Личность и семь ее потребностей. Любовь и зависимость<br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Андрей Лоргус</span>

Личность и семь ее потребностей. Любовь и зависимость
Протоиерей Андрей Лоргус

(1 голос5.0 из 5)

про­то­и­е­рей Андрей Лоргус
2016, март. СПб

Лекция 1

Что дела­ет чело­ве­ка чело­ве­ком, а нау­ку о чело­ве­ке – нау­кой о чело­ве­ке? Что такое лич­ность и чем она отли­ча­ет­ся от инди­ви­да? Поче­му пира­ми­ду Мас­лоу нуж­но пере­вер­нуть, а лич­ност­ные потреб­но­сти нель­зя сме­ши­вать с физио­ло­ги­че­ски­ми? Отче­го слу­ча­ют­ся внут­рен­ние кон­флик­ты и как постро­ить лич­ност­ную стра­те­гию? На эти вопро­сы отве­ча­ет рек­тор Инсти­ту­та хри­сти­ан­ской пси­хо­ло­гии про­то­и­е­рей Андрей Лор­гус в лек­ции, орга­ни­зо­ван­ной изда­тель­ством «Никея» и про­чи­тан­ной в сте­нах Рус­ской хри­сти­ан­ской гума­ни­тар­ной ака­де­мии в Петер­бур­ге в мар­те 2016 года.

Христианская антропология

Я буду гово­рить о том лич­ност­ном «меха­низ­ме» чело­ве­ка, кото­рый име­ет фун­да­мен­таль­ное зна­че­ние для фор­ми­ро­ва­ния основ­ных лич­ност­ных стра­те­гий, реше­ний, моти­ва­ций. То, что я хочу вам пред­ста­вить, осно­ва­но, преж­де все­го, на пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской рабо­те, на кон­суль­ти­ро­ва­нии, а так­же на пас­тыр­ском, духов­ном опы­те, прак­ти­ке испо­ве­ди и духов­но­го руко­вод­ства. А так­же на опы­те пре­по­да­ва­ния и изу­че­ния этой темы в рам­ках кур­са пси­хо­ло­гии лич­но­сти в нашем инсти­ту­те. И сту­ден­ты, и пре­по­да­ва­те­ли внес­ли весо­мый вклад, помог­ли раз­ра­бо­тать дан­ную модель, как учебную.

В мето­до­ло­гии нау­ки необ­хо­ди­мо гово­рить об испо­ве­до­ва­нии како­го-то под­хо­да, о тех осно­ва­ни­ях, на кото­рых любая нау­ка стро­ит­ся, и кото­рые мож­но назы­вать миро­воз­зрен­че­ски­ми или мето­до­ло­ги­че­ски­ми. Для раз­лич­ных направ­ле­ний пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки такие осно­ва­ния могут быть фило­соф­ски­ми или есте­ствен­но­на­уч­ны­ми. Какое бы из направ­ле­ний пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки и пси­хо­те­ра­пии мы ни взя­ли, мы най­дем в их осно­ва­нии некую мето­до­ло­гию. Если речь о пси­хо­ди­на­ми­че­ской тео­рии лич­но­сти, то такой мето­до­ло­ги­ей будет пред­став­ле­ние об орга­низ­ме, то есть мето­до­ло­гия в рам­ках есте­ствен­но­на­уч­ной пара­диг­мы. В гума­ни­сти­че­ском направ­ле­нии мы най­дем син­тез орга­низ­ми­че­ской и гума­ни­сти­че­ской пара­диг­мы, где чело­век пред­став­ля­ет собой некий эпи­фе­но­мен по отно­ше­нию к орга­низ­му. В рам­ках экзи­стен­ци­аль­но­го под­хо­да фило­соф­ская и духов­ная перспектива.

Для хри­сти­ан­ской пси­хо­ло­гии осно­вой явля­ет­ся бого­слов­ская антро­по­ло­гия, кото­рая выра­ба­ты­ва­лась на про­тя­же­нии мно­гих сто­ле­тий, и даже тыся­че­ле­тий, в рус­ле хри­сти­ан­ской мыс­ли, аске­ти­ки, прак­ти­ки. Эта мето­до­ло­гия окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­ва­лась не так дав­но, в XX веке, пото­му что мно­гие антро­по­ло­ги­че­ские осно­ва­ния, о кото­рых мы гово­рим, суще­ство­ва­ли в виде неко­то­рой крип­то­ме­то­до­ло­гии, скры­той в тру­дах мыс­ли­те­лей дале­ко­го про­шло­го, начи­ная с эпо­хи элли­низ­ма. Эти осно­ва­ния нуж­да­лись в рас­шиф­ров­ке, в совре­мен­ной рецеп­ции. Рецеп­ция была совер­ше­на в рус­ле рус­ской бого­слов­ской мыс­ли XX века, и преж­де все­го в париж­ской шко­ле, кото­рая состав­ля­ла в XX веке, пожа­луй, самое замет­ное тече­ние, вышед­шее из недр рус­ской бого­слов­ской и фило­соф­ской мысли.

Вспом­ним име­на Вла­ди­ми­ра Нико­ла­е­ви­ча Лос­ско­го, архи­манд­ри­та Кипри­а­на Кер­на, про­то­и­е­рея Васи­лия Зень­ков­ско­го, Нико­лая Алек­сан­дро­ви­ча Бер­дя­е­ва, про­то­и­е­рея Сер­гия Бул­га­ко­ва, Пав­ла Нико­ла­е­ви­ча Евдо­ки­мо­ва, свя­щен­ни­ка Пав­ла Фло­рен­ско­го. Но и эта науч­ная шко­ла нуж­да­лась в совре­мен­ной рецеп­ции, в совре­мен­ных, соот­вет­ству­ю­щих XXI веку, фор­му­ли­ров­ках. И эти фор­му­ли­ров­ки были даны в рам­ках мос­ков­ской шко­лы антро­по­ло­гии (ПСТГУ, РПУ, МДА), гре­че­ской шко­лы антро­по­ло­гии, свя­зан­ной с име­на­ми мит­ро­по­ли­та Пер­гам­ско­го Иоан­на (Зизи­ула­са) и мит­ро­по­ли­та Дио­клий­ско­го Кал­ли­ста (Уэра), аме­ри­кан­ской шко­лы бого­сло­вия, серб­ской, румынской.

К сча­стью, мы с вами явля­ем­ся совре­мен­ни­ка­ми серб­ско­го бого­сло­ва, пси­хи­ат­ра и пси­хо­ло­га Вла­де­ты Еро­ти­ча, кни­ги кото­ро­го уже выхо­ди­ли на рус­ском язы­ке. Это чело­век пре­клон­ных лет, ему уже 90, но он с вни­ма­ни­ем сле­дит за тем, что про­ис­хо­дит в Рос­сии, он зна­ет, что его кни­ги пере­ве­де­ны и здесь при­ня­ты. Еро­тич акти­вен в обще­нии, и для нас дра­го­це­нен его опыт, пото­му что он одно­вре­мен­но явля­ет­ся и бого­сло­вом, и вра­чом, и пси­хи­ат­ром и пси­хо­ло­гом. Он пре­по­да­ёт в Бел­град­ском уни­вер­си­те­те и бого­сло­вие и психологию.

Румын­ское бого­сло­вие, имен­но в пси­хо­ло­гии, в антро­по­ло­гии, свя­за­но с име­нем про­то­и­е­рея Думит­ру Ста­ни­лоэ, кото­рый дает рецеп­ты свя­то­оте­че­ской мыс­ли в совре­мен­ной интер­пре­та­ции. Поче­му эти интер­пре­та­ции и совре­мен­ное про­чте­ние нам так необ­хо­ди­мо? Преж­де все­го, пото­му, что мы ста­вим иные зада­чи. Мы мыс­лим в рус­ле науч­ной мыс­ли, а это озна­ча­ет, что любые ссыл­ки на рели­ги­оз­ную фило­со­фию и на бого­сло­вие мы долж­ны вво­дить в науч­ные рам­ки, что­бы гово­рить на общем язы­ке со все­ми спе­ци­а­ли­ста­ми, кото­рым инте­рес­но рабо­тать в пси­хо­ло­гии личности.

Непотерянная дисциплина

Для меня пси­хо­ло­гия – та дис­ци­пли­на, в кото­рой наи­бо­лее удоб­но, я бы даже ска­зал, наи­бо­лее уют­но чув­ству­ет себя про­бле­ма лич­но­сти, хотя лич­но­стью зани­ма­ет­ся не толь­ко пси­хо­ло­гия. Колы­бе­лью этой кате­го­рии в запад­ной хри­сти­ан­ской мыс­ли явля­ет­ся, конеч­но, фило­со­фия. То совре­мен­ное пред­став­ле­ние о лич­но­сти, кото­рое мы сего­дня раз­ра­ба­ты­ва­ем, при­шло из фило­со­фии Фомы Аквин­ско­го и Декар­та. Уче­ние о пер­соне, пер­со­на­лизм – это фило­соф­ское тече­ние. Лишь толь­ко в самом кон­це XIX века пси­хо­ло­гия при­ни­ма­ет эту кате­го­рию и начи­на­ет раз­ра­ба­ты­вать про­бле­му лич­но­сти как соб­ствен­но пси­хо­ло­ги­че­скую. До это­го она была фило­соф­ской. Но это и бого­слов­ская кате­го­рия, как мини­мум, начи­ная с IV века. Но сего­дня, конеч­но же, пси­хо­ло­гия доста­точ­но твер­до обос­но­ва­ла свое пер­вен­ство в иссле­до­ва­нии лич­но­сти, и я думаю, что наи­бо­лее адек­ват­ное рас­кры­тие эти про­бле­мы нахо­дят в про­стран­стве пси­хо­ло­ги­че­ских наук.

Пси­хо­ло­гия лич­но­сти явля­ет­ся не про­сто спе­ци­а­ли­за­ци­ей в совре­мен­ном набо­ре пси­хо­ло­ги­че­ских наук, она состав­ля­ет серд­це­ви­ну любо­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го направ­ле­ния: гума­ни­сти­че­ско­го, пси­хо­ана­ли­ти­че­ско­го или экзи­стен­ци­аль­но­го. Я бы ска­зал даже так, что пси­хо­ло­ги­че­ская тео­рия, а их, как вы зна­е­те, мно­го, не может счи­тать себя состо­яв­шей­ся в совре­мен­ном мире, если она не фор­му­ли­ру­ет в том или ином виде, на той или иной высо­те свое виде­ние про­бле­мы лич­но­сти. Без лич­но­сти, без это­го цен­траль­но­го эле­мен­та, пси­хо­ло­гия – поте­рян­ная дис­ци­пли­на. Она может гово­рить о раз­ных функ­ци­ях, о раз­ных сто­ро­нах чело­ве­ка, но если она не гово­рит о лич­но­сти, то она не отве­ча­ет на самый важ­ный вопрос – кто же такой чело­век? Ведь о чело­ве­ке у нас мно­го наук: меди­ци­на, социо­ло­гия, фило­со­фия. Но нам нуж­но как пси­хо­ло­гам выде­лить основ­ную чер­ту, без кото­рой бы мы ска­за­ли: «Это не чело­век». Этой чер­той явля­ет­ся личностность.

Читать далее…

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки