<span class=bg_bpub_book_author>Сергей Нилус</span><br>Полное собрание сочинений. Том 2. Сила Божия и немощь человеческая

Сергей Нилус
Полное собрание сочинений. Том 2. Сила Божия и немощь человеческая

(11 голосов4.3 из 5)

Оглавление
След. глава

Сила Божия и немощь чело­ве­че­ская
Записки игу­мена Фео­до­сия и дру­гие повести

Необходимое предисловие

Гос­поди, благослови!

Выпус­кая в свет ряд очер­ков из жизни близ­ких к нам по вре­мени пра­во­слав­ных хри­стиан, но таких — увы! — дале­ких по духу для боль­шин­ства моих совре­мен­ни­ков, я дол­гом своим почи­таю прежде всего пред­ва­рить моего бого­лю­би­вого чита­теля о том, что все напи­сан­ное в них одна сущая правда, в кото­рую лично я верю всем серд­цем моим, всем умом, всем помыш­ле­нием, и без этой веры моей, за кото­рую готов посто­ять до послед­ней минуты моей жизни, я не поз­во­лил бы себе тре­бо­вать от чита­теля моего и вни­ма­ния к малому труду моему, из страха гря­ду­щего Страш­ного Суда Гос­подня, на кото­ром каж­дый хри­сти­а­нин, а в их числе и моя хри­сти­ан­ская немощь, дол­жен неиз­бежно или оправ­даться от слов своих, или осу­диться; и от этого страш­ного осуж­де­ния да изба­вит меня Господь!

Непре­станно сокру­ша­ясь о все­об­щем, каза­лось мне, оску­де­нии веры в хри­сти­ан­ском мире, серд­цем своим с вели­кой горе­чью и болью отзы­ва­ясь на уста­но­вив­ше­еся в послед­ние дни миро­вой хри­сти­ан­ской жизни зло бра­то­не­на­ви­де­ния и чело­ве­ко­не­на­вист­ни­че­ства, видя, как хри­сти­ан­ский мир зали­ва­ется кро­вью войн и усо­биц, с ужа­сом обра­щая свой испу­ган­ный взгляд на бого­от­ступ­ни­че­ство цвета рус­ского обще­ства, при­зван­ного сто­ять во главе умствен­ного и нрав­ствен­ного раз­ви­тия истер­зан­ной и окро­вав­лен­ной Родины, этой Богом постав­лен­ной хра­ни­тель­ницы Пра­во­слав­ного духа, я, при­зна­юсь, в закон­ном ослеп­ле­нии своем был уве­рен, что угас уже истин­ный дух Пра­во­сла­вия в Рос­сии, оску­дел Пре­по­доб­ный, не стало пра­вед­ника и, стало быть, неиз­бежна для нее, а с нею, по слову вели­ких рус­ских подвиж­ни­ков духа, и для всего бого­от­ступ­ни­че­ского мира участь биб­лей­ских Содома и Гоморры. Окру­жа­ю­щая меня и вся­кого веру­ю­щего хри­сти­а­нина гроз­ная дей­стви­тель­ность не давала ли мне права питать эти мысли?!

Но в глу­би­нах народ­ного сердца, зри­мых одному Богу, еще недавно жила такая пол­нота и сила духа Хри­стова, так близка была еще недавно к Богу живая вера рус­ского чело­века, что не могло мое сердце мириться со страш­ной и бра­то­убий­ствен­ной мыс­лью: нет в Рос­сии седми тысяч, кото­рых соблюл бы Себе Гос­подь и кото­рые еще не под­к­ло­нили выи своей Ваалу… И я искал их всем серд­цем своим, всем помыш­ле­нием моим и, видит Бог, нашел, но не там, где све­тит кро­ва­вый свет мира сего, не на высо­тах чело­ве­че­ского разума, а в тай­ни­ках сокро­вен­ных еще нетро­ну­того народ­ного сердца, в среде тех немуд­рых мира, кото­рых от века избрал Себе Бог, чтобы посра­мить силь­ных, чья слава и про­по­ведь делом Хри­сто­вой любви и само­от­вер­же­ния заклю­чены не в убе­ди­тель­ных сло­вах чело­ве­че­ской муд­ро­сти, но в явле­нии духа и силы, дан­ных им для того, чтобы, по слову апо­стола, вера наша утвер­ди­лась не на муд­ро­сти чело­ве­че­ской, но на силе Божией.

И мно­гих рабов Своих нели­це­мер­ных и истин­ных пока­зал мне, ищу­щему, Гос­подь, и во главе их под перо мое про­сится одно вели­кое для Пра­во­слав­ной и Само­дер­жав­ной Рос­сии имя, к кото­рому с тре­пет­ной надеж­дой и верой обра­щены взоры всех истинно рус­ских людей и от кого после Бога они ждут сво­его спа­се­ния… Но о живых пра­вед­ни­ках, какое бы они место в мире ни зани­мали, от самого вели­кого до самого низ­кого, — не лет ми и гла­го­лати, и потому до вре­мени сохра­ним имена их только в своей молит­вен­ной памяти.

Но мир пра­вед­ни­ков недавно отшед­ших ко Гос­поду — это уже досто­я­ние всех хотя­щих на их при­мере жати свое спа­се­ние; о них я и поведу здесь, в моих очер­ках, речь свою в радост­ной надежде, что одним, совер­шен­ным, она будет в уте­ше­ние, а дру­гим, ищу­щим Бога в истине, а не «в пре­пре­тель­ных зем­ной муд­ро­сти сло­ве­сах», она послу­жит в утвер­жде­ние и в веч­ное спа­се­ние в небес­ных оби­те­лях Отца и Царя нашего Небесного.

Хри­стос Гос­подь, Бог наш, в Тро­ице сла­ви­мый, вчера, днесь и во веки Той же, и потому в ряде очер­ков, пред­ла­га­е­мых вни­ма­нию бого­люб­цев, я, начав жиз­не­опи­са­нием игу­мена Фео­до­сия Попова, во всем всем нам подо­бо­страст­ного чело­века, заклю­чаю свой малый труд пре­по­доб­ным Марко Фра­че­ским, о кото­ром писано с таким вдох­но­ве­нием Четь-Мине­ями, столь осно­ва­тельно поза­бы­тыми теми, кто почи­тает себя цве­том совре­мен­ной образованности.

Глав­ней­шая же цель труда моего — на досто­вер­ных пока­за­ниях и при­ме­рах близ­ких нам по вре­мени хри­стиан утвер­дить в сердце моего чита­теля непре­лож­ное сви­де­тель­ство апо­столь­ской истины, явлен­ной в сло­вах апо­стола Павла в его Вто­ром посла­нии к Корин­фя­нам: «Ибо знаем, что, когда — зем­ной наш дом, эта хижина, раз­ру­шится, мы имеем от Бога жилище на небе­сах, дом неру­ко­тво­рен­ный, вечный!»

Труд мой ничто­жен — он труд только спи­са­теля вер­ного, но и за него молю и прошу того, кому он при­дется по сердцу, не оста­вить греш­ного моего имени поми­но­ве­нием молит­вен­ным к Творцу всяческих.

Сер­гей Нилус

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки