Array ( )
Обручение – шаг к семейной жизни — протоиерей Андрей Мухачев <br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей Андрей Мухачев</span>

Обручение – шаг к семейной жизни — протоиерей Андрей Мухачев
Протоиерей Андрей Мухачев

(8 голосов5.0 из 5)

Протоиерей Андрей Мухачев для «Азбуки супружества»

Интервью с протоиереем Андреем Мухачевым, настоятелем храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (Островское, Костромской область). 

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:1-3). Герой нашего сегодняшнего интервью всегда держит эти слова в своей памяти, сердце, уме. Они помогают ему в служении и решении подчас непростых вопросов. О некоторых из этих вопросов мы сегодня и решили поговорить.

– Отец Андрей, почему сегодня становится все больше людей, по их собственным словам, любящих друг друга, но предпочитающих не регистрировать свои отношения? 

– В своей священнической практике я встречаю множество различных случаев. Самый распространенный из них – люди просто не хотят брать на себя обязательства. Почему? Потому что люди не хотят никому ничего обещать, их тянет к мнимой свободе, которая для них как раз и выражается в том, что «я не хочу». «Не хочу связываться с подписями, документами, обязательствами, а хочу жить так, как мне нравится. И если у меня есть такая возможность, и мне никто не мешает, я буду так жить». И вот, два таких «уставших» человека встречаются, они договариваются и так вместе живут.

Другая причина, которую я наблюдаю, связана с тем, что человек уже зарегистрирован с кем-то, но по факту супруг (или супруга) давно порвал отношения, живет с другой семьей. И тогда такой брошенный человек начинает думать, что ему ничего другого не остается делать, как жить с кем-то, кто его поймет и примет.

Случается и так, что люди при ответственном отношении друг к другу просто не относят регистрацию к числу особо важных дел, откладывая ее до случая. Они не отрицают её, а просто считают формальностью, у них своя лесенка особо важных дел: чтобы у них был кров над головой, тепло в доме, добрые отношения, нормальная работа. Но когда вдруг поймут, что, например, государство выделяет деньги на молодую семью, помогает с покупкой недвижимости, а они, оказывается, до сих пор ни для кого не семья, кроме как для самих себя, тогда и начинают шевелиться, решать вопрос, который раньше откладывали на потом.

– В свое время протоиерей Димитрий Смирнов сравнил «гражданских жен» с «бесплатными проститутками». Согласны ли вы с утверждением, что в основе таких «союзов» лежит только сексуальное влечение?

– Я бы не согласился с известным, но категоричным высказыванием уважаемого батюшки, протоиерея Димитрия Смирнова о том, что гражданский брак – это только проституция и ничего больше. Когда такие люди приходят к нам в храм на беседу, мы общаемся, погружаемся в проблему, я вижу, что очень часто в их отношениях «постельные дела» занимают далеко не первое место.

Но при всем этом, конечно, нередко встречаешь людей, которые просто живут, ни о чем не думая. Помню случай с одной парой. С невестой ничего невозможно было сделать: она и детей не хотела, и работать не хотела, и регистрировать отношения не хотела, ей вообще ничего не хотелось.

– То, что в миру называется «гражданским браком», Церковь называет блудом. Означает ли это, что люди, живущие в таком «союзе», безнадежны подобно бесплодной смоковнице? 

– Конечно, есть правила, которых нужно придерживаться, их никто не отменял, они дисциплинируют нас, задают правильные ориентиры правильной жизни. Это Священное Писание, церковные каноны и постановления, указания священноначалия. Поэтому когда к нам приходит пара, я всегда выясняю, расписаны ли они. После этого у нас проводятся беседы, и уже только тогда совершаем над ними Таинство. Но ведь все указания нисколько не мешают нам видеть перед собой главный ориентир – иметь любовь ко всякому человеку, осуждать не грешника, а грех. Об этом стоит всегда помнить. Никто не безнадежен.

– В вашем храме сложилась практика обручения. Расскажите о ней, пожалуйста.

– Когда в глаза человеку смотришь, в них все можно прочитать, понять, насколько он серьезен. И те, кто приходит к нам на обручение, как правило, имеет серьезные намерения, хочет прочных отношений, хочет иметь детей. В нашем храме они, может быть, впервые после Крещения встречаются с миром духовным.

Я всегда задаю им вопрос: «За вас когда-нибудь молились в храме?» Обручение – шаг к семейной жизни — протоиерей Андрей Мухачев «Нет». – «Так давайте помолимся!» И я молюсь о том, чтобы Господь утвердил обручение их «в вере, и единомыслии, и истине, и любви». А где я беру эту молитву? В последовании обручения.

Сейчас, как правило, обручение соединено с венчанием, и как-то незаслуженно теряется, не замечается на фоне последнего. Но в древности обручение и венчание были разделены определенным временем, в течение которого будущие супруги должны были приготовить себя духовно к великому событию – Таинству брака.

Так и мы, совершаем обручение отдельно. А поскольку венчание у нас в Церкви по правилам совершается только после регистрации брака, обручение в таком случае можно сделать и до регистрации. А мы церковно помолимся об этой паре, об их укреплении и умудрении. Я им и колечки дарю. И людям праздник, и у меня на душе радость. Люди стали ближе друг к другу: знают, что они нужны Богу, что за них молятся. Чудесный обряд!

После совершения обручения я говорю им: «Смотрите, вот, вы коснулись Бога, обручились и теперь, если пожелаете, пожалуйста, приходите после регистрации вашего союза, мы вас обвенчаем». В этих словах нет никакого давления, но вы знаете, люди вот так прикоснувшись к неведомой им ранее жизни, можно сказать, поздоровавшись со Христом, придя в храм, вдруг узнали, что со Христом можно и по жизни пойти. Потому что Бог есть любовь, и в храме Божием их встретили с любовью. Для них двери здесь всегда открыты. Их ждут, и никто не встречает их с порога с осуждениями.

Ко всем нужно подходить с миром, любовью, доброжелательностью. И тогда людям это поможет сохранить согласие между собой хотя бы даже и при той жизни, которой они живут сейчас. Это поможет им раскрыться, понять то, чего они раньше не могли представить, придти к мысли о христианском отношении к Таинству брака.

Помните, как к Господу привели согрешившую в прелюбодеянии женщину? А когда осуждавшие посрамились, Он спросил ее: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши! (Ин.8:1-11). Осудить-то легко, а вот попробуй полюбить, услышать, понять человека, почему он так поступил. Я все время пытаюсь понять. И пытаюсь служить Богу – иногда Он мной как инструментом неказистым что-то делает, а я стараюсь, как могу.

– И каковы же результаты? Может ли обручение сподвигнуть людей к дальнейшим шагам? 

– У нас уже порядка 115 пар обручены. И вы знаете, через некоторое время, осознав близость и радость этой духовной жизни, обрученные приходят в ЗАГС и расписываются, хотят узаконить свои отношения. Не скажу, что таковых сто процентов, но потом я вижу многих из них, они снова приходят к нам в храм, хотят обвенчаться. Тогда мы беседуем о том, что такое венчание. А если они хотят венчаться сразу после обручения, я им рассказываю о смысле венчания, объясняю, что оно совершается после регистрации в ЗАГСе, и это официальная точка зрения Церкви, тогда они регистрируются в ЗАГСе и приходят венчаться. И уж точно ни одна пара из обручившихся ни не пришла потом с просьбой «разобручить» их обратно.

– А как быть с обручением, если у людей, уже ребенок родился? И, вообще, возможно ли крещение ребенка в том случае, если его родители не состоят в браке?

– Да, бывают случаи, когда люди не расписаны, и они хотят крестить своего младенца. Если у них есть желание, чтобы их ребенок был крещен в Православной Церкви – это же прекрасный порыв. Слава Богу, если так, пусть приходят, мы с ними побеседуем, я объясню, что такое Таинство Крещения, Таинство брака, венчание. Я рассказываю им, почему деторождение и Крещение имеют важнейшие значение. Но этим мы не ограничиваемся, потому что дальше мы подходим… опять же к обручению.

– Бывает ли, что люди «пугаются» обручения, понимая, что оно предполагает ответственное отношение обручаемых?

– Редко, но случается. По привычке говорят: «Ой, мы не готовы». А я говорю: «Ребенка вы родили, а говорите, что к ответственности не готовы. После такого ответственного шага как деторождение что уже все остальное? Поэтому давайте обручаться». И люди не отказываются, а потом не жалеют.

– Поговорим о венчании. Мы уже немного затронули эту тему. Не в каждом храме спрашивают свидетельство о регистрации брака у тех, кто желает венчаться. Тем более пожертвование, которое предлагается внести за совершение Таинства, может быть неплохим подспорьем для бедного храма. Если люди, зная о том, что по правилам венчают только женатых, все же венчались, считается ли такое венчание действительным? 

– Бог видит все. Если соблюдаются заповеди, которые повелел нам соблюдать Господь, о которых говорит Церковь, при таких условиях Таинство, конечно, совершается. А если произошло лукавство, в сердце, уме человека имеется какой-то злой умысел, Господь может сказать: «Нет и все». Хоть венчай, хоть не венчай. И это касается любого Таинства.

Если, например, на исповеди ты неискренне каешься, держишь на кого-то злобу, что же, Господь примет такое «покаяние»? Ты думаешь, что обманул Его, а Он возьмет и не примет твое фальшивое покаяние. Хоть все молитвы вычитывай, хоть поклоны клади, хоть все грехи перебирай, а если в сердце у тебя ничего не изменилось, и ты злой, раздраженный на всех, о каком прощении может идти речь? Вроде все соблюли, а покаяния не было. Не было и прощения.

Так и тут. Ты можешь все соблюсти, а Господь не венчает. Поэтому только одному Богу известно, совершилось Таинство или нет. Надо в сердце человека заглянуть, есть там любовь или нет. Там, где любовь, там дело Божие.

– Венчание – важный и ответственный шаг для верующих супругов. Понятно, если человек воцерковленный, для него вопросов нет, надо ли венчаться. А если человек, хотя и крещеный, но «Бог у него в душе», в храм он ходит пару раз в году, нужно ли ему венчаться? Стоит ли венчаться, если для человека это не вполне осознанное решение? 

– Действительно, существует такая точка зрения, что не всегда полезно «спешить» с венчанием. В связи с этим, уместно вспомнить слова прекрасного человека, митрополита Сурожского Антония. Владыка говорил, хорошо бы некоторым людям перед венчанием хотя бы немного успеть пожить в браке, посмотреть друг на друга, еще раз задать себе вопросы: «К чему мы готовы? Что ждем друг от друга? Готовы ли прожить жизнь вместе?». Потому что венчание – это, по моему мнению, украшение брачного союза. Это Таинство наделено прекрасным смыслом, ведь брак становится образом таинственного союза Христа с Церковью. Поэтому необходимо приступать к этому Таинству, как и ко всякому другому, осмысленно, но сделать это под силу только воцерковлённым или воцерковляющимся людям.

– Вопрос о разводе. Иудеям был разрешен развод по их жестокосердию (Мк.10:5), в Евангелии же Иисус Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние (Мк.10:11-12). Однако в настоящее время в Церкви есть целый ряд причин, по которым дозволяется разводиться: прелюбодеяние, посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей, злонамеренное оставление супруга другим супругом и другие. Часто ли Вам приходится решать такие проблемы?

– Да, такие случаи мне известны, я вижу, что не всегда расторжение государственного брака является вопиющим беззаконием. Иногда это крайняя мера. Можно услышать, как кому-то говорят: «Ты расписался, держи этот брак как можешь». Но порой приходится оставить человека, к примеру, строптивого, агрессивного, с которым развратишься, совершить такой, казалось бы, неправильный поступок, чтобы не совершить зло куда большее. Поэтому люди, оказавшиеся в такой ситуации, пытаются что-то сделать, у кого-то получается, у кого-то – нет. Но осуждать их вот так сразу не надо: осудить легко, а вот понять, почему он так поступил, трудно. Не всегда то, что нам кажется логичным, бывает логичным.

– Что можно посоветовать человеку, за плечами которого уже есть распавшийся брак, но искренне желающему создать верующую, крепкую семью? Смириться ли или искать того, с кем он проведет свою жизнь до конца дней своих?

– Мне отец однажды сказал хорошую русскую пословицу, звучит она так: бей ворону, бей сороку, Бог и рябчика подаст. Поэтому не стоит впадать в отчаяние, если первый брак не получился. Да, это беда, да, это несчастье для человека. Но надо жить дальше, не падать духом, искать человека, с которым ты сможешь провести жизнь так, как хотел бы ее провести, только уже осознанно, по-христиански. И я думаю, Господь поможет ищущему в его стремлении.

– Ваше пожелание всем тем, кто еще сомневается, создавать ли семью?

– Каждая семья – это особый случай. Если беседуешь с одним человеком, ему пожелаешь одно, а другому – другое. У кого-то уже что-то есть в голове, какие-то представления о семейной жизни, смысле ее, а у другого – еще нет. Одному нужно пожелать, чтобы он поработал над своей душой, а второму – ума-разума, потому что он еще слишком молод и опыта нет. Третьему бы в армию сходить, и после уже посмотреть на мир, на отношения между людьми. Четвертому бы не мешало подружиться со своими родителями, посмотреть, как они живут на самом деле, больше проникнуться их жизнью.

Все случаи разные. Но если человек уже созрел для семейных отношений, то надо в эту семейную жизнь, как в песне пелось, броситься как в море с головой. И потом уже не стоит ничего бояться: ни регистрации в ЗАГСе, ни обручения, ни венчания, ни трудностей, которые непременно встретятся в жизни, а жить душа в душу и по-настоящему дружить. Потому что любовь – это дружба в наивысшем проявлении. Другу ты можешь многое простить, с другом ты можешь закрыть глаза на его слабости и недостатки, другу ты верен. Такой любви я всем и пожелаю.

Текст: р.Б. Геннадий

Комментировать

1 Комментарий

  • Вячеслав, 29.09.2021

    Ответы отца Андрея многое прояснили. Хорошо, что на Азбуке обсуждается такой широкий круг вопросов и можно черпать ответы здесь, а не в других местах, где бывают спекуляции.

    Ответить »
«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage