зен­ско­го уез­да, села Лопу­хов­ки, кре­стьян­ка Неони­ла Васи­льев­на Мак­си­на в про­дол­же­ние два­дца­ти лет стра­да­ла глу­хо­тою и, по дей­ствию вра­га спа­се­ния, боя­лась ходить в храм Божий. 31 октяб­ря при­шла она в Пен­зу к Св. Мощам, взя­ла мас­ла из лам­па­ды и ваты, кото­рую, помо­чив мас­лом, поло­жи­ла в уши, и выпи­ла Св. воды. — При­дя после сего на ноч­лег она вско­ре почув­ство­ва­ла, что начи­на­ет слы­шать, а утром слух её совер­шен­но испра­вил­ся, и боязнь ходить в храм Божий прошла. 
  • 11 сен­тяб­ря 1867 года, в 9 часов утра, в Бого­яв­лен­ский мона­стырь при­ве­зе­на была боль­ная вдо­ва унтер-штей­мей­сте­ра 1‑го клас­са, Дарья Ива­нов­на Коло­ко­ло­ва, про­жи­ва­ю­щая с 26 янва­ря 1855 года в семей­ном при­юте мещан­ско­го отде­ле­ния попе­чи­тель­ства о бед­ных в Москве, состо­я­щем Стре­тен­ско­го соро­ка в при­хо­де церк­ви свя­ти­те­ля Филип­па, име­ю­щая от роду 53 года. В тече­ние 11 лет она из-за болез­ни ног мог­ла лишь пол­зать на коле­нях, опи­ра­ясь на руки. Будучи при­ве­зе­на в Бого­яв­лен­ский мона­стырь началь­ни­цею при­ю­та, доче­рью умер­ше­го титу­ляр­но­го совет­ни­ка, деви­цею, Любо­вью Тимо­фе­ев­ною Кисе­ле­вой, она при помо­щи рук всполз­ла по цер­ков­ной лест­ни­це к верх­ней мона­стыр­ской церк­ви и потом от поро­га церк­ви дополз­ла до пра­во­го кли­ро­са, поза­ди кото­ро­го постав­ле­на Свя­ты­ня. Быв­ший при Свя­тыне иеро­мо­нах и один из бого­моль­цев при­под­ня­ли боль­ную и при­ло­жи­ли к Свя­тыне. Как толь­ко сие было испол­не­но, то боля­щая ощу­ти­ла кре­пость в ногах, вста­ла на них и пошла, сто­я­ла в про­дол­же­ние всей литур­гии и теперь ходит, как и все.

Наверх»>

Источ­ник»>

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • р.б. Тамара, 10.09.2015

    Здрав­ствуй­те!!! Сыну сей­час 2,7. Родил­ся 7,7 бал­лов внут­рен­няя гид­ро­це­фа­лия , орга­ни­че­ское п.м. ‚В 3–4 меся­ца пере­во­ра­чи­вал­ся Голо­ву стал дер­жать уве­рен­но 3–4,5месяца. Агу­кал лепе­тал. Раз­ви­тие шло поти­хонь­ку. На фото нам 1,9 стал луч­ше сидеть , Сто­ять не мог без поддержки,но за руч­ки начал учит­ся ходить. гово­рить мама, вор­чать и лепе­тать по сво­е­му. Но в 1,11 слу­чи­лась беда появи­лась эпи. С января
    2015 нам выпи­са­ли Кон­ву­лекс с него мы усну­ли ‚спа­ли почти все­гда. Потом нас с него сня­ли пере­шли на Торе­ал и 20августа 2015 года доба­ви­ли собрин. Теперь мы пьем торе­ал утром 100 и вече­ром 100мг +вече­ром 125мг собри­ла. При­сту­пы у нас как в янва­ре так и сей­час 10–20 раз за сутки…около 15. Мы заме­ти­ли как дозу посте­пен­но уве­ли­чи­ва­ет­ся ребе­нок теря­ет моти­ва­цию-когда дозу умень­ша­ют ребе­нок ожи­ва­ет!! Ребе­нок у нас сей­час вялый голо­ву пло­хо держит.Подскажите пожа­лу­ста хоро­шую кли­ни­ку !!? Что вы дума­е­те об Инсти­туе меди­цин­ских тех­но­ло­гий в москве?Спасибо! ЛЮБОЙ ВАШ СОВЕТ НАМ ДОРОГ!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки