Полное собрание сочинений. Том 2. Сила Божия и немощь человеческая — Сергей Нилус

Полное собрание сочинений. Том 2. Сила Божия и немощь человеческая — Сергей Нилус

(1 голос5.0 из 5)

Оглавление

Необходимое предисловие
Часть I
Игумен Феодосий (Попов). Предисловие
Записки игумена Феодосия о своей жизни
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
XIII
XIV
XV
XVI
XVII
XVIII
XIX
XX
XXI
XXII
XXIII
XXIV
XXV
XXVI
XXVII
XXVIII
XXIX
XXX
XXXI
XXXII
XXXIII
XXXIV
XXXV
XXXVI
XXXVII
XXXVIII
XXXIX
XL
XLI
XLII
XLIII
XLIV
XLV
XLVI
XLVII
XLVIII
XLIX
L
LI
LII
LIII
LIV
LV
LVI
LVII
LVIII
LIX
LX
LXI
LXII
LXIII
LXIV
LXV
LXVI
LXVII
LXVIII
LXIX
LXX
LXXI
LXXII
Часть II
Из писем старца Макария Оптинского к монашествующим
Самоотверженная игумения
Несчастный
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Из мира Божественной тайны
I
II
III
IV
V
Свидетельство живой веры. Из келейной монашеской сокровищницы
I. Истинное событие из жизни княгини Анны Феодоровны Голицыной
II. Дивные откровения в сновидениях крестьянской девушки Евдокии
III. Видение одного послушника
IV. Замечательное сновидение
Христос Воскресе
I
II
III
IV
V
VI
Вражья сила
I
II
III
IV
V
VI
VII
Послесловие
Марко Фраческий
Повесть о пяточисленных молитвах
Игумен Мануил (в схиме Серафим)
Часть I
Глава I. Родители и семья игумена Мануила. Черты из детских лет. Видение в десятилетнем возрасте
Глава II. Кончина родителя. Обеднение. Жизнь в батраках. Стремление к грамоте. Приемы ее изучения. Переход в г. Бирюч
Глава III. Жизнь в г. Бирюче. Болезнь. Чудесное исцеление
Глава IV. Паломничество по святым местам. Возвращение на родину. Бегство от искушений
Глава V. Неудача с поступлением в монастырь. Определение сестры в Белгородский монастырь
Глава VI. Ночлег у разбойников
Глава VII. Таинственный старик
Глава VIII. Цыганская деревня. Мое спасение. Оптина Пустынь. Старец Амвросий. Иеромонах Даниил у Саввы Звенигородского. Его прозорливость
Глава IX. Волк. Журавли. Разбойник. Дядя. Возвращение на родину
Глава X. Странник Павел. Новое странствие. Видение Спасителя и диавола. Поступление в Св.-Троицкий монастырь старца Ионы. Последняя встреча с Павлом
Глава XI. Знамение Божие. Болезнь сестры. Искушение и вразумление свыше. Новое вразумление
Глава XII. Новое искушение. Видение во сне Божией Матери
Глава XIII. Начало построения в Киеве Введенского женского монастыря. Явная помощь Божией Матери в устроении сестры и моей участи. Козни диавола
Глава XIV. Страшное видение после пострига. Клевета и наказание клятвопреступника. Дивное видение
Глава XV. Скорби по послушанию. Ропот и осуждение. Знаменательное, вразумляющее сновидение. Усиление скорбей. Отказ от послушания. Грозное видение. Прозорливость старца о. Ионы. Значение и сила послушания. Назначение на приход. Видение во сне митрополита Феогноста и виноградной лозы. Толкование сновидения. Перевод в Церковщину
Часть II
Глава XVI. Древние предания и свидетельства исторические об иноческой обители Церковщина55
Глава XVII. Начало восстановления Церковщины. Преосвященный Иннокентий (Борисов) и мальчики-пастухи. Преосвященный Димитрий и иеромонах Свято-Троицкого монастыря Мануил. Продолжение автобиографии игумена Мануила. Благословение старца Ионы и его духовное завещание. Перевод в Церковщину
Глава XVIII. Пещеры в Церковщине. Перевод епископа Димитрия. Храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы
Глава XIX. Скорби и искушение. Неожиданная помощь. Поездка к епископу Черниговскому, к епископу Димитрию, к о. Иоанну Кронштадтскому, к о. Варнаве Гефсиманского Скита
Глава XX. Возвращение в Церковщину. Видение о. Ионы. Николай Васильевич и Анастасия Никифоровна Бочаровы. Мои сновидения о них. Новая помощь
Глава XXI. Будущее состояние Церковщины. Видение старца Ионы
Глава XXII. Новая помощь Божия Скиту Пречистыя. Явление во сне старца Ионы и обещание денежной помощи
Глава XXIII. Мысль о построении в Скиту второго храма. Новое чудо милости и помощи Божией
Глава XXIV. Закладка храма при пещерах. Помощь Божия по молитве Святителю Николаю. Чудесное пожертвование по внушению преподобного Серафима Саровского
Часть III
Глава XXV. О том, как началось созидание Свято-Георгиевского Скита близ г. Умани. Митрофан Коленчук и повесть о нем брата Мирона Кериза
Глава XXVI. Продолжение повести брата Мирона Кериза
Глава XXVII. Продолжение истории созидания Св.-Георгиевского Скита
Глава XXVIII. Хлопоты по созданию Георгиевского Скита. Вражьи козни
Глава XXIX. Первое прошение жертвователей. Официальный ход Уманскому делу. Дивное чудо милости и помощи Божией
Глава XXX. Второе прошение крестьян-жертвователей Митрополиту. Дознание о чудесных знамениях на месте пещеры Коленчука. Преграды к созданию Скита
Глава XXXI. Посещение епископом Феодосием Левады. Новый ход делу устроения Уманского Скита. Неожиданное искушение. Божие наказание и вразумление искусившемуся и его раскаяние. Вящее прославление Имени Божия. Вражье искушение
Извлечение из келейных записок послушника Саввы Буренко
Вместо послесловия. В Скиту Пречистыя
Для чего и кому нужны православные монастыри?
Записки монахини Иларионы Лихаревой
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
Приложение. Иеромонах Даниил (Болотов). Дневниковые записки

Сила Божия и немощь человеческая
Записки игумена Феодосия и другие повести

Необходимое предисловие

Господи, благослови!

Выпуская в свет ряд очерков из жизни близких к нам по времени православных христиан, но таких — увы! — далеких по духу для большинства моих современников, я долгом своим почитаю прежде всего предварить моего боголюбивого читателя о том, что все написанное в них одна сущая правда, в которую лично я верю всем сердцем моим, всем умом, всем помышлением, и без этой веры моей, за которую готов постоять до последней минуты моей жизни, я не позволил бы себе требовать от читателя моего и внимания к малому труду моему, из страха грядущего Страшного Суда Господня, на котором каждый христианин, а в их числе и моя христианская немощь, должен неизбежно или оправдаться от слов своих, или осудиться; и от этого страшного осуждения да избавит меня Господь!

Непрестанно сокрушаясь о всеобщем, казалось мне, оскудении веры в христианском мире, сердцем своим с великой горечью и болью отзываясь на установившееся в последние дни мировой христианской жизни зло братоненавидения и человеконенавистничества, видя, как христианский мир заливается кровью войн и усобиц, с ужасом обращая свой испуганный взгляд на богоотступничество цвета русского общества, призванного стоять во главе умственного и нравственного развития истерзанной и окровавленной Родины, этой Богом поставленной хранительницы Православного духа, я, признаюсь, в законном ослеплении своем был уверен, что угас уже истинный дух Православия в России, оскудел Преподобный, не стало праведника и, стало быть, неизбежна для нее, а с нею, по слову великих русских подвижников духа, и для всего богоотступнического мира участь библейских Содома и Гоморры. Окружающая меня и всякого верующего христианина грозная действительность не давала ли мне права питать эти мысли?!

Но в глубинах народного сердца, зримых одному Богу, еще недавно жила такая полнота и сила духа Христова, так близка была еще недавно к Богу живая вера русского человека, что не могло мое сердце мириться со страшной и братоубийственной мыслью: нет в России седми тысяч, которых соблюл бы Себе Господь и которые еще не подклонили выи своей Ваалу… И я искал их всем сердцем своим, всем помышлением моим и, видит Бог, нашел, но не там, где светит кровавый свет мира сего, не на высотах человеческого разума, а в тайниках сокровенных еще нетронутого народного сердца, в среде тех немудрых мира, которых от века избрал Себе Бог, чтобы посрамить сильных, чья слава и проповедь делом Христовой любви и самоотвержения заключены не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, данных им для того, чтобы, по слову апостола, вера наша утвердилась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

И многих рабов Своих нелицемерных и истинных показал мне, ищущему, Господь, и во главе их под перо мое просится одно великое для Православной и Самодержавной России имя, к которому с трепетной надеждой и верой обращены взоры всех истинно русских людей и от кого после Бога они ждут своего спасения… Но о живых праведниках, какое бы они место в мире ни занимали, от самого великого до самого низкого, — не лет ми и глаголати, и потому до времени сохраним имена их только в своей молитвенной памяти.

Но мир праведников недавно отшедших ко Господу — это уже достояние всех хотящих на их примере жати свое спасение; о них я и поведу здесь, в моих очерках, речь свою в радостной надежде, что одним, совершенным, она будет в утешение, а другим, ищущим Бога в истине, а не «в препретельных земной мудрости словесах», она послужит в утверждение и в вечное спасение в небесных обителях Отца и Царя нашего Небесного.

Христос Господь, Бог наш, в Троице славимый, вчера, днесь и во веки Той же, и потому в ряде очерков, предлагаемых вниманию боголюбцев, я, начав жизнеописанием игумена Феодосия Попова, во всем всем нам подобострастного человека, заключаю свой малый труд преподобным Марко Фраческим, о котором писано с таким вдохновением Четь-Минеями, столь основательно позабытыми теми, кто почитает себя цветом современной образованности.

Главнейшая же цель труда моего — на достоверных показаниях и примерах близких нам по времени христиан утвердить в сердце моего читателя непреложное свидетельство апостольской истины, явленной в словах апостола Павла в его Втором послании к Коринфянам: «Ибо знаем, что, когда — земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный!»

Труд мой ничтожен — он труд только списателя верного, но и за него молю и прошу того, кому он придется по сердцу, не оставить грешного моего имени поминовением молитвенным к Творцу всяческих.

Сергей Нилус

Страницы: 1 2 3 4 5