Сходство религиозной практики

Михаил Шелудько

На земле суще­ствует несколько теи­сти­че­ских рели­гий, духов­ная прак­тика кото­рых во многом сходна с прак­ти­кой хри­стиан, порой раз­ли­чия весьма незна­чи­тельны. На первый взгляд может пока­заться, что это дает повод счи­тать рели­гии про­ис­хо­дя­щими из одного и того же источ­ника.

В данной статье автор ана­ли­зи­рует при­чины сход­ства и выво­дит осно­во­по­ла­га­ю­щий прин­цип, с помо­щью кото­рого можно судить о тож­де­стве или раз­ли­чии источ­ни­ков духов­ного откро­ве­ния.

В свое время, как уста­нов­лено исто­ри­ками-биб­ле­и­стами, еврей­ский народ вос­при­нял неко­то­рые методы покло­не­ния Богу у окру­жа­ю­щих наро­дов. Задолго до пер­вого еврея — Авра­ама — в среде людей почи­та­ние Выс­шего Начала под­ра­зу­ме­вало опре­де­лен­ный ряд дей­ствий: вос­ку­ре­ния, сла­во­сло­вие и при­не­се­ние жертв. Но почему? Пра­во­мочно ли покло­няться истин­ному Богу теми же спо­со­бами, что в ходу у языч­ни­ков? Но языч­ни­ками ли тако­вые изоб­ре­тены?

Сход­ство рели­ги­оз­ных обы­чаев объ­яс­ня­ется прежде всего исто­ри­че­ской памя­тью чело­ве­че­ства, ведь подав­ля­ю­щее боль­шин­ство насе­ля­ю­щих землю наро­дов неко­гда были едины, об этом сви­де­тель­ствуют мно­го­чис­лен­ные исто­рии, содер­жа­щи­еся в дошед­ших до нас древ­них эпосах. Иудей­ское пре­да­ние, напри­мер, повест­вует о после­по­топ­ном вре­мени, когда един­ствен­ными выжив­шими людьми стали члены семьи Ноя; общав­шийся с Ноем Гос­подь запо­ве­дал ему семь прин­ци­пов бого­по­чи­та­ния:

  1. Не покло­няться идолам;
  2. Не оскорб­лять Бога;
  3. Не уби­вать;
  4. Не иметь недоз­во­лен­ных сек­су­аль­ных отно­ше­ний;
  5. Не воро­вать;
  6. Не есть мяса, отре­зан­ного от живого живот­ного (или мяса с кровью);
  7. Уста­но­вить на земле пра­во­су­дие, дабы нару­ши­тели преды­ду­щих шести запо­ве­дей несли нака­за­ние.

Частично эти прин­ципы при­сут­ствуют в боль­шин­стве веро­уче­ний, вслед­ствие чего иудеи делают вывод о боже­ствен­ном про­ис­хож­де­нии неко­то­рых рели­ги­оз­ных взгля­дов чело­ве­че­ства. Со вре­ме­нем бого­от­кро­вен­ные прин­ципы при­хо­дили в упадок, зарас­тали домыс­лами и этни­зи­ро­ва­лись.

Библия гово­рит, что вскоре после потопа Ной совер­шил Гос­поду жерт­во­при­но­ше­ние, причем уже в то время эта прак­тика не была новой — первую жертву на заре веков при­несли еще леген­дар­ные Каин с Авелем.

Кроме того, пере­да­ва­е­мое ное­выми потом­ками знание Бога под­креп­ля­лось инстинк­тив­ным чув­ство­ва­нием того, как вза­и­мо­дей­ство­вать с Высшим. Стрем­ле­ние к Боже­ству зало­жено в самой при­роде чело­века, также как и сек­су­аль­ное вле­че­ние к про­ти­во­по­лож­ному полу. В меру жела­ния сле­до­вать начер­тан­ным в сердце духов­ным прин­ци­пам, чело­век либо рас­кры­вает Богом данный потен­циал, либо «зары­вает свой талант в землю».

Веками веде­ние боже­ствен­ного в наро­дах отта­чи­ва­ется и совер­шен­ству­ется, однако явля­ясь лишь отра­же­нием, отго­лос­ком Откро­ве­ний Иеговы своему народу. Только Изра­иль полу­чил все полное и после­до­ва­тель­ное учение от Бога; исклю­чи­тельно Все­выш­нему покло­ня­лись верные Ему все века, Бог не поз­во­лял идо­ло­по­клон­ству и лже­уче­ниям овла­де­вать Его избран­ным наро­дом, жестко нака­зы­вая отступ­ни­ков и под­дер­жи­вая дву­сто­рон­нюю связь посред­ством про­ро­ков.

Мы видим, что, после того как Гос­подь заклю­чил с домом изра­и­ле­вым Новый Завет, открыл более духов­ные и глу­бо­кие пред­став­ле­ния о вза­и­мо­от­но­ше­ниях с Ним, через время сход­ные идей­ные про­рывы стали наблю­даться и в других, исконе язы­че­ских рели­гиях. В нашу эпоху клю­че­вой чертой теизма давно уже стала любовь Бога и к Богу; ныне, даже воз­рож­да­е­мые язы­че­ские культы густо сдаб­ри­вают свои веро­уче­ния сим, чисто хри­сти­ан­ским поня­тием, — древ­ние веро­ва­ния меньше всего могли бы ассо­ци­и­ро­ваться с чем-то, напол­нен­ным любо­вью.

Пла­гиат? Не только. Сход­ство духов­ной прак­тики хри­стиан и пред­ста­ви­те­лей других рели­гий иногда объ­яс­ня­ется врож­ден­ной инту­и­цией, направ­ля­ю­щей чело­века опре­де­лен­ным обра­зом почи­тать Бога.

Так же, как и древ­ние евреи, орто­док­саль­ные хри­сти­ане асси­ми­ли­ро­вали ряд прак­тик у окру­жа­ю­щих языч­ни­ков, тем не менее само хри­сти­ан­ство от этого язы­че­ством не стало: создан­ный ко вза­и­мо­дей­ствию со Все­выш­ним чело­век просто исполь­зо­вал образы чув­ство­ва­ния окру­жа­ю­щего мира в их истин­ном пред­на­зна­че­нии — воз­да­ва­нию хвалы Гос­поду при посвя­ще­нии Ему всех сторон соб­ствен­ного суще­ство­ва­ния.

Насколько подоб­ные заим­ство­ва­ния и откло­не­ния от явлен­ной Иису­сом духов­ной пер­спек­тивы оправ­даны и про­грес­сивны — отдель­ный вопрос, тре­бу­ю­щий вни­ма­тель­ного рас­смот­ре­ния хри­сти­ан­скими веру­ю­щими, но факт оста­ется фактом: вера и прак­тика не-хри­стиан одно­значно не при­но­сит духов­ного плода для Бога; при этом вари­а­тив­ность внеш­него изъ­яв­ле­ния хри­сти­ан­ской веры счи­та­ется допу­сти­мой до тех пор, пока нанос­ное не иска­жает глав­ного — при­роды и харак­тера Бога, исклю­чи­тель­но­сти при­хода к Нему через Иисуса Христа.

Опре­де­ля­ю­щей чертой рели­гии явля­ется Лич­ность, объект покло­не­ния и почи­та­ния, форма же прак­тики может видо­из­ме­няться согласно чело­ве­че­ской обу­слов­лен­но­сти.

О людях, при­зна­ю­щих Христа един­ствен­ным Сыном Божьим, но слу­жа­щих Ему несколько отлич­ным от при­ня­того обра­зом Иисус гово­рил: «не запре­щайте им; кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:40).

Цен­траль­ным вопро­сом в рели­гио­ве­де­нии должно быть опре­де­ле­ние объ­екта покло­не­ния, то есть лич­но­сти Бога.

Прежде чем при­сту­пать к изу­че­нию мето­дов слу­же­ния, учения о вере, необ­хо­димо опре­де­лить, на кого эта вера направ­лена и каковы харак­те­ри­стики лич­но­сти, выда­ва­е­мой за источ­ник откро­ве­ния, то есть Все­выш­него.

Срав­ни­вая харак­теры и прин­ципы Иеговы и, к при­меру, Кришны, мы нахо­дим в них явное про­ти­во­сто­я­ние. Сле­до­ва­тельно, все богат­ство вайш­нав­ского учения о пре­дан­но­сти под­па­дает, с хри­сти­ан­ской точки зрения, под опре­де­ле­ние идо­ло­по­клон­ства, поскольку объ­ек­том слу­же­ния явля­ется не-Бог. Другое дело, что даже идо­ло­по­клон­ники могут слу­жить веру­ю­щему хри­сти­а­нину при­ме­ром того, как нужно посвя­щать себя избран­ным иде­а­лам, осо­бенно когда тако­выми явля­ется сле­до­ва­ние Христу. Так, поучи­тель­ными для хри­стиан могут слу­жить поступки ранних ком­му­ни­стов, кото­рые жерт­во­вали своими жиз­нями ради слу­же­ния пар­тий­ным иде­а­лам, но это вовсе не значит, что хри­сти­а­нин должен пере­ни­мать у ком­му­ни­стов их ате­и­сти­че­ские идеи об обще­ствен­ном устрой­стве. Вместе с тем, углуб­ленно изу­чать опыт и фило­со­фию нехри­сти­ан­ских рели­гий опасно, так как наряду с про­грес­сив­ными дости­же­ни­ями ино­вер­цев веру­ю­щий рис­кует неумыш­ленно вос­при­нять и что-то бого­про­тив­ное, могу­щее при­ве­сти к ересям, духов­ным неду­гам и даже вечной смерти.

Куль­то­вая сто­рона ислама — яркий пример во многом пра­виль­ного покло­не­ния неистин­ному боже­ству. Каза­лось бы, мусуль­мане про­дол­жают моно­те­и­сти­че­скую рели­гию иудеев, а значит и объект покло­не­ния у них с евре­ями общий — Бог Иегова, кото­рого они име­нуют Алла­хом. Итак, мы имеем дело здесь с ересью, или с язы­че­ством?

В прин­ципе, и ересь, и язы­че­ство могут нане­сти оди­на­ко­вый урон попав­ше­муся в их путы иска­телю — духов­ную смерть в раз­луке с Богом. Но почему важно все-таки эти поня­тия раз­де­лять? Дове­ря­ю­щий Богу еретик имеет все шансы вырасти в своем пони­ма­нии Пути и при­нять чистое испо­ве­да­ние, тогда как любой про­гресс в любви к идолу будет только отда­лять языч­ника от Христа.

Весь ислам построен на исто­рии откро­ве­ния Аллаха про­року Мухам­меду. Но дело в том, что лич­ность, открыв­шая Мухам­меду Коран не может быть иден­тич­ной Лич­но­сти, послав­шей в мир Своего Сына Иисуса Христа, поскольку тогда бы Коран был хри­сто­цен­три­чен, раз­ви­вая и про­дол­жая линию Иисуса и апо­сто­лов.

Сама по себе идея моно­те­изма еще не явля­ется доста­точ­ным осно­ва­нием для при­зна­ния какой-либо рели­гии истин­ной. Док­трина еди­но­бо­жия — сви­де­тель­ство пра­виль­ного отно­ше­ния чело­века к Выс­шему, но еще не факт дву­сто­рон­них вза­и­мо­от­но­ше­ний с Гос­по­дом Богом. Важ­ней­шим пунк­том в опре­де­ле­нии истин­ного Объ­екта почи­та­ния явля­ется Его учение о спа­се­нии, то есть о спо­собе осу­ществ­ле­ния духов­ной дву­сто­рон­ней связи с Ним. Именно оно служит верной чертой, харак­те­ри­зу­ю­щей Лич­ность Бога. Если бы док­трина спа­се­ния в исламе была иден­тич­ной биб­лей­ской, если бы все прин­ци­пи­аль­ные в ней вопросы четко сов­па­дали с хри­сти­ан­скими, только тогда иден­тич­ность лич­но­сти Бога была бы веро­ят­ной. В реаль­но­сти все обстоит иначе. Сле­до­ва­тельно, ислам явля­ется язы­че­ской рели­гией, а значит молитвы мусуль­ман адре­со­ваны не Иегове.

Непра­виль­ное, обу­слов­лен­ное сте­рео­ти­пами покло­не­ние истин­ному Богу все же лучше, нежели пра­виль­ное покло­не­ние богу неистин­ному.

В данном кон­тек­сте сте­рео­тип — это устой­чи­вое вос­при­я­тие хри­сти­а­ни­ном при­роды Бога и спо­со­бов уго­жде­ния Ему. Зача­стую сте­рео­типы обу­слов­лены вос­пи­та­нием, куль­ту­рой, тра­ди­ци­ями, мне­нием окру­жа­ю­щих или выска­зы­ва­ни­ями авто­ри­те­тов. Так, об отно­ше­нии к хри­сти­ан­ским сте­рео­ти­пам писал еще апо­стол Павел, при­зы­вая не осуж­дать веру­ю­щих, почи­та­ю­щих нечи­стым то, что другие счи­тают чистым. Пока у чело­века есть сте­рео­тип, будет есте­ствен­ным и посту­пать согласно тако­вому, дабы не иску­шать свою совесть. Однако, если при­хо­дит более про­грес­сив­ное пони­ма­ние, мак­си­мально сво­бод­ное от отно­си­тель­но­сти, необ­хо­ди­мость сле­до­ва­ния сте­рео­ти­пам отпа­дает, как это было с Вет­хо­за­вет­ной Цер­ко­вью после явле­ния Церкви Ново­за­вет­ной.

Итак, прин­цип язы­че­ства (идо­ло­по­клон­ства) — покло­не­ние тому, что не явля­ется Богом. Речь идет не о спо­собе покло­не­ния, а об объ­екте. Способ пред­пи­сы­ва­ется Свя­щен­ным Писа­нием и кор­рек­ти­ру­ется Святым Духом, но всегда — согласно Свя­щен­ному Писа­нию, как авто­ри­зо­ван­ному Общи­ной своду сви­де­тельств духов­ного опыта пред­ше­ствен­ни­ков. А сход­ство между рели­ги­ями будет всегда, и, чем более хри­сти­ан­ство будет утвер­ждаться в мире, тем более похо­жими на него будут ста­но­виться кон­ку­ри­ру­ю­щие культы. И завтра неис­ку­шен­ному иска­телю истины будет еще слож­нее сори­ен­ти­ро­ваться в мире рели­ги­оз­ных учений, чем сего­дня, поэтому задача хри­стиан — не рас­слаб­ляться и не пре­кра­щать нано­сить анти­те­зи­сам пре­ду­пре­жда­ю­щие удары в виде поле­мики и пози­тив­ной про­по­веди Еван­ге­лия.

«Язы­че­ства не будет» — обещал Гос­подь. Борьба с язы­че­ством моти­ви­ро­вана нерав­но­ду­шием к бого­хуль­ству. Не только про­слав­лять имя Гос­подне цель верных Ему, но и пре­се­кать духов­ный раз­врат нена­силь­ствен­ными мето­дами, как делали это биб­лей­ские про­роки, Иисус и апо­столы.

Любовь обез­опа­сит бла­го­вест­ву­ю­щего от фана­тизма, и тогда Гос­подь не упрек­нет нас в коры­сто­лю­бии.

«Ибо, когда мир своею муд­ро­стью не познал Бога в пре­муд­ро­сти Божией, то бла­го­угодно было Богу юрод­ством про­по­веди спасти веру­ю­щих» (1Кор. 1:21).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки