Целомудрие и брак

Целомудрие и брак

(1 голос5.0 из 5)

По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси АЛЕКСИЯ

Дан­ный сбор­ник пред­на­зна­чен в первую оче­редь тем моло­дым людям, кото­рые соби­ра­ют­ся всту­пить в семей­ную жизнь, так­же он может быть поле­зен тем, кто уже живет в бра­ке. Что нуж­но делать и как жить, что­бы брак был счаст­ли­вым? На этот вопрос мож­но най­ти ответ в этой книге.

Предисловие

«Запо­ведь новую даю вам, да люби­те друг друга;
как Я воз­лю­бил вас, так и вы
да люби­те друг дру­га». Ин. 13:34

Что такое любовь? Вряд ли най­дет­ся чело­век, кото­рый нико­гда не заду­мы­вал­ся над этим вопро­сом. Любовь – самое вели­кое и мно­го­гран­ное чув­ство, даро­ван­ное нам Твор­цом это­го мира. «Любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ству­ет, любовь не зави­ду­ет, любовь не пре­воз­но­сит­ся, не гор­дит­ся, не бес­чин­ству­ет, не ищет сво­е­го, не раз­дра­жа­ет­ся, не мыс­лит зла, не раду­ет­ся неправ­де, а сора­ду­ет­ся истине; все покры­ва­ет, все­му верит, все­го наде­ет­ся, все пере­но­сит. Любовь нико­гда не пере­ста­ет, хотя и про­ро­че­ства пре­кра­тят­ся, и язы­ки умолк­нут, и зна­ние упразд­нит­ся» (1Кор. 13:8).

«Любовь тес­но свя­за­на с дев­ствен­но­стью, – гово­рит мит­ро­по­лит Анто­ний (Хра­по­виц­кий). – Ничто так не вытал­ки­ва­ет из чело­ве­че­ской души неж­ную любовь, как плот­ская страсть.

Проч­но сохра­нить в сво­ем серд­це бес­ко­рыст­ную любовь к людям невоз­мож­но без борь­бы, без поста и молит­вы. Тот же, кто пре­одо­ле­ет эту борь­бу, навсе­гда при­об­ре­тет для себя дра­го­цен­ный дар – неж­ную любовь, ограж­ден­ную чисто­тою сво­их помыс­лов; а с доб­ро­де­те­лью люб­ви соеди­ня­ет­ся муже­ство серд­ца или бесстрашие».

Цело­муд­рие, любовь, брак – эти поня­тия нераз­рыв­но свя­за­ны друг с дру­гом. Дарить окру­жа­ю­щим доб­ро, про­яв­лять мило­сер­дие и любовь, хра­нить цело­муд­рие в мыс­лях и поступ­ках – все это кажет­ся труд­ным, почти невы­пол­ни­мым. И этот путь видит­ся напол­нен­ным тер­ни­я­ми, неве­ро­ят­но слож­ным и опас­ным. Одна­ко Гос­подь не посы­ла­ет испы­та­ний свы­ше чело­ве­че­ских сил. И истин­ной награ­дой ста­нет наше соб­ствен­ное спа­се­ние, ибо этот путь – путь к Богу.

Что такое целомудрие

Совре­мен­ные моло­дые люди ред­ко заду­мы­ва­ют­ся, а воз­мож­но, и не зна­ют, что такое цело­муд­рие. Обыч­но под ним пони­ма­ет­ся непо­роч­ность, сохра­не­ние себя в дев­ствен­ной или брач­ной чисто­те, а так­же стро­гая нрав­ствен­ность. В пра­во­слав­ном оби­хо­де это поня­тие вклю­ча­ет в себя чисто­ту нра­вов и бла­го­че­стие. Сло­во «цело­муд­рие» – цер­ков­но­сла­вян­ское и озна­ча­ет бук­валь­но «здра­во­мыс­лие»; оно про­ис­хо­дит от при­ла­га­тель­но­го «целый» (креп­кий, здо­ро­вый) и от гла­го­ла «мудр­ство­вать» (рас­суж­дать, раз­мыш­лять). Цело­муд­рие свя­за­но с верой и вер­но­стью, цель­но­стью, муд­ро­стью, любо­вью и мужеством.

Что мы под­ра­зу­ме­ва­ем, когда гово­рим «цело­муд­рен­ный чело­век»? Это зна­чит то, что, живя в семье, он верен сво­им домаш­ним, преж­де все­го супру­ге; будучи оди­но­ким, хра­нит вер­ность запо­ве­ди Божи­ей. Нару­шая цело­муд­рие, чело­век тво­рит неправ­ду перед Богом и людь­ми, забы­вая о том, что тай­ное все­гда ста­но­вит­ся явным. И нерас­ка­ян­ный грех будет все­гда довлеть над согре­шив­шим, оття­ги­вая при­не­се­ние пока­я­ния, побуж­дая ко мно­гим даль­ней­шим согрешениям.

Мно­гие счи­та­ют нару­ше­ни­ем цело­муд­рия лишь плот­ские гре­хи. Одна­ко и блуд­ные мыс­ли, и нечи­стые помыс­лы так­же явля­ют­ся изме­на­ми Богу, Церк­ви, сво­им близ­ким и род­ным. «Жить цело­муд­рен­но озна­ча­ет жить под управ­ле­ни­ем цело­го, непо­вре­жден­но­го, здра­во­го муд­ро­ва­ния, не поз­во­лять себе ника­ко­го удо­воль­ствия, кото­рое не одоб­ря­ет­ся здра­вым рас­суж­де­ни­ем, соблю­дать ум от осквер­не­ний нечи­сты­ми мыс­ля­ми, серд­це не зара­жен­ным нечи­сты­ми жела­ни­я­ми, тело не рас­тлен­ным нечи­сты­ми дела­ми», – пишет свя­ти­тель Фила­рет (Дроз­дов).

Цело­муд­рие – дра­го­цен­ное сокро­ви­ще, кото­рое так лег­ко поте­рять и кото­рое сто­ит хра­нить, хотя ино­гда это и кажет­ся невоз­мож­ным. Нару­ше­ние цело­муд­рия пона­ча­лу боль­но ранит совесть, а при повто­ре­нии гре­ха заглу­ша­ет ее голос как ничто дру­гое. «Цер­ковь про­по­ве­ду­ет цело­муд­рие, – гово­рит про­то­и­е­рей Нико­лай Бала­шов, – а не «сво­бод­ную любовь», то есть вре­мен­ную телес­ную бли­зость, осво­бож­ден­ную от вер­но­сти, от лич­ност­ной и духов­ной общ­но­сти, то есть в конеч­ном сче­те – от самой люб­ви. Ина­че гово­ря, Цер­ковь высту­па­ет за отказ от минут­ных ими­та­ций люб­ви, неиз­беж­но рож­да­ю­щих лишь чув­ства сты­да, разо­ча­ро­ва­ния и уста­ло­сти, – ради люб­ви насто­я­щей, един­ствен­ной, веч­ной и все­це­лой, захва­ты­ва­ю­щей душу и тело чело­ве­ка. В том и заклю­ча­ет­ся целост­ная муд­рость, что­бы обре­сти бес­цен­ную жем­чу­жи­ну, раз и навсе­гда отмах­нув­шись от ее деше­вых под­де­лок, – пото­му что одно и дру­гое про­сто несовместимы».

Во все вре­ме­на моло­дым до бра­ка пред­пи­сы­ва­лось цело­муд­рие, хотя обще­ствен­ное мне­ние лег­че про­ща­ло юно­шу и стро­же спра­ши­ва­ло с девушки.

Вплоть до кон­ца XIX в. цело­муд­рие соблю­да­лось в сре­де кре­стьян­ства и в мень­шей мере – сре­ди дру­гих сло­ев рус­ско­го обще­ства. Добрач­ные свя­зи реши­тель­но осуж­да­лись. Роди­те­ли доволь­но стро­го сле­ди­ли за тем, что­бы дело во вза­им­ных отно­ше­ни­ях моло­дых не дошло до поло­вой свя­зи, так как это ста­но­ви­лось позо­ром не толь­ко для самой девуш­ки, но и для роди­те­лей, вос­пи­тав­ших ее. Край­нюю сте­пень позо­ра и бес­че­стия для роди­те­лей состав­ля­ла бере­мен­ность девушки.

Окру­жа­ю­щие пори­ца­ли девуш­ку, утра­тив­шую честь. К девуш­ке, поте­ряв­шей невин­ность, отно­си­лись с пре­не­бре­же­ни­ем, ее обхо­ди­ли выбо­ром жени­хи. Даже если дур­ная сла­ва и напрас­ная, и то стра­да­ет вся семья, осо­бен­но млад­шие сест­ры. Предо­су­ди­тель­ной счи­та­лась и супру­же­ская невер­ность. При этом кре­стьяне более жест­ко осуж­да­ли невер­ность жены, чем мужа. Зача­стую обще­ствен­ное мне­ние обхо­ди­лось с не соблю­дав­ши­ми цело­муд­рие доволь­но жесто­ко. Воро­та, выма­зан­ные дег­тем, озна­ча­ли позор для всей семьи, и преж­де все­го для девуш­ки, кото­рая жила в этом доме. После это­го она под­вер­га­лась насмеш­кам, пре­зре­нию, оскорб­ле­ни­ям и, как пра­ви­ло, не мог­ла вый­ти замуж.

Для замуж­ней жен­щи­ны оскорб­ле­ни­ем, сим­во­ли­зи­ро­вав­шим обви­не­ние в измене, было испач­кать ей при всех рубаш­ку сажей. При этом гово­ри­лось: «Запач­ка­ла ты себя с таким-то сво­им без­за­ко­ни­ем!» В тече­ние года жен­щи­на не име­ла пра­ва посе­щать сосе­дей, даже про­сто вхо­дить к кому-либо в дом. Честь ее была навсе­гда поте­ря­на в гла­зах обще­ствен­но­сти1.

Поче­му же имен­но с жен­щи­ны спра­ши­ва­лось стро­же? Все дело здесь в том, что био­ло­ги­че­скую ответ­ствен­ность за интим­ную связь несет жен­щи­на. Ей рожать, ей вос­пи­ты­вать ребен­ка, если отец отка­жет­ся от него. Сама при­ро­да нало­жи­ла боль­шую ответ­ствен­ность на девуш­ку, обо­зна­чив дев­ствен­ность даже анатомически.

Цело­муд­рие – это доб­ро­де­тель, кото­рая сми­ря­ет и под­чи­ня­ет чув­ства разу­му, хра­нит в чисто­те и душу, и тело. Эта чисто­та явля­ет­ся при­зна­ком здо­ро­вой души, источ­ни­ком духов­ной радо­сти. Про­ти­во­по­лож­но­стью цело­муд­рен­но­го состо­я­ния явля­ет­ся нрав­ствен­ная рас­пу­щен­ность, блуд­ная жизнь. Ведь что бы ни гово­ри­ли о пре­иму­ще­ствах «сво­бод­ной люб­ви», – блуд (имен­но это сло­во наи­бо­лее пра­виль­но харак­те­ри­зу­ет «сво­бод­ную любовь») не оста­ет­ся без послед­ствий, неиз­беж­но раз­ру­ша­ет гар­мо­нию и целост­ность души. Не мно­гие гре­хи нано­сят столь же тяж­кий урон духов­но­му здо­ро­вью лич­но­сти. «Бегай­те блу­да, – писал апо­стол Павел. – Вся­кий грех, какой дела­ет чело­век, есть вне тела, а блуд­ник гре­шит про­тив соб­ствен­но­го тела» (1Кор. 6:18), то есть раз­ру­ша­ет само­го себя. «Как при­вле­ка­те­лен, как пре­кра­сен тип чело­ве­ка, муж­чи­ны или жен­щи­ны, не под­пав­ших иску­ше­ни­ям рас­пут­ства! – писал мит­ро­по­лит Анто­ний (Хра­по­виц­кий). – Вид их бод­рый, лицо моло­жа­вое, взор сме­лый и спо­кой­ный. Как бла­го­дар­ны они Богу, что свое­вре­мен­но побо­ро­ли иску­ше­ние». «В чисто­те оби­та­ет вели­кий свет, и радость, и мир, и тер­пе­ние, а в блу­де оби­та­ют печаль, уны­ние, нена­сыт­ный сон и густая тьма», – гово­рил пре­по­доб­ный Ефрем Сирин.

О необ­хо­ди­мо­сти хра­нить цело­муд­рие гово­рят и совре­мен­ные пас­ты­ри. Осо­бен­но важ­но это для юной души. «Раз­врат преж­де все­го отра­жа­ет­ся на скла­де чело­ве­че­ской души, – пишет про­то­и­е­рей Арте­мий Вла­ди­ми­ров, – душа теря­ет при­род­ные, Богом дан­ные доб­ро­де­те­ли: ясность ума, уме­ние схва­ты­вать изу­ча­е­мый мате­ри­ал на лету, про­ни­ца­тель­ность, свой­ствен­ную дет­ской пси­хо­ло­гии, радость серд­ца и пере­жи­ва­ние каж­до­го мига как пол­но­ты бытия – все то, что, соб­ствен­но, и дела­ет дет­ство счаст­ли­вым. О нрав­ствен­ных послед­стви­ях осо­бен­но крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ству­ет цинизм. Цинизм – неве­рие в свя­тое – не может обой­тись без оне­гин­ско­го спли­на, печа­ли, тос­ки, уны­ния, дохо­дя­ще­го мало-пома­лу до отча­я­ния и суи­ци­даль­но­го ком­плек­са. Когда мы, свя­щен­ни­ки, на испо­ве­ди узна­ем о попыт­ках само­убий­ства, то убеж­да­ем­ся: как пра­ви­ло, нало­же­ние на себя рук про­во­ци­ру­ет­ся блуд­ны­ми дра­ма­ми и паде­ни­я­ми, кото­ры­ми, к сожа­ле­нию, пол­на жизнь совре­мен­но­го чело­ве­ка. Нрав­ствен­ные послед­ствия гре­хов­но­го обра­за мыс­лей и жиз­ни ска­зы­ва­ют­ся в одер­жи­мо­сти, кото­рую фран­цу­зы назы­ва­ют «obsession» – «одер­жи­мость стра­стью». Чело­век не вла­де­ет собой, голос разу­ма смол­ка­ет; похоть, заби­ра­ясь в свя­ти­ли­ще души, при­во­дит к агрес­сии, без­об­раз­ным сце­нам, кото­рые пре­вра­ща­ют место собра­ний таких одер­жи­мых в сваль­ный грех».

Цело­муд­рие пред­по­ла­га­ет чисто­ту отно­ше­ний меж­ду юно­шей и девуш­кой до бра­ка. Ведь само сло­во «неве­ста» ука­зы­ва­ет на то, что оба всту­па­ю­щие в брак долж­ны быть цело­муд­рен­ны­ми: девуш­ка «неве­до­ма» для жени­ха до сва­дьбы. Более того, на ней лежит осо­бая ответ­ствен­ность – ведь имен­но девуш­ка уста­нав­ли­ва­ет для юно­ши гра­ни­цу допу­сти­мых отно­ше­ний. От нее зави­сит, будут ли они цело­муд­рен­ны­ми, пере­рас­тут ли в истин­ную любовь и бла­го­сло­вен­ный брак или сни­зой­дут до уров­ня при­ми­тив­но­го плот­ско­го гре­ха и блуд­но­го сожительства.

 

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки