- Необходимое предисловие
- Часть I
- Игумен Феодосий (Попов). Предисловие
- Записки игумена Феодосия о своей жизни
- I
- II
- III
- IV
- V
- VI
- VII
- VIII
- IX
- X
- XI
- XII
- XIII
- XIV
- XV
- XVI
- XVII
- XVIII
- XIX
- XX
- XXI
- XXII
- XXIII
- XXIV
- XXV
- XXVI
- XXVII
- XXVIII
- XXIX
- XXX
- XXXI
- XXXII
- XXXIII
- XXXIV
- XXXV
- XXXVI
- XXXVII
- XXXVIII
- XXXIX
- XL
- XLI
- XLII
- XLIII
- XLIV
- XLV
- XLVI
- XLVII
- XLVIII
- XLIX
- L
- LI
- LII
- LIII
- LIV
- LV
- LVI
- LVII
- LVIII
- LIX
- LX
- LXI
- LXII
- LXIII
- LXIV
- LXV
- LXVI
- LXVII
- LXVIII
- LXIX
- LXX
- LXXI
- LXXII
- Часть II
- Из писем старца Макария Оптинского к монашествующим
- Самоотверженная игумения
- Несчастный
- I
- II
- III
- IV
- V
- VI
- VII
- VIII
- Из мира Божественной тайны
- I
- II
- III
- IV
- V
- Свидетельство живой веры. Из келейной монашеской сокровищницы
- I. Истинное событие из жизни княгини Анны Феодоровны Голицыной
- II. Дивные откровения в сновидениях крестьянской девушки Евдокии
- III. Видение одного послушника
- IV. Замечательное сновидение
- Христос Воскресе
- I
- II
- III
- IV
- V
- VI
- Вражья сила
- I
- II
- III
- IV
- V
- VI
- VII
- Послесловие
- Марко Фраческий
- Повесть о пяточисленных молитвах
- Игумен Мануил (в схиме Серафим)
- Часть I
- Глава I. Родители и семья игумена Мануила. Черты из детских лет. Видение в десятилетнем возрасте
- Глава II. Кончина родителя. Обеднение. Жизнь в батраках. Стремление к грамоте. Приемы ее изучения. Переход в г. Бирюч
- Глава III. Жизнь в г. Бирюче. Болезнь. Чудесное исцеление
- Глава IV. Паломничество по святым местам. Возвращение на родину. Бегство от искушений
- Глава V. Неудача с поступлением в монастырь. Определение сестры в Белгородский монастырь
- Глава VI. Ночлег у разбойников
- Глава VII. Таинственный старик
- Глава VIII. Цыганская деревня. Мое спасение. Оптина Пустынь. Старец Амвросий. Иеромонах Даниил у Саввы Звенигородского. Его прозорливость
- Глава IX. Волк. Журавли. Разбойник. Дядя. Возвращение на родину
- Глава X. Странник Павел. Новое странствие. Видение Спасителя и диавола. Поступление в Св.-Троицкий монастырь старца Ионы. Последняя встреча с Павлом
- Глава XI. Знамение Божие. Болезнь сестры. Искушение и вразумление свыше. Новое вразумление
- Глава XII. Новое искушение. Видение во сне Божией Матери
- Глава XIII. Начало построения в Киеве Введенского женского монастыря. Явная помощь Божией Матери в устроении сестры и моей участи. Козни диавола
- Глава XIV. Страшное видение после пострига. Клевета и наказание клятвопреступника. Дивное видение
- Глава XV. Скорби по послушанию. Ропот и осуждение. Знаменательное, вразумляющее сновидение. Усиление скорбей. Отказ от послушания. Грозное видение. Прозорливость старца о. Ионы. Значение и сила послушания. Назначение на приход. Видение во сне митрополита Феогноста и виноградной лозы. Толкование сновидения. Перевод в Церковщину
- Часть II
- Глава XVI. Древние предания и свидетельства исторические об иноческой обители Церковщина
- Глава XVII. Начало восстановления Церковщины. Преосвященный Иннокентий (Борисов) и мальчики-пастухи. Преосвященный Димитрий и иеромонах Свято-Троицкого монастыря Мануил. Продолжение автобиографии игумена Мануила. Благословение старца Ионы и его духовное завещание. Перевод в Церковщину
- Глава XVIII. Пещеры в Церковщине. Перевод епископа Димитрия. Храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы
- Глава XIX. Скорби и искушение. Неожиданная помощь. Поездка к епископу Черниговскому, к епископу Димитрию, к о. Иоанну Кронштадтскому, к о. Варнаве Гефсиманского Скита
- Глава XX. Возвращение в Церковщину. Видение о. Ионы. Николай Васильевич и Анастасия Никифоровна Бочаровы. Мои сновидения о них. Новая помощь
- Глава XXI. Будущее состояние Церковщины. Видение старца Ионы
- Глава XXII. Новая помощь Божия Скиту Пречистыя. Явление во сне старца Ионы и обещание денежной помощи
- Глава XXIII. Мысль о построении в Скиту второго храма. Новое чудо милости и помощи Божией
- Глава XXIV. Закладка храма при пещерах. Помощь Божия по молитве Святителю Николаю. Чудесное пожертвование по внушению преподобного Серафима Саровского
- Часть III
- Глава XXV. О том, как началось созидание Свято-Георгиевского Скита близ г. Умани. Митрофан Коленчук и повесть о нем брата Мирона Кериза
- Глава XXVI. Продолжение повести брата Мирона Кериза
- Глава XXVII. Продолжение истории созидания Св.-Георгиевского Скита
- Глава XXVIII. Хлопоты по созданию Георгиевского Скита. Вражьи козни
- Глава XXIX. Первое прошение жертвователей. Официальный ход Уманскому делу. Дивное чудо милости и помощи Божией
- Глава XXX. Второе прошение крестьян-жертвователей Митрополиту. Дознание о чудесных знамениях на месте пещеры Коленчука. Преграды к созданию Скита
- Глава XXXI. Посещение епископом Феодосием Левады. Новый ход делу устроения Уманского Скита. Неожиданное искушение. Божие наказание и вразумление искусившемуся и его раскаяние. Вящее прославление Имени Божия. Вражье искушение
- Извлечение из келейных записок послушника Саввы Буренко
- Вместо послесловия. В Скиту Пречистыя
- Для чего и кому нужны православные монастыри?
- Записки монахини Иларионы Лихаревой
- I.
- II.
- III.
- IV.
- V.
- VI.
- VII.
- VIII.
- IX.
- Приложение. Иеромонах Даниил (Болотов). Дневниковые записки
- Полный текст
Сила Божия и немощь человеческая
Записки игумена Феодосия и другие повести
Необходимое предисловие
Господи, благослови!
Выпуская в свет ряд очерков из жизни близких к нам по времени православных христиан, но таких — увы! — далеких по духу для большинства моих современников, я долгом своим почитаю прежде всего предварить моего боголюбивого читателя о том, что все написанное в них одна сущая правда, в которую лично я верю всем сердцем моим, всем умом, всем помышлением, и без этой веры моей, за которую готов постоять до последней минуты моей жизни, я не позволил бы себе требовать от читателя моего и внимания к малому труду моему, из страха грядущего Страшного Суда Господня, на котором каждый христианин, а в их числе и моя христианская немощь, должен неизбежно или оправдаться от слов своих, или осудиться; и от этого страшного осуждения да избавит меня Господь!
Непрестанно сокрушаясь о всеобщем, казалось мне, оскудении веры в христианском мире, сердцем своим с великой горечью и болью отзываясь на установившееся в последние дни мировой христианской жизни зло братоненавидения и человеконенавистничества, видя, как христианский мир заливается кровью войн и усобиц, с ужасом обращая свой испуганный взгляд на богоотступничество цвета русского общества, призванного стоять во главе умственного и нравственного развития истерзанной и окровавленной Родины, этой Богом поставленной хранительницы Православного духа, я, признаюсь, в законном ослеплении своем был уверен, что угас уже истинный дух Православия в России, оскудел Преподобный, не стало праведника и, стало быть, неизбежна для нее, а с нею, по слову великих русских подвижников духа, и для всего богоотступнического мира участь библейских Содома и Гоморры. Окружающая меня и всякого верующего христианина грозная действительность не давала ли мне права питать эти мысли?!
Но в глубинах народного сердца, зримых одному Богу, еще недавно жила такая полнота и сила духа Христова, так близка была еще недавно к Богу живая вера русского человека, что не могло мое сердце мириться со страшной и братоубийственной мыслью: нет в России седми тысяч, которых соблюл бы Себе Господь и которые еще не подклонили выи своей Ваалу… И я искал их всем сердцем своим, всем помышлением моим и, видит Бог, нашел, но не там, где светит кровавый свет мира сего, не на высотах человеческого разума, а в тайниках сокровенных еще нетронутого народного сердца, в среде тех немудрых мира, которых от века избрал Себе Бог, чтобы посрамить сильных, чья слава и проповедь делом Христовой любви и самоотвержения заключены не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, данных им для того, чтобы, по слову апостола, вера наша утвердилась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
И многих рабов Своих нелицемерных и истинных показал мне, ищущему, Господь, и во главе их под перо мое просится одно великое для Православной и Самодержавной России имя, к которому с трепетной надеждой и верой обращены взоры всех истинно русских людей и от кого после Бога они ждут своего спасения… Но о живых праведниках, какое бы они место в мире ни занимали, от самого великого до самого низкого, — не лет ми и глаголати, и потому до времени сохраним имена их только в своей молитвенной памяти.
Но мир праведников недавно отшедших ко Господу — это уже достояние всех хотящих на их примере жати свое спасение; о них я и поведу здесь, в моих очерках, речь свою в радостной надежде, что одним, совершенным, она будет в утешение, а другим, ищущим Бога в истине, а не «в препретельных земной мудрости словесах», она послужит в утверждение и в вечное спасение в небесных обителях Отца и Царя нашего Небесного.
Христос Господь, Бог наш, в Троице славимый, вчера, днесь и во веки Той же, и потому в ряде очерков, предлагаемых вниманию боголюбцев, я, начав жизнеописанием игумена Феодосия Попова, во всем всем нам подобострастного человека, заключаю свой малый труд преподобным Марко Фраческим, о котором писано с таким вдохновением Четь-Минеями, столь основательно позабытыми теми, кто почитает себя цветом современной образованности.
Главнейшая же цель труда моего — на достоверных показаниях и примерах близких нам по времени христиан утвердить в сердце моего читателя непреложное свидетельство апостольской истины, явленной в словах апостола Павла в его Втором послании к Коринфянам: «Ибо знаем, что, когда — земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный!»
Труд мой ничтожен — он труд только списателя верного, но и за него молю и прошу того, кому он придется по сердцу, не оставить грешного моего имени поминовением молитвенным к Творцу всяческих.
Сергей Нилус
Комментировать