- За Троицу
- Он тебя помилует!
- Кто может вернуть жизнь?
- Буду министром
- Чистая душа
- Сто первый километр
- Пожарная «гильдия»
- В поисках неведомого Бога
- Есть ли умные люди?
- Кто первый коммунист?
- Вечность. Слезы и совесть эпохи
- Если он — сын тракториста
- К сердцу России
- Возьми меня к Себе
- Военная свадьба с некрасивой невестой началась
- Я вас, семинаристов, знаю
- Открывай. Министр обороны!
- «Особая» история
- Дембельский аккорд
- Согласен на ассенизатора
- У нас плохому не научат
- Новые «подвальники»
- В Вечности хочу быть с ними
- Архиерей и «крокодил»
- Идите с Богом!
- «НУ! Братэ! Я тоби кажу!»
- Ну как тебе наша «система»?
- Пасхальные каникулы
- Экзамены
- «Печерские антики»
- Когда-нибудь помянешь
- То-то и плохо, что привык
- Кому мы нужны?
- Не стоит город без праведника
- Мамка, я живой
- Я сын Воанергеса
- Нечестивых и так полны улицы
- А мне теперь новую одежду дали
- Ананьинские чудеса
- Антихристу — не поклонюсь!
- Делай все наоборот, и ты здесь окажешься
- Господь не по силам не дает
- А все-таки...
- Можно ли смотреть телевизор
- А тильки православных христиан
- Скажи этому «другу Христа»
- Жизнь дороже денег
- Дух Святой найдет на тебя
- Тогда черепаха высунула голову
- За двоих хорошо трудишься
- Корова и-то не покатятся
- Возрождается ли вера во всей России?
- Мужик мужика родил
- Далеко заплыл
- И мать жалко, и Церковь жалко
- Я вам этот памятник восстановлю
- Крест тебе и воскресение
- На духовную свадьбу
- Заранее прощать
- Иди в мир, Платонушка
- Как же Господа не благодарить!?
- Вольному — воля, а спасенному — рай
- Я — «Иисус». Иоанн ждет меня
- Бывалые люди
- Только молиться
- Никто не отнимет
- А он смиренных любит
- А я безгрешная
- Конца и края не видно этому делу
- «Не та фи-гу-ра»
- За вас и дело Божие
- «Все ученые... и все слепые»
- О! Это чудно!
- Там и все мы — счастливые
- Но дивнее — в грешниках
- И в чем же эта разница?
- Вот и дело христианское сделаем
- Фавор или Голгофа?
- Он же наш «депутат»
- Встреча знаменательная
- Ну, как тебе сказать, радость через край!
- Вы верите в возрождение России?
- Нет, нет. Я просто выпиваю
- «Я там лежу у забора»
- Говорят, что чудес не бывает
- Бог знает наше будущее
- Бензин нюхать не хотим
- Я на всю жизнь запомнила
- Все полегче будет
- «Два чувства дивно близки нам...»
- Я меньшой и брат мой старшой
- Прощай, брат
- Вы дома, я — в гостях
- Будет царствовать Любовь
Тогда черепаха высунула голову
На четвертом курсе духовной Академии студенты выбирали темы дипломных и курсовых работ. Курсовые могли писать те студенты, у которых средний балл успеваемости был выше «четырех».
Редкие соискатели брали интересовавшие их темы, так как не всегда устраивал тот или иной преподаватель. Бывало и наоборот, сам соискатель мог не устроить руководителя.
Очень побаивались в этом смысле протоиерея Ливерия Воронова, по той причине, что, дескать, «мягко стелет, да жестко спать». Это означало, что консультации будут вежливо-благостные, а защита может провалиться с треском, причем ходили легенды, что руководитель сам бывает главным зачинщиком такой защиты на Ученом Совете.
Многие мечтали писать работы по нравственному богословию, как предмету, на котором не может возникнуть вакуумной ситуации, где студент будет неприлично молчать.
Значительное количество желающих было брать какую-либо тему по Ветхому Завету у отца Аркадия Иванова, так как считали его хорошим помощником и консультантом в работе, а также гарантом успешной защиты.
Брать темы по основному богословию у протоиерея Владимира рисковали, как правило, ребята, имеющие определенные умственные способности и с большим желанием творчески трудиться, но таких было явно немного на каждом курсе.
Конечно, каждый выпускник живо интересовался у сокурсников, какую тему они избрали и какие руководители теперь у них будут.
— Я так думаю, — делился своими соображениями «богочтец» Федор, — надо писать на ту тему, которая тебя волнует, интересует, а также пригодится в твоем служении священником на приходе. Всем известно, что основные прихожане у нас женщины, стало быть, им и надо помогать, а чтобы помогать, надо их психологию знать. Я вот здесь всякие выписки на эту тему собираю, есть и курьезные наблюдения, прямо крылатые выражения. Особенно гениально вот это: «Когда заговорили о красоте, то черепаха высунула голову». При этом ярком высказывании Федор не выдержал и залился веселым смехом!
— Ну это же надо! Какое верное наблюдение!
— А как у тебя обстоят дела с руководителем? Помогает?
— Да, очень «помогает», только посмотри, что мне понаписал, — сказал сокрушенно Федор, — такие хорошие куски повычеркивал.
На полях в одном месте четко был написан вопрос: «А что, женщина не человек?»
— Да ты, Федор, не волнуйся, у меня твой руководитель по двадцать страниц вычеркивал вначале, но я понял его требования и сейчас стал понемногу исправляться, — начал его успокаивать.
— Да вот защита уже не за горами, надо скорее в переплет сдавать работу. Неизвестно еще, как всё пройдет, какая комиссия будет. Ну, ничего, и это испытание выдержать надо, подбадривал себя Федор.
Комиссия для защиты дипломных работ назначалась Ученым Советом своя, а кандидатские нужно было представить на большой Ученый Совет. Председателем комиссии по дипломным работам являлся легендарный отец Сергий. Когда зашел Федор, то в лице отца Сергия промелькнуло что-то загадочное. Через несколько минут все объяснилось.
— Иеродиакон… — важным, представительным голосом начал свою «тронную» речь отец Сергий, — написал роботу о жен-щи-нах!
По лицам экзаменаторов загуляли веселые многообещающие улыбки.
Защита курсовых сочинений происходила несколько своеобразней, чем дипломных. Вначале ректор спрашивал, готовы ли отзывы руководителя и оппонента. После утвердительного ответа приглашали студента. Вошедшему предлагали сесть перед огромным овальным столом и сообщить преподавателям о причине, побудившей его выбрать именно эту тему. На то, о чем говорил соискатель, мало кто обращал внимание; главное, чем интересовались, — как он это говорил. Далее читались отзывы, затем начинались вопросы преподавателей к защищавшемуся. Два-три экземпляра его работы лежали на столе, и желающие теребили их, передавая из рук в руки. Если студент отвечал ясно и четко, то защита протекала гладко. Главное же заключалось в том, что, во-первых, верили руководителю, во-вторых, путем вопросов узнавали, сам ли писал и ориентируется ли в представленной теме. Когда после дискуссии соискателя просили подождать за дверью, преподаватели делились впечатлениями: «Хорошо потрудился. Знает тему. Чего тут обсуждать, и так всё всем ясно. Вызывайте снова».
Вызванному из коридора студенту сообщалось следующее:
— Решением Ученого Совета Санкт-Петербургской духовной Академии студенту IV курса… за курсовое сочинение на тему… присуждается ученая степень кандидата богословия, с чем Вас и поздравляем!
Новый кандидат богословия благодарил воспитавшую его школу и лично своего руководителя, много внимания уделившего ему при написании работы. Точно таким же порядком прошла и моя защита, с тем исключением, что от неожиданности только кивал в знак благодарности, забывая говорить, и после паузы вышел за дверь. Сразу же за мной «вылетел» полный архимандрит и отчитал за нарушение этикета, видимо, для того, чтобы другие ожидающие защиты хорошенько это усвоили.
Комментировать