Устроение семьи — протоиерей <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefedov/" target="_blank" title="протоиерей Геннадий Нефёдов">Геннадий Нефёдов</a> <br><span class="bg_bpub_book_author">Протоиерей <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefedov/" target="_blank" title="протоиерей Геннадий Нефёдов">Геннадий Нефёдов</a></span>

Устроение семьи — протоиерей Геннадий Нефёдов
Протоиерей Геннадий Нефёдов

(1 голос5.0 из 5)
Оглавление

Из книги протоиерея Геннадия Нефёдова «Основы христианской нравственности»

Каждому человеку необходимо иметь правильное представление об основах семейной жизни, о воспитании детей, о том, как научить повзрослевшего человека самому строить свои отношения с окружающими его людьми. Развивая силы и способности своей собственной духовно-нравственной природы, привлекая богатство церковного опыта с его благодатной помощью, человек воспитывает в себе вкус к мыслям святым и правильным и учится созидать свой семейный дом в соответствии с традициями христианской культуры. Именно об этом идет речь в книге «Основы христианской нравственности», адресованной юношеству и каждому человеку, задумавшему создать собственную семью.

1. Искусство правильно строить взрослую жизнь

Понятие об этом искусстве

Понятие об этом искусстве: субъективная работа над собой в семье, утверждение в себе объективно-ценных жизненных содержаний, вменение Божественного Откровения себе в закон, приобщение Откровению на различных путях жизни, влияние Божественного Откровения на нравственность, святое содержание нравственных отношений, святость Христовой Церкви, основание христианской нравственности, цель искусства правильно строить свою взрослую жизнь, созидая в своей семье малую, домашнюю церковь

Какая у человека цель работы над собой?

Став взрослым и создав собственную семью, каждый человек становится строителем совместной с женой, или соответственно с мужем, жизни. По совету богомудрых людей эта жизнь потребует от них таких отношений, при которых «муж должен быть построже к себе и поснисходительней к жене, а жена построже к себе и поснисходительней к мужу». Понятно, что такая семейная установка потребует от каждого члена супружеского союза индивидуальной, субъективной работы над собой. Цель этой работы – приобрести свой личный религиозно-нравственный опыт и плоды его постоянно вносить в «копилку» семейной жизни.

В чем суть религиозно-нравственного опыта?

Религиозно-нравственный опыт состоит в том, что им человек утверждает в себе известные объективно-ценные жизненные содержания. Религия, как связь с Богом, несет человеку свободные внутренние переживания по поводу нисходящего к нему от Бога Откровения. Принимая его от Бога созерцанием, любовью и верой, человек своим сердцем восходит к Нему через молитву и согласные с нею дела, нравственные поступки. Таким образом, этот опыт дает человеку возможность узнавать истинное Откровение по его божественному совершенству и вменять его себе в закон, наполняя его положениями свою жизнь, исполняя их своим сочувствием, поддержкой и служением.

Где человеку дается Откровение Божие?

Оно дается ему на различных путях: нам известно Откровение естественное и сверхъестественное; мы можем черпать его, читая Священное Писание и внимая Священному Писанию; мы можем приобщаться ему через догматы Церкви, через голос личной совести и через участие в Таинствах.

Что является источником Божественного Откровения и как он влияет на нравственность?

Религиозный опыт говорит человеку, что единственным источником Откровения является благодать Божия, и потому человек взывает к ней. И истинная нравственность есть не что иное, как молитва о благодати Божией и об Откровении. Поэтому христианское нравственное учение в понятие о нравственности вносит уточнение. Оно говорит, что отношение человека к Богу и людям качественно меняется через усвоение благодати Божией. Это отношение обретает святое содержание через причастность к благодатной жизни, присущей Богу и Его Царству.

Какое место в этом содержании отводится святости?

Святость в Христовой Церкви понимается как проникновение души человеческой, ее сознания в иное, божественное, святое бытие, онтологически превознесенное над миром. И когда христиане называют человека святым, то под этим они разумеют действие в нем своеобразных сил, качественно несравнимых со свойственными этому миру. Они указывают на вышемирность этих сил, на их восхищение до третьего неба, на музыку небесных сфер, сопровождающую слова и движения святого человека. Естественная нравственность его сама не входит в состав понятия святости. Она частично служит одним из благоприятных условий благодатного посещения Божия, частично же проявляется как следствие такового.

Что является основанием христианской нравственности?

Итак, основанием для христианской нравственности служит Божественное Откровение и благодатная жизнь Церкви.

Какова же цель искусства правильно строить взрослую жизнь?

Эта цель открывается семейному человеку Божественным Откровением и состоит в единении его с Богом и другими людьми по подобию Троического единосущия. Достижение этой цели связано с приобщением человека к жизни и учению Господа Иисуса Христа силой Святого Духа. Плод такой связи человека и Бога – объединяющая всех святая любовь. Кто обрел дар любви, тот живет уже не по своим человеческим влечениям и соображениям, а по внушению Божию. Он может сказать вместе с апостолом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Именно к этому должен стремиться семейный человек, желая обрести в своей семье малую, домашнюю церковь.

Читать далее…

2.Семья и ее послушание богооткровенному нравственному закону

2.1. Устроение семьи

Устроение семьи: цель и задача семьи, крепость ее в единстве и любви

Как понимать цель и задачу семьи?

Удивительное Божие повеление и устроение – семья! «Во Христа и во Церковь». «Тайна сия велúка есть”.

Семья, созидающая себя на христианских традициях, живет Церковью, да и сама становится домашней Церковью. Как и в Церкви, в малой церкви-семье Бог есть Глава. «Во Христа и во Церковь». Муж для жены, отец для детей обладает силой и властью духа. Его главенство в семье – крепко и незыблемо, если укреплено верой и сознанием Божия представительства в семье-церкви.

Все в семье должно быть подчинено главному – воле Божией через мужа и отца. И заслуга жены и матери в семье в том, чтобы, всем сердцем и существом любя мужа и отца своих детей, она старалась слушаться и подчиняться мужу – главе семьи, главе домашней Церкви, как Христу. И с величайшей любовью служить жизнью своей Богу в своем смиренном и самохотном, сознательном подчинении мужу.

Чем семья крепка?

Семья тогда крепка, когда стоит единством и любовью. Той любовью, которая воспринимается домочадцами как преизбыток. Вся жизнь под крышей родительского дома должна стать этим “пре”. В семье дети не просто живут, они пребывают в жизни с родителями, чтобы рядом с ними горячо было жить сердцу. В доме родителей дети дышат их любовью, как воздухом. Любовью они постигают души родителей, а через их души – Бога. И сначала Бог воспринимается в семье как «Бог отец наших». Под сенью родительской любви каждый ребенок имеет возможность узнать и своего Бога.

Любовь – это и единство. И любое отклонение, любое малейшее отступление от этого единства должно восприниматься в семье как аномалия и исправляться. Ибо цель и задача семьи – навыкнуть единству здесь, на земле, для единства вечного.

2.2. Природа семьи

Природа семьи: созидание семьи Господом, сочетание жены мужу; определение Божие о фундаменте человеческих взаимоотношений в семье; назначение семьи – сформировать человека

Кто создает семью?

Создатель семьи – Господь. Он с самого начала хотел, чтобы человек знал, как правильно построить семью. «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Бог не только сказал об этом, но и создал ему помощника – жену. Это одно из первых званий, присвоенных женщине Богом. В нем отражен смысл помощи: содействие одного человека другому в достижении полного удовлетворения.

Как сочетается мужу жена?

Первый брак получил сочетание от Бога. Господь лично привел Еву к Адаму. Точно так же Он готовит подругу или друга каждому человеку. И дает Свои указания о важнейшем виде человеческих отношений взаимодействиях мужа и жены. При постройке скинии Господь сказал Моисею: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25:40). То же говорит Он и вступающим в брак. В следовании этому образцу человеку открывается возможность испытать благословение на гармоничную и счастливую семейную жизнь.

Каково определение Божие о фундаменте человеческих взаимоотношений в семье?

Учредив брак, Господь определил его как фундамент человеческих взаимоотношений, пока человек живет на земле. Адам с благодарностью принимает Божие решение о создании его семьи. При виде Евы он воскликнул: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2:23). При сочетании Адама и Евы Бог сказал им: «Потому человек оставит отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:24–25). Здесь мы видим описание брака в том виде, как его осуществил Господь. Эти указания касаются всех вступающих в брак. Из них видно, что природа брака – Богочеловеческая: Господь в ней – Центр и сердце создаваемой семьи. Господом освящается союз мужа и жены. Им закладываются в природу семьи законы любви, веры и свободы, усвоению и развитию которых посвящается вся совместная жизнь супругов.

В чем назначение семьи?

Семья, по замыслу Творца, явилась наиважнейшим фактором в формировании человека. Она раскрывает все заложенные в нем способности, силы, дарования. Семья становится ковчегом духовной жизни, где человек учится быть личностью, открывающей в себе образ и подобие Божие. Для этого Слово Божие указывает людям несколько принципов, полагаемых в основание семейной жизни.

2.3. Фундамент семьи

Фундамент семьи: принципы, составляющие фундамент семейной жизни: отделение, постоянство, единство, физическая близость

Какие принципы составляют фундамент семейной жизни?

Согласно свидетельству Священного Писания, этими принципами являются: отделение, постоянство, единство и физическая близость.

О чем говорит первый принцип?

Он говорит о том, что, создавая свою семью, человек оставит отца своего и мать свою. Жених и невеста разрывают узы, которыми они были связаны со своими родителями. Это не отказ от родителей или повод плохо с ними обращаться, это не разрыв всех отношений с ними. Оставить отца и мать означает разорвать узы зависимости от родителей: вступающие в брак теперь не будут больше искать у них убежища, защиты, финансовой помощи. Источник удовлетворения этих нужд должен быть усмотрен в новых отношениях мужа и жены. Поступать так – значит положить основание хорошему браку.

О чем говорит создающим семью второй принцип?

Он говорит о постоянстве. Чтобы брак выдержал натиск бурь, супруги должны осознать, что их узы постоянны. Потому оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей… Создав семью, Бог имел в виду прочность, постоянство, жизнь бок о бок без условий и ограничений. Поэтому к первому принципу – отделения – Он присовокупил второй – прочность, постоянство. Развод как одна из возможностей разрыва брачных уз никогда не предусматривался в Божиих мыслях о браке. Этим полагается запрет думам о разводе даже как о возможном варианте – что Бог сочетал, человек да не разлучает.

Что открывает человеку третий принцип брака?

Третий принцип брака – навыкнуть здесь, на земле, единству жизни. И будут одна плоть. Достижение единства в браке – процесс, требующий усилий с обеих сторон. Единство – это способность слушать и прощать; в единстве две личности хотят полностью, без остатка поделиться всем, что наполняет их жизнь. Единство и подобие, однородность – не одно и то же. Подобие сопряжено с подчинением: ты должен быть похожим на меня, реагировать так же, как я. Единство же побуждает мужа принимать участие в трудностях жены и помогать ей справляться с ними.

Что утверждает для семейных людей четвертый принцип брака?

Он, согласно Писанию, утверждает: прочный, здоровый брак требует отделения от родителей, постоянства брачных уз, растущего единства и физической близости. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. Принцип физической близости упомянут последним в Божьем перечне четырех основных принципов, являющихся фундаментом брака. И не без причины. Муж и жена испытывают радость общения от физической близости при наличии отделения, постоянства и единства. При удалении любого из этих принципов, являющихся фундаментом брака, физическая близость очень быстро исчезает. Адам и Ева не стыдились друг друга. Не было в их отношениях ничего скрытого, не было смущений, страхов. Чувство неловкости полностью отсутствовало. Это обусловило полную свободу как эмоциональную, так и физическую.

Христианская семья может строиться только на прочном, Богом созданном фундаменте.

2.4. Каркас семьи

Каркас семьи: мудрость при создании семьи, задача для жены – повиновение мужу как Господу; и для мужа – большая любовь к жене по примеру как Христос возлюбил Церковь; повиновение и любовь – каркас богобоязненной семьи при взаимном уважении и приятных воспоминаниях

В чем усматривается мудрость при создании семьи?

«Мудростью устрояется дом и разумом утверждается. И с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом» (Притч. 24:3–4). Чтобы устроить, утвердить и наполнить дом, необходимы, по словам Соломона, мудрость, разум и знание. В притчах написано: «Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (Притч. 2:6). Люди не могут приобрести их самостоятельно. Господь – источник всего, в чем мы нуждаемся для постройки хорошего дома. Псалмопевец говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1). Только Господь может дать нам умение и способности. Причем изменения должны произойти именно в вас, а не в супруге.

Читать далее…

3. Созидание добра в семейной жизни

Если доброе дело начинается с представления о нем, то и семейная жизнь не обходится без должного представления о том, как она будет протекать.

3.1. Первый период семейной жизни

Первый период семейной жизни: созидание семьи Господом, необходимость наблюдать, чтобы Господь был центром создаваемой семьи; созидание дома благословенными родительскими иконами, введение в состав семейной жизни церковных порядков, встреча семьи с проблемами окружающего грешного мира, главное условие этого периода – способность мужа и жены к взаимной духовной любви, единство и общность жизненной цели супругов

Почему так важно, чтобы Господь созидал семью?

В этот период Бог соединяет мужа и жену в браке. Первые месяцы и годы идет закладка основ семейной жизни. Муж и жена учатся приспосабливаться к новым обстоятельствам, к близкой интимной жизни друг с другом. Об этом важном и нелегком времени созидания семьи так образно говорит Псалмопевец: «Если Господь не созиждет дома, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1). Созидающим семью поэтому необходимо помнить, что в течение первых, очень важных месяцев жизни в браке крайне важно наблюдать за тем, чтобы Господь был центром создаваемой семьи. Если это будет не так, то все старания построить успешную жизнь окажутся напрасными. Семья тогда только развивается в правильном отношении, когда Иисус Христос является центром жизни во всех отношениях. Христианская семейная жизнь охватывает намного больше, чем внешние поступки, какими бы хорошими они ни были. Центром жизни должен быть Господь – вот что значит Господь созиждет дом.

Что в этот период вводит в состав своей жизни христианская семья?

Она стремится ввести в состав своей жизни церковные порядки: изучает Священное Писание, участвует в церковных Таинствах, утверждает свой религиозный опыт в личной и церковной молитве, соблюдает посты, радуется церковным праздникам и осуществляет другие виды духовно-нравственной работы над собой (см. гл. 8–10). А где есть духовная жизнь, там будет и духовный рост, там будет покаяние, свидетельство веры делами добра, общение с другими верующими и ценные в очах Божиих плоды Духа (Гал. 5:22–25).

С чем встречается в это время христианская семья?

Она встречается со сложными проблемами окружающего грешного мира. Члены семьи, объединенные верой, Законом Божиим, Таинствами и священноначалием, встречают их вместе с Богом и Его средствами преодолевают их. Так, строящие семью легко могут увлечься приобретением материального имущества, посчитав его крайне необходимым в современном доме. Подобное увлечение материальными заботами до того увлекает молодоженов, что у них не хватает времени ни друг для друга, ни для Господа. Не следует торопиться в этом вопросе. Перед вступившими в брак целая жизнь. Не стоит терять время в размышлениях о новой мебели, об удобствах жизни, которые кажутся столь необходимыми. Гораздо лучше уделить внимание главному: жизни по Божиим уставам.

Какое главное условие семейной жизни в этот период?

Главным условием в этот период является способность мужа и жены ко взаимной духовной любви. Всюду, где она обнаруживается, появляется источник прочности и красоты семейной жизни. В самом деле, человек призван видеть и любить в любимой женщине (или соответственно – в мужчине) не только плотское начало, не только телесную явленность, но и душу – своеобразие личности, особенность характера, сердечную глубину. Любовь только тогда приобретает духовную радость, когда ее ставят пред лицо Божие и Божиими лучами освещают и измеряют любимого человека. В этом глубокий смысл Таинства Венчания, открывающего перед супругами путь духовной славы и нравственной чистоты, пожизненной и нерасторжимой общности. Прочность семьи требует, чтобы люди желали не только утех любви, но и ответственного совместного творчества, духовной общности в жизни.

Что создает единство и общность жизненной цели супругов?

В браке возникает новое духовное единение и единство мужа и жены, дающее им благодатью Божией понимание друг друга и готовность делить радость и горе совместной жизни. Для этого они призваны единым сердцем воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Такая однородность духовных оценок и создает единство и общность жизненной цели у обоих. В этом случае муж и жена сумеют верно воспринять друг друга и поверить друг в друга. Это и есть самое драгоценное в браке: полное взаимное доверие пред Лицом Божиим. А с доверием связано и взаимное уважение, и способность образовать новую жизненно сильную духовную ячейку общества, способную на деле осуществить духовное воспитание детей.

3.2. Второй период семейной жизни

Второй период семейной жизни: рост семьи, появление детей, главенство Божие в доме через иконы, поставление во главу угла своей жизни хождения перед очами Божиими, восприятие малым ребенком богослужения глазами и ушами, восприятие животворного слова Церкви, восприятие родительского слова, когда «Бог отец наших» станет Богом моего ребенка; дети – наследие, награда от Господа; важность родительского дома, где под сенью икон живут и вырастают дети

В чем особенность этого периода?

Второй период семейной жизни связан с ростом семьи. Появляются дети и живут, сначала бессознательно чувствуя «Первообразная». Потом уже сознательно соотнося с присутствием Божиим свои поступки. Божие присутствие через иконы всегда главенствует в доме. Царит. Диктует. Учит. Воспитывает. И достигает этого практически жизнью родителей, взрослых людей, сознательно поставивших во главу угла своей жизни постоянное хождение пред очами Божиими. Даже в самых мелочах жизненных – соотношение с Божиим Законом. И счастливы дети, открывшие впервые глаза навстречу глазам своих родителей, впитавшие их свет вместе с необходимейшей жизненной энергией и нашедшие в этих глазах первое Божие сияние, первое Божие присутствие. Счастливы дети, начинающие свою жизнь в церкви. Честь и хвала матери, которая с раннего детства носит и водит своих детей в церковь очень часто. И дети сызмала впитывают церковь. Сначала глазами и ушами, бессознательно, просто существом своим действительно впитывают. «Сначала ребенок воспринимает богослужение глазами и ушами. Сознание подключается потом, с годами. Если ребенок просто присутствует в храме – это уже очень важно, уже очень хорошо», – говорит некий духовно мудрый пастырь. По-евангельски, Церковь Божия подобна человеку, который посеял зерно, а как оно прорастает, поднимается, растет, не знает он. Питается «зерно» души, бессознательно еще, Церковью, Таинствами ее, ее силой, ее дыханием. И прорастает. И постоянно начинает раскрывать глаза – и видеть.

Уши начинают слушать уже привычное с детства, родное, кровное, животворное слово Церкви. И слышать. Оно, слово, постепенно возрастает, обретает «плоть» – смысл и силу, могущую уже воспитывать.

И тогда заговорит сердце. Произнесет: «Боже отец наших!», «Авва Отче!», «Боже мой!» Мой . «Господь мой и Бог мой!» И в этом счастье. Ибо через родительское сердце, через родительское слово в один таинственный момент жизни «Бог отец наших» становится Богом моего ребенка, его сердцем, его любовью, его дыханием и жизнью. Думается, в этом – назначение и смысл семьи в этот период.

Почему Бог называет детей наследием, наградой от Него?

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. Что стрелы в руках сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой!» (Пс. 126:3–5). Это замечательные годы, но в то же время требующие многого и с финансовой стороны, и с физической. Эти годы полны сюрпризов. Бог часто расширяет наш колчан, число детей в семье. И каждого из детей Бог называет наследием, плодом, наградой. Каждого ребенка Бог считает важным, желая, чтобы в семье им придавалось такое же значение. В этот период родители будут занятыми и усталыми. Но если их отношение к детям будет правильным, тогда они смогут думать не только о вложенном труде и проделанной работе, но и увидят потенциальные возможности в каждом ребенке, дарованном Богом.

Почему важен ребенку родительский дом?

Когда ребенок вырастет, он уже во взрослом состоянии, сам начнет искать и воспитывать в себе то, что имел в семье как данное, как светлый дар, как определение пути. И это будет существовать у него как почти недостижимая, но цель.

И здесь опять слово об иконах. Дом начинается с них, и строят дом иконы. В каждой комнате устраивается Передний Угол. Он становится центром, он становится для дома ОКОМ, свидетельствующим о присутствии другого мира, по природе своей необычайно близкого, изначального, Отеческого. От них рождается ощущение присутствия Неба. Честь, воздаваемая иконам, «на Первообразная восходит». Под сенью икон живут дети. Перед Божьими очами ходят. И перед святыми угодниками Божиими, небесным сонмом их. Сначала счастливо бессознательно, но сердцем детским всегда чувствуя их.

Так строят свой дом родители, чтобы он крепко стоял и был для детей целой вселенной, и Небом, и Землей обетованной. В таком доме дети находят все.

3.3. Третий период семейной жизни

Третий период семейной жизни: суть его – дети вырастают и становятся самостоятельными, мыслящими подростками; помощь детям у семейного очага приобрести вкус и чутье к духовному осмыслению жизни, любви к родине и Церкви, главное для него – научиться любить Бога и людей; понять идею Родины и отечества; встретить идею ранга через восприятие авторитета отца и матери; воспитать в себе здоровое чувство частной собственности и социальной целесообразности; откровенность и честность родителей со своими детьми – дарами Божиими; Дом – место священное и сильное, парадная комната – зал, где собираются родители и дети праздновать Праздник, молиться Богу и читать Евангелие, куда из церкви приносится полнота души, где «от избытка сердца говорят уста»; тогда главное дома становится главным в душе повзрослевшего человека

Какова суть этого периода?

Этот период начинается тогда, когда малые дети вырастают и становятся самостоятельными, мыслящими подростками. К этому времени родители, воспитывая своих детей, закладывают в них основы духовного характера, доводят их до умения заниматься самовоспитанием.

У духовно осмысленного семейного очага родители помогают детям приобрести вкус и чутье к духовному осмыслению жизни, растят их верными сынами своей Родины и Церкви, готовят к созданию собственной семьи.

Читать далее…

Источник: интернет-портал «Азбука веры»

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage