Домашняя церковь — протоиерей <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/" target="_blank" title="Глеб Каледа, протоиерей">Глеб Каледа</a><br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/" target="_blank" title="Глеб Каледа, протоиерей">Глеб Каледа</a></span>

Домашняя церковь — протоиерей Глеб Каледа
Протоиерей Глеб Каледа

(1 голос5.0 из 5)

Цер­ковь есть тело Хри­сто­во, Бого­че­ло­ве­че­ский орга­низм, в кото­ром Боже­ствен­ная бла­го­дать про­ни­зы­ва­ет и освя­ща­ет все суще­ство чело­ве­ка и его дей­ствия. Каж­дый член Церк­ви – части­ца, кле­точ­ка, орган это­го тела, необ­хо­ди­мый для пол­но­ты цело­го, – тако­во по суще­ству содер­жа­ние гл. 12‑й Пер­во­го посла­ния апо­сто­ла Пав­ла к Корин­фя­нам. Лишь нахо­дясь в Церк­ви, будучи части­цей ее тела, мож­но жить в пол­но­те бла­го­да­ти Божи­ей. В эпо­ху все­об­щей секу­ля­ри­за­ции жиз­ни и настой­чи­вой – сло­вом и делом – анти­хри­сти­ан­ской и осо­бен­но анти­пра­во­слав­ной про­па­ган­ды необ­хо­ди­мы зна­чи­тель­ные уси­лия и взы­ва­ния к помо­щи Божи­ей, что­бы вой­ти в это мисти­че­ское Тело и сохра­нить себя в нем: «Цар­ство Небес­ное силою берет­ся, и упо­треб­ля­ю­щие уси­лие вос­хи­ща­ют его» (Мф.11:12); по-цер­ков­но­сла­вян­ски это зву­чит как «Цар­ство Небес­ное нудит­ся и нуж­ни­цы вос­хи­ща­ют е».

Для нахо­дя­щих­ся в бра­ке и для живу­щих в роди­тель­ском доме пер­вич­ной ячей­кой Все­лен­ской Церк­ви долж­на быть семья, – малая, домаш­няя цер­ковь; в ней совер­ша­ет­ся наш труд по стя­жа­нию Цар­ства Небес­но­го. О домаш­ней церк­ви неод­но­крат­но писал апо­стол Павел (1Кор.16:19; Кол.4:15; Флп.1 и т.д.).

Одна­ко свя­то­оте­че­ская лите­ра­ту­ра, созда­ва­е­мая после IV в. в основ­ном мона­ха­ми, почти не каса­ет­ся вопро­сов семей­ной жиз­ни и постро­е­ния домаш­ней церк­ви. Состав «Доб­ро­то­лю­бия»[1] в зна­чи­тель­ной мере опре­де­лен афон­ски­ми стар­ца­ми, кото­рых эти вопро­сы не вол­но­ва­ли, и не толь­ко в силу ино­че­ских обе­тов, но и пото­му, что жен­щи­нам вооб­ще запре­ще­но появ­лять­ся на свя­той горе Афон.

Дом, семья как Цер­ковь… Это сей­час настоль­ко забы­то при­ход­ским и бого­слов­ско-ака­де­ми­че­ским созна­ни­ем, что необ­хо­ди­мо и про­по­ве­до­вать, и спе­ци­аль­но обос­но­вы­вать эккле­зио­ло­ги­че­ски такое вос­при­я­тие этой сто­ро­ны чело­ве­че­ской жиз­ни. Домаш­нюю цер­ковь созда­ют двое – любя­щие друг дру­га муж­чи­на и жен­щи­на, соеди­нен­ные в бра­ке и стре­мя­щи­е­ся ко Христу.

Неко­то­рые моло­дые люди и девуш­ки, не имея ясно осо­знан­но­го пред­став­ле­ния о пра­во­слав­ной семье, о ее зна­че­нии для духов­ной жиз­ни, стро­ят свои отно­ше­ния на осно­вах, недо­пу­сти­мых для хри­сти­а­ни­на. Они вос­при­ни­ма­ют нра­вы и обы­чаи окру­жа­ю­ще­го нас без­бож­но­го мира как нор­му жизни.

Име­ют­ся и дру­гие край­но­сти: взгляд на жену, на семью как на что-то, что по самой сво­ей сути меша­ет духов­ной жиз­ни. Это ино­гда про­яв­ля­ет­ся в выска­зы­ва­ни­ях и поступ­ках уча­щих­ся духов­ных школ и обща­ю­щих­ся с ними моло­дых людей. Семи­на­ри­сты и сту­ден­ты духов­ных ака­де­мий порой поспеш­но всту­па­ют в брак ради руко­по­ло­же­ния в сан, а при этом недо­сти­жи­мый для них иде­ал мона­ше­ской жиз­ни меша­ет им видеть бла­го­дать, про­яв­ля­ю­щу­ю­ся в буд­нях жиз­ни семей­ной. Все это, конеч­но, не спо­соб­ству­ет сози­да­нию домаш­ний церк­ви в семьях священнослужителей.

А свет­ское обще­ство колеб­лет­ся от тео­рии «сво­бод­ной люб­ви пчел тру­до­вых» до про­па­ган­ды проч­ной пар­ной семьи и от вос­пи­та­ния инди­ви­ду­аль­ной поло­вой люб­ви до вос­хва­ле­ния буду­ще­го «груп­по­во­го бра­ка в рам­ках тру­до­вых кол­лек­ти­вов[2]”.

В посла­нии к хри­сти­а­нам Рима, – горо­да раз­вра­та и вла­сти, – апо­стол Павел писал: «умо­ляю вас, бра­тия, мило­сер­ди­ем Божи­им, пред­ставь­те тела ваши в жерт­ву живую, свя­тую, бла­го­угод­ную Богу, для разум­но­го слу­же­ния ваше­го, и не сооб­ра­зуй­тесь с веком сим, но пре­об­ра­зуй­тесь обнов­ле­ни­ем ума ваше­го, что­бы вам познать, что есть воля Божия, бла­гая, угод­ная и совер­шен­ная» (Рим.12:1–2).

Для мно­гих из тех, кто вышел из пра­во­слав­ных семей, брак с неве­ру­ю­щей или с неве­ру­ю­щим был при­чи­ной ухо­да из Церк­ви и уга­са­ния веры. Для дру­гих брак с женой – сест­рой во Хри­сте спо­соб­ство­вал духов­но­му возрастанию.

Вопро­сы семьи и бра­ка вол­ну­ют моло­дежь и роди­те­лей взрос­ле­ю­щих детей, с ними посто­ян­но стал­ки­ва­ют­ся духовники.

В этих очер­ках автор попы­тал­ся изло­жить пра­во­слав­ное пони­ма­ние бра­ка, иду­щее от пер­вых веков, и рас­смот­реть пути постро­е­ния домаш­ней церк­ви в раз­ных исто­ри­че­ских усло­ви­ях, осно­вы­ва­ясь на Писа­нии, на тво­ре­ни­ях Отцов и учи­те­лей Церк­ви и на поста­нов­ле­ни­ях Цер­ков­ных Собо­ров. Эта кни­га – не моно­гра­фия и не дис­сер­та­ция; она состо­ит из серии очер­ков, кото­рые мож­но читать неза­ви­си­мо друг от дру­га. Такое постро­е­ние дела­ет воз­мож­ны­ми и порой даже неиз­беж­ны­ми повто­ре­ния. Каж­дый очерк напи­сан более или менее в сво­ем осо­бом клю­че и рас­счи­тан на свой круг чита­те­лей: одни из них – для тех, кто гото­вит­ся всту­пить в брак, дру­гие – для вос­пи­ты­ва­ю­щих детей, а неко­то­рые – для роди­те­лей взрос­ле­ю­щих детей и духов­ни­ков; нако­нец, «Семья и дом свя­щен­ни­ка» – для лиц духов­но­го зва­ния и их жен.

Ака­де­ми­че­ские бого­сло­вы могут изу­чать и кри­ти­ко­вать взгля­ды на брак бл. Авгу­сти­на, Фомы Аквин­ско­го, Люте­ра, восточ­ных ере­ти­ков, могут посвя­щать им свои дис­сер­та­ции. Для рядо­во­го же чле­на Церк­ви и для при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка такой деталь­ный ана­лиз не пред­став­ля­ет ни нрав­ствен­но­го, ни прак­ти­че­ско­го зна­че­ния и инте­ре­са. Вве­де­ние в кни­гу тако­го мате­ри­а­ла потре­бо­ва­ло бы зна­чи­тель­но­го уве­ли­че­ния ее объ­е­ма, затруд­ни­ло бы чте­ние для боль­шин­ства тех, кому кни­га адре­со­ва­на, и ослож­ни­ло бы пуб­ли­ка­цию[3]. Если хотя бы для одной зарож­да­ю­щей­ся семьи – домаш­ней церк­ви – эти стра­ни­цы будут небес­по­лез­ны, мож­но счи­тать, что вре­мя, кото­рое автор про­вел над руко­пи­сью, не про­па­ло даром.

Читать далее…

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки