Насилие

Литература по теме

Наси́лие — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, результатом которого являются телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

nasilie - Насилие
Эгидиус Саделер II. Резня невинных. 1600.

С какого времени насилие совершается человеком?

Первое убийство было совершено еще Каином (Быт.4:8).
Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. «Не убий», – гласит закон Моисеев (Исх.20:13). «Кровь оскверняет землю», – говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает обращающихся к насилию: «Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее» (Чис.35:33).

Всегда ли будет насилие?

Не всегда. У ветхозаветных пророков мир будущего царства Мессии изображается как состояние, завершающее историю: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком… Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9). Война и насилие исчезнут с Земли: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2:4). Впрочем, мир – это не только дар Господа, но и задача человечества.

Почему люди совершают насилие?

Главная причина применения насилия одними людьми по отношению к другим связана с греховностью человека. Если говорить более конкретно, то проявлению насилия могут способствовать такие греховные пороки как гордость, эгоизм, зависть, нелюбовь к ближним и многие другие.

Совершает ли Бог насилие в отношении человека, ограничивая волю его в каких-либо случаях?

Бог наделил человека даром свободы. Свобода воли – одна из черт образа Божия в человеке. Кроме того, человек наделен по природе нравственным чувством. Благодаря разуму, свободе и нравственному чувству он способен делать самостоятельный выбор между добром и злом.

Бог не насилует человеческую свободу, однако из этого не следует, что человек может делать в нравственном отношении абсолютно все, что пожелает: во-первых, его способности, как творения, весьма ограничены; во-вторых, Бог, конечно же, может и «остановить» грешника, если это уместно, тем или иным способом.

Вопреки убеждению критиков христианства, указывающих на Церковь как на институт порабощения человека (мол, то нельзя, сё нельзя, а это и вовсе запрещено…), именно в Церкви, при содействии Божественной благодати, человек освобождается от различных греховных зависимостей и преобразуется в нравственно-свободную личность: «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).

Почему в Библии так часто описывается насилие?

Библейские рассказы о насилии показывают, каких глубин греха достигло человечество. Например, насилие, совершенное на Кресте – чудовищное преступление грешников. На некоторых старинных иконах Распятия Господня это, в частности, подчеркивается тем, что светила изображаются персонифицированными, закрывающими лица руками (платами): даже неразумные творения ужасаются действиям «разумных» людей и не в силах взирать на то беззаконие, которое творят распинатели.

В Римско-католической церкви существовала инквизиция. Может ли Церковь противостоять греху путем насилия?

Понятие «насилие» может употребляться в значениях, имеющих различающиеся между собой смысловые оттенки. Вопрос о правомочности применения Церковью насилия может рассматриваться в контексте более пространного вопроса: о возможности противления добра злу силой. В рамках разных религиозных и светских этических представлений это вопрос может иметь различные ответы.
К примеру, некоторые критики Церкви считают, что крещение младенца – это уже акт насилия над его личностью, так как ребенок не в состоянии выразить осознанный протест. Однако Церковь учит иначе.
В некоторых случаях Церковь может благословить своих чад на ведение войны, где, конечно же, не обходится без насилия.
Из евангельской истории нам хорошо известен пример изгнания Христом торговцев из храма. Можно ли это действие считать насильственным по отношению к изгнанным? Во всяком случае, неправильным действием его назвать нельзя.

По-другому воспринимается вопрос о насилии, когда речь идёт о таких действиях, которые находятся исключительно в светско-правовой компетенции государства: заключение в тюрьмы уголовных преступников, вынесение и приведение в исполнение смертных приговоров, и пр. Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие исключительно государству. А Римская церковь брала на себя такого рода полномочия, в частности, когда осуществляла гонения на инакомыслящих. Однако заметим, что Православная Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, может также и обращаться к гражданскому обществу, минуя обращение к властям, и даже если такие обращения не нравятся властям (если характер и направленность этих обращений соответствуют призванию и предназначению Церкви).

Цитаты о насилии

«Насилие нечестивых обрушится на них: потому что они отреклись соблюдать правду».
Притч.21:7

«Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его».
Пс.10:5

«Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие».
Притч.10:11

«На повеление отвести девицу в блудилище, св. мученица Феодора сказала: “ты знаешь, что Бог смотрит на произволение сердечное: Сердцеведец, знающий помышления наши, и намерение наше приемлет, как самое дело; Он знает мое изволение, чтоб соблюсти девство мое нерастленным; а если повелишь против воли растлить, то это не будет блудодеяние, но насилие и страдание. Все равно, если бы ты отрубил мне руку или ногу; – я буду мученицею”.
Принуждение сделало бы нас (христиан) более непоколебимыми и готовыми противопоставить насилию ревность по благочестию: ибо души мужественные, когда хотят принудить их к чему-либо силою, обыкновенно бывают непреклонны и подобны пламени, раздуваемому ветром, которое тем более разгорается, чем более его раздувают».
святитель Григорий Богослов

«Растление по принуждению да не подлежит ответственности. Потому и раба, если потерпела насилие от своего господина, не подлежит ответственности».
святитель Василий Великий

Могут ли совершить насилие демоны над теми, у кого ум достиг видения Божественной славы?
«Когда ум достигнет видения Божественной славы, тогда он делается страшным для врагов. Хотя Исав, полный ярости, и вышел навстречу Иакову, возвращавшемуся в отечество, но смиренномудрие Иакова погасило злобу противника, и Исав не сделал задуманного нападения на Иакова; так и враги-демоны, хотя неистовятся на человека, но не могут совершить над ним насилия, видя великую славу, объемлющую его в то время, когда он повергается пред Богом. Бог уже соделался помощником его, как сказано в Писании: восстани и изыде от земли сея, и иди в землю рождения твоего, и буду с тобою. (Авва Исаия)».
святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Вам, мужья, скажу: никакой проступок не должен вынуждать вас бить свою жену. Что я говорю – жену? Благородному мужу непозволительно бить даже служанку и налагать на нее руки. Если же весьма бесчестно для мужа бить рабыню, то тем бесчестнее налагать руку на свободную. Это внушают и внешние (языческие) законодатели, которые не принуждают жену жить вместе с бьющим ее мужем, как с недостойным ее сожительства. Подлинно, крайне беззаконно – сообщницу жизни, издавна разделяющую твои нужды, позорить, как рабыню. Такой муж, если только можно назвать его мужем, а не зверем, по моему мнению, равен отцеубийце и матереубийце. Если нам заповедано оставлять для жены отца и мать, не в оскорбление им, но в исполнение закона Божия, и для самих родителей это настолько вожделенно, что они, будучи оставляемы, радуются и совершают брачное соединение детей с великим усердием, то не крайнее ли безумие оскорблять ту, для которой Бог повелел оставлять родителей? И безумие ли только? А бесчестие, скажи мне, кто может перенести? Какое слово может изобразить это (бесчестие), когда крики и вопли разносятся по улицам, когда соседи и прохожие стекаются к дому совершающего такое гнусное дело, сокрушающего подобно какому-то зверю все, находящееся внутри? Лучше, если бы земля поглотила такого безумца, нежели после того ему опять показаться на торжище. Жена, скажешь ты, поступает дерзко? Но вспомни, что она – жена, слабый сосуд, а ты – муж. Ты для того и поставлен над ней начальником и главой, чтобы сносить слабость подчиненной. Старайся сделать свое правление славным; а славным оно будет тогда, когда ты не будешь бесчестить подчиненной».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka