Беседа с женами священников — <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/" target="_blank" title="Антоний, митрополит Сурожский">Антоний, митрополит Сурожский</a><br><span class="bg_bpub_book_author"><a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/" target="_blank" title="Антоний, митрополит Сурожский">Митрополит Сурожский Антоний</a></span>

Беседа с женами священников — Антоний, митрополит Сурожский
Митрополит Сурожский Антоний

(1 голос5.0 из 5)

Бесе­ды на кон­фе­рен­ции жен свя­щен­ни­ков в Питер­бо­ро 11–12 мая 1971 г.

ЧАСТЬ I

В пер­вой бесе­де мне хоте­лось бы пого­во­рить о том, что это такое – быть женой свя­щен­ни­ка. Как вы дога­ды­ва­е­тесь, мои зна­ния полу­че­ны из вто­рых рук и, веро­ят­но, не очень вели­ки. Но мне хоте­лось бы отме­тить один или два момен­та, кото­рые пора­зи­ли меня в жиз­ни жен наших пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков, осо­бен­но момен­ты, пора­зив­шие меня болезненно.

Собрав все, что я узнал от раз­ных людей, я при­шел к заклю­че­нию, что в жиз­ни жены свя­щен­ни­ка есть две боль­шие труд­но­сти не на уровне дей­ствия, а на уровне бытий­ном. Одна пожи­лая жен­щи­на, на про­тя­же­нии мно­гих лет жена заме­ча­тель­но­го свя­щен­ни­ка, ска­за­ла мне, что пер­вый момент состо­ит в том, что тогда как Авра­ам при­нес в жерт­ву сво­е­го сына Иса­а­ка еди­но­жды, каж­дый свя­щен­ник чув­ству­ет, что его долг хоро­ше­го свя­щен­ни­ка – при­но­сить в кро­ва­вую жерт­ву всю свою семью еже­днев­но. Мало того: в слу­чае Авра­ама Бог обес­пе­чил в заме­ну ягнен­ка, а за жену и детей свя­щен­ни­ка Он ника­ко­го выку­па не пред­ла­га­ет. День за днем муж или отец при­но­сит семью в жерт­ву тому, что пола­га­ет сво­им дол­гом: сози­да­ние Цар­ства Божия и цер­ков­ная дея­тель­ность. Когда жена и дети могут видеть реаль­ную цен­ность дей­ствий мужа и отца, жерт­ва болез­нен­на, но име­ет смысл; но гораз­до чаще быва­ет, что объ­ек­тив­ная цен­ность дей­ствий свя­щен­ни­ка не оче­вид­на, отча­сти пото­му, что в дея­тель­но­сти свя­щен­ни­ка все­гда есть сто­ро­на, кото­рую он объ­яс­нить или пере­дать дру­гим не может, отча­сти же пото­му, что мно­гое, что свя­щен­ник дела­ет, вооб­ра­жая, буд­то стро­ит Цар­ство Божие, совер­шен­но бес­по­лез­но и пред­став­ля­ет собой пустые хлопоты.

Во вто­ром слу­чае жена долж­на про­явить пони­ма­ние и помочь мужу раз­ли­чать меж­ду сози­да­ни­ем Цар­ства Божия и мно­же­ством дей­ствий, не име­ю­щих с этим Цар­ством ниче­го обще­го; дей­ствий, кото­рые рядом с Геф­си­ман­ским моле­ни­ем, Крест­ной жерт­вой, сла­вой Вос­кре­се­ния и Воз­не­се­ния пред­став­ля­ют­ся почти кощун­ствен­ны­ми. Но в пер­вом слу­чае от жены тре­бу­ет­ся вера, под­лин­ная вера, кото­рая помо­га­ет мужу дей­ство­вать, дает ему ощу­ще­ние дове­рия и под­держ­ки жены, даже когда она не име­ет пра­ва понять его дей­ствия до кон­ца. Есть про­бле­мы, свя­зан­ные с част­ной жиз­нью людей, о кото­рых жена не име­ет пра­ва знать, есть про­бле­мы, свя­зан­ные с испо­ве­дью и даль­ней­шим раз­ви­ти­ем чело­ве­че­ских отно­ше­ний, где жена может при­нять уча­стие, но очень неболь­шое, побоч­ное, и здесь сно­ва от нее тре­бу­ет­ся вера, – вера, поко­я­ща­я­ся на дове­рии, выра­жа­е­мая сло­ва­ми: «Я не пони­маю, поче­му ты так посту­па­ешь, но я знаю, что ты чело­век цель­ный, чело­век прав­ди­вый, чело­век Божий, чело­век любя­щий, и не вме­ши­ва­юсь в твои дей­ствия, более того, под­дер­жи­ваю тебя молит­вой, пре­дан­но­стью, все­ми сила­ми хра­ня покой и устой­чи­вость в доме».

Я менее все­го гово­рю о внеш­ней ста­биль­но­сти семьи, я гово­рю о проч­но­сти, надеж­но­сти; пото­му что очень лег­ко дей­ство­вать, когда тебе дове­ря­ют, и почти невы­но­си­мо что-то делать, когда чело­век, кото­ро­го ты любишь боль­ше всех, сомне­ва­ет­ся в тебе на самом глу­бин­ном уровне.

Есть и дру­гие труд­но­сти в жиз­ни жены свя­щен­ни­ка. Любой дру­гой чело­век, когда что-то нелад­но, может обра­тить­ся к Богу. Жена свя­щен­ни­ка порой не может обра­тить­ся к Богу сво­бод­но и с откры­тым серд­цем, пото­му что имен­но Он – при­чи­на ее душев­но­го стра­да­ния. Ведь имен­но на служ­бе Ему, в Его имя, из-за Него воз­ни­ка­ют труд­но­сти, кото­рых ина­че мог­ло бы не быть; и это долж­ны пони­мать и учи­ты­вать оба – и муж, и жена, и им сле­ду­ет при­но­сить свои труд­но­сти Богу во всей про­сто­те и откры­то­сти. И поми­мо Божье­го руко­вод­ства, вре­ме­на­ми тре­бу­ет­ся еще чье-то суж­де­ние и вме­ша­тель­ство: духов­ни­ка, дру­га или епископа.

Я хоро­шо пом­ню семью одно­го свя­щен­ни­ка, где воз­ник­ли боль­шие слож­но­сти в отно­ше­ни­ях, были поте­ря­ны радость, дове­рие, и не по гре­хов­но­сти, а из-за пра­вед­но­сти супру­гов. Муж был исклю­чи­тель­но хоро­ший свя­щен­ник. Так как он был рус­ский свя­щен­ник, то он и его семья жили в боль­шой мате­ри­аль­ной нуж­де. Все свое вре­мя и жизнь он отда­вал пастве, семья чув­ство­ва­ла себя совер­шен­но поки­ну­той. Одна­жды кто-то из детей ска­зал: «Ох, как бы я хотел быть сиро­той, тогда у него нашлось бы вре­мя для меня!» Это очень тра­ги­че­ские сло­ва. И как-то я обра­тил­ся к это­му свя­щен­ни­ку и ска­зал: «Послу­шай, ты вооб­ра­жа­ешь, буд­то стро­ишь Цар­ствие Божие, но для всех оче­вид­но, что ты раз­ру­ша­ешь соб­ствен­ную семью, а семья есть «Цер­ковь» (Рим. 16:4), по сло­ву апо­сто­ла Пав­ла и обра­зу, кото­рый он дает. Ты дол­жен отка­зать­ся от поло­ви­ны свя­щен­ни­че­ской дея­тель­но­сти, что­бы вос­со­здать свою семью. Он отве­тил с пол­ным созна­ни­ем, что тако­во при­зва­ние свя­щен­ни­ка: «Как же мож­но? Бог послал меня к этим людям, раз­ве я могу их поки­нуть?» Тогда я вос­поль­зо­вал­ся сво­ей при­ви­ле­ги­ей духов­ни­ка и ска­зал: «Ты сде­ла­ешь это из послу­ша­ния, и если кому-то гро­зит осуж­де­ние от Бога, я беру осуж­де­ние на себя, но ты отныне отда­ешь пол­жиз­ни семье».

Он так и посту­пил, сде­лав это с уди­ви­тель­ной чест­но­стью и цель­но­стью. Через неко­то­рое вре­мя его жена при­шла ко мне и спро­си­ла: «Что вы сде­ла­ли с моим мужем? Мы счаст­ли­вы!» Тогда я спро­сил в свою оче­редь: «И как это повли­я­ло на жизнь при­хо­да? При­ход рас­па­да­ет­ся?» И она, а затем и ее муж отве­ти­ли: «Наобо­рот, не знаю, поче­му, но мне теперь не нуж­но бегать из семьи в семью, люди при­хо­дят к нам домой, пото­му что, как они гово­рят, нахо­дят у нас мир, сча­стье и сви­де­тель­ство того, что если дать Богу быть хозя­и­ном в доме, дом ста­но­вит­ся раем».

Читать далее…

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки