- Наука исследует созданный Богом материальный мир и установленные Творцом законы этого мира, используя вложенный в человека Творцом разум. Следует учесть, что доступный для изучения науки мир - это мир после грехопадения, падший мир.
- Следует различать науку, псевдонауку, наукообразные теории, науку - служанку сообществ (напр., ЛГБТКИАП+) и правящих режимов (напр., нацизма).
- Есть такие сферы религиозного знания, которые не составляют область светско-научных исследований, не подлежат светско-научному описанию (например: существование души после смерти). Здесь можно говорить не о противоречиях между религией и наукой как таковой, а о противоречиях между религией и личными воззрениями отдельных ученых. Ни подтвердить, ни опровергнуть такие религиозные положения естественнонаучными методами не представляется возможным.
- Наука даёт как положительный, так и отрицательный плод. Наука может являться идолом, если занимает место Бога в мировоззрении человека.
- Говоря об истинности знаний религиозного характера, Православная Церковь не имеет в виду религиозные знания вообще, но знания, хранимые и раскрываемые в лоне Православной Церкви, которая есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15).
- Церковь во многом содействовала развитию не только религиозной, но и светской науки. Многие учёные, изобретатели, внесшие весомый вклад в науку были верующими людьми.
- Научное рассмотрение мира восполняет истинную религиозную картину мира; истинные научные знания о мире можно рассматривать как дополнительные свидетельства о величии и совершенствах Творца и Промыслителя.
- Истинная религия и истинная наука не просто не должны отвергать одна другую и наоборот, они должны в гармоничном сочетании способствовать общему движению человечества на пути к Истине.
- Чем глубже знания человека, тем определённее его понятия о познании Бога и Его замыслов о мире. «Чем дальше человек проникает в тайны природы, тем яснее перед ним открывается единство предвечного плана», - говорил Ньютон.
- Попытки атеизма узурпировать современную науку беспочвенны, религия и наука познают разные области объективной реальности (духовную и материальную).
Движение корабля можно описать двояко. Можно сказать, что на нем установлен такой-то двигатель, в нем сгорает такое-то топливо, газы при сгорании давят на поршень, движение которого по системе трансмиссий передается на винт и в результате корабль плывет. А можно сказать, что этот корабль движется здесь потому, что он был зафрахтован такой-то фирмой для того, чтобы перевезти груз хлопка из Америки в Европу. Первое описание будет научным. Второе – религиозным. Наука отвечает на вопрос «почему» и «как». Религия – на вопрос «зачем». Не будем забывать, что и сама современная наука родилась в качестве попытки прочитать мир как Книгу о Боге.
Мнимые столкновения между наукой и религией всегда являются следствием смешения их границ, которые обусловлены как областями исследования, так и их методами. Предмет науки - изучение окружающего нас чувственного мира, а источник познания - наблюдение через опыт. Однако наука, способная описать явления, не способна ответить на вопрос о смысле этих явлений в отдельности и для бытия в целом, о цели и нравственных законах человеческой жизни. Если оставаться в рамках исключительно научных знаний, невозможно сформулировать полноценное мировоззрение. Значение богословского знания для мировоззрения человека, для описания картины бытия в целом трудно переоценить. Насколько абсурдным является выражение «научное мировоззрение» - ни один эксперимент в области отдельной науки не способен дать ответы на смысл и цель бытия! Тем не менее, этот образчик абсурда из арсенала советской атеистической пропаганды до сих пор является расхожим штампом...
прот. Димитрий Юревич
Пока мы не верим во Христа, мы выдумываем для себя и для других что-то такое, что нам кажется стержнем жизни, объявляя им то науку, то искусство, поэзию, музыку, то идею социальной справедливости... Но они не могут решить две главных задачи: помочь человеку стать святым (чуждым всякого зла) и избавить его от смерти.