Цель воплощения

***

Целью воплоще́ния Бога явля­ется бла­го­дат­ное вос­ста­нов­ле­ние (исце­ле­ние, увра­че­ва­ние, обнов­ле­ние) чело­ве­че­ского есте­ства, под­верг­ше­гося гре­хо­па­де­нию.

Бого­во­пло­ще­нием совер­ши­лась реа­ли­за­ция опре­де­лен­ных замыс­лов Бога о спа­се­нии чело­векамира) посред­ством воче­ло­ве­чив­ше­гося Сына Божьего, в том числе свя­зан­ных с пре­по­да­нием Бла­го­ве­стия и искуп­ле­нием чело­века через Его Крест­ные стра­да­ния и смерть, с Вос­кре­се­нием, про­слав­ле­нием чело­ве­че­ского есте­ства, Воз­не­се­нием на Небо, откры­тием Цар­ства Небес­ного для людей, созда­нием Церкви и воз­глав­ле­нием этой Церкви.

Чтобы исце­лить чело­ве­че­ство от греха нужно было, чтобы Все­свя­тое есте­ство Бога соеди­ни­лось с есте­ством чело­века. Такое соеди­не­ние про­изо­шло в Бого­че­ло­веке Иисусе Христе. Вос­при­няв всю пол­ноту чело­ве­че­ского есте­ства, Бог стал в Нем еди­но­су­щен нам по чело­ве­че­скому есте­ству, во всем подо­бен нам, кроме греха. Своей Крест­ной смер­тью и Вос­кре­се­нием Он упразд­нил власть греха над чело­ве­ком и открыл чело­ве­че­ству путь к соеди­не­нию Собой. Он предо­ста­вил уве­ро­вав­шим в Него людям дар обо́жения – воз­мож­ность при­об­ще­ния к нетвар­ной Боже­ствен­ной бла­го­дати, исце­ля­ю­щей, вос­ста­нав­ли­ва­ю­щей и обнов­ля­ю­щей чело­ве­че­ское есте­ство. Это пре­красно выра­зили святые отцы:

«Бог воче­ло­ве­чился, чтобы мы обо­жи­лись» (Афа­на­сий Вели­кий, Гри­го­рий Бого­слов, Гри­го­рий Нис­ский, Максим Испо­вед­ник).

Для спа­се­ния людей необ­хо­димо было, чтобы Сын Божий вопло­тив­шийся вос­при­нял полную чело­ве­че­скую при­роду (душу и тело). Поэтому Бого­во­пло­ще­ние есть начало обо­же­ния целост­ного чело­ве­че­ского есте­ства, кото­рое было вос­при­нято Спа­си­те­лем во всей пол­ноте. Поэтому важ­ней­ший соте­рио­ло­ги­че­ский прин­цип Пра­во­сла­вия, сфор­му­ли­ро­ван­ный свт. Гри­го­рием Вели­ким в поле­мике с Апол­ли­на­рием Лаоди­кий­ским, гласит: «Не вос­при­ня­тое – не увра­че­вано». Цель вос­при­я­тия чело­ве­че­ской при­роды состоит в ее исце­ле­нии и пре­об­ра­же­нии, поэтому только то может быть исце­лено и пре­об­ра­жено, что вос­при­нято в Вопло­ще­нии. Если мы чаем все­це­лого спа­се­ния и по телу, и по душе, и по уму, т. е. спа­се­ния всего нашего есте­ства, а не только неко­то­рой части его, то мы должны испо­ве­до­вать, что чело­ве­че­ство было вос­при­нято Спа­си­те­лем во всей пол­ноте.

***

«Бог соде­лался чело­ве­ком, дабы чело­век смог стать Богом». Эти глу­бо­кие слова, кото­рые мы впер­вые нахо­дим у свя­того Иринея («Гос­подь наш по неиз­ме­ри­мой бла­го­сти Своей сде­лался тем, что и мы, дабы нас сде­лать тем, что есть Он») встре­ча­ются затем и в трудах свя­ти­теля Афа­на­сия («Он (Сын Божий) воче­ло­ве­чился, чтобы мы обо­жи­лись»), свя­ти­теля Гри­го­рия Бого­слова, свя­того Гри­го­рия Нис­ского. Впо­след­ствии отцы Церкви и пра­во­слав­ные бого­словы повто­ряли их из века в век, желая выра­зить в этой пре­дельно крат­кой фразе самую сущ­ность хри­сти­ан­ства: неиз­ре­чен­ное снис­хож­де­ние Бога до послед­них пре­де­лов нашего чело­ве­че­ского паде­ния, до смерти, – снис­хож­де­ние, откры­ва­ю­щее людям путь вос­хож­де­ния, без­гра­нич­ные гори­зонты соеди­не­ния твари с Боже­ством… Нужно было доб­ро­воль­ное уни­чи­же­ние Сына Божия, дабы падшие люди смогли выпол­нить свое при­зва­ние, при­зва­ние к обо­же­нию (Θέοις) твари дей­ствием нетвар­ной бла­го­дати».
В. Н. Лос­ский

***

Цель воплощения: Соединить нас с Богом

Вели­кая тайна бла­го­че­стия: Бог явился во плоти» (Тим. 3:16).

При­вет­ствую Вас, доро­гие мои, со свет­лым празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­стова!

Два вели­ких собы­тия оза­ряют радост­ным светом наш земной путь: Рож­де­ство и Вос­кре­се­ние Хри­стово. Первое из них сви­де­тель­ствует о любви и состра­да­нии Божием к нам, второе – о Его победе над смер­тью.

О цели при­ше­ствия Сына Божия в мир образно и ярко гово­рит притча о заблуд­шей овце. Добрый пас­тырь остав­ляет девя­но­сто девять овец, под кото­рыми под­ра­зу­ме­ва­ется ангель­ский мир, и отправ­ля­ется в горы отыс­кать свою заблуд­шую овцу – поги­ба­ю­щий в грехах чело­ве­че­ский род. Вели­кая любовь Пас­тыря к гиб­ну­щей овце видна не только в том, что он лично пошел искать ее, но в осо­бен­но­сти в том, что, найдя, взял ее на свои плечи и понес обратно. Слово «обратно» гово­рит о том, что вопло­тив­шийся Сын Божий воз­вра­щает чело­веку ту невин­ность, свя­тость и бла­жен­ство, кото­рые он утра­тил, отпав от Бога. А нести на плечах значит то, что древ­ний пророк выра­зил сле­ду­ю­щими сло­вами: «Он (Хри­стос) взял на себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53 гл.).

Рож­де­ство Хри­стово есть не только вели­кое исто­ри­че­ское собы­тие, в нем кро­ется глу­бо­кая тайна спа­се­ния чело­века. Люди много писали и пишут о зна­че­нии Рож­де­ства Хри­стова, но часто глав­ней­шая цель вопло­ще­ния Хри­стова оста­ется необъ­яс­нен­ной. Хри­стос стал чело­ве­ком не только для того, чтобы научить нас истине или дать добрый пример, но, глав­ным обра­зом, для того, чтобы нас соеди­нить с Собою – при­об­щить нашу повре­жден­ную и нрав­ственно исто­щен­ную при­роду к Своему Есте­ству и этим влить в нас живо­тво­ря­щую струю Своей Боже­ствен­ной силы. С Его при­ше­ствием в мир целью нашего суще­ство­ва­ния стало не только пере­се­ле­ние в лучшие усло­вия рай­ской жизни, но полное воз­рож­де­ние и пре­об­ра­же­ние нашего суще­ства силой все­мо­гу­щего Бога. Празд­ник Рож­де­ства Хри­стова именно напо­ми­нает нам об этом.

Осу­ществ­ля­ется же это при­об­ще­ние веру­ю­щего к Бого-Чело­ве­че­ской при­роде Христа в таин­стве Евха­ри­стии, когда при­ни­ма­ю­щий Его пре­чи­стое Тело и Кровь таин­ствен­ным спо­со­бом соеди­ня­ется с Ним. Ино­слав­ные хри­сти­ане, не веря­щие в реаль­ность чуда При­ча­ще­ния, слова Спа­си­теля «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пре­бы­вает и Я в нем» (Иоанн 6:56) тол­куют ино­ска­за­тельно, думая, что здесь речь лишь о духов­ном обще­нии с Ним. Но в таком случае вопло­ще­ние Сына Божия было бы излиш­ним. Ведь еще до Рож­де­ства Хри­стова пра­вед­ники удо­ста­и­ва­лись бла­го­дат­ного обще­ния с Богом, тем не менее рай оста­вался закры­тым для них, потому что их при­рода еще не была обнов­лена Хри­стом.

Нет, чело­век болен не только духовно, но и физи­че­ски. Грех глу­боко и мно­го­сто­ронне повре­дил нашу при­роду. Поэтому Христу необ­хо­димо было исце­лить всего чело­века, а не одну лишь его духов­ную часть.

Чтобы отве­сти всякие сомне­ния в необ­хо­ди­мо­сти все­це­лого обще­ния с Собой, Гос­подь Иисус Хри­стос в Своей беседе о Хлебе Жизни так гово­рит: «Если не будете есть плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни: всякий ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день» (Иоан. 6:53–55). Таким обра­зом вос­кре­се­ние тела постав­лено в нераз­рыв­ную связь с соеди­не­нием с Бого-Чело­ве­ком.

Немного позже, в беседе о вино­град­ной лозе, Хри­стос объ­яс­няет Своим уче­ни­кам, что именно в тесном соеди­не­нии с Ним чело­век полу­чает необ­хо­ди­мые силы для духов­ного раз­ви­тия и совер­шен­ство­ва­ния: «Как ветвь не может при­но­сить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы – ветви. Кто пре­бы­вает во Мне и Я в нем, тот при­но­сит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:4–6).

Неко­то­рые святые Отцы спра­вед­ливо упо­доб­ляли При­ча­стие таин­ствен­номуДереву Жизни, дан­ному нашим пра­ро­ди­те­лям в Эдеме (Быт. 2:9, 3:22), а ныне уго­то­ван­ному на Небе «для исце­ле­ния наро­дов» (Ап. 2:7 и 22:2). Поис­тине в При­ча­ще­нии хри­сти­а­нин при­об­ща­ется к бес­смерт­ной жизни Живу­щему во веки веков (Ап. 4:9)!

Таким обра­зом, в духов­ном и физи­че­ском воз­рож­де­нии чело­века заклю­ча­ется цель вопло­ще­ния Сына Божия. Духов­ное обнов­ле­ние совер­ша­ется в тече­ние всей жизни хри­сти­а­нина. Обнов­ле­ние же его физи­че­ской при­роды завер­шится в день все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых, когда «пра­вед­ники про­све­тятся, как солнце в Цар­стве Отца их» (Мат. 13:43). При­ча­ще­ние не ума­ляет зна­че­ния личной веры и подвига хри­сти­а­нина или его добрых дел. Ведь без веры чело­век не может познать Бога и путь духов­ной жизни. Подвиги укреп­ляют чело­ве­че­скую волю в добре. Добрые же дела явля­ются есте­ствен­ным про­яв­ле­нием веры чело­века. Они – плоды искрен­ней, здо­ро­вой веры. Вера, подвиги и добрые дела вза­имно укреп­ляют друг друга, но воз­рож­де­ние чело­века совер­ша­ется Богом. Каж­дому веру­ю­щему необ­хо­димо этот факт отчет­ливо понять.

Совре­мен­ному хри­сти­а­нину-сек­танту не хва­тает отли­чи­тель­ного свой­ства еван­гель­ской заблуд­шей овцы: послу­ша­ния Богу и сми­ре­ния. Даже тогда, когда он искренне жаждет спа­се­ния, то хочет спа­стись по-своему, а не так как учил Хри­стос. Кто же под­линно стре­мится к воз­рож­де­нию, тот полу­чит его во вку­ше­нии от «Дерева Жизни.» И для него Рож­де­ство Хри­стово не есть только важное собы­тие про­шлого, но сего­дняш­нее чудо при­об­ще­ния чело­века к пере­из­бы­то­че­ству­ю­щей жизни вопло­щен­ного Сына Божия.

Заме­ча­тельно то, что соеди­ня­ясь с Хри­стом в При­ча­ще­нии, мы через Него соеди­ня­емся и друг с другом в единую Цер­ковь (Еф. 1:10) – эту вели­кую небесно-земную семью, эту все­лен­скую орга­ни­за­цию, эту непри­ступ­ную скалу, об кото­рую, по обе­щан­ному, сокру­шатся все сви­ре­пые напа­де­ния адских полчищ (Мат. 16:18)!

Еще раз с радост­ным празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­стова при­вет­ствую всех вас!

Епи­скоп Буэнос-Айрес­ский и Южно-Аме­ри­кан­ский Алек­сандр
на Рож­де­ство 1993 года.

***

См. БОГОВОПЛОЩЕНИЕ, ХРИСТОЛОГИЯ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки