Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
Развернуть
Притча дня
Однажды к одному святому старцу пришли двое юношей и спросили: «Скажи нам, отец, как правильно бороться с худыми наклонностями и искоренять плохие привычки?».
На это пустынник сказал одному из юношей: «Вырви вот этот росток». Кустик был крохотный, и юноша вырвал его легко, одной рукой.
После этого старец опять сказал: «Друг мой, вырви теперь вот это деревце». Юноша и это сделал, но уже с трудом и усилием: куст был значительно выше и крепче первого.
Тогда старец сказал в третий раз: «Теперь же попробуй вырвать вот это дерево». Юноша обнял его ствол и попытался исполнить повеление, но напрасно. Он позвал брата, и они вдвоём старались хотя бы раскачать дерево, но тщетно. Дерево глубоко вросло в землю.
Тогда старец сказал братьям: «Дети мои, злые наклонности и привычки похожи вот на эти деревья. Если они ещё не глубоко укоренились в нашем сердце, то одной твёрдой воли достаточно, чтобы истребить их. Но если они окрепли и пустили корни, то почти невозможно сладить с ними. Искореняйте дурное в себе, пока оно не развилось в нечто большее».
Развернуть
Основы православия
Тема 347. Историческое доказательство: что мы знаем о Воскресении Христовом?
Историческое доказательство связано с историческими свидетельствами о Воскресении Христовом, которые мы находим прежде всего в Новом Завете. Конечно, наши неверующие собеседники не считают Новый Завет боговдохновенным, и мы этого от них пока и не ожидаем.
Мы обращаемся к Новому Завету как сборнику исторических документов, которые были созданы определёнными людьми в определённое время. Научным исследованием Нового Завета занимается множество специалистов – христиан разных толков, иудеев, агностиков и атеистов. Все они сходятся на определённых фактах, которые полагают исторически достоверными.
Иисус определённо существовал как историческое лицо. Он был распят на римском кресте. После Его смерти ученики стали горячо проповедовать, несмотря на жестокие преследования, что Он воскрес из мёртвых и является Господом, Спасителем и Судией человеческого рода. На почве этого исповедания, этой проповеди выросла Церковь.
Это – исторические факты, и они не являются предметом веры; с ними согласны и совершенно неверующие специалисты. Эти факты нуждаются в объяснении.
Почему ученики прониклись такой глубокой убежденностью в Воскресении, что охотно шли на муки и смерть за проповедь Евангелия? Либо они говорили правду – и тогда их свидетельство истинно, либо нет. Если нет, то они либо знали об этом и лгали сознательно (это предполагают различные «теории заговора»), либо сами заблуждались (как предполагают «теории галлюцинаций»).
Если мы не находим убедительными ни теории заговора, ни теории галлюцинаций, нам остается признать, что ученики говорили правду.
Практический совет
Прежде чем что-либо сделать, помолись и подумай, будет ли это разумно и Богу угодно.
преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник